Научная статья на тему 'РЕФОРМИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ НА ОСНОВЕ РАСЧЕТА ПЕНСИОННЫХ БАЛЛОВ'

РЕФОРМИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ НА ОСНОВЕ РАСЧЕТА ПЕНСИОННЫХ БАЛЛОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННЫЙ БАЛЛ / PENSION POINT / ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ / STATE INSURANCE / ОТРАСЛЕВОЕ ИЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / INDUSTRIAL OR PROFESSIONAL INSURANCE / ЛИЧНОЕ СТРАХОВАНИЕ / PERSONAL INSURANCE / РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / НАКОПИТЕЛЬНАЯ ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / СТРАХОВОЙ СТАЖ / PENSION LUMP SUM / SAVINGS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гурьева Ольга Юрьевна

С 2015 года в России запущен новый механизм расчета пенсий застрахованным гражданам. В отличие от предыдущих методик расчета пенсий он отличается принципиальной новизной - теперь пенсия будет рассчитываться на основе заработанных пенсионных баллов. Их величина зависит от уровня заработной платы и соответственно от объема перечисленных взносов в пенсионный фонд. Поскольку для абсолютного большинства застрахованных новый подход, определяющий размеры их пенсий, совершенно неизвестен, данная статья, раскрывающая основные стороны новой методики начисления пенсий, будет весьма интересна и актуальна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REFORM OF THE PENSION SYSTEM OF RUSSIA BASED ON THE CALCULATION OF PENSION POINTS

In 2015, Russia launched the new mechanism of calculation of pensions of insured citizens. Unlike previous methods of calculation of pensions it is fundamentally a novelty - now, the pension will be calculated on the basis of earned pension points. Their value depends on the level of wages and consequently of the volume of these contributions to the pension Fund. Because for the vast majority of the insured new approach, defining the amount of their pensions, is completely unknown, this article revealing the main aspects of the new methodology for calculating pensions, will be very interesting and relevant.

Текст научной работы на тему «РЕФОРМИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ НА ОСНОВЕ РАСЧЕТА ПЕНСИОННЫХ БАЛЛОВ»

УДК 368.4

РЕФОРМИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ НА ОСНОВЕ РАСЧЕТА ПЕНСИОННЫХ БАЛЛОВ

Гурьева Ольга Юрьевна (angelochek_gureva@mail.ru) ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» С 2015 года в России запущен новый механизм расчета пенсий застрахованным гражданам. В отличие от предыдущих методик расчета пенсий он отличается принципиальной новизной - теперь пенсия будет рассчитываться на основе заработанных пенсионных баллов. Их величина зависит от уровня заработной платы и соответственно от объема перечисленных взносов в пенсионный фонд. Поскольку для абсолютного большинства застрахованных новый подход, определяющий размеры их пенсий, совершенно неизвестен, данная статья, раскрывающая основные стороны новой методики начисления пенсий, будет весьма интересна и актуальна.

Ключевые слова: пенсионный балл, государственное страхование, отраслевое или профессиональное страхование, личное страхование, распределительная пенсионная система, накопительная пенсионная система, страховой стаж.

Россия довольно долго находится в состоянии постоянного реформирования своей пенсионной системы, поэтому каждому застрахованному работающему и в будущем получателю трудовой пенсии необходимо знать основы пенсионного страхования, действующие в его стране.

В целом мировой опыт организации пенсионных систем знает две концепции ее формирования: распределительную и накопительную. По своей экономической природе накопительная и распределительная системы противоположны. Но ни в одной стране мира в чистом виде этих систем нет. Практически везде они представляют собой симбиоз, причем в большинстве стран в качестве его основы выступает распределительная система.

За рубежом трудовая пенсия у застрахованного складывается из взносов 3-х уровней:

1. Государственное страхование. Даже в наиболее развитых странах государственной пенсии хватает, чтобы обеспечить невысокий уровень жизни.

