Научная статья на тему 'Реформирование пенсионной системы России'

Реформирование пенсионной системы России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
249
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Канн М.Ч.

В статье обсуждается суть пенсионной реформы в России, раскрываются изменения принципов начисления и выплаты пенсий, механизм формирования пенсионных накоплений, а также деятельности Пенсионного фонда России и негосударственных пенсионных фондов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реформирование пенсионной системы России»

В статье обсуждается суть пенсионной реформы в России, раскрываются изменения принципов начисления и выплаты пенсий, механизм формирования пенсионных накоплений, а также деятельности Пенсионного фонда России и негосударственных пенсионных фондов.

Реформирование пенсионной системы России

М. Ч. КАНН,

кандидат экономических наук, Московский государственный университет природоустройства

На новых принципах

Необходимость пенсионной реформы в России вызвана наличием ряда проблем. Во-первых, существовавшая ранее система, когда пенсии выплачивались за счет налогов, перечисляемых работодателями, уже не могла обеспечить приемлемого уровня пенсий. Дело в том, что доля пенсионеров растет: если раньше на одного пенсионера приходилось 3-4 работающих, и это позволяло выплачивать приличные пенсии, то сейчас в России уже меньше двух работающих на одного пенсионера, и это число будет сокращаться и дальше. Во-вторых, размер пенсий слабо связан с размером зарплаты, а это не создает стимулов выводить зарплаты из тени.

Цель пенсионной реформы - дать дополнительный источник для повышения размера пенсии за счет инвестирования части пенсионных отчислений и поставить в зависимость размер пенсии от размера зарплаты.

Таким образом, от распределительного принципа выплаты пенсий Россия переходит к распределительно-накопительному. Это означает следующее: вместо того чтобы все отчисления с работающего, входящие в единый социальный налог, шли на выплату пенсий нынешним пенсионерам, некоторая их часть пойдет на личный счет этого конкретного

© ЭКО 2006 г.

30 ЭКО

Ьь Ъ лД

работающего и будет инвестироваться в различные финансовые инструменты, определенные государством.

Сумма на счете конкретного гражданина будет зависеть от его зарплаты, а также от результатов инвестирования.

К старости на пенсионном счете у гражданина будет накапливаться определенная сумма. Российская экономика получит инвестиционные ресурсы, а граждане и работодатели будут заинтересованы, чтобы зарплаты выплачивались легально.

Для граждан 1967 г. рождения и моложе пенсия теперь состоит из трех частей - базовой, страховой и накопительной (рис. 1).

Единый социальный налог

Пенсионное обеспечение

^ Предприятие ^ ^Федеральный бюджет^ ^Пенсионный фонд^

зарплата i ' 1

^ Пенсия

Работник ^

Для лиц 1967 г. рождения и младше

Базовая Страховая часть часть

До 2008 г. С 2008 г.

6%

10%

6%

8%

Рис 1. Составные части пенсии

Вплоть до окончания 2001 г. пенсионная система России была полностью распределительной (принцип «солидарности поколений»), т. е. финансирование текущих пенсий осуществлялось исключительно за счет средств, собираемых с работодателей в виде налогов или квазиналогов на фонд оплаты труда. Можно обсуждать вопрос о том, является ли

такая система «системой пенсионного страхования», или же в условиях выравнивания размера пенсий и их отрыва от получаемых зарплат ей более подходит название «системы социального вспомоществования» («собес»), но основной принцип прост и понятен: собранные пенсионные взносы не инвестируются, а тратятся сразу.

Причины кризиса распределительной системы подробно описаны в литературе1. С математической точки зрения, при уменьшении величины отношения численности работающего населения к численности пенсионеров, что обычно происходит в результате снижения рождаемости и увеличения продолжительности жизни, нельзя построить устойчивую модель распределительной системы с постоянными значениями налоговой нагрузки, пенсионного возраста и коэффициента замещения2. Приходится либо увеличивать налоги, либо повышать пенсионный возраст. И то, и другое для России сегодня неприемлемо из-за неизбежного роста социальной напряженности. Можно также уменьшать коэффициент замещения либо реформировать систему и искать решение проблем за ее пределами.

