РЕФОРМИРОВАНИЕ ПОДПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ИННОВАЦИЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Б.Н. Герасимов, д-р экон. наук, профессор Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка» (Россия, г. Самара)
DOI:10.24412/2411-0450-2024-10-1-100-106
Аннотация. Подпроцесс управления качеством инноваций является важнейшим компонентом функционирования и развития экономических систем типа «организация» в рамках применения полицентрического управления. На основе выполнения содержания атрибутов подпроцесса управления на уровне их нормативного состояния становится возможным определение состава функциональных задач управления. Формирование содержания задач управления позволило разработать технологии их решения на уровне процедур с определением водной и выходной информации. Представленные методы принятия решений предназначены для повышения результативности технологического оснащения задач управления организации.
Ключевые слова: управление, организация, подпроцесс, качество инноваций, задачи, технология решения, методы решения, результативность.
В современной экономической среде качество инноваций является критическим фактором успешной работы экономических систем типа «организация». Компетентное управление качеством инноваций позволяет организации осуществлять свою деятельность более эффективно и конкурентоспособно [1, 2].
Одним из основных изменений, которые происходят в подпроцессе управления качеством инноваций, является увеличение объемов и разнообразия инноваций, которую необходимо управлять [3, 12, 13]. С ростом угроз информационной безопасности организации вынуждены принимать меры по защите инноваций от несанкционированного доступа, взлома и утечки.
Подпроцесс управления качеством инноваций - это деятельность, направленный на обеспечение достоверности, точности, полноты данных для принятия решений в рамках процессного и функционального управления [4, 5, 15]. Управление качеством инноваций организации - это процесс, включающий требования к инновациям, ее сбор, хранение и обработку в соответствии с установленными стандартами и методами, а также контроль и мониторинг качества данных и сведений. Содержание нормативного состояния атрибутов подпроцесса управления качеством инноваций организации по работе [6] отображено в таблице 1.
Таблица 1. Содержание нормативного состояния атрибутов подпроцесса управления качеством инноваций организации_
Наименование атрибутов ПУ Определение
Вход Потребность в выявлении, определении и конкретизации содержания атрибутов и их элементов одержания и состояния деятельности в рамках управления качеством инноваций организации
Преобразования входа в выход Оценка качества входных данных для проектирования и продвижения инноваций, разработка инновационных проектов и программ, планирование и разработка мероприятий по улучшению качества для проектирования и продвижения инноваций, внедрение мероприятий по улучшению качества инновационной деятельности, мониторинг и контроль качества информации в рамках внедрения инновационной деятельности, исследование и мониторинг инновационной деятельности качества для проектирования и продвижения инноваций
Выход Обеспечение достоверности, полноты, актуальности, точности и доступности инноваций для принятия эффективных решений
Материальные ресурсы Компьютерное оборудование, программное обеспечение, офисная мебель и оборудование, бумага, канцелярские принадлежности и т.д.
Информационные ресурсы Отчеты и статистика организации, исследования рынка, данные о потребителях и конкурентах, информация о стандартах и требованиях к качеству инноваций, специализированные базы данных и онлайн-ресурсов
Методические ресурсы Процедуры и инструкции, регламентирующие процессы управления качеством инноваций, методологии и стандарты (ISO 9001:2015), алгоритмы и модели, используемые для анализа и контроля качества инноваций
Трудовые ресурсы Менеджеры по качеству инноваций, аналитики данных, специалисты по информационной безопасности и т.д.
Технические ресурсы Программное обеспечение для контроля качества данных, автоматизированные системы для мониторинга данных, средства защиты поддержания и продвижения инноваций
Правовые ресурсы Законы, постановления, стандарты и другие правовые документы, регулирующие обработку, хранение и передачу инноваций, а также требования по защите персональных данных и конфиденциальности по инновационной деятельности
Критерии качества Доступность, обновляемость, защищенность, точность, полнота содержания, своевременность доставки данных атрибутов инновационной деятельности
Критерии эффективности Затраты на разработку инновационных технологий, количество внедренных новых атрибутов технологий, объем продвижения инноваций в рамках функционального цикла, уровень рентабельности инноваций на стадии эксплуатации
Таким образом, подпроцесс управления качеством инноваций организации подразумевает использование различных ресурсов, операций и процедур, критериев для обеспечения их точности, достоверности и полноты [7]. Все перечисленные подпроцесса управления играют ключевую роль в обеспечении качества инноваций в практике деятельности организации.
