РЕФОРМИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Б.Н. Герасимов, д-р экон. наук, профессор Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка» (Россия, г. Самара)
DOI:10.24412/2411-0450-2024-9-1-34-40
Аннотация. Состав и содержание ключевых атрибутов обеспечивает функционирование деятельности процесса управления изменениями экономических системах для достижения их целей и реализации стратегии. Для исследования данного процесса управления были выбраны три ключевых подпроцесса управления нескольких организаций. Более подробно было рассмотрено содержание атрибутов нормативного состояния подпроцесса управления качеством изменений организаций. Для измерения фактического состояния атрибутов выбранных подпроцессов управления организаций разработаны десятибалльные шкалы. Экспертиза состояния атрибутов трех подпроцессов управления четырех организаций выявила проблемы, для устранения которых были разработаны и представлены предложения, обеспечивающие повышение результативности деятельности организации в соответствии с профилем её функционирования.
Ключевые слова: управление, организация, атрибуты, управление изменениями, качество изменений, подпроцессы управления, шкалы состояния атрибутов, предложения.
Успех современных экономических систем типа «организация» в рыночных условиях зависит от степени удовлетворения требований потребителей продукции или услуг, так как только в этом случае экономическая система будет иметь качественную продукцию и получать достойный доход. Качество изменений - главные факторы повышения конкурентоспособности продукции [1, 13].
Импульс к достижению профессиональных компетенций в рамках изменений в экономических системах типа «организация» определяется использованием международных стандартов ИСО серии 9000, определяющих формы и содержание продуктивных методологических инструментов в сфере их операционной и управленческой деятельности [3, 11]. Универсальный характер современных нормативов и стандартов процессного управления требует глубокого предметного исследования атрибутов теории и методологии управления качеством изменений в организациях, а также наличия профессионального отношения к исследованию, формированию и/или реформированию формы и содержа-
ния структуры объектов и процессов управления [2, 12].
Одним из факторов актуальности данной темы является интенсивное использование цифровых технологий и систем управления, которые порождают большие объемы их хранения и переработки информации. В связи с этим возрастает потребность в эффективном управлении качеством продукции, технологий и управления, а также интеграции операционных и экономических показателей для определения состояния их реализации. Другим фактором значимости темы является растущая конкуренция на рынке, где достоверная и своевременная информация становится критически важной для принятия проектных и управленческих решений реформирования процессного управления на основе проведения изменений [5, 17].
Для исследования процесса управления изменениями были выбраны три подпроцесса; управление качеством изменений: управление экономикой изменений и управление компетентностью специалистов по изменениям. Рассмотрим подробнее содержание атрибутов подпроцесса
управления качеством изменений организации по работе [7].
Управление качеством изменений организации - это деятельность по определению состава и содержания ключевых атрибутов данных и сведений с целью определения состояния и уровня отдельных показателей и характеристик продукции,
информации и методов управления для их полноценного использования в организации.
Содержание нормативного состояния атрибутов подпроцесса управления качеством изменений организации по работам [4, 8] представлено на таблице 1.
Таблица 1. Содержание нормативного состояния атрибутов подпроцесса управления качеством изменений организации_
Наименование атрибута ПУ Характеристика
Вход Потребность в повышении результативности деятельности подпроцесса управления качеством изменений организации
Преобразования входа в выход Изучение текущего состояния качества жизненного цикла изменений, разработка требований к качеству изменений, принятие решения о параметрах качества изменений, исследование использования существующих параметров, исследование показателей качества изменений, исследование предложений улучшения параметров качества изменений, исследование качества управленческих задач по изменениям, изучение заданий по повышению качества инновационной деятельности, формулирование требований к атрибутам качества изменений, разработка и внедрение требований к атрибутам качества изменений
Выход Удовлетворенность исследование, формированием и продвижение продуктов инновационной деятельности
Материальные ресурсы Расходные материалы и запчасти для оборудования, канцтовары, финансовые ресурсы
Информационные ресурсы Положение о политике в области качества изменений, руководство по управлению качеством изменений, должностные инструкции ИТ-специалистов, планы реализации мероприятий в области контроля качества разработки изменений, карты контроля качества изменений
Методические ресурсы - Порядок исследования, создания и использования изменений, руководство по контролю качества изменений, методические рекомендации для ИТ-специалистов, карта дефектов изменений на стадии внедрения
Трудовые ресурсы Инженеры-конструкторы, начальники отделов, ИТ-специалисты, менеджеры и специалисты по изменениям, рабочие, мастера, экономист, технолог, нормировщик, контролер, аналитик, оператор, дефектолог
Технические ресурсы Программы и приборы для контроля качества изменений, автоматизированные системы для контроля и диагностики качества изменений
Правовые ресурсы Устав организация, политика по управлению качеством изменений, руководство по качеству изменений, регламенты по качеству изменений, технологии, положения, инструкции, акты приема-передачи данных и сведений, своевременность проведения изменений, акты дефектов, брака
Периодичность выполнения Ежедневно, по мере необходимости
Критерии качества Согласованность процессов изменений и их частей, устойчивость формирования изменений, доступность данных для достижения запланированных результатов, контроль изменений, надежность, отсутствие дефектов
Критерии эффективности Обеспечение результативности реализации подпроцессов управления изменениями, уменьшение затрат на разработку изменений, производительность труда, оптимизация затрат и времени внедрения изменений, скорость продвижения изменений
Отметим значимость выполняемого исследования по определению атрибутов подпроцесса управления качеством изме-
нений и их характеристик на основе нормативного уровня позволяет перейти к исследованию их состояния для выполнения
последующих этапов реформирования процесса управления [10].
