Научная статья на тему 'Реформирование деятельности рейтинговых агентств в США'

Реформирование деятельности рейтинговых агентств в США Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / INTERNATIONAL FINANCIAL MARKET / МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / INTERNATIONAL FINANCIAL CRISIS / МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕЙТИНГОВОЕ АГЕНТСТВО / INTERNATIONAL RATING AGENCY / ДЕФОЛТ / DEFAULT / РЕЙТИНГ / RATING / КОМИССИЯ ПО ЦЕННЫМ БУМАГАМ И БИРЖАМ / SECURITIES AND EXCHANGE COMMISSION / ЗАКОН ДОДДА-ФРЭНКА / DODD-FRANK ACT / СЕКЬЮРИТИЗАЦИЯ / SECURITIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матросов С.В.

В статье рассматриваются действия регулирующего органа финансового рынка США Комиссии по ценным бумагам и биржам, направленные на реформирование рейтинговых агентств с целью предотвращения повторения кризисных явлений американского и мирового финансовых рынков. Автор анализирует слабые стороны международных рейтинговых агентств и законодательные инициативы, призванные противостоять им в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers activities of US financial markets regulating authority Securities and Exchange Commission, which are designed to reform rating agencies in order to prevent American and global financial crisis precedents. It also analyzes weaknesses of international rating agencies and legislative initiatives, supposed to withhold those shortcomings in future.

Текст научной работы на тему «Реформирование деятельности рейтинговых агентств в США»

РЕФОРМИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЙТИНГОВЫХ АГЕНТСТВ В США

Д С.В. Матросов

Аннотация. В статье рассматриваются действия регулирующего органа финансового рынка США - Комиссии по ценным бумагам и биржам, направленные на реформирование рейтинговых агентств с целью предотвращения повторения кризисных явлений американского и мирового финансовых рынков. Автор анализирует слабые стороны международных рейтинговых агентств и законодательные инициативы, призванные противостоять им в будущем.

Ключевые слова: мировой финансовый рынок, мировой финансовый кризис, международное рейтинговое агентство, дефолт, рейтинг, Комиссия по ценным бумагам и биржам, Закон Додда-Фрэнка, секьюритизация.

Summary. The article considers activities ofUS financial markets regulatingauthority - Securities and Exchange Commission,, which are designed to reform rating agencies in order to prevent American and global financial crisis precedents. It also analyzes weaknesses of international rating agencies and legislative initiatives, supposed to withhod those shortcomings in future.

Keywords: international financial market, international financial crisis, international rating agency, default, rating, Securities and Exchange Commission, Dodd-Frank Act, securitization.

Кризисные события, произошедшие на мировом финансовом рынке в 2000-е гг., показали несовершенство механизмов регулирования операций с ценными бумагами и деривативами, приведшее к огромным потерям банков и частных инвесторов. Одной из слабых сторон регулирования нам представляется отсутствие ответственности рейтинговых агентств перед частными инвесторами за необоснованно завышенные рейтинги инвестиционных банков и выпускаемых ими секьюритизирован-ных инструментов. Так, рейтинговые агентства часто игнорировали низкое качество кредитов, входящих в синтетические долговые инструменты, и обращали основное внимание на бренды

и репутацию банков, их выпустивших. Однако коллапс рынка ипотечного кредитования и связанных с ним кредитных деривативов подтвердил необходимость реформирования деятельности агентств, присваивающих рейтинги се-кьюритизированным инструментам.

Многочисленные кризисы, инициированные агентствами в Южной Америке, в Мексике и в Азии, не вызывали такого недовольства деятельностью агентств, как это произошло осенью 2001 г. в результате банкротства концерна Enron. Авторитетные аудиторские компании Arthur Andersen и McKinsey были объявлены тогда сообщниками правления Enron. Несколько месяцев спустя в 2002 г. лопнул «доткомовский пузырь»1, что окончатель-

2 / 2013

Преподаватель XXI

349

1 Доткомовский пузырь - не обоснованный реальным положением дел повышенный интерес к компаниям интернет-сектора, приводящий к их переоцененности.

ВЕК

350

но побудило Конгресс США принять закон, реформирующий деятельность агентств. Согласно закону, аналитические и торговые отделы в инвестиционных компаниях и банках должны быть разделены, а балансовые отчеты должны подтверждаться письменным заявлением исполнителя, в котором он подтверждал подлинность сведений. За содержащиеся в отчетах ложные сведения предусматривалась уголовная ответственность.