2. Отраслевое или профессиональное страхование. Это те суммы, которые долгое время откладывала на застрахованного его фирма, поэтому пенсия за рубежом - это, к тому же, мощный фактор мотивации к труду и преданности своей корпорации.

3. Личное страхование - это те суммы, которые работник имеет возможность сам отложить себе на старость. В нашей стране нечто подобное действует сейчас - государственная программа софинансирования пенсии. Каждый месяц застрахованный, участвующий в такой программе, может отложить 1000 руб. в качестве взноса личного страхования, государство к этому добавит еще 1000 руб.

Основной плюс распределительной системы в том, что в ней включаются мощные перераспределительные механизмы в общем объеме страховых взносов всех застрахованных, а это значит, что определенный доход, и соответственно, уровень жизни будет обеспечен всем гражданам, вышедшим на пенсию. Но в

этих распределительных механизмах и главный минус этой системы - относительное уравнивание уровней пенсий всех застрахованных в процессе формирования в дальнейшем их размера пенсии.

Главный плюс накопительной системы в том, что если застрахованный зарабатывает высокую заработную плату и отчисляет высокие пенсионные платежи, то и пенсия у него будет достойная. Но здесь самыми уязвимыми оказываются работники с малой зарплатой.

Таким образом, идеальных пенсионных систем нет. И практически везде, как это уже было сказано, в чистом виде распределительная и накопительная система не работает, т.е. всегда они работают в комплексе. Но в большинстве стран основой пенсионного обеспечения все же является распределительная система, а накопительная составляющая - это своего рода определенная возможность для застрахованных несколько увеличить свою пенсию.

С 2015 г. пенсионная система России переходит на новую методику расчета пенсии застрахованным гражданам. Каждому застрахованному необходимо знать ее механизм. Проведем сравнение.

Формирование страховой пенсии до 2015 г.

1. Страховые взносы

Страховые взносы работодателя на пенсию работника учитываются на его лицевом счете в Пенсионном фонде России в виде пенсионных прав. Чем больше взносов уплачивается за работника, тем больше будет размер его пенсии. При выходе на пенсию ежемесячный размер выплат рассчитывается исходя из суммы сформированного пенсионного капитала.

2. Страховой стаж - 5 лет

Минимально необходимый стаж для

получения трудовой пенсии составляет 5 лет. Такой низкий уровень не учитывает индивидуальный трудовой вклад человека в собственную пенсию. В итоге стаж

непосредственным образом существенно не влияет на формирование пенсии.

Формирование страховой пенсии с 2015

г.

1. Пенсионные баллы

Страховые взносы на пенсию учитываются на лицевом счете работника в Пенсионном фонде России в пенсионных баллах. Чем больше взносов уплачено за работника, тем больше баллов ему начисляется. Устанавливается минимально необходимое количество пенсионных баллов для назначения страховой пенсии по старости - 6,6 баллов в 2015 г. с ростом до 30 баллов к 2025 г. Стоимость одного балла устанавливается государством и ежегодно увеличивается на уровень не ниже инфляции.

2. Страховой стаж -15 лет

Минимальный стаж будет поэтапно

увеличен до 15 лет (к 2024 г.), что повысит соответствие трудового стажа размеру пенсии. За выход на пенсию позже общеустановленного пенсионного возраста будут начисляться дополнительные премиальные пенсионные баллы, увеличивающие пенсию.

Механизм расчета пенсии на основе страховых баллов

Переход к новой формуле будет осуществляться поэтапно с 2015 до 2025 г. Для назначения страховой пенсии по старости в 2015 г. необходимо 6,6 пенсионных балла, 6 лет страхового стажа, достижение общеустановленного пенсионного возраста (55 лет для женщин, 60 лет для мужчин).

А * В + С + D = Пенсия

A. Пенсионные баллы

Начисляются с «белой» зарплаты и зависят от ее размера. Чем больше зарплата, тем больше баллов. Устанавливается минимально необходимое количество пенсионных баллов для выхода на пенсию. Дополнительные баллы начисляются за выход на пенсию позже установленного пенсионного возраста. Пенсионный капитал, сформированный до 2015 г., пересчи-тывается в баллы без уменьшения.

