Научная статья на тему 'Реформирование бухгалтерского учёта в организациях государственного (общественного) сектора в соответствии с МСФО'

Реформирование бухгалтерского учёта в организациях государственного (общественного) сектора в соответствии с МСФО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
886
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Налоги и финансы
Область наук
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рудакова Татьяна Алексеевна, Трубченкова Елена Игоревна

Задача трансформации бухгалтерского учёта государственного (общественного) сектора и необходимые изменения были установлены программой реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. В качестве важнейшей цели было заявлено о необходимости создания предпосылок и условий максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами. Переход на МСФО ОС начался в 2011 году, с момента утверждения их в качестве основы разработки федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учёта для государственного сектора России. В статье представлен обзор мнений специалистов о ходе реализации программы реформирования учета организаций госсектора, преимущества и проблемы происходящих изменений и авторский взгляд на ожидаемые результаты процесса преобразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рудакова Татьяна Алексеевна, Трубченкова Елена Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IFRS-Compliant Accounting Reforming in the State (Public) Companies

The task of the transformation of the state (public) sector accounting and necessary changes has been established by the Program for the reform of accounting in accordance with international financial reporting standards. As a major goal, it was stated about the necessity to create background and conditions for the most effective management state (municipal) finances. The transition to the IFRS software began in 2011, from their approval as the basis for the development of federal and industrial standards of accounting for the state sector of Russia. The article overviews the specialists’ opinions on implementation of the program for reforming the accounting of state sector organizations, advantages and problems of the current changes and the author’s view on the expected results of the transformation process.

Текст научной работы на тему «Реформирование бухгалтерского учёта в организациях государственного (общественного) сектора в соответствии с МСФО»

© 2018 г.

Т. А. Рудакова Е. И. Трубченко

реформирование бухгалтерского учёта в организациях государственного (общественного) сектора в соответствии с мсфо

Рудакова Татьяна Алексеевна — канд. экон. наук, доцент кафедры «Экономика, финансы и кредит» Алтайского государственного технического университета им И.И. Ползунова, доцент кафедры экономической безопасности, учета, анализа и аудита Алтайского государственного университета

(E-mail: rta_62@mail.ru)

Трубченкова Елена Игоревна — бухгалтер Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула

(E-mail: trubchenkovaei@mail.ru)

За время становления и развития в Российской Федерации рыночной экономики, продолжающегося более 25 лет, произошло постепенное реформирование бюджетного процесса. До середины первого десятилетия 21 века были проведены крупные реформы по обеспечению макроэкономической и финансовой стабильности, были созданы основы бюджетного процесса и бюджетной системы, разработана система бюджетных ограничений и планирования и т.д. [1]. В этот период происходили значительные изменения в сфере регулирования бухгалтерского учёта и отчётности, потребовалось уточнение методологии и концептуальных основ бухгалтерского учёта и отчётности, а также впервые была сформулирована задача трансформации существующей в России системы бухгалтерского учёта согласно потребностям рыночной экономики [2, 3]. Задача трансформации и необходимые изменения были установлены программой реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности (МСФО), утверждённой Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 № 283.

В качестве важнейшей цели в Концепции было заявлено о необходимости создания предпосылок и условий максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики. Одним из непременных условий реформирования бюджетного учёта в России предусматривалось приближение национальной бюджетной классификации к требованиям международных стандартов [4]. Это было обусловлено, в том числе, и необходимостью эффективного сотрудничества России на международном уровне в целях привлечения иностранных инвестиций,

которое невозможно без сопоставимости отчетной информации и признанных во всем мире единых стандартов учета [5].

На данный момент активному обсуждению подвергается логическое продолжение регулирования бухгалтерского учёта и отчётности - внедрение на территории Российской Федерации требований, приводимых в международных стандартах финансовой отчётности государственного (общественного) сектора. В оригинале они называются International Public Sector Accounting Standards или, сокращённо, IPSAS, и были впервые переведены на русский язык в 2008 году при помощи Агентства США по международному развитию.

Необходимость изменения подхода к формированию отчётности организаций коммерческого и государственного сектора отмечается в работах Р.П. Булыги[6], М.А. Вахрушиной[7], И.Д. Дёминой[8], Е.Н. Домбровской[9], О.В. Ефимовой[10], В.Г. Когденко и М.В. Мельник[11], Т.Ю. Серебряковой[12].