Осуществляется подбор четырех организаций одной отрасли для проведения исследования состояния процесса управления операциями, в т.ч. ЗАО «Керамогра-нит», ООО НПО «Геомодуль», ООО «Керамзит», ООО «Декоративные решения».
Шкалы оценки состояний подпроцессов управления представляют собой инструмент, используемый для измерения и оценки качества деятельности подпроцессов управления и их составных частей в организации [15, 16]. Они позволяют определить, насколько успешно выполня-
ются задачи управления и достигаются поставленные цели в подпроцессах управления операционной деятельностью организации.
Для определения шкалы для подпроцесса управления качеством изменений организации были выбраны следующие атрибуты: преобразования вода в выход, информационные ресурсы, трудовые ресурсы, критерии эффективности [6]. Фрагмент формирования 10-бальной шкалы подпроцесса управления качеством изменений в ЗАО «Керамогранит» приведен в таблице 2.
Таблица 2. Шкала подпроцесса управления качеством изменений в организации
ЗАО «Керамогранит»
Оценки состояния атрибутов подпроцесса управления
Количественные Качественные
преобразования входа в выход информационные ресурсы трудовые ресурсы критерии эффективности
2 Анализ текущего качества изменений, принятие соответствующих решений База данных Менеджер, специалист по операциям Достоверность выполнения изменений
5 Анализ текущего качества изменений, принятие решений, анализ использования параметров, показателей качества изменений База данных, политика управления качеством изменений, стратегия управления качеством изменений Менеджер, специалист по операциям Совершенствование структуры операционных потоков (систему документооборота)
8 Анализ текущего качества изменений, принятие соответствующих решений, анализ использования существующих параметров, показателей качества, задач, заданий, формулирование и разработка требований к изменениям База данных, политика управления качеством изменений, стратегия управления качеством изменений, информация о стандартах качества изменений, политика управления изменениями, протоколы, тесты, анкеты, экспертные и опросные листы Менеджер, специалист по операциям, начальник отдела обеспечения и обработки изменений Совершенствование структуры операционных потоков (систему документооборота), уменьшение затрат на разработку и внедрение изменений
Рассмотрим состояние подпроцессов управления реализации процесса управления изготовления продукции выбранных организаций. Экспертная оценка фактического состояния выбранных подпроцессов управления является неотъемлемой частью исследования качества их функционирования, что особенно важно для определе-
ния уровня их выполнения и выявления возможных проблем или слабых мест, которые необходимо устранить.
Экспертный лист значений оценок фактического состояния подпроцессов процесса управления на основе работы [9] приведен в таблице 3.
Таблица 3. Экспертный лист значений оценок фактического состояния подпроцессов
управления организаций Эксперт!
№ п/п Организации
Наименование ПУ ЗАО «Керамо- ООО НПО «Гео- ООО «Керам- ООО «Декоратив-
гранит» модуль» зит» ные решения»
1 Управление качеством изменений 6,3 7,1 6,5 6,3
2 Управление экономикой изменений 7,4 5,8 8,5 5,2
3 Управление компетентностью специалистов по изменениям 7,5 6,3 7,1 5,8
Экспертная оценка значений фактического состояния выбранных подпроцессов управления изготовлением продукции является неотъемлемой частью исследования уровня их реализации в организациях. Это особенно важно для определения состояния выбранных подпроцессов управления и выявления возможных проблем или слабых мест, которые необходимо исследовать и устранить.