Изменения в принципах начисления и выплаты распределительных пенсий (минимально необходимый стаж; период, зарплата за который учитывается при определении размера пенсии; степень учета полученной зарплаты и (или) уплаченных пенсионных взносов; система индексаций; предельное соотношение минимальной пенсии и прожиточного минимума; предельный уровень максимальной пенсии; разделение пенсии на базовую и страховую; введение условно-накопительных счетов и т. д.), при всей своей важности, сами по себе вряд ли заслуживают названия «пенсионная реформа». За период 1991-2001 гг. такие изменения происходили многократно. Так, в базовый закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 г. № 340-1 в 1991-2001 гг. изменения вносились 46 раз. Они

1 См., напр.: Астапович А.З. и др. Институциональная инфраструктура пенсионной реформы в России. М., БЭА, 1998; Григорьев Л., Гурвич Е., Саватюгин А. Анализ и прогноз развития финансовых рынков в России. М., 2003.

2 Коэффициентом замещения называют отношение пенсии к зарплате.

корректировали пенсионную систему с учетом финансовых возможностей государства и представлений об относительной социальной справедливости, но не привели и не могли привести к кардинальному улучшению положения в пенсионной сфере ни в текущем, ни в долгосрочном плане.

Главные изменения - введение накопительного элемента в систему обязательного пенсионного обеспечения и допуск частных финансовых институтов к управлению (инвестированию) пенсионных накоплений3. Конечно, в краткосрочном аспекте эти изменения также не могут улучшить ситуацию, как и модификация распределительных принципов. Более того, в переходный период нагрузка на пенсионную систему в целом должна возрасти (чтобы сохранить хотя бы неизменный уровень пенсионного обеспечения для нынешних пенсионеров и при этом накапливать средства для пенсионеров будущих). Но в долгосрочном плане от введения накопительных пенсий можно ожидать следующих благоприятных изменений:

• повышение благосостояния будущих пенсионеров за счет длительного срока накопления средств для финансирования пенсий;

• привлечение пенсионных «длинных денег» в качестве инвестиций в экономику страны, и как следствие - обеспечение более высоких темпов экономического роста;

• снижение нагрузки на государственную пенсионную систему;

• повышение доли официальных («белых») зарплат, и как результат, развитие рынка труда;

• развитие фондового рынка и финансовой инфраструктуры.

Перечисленные сдвиги касаются практически всех сфер экономической и социальной жизни, поэтому пенсионная реформа является на сегодняшний день одним из важнейших институциональных изменений в России. Очень важно полностью использовать ее потенциал. Однако следует признать, что уровень готовности всех основных участников процесса (государства, частного бизнеса и населения) к участию в реформе весьма далек от идеального.

3 Ниже мы постараемся показать, почему первое без второго бессмысленно.

ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ

2 ЭКО № 6, 2006

Если до 2001 г. во властных структурах и в обществе существовали серьезные разногласия по поводу самого содержания пенсионной реформы и ее базовых принципов, то сегодня необходимость создания накопительной системы практически не оспаривается ключевыми участниками процесса, в том числе правительством, министерствами, руководством Пенсионного фонда России (ПФР), участниками финансовых рынков.

Но в рамках накопительной системы возможны разнообразные модели, различающиеся прежде всего по степени либерализации данного сектора и роли государственных структур в его функционировании. От того, какие решения будут приниматься на соответствующих «развилках», зависит развитие системы на десятилетия вперед. Один из основных вопросов - какая часть от накапливаемых сумм будет вкладываться посредством частных финансовых институтов в корпоративные ценные бумаги.

Этапы реформирования пенсионной системы

Подготовка к проведению пенсионной реформы в России шла с середины 90-х годов. На подготовительном этапе был принят ряд концептуальных и программных документов по реформированию пенсионной системы (таблица).

В 2001 г. были приняты четыре федеральных закона из пакета законопроектов по пенсионной реформе. Основной из них - Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», регулирующий условия и нормы предоставления трудовых пенсий. В связи с его введением в действие утратил силу прежний закон Российской Федерации от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» регулирует условия и нормы предоставления за счет бюджетных средств социальных пенсий (тем, кто не заработал право на трудовую пенсию), пенсий лицам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф,

Этапы реформирования пенсионной системы России

Документ Орган, одобривший документ Нлючевые положения

1995 г. Концепция реформирования системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации Одобрена правительством РФ ■ Создание трехуровневой пенсионной системы ■ Усиление страховых принципов назначения трудовых пенсий ■ Введение персонифицированного учета ■ Перевод досрочных пенсий по условиям труда в предмет деятельности профессиональных пенсионных систем