Отечественные экономисты провели достаточно большое количество исследований вопросов формирования финансовой отчётности организациями государственного сектора. Так, возможностям использования МСФО ОС в процессе составления бюджетной отчётности муниципальных образований посвящены работы А.В. Исмайловой и М.К. Легеньковой [13, 14]. Модернизации российской системы бухгалтерского учёта и отчётности согласно МСФО ОС - труды С.В. Пономаревой, Е.К. Климовой[15], Н.В. Малиновской[16], И.А. Захаровой, Е.В. Косендяк, О.А. Яковчук, М.В. Мельник[17], Н.В. Грицук [18]. Концептуальные основы финансовой отчётности рассматривал Н.И. Лейман [19]. Н.В. Пономарева, Н.В. Акимова[20], Л.И. Ткаченко[21], А.Б. Плисова[22] исследовали совершенствование бухгалтерского учёта и отчётности бюджетной сферы согласно МСФО ОС.

Особенностям анализа деятельности организаций государственного сектора и превращения информации в индикатор эффективности бюджетного процесса, в том числе за счёт внедрения МСФО ОС, посвящены исследования К.И. Колесник[23], М.М. Богдановой[24], Е.Н. Жаворонковой[25]. Тенденции развития отчётности учреждений государственного сектора обозначили в своих трудах Н.В. Малиновская[26] и Л.А. Чайковская [27].

В 2012 году Министерством финансов Российской Федерации был представлен официальный перевод МСФО ОС, включающий в себя все приложения и дополнения. Первыми развиваться стали международные стандарты финансовой отчётности коммерческого сектора. Толчком к их созданию стала проявившаяся к 1970-м годам во многих странах интернационализация бизнеса, сопровождавшаяся усложнением механизмов взаимодействия коммерческих организаций с инвесторами и потребителями.

История МСФО ОС началась в более поздние сроки. Если Международная федерация бухгалтеров была создана в Нью-Йорке в 1977 году, то её Комитет под названием Совет МСФО для общественного сектора, который занимается разработкой и введением этих стандартов на международном уровне, возник только в 1986 году [28].

Для обеспечения эффективности своей деятельности Совет МСФО ОС ввёл необходимые процедуры разработки МСФО ОС, которые обеспечивают возможность обратной связи за счёт комментариев, которые дают заинтересованные стороны, такие как органы Международной федерации бухгалтеров, аудиторы, составители финансовой отчётности (в том числе, и министерства финансов), органы стандартизации, физические лица. Важную роль Совет отводит совещаниям, на которых обсуждает основные проекты, приоритеты рабочих программ и решение технических вопросов со своей Консультативной группой.

Первый из МСФО ОС был принят в 2000-м году. На данный момент действует 35 переведённых на русский язык стандартов для общественного сектора. По мнению С.А Квасова, эти стандарты являются высококачественными и независимо разработанными, пользуются поддержкой правительств многих стран мира, а также профессиональных бухгалтерских органов

и международных организаций, таких как Международный валютный фонд (МВФ), Организация экономического сотрудничества и развития, Всемирный банк, Азиатский банк развития, Международная организация высших ревизионных учреждений [29].

Ни Совет МСФО ОС, ни сообщество бухгалтеров не имеют права настаивать на соблюдении МСФО ОС. Совет может лишь помогать суверенным государствам в пересмотре существующих стандартов или в разработке ими новых стандартов в целях обеспечения лучшей сопоставимости и настойчиво рекомендовать национальным органам стандартизации и правительствам участвовать в разработке его стандартов. Таким образом, успешность деятельности Совета может основываться только на признании и поддержке его работы множеством заинтересованных групп различных стран мира.

На уровне Российской Федерации такой переход начался в 2011 году, когда Министерство финансов РФ инициировало работу по официальному признанию МСФО ОС в России, признав стандарты основой разработки федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учёта для общественного сектора России.

