Научная статья на тему 'Реформирование и конкурентоспособности аграрного сектора'

Реформирование и конкурентоспособности аграрного сектора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реформирование и конкурентоспособности аграрного сектора»

РЕФОРМИРОВАНИЕ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ АГРАРНОГО СЕКТОРА

АРАСЛАНОВ Нурамбик Гиниятович,

почетный академик АН РБ, доктор экономических наук, профессор Башкирского государственного аграрного университета

В настоящее время в стране созданы конкурентная среда и соответствующие условия для развития социально-ориентированной рыночной экономики. Вместе с тем, как показывает хозяйственная практика, формальное изменение форм собственности не позволяет реально изменить отношения собственности, поскольку не могут появиться одновременно с этим мотивация производства и труда, предпринимательской инициативы и предприимчивости, гамма экономических интересов по горизонтали и вертикали. Данный процесс имеет долговременный, сложный характер и тесно связан с государственной поддержкой, необходимыми экономическими и правовыми регуляторами [I].

Продолжение структурной перестройки призвано обеспечить дальнейшее улучшение деятельности аграрных хозяйств, предприятий и организаций агропромышленного сервиса;

сохранить и повысить их конкурентоспособные позиции на отечественном и мировом рынках.

В повышении конкурентоспособности аграрной экономики особое значение имеет рыночно-мотивационный механизм управления агроэкономикой на всех уровнях управления и хозяйствования. Наиболее действенным звеном указанного механизма являются концептуальные принципы агропромышленных преобразований, экономическая свобода субъекта собственности, цены и другие факторы, влияющие на признаки конкурентоспособности.

Результаты наших многолетних исследований и теоретическое осмысление передовой хозяйственной практики позволили экономически обосновать и выдвинуть следующие принципы указанных преобразований [2]:

1. Преемственность, поэтапность и постепенность преобразований, структурной перестройки и совершенствования экономических отношений на селе. Это связано с экономической необходимостью совместного использования на кооперационной и интеграционной основе производственных ресурсов (земельных, трудовых, материально-технических, финансовых и др.). Таким образом, обеспечивается коллективное ведение хозяйства на базе частно-групповой, государственной и других видов собственности. Это - главный решающий фактор в производственно-хозрасчетной и коммерческой деятельности сельского товаропроизводителя.

2. Обоюдовыгодная взаимопомощь на хоз-расчетно-коммерческой основе между традиционными и новыми предприятиями, внутри них - между первичными производственными подразделениями.

3. Взаимодействие и сотрудничество, соревнование, трудовое соперничество това-

ропроизводителей на добровольной основе при соблюдении их экономических интересов. Это осуществляется на базе горизонтальной и вертикальной экономической интеграции в системе агропромышленного производства в сочетании с активным государственным регулированием воспроизводственного процесса.

4. Установление умеренных государственных дотаций сельским товаропроизводителям для определенного выравнивания экономических условий хозяйствования; государственное субсидирование рыночных цен на основные виды сельскохозяйственной продукции. В общей сложности, все это способствует становлению экономической демократии и реальной экономической свободы в системе агропромышленного комплекса (АПК), прежде всего, эквивалентно-возмездного обмена результатами деятельности между экономическими агентами рынка, сбалансированности их интересов.

5. Создание необходимых условий для обеспечения реальной экономической самостоятельности и права выбора вида деятельности для каждого труженика и трудового коллектива, сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности и организаций агропромышленного сервиса (машинно-технологические станции, ремонтно-технические предприятия, различные мастерские и народные промыслы) как неотъемлемой части экономической демократии.