B. Стоимость балла

Устанавливается государством и ежегодно увеличивается на уровень не ниже инфляции. При выходе на пенсию все начисленные работнику баллы суммируются и умножаются на стоимость пенсионного балла в году оформления пенсии. В первый год вступления в силу новой пенсионной формулы (2015 г.) стоимость пенсионного балла составит 500 рублей.

C. Фиксированная выплата

Аналог сегодняшнего фиксированного базового размера трудовой пенсии. Ежегодно увеличивается на уровень не ниже инфляции. Для разных видов страховой пенсии предусмотрен индивидуальный размер фиксированной выплаты. При выходе на пенсию позже установ-

ленного пенсионного возраста фиксированная выплата увеличивается. В 2015 г. фиксированная выплата - 4100 рублей.

й. Накопительная пенсия

Формирование пенсионных накоплений становится добровольным. Застрахованные граждане 1967 г.р. и моложе могли в 2014-2015 гг. сделать выбор: продолжать формирование накопительной пенсии или направить все взносы работодателя на страховую пенсию. Пенсионные баллы не начисляются из взносов на накопительную пенсию, поэтому ее сохранение уменьшает страховую пенсию, и наоборот.

Чтобы представить, что даст новая формула расчета пенсии, посчитаем пенсию для того, кто зарабатывает 15 тыс. руб. в месяц (на уровне этой суммы получает заработок значительная часть населения РФ) и 59,25 тыс. руб. (это порог пенсионного страхования - с зарплаты выше этого отчисления в ПФР отчисления не идут, значит, и большая зарплата на размер пенсии не влияет).

Допустим, что отработали эти люди 30 лет. Для расчёта возьмём сегодняшние показатели, чтобы хотя бы примерно представлять, что получим на руки. Конечно, в 2015 г. сумма пенсии может быть больше, но и стоимость товаров и услуг возрастёт в той же, если не большей пропорции. Формула эта не увеличивает достаток пенсионеров и делает расчёт ещё менее прозрачным. Но никто не гарантирует, что этот вариант подсчёта через пару лет не поменяется на что-то ещё более абстрактное...

В новой пенсионной формуле, которая заработает с 2015 г., пенсионные права учитываются в баллах. Максимальное число баллов за год у нас будет при годовой зарплате на уровне предельной, с которой уплачиваются взносы в ПФР. В 2015 г. - 711 тыс. руб. в год. При зарплате в два раза ниже - вдвое меньше будет и баллов.

Сколько баллов накопилось на данный момент, каждый сможет уточнить на портале госуслуг или в территориальном отделении ПФР, поскольку на индивидуальных лицевых счетах будут отражаться и рубли, как сейчас, и количество баллов, заработанных за трудовую деятельность. Пенсию можно будет рассчитать, просто перемножив данное число баллов на стоимость одного балла. А этот показатель будет ежегодно устанавливаться нормативно-правовым актом и публиковаться во всех СМИ.

В 2015 г. он составит 500 руб. Для тех, кто отложит выход на пенсию и при достижении пенсионного возраста откажется на какое-то время от получения пенсии, предусмотрены премиальные коэффициенты. То есть если вы отложили выход на пенсию на год, то размер пенсии вырастет на 6,6%, на 5 лет - почти в 1,5 раза, на 10 - более чем в 2 раза.

Стоимость балла каждый год определяет правительство, и она зависит от того, сколько денег собрано в ПФР. Если сейчас экономика в сложном положении, зарплаты не растут и отчисления в ПФР тоже, сумма балла не будет увеличиваться, а может, даже начнёт уменьшаться. Это одна из главных проблем новой балльной пенсионной системы. Мало того, правительство имеет право делать поправку на изменение демографической ситуации в стране. Если соотношение пенсионеров и работающих изменится (а пенсионеров с каждым годом становится всё больше), правительство также сможет «подкрутить» стоимость балла [2]. Формула общей пенсии: Пенсия общая = Пенсия базовая + Пенсия страховая + Пенсия накопительная Пенсия базовая составляет 4,1 тыс. руб. на 2015 год.

