Научная статья на тему 'РЕФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РЕФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
727
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
государственная служба / государственное управление / реформирование / управленческие кадры / кадровый резерв / civil service / public administration / reform / managerial personnel / personnel reserve

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саида Назировна Керамова, Хаджимурад Рашидович Мукаилов

Авторы изучили эволюцию развития системы государственной службы в России, выявили основные тенденции и особенности ее формирования в различные периоды исторического развития. Сделаны выводы о том, что формирование системы управления государственной службы находится лишь на начальной стадии реализации, поскольку положения Закона о системе государственной службы нельзя считать полностью реализованными, так как система государственной службы без органа управления не может называться системой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reform and development of the civil service system of the Russian Federation

The authors studied the evolution of the civil service system in Russia, identified the main trends and features of its formation in different periods of historical development. It is concluded that the formation of the public service management system is only at the initial stage of implementation, since the provisions of the law on the public service system cannot be considered fully implemented, since the public service system without a management body cannot be called a system.

Текст научной работы на тему «РЕФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 342.9 ББК 67.401

DOI 10.24412/2073-3313-2021-5-85-87

РЕФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

V V ___

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саида Назировна КЕРАМОВА, старший преподаватель кафедры административного, финансового и таможенного права Юридического института Дагестанского государственного университета

Хаджимурад Рашидович МУКАИЛОВ, магистрант кафедры административного, финансового и таможенного права Юридического института Дагестанского государственного университета Khadzhimurad.Mukailov.00@mail.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.04 — финансовое право;

налоговое право; бюджетное право

Аннотация. Авторы изучили эволюцию развития системы государственной службы в России, выявили основные тенденции и особенности ее формирования в различные периоды исторического развития. Сделаны выводы о том, что формирование системы управления государственной службы находится лишь на начальной стадии реализации, поскольку положения Закона о системе государственной службы нельзя считать полностью реализованными, так как система государственной службы без органа управления не может называться системой.

Ключевые слова: государственная служба, государственное управление, реформирование, управленческие кадры, кадровый резерв.

Annotation: The authors studied the evolution of the civil service system in Russia, identified the main trends and features of its formation in different periods of historical development. It is concluded that the formation of the public service management system is only at the initial stage of implementation, since the provisions of the law on the public service system cannot be considered fully implemented, since the public service system without a management body cannot be called a system

Keywords: civil service, public administration, reform, managerial personnel, personnel reserve.

Я течение последних десятилетий большинство государств мира признают, что фор--■»^■мирование системы эффективного государственного управления способствует достижению высокого уровня жизни населения и всеобщего экономического благополучия. В связи с этим приоритетной целью для многих стран является разработка мер и способов, направленных на повышение эффективности деятельности органов государственной службы1.

Данная проблема актуальна и для нашей страны, в частности, об особой роли государственной службы в реализации задач и принципов государственного управления свидетельствует закрепление в ч. 4 ст. 32 Конституции Российской Федерации нормы о том, что одной из важ-

нейших форм участия граждан в управлении делами государства и общества является государственная служба.

Таким образом, для определения эффективности деятельности государственной службы в России необходимо выявить основные тенденции и особенности ее формирования. Становление законодательства об основах государственной службы связано с быстрыми темпами организации и преобразования системы органов исполнительной власти, потребностью в совершенствовании институтов контроля, государственного принуждения и воздействия. В целом становление основ законодательства о государственной службе в России можно подразделить на несколько периодов2.

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2021

Первый период (1993 — 2001) связан с принятием Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2267 «Об утверждении Положения о федеральной государственной службе». Указанное Положение стало одним из первых законодательных актов, регулирующих вопросы государственной службы на федеральном уровне. Спустя два года был принят Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», который преимущественно содержал нормы, регламентирующие порядок организации государственной службы, а также предусматривал социальные льготы для государственных службы. Достоинством данного акта является определение в нем понятия государственной службы, что заслуженно признается рядом авторов одним из важнейших шагов законодателя в данной сфере.

Несмотря на то что посредством принятия двух данных актов были заложены основы государственной службы, имелось ряд неразрешенных проблем.

Во-первых, отсутствовала единая нормативная база, регулирующая отношения с государственными служащими.

Во-вторых, имела место недостаточная результативность деятельности органов государственной власти, а также снижение престижа государственной службы и авторитета самих служащих, слабая эффективность механизма противодействия коррупции на государственной службе3.

Впоследствии данные проблемы послужили основой для второго этапа реформирования государственной службы (2001 — 2007).

В 2001 г. по поручению Президента РФ была утверждена Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации, которая положила начало разработке комплекса мероприятий, направленных на решение названных проблем. Целью принятия Концепции явилась идея перехода от частноправового регулирования отношений к публично -правовому. Определялось, что государственная служба посредством изменения станет государственной, публичной, отвечающей реалиям современного общества4.

Кроме того, шло реформирование правовых основ военной службы. В рамках приведения в соответствие с новым законодательством о государственной службе в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», а также в Федеральный закон «О статусе военнос-

лужащих» было внесено несколько десятков поправок.