Определим средние значения оценок состояния выбранных подпроцессов управления организаций. Для этого используются данные значений оценок фактического состояния трех подпроцессов процесса управления одной организации [14]. Пример оценочного листа значений оценок фактического состояния подпроцессов управления ЗАО «Керамогра-нит» представлен в таблице 4.
Таблица 4. Оценочный лист значений оценок фактического состояния подпроцессов управления ЗАО «Керамогранит»__
№ п/п Наименование ПУ Эксперты Средняя оценка
1 2 3 4 5
1 Управление качеством изменений 6,3 7,1 6,8 4,1 7,2 6,5
2 Управление экономикой изменений 7,4 5,1 5,4 4,4 7,4 5,9
3 Управление компетентностью специалистов по изменениям 7,5 5,2 5,5 6,2 7,5 6,4
На основе значений оценок фактического состояния подпроцессов управления всех выбранных организаций были рассчитаны итоговые данные оценки факти-
ческого состояния атрибутов подпроцессов управления этих организаций, которые представлены в таблице 5.
Таблица 5. Итоговые данные оценки фактического состояния атрибутов подпроцессов
Уп равления организаций
№ п/п Наименование ПУ Организации
ЗАО «Керамогранит» ООО НПО «Геомодуль» ООО «Керамзит» ООО «Декоративные решения»
1 Управление качеством изменений 6,3 7,1 6,5 6,3
2 Управление экономикой изменений 7,4 5,8 8,5 5,2
3 Управление компетентностью специалистов по изменениям 7,5 6,3 7,1 5,8
Для устранения проблем необходимо разработать предложения по улучшению состояния подпроцессов управления организации, которые помогут повысить результативность деятельности организации.
Отклонения и характеристика оценки фактического состояния подпроцессов управления ЗАО «Керамогранит» по работе [13] приведены в таблице 6.
Таблица 6. Отклонения и характеристика оценки состояния подпроцессов управления ЗАО «Керамогранит»__
Оценки Причина отклонений значения оценки фактического состояния ПУ
количественные качественные
Средняя оценка факт отклонение
Управление качеством изменений
6,3 6,5 -0,2 Анализ текущего качества изменений, принятие соответствующих решений, анализ использования существующих параметров, показателей качества, предложений, задач, база данных, политика управления качеством изменений, стратегия управления качеством изменений, информация о стандартах качества изменений, политика управления изменениями, менеджер, специалист по операциям, начальник отдела обеспечения внедрения изменений, совершенствование структуры операционных потоков (включая систему документооборота), уменьшение затрат на внедрение изменений Нехватка квалифицированных кадров. Низкая информационная насыщенность механизмов управления и кон-гроля. Недостаточное развитие инфраструктуры и методов управления изменениями в меняющейся обстановке
Управление экономикой изменений
6,4 5,9 -0,5 Установленный контроль качества технологий изменений по стандартам ГОСТ, сертификат соответствия стандартам качества технологий изменений, эксперт по оценке и контролю качества ресурсов Повышение качества принятия управленческих решений и их реализации по отношению к качеству показателей инновационной деятельности Неэффективность научных исследований, связанных с разработкой перспективных технологий. Низкий уровень внедрения изменений
Управление компетентностью специалистов по изменениям
6,7 6,4 -0,3 Поиск каналов сбыта и продвижения, новые инструменты повышения компетентностью специалистов по изменениям, эксперт в области компетентностью специалистов по качеству изменений и её продвижения (рекламщик), узнаваемость организации на рынке Неглубокое исследование факторов внешней среды Нехватка курсов повышения компетентности специалистов по изменениям
В таблице 6 произведена расшифровка количественных значений оценок фактического состояния подпроцессов управления в организациях. Предложения по
улучшению фактического состояния исследуемого подпроцесса управления качеством изменений в ЗАО «Керамогранит» представлен в таблице 7.
