РЕФОРМИРОВАНИЕ ПОДПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ
ИДЕЯМИ ОРГАНИЗАЦИИ
Б.Н. Герасимов, д-р экон. наук, профессор Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка» (Россия, г. Самара)
DOI:10.24412/2411-0450-2022-4-1-87-95
Аннотация. В рамках процесса управления инновациями организации всегда существуют противоречия и трудности, которые могут привести к патологиям и конфликтам в организации. Для исследования и реформирования подпроцесса управления инновационными идеями организации разработана методика выявления проблем и выработки предложений по их устранению. Предложен также комплекс методов принятия управленческих решений для внедрения предложений для решения проблем для развития подпроцесса управления инновационными идеями организации.
Ключевые слова: организация, управление, подпроцесс, проблемы, инновационные идеи, методы принятия решений.
Процесс создания инноваций в рамках организации начинается с реализации подпроцесса управления инновационными идеями, который представляет собой деятельность по генерации и выращиванию наиболее перспективных новшеств с целью дальнейшего рассмотрения возможности их практического применения в управленческой и (или) операционной деятельности [1, 14].
Инновация, нововведение - внедрённое или разрабатываемое новшество, обеспечивающее повышение эффективности процессов и (или) улучшение качества продукции, востребованной рынком. Вместе с тем, для своего внедрения инновация должна соответствовать актуальным социально-экономическим и культурным потребностям населения [2, 10].
Инновация - это совокупность операций и его практический результат по использованию достижений научной и операционной деятельности в конкретной предметной области науки, техники, технологии, управления в целях совершенствования характеристик объектов и процессов управления в экономических системах типа «организация».
Управление инновациями - это вид профессиональной деятельности, направленный на управление инновационной деятельностью и отношениями, которые воз-
никают в процессе движения инноваций на организации, с целью достижения их максимальной эффективности [12].
Управление инновационными процессами - это управление формированием, поддержанием и развитием научной, научно-технической, производственной деятельностью и интеллектуальным потенциалом организации, с целью совершенствования производимого или освоения нового продукта (услуги), а также методологических и технологических инструментов управления, а также развития культуры на основе этого удовлетворение потребностей общества в конкурентоспособных товарах и услугах [4].
При осуществлении управления инновациями организация стремится обеспечить наиболее эффективное использование и коммерциализацию результатов НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) для расширения номенклатуры и повышения качества выпускаемой продукции, улучшения технологий производства и управления, снижения издержек и увеличения дохода и прибыли [6].
Таким образом, на этапе формирования инновационной идеи определяются альтернативные модификации решения проблемы или продвижения точек развития в рамках организации. Инновационная идея
может формироваться длительно, путем разработки, а может возникнуть спонтанно [5]. Возникновение инновационных идей происходит при помощи методов экспертных оценок, среди которых можно выделить методы выявления мнений специалистов (интервью; анкетирование, опрос; сценарии и т.д.) или творческих методов (мозговая атака, морфологический анализ, метод Дельфи и т.д.) [3].
Основной задачей реализации этого подпроцесса является поиск инноваций в области ресурсосберегающих технологий, внедрение которых позволит сократить расходы материальных и человеческих ресурсов на производство продукции, а, следовательно, снизить издержки и повысить конкурентоспособность отечественных химических товаров.
Кроме того, поиск идей в области модернизации различных атрибутов, позволяющих улучшить потребительские свойства выпускаемой продукции, например: технологии, повышающие надежность, ремонтопригодность, ремонтопригодность, позволяющие снизить затраты на обслуживание; соединение информационных технологий и традиционных техноло-
гических процессов для получения «интеллектуального продукта», станков, приборов и оборудования, оснащенных средствами контроля и управления [9].
Формирование инновационной идеи может сопровождаться проведением маркетинговых исследований для определения воздействия инновационного проекта на экономические показатели организации. При этом не всегда можно четко определить возможные результаты разрабатываемого проекта, поэтому необходимость установления промежуточных задач ее реализации по отдельным временным периодам для различных модификаций реализации [7].
