Научная статья на тему 'Реформирование и реструктуризация предприятий в Российской Федерации'

Реформирование и реструктуризация предприятий в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
998
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЕ / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРЕДПРИЯТИЕ / REFORM / RESTRUCTURING / CRISIS MANAGEMENT / ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цалоева М. К., Дзанагова Д. Х.

В данной статье рассматриваются проблемы реформирования и реструктуризации предприятий в Российской Федерации. В действующей практике важным результатом экономического процесса является реструктурирование организаций, включающих большой комплекс различных форм, которые обеспечивают стабильное развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REFORM AND RESTRUCTURING OF COMPANIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

This article discusses the problems of reforming and restructuring the company in the Russian Federation. At the present time an important result of the economic process is the restructuring of the organization, including a large range of different shapes that ensure stable development.

Текст научной работы на тему «Реформирование и реструктуризация предприятий в Российской Федерации»

50

Экономические науки

УДК 334

РЕФОРМИРОВАНИЕ И РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Цалоева М.К., кандидат экономических наук, доцент, кафедра бухгалтерский учет и налогообложение,

ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова», г. Владикавказ,

E-mail: [email protected]

Дзанагова Д.Х., студент 4-го курса экономического факультета,

ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова»,

г. Владикавказ,

E-mail: [email protected]

В данной статье рассматриваются проблемы реформирования и реструктуризации предприятий в Российской Федерации. В действующей практике важным результатом экономического процесса является реструктурирование организаций, включающих большой комплекс различных форм, которые обеспечивают стабильное развитие.

Ключевые слова: реформирование, реструктуризация, антикризисное управление, предприятие.

THE REFORM AND RESTRUCTURING OF COMPANIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Tsaloyeva M.K., сandidate of economic sciences, associate professor, department financial accounting and taxation,

FSBEI HE "North Ossetian state university named after K. L. Khetagurov", city of Vladikavkaz

Dzanagova D.H., student of the 4th rate of economics department,

FSBEI HE "North Ossetian state university named after K. L. Khetagurov", city of Vladikavkaz

This article discusses the problems of reforming and restructuring the company in the Russian Federation. At the present time an important result of the economic process is the restructuring of the organization, including a large range of different shapes that ensure stable development.

Key words: reform, restructuring, crisis management, enterprise.

Большая часть российских предприятий нуждается в высококлассном управлении и профессиональном руководстве для непрерывной эффективной работы при любых обстоятельствах в экономике (например, в период экономического спада). Руководитель должен рассматривать разные варианты развития предприятия, предвидеть на рынке перспективу развития своего предприятия. Организации в силу своей специфики обязаны самостоятельно определить и спрогнозировать свои цели в долгосрочной перспективе. Серьезное значение в деятельности предприятий имеет реструктуризация.

Реструктуризация - это структурная пере-

стройка чего-либо. Реструктуризация предприятия - это структурное изменение предприятия, изменение его системы, положения основополагающих элементов, а также компонентов, которые формируют бизнес под воздействием факторов окружающей среды [1].

На наш взгляд, реформирование и реструктурирование предприятий является важнейшим компонентом увеличения конкурентоспособности, поскольку дает возможность достичь необходимого уровня деятельности. Имеющиеся способы реструктурировать предприятия не всегда приводят к нужным результатам. Так, например, анализируя отдельные статистические

и экономические данные предприятий РСО-Алании, можно сделать вывод, что финансовое состояние у некоторых из них на грани реструктуризации. Некоторые предприятия в республике не могут выйти из кризиса, близки к процедуре банкротства.

Иногда процесс реструктурирования связывают с такими популярными понятиями, как «реформирование», «реорганизация». Отметим, что реформирование организации - это совокупный и комплексный процесс различных изменений, целью которого является образование условий, способствующих эффективно управлять ресурсами организации и на этом основании привлекать инвестиции [6].