В качестве базовой организации выбрано ООО «Трансстрой», основными задачами которого являются: строительство зданий и сооружений; капитальный ремонт и рекон-
струкция зданий и сооружений; производство отделочных работ; выполнение работ по устройству наружных инженерных сетей и коммуникаций; выполнение работ по устройству инженерных систем и оборудования зданий; выполнение благоустройства территорий.
Данная организация построила и реконструировала десятки муниципальных и областных социально-значимых объектов и сооружений. Содержание ключевых атрибутов ООО «Трансстрой» приведено в таблице 2.
Таблица 2. Содержание ключевых атрибутов ООО «Трансстрой»
Наименование Характеристика
Продукт Строительство зданий и сооружений
Цель Максимизация дохода и прибыли за счет реализации качественных услуг по строительству
Миссия «Возведение надежных и уютных зданий и сооружений из современных материалов для граждан, организаций и муниципалитетов»
Вход Потребность в строительных работах и услугах для физических и юридических лиц
Преобразования входа в выход Анализ и обработка входных данных, проектирование, планирование и организация строительных работ, закупка материалов и оборудования, распределение трудовых ресурсов и управление персоналом для строительных работ, выполнение работ в соответствии с требованиями и нормативами, контроль качества выполненных строительных работ, отчетность и документальное оформление результатов работ, финансовый учет и управление бюджетом, анализ эффективности деятельности и принятие решений; управление клиентскими отношениями и стратегиями развития
Выход Физические и юридические лица, удовлетворенные получением строительных продукции и услуг
Материальные ресурсы Строительные и отделочные материалы, инструменты и оборудование для строительных и отделочных работ; транспортные средства и специализированная техника, запасы и складские запасы материалов, инвентарь и принадлежности для работы персонала, здания и сооружения
Информационные Информационные системы и программное обеспечение, информационные базы данных и
ресурсы библиотеки, документация и проекты, стандарты и нормативные документы в области строи-гельства, информационные ресурсы по технологиям и материалам, исследования и аналитика, информация о потребителях и о конкурентах и рынке строительства
Трудовые ресурсы Директор, заместитель директора, главный инженер, начальник участка, сотрудники отдела ПТО, специалист по кадрам, менеджеры, прораб, рабочие основного и вспомогательного производства
Технические ресурсы Оборудование и машины для строительных и отделочных работ, транспортные средства, системы коммуникаций и связи, энергетические системы и источники, инструменты и приспособления для выполнения работ. системы автоматизации технологических процессов, оборудование для измерений и испытаний материалов, электронные системы безопасности и пожарной сигнализации, системы наблюдения и видеоконтроля на объектах, средства передвижения и подъема работников
Правовые ресурсы Лицензии и разрешительные документы на осуществление деятельности, ТК РФ и законодательство в области труда, налоговые законодательство и бухгалтерский учет, законы и нормативы в строительной сфере, договоры с клиентами и поставщиками, правила и стандарты безопасности труда, законы и правила о защите прав потребителей, правила контроля качества работ и услуг, интеллектуальная собственность и защита авторских прав, регулирование цен и тарифов в сфере строительства
Структура Линейно-функциональная
Технологии операционной деятельности Анализ рынка, подготовка планов производства, подготовка необходимых ресурсов, производство, реализация, сбыт, послепродажное и ремонтное обслуживание
Организационная структура
ООО «Трансстрой» позволяет эффективно управлять организацией, объединять ресурсы и компетенции сотрудников для достижения общих целей, в т.ч. выращивания идей, проектирования и внедрения инноваций, обоснования целесообразности проектных решений. Она способствует координации и контролю работ, а также обеспечивает эффективное взаимодействие между подразделениями организации.