1998 г. Программа пенсионной реформы в Российской Федерации Одобрена правительством РФ ■ Введение накопительных механизмов финансирования трудовых пенсий ■ Переход к исчислению размера трудовой пенсии из сумм уплаченных взносов и ожидаемого периода выплаты

2001 г. Программа пенсионной реформы в Российской Федерации (уточненная) Одобрена Национальным советом по пенсионной реформе при президенте РФ ■ Введение новой формулы трудовой пенсии, состоящей из базовой, страховой и накопительной частей ■ Оценка и сохранение пенсионных прав граждан, приобретенных к началу реформы ■ Участие негосударственных пенсионных фондов в системе обязательного пенсионного страхования

военнослужащим срочной службы и государственным служащим, а также кодифицирует нормы пенсионного обеспечения кадровых военнослужащих и приравненных к ним лиц.

Еще один закон - Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» - определяет права и обязанности страхователей, застрахованных лиц и страховщиков, порядок уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование и их ставки в зависимости от возраста застрахованного лица и вида деятельности.

ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ 2*

Завершает пакет законов по пенсионной реформе, принятых в 2001 г., Федеральный закон от 31.12.2001 г. № 198-ФЗ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах». В соответствии с ним устанавливаются налоговые вычеты из сумм единого социального налога на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» устанавливает порядок и правила инвестирования средств пенсионных накоплений, требования к управляющим компаниям и специализированным депозитариям, а также порядок выбора застрахованными лицами инвестиционного портфеля (управляющей компании).

В 2005 г. предусматривается принять во втором чтении законопроект «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации» (принят Государственной думой в первом чтении 26.06.2002 г.), который будет регулировать предоставление обязательных профессиональных пенсий по условиям труда.

После принятия (и корректировки, имевшей место в 2003-2004 гг.) пакета законодательных актов по пенсионной реформе предполагается кодифицировать нормы пенсионного обеспечения в Пенсионном кодексе Российской Федерации, который в правовом плане должен закрепить создаваемую в Российской Федерации новую пенсионную систему.

В результате реформирования пенсионная система в Российской Федерации - совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии, состоит из следующих частей.

Государственное пенсионное обеспечение - часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет сумм единого социального налога предоставление базовой части трудовых

пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также за счет ассигнований из федерального бюджета - социальных пенсий нетрудоспособным гражданам и государственных пенсий военнослужащим, государственным служащим и другим отдельным категориям лиц.

Обязательное пенсионное страхование - часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет обязательных страховых взносов предоставление страховой и накопительной частей трудовых пенсий наемным и самозанятым работникам, а также страховой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца.

Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение -часть пенсионной системы, обеспечивающая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию предоставление пенсий за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц.

При этом добровольное пенсионное страхование и обеспечение регулируется действующими законами - Федеральным законом от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», законом Российской Федерации от 27.1 1.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в части личного страхования имущественных интересов, связанных с пенсионным обеспечением страхователя) и другими нормативными правовыми актами.

В новом пенсионном законодательстве сохранено финансирование выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета в отношении того же круга лиц, которым и ранее предоставлялись аналогичные пенсии за счет этого источника.

Эти средства поступают в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату соответствующих пенсий (кроме пенсий военнослужащим, выплату которых осуществляют непосредственно органы «силовых» министерств и ведомств). Объем этих выплат составляет 6,3% в общем объеме пенсионных выплат.

Выплата трудовых пенсий финансируется из двух источников - за счет средств федерального бюджета в пределах сумм поступлений единого социального налога (ЕСН) на пенсионные цели и за счет сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, введенных с 1 января 2002 г. Эти взносы в налоговом законодательстве определены в качестве вычета из единого социального налога.

Тарифы взносов по обязательному пенсионному страхованию установлены Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

До 2005 г. для мужчин с 1953 г. по 1966 г. рождения и женщин с 1957 г. по 1966 г. рождения 2 из 14 процентных пунктов (п. п.) тарифа страховых взносов предназначались для финансирования накопительной части трудовой пенсии. Начиная с 2005 г. указанные лица в формировании накопительной части трудовой пенсии не участвуют.

Для лиц 1967 г. рождения и моложе на эти цели предусмотрено выделить 6 п. п. тарифа, начиная с 2006 г. (было 3 п. п. в 2002-2003 гг., 4 - в 2004 г. и 5 п. п. - в 2005 г.).