Важное значение имеют факторы, оказывающие воздействие на поведение предприятия в периоды экономического спада. К ним относятся:

- политические, т.е. законодательство, стабильность, в том числе и политические формы собственности [1];

- экономические: к ним необходимо отнести уровень жизни, капитал, поставщиков, потребителей, конъюнктуру цены;

- ресурсные: к ним относятся люди, природные ресурсы, территория, инфраструктура;

- технологические: к ним относятся развитие науки, развитие технологии;

- структурные: к ним можно отнести структуру и функции, организационные характеристики, управленческий персонал, методы решения проблем, человеческие факторы, неформальную структуру организации [1].

В практической деятельности имеет место быть неумение управляющих организаций не только к реструктурированию, но и к обеспечению эффективного регулирования организациями с учетом новейших возможностей.

Мы предполагаем, что все трудности проведения реструктурирования организации сопряжены с недостатком нужных знаний и квалификаций в данной сфере, но при этом необходимо учитывать особенности российских условий в экономической сфере.

С помощью реструктурирования и реинже-ниринга организации может осуществляться реформирование предприятия. В современной литературе под реинженирингом понимают про-

ведение комплексных, проектировочных работ, с целью разработки методов и процедур по управлению бизнесом, когда без различных изменений в структуре управления предприятие приходит к улучшению своего финансового положения [3].

Между тем необходимо отличать понятия «реструктурирование» и «реорганизация» предприятий. Определение «реструктуризации» в экономических словарях анализируется как преобразование структуры активов и затрат, которое проводится или организациями, или компаниями, пытающихся увеличить цены на свои акции, для того, чтобы избежать перехвата акции. Это понятие очень близко по смыслу к определению «реорганизация», поэтому и происходит сравнение данных двух определений. Реорганизация представляет собой завершение деятельности организаций, при этом происходит переход его прав на имущество и обязанностей к иным лицам [3].

Потребность реструктуризации появляется не только у организаций, которые находятся в неудачном состоянии, а также большой интерес к реструктурированию проявляется у управляющих и процветающих компаний для увеличения сферы деятельности и поддержания стабильности организаций. Порядок реорганизации предприятий установлен Гражданским кодексом Российской Федерации (гл. 4, ст. 57) [1].

Важным фактором антикризисного управления предприятием является работа с сотрудниками во время экономического спада. Некоторые предприятия для работы с персоналом в условиях кризиса стремятся сохранить сотрудников, хотя вынуждены сокращать штаты.

Главным фактором антикризисного управления персоналом является активность управляющего. В данном случае рабочие должны поддерживать своего руководителя, должны быть рядом со своим лидером, проявлять преданность бизнесу, сохранять веру в успех.

Руководитель организации должен учитывать точку зрения каждого работника. Поэтому целесообразно проведение различных совещаний, «мозговые атаки», сбор предложений от персонала. Должны быть открытый разговор с работниками, доверие рабочих к руководителю.

На наш взгляд, вторым по значимости услови-

52

М.К. ЦАЛОЕВА, Д.Х. ДЗАНАГОВА

ем антикризисного управления предприятием является формирование и поддерживание корпоративного духа. В частности борьба за бизнес, соперничество. Не следует допускать различные опасения.

Немаловажным фактором антикризисного управления предприятием является обучение работников. Обучать персонал нужно постоянно, потому что если не будет возможности для повышения квалификации рабочих в организации, это приведет к уменьшению эффективности бизнеса.

Предлагаем использовать такие формы обучения сотрудников, как формирование резерва в организации; шефство-наставничество; различные мастер-классы квалифицированных (опытных) работников организации; для развития персонала применять планерки; для обучения персонала предоставлять командировки.

В период экономического кризиса происходит уменьшение рабочего времени и, следовательно, снижение зарплаты работников, сокращение рабочего дня, в т.ч. рабочей недели, отпуска без содержания. Когда возможности к сокращению расходов на персонал исчерпаны, предприятие приходит к сокращению сотрудников. И тогда предприятию помогает известная всем формула персонала «20:70:10» [3]. Это значит, что 20 % работников - это главные, основополагающие сотрудники. 70 % - это так называемый линейный персонал, а оставшиеся 10 % сотрудников - это работники, которые для предприятия не приносят значимой пользы.