Пенсия страховая = Сумма годовых ИПК * стоимость ИПК ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент застрахованного

Стоимость ИПК, по оценкам экспертов, может быть не более 500 (ее будет ежегодно утверждать правительство. Чтобы ее рассчитать, все доходы пенсионного фонда будут делить на сумму ИПК всех пенсионеров).

ИПК конкретного застрахованного рассчитывается следующим образом.

Взносы с зарплаты застрахованного за год (учитываемые 16%) делим на взносы, уплаченные с установленного правительством годового максимума в 2015 г. (16% с 711 тыс. руб. - 113,76 тыс. руб.).

Заработная плата 15 тыс. руб.

180 тыс. руб. (15 тыс. руб. * 12) * 16% = 28,8 тыс. руб.

28,8 тыс. руб. : 113,76 = 0,25

За стаж 30 лет (0,25 * 30) = 7,5

Заработная плата 59,25 тыс. руб.

711 тыс. руб. (59,25 тыс. руб. * 12) * 16% = 113,76 тыс. руб.

113,76 тыс. руб. : 113,76 = 1

За стаж 30 лет (1 * 30) = 30

Итого страховая пенсия:

При зарплате 15 тыс. руб.:

7,5 * 500 = 3,75 тыс. руб.

При зарплате 59,25 тыс. руб.:

30 * 500 = 15 тыс. руб.

Если продолжать работать после общеустановленного возраста без оформления пенсии, ее страховая часть увеличится. Прибавка, которую можно заработать показана в таблице 1.

Таблица 1

Уровень прибавки в случае выхода на пенсию позже установленного пенсионного возраста

Отработано после пенсии, лет Коэффициент прибавки, % Заработная плата 15 тыс. руб. Заработная плата 47,3 тыс. руб.

3 24 888 2736

5 45 1665 5130

10 132 4884 15048

Пенсия накопительная.

Пенсия накопительная будет у тех, кто решит «увести» свою накопительную часть пенсии в те или иные накопительные структуры, имеющие право распоряжаться накопительной частью пенсии застрахованных граждан.

Инвестировать свою накопительную часть пенсии могут только те, у кого она есть, т.е. родившиеся с 1967 г. (включительно). В целом можно выделить два направления, по которым это можно делать:

• Оставить средства в государстве, и тогда от лица государственного пенсионного фонда этими средствами будет распоряжаться Внешэкономбанк;

• Доверить свои средства одной из частных структур.

Наибольшее число россиян оставили свои пенсионные деньги у государства, как у инвестора. Это так называемые «молчуны», по

умолчанию, ничего не предпринимая, автоматически пенсионные деньги остаются у государства. Если человек решил рискнуть и отдать накопительные средства частной компании, он заполняет формализованный бланк и деньги его пенсионного счета уходят в частную структуру.

В лице частных структур выступают 55 управляющих компаний и множество (более 250) негосударственных пенсионных фондов. Следует помнить, что государство, как инвестор, в качестве основной цели ставит сохранность средств, а значит, будет вкладывать в малоприбыльные, но надежные ценные бумаги. Частник основной целью ставит заработать, т.е. максимизация инвестиционного дохода, а значит, будет вкладывать в более прибыльные, но и в более рисковые ценные бумаги. Любой инвестор, в том числе и государство, может вложиться неудачно.

Все частные структуры, которым доверили инвестировать пенсионные средства, застрахованы, значит, при неудачном вложении сами пенсионные средства не сгорят, но инвестиционного дохода от их вложения не будет.