Необходимость исследования и формирования функциональных задач управления
(ФЗУ) в рамках подпроцесса управления организации связана с возможностью последующего выявления проблем в данной сфере организационной деятельности, обеспечив тем самым эффективное управление качеством инноваций в выбранной организации [8, 14]. Для выделения функционального полного состава ФЗУ в рамках подпроцесса управления качеством инноваций
ООО «Трансстрой» построим фрагмент матрицы «Подпроцесс организации - Функции управления», представленной в таблице 3.
Таблица 3. Матрица «Подпроцесс организации - Функции управления» ООО «Трансстрой»
№ п/п
Наименование ПУ
Н
Пр.
Пл
Функции управления
О
У
Кн
А
Управление качеством инноваций организации
Р
1
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Определим содержание назначения каждой ФЗУ данного подпроцесса управления ООО «Трансстрой» на основе работ [16, 17].
Прогнозирование качества инноваций - это деятельность по определению и исследованию ожидаемого или вероятного уровня дефектов в рамках инновационной деятельности, который будет получен в будущем.
Планирование качества инноваций - это деятельность по определению уровня реализации стратегии, политики и определения методов и средств, необходимых для обеспечения, контроля качества процедур и документов подпроцесса управления.
Нормирование качества инноваций - это деятельность по определению стандартов и нормативов данных, по которым инновационная деятельность должна считаться качественной в рамках всего подпроцесса управления.
Контроль качества инноваций - это деятельность по определению, проверке и подтверждению соответствия инноваций установленным критериям и стандартам качества.
Регулирование качества инноваций - это деятельность по установлению и поддержанию правил и процедур, которые гарантируют
высокое качество инноваций на всех стадиях жизненного цикла.
Организация качества инноваций - это деятельность по разработке и внедрению системы оценки и измерения атрибутов управления инновационной деятельности, которая включает в себя аспекты для обеспечения и контроля качества новшеств.
Учет качества инноваций - это деятельность по определению отражение содержания данных в информационных системах, регистрация, классификация и оценка их качества.
Координация качества инноваций и информационной политики - это деятельность
по определению и согласованию требований и характеристик качества инноваций с общей информационной политикой организации или группы организаций.
Анализ качества инноваций - это деятельность по определению измерения и оценки качества инноваций на достоверность, полноту, актуальность и применимость, сравнение с предыдущими данными и требованиями разработчиков инноваций и организации в целом.
Модель подпроцесса управления качеством инноваций ООО «Трансстрой» представлена по работе [9] на рисунке 1.
Рис. 1. Модель подпроцесса управления качеством инноваций о ООО «Трансстрой»
Таким образом, необходимо сделать вывод о важности установления состава и содержания ФЗУ и структуры выбранного подпроцесса управления для адекватного их использования в процессном управлении. Рассмотрим
содержание технологии решения
ФЗУ «Организация качества инноваций» ООО «Трансстрой», представленной в таблице 4.
Таблица 4. Технология решения ФЗУ «Организация качества инноваций» ООО «Трансстрой»
Входные документы Процедуры решения Выходные документы
1. Устав организации 2. Политика организации 3. Стратегический план организации 4. Стандарты качества инноваций 5. Отчетность и статистика продвижения инноваций 6. Обратная связь 1. Анализ текущего состояния инновационной деятельности 2. Определение источников дефектов и брака инноваций 3. Оценка качества и достоверности источников оценки качества инноваций 4. Установление процедур сбора данных о качестве инноваций 5. Разработка системы хранения данных о качестве инноваций 6. Проверка системы контроля качества инноваций 7. Аттестация сотрудников системы контроля качества инноваций 8. Разработка процедур исследования и исправления ошибок 9. Мониторинг и анализ содержания качества инноваций 10. Аудит безопасности инновационного процесса 11. Установление средств хранения и доступа к инновациям 12. Разработка мер повышения безопасности инноваций 13. Внедрение системы мониторинга и обнаружения угроз безопасности ин- 1. Политика организации по качеству инноваций 2. Инструкции по управлению качеством инноваций 3. Отчеты и статистика 4. Обновленные политики и процедуры продвижения инноваций 5. Отчеты полу-
Входные документы Процедуры решения Выходные документы
от клиентов и пользователей инноваций 7. Реестр обновлений и инноваций организации новаций 14. Организация копирования и восстановления данных при необходимости 15. Выработка предложений по обновлению и модернизации инновационной деятельности 16. Оценка текущей эффективности системы организации качества инноваций 17. Установление точек постоянного контроля и регулирования системы организации качества инноваций. 18. Обучение сотрудников методам работы с информацией 19. Введение правил обеспечения конфиденциальности хранения и передачи инноваций 20. Передача данных о качестве инноваций для последующего исследования ченной обратной связи от потребителей инноваций 6. Планы и отчёты по обучению персонала по инновациям
После разработки технологий решения ФЗУ появляется полный перечень всех документов, функционирующих в рамках подпроцесса управления.