К основным атрибутам подпроцесса организации относятся: вход (назначение). основные преобразования (основные этапы), выход (результаты), ресурсы (материальные, информационные, методические, трудовые, технические, правовые), периодичность, критерии и эффективности.
Содержание основных параметров нормативного состояния атрибутов подпроцесса управления инновационными идеями организации представлено в таблице 1.
Таблица 1. Содержание параметров нормативного состояния атрибутов подпроцесса управления инновационными идеями организации_
Наименование атрибута Определение
l. Вход Потребность в решении следующих основных задач: генерирование новаторских идей. изучение сырьевых ресурсов и анализ материалов, которые могут быть использованы при изготовлении образцов новой продукции. выбор технологических процессов, разработок и идей для внедрения их в собственное производство. разработка, проектирование, доведение до серийного выпуска новых образцов изделий.
2. Преобразован ия постановка задачи; формирование инновационной идеи маркетинговые исследования идеи; структуризация инновационной идеи; оценка риска и неопределенности реализации идеи; выбор варианта реализации инновационной идеи; экономическое обоснование реализации идеи.
З. Выход Удовлетворенность продвижением инноваций и получение коммерческих результатов, успех (признание) новатора и положительное влияние на экономические показатели деятельности организации
Наименование атрибута Определение
4. Материальны е ресурсы Расходные материалы и запчасти для оборудования, бумага, канцтовары
5. Информацион ные ресурсы Приказы, протоколы, положения, экспертные листы, графики и статистика
6. Методические ресурсы интервью; анкетирование, опрос, сценарий, мозговая атак, морфологический анализ; метод Дельфи и т.д.
7. Трудовые ресурсы Специалисты по инновациям, менеджеры, экономисты, новаторы, специалисты по коммуникациям
8. Технические ресурсы Телекоммуникационное оборудование, сетевое оборудование, спутниковая аппаратура, интернет-ресурсы, собственное аппаратное обеспечение, современные интерфейсы
9. Правовые ресурсы ФЗ «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике»; ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах»; постановление, контракт, договор, регламенты
10. Периодичнос ть выполнения по мере необходимости, в определённое и заданное время
11. Критерии качества Новизна, улучшающая качество, технологичность, общественное признание идей; соответствие установленным стандартам и нормам, которые приняты государством; преодоление информационных барьеров
12. Критерии эффективности влияние на объем продаж и прибыль
Для всех атрибутов подпроцесса управления были определены единицы их измерения, их ориентировочный диапазон (количественные характеристики) для последующего практического использования при формировании нормативного представления составных компонентов их функциональной деятельности в рамках процесса управления инновациями организации [8].
Единицы измерения каждого атрибута нормативного подпроцесса весьма важны для исследования, проектирования и обоснования их содержания, а также для последующего рассмотрения при необходимости и внесения изменений для улучшения деятельности в процессе инновационного проектирования.
В качестве базовой организации выбран Научно-Технический Центр (НТЦ) Протей - российская организация, занимающаяся разработкой и производством программно-аппаратных продуктов для операторов мобильной и фиксированной связи, контент-провайдеров, специальных служб и круп-
ных организаций. Она предлагает операторам связи государственным структурам и коммерческим организациям широкую линейку оборудования, реализованного с использованием самых перспективных 1Т-технологий.
Особенностью систем является программное и аппаратное обеспечение собственной разработки. Инновационные продукты организации являются достойной альтернативой зарубежным аналогам и эффективно используются в рамках политики импортозамещения.
В качестве основных атрибутов организации были выбраны продукт/услуга; цель; миссия; вход (назначение); основные преобразования входа в выход: выход (результаты), ресурсы (материальные, информационные, трудовые, технические, правовые), структура, основные технологии операционной деятельности.
Назначение и содержание ключевых атрибутов организации ООО «НТЦ Протей» представлены в таблице 2.
Таблица 2. Ключевые атрибуты ООО «НТЦ Протей»
Наименование Характеристика
1. Продукт или услуга Оборудование фиксированной связи NGN/IMS и комплексные системы безопасности (система-112, АПК «Безопасный город» и другие).