Таблица 7. Предложения по улучшению фактического состояния подпроцесса управле-
ния качеством изменений ЗАО «Керамогранит»
Причина отклонения значения состояния ПУ Предложения по улучшению состояния ПУ Средства реализации Ожидаемые результатов
Нехватка квалифицированных специалистов Профессиональная и психологическая подготовка компетентных специалистов по качеству изменений Подбор и подготовка кадров Организация плановых проверок средств защиты изменений Обеспечение полного или частичного перекрытия значительной части каналов утечки информации об изменениях
Низкая информационная насыщенность механизмов управления и контроля Формирование требований к форме и содержанию данных и сведений в рамках реформирования Определение перечня требуемой изменений Определение критериев проверки изменений Упрощение процедуры обработки изменений
Недостаточное развитие инфраструктуры управления изменениями в меняющейся обстановке Приобретение лицензионного ПО Покупка и наладка ПО Загрузка данных в ПО Информирование клиента об отсутствии конфликта интересов, соблюдении конфиденциальности решений
Исследование атрибутов содержания Таким образом, улучшение состояния
деятельности подпроцессов управления в подпроцессов управления изготовлением рамках процесса управления экономиче- продукции организаций требует использо-ских систем позволило выявить имеющие- вания системного и процессного подхода, ся проблемы в их содержании на основе а также внедрения инновационных пред-десятибалльных шкал их фактического со- ложений, включая этапы анализа, оптими-стояния, а также разработать предложения зации, стандартизации, автоматизации и по развитию этих подпроцессов управле- структурирования, что позволит достичь ния для повышения качества их функцио- оптимальной эффективности процессного нирования в социальной и экономической управления в рамках управления измене-среде. ниями в деятельности экономических си-
стем типа «организация».
Библиографический список
1. Абрамов С.С. Оценка качества услуг с учетом позиции потребителя // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2021. - № 1. - С. 34-39.
2. Борисов С.А., Плеханова А.Ф. Сравнительный анализ проектного и процессного подходов в управлении инновационной деятельностью // Российское предпринимательство. - 2013. - № 13 (235). - С. 91-96.
3. Бровка Г.М. Инновационная экономика и национальная безопасность: анализ формулировок и теоретическое обеспечение. - Кишинев. 2016. - С. 9-33.
4. Герасимов Б.Н. Моделирование процесса управления научной деятельностью организации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2016. - №1. Т. 8. - С. 229-236.
5. Герасимов Б.Н. Инновационное развитие процесса управления операциями экономических систем // Развитие экономических систем: теория, методология, практика. - Пенза: ПГАУ, 2022. - С. 66-87.
6. Герасимов Б.Н. Методология построения структуры экономических систем // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2024. - №1. - С. 4-15.
7. Герасимов Б.Н. Моделирование и технологизация элементов менеджмента в экономических системах // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2023. - №2. - С. 14-27.
8. Герасимов Б.Н. Методология нормирования технологий решения управленческих задач в экономических системах // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2023. - №3. - С. 6-19.
9. Герасимов К.Б. Инвестиции в инновации социально-технологических предприятий // Вестник университета. - 2021. - № 5. - С. 153-161.
10. Герасимов К.Б. Формирование и развитие факторов влияния на инновационный потенциал организации // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2022. - №1. - С. 110119.
11. Головина Т.А., Авдеева И.Л. Инновационная деятельность предпринимательских структур в условиях риска и неопределенности // Деловой вестник предпринимателя. -2022. - № 7(1). - С. 43-49.
12. Дшхунян В.Л., Никольская Т.Г. Процессы и менеджмент качеством в развитии экономических успехов организация. - М.: Трек, 2005. - 144 с.
13. Синицына Е.В., Борисович А.А. Федосеева В.Д. Инновации и их роль в современном обществе // Мировые цивилизации. - 2022. - Т. 7, № 1. - С. 72-81.
14. Попова Л.Ф. Совершенствование управления качеством по циклу PDCA // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2022. - №2. -С. 68-72.
15. Турыгина А.А. Особенности организации управления продажами в инновационно-ориентированной организации // Вестник науки и образования. - 2022. - №4. - С. 45-49.
16. Хэмэл Г., Брин Б. Будущее менеджмента / пер. с англ. - СПб.: Best Business Books, 2013. - 280 с.
17. Ackoff R.L. Theory of practice in the social systems sciences // Systems Research. -1988. - № 5 (3). - P. 241-246.
REFORMING THE MANAGEMENT PROCESS CHANGES IN ECONOMIC SYSTEMS
B.N. Gerasimov, Doctor of Economic Sciences, Professor Samara University of Public Administration «International Market Institute» (Russia, Samara)
Abstract. The composition and content of key attributes ensures the functioning of the activities of the change management process in economic systems in order to achieve their goals and implement the strategy. Three key management sub-processes of several organizations were selected to follow this management process. The content of the attributes of the normative state of the subprocess of quality management of changes in organizations was considered in more detail. Ten-point scales have been developed to measure the actual state of attributes of selected subprocesses of management of organizations. An examination of the state of the attributes of three subprocesses of management of four organizations revealed problems, for the elimination of which proposals were developed and presented to ensure an increase in the effectiveness of the organization's activities in accordance with the profile of its functioning.
Keywords: management, organization, attributes, change management, quality of changes, management subprocesses, attribute status scales, proposals.