Формирование и поддержание уровня качества инноваций требует проведения множества этапов, начиная от анализа потребностей в инновациях и определения источников до
Фрагмент определения состава МПР и ожидаемых результатов для реализации процедур технологии ФЗУ «Организация каче-
аудита качества инноваций и оценки её эффективности [10, 11, 18]. В соответствии с практикой методологического оснащения были выбраны методы принятия решений (МПР) для выполнения процедур технологии решения ФЗУ «Организация качества инноваций» ООО «Трансстрой», фрагмент каталога которого представлен в таблице 5.
ства инноваций ООО «Трансстрой» приведен в таблице 6.
Таблица 5. Каталог МПР для технологии решения ФЗУ «Организация качества инноваций»
ООО «Трансстрой» (фрагмент)
№ п\п Наименование МПР Назначение Ожидаемые результаты
1 SWOT-анализ Инструмент для оценки сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, с которыми сталкивается организация Разработка плана действий по улучшению качества инноваций
2 PDCA-цикла Процесс состоит из четырех этапов: планирование, выполнение, проверка для улучшения качества инноваций Определение цели и задач по улучшению качества инноваций
3 Бенчмаркинг Метод сравнения показателей с показателями лучших практик на рынке. для выявления лучшего подхода организации качества инноваций Разработка плана действий по использованию лучших практик в организации качества инноваций
4 ABC-анализ Метод классификации объектов по их значимости и приоритетности, требующие наибольшего внимания и усилий по улучшению качества Разработка плана действий по улучшению качества инноваций для каждой из классифицированных групп объектов
5 DMAIC-цикл Решение сложных проблем и улучшения процессов. для анализа и улучшения процессов, связанных с качеством инноваций Решение сложных проблем и улучшение процессов, связанных с качеством инноваций
Таблица 6. Применение МПР для технологии решения ФЗУ «Организация качества иннова-
ций ООО «Трансстрой» (фрагмент)
Наименование процедуры технологии ФЗУ Наименование ПУР Ожидаемые результаты
3. Оценка качества и достоверности источников оценки качества инноваций Бенчмаркинг SWOT-анализ Разработка плана использования лучших практик оценки качества инноваций Разработка плана действий по улучшению уровня качества инноваций для каждой группы объектов
8. Разработка процедур предотвращения и исправления ошибок PDCA-цикл ABC-анализ Определение цели и задач по улучшению качества инноваций Разработка плана действий по улучшению качества инноваций для каждой группы объектов
10. Аудит безопасности инновационного процесса DMAIC-цикл PDCA-цикл Внесение изменений в процесс измерения качества инноваций Определение цели и задач по улучшению измерения качества инноваций
15. Выработка предложений по обновлению и модернизации инновационной деятельности Бенчмаркинг SWOT-анализ Разработка планов использования лучших практик организации качества инноваций Разработка плана действий по улучшению качества инноваций и мер по устранению ошибок
19. Введение правил обеспечения конфиденциальности хранения и передачи инноваций PDCA-цикл DMAIC-цикл Определение предложений по улучшению формирования качества инноваций Решение сложных проблем и улучшение процессов функционирования качества инноваций
Представленные методологические ин- тельности в экономических системах должны струменты направлены на исследование со- быть адекватно привязаны к конкретным ори-держания текущей инновационной деятельно- ентирам для практического применения в сти, подбора специалистов и инструменталь- данной организации.