2. Цель Удовлетворение потребностей заказчиков и получение на этой основе дохода и прибыли
3. Миссия Создание высокотехнологичных надежных средств связи и информационных систем
4. Вход (назначение) Потребность в обеспечения комплексной безопасности на основе системы-112, АПК «Безопасный город», экстренного оповещения, системы мониторинга и сегменты «Умного города»
5. Основные преобразования проектирование средств для создания систем проектирование средств защиты систем связи разработка и испытание комплекса средств для мониторинга и контроля систем связи разработка и испытания комплекса программно-аппаратных средств
6. Выход (результаты) Удовлетворение потребностей заказчиков продукцией своей деятельности Полноценная линейка продуктов для сетей NGN/IMS позволяет создавать или модернизировать фиксированные сети связи
7.1. Материальные ресурсы Устройства работы с базами данных, голосовыми ресурсами, программируемыми DSP, реализация GUI управления, интеллектуальная платформа
7.2. Информационные ресурсы Технологии и инструкции по работе с программным обеспечением, аппаратным обеспечением, средствами связи и телекоммуникации
7.3. Трудовые ресурсы Инженер-схемотехник, инженер по внедрению информационных систем, инженер внедрения и сопровождения мобильных сетей, сетевой инженер, сборщик радиоэлектронной аппаратуры, экономист, инженер связи, специалист по информационной безопасности, инженер-конструктор
7.4. Технические ресурсы Телекоммуникационное оборудование, сетевое оборудование, спутниковая аппаратура, интернет-ресурсы, собственное аппаратное обеспечение, современные интерфейсы
7.5. Правовые ресурсы Лицензии, сертификаты соответствия АНО «ОССЭТ», декларации о соответствии, сертификат соответствия СМК требованиям ГОСТ РВ 0015-002, Положение о политике ООО «НТЦ Протей» в области качества и экологии, Сертификат соответствия экологического менеджмента требованиям ISO 14001:2015
8. Структура Матричная структура, включает руководителя организации, руководители подсистем, руководители проектов А, Б и т.д.
9. Технологии операций Информационные технологии, технологии разработки и производства программных и аппаратных средств, инструменты модернизации базовых разработок
Особенностью продуктов является программное и аппаратное обеспечение собственной разработки в сочетании с самыми перспективными IT-технологиями. Организация разрабатывает программное обеспечение и аппаратные продукты для операторов и контент-провайдеров в 40 регионах РФ и в 35 странах. Продукты: Core Network - платформы, позволяющие создавать эксклюзивные проекты, на 100% соответствующие потребностям заказчика.
Контроль и Безопасность - полностью российские программно-аппаратные решения в сфере комплексных систем безопасности. Customer Care - современные технические решения для максимально
эффективного и быстрого способа общения с клиентами. Оборудование NGN/IMS - полная линейка оборудования операторского класса для предоставления базовых услуг и обеспечения инфраструктуры сети современными ДВО/VAS.
Оборудование СОРМ - программно-аппаратные продукты для реализации комплексных решений в рамках целой сети или для разовых модернизаций телекоммуникационного оборудования.
Для оценки уровня состояния содержание существующего состояния атрибутов выбранного подпроцесса управления в ООО «НТЦ Протей».
Очевидно, что существующее состоя-
ние атрибутов подпроцесса управления инновационными идеями оценкой специалистов может значительно отличаться в ООО «НТЦ Протей» от нормативного состояния. Такое положение дел связано обычно с недооценкой важности исследуемого подпроцесса в деятельности в данной организации и соответственно невыполнения некоторых требований к состоянию атрибутов на нормативном уровне [11].
Формулирование проблемы, состоящее из выдвижения центрального вопроса проблемы, констрадиктации (фиксации того противоречия, которое легло в основу
Таблица 3. Проблемы, выявленные в под
Практическая значимость исследования инновационной деятельности ООО «НТЦ
проблемы), финитизации (предположительного описания ожидаемого результата) [13, 15].
