УДК 37.014.3(73)
И. В. Манохин, Б. Д. Чащихин
Манохин И. В., кандидат исторических наук, проректор МГЛУ по учебной работе; e-mail: manokhin@linguanet.ru
Чащихин Б. Д., кандидат исторических наук, профессор кафедры политологии; e-mail: laboris@mail.ru
РЕФОРМИРОВАНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается более чем 200-летний период создания и реформирования системы образования США. Анализируются декларируемые усилия вывести страну на первое место в мире по уровню образования и причины неудач. Отмечаются связи между либеральной политикой блокирования возможностей проявления «диктатуры большинства» и реформированием образования, ростом «функциональной неграмотности», «теневых» образовательных учреждений и глобализацией.
Ключевые слова: реформа; модернизация; национальные стандарты; тестирование; функциональная неграмотность; подготовка педагогов; управление; чартерные школы; общее ядро образования.
Manokhin I. V.
Vice-rector for education of MSLU, candidate of historical sciences Chashikhin B. D.
professor of political science deportmen candidate of historical S sciences, professor of the Institute of International Relations and Social-political Studies MSLU
РЕФОРМИРОВАНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
The over two centuries long period of creations and reforms of the US educational system is analyzed, alongside with advertised efforts to turn the country into the "second to none" in the world of education and reasons of failures. Marked are connections among the liberal policies to block options for "dictatorship of majority" and educational reform, growth of "functional illiteracy", "ghost" educational establishments and globalisation
Key words: reform; modernization; national standards; testing; functional illiteracy; teacher training; management; charter schools; common core.
Все метаморфозы бесконечной, уже практически 25-летней, реформы нашей системы образования неизбежно порождают вопрос:
до каких пор? И одновременно второй вопрос: а это реформа? Мы все слышали речи о необходимости модернизации, об Америке, об американцах в целом и об американских специалистах, в частности. В результате многочисленных встреч и бесед с американскими специалистами здесь и там, изучения огромного количества специальной литературы и, конечно же, нашей новейшей, образца 2014 г., версии Федерального закона «Об образовании» [12], могу сказать, что согласен с нашим незабвенным Кузьмой Прутковым: «Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя». Но уверен, что мантии бакалавра и магистра окажутся для наших школяров чем-то вроде Тришкиного кафтана: у нас другой контингент студентов с традиционно высоким творческим потенциалом, мотивацией и одаренностью. А прирожденный американец - всего лишь продукт реформирования и модернизации своей системы образования. Поэтому предлагаю Вашему вниманию результаты анализа причин роста функциональной неграмотности (т. е. полного несоответствия аттестатов зрелости, дипломов, сертификатов и других документов об образовании с действительным уровнем знаний, умений и навыков) выпускников американских школ, колледжей, университетов -несмотря на все усилия президентов, федеральной администрации, губернаторов штатов, специализированных агентств и соответствующее многомиллиардное финансирование - преодолеть традиционные препятствия на пути модернизации образования в соответствии с требованиями современного информационного общества и мировой экономики в ходе инициированной ими же, США и мировым олигархатом, глобализации.
Начнем с того, что очередной виток реформирования системы образования США с начала 1980-х гг. и до настоящего времени является насущной проблемой федерального правительства США, и отражает факт принципиальной неспособности сложившейся системы образования подготовить необходимое количество специалистов высокого качества. Попытки реформирования вновь натолкнулись на ряд трудно преодолимых препятствий идеологического, конституционного и образовательного характера.
Первые связаны с идеологией либерализма, основанной на работах таких авторов ХVШ в., как англичанин Дж. Локк [4], француз Ш. Л. Монтескье [5], другой французский автор XIX в. А. де Токвиль [10], обосновавших необходимость защиты «властвующего меньшинства» от «тирании большинства», т. е. от народа.
Вторые связаны с тем, что в конституционных документах (имеется в виду Декларация независимости, Конституция США и Билль о правах) нет права на образование. Следовательно, нет правовой основы на создание единой централизованной системы национального образования, на создание центрального органа управления образованием - Министерства образования. Отсюда ответственность за управление образованием была изначально возложена на правительства штатов и персонально - на губернатора штата. Отсюда - традиционный разнобой в уровне подготовки специалистов, появление значительного числа фальшивых образовательных учреждений - «фабрик дипломов» - за деньги выдающих любой документ об образовании.
«Отцы-основатели» (англ. - the Founding Fathers) американского федерализма - Александр Гамильтон (1757-1804), Джеймс Мэдисон (1751-1836) и Джон Джей (1745-1829) - совсем не случайно исключили право на образование из Конституции. Так, Дж. Мэдисон, которого считают подлинным творцом американской Конституции, в статье 51 «Федералиста» разъяснил, что принцип «разделения властей» (законодательная, исполнительная, судебная) есть гарантия защиты имущего меньшинства (богатых) против «тирании большинства» (бедных) [11, с. 350]. «Отцы-основатели» сделали все, чтобы исключить народ («диктатуру большинства») из любого участия в управлении страной. В статье 63 «Федералиста» они выставляют такое исключение, как «преимущество американской политической системы». Они не были сторонниками «чистой», или «прямой», демократии. Они отстаивали принцип представительной демократии богатых. Они считали, что «люди, владеющие страной, и должны править в ней» [21, с. 19]. Им претила сама идея создать для народа, т. е. численного «большинства», возможности для получения равного с «имущим меньшинством» уровня образования.
В этом и заключаются причины препятствий третьего вида -образовательных, определяемых сущностью американской системы образования. Алексис де Токвиль неслучайно подчеркивал, что в США «все воспитание людей имеет политическую направленность» [10, с. 246]. Об этом также свидетельствуют работы американских авторов [18; 22].
