Научная статья на тему 'РЕФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

РЕФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
102
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
реформирование / государственная служба / права граждан / качество услуг / reformation / public service / citizens' rights / quality of services

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Буртик Наталия Владимировна

Происходящие перемены, вызванные объективными процессами развития общества, повышением требований к решению задач государственной службы предопределяет необходимость ее реформирования. В статье осуществлена оценка значимости проведения реформы государственной службы в нашей стране, определена цель реформирования, кратко представлены основные этапы и программы проведения реформ государственной службы. Результатом статьи является подведение итогов реформирования на современном этапе, а также основные предложения по дальнейшему реформированию государственной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFORMING THE CIVIL SERVICE: THEORETICAL ASPECTS

The article assesses the importance of the reform of the civil service in our country, defines the purpose of the reform, briefly presents the main stages and programs of the reform of the civil service. The result of the article is a summary of the results of the reform at the present stage, as well as the main proposals for further reform of the civil service.

Текст научной работы на тему «РЕФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

УДК 342.9 ББК 67.401

ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Наталия Владимировна Буртик

магистрант Юридического института ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»

burtiknn@mail.ru

299053, Россия, г. Севастополь, ул. Университетская, 33

РЕФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Аннотация. Происходящие перемены, вызванные объективными процессами развития общества, повышением требований к решению задач государственной службы предопределяет необходимость ее реформирования.

В статье осуществлена оценка значимости проведения реформы государственной службы в нашей стране, определена цель реформирования, кратко представлены основные этапы и программы проведения реформ государственной службы. Результатом статьи является подведение итогов реформирования на современном этапе, а также основные предложения по дальнейшему реформированию государственной службы.

Ключевые слова: реформирование, государственная служба, права граждан, качество услуг.

Научный руководитель/ Анастасия Николаевна Морозова

доцент кафедры конституционного и административного права Юридического института ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», кандидат юридических наук

ANMorozova@sevsu.ru

299053, Россия, г. Севастополь, ул. Университетская, 33

N. V. BURTIK, master's student Law Institute Federal State Educational Institution of Higher Education

«Sevastopol State University», burtiknn@mail.ru

33 Universitetskaya str., Sevastopol, 299053, Russia

SCIENTIFIC SUPERVISOR: A.N. MOROZOVA

Associate Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law,

Law Institute

Federal State Educational Institution of Higher Education

«(Sevastopol State University», ANMorozova@sevsu.ru 33 Universitetskaya str., Sevastopol, 299053, Russia

REFORMING THE CIVIL SERVICE: THEORETICAL ASPECTS

Annotation. The article assesses the importance of the reform of the civil service in our country, defines the purpose of the reform, briefly presents the main stages and programs of the reform of the civil service. The result of the article is a summary of the results of the reform at the present stage, as well as the main proposals for further reform of the civil service.

Key words: reformation, public service, citizens' rights, quality of services.

Потребность в реформировании государственной службы России возникла достаточно давно и обусловлена возрастающими требованиями современного общества, поскольку при осуществлении своих функций деятельность государственных органов направлена на обеспечение и защиту прав и законных интересов российских граждан.

Необходимость проведения реформ государственной службы обусловлена объективными процессами развития общества, повышением требований к решению задач государственной службы. Следует отметить, что процессы модернизации государственного управления и государственной службы являются характерными для большинства развитых стран. В сложившихся условиях противостояния России и стран «коллективного» Запада, от эффективности работы государственной службы зависит способность государства отвечать современным вызовам.

Основной целью реформирования государственной службы в Российской Федерация является построение эффективной системы государственной службы, способной обеспечить права и интересы граждан России, обеспечить их потребности в государственных услугах, эффективно осуществлять и координировать взаимодействие чиновников, как субъектов государственной

службы, с гражданами РФ, которые являются объектами государственной службы [2].

В общем смысле под реформированием понимают планомерное изменение и переустройство определенных социальных и государственных институтов в направлении улучшения значимых для общества характеристик. Таким образом, реформирование направлено на обеспечения соответствия определенных институтов потребностям российских граждан.

Научные и практические аспекты реформирования государственной службы постоянно находятся в фокусе исследований российских ученых, что обусловлено значением деятельности государственных органов для развития большинства сфер социальной жизни. В частности, вопросы реформы государственной службы России рассматривался научным сообществом [4; 3; 1; 2 и др.].

Необходимость комплексного подхода к реформированию государственной службы обусловлена тем, что она представляет собой систему правовых норм, регламентирующих государственно-служебные отношения, поэтому в сферу государственной службы входят права, обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих, порядок прохождения государственной службы, особенности организации служебных отношений и взаимодействия между разными государственными органами [5, с. 218].

В последние два десятилетия в Российской Федерации реформирование государственной службы официально признано приоритетным направлением в области государственного строительства, а также важным условием ускорения социально-экономического прогресса.

Реформирование государственной службы Российской Федерации с начала ХХ1 в. реализуется в рамках административной реформы и является ее центральным элементом. Административная реформа в Российской Федерации направлена на оптимизацию структур государственной власти и государственного аппарата.

Реформирование системы государственной службы Российской Федерации, начавшееся в 2000-2001 гг., прошло ряд последовательных этапов, представленных в таблице 1.

Таблица 1

Этапы проведения реформы государственной службы

Этап Период Основная цель этапа Проведенные мероприятия

1 2000-2001 гг. Подготовка к проведению реформ. Формирование основной концепции реформы. Сформулирован концептуальный подход к реформированию

государственной службы. Разработана Федеральная программа проведения реформ.