Выбирать частную компанию следует не наугад, а пользуясь определенными правилами:

1. Следует зайти на сайт этих компаний и посмотреть динамику их показателей, но необходимо знать, что плохого о себе не напишут. Так как все эти компании являются участниками фондового рынка, то можно посмотреть их динамику в периоды кризиса рынка (1998 г., 2000 г., 2004 г., 2008 г., 2013 г.). Поскольку нынешний кризис в стране также во многом объясняется финансовыми причинами, показатели инвестирования этих структур в современный период также необходимо рассматривать.

2. Частная структура ни в коем случае не должна заранее рекламировать уровень доходности на свои инвестиции.

3. Нужно проанализировать инвестиционный портфель управляющей компании. Если в ней преобладают государственные ценные бумаги, нет смысла менять государство, как инвестора на такого частника. Большинство частных компаний вкладываются в коммерческие ценные бумаги. Они более рисковые, но и более доходные.

4. Максимально объемной информацией о всех участниках фондового рынка обладают рейтинговые фондовые агентства. Но их информация недешевая. Причем следует помнить одно из главных правил рыночной экономики: успех в прошлом еще не характеризует успеха в будущем.

Альтернативой государству, как инвестору, могут выступать также негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Первые НПФ в нашей стране появились еще в начале 90-х г. И население поверило в их работу. Но в результате громких скандалов доверие населения к подобным структурам резко снизилось. С 2004 г. НПФ вновь разрешили заниматься инвестированием пенсионных взносов. В основном эти фонды открываются на базе крупнейших корпораций и финансово устойчивых фирм. Наиболее мощные НПФ организованы в самой сильной государственной корпорации России - ОАО «Газпром». Такие фирмы привлекают работников не только высокими зарплатами, но и высокими будущими пенсиями. Но в пенсионных планах традиционно участвует не только фирма, но частично и сам работник.

Из более чем 250 НПФ львиная доля всего пенсионного капитала принадлежит только 10. Поэтому в России пока отсутствует масштабная привлеченность населения в эти НПФ. Как серьезные партнеры на рынке пенсионных

вложений, они пока не рассматриваются. Кроме того, население до сих пор напугано финансовыми аферами и предпочитает оставлять деньги все же в государстве (несмотря на то, что это государство его уже не раз обманывало). Кроме того, имеет место и информационная неграмотность.

Сделать выбор в пользу увеличения страховой части пенсии за счет накопительных взносов необходимо сделать до начала 2015 г., иначе это автоматически за нас сделает наше государство, поскольку большинство застрахованных остались «молчунами», т.е. оставили накопительную часть пенсии в ведении государства как инвестора. Хотя определенные подвижки в сторону частных структур все же есть.

Пенсионный фонд России официально сообщил, сколько россиян в 2015 году решили перевести свои пенсии в частные фонды Их оказалось более 5 млн. человек.

По данным ПФР, почти из 10 млн., поданных в 2015 году заявлений о переводе накопительной части пенсии, примерно половина (47,4%) пришлась на граждан, решивших сменить фонд. Таких заявлений ПФР принял 4,18 млн. Выбор в пользу НПФ сделали 5,24 млн. россиян и еще 227 тыс. решили доверить свою будущую пенсию частным управляющим компаниям. Тогда как снова стать «молчуном» пожелали только 286 тыс. россиян.

В 2013-2014 годах в ПФР было подано 16,52 млн. заявлений [3].

Предварительные данные ПОР совпадают с показателями НПФ, которые, согласно опросу РБК, приняли в 2015 году от граждан порядка 10 млн. заявлений о переводе пенсионных накоплений. Больше всего заявлений принял НПФ Сбербанка (4,2 млн.). Активнее всего граждане переводили накопления в конце года, когда заканчивался срок выбора. В начале декабря фонд регистрировал примерно 150 тыс. заявлений в неделю, а в середине - уже по 250 тыс.

Более 2,2 млн. заявлений о переводе накоплений россияне подали в пенсионные фонды группы БИНсемьи Гуцериевых - Шишханова. В декабре так называемые «молчуны» спохватились и начали переводить свои пенсионные накопления в НПФ, очереди из желающих перевести пенсионные накопления в фонд образовывались задолго до открытия офисов вплоть до 31 декабря.

