Научная статья на тему 'Реформирование печатных СМИ в Украине: прогнозы и последствия'

Реформирование печатных СМИ в Украине: прогнозы и последствия Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
305
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
ДЕПРЕССИВНЫЕ РЕГИОНЫ / КОНФЛИКТ ПАРАДИГМ / ПРОГНОЗНАЯ ОЦЕНКА / РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ СМИ / РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ / РЫНОК ТРУДА / СОЦИАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сенкевич Геннадий Анатольевич

В статье прогнозируются возможные социальные последствия реформирования печатных СМИ в регионах Украины с учётом особенностей сельского рынка труда, предложений правительства и трудовых коллективов редакций на основе отработанной европейской модели. При существующих политических и экономических реалиях представляется возможным не самый популярный с социальной точки зрения выход из сложившейся ситуации, но, по мнению автора, он – единственный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reforming the of print media in Ukraine: forecasts and implications

The author gives the forecast of probable social consequences of the printed media reformation in the Ukrainian regions and takes into account the features of rural labour-market, governmental offers and editorial labour collectives on the base of European model. The author proposes the only possible way out, in his opinion, notwithstanding that it is not very popular from a social viewpoint under the existing political and economic realities.

Текст научной работы на тему «Реформирование печатных СМИ в Украине: прогнозы и последствия»

научно-методический электронный журнал ART 14014 УДК 332.012.2:316.77

Сенкевич Г. А. Реформирование печатных СМИ на Украине: прогнозы и последствия // Концепт. -2014. - № 01 (январь). - ART 14014. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14014.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Сенкевич Геннадий Анатольевич,

кандидат наук по социальным коммуникациям, доцент кафедры социальной работы «Днепропетровский национальный университет им. О. Гончара», г. Днепропетровск

Реформирование печатных СМИ на Украине: прогнозы и последствия

Аннотация. В статье прогнозируются возможные социальные последствия реформирования печатных СМИ в регионах Украины с учётом особенностей сельского рынка труда, предложений правительства и трудовых коллективов редакций на основе отработанной европейской модели. При существующих политических и экономических реалиях представляется возможным не самый популярный с социальной точки зрения выход из сложившейся ситуации, но, по мнению автора, он - единственный. Ключевые слова: рынок труда, разгосударствление СМИ, депрессивные регионы, регулирование занятости, социальная стабильность, конфликт парадигм, прогнозная оценка.

Раздел: (04) экономика.

В 2005-м году, следуя демократическим принципам и приняв курс на евроинтеграцию, Украина взяла обязательство перед Советом Европы реформировать свои СМИ. Термин «разгосударствление» плотно вошёл в лексикон журналистов, медиа-экспертов, социологов и аналитиков, хотя разговоры об этом велись ещё ранее, в конце 90-х. В так называемом списке Фюле данный пункт вообще не значится, его инициировала украинская сторона, следуя пожеланиям Запада. Нынешний президент продолжил курс, начатый прежней властью, хотя он выявил множество противоречий, в основном, субъективного характера. Говоря языком дипломатии, явно прослеживается политика двойных стандартов, когда и «хочется», и «колется». Конечно же, она непременно будет иметь социальные последствия, особенно в депрессивных регионах - с дотационными бюджетами и неясной перспективой развития. В основном, в аграрных.

Прежде всего, нелогичными и непоследовательными можно назвать в этом отношении действия Виктора Януковича и высокопоставленных чиновников из правительства Николая Азарова. С одной стороны, взяв курс на европейские ценности, они на словах готовят общество к демократическим переменам, объявив о выводе из-под государственной опеки большое количество газет, но с другой - не доводят начатое до конца. К тому же, законопроектов в Верховную Раду подавалось достаточно много, но все они отклонялись. В том числе и тот, что готовился Кабмином Николая Яновича в 2010 году: он был «успешно провален» депутатским большинством, состоящим из регионалов. Парадокс.