В процессе выявления и формулирования проблем, существующих в подпроцессе управления инновационными идеями организации ООО «НТЦ Протей» было сконцентрировано на исследовании причин их возникновения, а также ожидаемых последствий.
Фрагмент оформления результатов исследования проблем в рамках подпроцесса управления инновационными идеями представлен в таблице 3.
управления инновационными идеями
Протей» заключается не только в акцентировании внимания на проблемах либо на
организации ООО «НТЦ Протей» (фрагмент)
Наименование атрибута подпроцесса Наименование проблемы Причина возникновения Ожидаемые последствия
Преобразования Инновационные идеи проходят не все этапы создания Оценка рисков не всегда учитывается при создании инновационных идей Выбор варианта реализации не всегда верен и соответствует реалиям Инновационные идеи могут так и не реализоваться Возможны неудачи в реализации инновационных идей
Информационные ресурсы Отсутствие статистических данный о внедренных в организацию инновационных идеях Отсутствие данных об инновационных идеях в организации Незнание уровня инновационного развития организации Неполнота знаний об инновационных идеях в организации Отсутствие регулярности создания инновационных идей
Методические ресурсы Редкое применение творческих методов выявления инновационных идей Отсутствует подготовка и анализ мнений об инновационных идеях Отсутствие новых идей и, как следствие, отсутствие инновационных проектов
Технические ресурсы Устаревшее сетевое оборудование Нехватка средств на покупку нового оборудования Отсутствие возможности создания инновационных идей
Правовые ресурсы Отсутствие специальных распоряжений Руководство несвоевременно выпускает распоряжения о введении инновационных идей Нет чётких указаний от руководства о внедрении инновационных идей в организацию
Периодичность выполнения Отсутствие чёткой периодичности выполнения Внедрение инновационных идей происходит без чёткой периодичности Инновационные идеи внедряются в организацию не в определённое время, а время от времени
Критерии качества Не все критерии качества соблюдаются при создании инновационных идей При создании инновационных идей руководство не учитывает критерии качества Инновационные идеи, не соответствующие критериям качества, не могут быть реализованы в организации
Критерии эффективности Не все инновационные идеи доходят до стадии реализации в организации Руководители не прилагают должных усилий для реализации инновационных идей в организации Инновационные идеи так и остаются на стадии идеи, до стадии реализации они не доходят
перспективах, но и пытается охватить оба аспекта, что и предполагает наличие конкретных предложений по совершенствованию процесса управления инновациями [8].
После выполненного исследования, как правило, принимаются окончательные управленческие решения, которое формулируется в виде выводов или предложе-
ний. Необходимо кратко, четко выделить то новое и существенное, что является результатом исследования, дать ему исчерпывающую оценку и определить пути дальнейших исследований. Фрагмент предложений по развитию подпроцесса управления инновационными идеями ООО «НТЦ Протей» представлены в таблице 4.
Таблица 4. Предложения по развитию подпроцесса управления инновационными идеями ООО «НТЦ Протей» (фрагмент) ^_
Наименование атрибута подпроцесса
Наименование предложения
Средства реализации
Ожидаемые результаты
Преобразования
Создание инновационной идеи, следуя всем основным этапам
Назначение ответственных лиц за ведением плана по созданию инновационных идей Разработка и согласование плана с руководством организации
Своевременная подготовка к созданию инновационных идей Актуальность инновационных идей
Информационные ресурсы
Ведение статистики
Назначение ответственных лиц за ведением статистики инновационных идей в организации
Структурирование инновационных идей
Регулярность создания инновационных идей
Методические ресурсы
Использование актуальных методов создания инновационных идей
Использование творческих методов (мозговая атака; морфологический анализ, метод Дельфи), учет мнения участников
Создание инновационных идей, подходящих для данной организации
Технические ресурсы
Приобретение новейшего технического оборудования_
Использование кредитов или инвестиции, для покупки нового оборудования
Больше возможностей для создания инновационных идей
Правовые ресурсы
Ведение руководством специальных распоряжений
Систематическое создание руководством распоряжений о генерировании и выращивании инновационных идей
Конкретность, чёткость, ясность, полнота указаний от руководства о внедрении инновационных идей в организацию
Периодичность выполнения
Периодичность выполнения задач о внедрении
Создание планов на долгосрочный период о разработке и принятии управленческих решений по продвижению_
Создание и внедрение инновационных идей в чётко указанные руководством сроки_
Критерии качества
Соблюдение всех критериев качества перед реализацией
Руководству необходимо следить за продвижением идей в рамках инновационного цикла
Инновационные идеи, доходящие до реализации, должны соответствовать критериям качества
Критерии эффективности
Инновационные идеи должны быть реализованы
Эффективность измеряется количеством идей, которые дошли до положительного коммерческого результата
Назначенные лица,
должны следить за реализацией идей, чтобы идеи не оставались без внимания
Предложения должны способствовать устранению существующих проблем в ООО «НТЦ Протей». Для этого необходимо улучшать отдельные элементы атрибутов подпроцесса управления инновационными идеями организации, в которых были выявлены эти проблемы по сравнению с нормативным его состоянием. При этом использовались различные инструменты (методы, модели, механизмы, технологии, ресурсы т.д.).