ных средств, обеспечение высокого качества Использование инструментальных средств
функциональных и процессных атрибутов в практике технологизации управленческой инноваций, улучшение результативности деятельности, начиная от проектирования ат-управленческой деятельности организации. рибутов процессного управления и выбора Эффективное использование МПР позволяет структурных элементов до получения любых достичь поставленных результатов и обеспе- экономических результатов после их адекват-чить устойчивое развитие инновационной ного применения, необходимо тщательно ис-процесса организации. следовать для понимания места и роль их
Методологические инструменты исследо- дальнейшего функционирования или развития вания, построения и реформирования объек- современной и будущей деятельности управ-тов управления в рамках инновационной дея- ленцев в социальной и экономической среде.
Библиографический список
1. Адизес И.К. Управляя изменениями. Как эффективно управлять изменениями в обществе, бизнесе и личной жизни / пер. с англ. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 368 с.
2. Алексеенко В.Б., Красавина В.А. Инновационный потенциал как фактор развития современного организация // Вестник РУДН, серия Инженерные исследования. - 2012. - № 4. - С. 141149.
3. Герасимов Б.Н. Моделирование структуры процессной деятельности экономических систем // Основы экономики, управления, права. - 2024. - № 2(41). - C. 45-51.
4. Герасимов Б.Н. Моделирование и технологизация элементов менеджмента в экономических системах // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2023. - №2. - С. 14-27.
5. Герасимов Б.Н. Методология нормирования технологий решения управленческих задач в экономических системах // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2023. - №3. - С. 6-19.
6. Герасимов Б.Н. Моделирование процесса управления научной деятельностью организации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2016. - №1. Т. 8. - С. 229-236.
7. Герасимов Б.Н., Шимельфениг О.В. Мифологемы и философия управленческой теории и практики // Международный журнал гуманитарных и естественных и наук. - 2016. - №2. - С. 6168.
8. Герасимов К.Б. Состав и структура элементов систем управления процессом и подпроцессом организации // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2013. - Т. 6. № 1. - С. 77-89.
9. Герасимов К.Б. Инструментарий технологизации системы управления процессами организации // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. -2013. - № 5(31). - С. 122-130.
10. Коннор Дж., Макдермотт И. Искусство системного мышления / пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2020. - 396 с.
11. Кирова Ю.З. Основные формы инновационного процесса // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2011. - №12. - С. 185-187.
12. Липлянина Е.В., Шинкевич А.И. Инновационное развитие промышленного комплекса: системообразующие элементы межсекторальных инноваций // Вестник Казан. технол. ун-та. -2009. - № 5. - С. 44-54.
13. Мануйленко В.В., Мищенко А.А. Содержание инновационной деятельности в российской и международной теории и практике инноваций // Финансовый бизнес. - 2013. - № 1(162). -С. 15-22.
14. Мудрова С.В. Инновации в управленческой деятельности // Вестник МГУП. - 2012. -№ 11. - С. 54-57.
15. Синицына Е.В., Борисович А.А. Федосеева В.Д. Инновации и их роль в современном обществе // Мировые цивилизации. - 2022. - Т. 7, № 1. - С. 72-81.
16. Стрельникова Л.А. Механизм финансирования инновационной деятельности российских организаций // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. - 2024. - № 1. -С. 159-167.
17. Хэмэл Г., Брин Б. Будущее менеджмента / пер. с англ. - СПб.: BestBusinessBooks, 2013. -280 с.
18. Hammer M., Champy J. Reengineering the corporation: A Manifesto for business revolution. -N.Y.: Harper Business, 1993. - 223 р.
REFORMING THE QUALITY MANAGEMENT SUBPROCESS ORGANIZATION'S INNOVATIONS
B.N. Gerasimov, Doctor of Economic Sciences, Professor Samara University of Public Administration «International Market Institute» (Russia, Samara)
Abstract. The innovation quality management subprocess is an essential component of the functioning and development of economic systems of the "organization" type within the framework of the application of polycentric management. Based on the fulfillment of the content of the attributes of the management subprocess at the level of their normative state, it becomes possible to determine the composition of functional management tasks. The formation of the content of management tasks made it possible to develop technologies for solving them at the level ofprocedures with the definition of water and output information. The presented decision-making methods are designed to improve the effectiveness of technological equipment for the organization's management tasks.
Keywords: management, organization, subprocess, innovation quality, tasks, solution technology, solution methods, effectiveness.