Каковы же положительные стороны применения требований МСФО ОС в различных странах мира, в том числе и России? По мнению СМСФО ОС, установление высококачественных стандартов учёта для организаций государственного сектора поспособствует облегчению принятия и реализации государственных управленческих решений. Внедрение МСФО ОС не только позволит раскрывать информацию об их соблюдении, но и должно привести к заметному повышению качества представляемой организациями общественного сектора финансовой отчётности общего назначения. В конечном итоге это приведёт к большей информированности для целей оценки распределения ресурсов, поспособствует большей прозрачности и подотчётности использования средств [30].

Отечественные авторы, изучающие проблему внедрения МСФО ОС в России, указывают на положительные последствия внедрения. О.А. Агеева, А.Л. Ребизова, А.С. Такмазян[31] отмечают увеличение информативности и прозрачности отчётности, в том числе для внешних её пользователей, за счёт использования единых форм отчётности, понятных большему кругу заинтересованных пользователей. В данном случае, как поясняет Д.А. Аргучинцев, имеется в виду публичная отчётность, используемая внешними пользователями, не имеющими доступа к внутренней управленческой информации [32].

Анализ отечественной литературы, посвящённой финансовой отчётности государственного сектора, показывает, что ряд исследователей считают, что финансовая отчётность государственного сектора - это не только индикатор эффективности деятельности бюджетного учреждения, но и средство контроля за бюджетным процессом. Внедрение же требований стандартов МСФО, таким образом, поспособствует увеличению эффективности деятельности таких учреждений и контроля за бюджетным процессом [24, 33,25] .

Формирование отчётности по МСФО ОС, по мнению Е.О. Комаровой, даёт возможность получения всеобъемлющей и полной информации о секторе государственного управления на качественно новой основе. Внутренним пользователям такая информация пригодится для проведения серьёзного анализа в целях дальнейшего планирования и разработки налогово-бюджетной политики, а также оценки влияния деятельности государственного сектора [28]. О.А. Агеева утверждает, что информация, представленная в соответствии с МСФО, обеспечивает увеличение степени сопоставимости показателей и большие возможности для анализа результатов деятельности организаций общественного сектора на международном уровне [31].

По нашему мнению, представление отчётности бюджетными организациями по МСФО ОС необходимо из-за активного взаимодействия Российской Федерации с международными финансовыми организациями.

Как и в 90-х годах прошлого столетия, когда происходило реформирование бухгалтерской и бюджетной отчётности согласно требованиям рыночной экономики, современный процесс перехода отчётности общественного сектора на МСФО ОС характеризуется наличием определённых проблем. Мнение большинства специалистов сводятся к тому, что внедрение МСФО ОС - длительный и непростой процесс, включающий несколько этапов и требующий создания достаточных и необходимых условий. Необходимо разработать и принять соответствующую нормативно-правовую базу, совершенствовать методологию бухгалтерского учёта общественного сектора, ну и наконец, как говорится, «кадры решают всё»: крайне важно наличие квалифицированных кадров. И даже изучение базовых концептуальных понятий - ответственный и важный этап реформирования бухгалтерского учёта и отчётности общественного сектора, который также требует определённое время.

Анализ научных публикаций свидетельствует о том, что наряду с преимуществами ряд авторов выделяет проблемные аспекты, сопровождающие процесс реформирования отечественного учета организаций государственного сектора. Процесс перехода на МСФО ОС и их применение ограничиваются возможностями применения информационно-технологической инфраструктуры, то есть применяемые программные продукты нуждаются в доработке. Как и в случае с любым нововведением, имеет место потребность в специалистах в области МСФО ОС, которых в Российской Федерации пока недостаточно, спрос на таких специалистов значительно превышает предложение. Важную роль в этом играет, на наш взгляд, не только изменение значительных сторон бухгалтерского учёта при приближении отечественных стандартов к требованиям МСФО ОС, но и с недостаточной изученностью данной области. Если проблемой применения МСФО коммерческого сектора в последнее время интересуется довольно большое количество исследователей, то научных работ, посвящённых МСФО ОС, в России на данный момент крайне мало. Высшая школа, на наш взгляд, уделяет недостаточно внимания проблемам, перспективам и методике внедрения МСФО ОС в России, так как на данный момент предметы данной отрасли знаний, преподаются в основном на более высоких ступенях обучения (магистратура и аспирантура), до которых доходят далеко не все выпускники экономических специальностей.