Исходя из передового опыта ведения хозяйства и управления агропромышленным производством, считаем необходимым привести в дополнение к вышеуказанным принципам и такие:

- оптимальное сочетание крупных, средних и малых агропромышленных предприятий и организаций агропромышленного сервиса;

- интеграция и централизация различных видов ресурсов АПК для совместного, более эффективного их использования;

- перекрестное акционирование с участием поставщиков, смежников и потребителей в приобретении акций предприятий;

- межотраслевой характер организационно-хозяйственных структур, повышающий на базе диверсификации производства рыночную маневренность и устойчивость;

- коллективность в системе управления предприятиями и сельскохозяйственным

производством в целом (обсуждение проблем коллегиально, а ответственность персональна - важнейший принцип управления).

В модернизации всего агропромышленного производства и повышения конкурентоспособности его первичных звеньев, в укреплении всего хозяйственного уклада самостоятельное экономическое значение имеет последовательное осуществление земельной реформы, рентных отношений. Это обусловлено тем, что земля выступает в сельском хозяйстве в качестве специфического ресурса, действует как активный фактор процесса труда, главное средство производства. На наш взгляд, в настоящее время основной формой хозяйственного оборота земли в Республике Башкортостан должно быть арендное землепользование с правом последующего наследования земельного участка.

России при решении земельных вопросов важно учитывать исторически сложившееся в Башкортостане общинное землепользование и землевладение. Земельный вопрос во все времена был первостепенным, и глубоко заблуждаются те, кто предлагает разрешить вопросы земельных отношений одним махом, путем введения частной собственности на землю по всей России. Сегодня в РБ основная часть земель сельскохозяйственного назначения является государственной собственностью, а на правах пользования и аренды земельные участки предоставлены юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного производства. Потребность граждан республики в земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного, дачного и гаражного строительства в основном удовлетворена. Следует отметить, что в ведение сельских советов передано млн га земли для наделения граждан земельными участками, создан земельный фонд для перераспределения на площади 700 тыс. га. За последние S лет в республике осуществлено залужение деградированной, малопродуктивной пашни, а также распаханных земель в прибрежных полосах рек и водоемов на площади более S00 тыс. га с переводом их в сенокосы и культурные пастбища. Кстати, это в основном те участки земель, которые в свое время были распаханы как целинные и залежные без соответствующего обоснования.

22

Н.Г. Арасланов

В условиях перехода к рыночным отношениям неравновесная агроэкономика нуждается в инвесторах и спонсорах. В этой связи необходима активизация инновационной деятельности на селе для достижения устойчивого расширенного воспроизводства и эффективного ведения отраслей производства в условиях рискованного земледелия и животноводства, рыночной стихии и недостаточной конкурентоспособности агрохозяйств [3. С. 159; 162 - 163; 170 - 172].

В связи с тем, что земля в сельском хозяйстве является главным средством производства, очень важно рассмотреть и уточнить в теоретико-методологическом отношении отдельные общепринятые экономические понятия и термины по земельным вопросам и отношениям. Так, широко распространенные в теории (особенно в юриспруденции) и хозяйственной практике категориальные термины и понятия «рынок земли», «рыночный оборот земли» (вместо хозяйственного оборота земли), «купля-продажа земельных участков» являются, в нашем понимании, не совсем корректными и правильными в экономическом плане. Дело в том, что в жизни, хозяйственной практике осуществляется фактически бестоварный хозяйственный оборот земли - особого, специфического природного предмета труда и средства труда одновременно. Именно поэтому земля не может быть товаром в полном смысле этого слова, хотя она и находится в обороте. Причем хозяйственный оборот и экономический оборот земельных ресурсов не одно и то же экономическое понятие. Первый означает производственный оборот земель, а второй включает и торговый оборот. Такой тезис следует особо подчеркнуть в связи с тем, что в хозяйственной практике и публикациях ученых, особенно юристов, нередко между указанными понятиями ставится знак равенства. Важно отметить, что в условиях рыночных отношений продается и покупается, по существу, не земля, а юридическое право на ее использование, владение и распоряжение, т.е. при этом происходит лишь оборот земельных прав. Поэтому, на наш взгляд, требуется особое и более действенное общегосударственное и региональное регулирование земельных отношений, хозяйственного оборота земли в отличие от оперативного регулиро-