Вообще существует где-то 15-20 вариантов разгосударствления. «Практически каждый из членов комитета свободы слова ВР, даже его руководитель и заместители, готовили подобные проекты. Я уже не говорю о Госкомтелевидении и министерство юстиции, которые также готовили эти проекты закона» - констатировал в интервью корреспонденту ВВС главный редактор газеты Верховной Рады «Голос Украины» Анатолий Горлов.

В 2013 году Президент Янукович поручил Кабинету министров до 5 апреля доработать проект закона «О разгосударствлении печатных СМИ». Поручение Президента дано «с целью выполнения обязательств Украины перед ПАСЕ относительно разгосударствления печатных СМИ, учрежденных органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также дальнейшего внедрения европейских стандартов в этой сфере». Прошло несколько месяцев, но поручение главы государства никто и не подумал выполнять. Кроме, может быть, НСЖУ, которому судьба творческих коллективов небезразлична. Сам же Виктор Фёдорович на протяжении полугода

f\j ■Л f\j

http://e-koncept.ru/2014/14014.htm

научно-методический электронный журнал ART 14014 УДК 332.012.2:316.77

Сенкевич Г. А. Реформирование печатных СМИ на Украине: прогнозы и последствия // Концепт. -2014. - № 01 (январь). - ART 14014. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14014.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

тоже ни разу публично не обмолвился о его выполнении (как и о добровольно взятом перед Европой обязательстве).

Премьер об этом, в отличие от Президента, высказывался откровенно, его слова процитировал Валерий Горобец, редактор газеты «Трудовая слава»: «Приблизительно год назад я на пресс-конференции спросил Николая Азарова о том, когда же мы начнём реформировать местную прессу, когда освободим её от давления чиновников, поскольку свободная пресса - основа демократии. Ответ руководителя правительства был простым и лаконичным: «А оно вам надо? Вы же все передохните сразу!» [1].

И всё же реформирование СМИ - требование времени, это понимают и творческие коллективы редакций, и сами люди, потребители медиа-услуг. Председатель НСЖУ Олег Наливайко во время Третьего Украинско-испанского медиафорума, состоявшегося 30 октября 2013 года в Институте журналистики КНУ им. Шевченко сказал: «Спрашивают, актуально ли сейчас разгосударствление. Однозначно хочу сказать, что нет, потому что это нужно было делать ещё в 2005 году, когда Украина брала обязательства перед Советом Европы. Тогда была другая экономическая ситуация, иная политическая ситуация, большие тиражи у газет. Нои медлить дальше - нельзя. Потому что буквально каждый день мы получаем сообщения, что повсеместно отбирают редакционное имущество. Сейчас применяется ноу-хау: государственные администрации выходят из учредителей газет и переводят их в коммунальные предприятия. Повторяется приватизация в стиле 90-х годов. Есть примеры, когда от редакций требуют согласовывать газетные полосы перед отправкой в типографию» [2].

По словам руководителя правовых проектов Института массовой информации Романа Головенко, разгосударствление не обязательно предполагает приватизацию, выставление на аукцион. «В целом законопроекты по разгосударствлению предусматривают, что тот коллектив, который имеется в издании, и дальше будет заниматься выпуском газеты, только она уже будет частная, то есть коллектив будет создавать какое-то коммерческое предприятие и дальше работать», - говорит он. Можно ли согласиться с мнением уважаемого специалиста?

Вряд ли. Мы живём в Украине, в стране с избирательным правосудием, а, значит, всё то, что касается материальных ценностей - распределение, передача, аренда и т. п. - является прерогативой власти, и все нормативные акты без сомнения будут подстраиваться под этот главный принцип. В подтверждение данного довода можно вспомнить ситуацию в украинском профсоюзном движении, когда все попытки его бывшего руководителя Василия Хары отстоять имущество некогда могущественной организации окончились отставкой его самого.