Проблему нехватки специалистов, несомненно, сопровождает и недостаточный объём опыта и знаний в области перехода на новые стандарты теми, кто должен будет эти стандарты применять в своей работе. В связи с тем, что процедура перехода на МСФО отличается достаточной новизной, возникает и кадровая проблема. Многие отечественные организации государственного сектора страдают нехваткой специалистов, способных готовить отчётность по МСФО ОС в установленный срок и должного качества. Более того, присутствует объективный процесс смены кадров. Постоянная ротация кадров делает проблему нехватки специалистов по МСФО ещё более острой. Часто это приводит к необходимости оплаты услуг сторонних специалистов, например при участии в дорогостоящих обучающих семинарах, средства на которые приходится выделять из бюджета.

Изменение значительных сторон бухгалтерского учёта, напрямую взаимосвязано с проблемой неприятия нововведений, в данном случае персоналом бухгалтерии. Столь важная роль её обусловлена, на наш взгляд, в том числе и особенностями российского менталитета, которому в большей степени, чем на Западе, присущ традиционализм и консерватизм. Сущность же МСФО ОС очень сильно отличается от привычных для российских бухгалтеров отечественных стандартов [28, 34].

Более того, как считает Н.В. Грицук, и, с этим сложно не согласиться, что в российском государственном секторе практически нет возможности использовать профессиональное суждение при осуществлении выбора способов и методов учёта, а ведь это подразумевается международными стандартами [15]. Существенной проблемой является и трудоёмкость

реализации описываемых в МСФО ОС требований. Так же как и в России, Правительства многих стран заявляют о том, что они готовы применять международные стандарты финансовой отчётности общественного сектора (МСФО ОС), однако, несмотря на подобные заявления, фактически на данный момент ни в одной стране мира эти стандарты не приняты в полном объёме.

Согласимся с А.В. Клементьевой, что существенная роль принадлежит и языковой проблеме, которая обусловлена тем, что официальный признанный язык МСФО - английский. Языковые барьеры приводят к необходимости перевода, чем сильно затрудняют изучение дополнений и обновлений, вносимых в стандарты [35].

Д.А. Агручинцев отмечает, что не всегда значение терминов МСФО ОС может найти прямое соответствие общепринятому смыслу. Так, применение термина «Выручка» отлично как от практики учёта, принятой на Западе, так и от российской практики. Согласно МСФО ОС, выручка является более широким понятием, чем традиционное для нашего восприятия получение денежных средств от основной деятельности, и состоит из всех валовых поступлений за период. Таким образом, определение выручки близко к понятию дохода, которое используется коммерческим сектором, но СМСФО ОС утверждает, что следует применять именно термин «выручка» [32].

Проблемы с переводом возникают даже при переводе общего названия стандартов - международные стандарты финансовой отчётности общественного сектора. Общая система МСФО ОС, как видно из её названия, ориентирована на организации общественного сектора. Что же такое общественный сектор?

Наиболее полная характеристика общественного сектора, представлена в работах Г.А. Ахи-нова и Е.Н. Жильцова. Общественный сектор они определяют как совокупность ресурсов экономики, которые находятся в распоряжении общественных организаций и государства. Согласно экономическому содержанию, общественный сектор, состоит из 3 подсекторов, представленных на рисунке 1.1: государственного, добровольно-общественного (некоммерческие организации) и смешанного [29].

рис. 1.1. Структура общественного сектора

В МСФО ОС нет непосредственного определения общественного сектора, но приводится его раскрытие посредством перечисления относимых к нему институционных единиц. Так, в предисловии к МСФО ОС сказано, что в число организаций общественного сектора входят национальные и региональные (на уровне территории, провинции, штата) органы государственного управления, местные органы власти (например, района или города) и входящие в них подразделения (комитеты, ведомства, департаменты, комиссии), если в Стандартах не указано иного .

Таким образом, МСФО ОС, которые, судя по названию, должны быть предназначены для субъектов общественного сектора экономики, согласно предисловию к ним, ориентированы на организации, входящие в структуру государственного подсектора.

Анализ вышеприведённого перечня организаций даёт возможность обнаружить явное несоответствие понятия «общественный сектор» приведённым в качестве его иллюстрации составляющим. Национальные и региональные органы государственного управления, а также местные органы власти точнее было бы назвать «государственным сектором», а стандарты

соответственно - МСФО ГС (международные стандарты финансовой отчётности государственного сектора) [29].