Одновременно с этим были проведены прокурорские расследования десяти инвестиционных банков, в том числе против Goldman Sachs, Merrill Lynch, Salomon Smith Barney, по результатам которых были выдвинуты обвинения по фактам введения в заблуждение инвесторов. Банки обещали исправиться. Хотя во всех этих случаях принимали участие и рейтинговые агентства, Комиссия по ценным бумагам и биржам США (далее -SEC2) не предпринимала против них ничего вплоть до 2006 г.

В 2006 г. был принят Закон о реформировании рейтинговых агентств3, требующий от них большей открытости, ответственности и контроля за результаты своей работы, стимулирующий большую конкуренцию между агентствами. В соответствии с этим законом агентствам было предписано разделять функции консалтинга и оценки. Они исполнили это требование, выделив такие отделы и департаменты в дочерние компании. Законом запрещалось публиковать рейтинг, если в структурировании ценной бумаги принимали участие сотрудники агентства. Последующие годы наглядно продемонстрировали, как рейтинговые агентства обходили этот закон. Закон буквально запрещал SEC «подвергать рейтинги содержа-

тельному регулированию, а также вмешиваться в порядок подготовки рейтинговой оценки» [1, s. 33].

Открытым в законе остался вопрос, кем и как должен перепроверяться и санкционироваться рейтинг. Увеличение персонала SEC для этих целей не предусматривалось. И это несмотря на критику в адрес агентств в связи со случаями мошенничества в Enron и доткомовских компаниях. Главная цель закона заключалась в стремлении уничтожить олигополию «Большой тройки»4, которая в 1975 г. без всяких проблем получила лицензии на рейтинговую деятельность из рук SEC. Теперь все рейтинговые агентства, стремящиеся получить лицензию SEC, должны были в установленном порядке пройти соответствующие проверки. Это же относилось к тройке ведущих агентств. Поэтому в 2007-2008 г. кроме тройки агентств лицензии получили еще семь агентств. Ситуацию на рынке это, правда, не изменило: 95% мирового рейтингового бизнеса по-прежнему находятся в руках известной тройки.

Желание SEC не мешать рейтинговым агентствам в значительной степени было продиктовано последствиями «эффекта вращающейся двери» (revolving door), как на деловом американском сленге называется переход на работу из коммерческих структур в правительственные и наоборот. В этом плане очень показательным является пример Артура Левита (Arthur Levitt), руководителя SEC с 1993 по 2001 г., который после своей отставки перешел на работу в хедж-фонд Carlyle, затем в Goldman Sachs и, наконец, возглавил финансовую службу в информационном агентстве Bloomberg. Р. Хузами (Robert Khuzami) был назначен в прави-

2 Securities and Exchange Commission.

3 Credit Rating Agency Reform Act of 2006.

4 Большая тройка - ведущие рейтинговые агентства мира: Standard and Poors, Moody's и Fitch.

Преподаватель ^

2 / 2013

тельстве Б. Обамы руководителем департамента SEC по соблюдению законности, куда он перешел с поста топ-менеджера Deutsche Bank New York [2]. Председатель SEC с 2009 по 2012 г. Мария Шапиро (Mary Shapiro) с 1994 г. была членом наблюдательных советов в Duke Energy, Kraft Foods, а также председателем Союза трейдеров по ценным бумагам (в настоящее время Financial Regulatory Authority, FINRA), членом правления в хедж-фондах и инвестиционных банках. После кризиса 2008 г. при ней были инициированы сотни расследований и уголовных дел против Goldman Sachs, однако перед судом предстал лишь один трейдер по ценным бумагам третьего эшелона. После любого кризиса SEC публикует самокритичные сообщения, а на практике все остается без последствий [3].

Мировой финансовый кризис 20072008 гг. показал тщетность предыдущих попыток реформировать деятельность рейтинговых агентств, которые стали его прямыми соучастниками. В этой связи в 2010 г. был принят закон Додда-Фрэнка, который призван реформировать всю финансовую индустрию США и защитить потребителей финансовых услуг в будущем. Данный закон сокращает возможность банков совершать спекулятивные операции на собственные средства и повышает ответственность международных кредитных организаций. По закону Додда-Фрэнка, контроль над деятельностью рейтинговых агентств будет осуществлять специальный Офис кредитных рейтингов5, являющийся структурным подразделением SEC и отслеживающий методологии и процедуры рейтинговых агентств. По требованиям закона Додда-Фрэнка, SEC выработала подробные правила деятельности рейтинговых агентств. Данные правила включают

требования к квалификации персонала и методологиям определения вероятности дефолта эмитентов, описание факторов, влияющих на рейтинг компании, и подробную шкалу рейтингов для каждого типа инструментов.