Таким образом, будущее реформирование газет назвать социальным актом в полной мере нельзя. Если мы хотим сохранить 672 издания (которые коснётся реформа), то их необходимо материально поддерживать. В таком случае возникают закономерные вопросы: нужно ли это обществу и справедливо ли это по отношению к коммерческим СМИ, не получающих государственных дотаций, но выполняющих ту же социальную функцию? Вопрос риторический.

Ещё в 2001 году в информационно-аналитической справке Департамента коммуникаций и связей с общественностью Секретариата Кабмина относительно законопроекта о реформировании СМИ говорилось: «Можно спрогнозировать, что с принятием законопроекта не будет достигнута главная цель реформирования: существенного повышения способности реформированных СМИ обеспечить граждан объективной и своевременной информацией, право на получение которой гарантировано Конституцией Украины. Предостережение касается, в первую очередь, районных газет,

http://e-koncept.ru/2014/14014.htm

научно-методический электронный журнал ART 14014 УДК 332.012.2:316.77

Сенкевич Г. А. Реформирование печатных СМИ на Украине: прогнозы и последствия // Концепт. -2014. - № 01 (январь). - ART 14014. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14014.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

которые выходят в депрессивных регионах и в городах с небольшой численностью населения. Тиражи указанных изданий - в пределах 2-3 тысяч экземпляров, что даже теоретически не может обеспечить их прибыльность. Для того чтобы потери от реформирования были минимальными, необходимым условием является установление переходного периода, на протяжении которого государство должно обеспечить им разного рода поддержку: финансовую, повышение квалификации журналистов, обучение руководителей редакций современному менеджменту и другое. Для реализации такого подхода имеются основания: каждый год из государственного и местного бюджетов выделялись суммы в размере 45 миллионов гривен (сейчас - около 100 млн.). Этот финансовый ресурс должен быть использован для поддержки коммунальных СМИ на протяжении переходного периода» [3].

Действительно, последний законопроект, согласованный с НСЖУ, с профсоюзами и с медиа юристами, предусматривает для коммунальных редакций определённые льготы: безоплатную передачу имущества (кроме помещений), льготный размер арендной платы - на уровне бюджетных организаций, а также обязательства местной власти в течение некоторого времени работать с газетами по договорам. Вначале данная тактика должна быть «откатана» на пилотных проектах, чтобы посмотреть, как всё это будет происходить в реальной жизни.

На мой взгляд, в реальной жизни произойдёт следующее. В таких районах, как Покровский или Широковский на Днепропетровщине, либо Куйбышевский или Черниговский на Запорожье речи не может быть о том, что газеты самостоятельно смогут зарабатывать себе на жизнь, а уж тем более иметь прибыль. Там практически нет рекламы, которая в редакции составляет до 80 процентов доходов, следовательно, частные объявления, вялая розница да подписка, которую в полной мере прибыльной назвать нельзя, не смогут обеспечить достаточных возможностей для развития. Плюс персонал, который никак не обучен зарабатывать деньги. Значит, впереди - гибель, закрытие, и не нужно обольщаться и надеяться на какое-нибудь чудо. Смертельно опасного в райцентре в социальном смысле ничего не произойдёт, но 10-15 человек окажутся безработными, в основном люди пожилого возраста. Работы они поэтому не найдут и излишне строить иллюзии.

Мне представляется, что в подобной ситуации окажутся 90 процентов периферийных изданий. Умножим 600 на 15, и получим 9000 безработных по стране плюс члены их семей. В итоге - цифра небольшая, на социальную стабильность она не повлияет, но за ней стоят люди, у которых просто не окажется никакого выбора. Так выглядит рынок труда в информационной сфере украинской глубинки.

Ещё один фактор снижения тиражей (и соответственно рекламы) - вытеснение печатных СМИ интернет-изданиями. Всеобщая тенденция компьютеризации коснулась и села, где онлайн технологии отвоёвывают у газет информационное пространство. Она просматривается из приведённой ниже таблицы (табл. 1) Всеукраинской рекламной коалиции (ВРК), в которой отображено снижение доходов от рекламы украинских СМИ, включая прогноз на 2014 год [4].