Предусматривается установление следующих видов трудовых пенсий:

□ трудовая пенсия по старости - мужчинам по достижении возраста 60 лет, женщинам - по достижении возраста 55 лет при наличии страхового стажа не менее 5 лет;

□ трудовая пенсия по инвалидности - в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени, независимо от причины инвалидности, при наличии хотя бы одного дня страхового стажа. (До 2004 г. к III, II или I степени ограничения способности к трудовой деятельности приравнивались I, II или III группы инвалидности соответственно);

□ трудовая пенсия по случаю потери кормильца - нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении.

Размер трудовой пенсии определяется суммированием ее базовой, страховой и накопительной частей.

Значительные объемы аккумулируемых средств предполагают установление достаточно строгих правил по их инвестированию и гарантий государства по обеспечению

выплаты пенсий за счет этих средств. Эти вопросы регулируются федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии», принятым в 2002 г.

Средства пенсионных накоплений

В соответствии с законодательством средства пенсионных накоплений передаются в доверительное управление частным управляющим компаниям, которые предлагают определенный инвестиционный портфель. Эти компании должны соответствовать требованиям, установленным законом, иметь разрешение на соответствующий вид деятельности (лицензию) и выбираться государственными органами на конкурсной основе. Предметом конкурса будет являться установление соответствия предъявляемым к компании требованиям, но не выбор наилучшего из инвестиционных портфелей и не определение объемов передаваемых в доверительное управление средств.

Принято принципиальное решение о закреплении именно за работником права индивидуального выбора той управляющей компании из числа прошедших отборочный конкурс, которая обеспечит наибольшую, по его мнению, эффективность инвестирования средств пенсионных накоплений. Работники, в отношении которых формируются пенсионные накопления, могут воспользоваться этим правом, начиная с 1 января 2004 г. Также решено, что пенсионные накопления, сформированные в пользу тех, кто не сделал какого-либо выбора, будут размещаться специально созданной государственной управляющей компанией в государственные ценные бумаги. Работник ежегодно вправе выбирать другую управляющую компанию.

Для тех, кому до назначения пенсии остается 5 лет и менее, право выбора будет ограничено, вследствие необходимости формирования менее рискованного инвестиционного портфеля. Однако эти вопросы предполагается урегулировать отдельным федеральным законом, который должен быть принят не позднее 2007 г.

Законодательно установлены особенности порядка реализации права работников на выбор управляющей компании (инвестиционного портфеля), во многом определяемые технологией персонифицированного учета. Так, сегодня работодатель предоставляет в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения о страховых взносах, уплаченных за каждого работника, и их распределении на страховую и накопительные части не одновременно с каждым платежом, а лишь раз в год не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

На основе этих сведений (сверенных с суммами уплаченных взносов и при необходимости скорректированных) ежегодно не позднее 1 сентября Пенсионный фонд РФ предоставляет каждому застрахованному лицу выписку о финансовом состоянии его индивидуального лицевого счета. Выбор управляющей компании застрахованное лицо вправе осуществлять ежегодно не позднее 31 декабря.

При этом Пенсионный фонд обеспечивает перевод средств пенсионных накоплений в выбранную застрахованным лицом управляющую компанию не позднее 31 марта года, следующего за годом выбора. Сумма передаваемых средств пенсионных накоплений рассчитывается, исходя из остатка средств на счете на 1 января текущего года с учетом дохода от инвестирования.

Поскольку средства, перечисленные на финансирование накопительной части трудовой пенсии, не могут быть персонифицированы до представления работодателем сведений индивидуального учета, то принято решение об их инвестировании в том же порядке, который установлен для лиц, не сделавших выбор, т. е. в государственные ценные бумаги.

Таким образом, в государственные ценные бумаги будет инвестироваться как минимум двухгодичный объем отчислений на накопительную часть трудовой пенсии (0,8-1% ВВП), по крайней мере, до перехода на технологию предоставления индивидуальных сведений в режиме реального времени. Внедрение такой технологии в систему обязательного пенсионного страхования пока что оценивается как дорогое и несвоевременное мероприятие.

Контролировать соблюдение управляющей компанией требований законодательства и инвестиционной декларации будет специализированный депозитарий.

Кроме этого, закон предусматривает организацию многоуровневого государственного и общественного контроля за инвестированием средств пенсионных накоплений всех участников этого процесса.

Законодательство предусматривает ограничения, связанные с разрешенными направлениями инвестирования пенсионных средств, запрещенными вложениями, ограничением доли средств, вкладываемых в определенные классы активов, а также с ограничением зарубежных инвестиций.