2 2002-2005 гг. Усовершенствование организационных, правовых и финансовых основ государственной службы. Приняты соответствующие акты федерального законодательства, преобразованы организационные и финансовые механизмы осуществления деятельности государственной службы.

3 2006-2008 гг. Исключить проявления коррупции в деятельности государственной службы. Повысить эффективность деятельности и качество услуг государственной службы. Внедрение механизмов противодействия коррупции в государственной службе. Внедрены кадровые, образовательные, управленческие и информационные технологии в работе государственной службы. Значительное усовершенствовалось законодательство о государственной службе.

4 2009-2013 гг. Обеспечение высокого качества государственных услуг. Внедрена система мониторинга мнения граждан о деятельности государственной службы. Предоставлены социальные гарантии государственным служащим. Внедрены современные кадровые технологии.

5 2014-2023 гг. Повышение профессионализма государственных служащих. Комплексная цифровизация деятельности государственных служащих. Все государственные органы внедряют системы электронного документооборота. Увеличивается количество услуг, которые могут быть получены гражданами и организациями в электронном виде и дистанционно. Законодательно уточнены профессиональные требования к приему кандидатов на государственную службу.

Таким образом, можно выделить основные цели реформирования государственной службы в России: борьба с коррупцией, повышение качества государственных услуг, рост эффективности деятельности и повышение престижности государственной службы. Несмотря на достигнутые результаты, процесс реформирования государственной службы не прекращается.

Рассмотрим социально значимые результаты реформирования государственной службы в России, на основании всероссийского телефонного опроса, проведенного ФОМ.

В 2023 г. мониторинг качества государственных услуг был проведен Министерством экономического развития. Как показали результаты мониторинга государственных услуг, общая оценка качества удовлетворенности заявителей качеством государственных услуг составляет 3,98 баллов по 5-ти балльной шкале. Однако в ходе мониторинга оказания федеральных услуг был выявлен существенный разрыв (около 15 %) между количеством принятых и зарегистрированных запросов от заявителей (Рис. I)1.

Рисунок 1. Доля принятых и зарегистрированных запросов на получение федеральных услуг2

Выявленная разница означает, что либо часть поступивших запросов осталась незарегистрированными, либо по ним не были направлены уведомления заявителям, что является нарушением действующего законодательства. Значительную долю (16,4 %) составляют запросы с нарушенным сроком предоставления услуги (Рис. 2).

Рисунок 2. Доля запросов с нарушением срока предоставления3

1 Информация о качестве предоставления государственных и муниципальных услуг // Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации, 2023. — URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/aeacc666325785db5842df7ba1201ee3/monitoring_kac hestva_predostavleniya_gosuslug.pdf (дата обращения 09.11.2023).

2 Там же.

3 Там же.

ПРАВОВОЙ АЛЬМАНАХ, №8 (30), 2023

Нарушение срока предоставления услуг может быть вызвано объективными и субъективными причинами, поэтому важно оценивать не только число случаев нарушение сроков предоставления, но также определять причины и осуществлять меры по недопущению сроков в будущем.

Зафиксирован также значительный уровень отказов в предоставлении государственных услуг (Рис. 3).

Отказ в предоставлении

Отказ в исправлении _ допущенных ошибок или

Другие причины обжалования

Нарушение сроков предоставления услуг

Рисунок 3. Структура отказов при оказании государственных услуг1

Основную долю обжалованных запросов в предоставлении государственных услуг составляют нарушения сроков предоставления услуг (43 %), значительную долю составляют отказы в предоставлении услуги (34 %). В связи с этим, важно определять причины выявленных нарушений в каждом случае и разрабатывать меры по повышению качества предоставления государственных услуг.

На основании приведенного анализа нельзя утверждать, что все проблемы деятельности государственный службы решены, а все недостатки исправлены. Реформирование государственной службы является постоянным процессом, направленным на совершенствование организации её деятельности и повышения эффективности.

Таким образом, можно сделать вывод, что реформирование государственной службы в Российской Федерации — это очень сложный процесс, требующий определенных ресурсов, большого промежутка времени и помощи в ее реализации не только со стороны государства, но и со стороны самих чиновников и граждан РФ. Несмотря на некоторые положительные результаты реформирования, нерешенными остаются проблемы качества государственных услуг, что подтверждается как результатами опросов граждан, так и мониторингом качества государственных услуг.

1 Информация о качестве предоставления государственных и муниципальных услуг // Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации, 2023. — URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/aeacc666325785db5842df7ba1201ee3/monitoring_kac hestva_predostavleniya_gosuslug.pdf (дата обращения 09.11.2023).

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Барабашев, А.Г. Государственное и муниципальное управление / А.Г. Барабашев, А.В. Климова. — М.: Юрайт, 2021. — 194 с.

2. Гимазова, Ю.В. Государственное и муниципальное управление: учебник / Ю. В. Гимазова. — М.: Юрайт, 2021. — 453 с.

3. Демин, А.А. Государственная служба в РФ: учебник/ А.А. Демин. — М.: ИД Юрайт, 2013. — 425 с.

4. Реформа государственной службы России / Ред. и предисл. Т.В. Зайцевой. — М.: Весь Мир, 2003. — 304 с.

5. Туманов, Э.В. Государственная служба РФ: основные этапы и перспективы / Э.В. Туманов. — М.: КноРус, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.