Некоторые специалисты строят более оптимистические прогнозы, надеясь на то, что многие из «районок» купят бизнесмены и сделают их рентабельными. Может быть, хотя это маловероятно. Во-первых, потому, что газетный бизнес имеет свою специфику, и мгновенно постичь её никак нельзя. Во-вторых, необходимо обучить, а лучше переквалифицировать персонал, ведь главной фигурой в газете становится, увы, не журналист, а менеджер. Неизбежно противостояние двух парадигм - маркетинга и творчества, никуда от него не денешься, и его нужно пережить - с минимальными

http://e-koncept.ru/2014/14014.htm

КОНТ TF,ПТ

Сенкевич Г. А. Реформирование печатных СМИ на Украине: прогнозы и последствия // Концепт. -2014. - № 01 (январь). - ART 14014.-0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14014.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

научно-методический электронный журнал ART 14014 УДК 332.012.2:316.77

потерями. В-третьих, журналист должен научиться «производить» качественный товар - информацию, востребованную на данной территории, а не привычные отчёты о деятельности райгосадминистраций да дифирамбы в адрес руководства. Поэтому, когда говорят, что реформа, дескать, нарушит право людей на получение информации, то в этих словах содержится значительная доля лицемерия: сейчас периферийные СМИ пишут только то, что им позволит власть.

Таблица 1

Снижение доходов от рекламы украинских СМИ

Итоги 2012 год, млн. грн. Итоги 2013 год, млн. грн. Процент изменения 2013 года к 2012 году Прогноз 2014 год, млн. грн. Процент изменения 2014 года к 2013 году

Реклама в прессе 2 647 2 560 - 3.3% 2 544 - 0.6%

Газеты 755 685 - 9.3% 662 - 3.4%

Журналы 924 915 - 0.9% 912 - 0.3%

Нестандартное размещение 695 690 - 0.7% 700 1.5%

Классифайд 273 270 - 1.0% 270 0%

В настоящее время в Украине использование СМИ заказных материалов приняло настолько широкий размах, что вполне можно говорить о целенаправленной дезинформации всего населения на государственном уровне. Причём, занимается этим не столько государство и не местная власть (коммунальных газет в районе или в небольшом городе издаётся не более одной - двух), сколько учредители из числа местных олигархов, представители партийных ячеек и некоторых общественных организаций «карманного типа». Появилось новое слово - джинса, и его теперь знают даже дети. А также производное от него - глагол «джинсовать», который используется при мониторинге украинских СМИ.

В приведённой ниже иллюстрации, составленной специалистами Украинского образовательного центра реформ, содержится информация о том, какую долю на медиа-рынке наиболее значимых регионов Украины занимали заказные газетные материалы (рис. 1) [5].

Зарубежные медиа-эксперты считают, что в Украине до 30 процентов всей газетной площади отводят под «джинсу», а в период предвыборной гонки эта цифра достигает 50 процентов.

Что делают ещё периферийные СМИ, для того чтобы выжить? Нередко завышают свои тиражи, занимаясь обманом и читателя, и рекламодателя. В какое-то время такой шаг казался эффективным, пока не была отрегулирована законодательная база, но сейчас газеты за это строго наказывают. Да и по этическим соображениям любой редакции так поступать позорно. Ниже приведена таблица (табл. 2), результат собственного мониторинга запорожских газет в 2007 году, из которого видно, насколько редакции «старательно боролись» за рекламодателя.