Представленные предложения помогут решить ряд проблем в организации ООО «НТЦ Протей»:
- совершенствование сетевого оборудования;
- контроль работы творческих методов выявления инновационных идей;
- контроль этапов создания инновационной идеи;
- контроль стадии реализации инновационной идеи.
Результат любого процесса зависит от многочисленных факторов, между которыми существуют отношения типа «причина-следствие» (результат) [10]. Для эффективного анализа проблем применяются методы, признанные на практике наиболее подходящими для работы в группе. Они -важная часть управленческой деятельности, связанной с достижением целей и решением задач. Они определяют ее судьбу и помогают выжить в условиях жесткой конкуренции и кризисного времени [5]. При умелом подходе к их разработке можно избежать больших трудностей и ускорить решение многих профессиональных достижение общих целей организации. Решения должны приниматься теми, кто готов нести за них ответственность.
Фрагмент каталога по продвижению предложений подпроцесса управления инновационными идеями ООО «НТЦ Протей» представлены в таблице 5.
Таблица 5. Каталог МПУР для продвижения предложений по улучшению подпроцесса
управления инновационными идеями ООО «НТЦ Протей» (ф эрагмент)
№ п\п Наименование метода Назначение Ожидаемые результаты
1 Метод Борда система голосования, тщательный учёт предпочтений выборщиков выбор наилучшего варианта
2 Метод Дельфи при помощи комплекса определённых действий, таких как мозговые штурмы, интервью и опросы, найти способ определения верного решения выбор наилучшего варианта для реализации из предложенных идей
3 Метод Кондорсе определение варианта путем попарного сравнения вариантов реализации по числу голосов, поданных за них Выявление наилучшего варианта идеи
4 Метод принятия коллективного решения определение решения на основе голосования выбор нескольких актуальных проблем или инновационных предложений
5 Экспертный метод определение показателей качества на основе мнений специалистов-экспертов выявление лучших идей
Фрагмент определения методов приня- инновационными идеями ООО «НТЦ Про-тия управленческих решений для реализа- тей» представлены в таблице 6. ции предложений подпроцесса управления
Таблица 6. Применение МПУР для продвижения предложений по развитию подпроцесса управления инновационными идеями ООО «НТЦ Протей» (фрагмент)_
Наименование атрибута подпроцесса Наименование предложения Метод принятия управленческих решений Ожидаемые результаты
Преобразования Создание инновационной идеи, следуя всем основным этапам Метод принятия коллективного решения Определение конкретных этапов, через которые должны проходить инновационные идеи
Информационные ресурсы Ведение статистики Метод Борда Определение кандидата на должность статистика
Методические ресурсы Использование актуальных методов создания инновационных идей Метод принятия коллективного решения Метод Дельфи Выбор нескольких инновационных идей путём голосования Применением специальных опросников для определения лучшей инновационной идеи
Технические ресурсы Приобретение новейшего технического оборудования Метод Кондорсе Определение технического оборудования путём сравнения вариантов для покупки
Правовые ресурсы Ведение руководством специальных распоряжений Правило большинства голосов Определение победителя (из руководящего состава), кто будет отвечать за распоряжения
Периодичность выполнения Периодичность выполнения задач о внедрении Экспертный метод Приглашенный в организацию эксперт определит сроки, в которые должны внедряться инновационные идеи
Критерии качества Соблюдение всех критерий качества перед реализацией Метод Борда Определение ответственного человека по числу голосов, который будет следить за критериями качества
Критерии эффективности Инновационные идеи должны быть реализованы Метод принятия коллективного решения Выбор альтернативного времени для реализации инновационных идей
В данной работе для всех атрибутов подпроцесса управления инновационными идеями было сформировано нормативное представление содержания их функциональной деятельности в рамках подпроцесса, которое позволило определить слабые стороны деятельно одного из ключевых подпроцессов инновационной деятельности ООО «НТЦ Протей».