Пенсионные накопления могут быть размещены в:

■ государственные ценные бумаги Российской Федерации;

■ государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;

■ облигации российских эмитентов;

■ акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;

■ паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах;

■ денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях;

■ депозиты в рублях в кредитных организациях;

■ иностранную валюту на счетах в кредитных организациях.

Средства пенсионных накоплений не могут быть использованы для приобретения ценных бумаг, эмитентами которых являются управляющие компании, брокеры, кредитные и страховые организации, специализированный депозитарий и аудиторы, с которыми заключены договоры об обслуживании, а также ценных бумаг эмитентов, в отношении которых осуществляются меры досудебной санации или возбуждена процедура банкротства (наблюдения, временного (внешнего) управления, конкурсного производства) в соот-

ветствии с законодательством Российской Федерации о банкротстве либо в отношении которых такие процедуры применялись в течение двух предшествующих лет.

Начиная с 2004 г. разрешается размещать средства в ценные бумаги зарубежных эмитентов. Доля таких средств в инвестиционном портфеле в перспективе не должна превышать 20%. В 2004-2005 гг. установлено максимальное ограничение этой доли на уровне 5%, в 2006-2007 гг. - 10%, 2008-2009 гг. - 15%. Инвестирование в эти активы осуществляется путем приобретения паев (акций, долей) в индексных инвестиционных фондах. Реализация этих подходов начнется после принятия соответствующего нормативного правового акта.

Негосударственные пенсионные фонды

Начиная с 1 января 2004 г. застрахованные лица, в пользу которых формируются пенсионные накопления, могут передавать их негосударственному пенсионному фонду. Негосударственные пенсионные фонды наряду с Пенсионным фондом Российской Федерации признаны полноправными страховщиками в части, касающейся накопительного компонента обязательного пенсионного страхования.

Работникам предоставляется право не только переходить в негосударственный пенсионный фонд, а также переходить из фонда в фонд, но и вернуться «обратно» в Пенсионный фонд Российской Федерации. Необходимые для реализации этих прав граждан изменения внесены в конце 2002 г. в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах».

Для многих участников накопительной системы взносы составят 2% заработка.

В промышленности, строительстве, связи и на транспорте около 3 млн работников заняты во вредных и опасных условиях труда, на работах с повышенной тяжестью и интенсивностью. Им еще с 1947 г. начали предоставляться льготы по пенсионному обеспечению, связанные с досрочным выходом на пенсию. Пенсия могла предоставляться на 10 лет (по так называемому списку № 1) или на 5 лет (по списку № 2) ранее общеустановленного пенсионного возра-

ста, а также независимо от возраста - при длительной определенной профессиональной деятельности.

Поэтому в ходе реформы предложено за частью работников, длительное время проработавших во вредных и опасных условиях труда, сохранить право на досрочное назначение трудовой пенсии, а для других - предоставить право на совершенно новый вид обеспечения - профессиональные пенсии, финансируемые за счет дополнительных взносов работодателей, использующих их труд в неблагоприятных условиях.

В проекте решений по созданию профессиональных пенсионных систем, которые должны иметь обязательный характер и функционировать на накопительных принципах, предлагается ввести страховые взносы, уплачиваемые либо в Пенсионный фонд Российской Федерации либо в негосударственный пенсионный.

Страховые взносы будут дифференцированы в зависимости от условий труда: 7% - за работников, занятых на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (список № 1), 3% - занятых на рабочих местах с особыми условиями труда (список № 2).

При этом предполагается не взимать взносы с сумм заработка, превышающих 100 тыс. руб. в год. Если сумма заработка за год составит менее 43 тыс. руб., то взнос уплачивается в фиксированном размере, исчисленном исходя из ставки взноса и указанного минимального порога заработка.

В отношении работников с неблагоприятными условиями труда, которые имеют право выйти на пенсию на 5 лет раньше общеустановленного возраста или по выслуге лет, предусмотрена еще одна альтернатива. Работодателю предоставляется право вместо внесения взносов в профессиональную пенсионную систему выплачивать компенсационные надбавки к заработной плате работников в размере этих взносов.

Профессиональные пенсионные системы могут быть созданы путем заключения договора между работодателем и Пенсионным фондом Российской Федерации или негосударственным пенсионным фондом.