Состав государственного подсектора экономики в Российской Федерации определяется постановлением Правительства РФ от 04.01.1999 № 1 «О прогнозе развития государственного сектора экономики Российской Федерации»:

- хозяйственные общества, более половины уставного капитала которых принадлежит хозяйственным обществам государственного сектора экономики;

- государственные учреждения;

- государственные унитарные предприятия (ГУП), в т. ч. казённые.

Таким образом, даже перевод названия МСФО ОС может ввести в заблуждение относительно круга организаций, которые должны применять требования данных стандартов. В общественный сектор Российской Федерации, на основании приведённого ранее определения, входят некоммерческие организации, которые, однако, должны применять стандарты МСФО, а не МСФО ОС.

Обозначенные проблемы в конечном итоге порождают новые, а, именно проблему длительности сроков перехода на новые принципы учёта и подготовки отчётности и проблему нехватки материальных ресурсов для внедрения требований МСФО ОС [34]. Так, опыт стран, первыми перешедших на МСФО ОС (Новой Зеландии, Канады и США), показывает, что переход занял около 10 лет. Так, во Франции, как утверждают Э.В. Пешина и А.А. Репин, для перехода на МСФО ОС в 2001-2010 годах понадобилось 565 млн евро, из которых 58 % затрат (330 млн. евро) французы потратили на реорганизацию информтехнологий [3].

Проанализируем утверждения о последствиях положительного характера внедрения МСФО ОС:

- увеличение информативности и прозрачности отчётности, в том числе для внешних её пользователей, за счёт использования единых форм отчётности, понятных большему кругу заинтересованных пользователей. Возникает вопрос, во-первых, какой круг заинтересованных пользователей отчетной информации государственного сектора имеет возможность доступа к ней? Во-вторых, о какой информации финансового характера идет речь? Если это данные бюджета, то они всегда были в открытом доступе. Если речь идет о расходах на выполнение функций самой организации, то это информация ограниченного доступа. По этой причине, видится, что может быть информативность и прозрачность отчетной информации изменятся в лучшую сторону, вопрос для кого?

- увеличение эффективности деятельности государственного сектора и контроля за бюджетным процессом. Во-первых, эффективность контроля обеспечивает оперативная его функция. Как известно, природа бухгалтерского учета такова, что позволяет фиксировать факты хозяйственной жизни, которые имели место, т. е., носит исторический характер. Во-вторых, если речь идет об эффективности, которую призвана обеспечить качественная информация, то для получения последней необходимо решить ряд проблем, препятствующих или сдерживающих переход на МСФО ОС.

- получение всеобъемлющей и полной информации о государственном секторе для проведения серьёзного анализа в целях дальнейшего планирования и разработки налогово-бюджетной политики, а также для оценки влияния деятельности государственного сектора. Получается, что система отечественного бухгалтерского учета не обеспечивала соблюдение требования полноты? Полной считается информация, если она отражает все факты хозяйственной жизни учреждения, включая все его структурные подразделения. На наш взгляд, преимущества применения международных стандартов заключаются в единообразии подходов к толкованию экономической сущности хозяйственных операций, их оценке и форме представления в отчетности. А результаты анализа информации подготовленной по единым правилам

будут более объективны в процессе сравнения эффективности управления государственными финансами различных стран.

- увеличение степени сопоставимости показателей и большие возможности для анализа результатов деятельности организаций государственного сектора на международном уровне. С этим утверждением сложно согласиться, если одним из условий сопоставимости данных выступает период, за который составляется отчетность и его продолжительность. Если отечественная практика это обеспечивает, то по какой причине данные несопоставимы. Вопрос в том, можно ли сопоставлять их вообще? Выполняются ли другие необходимые условия обеспечивающие корректность таких сравнений ?

- возможность взаимодействия Российской Федерации с международными финансовыми организациями. Это видимо и есть главная и основная причина необходимости перехода на МСФО ОС в то время, как влечет она ряд проблем, базовыми из которых следует обозначить: трудоёмкость реализации представленных в МСФО ОС требований; отсутствие возможности использовать профессиональное суждение при осуществлении выбора способов и методов учёта; языковые барьеры, которые приводят к необходимости перевода стандартов, причём, не всегда значение терминов может найти прямое соответствие. И возникает вопрос, на что в первую очередь будут направлены усилия участников данного процесса, на решение каких из обозначенных проблем, и обеспечит ли их решение качество отчетной информации, гарантирующее планируемые преимущества?