На наш взгляд, ведущих работников нужно сохранить, так как они являются основой бизнеса. В противном случае, предприятие может быть ликвидировано. К ведущим работникам относятся:

- управляющие подразделений (линейный менеджмент);

- профессионалы, которые имеют оригинальные способности (компетенции, которые сложно найти на рынке);

- профессионалы, которые владеют важной и уникальной информацией о предприятии;

- специалисты по работе с корпоративными клиентами, поддерживающие лояльность;

- неформальные лидеры, которые способны поддержать сотрудников и успокоить людей в период экономического спада [5].

Среди 70 % линейного персонала нужно произвести неплановое тестирование для того, чтобы узнать успешность работы каждого сотрудника. По итогам тестирования индивидуально принять решения о сохранении работника на предприятии или переводе его на более низкую должность, уменьшении зарплаты или увольнении.

Кроме того, тех работников, которые не приносят значимой пользы предприятию, необходимо уволить.

Таким образом, когда предприятие планирует проведение реструктуризации, как и любого другого события, связанного с изменением и преобразованием, нужно установить методологическое основание этого процесса, определив систему задач, способов его реализации. Реструктуризация предприятия приводит к улучшению механизма совмещения производства и потребления с помощью прогноза (мониторинга) воздействия различных решений на формирование как производственной, так и коммерческой деятельности компании. В конечном итоге создается база для составления ориентированной на успех программы поддержания разного рода событий по усовершенствованию деятельности предприятий на рынке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая).

2. АгузароваЛ.А. Институциональная адаптация предпринимательских структур: Дисс. ... канд. экон. наук. - Владикавказ, 2002.

3. АгузароваЛ.А., Агузарова Ф.С. Приоритеты и тенденции промышленной политики Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 8-1. - С. 399-402.

4. Агузарова Ф.С., Хидирова Э.А. Тенденции развития налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. -№ 3-3. - С. 407-410.

5. Аистова МД. Реструктуризация предприятий: вопросы управления. Стратегии, координация структурных параметров, снижения сопротивления преобразованием. - М.: Альпина Паблишер, 2002. - 288 с.

6. АртамоновД.А. Методика и технология разработки стратегии и программы работ по реформированию предприятия // Экономические и правовые факторы устойчивого развития социальных систем / Под общ. ред. А.И. Барановского. - Омск: Изд-во Омского экономического института, 2006.

7. ВодопьяновА.В. Реструктуризация промышленного предприятия с использованием средств маркетинга // Экономические науки. - 2008. - № 7. - С. 242-245.

8. ЖучковаЮ.А. Реструктуризация промышленного предприятия на принципах маркетинга: Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. - Саранск, 2006. - С. 18.

9. Каллагов Б.Р., ЧшиеваЗ.Г.,Лолаева Б.Х. Ключевые теоретические аспекты реализации эффективной инвестиционной политики в промышленности // Экономика и предпринимательство. - 2014. -№ 12. - Ч. 3. - С. 422-426.

10. Лолаева Б.Х., Чшиева З.Г. Динамика использования трудовых ресурсов Северо-Кавказского ФО // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 4. - Ч. 1. - С. 344-346.

11. Карлина Т. Реструктуризация компаний в условиях кризиса // Проблемы теории и практики управления. - 2010. - № 4. - С. 106-114.

12. Короткова Т. Маркетинговая методология реструктуризации бизнеса // Маркетинг. - 2006. - № 5. -С. 90-98.

13. Мазур И.И. Реструктуризация предприятий и компаний: Справочное пособие. - М.: Высшая школа, 2000. - 587 с.

14. Aguzarova L.A. Conceptual approaches to the management of social and labor potential reproduction of the region // La Pensee (Paris). - 2014. - Т. 76. - № 10. - С. 2-12.

15. Tadtaeva VVV., ZagalovZ.G. Problems and prospects of development of russias stock market // В сборнике: Science and Education Materials of the IV international research and practice conference. Strategic Studies Institute. - 2013. - С. 252-255.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.