Ещё одна наиболее важная причина некачественного журналистского «товара» - низкий уровень профессиональной подготовки специалистов. Не секрет, что сейчас очень много украинских вузов взялись готовить кадры для интернет-журналистики, газет и особенно - для телевидения. И если ранее этим занимались специализированные учебные заведения с высокой степенью подготовки профессорско-преподавательского состава, то теперь факультеты и даже институты журналистики создаются даже в технических университетах, например, в Запорожском Национальном техническом университете имени Чубаря.

rv /j ги

http://e-koncept.ru/2014/14014.htm

КОНТ TFJTT

научно-методический электронный журнал ART 14014 УДК 332.012.2:316.77

Сенкевич Г. А. Реформирование печатных СМИ на Украине: прогнозы и последствия // Концепт. -2014. - № 01 (январь). - ART 14014. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14014.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Часть материалов заказного характера [политических и коммерческих) в региональных печатных медиа, % в выборке Украинского образовательного центра реформ, 2013 год

■Вінниця

-Донецьк

•Крим

-Львів

■Суми

-Харків

01/13

03/13

06/13

11/13

Рис. 1. Заказные материалы на медиа-рынке наиболее значимых регионов Украины

Таблица 2

Уровень завышения тиража печатными СМИ Запорожской области

по состоянию на 01.12.2007 г.

№ Название газеты Заявленный тираж Реальный тираж Разница % завышения тиража

1 МИГ 41 550 22 800 18 750 45,13

2 Суббота 41 257 19 900 21 357 51,77

3 Мрія 37 200 18 900 18 300 49,19

4 Наше время 17 000 10 700 6 300 37,06

5 Индустриальное Запорожье 10 670 10 100 570 5,34

6 Панорама 21 700 9 900 11 800 54,38

7 Верже 15 000 8 900 6 100 40,67

8 Горожанин 18 400 7 800 10 600 57,61

9 Батьківщина 7 000 4 100 2 900 41,43

10 Перекур 29 241 2 900 26 341 90,08

11 Запорізька Січ 24 197 2 600 21 597 89,25

12 Улица Заречная 22 000 2 300 19 700 89,55

13 Искра 15 000 1 950 13 050 87,00

14 Запорізька правда 30 000 1 700 28 300 94,33

15 Правда 9 811 1 250 8 561 87,26

16 Истеблишмент 13 200 1 075 12 125 91,86

17 Позиция 18 200 1 050 17 150 94,23

18 Остров свободы 8 000 800 7 200 90,00

19 Белая стрела 5 000 700 4 300 86,00

ИТОГО 384 426 129 425 255 001 66,33

Преподаватели зачастую имеют научные степени, громкие титулы и звания, но последний раз в газетах они работали несколько десятилетий назад, если работали вообще. Жизнь стремительно меняется, и сегодня студента необходимо учить иначе, чем в советские времена.

Примерно то же самое можно сказать и о производственной практике будущих корреспондентов, литературных редакторов и ответственных секретарей (бильдредакторов): самый важный обучающий фактор зачастую превращается в пустую формальность, по-

(V Г /V

http://e-koncept.ru/2014/14014.htm

научно-методический электронный журнал ART 14014 УДК 332.012.2:316.77

Сенкевич Г. А. Реформирование печатных СМИ на Украине: прогнозы и последствия // Концепт. -2014. - № 01 (январь). - ART 14014. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14014.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

скольку в системе подготовки журналистских кадров отсутствует связь вуза с газетой. Редактор подписывает договор с университетом, но редакция почти никогда не бывает материально заинтересована в обучении студента практическим навыкам работы.

И всё же на факультеты журналистики всегда существует очередь, несмотря на высокие расценки - все хотят быть Осадчими и Куликовыми.

Отсюда результат: выпускники приходят в газету и не знают, как писать интервью, или составить графическую иллюстрацию.

Поэтому, может быть, некоторые из изданий бизнес и заинтересуют, но, по прогнозной оценке специалистов, только те, которые имеют свой яркий бренд, основанный на принципиальной позиции говорить правду. Плюс квалифицированный персонал. К сожалению, это случается крайне редко. Как дополнительный фактор, потенциально притягивающий к газетам интерес предпринимателей - низкая арендная плата на помещения, часть из которых легко можно перепрофилировать, скажем, под магазин, склад, или развлекательное заведение. Действительно, в наши дни такое случается, вот только помещения передаются редакциям не навсегда, а во временное пользование.