вания рыночного обращения товаров и услуг. При этом крайне важно учитывать специфические особенности земли как главного и основного ресурса сельского хозяйства и всего агропромышленного производства, выступающего активным фактором производства продовольствия и биологического сырья для перерабатывающей промышленности. Эти особенности земли, которым в экономической и хозяйственной практике мало придают значения, следующие:

- земля не создана трудом человека, это дар природы, как отмечал К. Маркс, «не произведенное средство производства», а активная часть основных производственных фондов;

- она имеет определенное местонахождение и недвижима, в отличие от других средств производства и материально-технических ресурсов;

- ограничена по площади как объект сельскохозяйственного назначения и использования. Причем в условиях перехода к рыночным отношениям площади сельхозугодий и, прежде всего, пахотных земель в расчете на душу населения и в абсолютных размерах из года в год заметно сокращаются, что не всегда является оправданным в экономическом и социальном планах;

- при правильной обработке и рациональном использовании качество земли улучшается, что установлено и подтверждено хозяйственной практикой.

Управление экономическими преобразованиями в системе АПК призвано способствовать оптимальному сочетанию множества экономических и социальных интересов села, повышению уровня структуризации аграрной экономики и менее болезненному переходу (адаптации) к цивилизованным рыночным отношениям, преодолению финансово-экономического кризиса. При агропромышленных преобразованиях и совершенствовании земельных и имущественных отношений не следует скоропалительно отвергать сложившуюся годами общественную комбинацию производственного процесса, направленную на углубление разделения труда, и допускать технологическое разрушение производства в нормально хозяйствующих подразделениях. Именно аграрно-кооперационная и агропро-

мышленная формы хозяйствования в отрасли предполагают совместное использование производственных ресурсов на более эффективной основе для решения социально-экономических задач села как в отдельном производственном подразделении, так и в масштабах района и республики в целом.

Литература

1. Возрождение России начинается с села // Сельская жизнь. 2008, 14 февраля.

2. Арасланов Н.Г. Проблемы экономической теории и хозяйственной практики в условиях перехода к рыночным отношениям // Ватандаш. 2000. №10. -С. 29 - 34.

3. Арасланов Н.Г., Арасланов Т.Н., Асылгужин И.М. Эффективность производства и хозриск в аграрном секторе: вопросы экономической теории, методология анализа и пути оптимизации. - Уфа: Гилем, 2006.

4. РозенбергД.И. Комментарии к первому тому «Капитала» К.Маркса / Под ред. д.э.н., проф. С.Л. Выгодского. - М.: Соцэкгиз, 1961.

К сведению читателей Вышла книга:

А.Х. Махмутов

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В БАШКОРТОСТАНЕ

ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ

Гилем

Махмутов А.Х.

Экономические реформы в Башкортостане: прошлое, настоящее, будущее / А.Х. Махмутов. - Уфа: Гилем, 2009. - 496 с.

В монографии собраны научные концептуальные программные документы, научные доклады, статьи, выступления, подготовленные лично академиком АН РБ А.Х. Махмутовым, а также с его участием, под его научной редакцией за последние 20 лет работы, посвященные различным проблемам экономических реформ в Республике Башкортостан. В книге представлены концепции, программы, стратегии социально-экономического развития республики на средне- и долгосрочную перспективу, включающие многовариантные прогнозы развития экономики и социальной сферы. В рамках этих работ были разработаны модели социально-экономического развития, положенные в основу экономической политики Правительства Республики Башкортостан в 1990- 2000-е гг. В научных статьях особое внимание уделяется таким проблемам, как теоретические и методологические основы трансформации экономики и перспективы ее развития, особенности отечественной модели рыночной экономики, социальные последствия и социальное сопровождение реформ, роль и функции государства, кадровое обеспечение реформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.