Библиографический список

1. Коренкова С.И. Перспективы внедрения федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора России [Текст] / С.И. Коренкова // Инновационное развитие экономики. - 2017. - № 4 (40). - С. 181-186.

2. Концепция международных стандартов финансовой отчётности: учебное пособие / Н.В. Лофиченко. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013. - 26 с.

3. Пешина, Э.В. Траектория ¡РБЛБ и перспективы применения в России [Текст] / Э.В. Пешина, А.А. Репин // Международный бухгалтерский учёт. - 2016. - № 12(402). -С. 2-15.

4. Алиева Э.Б., Магометов Ш.Р. Правовое регулирование бюджетного учёта: проблемы теории и практики [Текст] / Э.Б. Алиева, Ш.Р. Магометов // Вопросы современной юриспруденции. - 2014. - № 43. - С. 82-87.

5. Каячев Г.Ф. Переход на международные стандарты финансовой отчётности в российской практике [Текст] / Г.Ф. Каячев, Е.А. Аземша // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2016. - № 2 (34). - С. 114-126.

6. Булыга Р.П. Концепция формирования публичной отчётности вузов / Р.П. Булыга // Вестник Финансового университета. - 2015. - № 6. - С. 156-170.

7. Вахрушина М.А. Корпоративная отчётность: новые требования и направления развития / М.А. Вахрушина, Н.В. Малиновская Н.В. // Международный бухгалтерский учёт. - 2014. -Т. 17. - Вып. 16. - С. 2-9.

8. Дёмина И.Д. Система показателей нефинансовой отчётности для оценки инвестиционной привлекательности компаний / И.Д. Дёмина, Е.Н. Домбровская // Аудиторские ведомости. -2015. - № 9. - С.55-69.

9. Домбровская Е.Н. Состояние и перспективы развития нефинансовой отчётности в России (по материалам крупнейших государственных компаний) / Е.Н. Домбровская // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2015. - № 4. -С.138-146.

10. Ефимова О.В. Отчёт об устойчивом развитии как новая форма корпоративной отчётности компании / О.В. Ефимова // Аудиторские ведомости. - 2014. - № 8. - С. 36-47.

11. Когденко В.Г. Интегрированная отчётность: вопросы формирования и анализа / В.Г. Когденко, М.В. Мельник // Международный бухгалтерский учёт. - 2014. - Т. 17. -Вып. 10. - С. 2-15.

12. Серебрякова Т.Ю. Интегрированный учёт и отчётность: институциональный подход / Т.Ю. Серебрякова // Учёт. Анализ. Аудит. - 2016. - № 2. - С. 24-33.

13. Исмайлов А.В. Возможности применения МСФО ОС при составлении бюджетной отчётности в муниципальных образованиях [Текст] / А.В. Исмайлов // Бухгалтерский учёт и налогообложение в бюджетных организациях. - 2014. - № 3. - С. 73-77.

14. Легенькова М.К. Применение международных стандартов финансовой отчётности в общественном секторе экономики России [Текст] / М.К. Легенькова // Регионология. -2015. - № 3. - С. 70-78.

15. Пономарёва С.В. Модернизация системы бухгалтерского учёта и отчётности в России на основе международных стандартов общественного сектора [Текст] / С.В. Пономарёва, Е.К. Климова // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 2. - С. 442-445.

16. Малиновская Н.В. Конвергенция бухгалтерского учёта в организациях государственного сектора с МСФО общественного сектора / Н.В. Малиновская // Бухучёт в здравоохранении. -2017. - № 1. - С. 42-49.

17. Захарова И.А. Стандарты бухгалтерского учёта в государственном секторе: отечественная и международная практика / И.А. Захарова, Е.В. Косендяк, О.А. Яковчук, М.В. Мельник // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2016. - Т. 2. - № 5. - С. 77-81.