Предложенная методология развитию подпроцесса управления инновационными идеями организации ООО «НТЦ Протей» должны способствовать устранению существующих проблем на основе предложений, которые улучшат отдельные элементы атрибутов основных процессов управления и их составных частей на основе современных методологий и технологиче-
ских управленческих инструментов.
Библиографический список
1. Адизес И.К. Управляя изменениями. Как эффективно управлять изменениями в обществе, бизнесе и личной жизни / пер. с англ. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 368 с.
2. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. 7-е изд. доп. - М.: Институт новой экономики, 2008. - 1472 с.
3. Гейн К., Сарсон Т. Структурный системный анализ: средства и методы: пер. с англ. -М.: Эйтэкс, 1993. Ч. 1. 186 с. Ч. 2. 214 с.
4. Герасимов Б.Н. Исследование и проектирование процессов управления конфликтами в организациях // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2018. - №3. - С. 99-108.
5. Герасимов Б.Н. Методология управления: основания, предпосылки, содержание // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2016. - №12. - С. 18-23.
6. Герасимов Б.Н. Реформирование процесса управления инновациями организации // Развитие экономических систем: теория, методология, практика. - Пенза: ПГАУ, 2020. -С. 46-65.
7. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Практика управления: онтология, структура, содержание // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2021. - №2. - С. 4-15.
8. Герасимов К.Б. Формирование структуры процессов в системе управления организациями: дис. ... докт. экон. наук. - СПб.: СПбГЭУ, 2019. - 315 с.
9. Гуияр Ф.Ж., Келли Д.Н. Преобразование организации / пер. с англ. - М.: Дело, 2000. - 376 с.
10. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения - М.: Экономика, 2002. - 768 с.
11. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления / пер. с англ. - М.: Прогресс, 1985. - 357 с.
12. Санто Б. Инновация как средство экономического развития / пер. с венг. - М.: Прогресс, 1990. - 432 с.
13. Шеко П. Инновационный хозяйственный механизм // Проблемы теории и практики управления. - 1999. - №2. - С. 71-78.
14. Smischich L. Concepts of culture and organizational analysis, Administrative Sciense Quarterly, 28. - New York: 2000. - P. 339-358.
15. Zhu L., Cheung S.O. Harvesting Competitiveness through Building Organizational Innovation Capacity // Journal of Management in Engineering. - 2017. - Vol. 33. №5. - P. 234-256.
REFORMING THE MANAGEMENT SUBPROCESS INNOVATIVE IDEAS OF THE
ORGANIZATION
B.N. Gerasimov, Doctor of Economic Sciences, Professor Samara State University of Management «International Market Institute» (Russia, Samara)
Abstract. As part of the innovation management process of organizations, there are always contradictions and difficulties that can lead to pathologies and conflicts in the organization. To study and reform the subprocess of managing innovative ideas of the organization, a methodology has been developed to identify problems and develop proposals for their elimination. A set of management decision-making methods is also proposed for the implementation of proposals for solving problems for the development of the subprocess of managing innovative ideas of the organization.
Keywords: organization, management, subprocess, problems, innovative ideas, decision-making methods.