Есть ли выход в сложившейся ситуации?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Я уверен - да, есть. Но не у всех. Прежде всего, у коллективов, имеющих горячее желание жить и развиваться. Без него все попытки сохранить газету обречены на неудачу. Надеяться на договорную работу с органами местной власти, которые даже не обязали (рекомендовали) таким образом поддержать свой рупор, бессмысленно. Хотя бы потому, что им дешевле создать сайт в интернете, который бы пополнял единственный системный администратор, чем содержать целый штат сотрудников «районки». Нынешнее законодательство уже разрешает помещать отчёты и нормативные акты на сайтах, чтобы они вступили в законную силу. Власть в таком случае может оказаться только в выигрыше, когда минимальной суммой сможет манипулировать газетой, рассчитывающей на дотацию.

Проще о ней навсегда забыть и научиться работать по-новому, объединившись с другими изданиями. Только тогда возможно выстроить предсказуемый и реальный проект функционирования в депрессивном регионе. По этому пути пошли, кстати, и многие другие структуры, включая государственные. Например, «Укрпочта», отказавшись от районных сортировочных отделений и создав так называемые кустовые. Теряем время и жертвуем комфортом ради сохранения главного - вот цель недавней реорганизации. Неминуемо сокращение персонала, но останутся сотрудники наиболее профессиональные, способные перестроиться в сложной ситуации. Своеобразный естественный отбор отрегулирует отношения и с властью, и с читателями, которые станут получать качественную и достоверную информацию, как раз то, что гарантирует им Конституция Украины.

Ссылки на источники

1. Г оробец В. Реформування місцевої преси: крок до загибелі чи нові горизонти? // Херсонская правда. -URL: http://pravda.ks.ua/interview/19515-valerij-gorobec-reformuvannya-miscevoyi-presi.html.

2. Наливайко О. Відтягувати далі процес роздержавлення ЗМІ не можна // Телекритика. - URL: http://www.telekritika.ua/pravo/2013-10-31/87176?theme_page=20&.

3. Тезисы выступления секретаря НСЖУ Валерия Горобца на встрече секретариата НСЖУ с Премьер-министром Украины 1 февраля 2013 года. Реформувавши зберегти, а не знищити // Сайт НСЖУ. - URL: http://nsju.org/index.php/article/view/245.

4. ВРК: рекламный рынок Украины в 2013 и прогноз на 2014 г. // Медиабизнес. - URL: http://mediabusiness.com.ua/?option=com_content&task=view&id=37566&Itemid=.

5. Ерёменко С. Як джинсувала місцева преса у листопаді 2013-го // Медиасапиенс. - URL: http://osvita.mediasapiens.ua/material/26364

http://e-koncept.ru/2014/14014.htm

научно-методический электронный журнал ART 14014 УДК 332.012.2:316.77

Сенкевич Г. А. Реформирование печатных СМИ на Украине: прогнозы и последствия // Концепт. -2014. - № 01 (январь). - ART 14014. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14014.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Gennadiy Senkevich, issn 2304-120х ^

candidate of Social Sciences, Associate Professor at the chair of social work,

Dnipropetrovsk national university Oles Honchar, Dnipropetrovsk The reformation of the printed media in the Ukraine: forecasts and consequences

Abstract. The author gives the forecast of probable social consequences of the 9 772304 120142 printed media reformation in the Ukrainian regions and takes into account the features of rural labour-market, governmental offers and editorial labour collectives on the base of European model. The author proposes the only possible way out, in his opinion, notwithstanding that it is not very popular from a social viewpoint under the existing political and economic realities.

Key words: labor market denationalization, media depressed regions, regulation of employment, social stability, conflict, paradigms, prognostic assessment.

References: 1-5 - Ukrainian Sources.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

pu "7 fu

9772304120142

http://e-koncept.ru/2014/14014.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.