18. Грицук, Н.В. Международные стандарты финансовой отчётности финансового общественного сектора [Текст] / Н.В. Грицук // Вектор экономики. - 2016. - № 4. - С. 5.

19. Лейман Н.И. Новая концепция МСФО ОС / Н.И. Лейман // Советник бухгалтера государственного и муниципального учреждения. - 2013. - № 2. - С. 28-29.

20. Пономарёва Н.В. Бухгалтерский учёт и отчётность бюджетных учреждений в России: проблемы и приоритеты развития в рамках МСФО общественного сектора [Текст] / Н.В. Пономарёва, Н.В. Акимова Н.В. // Экономика и предпринимательство. - 2015. -№ 1. - С. 424 - 428.

21. Ткаченко Л.И. Совершенствование бухгалтерского учёта и отчётности в бюджетной сфере в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности для общественного сектора (МСФО ОС) [Текст] / Л.И. Ткаченко // Проблемы учёта и финансов. - 2013. - № 4. - С. 66-69.

22. Плисова А.Б. Бухгалтерская (финансовая) отчётность бюджетных и некоммерческих предприятий: формирование в соответствии с РПБУ и МСФО [Текст] / А.Б. Плисова // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 6. - С. 448-452.

23. Колесник К.И. Сравнительная характеристика элементов бухгалтерской отчётности хозяйствующего субъекта согласно нормативным документам Казахстана (НСФО) и международным стандартам финансовой отчётности (МСФО) [Текст] / К.И. Колесник // Science time. - 2016. - № 2. - С. 281-284.

24. Богданова М.М. Учёт и отчётность в бюджетных организациях: особенности и правила [Текст] / М.М. Богданова, Т.В. Клочихина // Финансовый бизнес. - 2014. - № 4(171). -С. 53-57.

25. Жаворонкова Е.Н. Реформа бюджетной системы России на современном этапе [Текст] / Е.Н. Жаворонкова // Государственное управление. Электронный вестник. - 2014. -№ 43.- С.81-94.

26. Малиновская Н.В. Направления реформирования отчётности организаций государственного сектора / Н.В. Малиновская // Бухучёт в здравоохранении. - 2016. -№ 3.С. 8-18.

27. Чайковская Л.А. Учёт и отчётность в государственном секторе: международная перспектива [Текст] / Л.А. Чайковская, В.Л. Кожухов // Экономические и гуманитарные науки. - 2015. - № 11. - С. 33-38.

28. Комарова Е.О. Применение МСФО в общественном секторе России [Текст] / Е.О. Комарова // ^уешэ эаеиНа. - 2015. - № 1. - С. 70-72.

29. Квасов С.А. Применение МСФО в общественном секторе экономики России [Текст] / С.А. Квасов // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2015. -№ 3 (31). - С. 96-102.

30. Ткаченко Л.И. Совершенствование бухгалтерского учёта и отчётности в бюджетной сфере в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности для общественного сектора (МСФО ОС) [Текст] / Л.И. Ткаченко // Траектории реформирования российской экономики: материалы Международного экономического симпозиума, посвящённого 50-летию экономического факультета ТГУ. Томск, 2014. -С. 450-455.

31. Агеева, О.А. Международные стандарты финансовой отчётности: Учебник для вузов / О.А. Агеева, А.Л. Ребизова. Москва: Юрайт, 2016. - 447 с.

32. Аргучинцев Д.А. Переход сектора государственного управления на международные стандарты финансовой отчётности. Основные определения и проблемы [Текст] / Д.А. Аргучинцев // Бизнес образование в экономике знаний. - 2017. - № 3. - С. 4-8.

33. Волотовская О.С. Система бюджетного учёта и отчётность как инструмент контроля деятельности муниципальных образований [Текст] / О.С. Волотовская // Проблемы экономики и управления в торговле и промышленности. - 2014. - № 2. - С. 51-62.

34. Маничкина М.В. О проблемах использования МСФООС в качестве инструмента реформирования бухгалтерского учёта и отчётности бюджетной сферы [Текст] / М.В. Маничкина // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2017. - №129 (05). - С. 62-67

35. Клементьева А.В. Проблемы перехода на МСФО [Текст] / А.В. Климентьева // Международный научный журнал «Инновационное развитие». - 2017. - № 12 (17). -С. 114-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.