Попутно следует отметить, что до сих пор не принят отдельный федеральный закон о военной службе. Что касается вопросов реформирования правоохранительной службы, то здесь все еще сложнее. В настоящее время законодательством РФ не регламентирован статус правоохранительной службы, более того, не конкретизированы государственные органы исполнительной власти, подпадающие под разряд правоохранительных.

Таким образом, отставание реформирования военной и правоохранительной службы от гражданской не позволило завершить создание комплексной нормативной правовой базы государственной службы, а, следовательно, обеспечить соотносимость основных условий и оплаты труда, государственных социальных гарантий, включая пенсионное обеспечение, и установление ограничений и обязательств при прохождении государственной службы различных видов.

Третий этап начался с утверждения Президентом РФ федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации», целями которой были: создание системы государственной службы как целостного государственно-правового института; внедрение на государственной службе эффективных технологий и современных методов кадровой работы5.

Необходимо отметить, что большинство задач и направлений реформирования государственной службы совладают с теми, что были намечены на предыдущем этапе, следовательно, можно сделать неутешительный вывод, что многое из запланированного в рамках реформы системы государственной службы без малого за десять лет реализовано не было.

Другим основополагающим документом этого периода стал Указ Президента РФ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», задачами которого стали: определение перечня требований, предъявляемых к государственным служащим, развитие института наставничества на государственной службе.

Справедливости ради необходимо отметить положительный опыт субъектов РФ по внедрению в государственных органах института наставничества на государственной гражданской

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2021

службе (Новосибирская область, Воронежская область и т.д.)6.

Итак, приходится признать, что темпы реформирования и развития гражданской службы снижены, реформы осуществляются бессистемно.

В 2016 г. был опубликован Указ Президента РФ «Об основных направлениях развития гражданской службы Российской Федерации на 2016 — 2018 годы»; основными направлениями развитии государственной гражданской службы РФ на 2016 — 2018 гг. стали: совершенствование системы профессионального развития государственных гражданских служащих РФ; повышение престижа государственной службы; совершенствование антикоррупционных механизмов в системе гражданской службы и т.д. Надо признать, что в целом выполнение запланированных мероприятий было осуществлено.

В настоящее время положено начало реализации пятого этапа развития гражданской службы.

Указом Президента РФ от 24 июня 2019 г. № 288 были утверждены основные направления ее развития на 2019 — 2021 гг. Большое внимание в нем уделено вопросам совершенствования порядка отбора кандидатов на замещение должностей гражданской службы. Кроме того, упоминается в нем и о совершенствовании порядка проведения аттестации гражданских служащих.

Следует отметить, что данный вопрос был забыт в период реформирования гражданской службы. Вопросы проведения аттестации упоминаются в законодательстве впервые.

Таким образом, для качественного преобразования системы государственной службы, на наш взгляд, необходимо провести следующие мероприятия:

■ определить перечень требований, предъявляемых к государственным служащим;

■ развивать институт наставничества на государственной службе;

■ разработать законопроекты «О правоохранительной службе» и «О военной службе»;

■ внедрять в систему государственной службы кадровые, информационные, образовательные, управленческие и антикоррупционные технологии;

■ совершенствовать антикоррупционные механизмы в системе гражданской службы.

1 Солдатов А.П., Братановский С.Н. Государственная служба: историко-правовое исследование // Тр. Академии управления МВД России. 2020. № 3. Июль — сент.

2 Гришковец А.А. К вопросу о реформе государственной службы: организационно-правовые аспекты // Гос-во и право. 2012. № 2.

3 Оришев А.А., Джалилов И. Ф., Разумова Е.В. Развитие государственной службы в Российской Федерации. М.: Юстицинформ, 2015.

4 Гусев А.В. Государственная гражданская служба: сочетание публично-правовых и частноправовых начал // Рос. юрид. журнал. 2012. № 6.

5 О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 — 2013 годы)»: Указ Президента РФ от 10.03.2009 № 261 // СПС «Консультант Плюс»

6 Кодинцев А.Я. Дискуссии о реформе государственной гражданской службы субъектов РФ в современной России // Социум и власть. 2016. № 2.

Библиографический список

1. Концепция реформирования системы государственной службы РФ (утв. Президентом РФ от 15.08.2001) // СПС «Гарант».

2. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от

27.05.2003 № 58-ФЗ // Рос. газ. 2003. № 104.

3. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от

27.07.2004 № 79-ФЗ // Рос. газ. 2004. № 162.

4. Гришковец А.А. К вопросу о реформе государственной службы: организационно-правовые аспекты // Гос-во и право. 2012. № 2.

5. Гусев А.В. Государственная гражданская служба: сочетание публично-правовых и частноправовых начал // Рос. юрид. журнал. 2012. № 6.

6. Кодинцев А.Я. Дискуссии о реформе государственной гражданской службы субъектов РФ в современной России // Социум и власть. 2016. № 2.

7. Оришев А.А., Джалилов И. Ф, Разумова Е.В. Развитие государственной службы в Российской Федерации. М.: Юстицинформ, 2015.

8. Солдатов А.П., Братановский С.Н. Государственная служба: историко-правовое исследование // Тр. Академии управления МВД России. 2020. № 3. Июль — сент.

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.