Активность граждан в конце года вызвала споры в правительстве о судьбе накопительной части пенсии. Катализатором массового желания граждан перейти в НПФ послужил отказ правительства продлить право выбора варианта пенсионного обеспечения. Желающие сохранить возможность отчислять взносы на накопительную часть пенсии должны были до 31 декабря 2015 года передать свои накопления

частным фондам или управляющим, или написать заявление о своем намерении сохранить накопительную часть пенсии и оставить деньги в государственной управляющей компании.

В ПФР подчеркивают, что пока это предварительные итоги переходной кампании 2015 года заявления еще продолжают поступать Окончательные результаты станут известны только в конце первого квартала 2016 года. До 1 марта 2016 года ПФР рассмотрит каждое заявление и примет по нему решение. Если гражданин в течение 2015 года подал в ПФР несколько заявлений, решение будет принято по заявлению с более поздней датой.

И, наконец, проблема повышения пенсионного возраста.

В нашей стране уже идет подготовка к повышению пенсионного возраста до 63 лет для женщин и мужчин. Повышать пенсионный возраст предполагается постепенно на 0,5 года каждый год. Срок выхода на пенсию у мужчин в 63 года будет установлен не ранее 2022 года, а для женщин - не ранее 2032 года.

Еще с конца 20-х г двадцатого века в СССР установлен возраст трудоспособности: мужчины 16-60 лет, женщины 16-55 лет. Уже очень долгое время Россия является страной с самым низким потолком трудоспособности. И долгое время в СССР это было предметом особой гордости нашей страны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Еще в 90-х годах, когда Российский пенсионный фонд уже терпел огромные трудности, стали появляться первые дискуссии о поднятии пенсионного возраста. Когда с 2005 г. резко снизили ЕСН с 38,5% до 26%, бюджет ПФР сразу ощутил резкую нехватку средств (порядка 260 млрд. руб.). Сейчас он более 1,5 трлн. руб. Поэтому чтобы с какой-то степени покрыть этот дефицит давно уже всерьез обсуждается проблема повышения пенсионного возраста.

Но повышение пенсионного возраста принципиально проблему дефицита ПФР не решит. По расчетам, оно обеспечит дополнительно 75 млрд. руб., что при таком огромном дефиците будет «каплей в море». В целом, чтобы решить проблему дефицита ПФР нужно использовать множество других источников нахождения средств для покрытия этого дефицита.

Вопрос пенсионного возраста достаточно сложен не только с финансовой, но и с моральной точки зрения. Но даже в развитых странах с устойчивыми пенсионными системами правительство всерьез обсуждает перспективы очередного поднятия пенсионного возраста.

Обобщая международный опыт регулирования пенсионного возраста, можно отметить следующие тенденции (актуальные и для России) [1]:

• Происходит сближение возраста выхода на пенсию мужчин и женщин. В среднем по выборке развитых стран различие пенсионных

возрастов составляет лишь 1,4 года, по выборке формирующихся рынков 3,2 года.

• Повышение пенсионного возраста реализуется в виде долгосрочных программ: процесс изменения этого возраста растянуто на достаточно длительный срок (что снимает потенциальные проблемы на рынке труда) и объявляется задолго до начала периода.

• Политика изменения пенсионного возраста должна носить опережающий характер: решения о его будущем повышении целесообразно увязывать не с прошлыми демографическими показателями, а с прогнозами их будущего изменения.

Истинной причиной нежелания властей пойти на повышение пенсионного возраста представляется непопулярность такой меры среди работников и опасение открытых протестных выступлений, аналогичных происходившим во Франции. Однако непопулярность во многом основывается на непонимании того, что реальная альтернатива состоит не в сохранении нынешнего возраста выхода на пенсию или его повышении, а в ухудшении относительного уровня жизни пенсионеров (по сравнению с другими группами населения) при неизменном пенсионном возрасте либо сохранении относительного уровня жизни при повышении этого возраста. Представляется, что повышение пенсионного возраста политически реализуемо, но должно быть тщательно подготовлено и сопровождаться рядом дополнительных мер.