В профессиональную пенсионную систему на основе договора с Пенсионным фондом РФ или негосударственным пенсионным фондом должны входить также управляющая компания и специализированный депозитарий.

Инвестирование средств накоплений, формируемых в рамках профессиональных пенсионных систем, предполагается осуществлять в том же порядке и по тем же правилам, которые установлены для инвестирования средств пенсионных накоплений в системе обязательного пенсионного страхования.

Выплата профессиональной пенсии будет осуществляться с момента получения права на нее и до достижения общеустановленного пенсионного возраста (как правило, в течение 5 или 10 лет). Размер пенсии определяется делением суммы накоплений на период выплаты.

При рассмотрении законопроекта в Государственной думе возникло вполне нормальное столкновение противоположных позиций. Профсоюзы работников утверждают, что размер будущих выплат окажется слишком мал. Работодатели считают, что размеры взносов слишком высоки и чрезмерны для предприятий, где доля лиц, занятых во вредных условиях, доходит до 80-90%. Тем не менее компромиссное решение должно быть найдено, и скорее всего, им и станет принятый в первом чтении закон с возможными некоторыми изменениями.

В соответствии с Федеральным законом от 20.07.2004 г. № 70-ФЗ с 1 января 2005 г. изменены тарифы взносов на обязательное пенсионное страхование, снижается ставка ЕСН и изменяются шкалы налогообложения.

При этом ставка ЕСН на пенсионные цели снижена до 20% (рис. 2) против 28% в настоящее время. Первый «порог» налогооблагаемой базы (на которую начисляются суммы налога по максимальной ставке) расширен со 100 тыс. руб. в год до 280 тыс. руб. С каждого рубля выплат работнику сверх 280 тыс. руб. в год ЕСН на пенсионные цели взимается по ставке 7,9%, а сверх 600 тыс. руб. - 2%.

Начиная с 1 января 2005 г. работодатели уплачивают страховые взносы в размере 14% выплат работнику, не пре-

8%

Родившиеся в 1967 г. и позже

Родившиеся в 1966 г. и ранее

20%

□ на финансирование страховой части

□ на финансирование накопительной части ■ ЕСН - на финансирование базовой части

Рис. 2. Направление ЕСН на пенсионные цели, %

60000 п

до 280000 >280000 >600000

Рис. 3. Страховые взносы, выплачиваемые работодателями с 01.01.2005 г. за работника в год, руб.

вышающих в год 280 тыс. руб. и 5,5% с каждого рубля, превышающего 280 тыс. руб. (до 600 тыс. руб.). Максимальный размер взносов - не более 56800 руб. в год (рис. 3).

Одновременно круг застрахованных лиц, участвующих в системе обязательного пенсионного накопления, ограничен теми, кто родился в 1967 г. и позже.

С тем, чтобы избежать снижения ожидаемого роста пенсионных накоплений, предполагается ввести дополнительное пенсионное страхование на добровольной основе для всех лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования.

В ближайшие годы работникам предусматривается предоставить право уплачивать взносы в Пенсионный фонд РФ в размере 4% своего заработка. Суммы этих добровольных взносов будут учитываться и инвестироваться в том же порядке, что и обязательные взносы в накопительной системе. На них распространяются те же гарантии по сохранности, что и на средства обязательных пенсионных накоплений. Также застрахованным лицам будет предоставлен весь объем прав по распоряжению этими средствами (выбор управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда), установленный для участников обязательной накопительной системы.

Итак, основу системы пенсионного обеспечения составляют государственное пенсионное страхование, профессиональные пенсионные системы (пенсии от предприятий) и частные сбережения граждан в специальных институтах (пенсионные накопления в негосударственных пенсионных фондах и др.).

Сложившийся рынок добровольного пенсионного обеспечения в России является пока рынком предложения, а не рынком спроса. Новая пенсионная модель основана на сочетании достоинств базовой пенсии, реализующей принципы социальной солидарности, и пенсии, определяемой накопленными пенсионными правами (и индивидуальном их учете).

Пенсионную реформу в целом можно рассматривать как ключ к благополучной экономике страны, она в состоянии обеспечить социальную защиту населения. Смысл реформы не в том, чтобы просто оживить застывший капитал, а в том, чтобы население нашей страны было бы встроено в ее экономическую модель. Тогда многие законы заработают более эффективно. Люди не будут безучастными, как сегодня, а станут более активно влиять на происходящие в стране экономические процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.