Закон Додда-Фрэнка отныне возлагает всю полноту ответственности за присваиваемые рейтинги на агентства. До сих пор рейтинговые агентства использовали первую поправку к Конституции США о свободе слова, в соответствии с которой рейтинги представляли их свободное мнение, исключая возможность судебного преследования. Закрепленное в законе Додда-Фрэнка обязательное включение эмитентами рейтингов в проспекты эмиссии, дает возможность подачи исков держателями бумаг против агентств.

После кризиса SEC часто критиковали за то, что в законе 2006 г. не предусматривалась частая смена аналитиков, проверяющих одни и те же компании; отсутствие права у SEC контролировать агентства на предмет соответствия цены качеству рейтинга (в будущем это могло бы удержать компании от подхода «кто предложит лучший рейтинг за меньшие деньги, к тому и пойду»); отсутствие права у SEC проверять, существует ли конфликт интересов между агентством и заказчиком, и в каких финансовых отношениях находятся агентства и их владельцы.

Ответом на все критические замечания в адрес SEC и ее сотрудников, включая перечисленные, стал предложенный Комиссией текст из 24 пожеланий, которые частично вошли в упомянутый закон. Главное же в законе по-прежнему не учтено: содержательных замечаний к деятельности хедж-фондов не сделано; осталась разрешенной эмиссия ценных бумаг частными банками и другими участниками

351

5 Office of Credit Ratings.

2 / 2013

Преподаватель ^

352

финансового рынка; ФРС6 осталась в частных руках; «токсичные» финансовые продукты не запрещены к обращению; правила подготовки балансов, в соответствии с которым потери могут отражаться как прибыли, остались незатронутыми; выведение рискованных операций за баланс при помощи специальных проектных компаний также разрешено.

Ведущие рейтинговые агентства S&P, Moody's и Fitch, испытывая общественное давление со всех сторон, выражают несогласие с положениями закона Додда-Фрэнка и в частности с теми, которые упрощают возможное привлечение к суду агентство, упустившее из виду важную информацию.

За время, прошедшее с момента принятия закона, «Большая тройка» истратила свыше 1 млн долларов на лоббирование своих интересов в Конгрессе, утверждает Thomson-Reuters. Это привело к тому, что одно из правительственных агентств потребовало запретить лоббистскую деятельность этих групп, учитывая их влияние на правительство, надежность которого они же потом и оценивают [4].

Таким образом, в настоящее время рынок рейтинговых услуг находится на новом этапе реформ, которые способны улучшить инвестиционный климат на американском и мировом финансовых рынках и, главное, повысить ответственность рейтинговых агентств перед частными инвесторами посредством присвоения различным, в том числе секьюритизирован-ным, инструментам более справедливых и объективных рейтингов.

В современных условиях также не исключено появление новых и усиление деятельности нынешних региональных рейтинговых агентств в про-

тивовес «Большой тройке». При этом на региональных рынках государственные органы усилят свой контроль и будут поддерживать местные рейтинговые агентства, что видно по шагам правительств Китая и ЕС. Данные меры и реформы будут способствовать развитию местных фондовых рынков и послужат превентивной мерой против надувания новых «пузырей».

В отличие от США и Европы востребованность рейтинговых оценок в России пока невелика. Это объясняется не только слабым развитием рынка подобных услуг и недостаточной открытостью отечественных компаний, но и отсутствием информации о деятельности рейтинговых агентств, а значит, и доверия к ним у потенциальных клиентов. Наиболее развитыми в нашей стране являются рейтинги страховых компаний, банков, корпоративных, региональных и муниципальных облигаций. Следует отметить, что пока современная рейтинговая деятельность в России не выполняет своих классических функций, направленных на расширение возможностей привлечения инвестиций для оцениваемой компании, во-первых, и на совершенствование управления инвестиционным портфелем в интересах инвестора, во-вторых.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Schulz Viktor. Die internationale Finanzmarktkrise und die Ratingagenturen. - Hamburg, 2009.

2. Информационное сообщение SEC от 19.02.2009. - URL: www.sec.gov/news/press/ 2009 /2009-31.htm (дата обращения -10.11.2011).

3. Wessing Jürgen. Im Zeichen des US-Rechts // Handelsblatt. - 29.11.2011.

4. Рачинский С. Спорный рейтинг. - URL: http://tubisge.ru/3321838.php (дата обра-

щения - 16.07.2012). ■

6 Федеральная резервная система - аналог центрального банка в США.

Преподаватель XX

ЕК

2 / 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.