• Гражданам необходимо объяснить, что цель повышения пенсионного возраста состоит не в экономии бюджетных средств, а в поддержании пропорции между уровнем пенсий и трудовых доходов в условиях ухудшающихся демографических пропорций. Учитывая, что высоким доверием населения пользуются только два высших руководителя страны (при дефиците доверия к остальным институтам власти), это должен взять на себя один из лидеров (либо они должны поделить политическую ответственность между собой).

• Необходимо создать, как во многих других странах, возможность раннего выхода на пенсию для всех желающих (при наличии достаточного трудового стажа). Возраст раннего выхода в новых условиях целесообразно установить равным нынешнему стандартному пенсионному возрасту. Таким образом, все желающие смогут сохранить для себя действующий пенсионный возраст.

При этом работники должны иметь достаточно сильные материальные стимулы выходить на пенсию только при достижении стандартного пенсионного возраста. Часть стимулов носят естественный характер: во-первых, за годы дополнительной работы накапливается дополнительный пенсионный капитал, во-

вторых, в расчете размеров пенсии должна использоваться меньший ожидаемый срок ее получения. К этому, как представляется, необходимо добавить серьезный дополнительный стимул: выходящим на пенсию досрочно должна быть запрещена трудовая деятельность (по крайней мере, до достижения стандартного возраста). Тем самым дилемма, о которой говорилось выше, будет поставлена перед каждым работником и каждый сможет сделать собственный выбор, исходя из своего состояния здоровья, материальных условий и семейных обстоятельств.

Итак, рекомендации по поводу повышения пенсионного возраста можно дать следующие [1]:

• Объявить о повышении пенсионного возраста необходимо как можно раньше, оставив по возможности большой разрыв между объявлением решения и его вступлением в жизнь. К сожалению, много времени упущено, и теперь вряд ли можно сделать, чтобы такой разрыв превышал 4 года.

• Повышение пенсионного возраста должно быть растянуто, чтобы избежать дестабилизации рынка труда. Например, он может расти ежегодно на полгода.

Таким образом, современная пенсионная система должна соответствовать следующим критериям, по которым она должна оцениваться:

• Адекватность размеров пенсий. Включает, с одной стороны, достаточность пенсий для решения проблем бедности среди нетрудоспособного населения, а с другой стороны, обеспечение социально приемлемых пропорций между доходами, получаемыми в период трудовой деятельности и после ее завершения.

• Посильность бремени финансирования. Подразумевает приемлемое для плательщиков налогов и взносов бремя содержания пенсионной системы.

• Долгосрочная устойчивость. Предполагает способность пенсионной системы выполнять свои обязательства в долгосрочной перспективе без привлечения дополнительных ресурсов.

• Устойчивость к шокам. Означает способность системы адаптироваться к неожиданным изменениям экономических, демографических и политических условий.

В целом же следует отметить, что системные проблемы пенсионной системы России так и не решены коренным образом, этого и не следует ожидать всего лишь от новой формулы, по которой теперь будут начисляться пенсионные баллы. Радикальным образом пенсионную систему России может реформировать только изменение

демографической ситуации страны и увеличение доходов россиян, причем именно официальных. Но это - дело не одного года, тем более, что в условиях глубокого кризиса это не представляется пока вообще возможным.

Литература

1. Гурвич Е.Т. Проблемы и необходимые реформы пенсионной системы // Материалы экспертного совета НЭА по экономическим реформам. 14.02.2015.

2. Гонтмахер Е. Положение пенсионеров станет критическим // Аргументы и факты. № 43. 21 октября 2015.

3. Молчунам тут не место // http://www.lenta.ru/ дата обращения 4.02.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.