В конце 1970-х - начале 1980-х гг. в США была сформулирована национальная цель в области образования: Америка должна быть первой в мире в области образования. Особую активность
стали проявлять президенты США. Первым заявил о необходимости добиться мирового приоритета США в области образования Президент Р. Рейган. Он поставил задачу - добиться этого к концу своего первого срока правления, к 1984 г. Это не удалось. Затем - к окончанию второго срока. Также не удалось. Образование - это система, где к лучшим результатам идут не годами, а десятилетиями.
В начале 1980-х гг. в США появляется множество докладов правительственных и частных организаций по вопросам реформирования системы образования. Основным стал доклад, в 1983 г. подготовленный специальной комиссией США по достижению национального превосходства в образовании «Нация в опасности» (A Nation at Risk: The Imperative for Educational Reform). Доклад председателя комиссии Д. П. Гарднера основывался на исследованиях и выводах этой комиссии, которая установила, что:
- американские школьники занимают последние места по 19 предметам школьной программы по сравнению с другими участниками международных соревнований среди индустриально развитых стран;
- около 23 млн взрослых американцев неграмотны, т. е. не умеют читать, писать, испытывают трудности в общении;
- около 13 % всех 17-летних американцев неграмотны. В более младшем возрасте функциональная неграмотность достигает 40 0%;
- средний уровень знаний учащихся средней школы по всем стандартным тестам ниже, чем в 1957 г., когда в СССР был запущен первый спутник;
- свыше половины учащихся старших классов не прошли тест на соответствие знаний уровню средней школы;
- результаты теста на определение академических способностей (Scholastic aptitude test - SAT) и теста на готовность продолжать учебу в вузе (American college test - ACT) демонстрируют непрерывный спад с 1963 по 1980 гг.;
- результаты тестирования на определение глубины знаний по отдельным предметам (Achievement test - AT) также показывают низкий уровень знаний по физике и английскому языку;
- многие 17-летние американцы не обладают должными интеллектуальными способностями «высокого порядка». Почти 40 % не могут сделать выводы из прочитанного материала. Всего одна пятая часть может написать хорошее эссе. И только одна третья часть может решить задачу в несколько действий;
- наблюдается постоянный спад в результатах тестирования по дисциплинам естественных (точных) наук среди 17-летних американцев;
- результаты тестирования выпускников колледжей также показывают продолжающийся спад;
- руководство бизнеса и армии сетует на необходимость тратить миллионы долларов на дополнительное обучение призывников по таким предметам, как чтение, письмо, спеллинг (правописание), счет (математика) [27, с. 8].
В докладе говорилось о необходимости приступить к немедленному реформированию образовательной системы. Его выводы и рекомендации широко обсуждались академической общественностью. В декабре 1983 г. состоялся Национальный форум «О достижении мирового превосходства в образовании», на котором президент Р. Рейган поставил задачу провести шесть школьных реформ:
- восстановить общую дисциплину;
- пресечь злоупотребления наркотиками и алкоголем;
- повысить уровень учебных норм и критериев оценки знаний;
- ввести поощрения за высокое качество преподавания;
- восстановить законные права и участие представителей администрации штата и муниципалитетов в учебном процессе;
- улучшить преподавание естественных наук и математики.
Вслед за президентом выступил министр образования Террел
X. Белл. Он выделил три важнейшие задачи американского образования:
- каждый учащийся должен достичь наивысшего уровня грамотности (уметь читать и понимать прочитанное, уметь писать, уметь мыслить системно и логично, уметь выражать свои мысли четко и ясно как образованный интеллигентный человек);
- каждый учащийся должен овладеть основами арифметики и математики;
- навыками видения и истолкования мира, в котором он живет;
- школа должна подготовить учащегося к выполнению требований высокой должности гражданина. Каждый обязан изучить историю человечества во всех ее социальных, политических, управленческих и экономических аспектах.
Министр обязал также каждый штат в течение ближайших пяти лет, т. е. к 1989 г., добиться решения следующих главных задач:
- каждый выпускник средней школы должен выдержать экзамены по английскому языку и математике по новой программе обучения;
- оценки экзаменов SAT/ACT, определяющие способность выпускника к учебе в вузе, должны превысить уровень 1965 г.;
- численность лиц, бросивших школу до выпускных экзаменов, не должна превышать 10 % от численности поступивших в первый класс;
- повсеместно работа учителя должна стать экономически привлекательной, причем средний уровень зарплаты начинающего учителя должен быть равным зарплате выпускников технических и экономических вузов.
Министр рекомендовал также ввести звание «мастер педагогики» (своеобразный аналог советской практики присуждения звания «Заслуженный учитель». - Прим. авт.). «Мастерам педагогики» выделялись повышенные ставки зарплаты, или равные ставке директора школы, или меньше директорской не более чем на 5 %.
Однако поставленные задачи не были выполнены совсем или выполнены частично, несмотря на постоянный рост капиталовложений. Так, бюджет министерства образования за последние десятилетия составляет до 30 и более млрд долл. Кроме того, общий бюджет расходов на образование - включая частные пожертвования - ежегодно превышает 300 млрд долларов. Ответственность за выполнение поставленных задач возлагалась на министра образования. Один за другим они подвергались суровой критике и увольнялись. Так, Ширли Хафстедлер занимала свой пост в период 1979-1981 гг., Т. Х. Белл в 1981-1984 гг., У. Дж. Беннет в 1985-1988 гг. Сменивший его Л. Ф. Кавасос выступил в 1989 г. с заявлением, что США «должны добиться мирового превосходства в образовании посредством, во-первых, на уровне младших и старших классов средней школы и, во-вторых, должны перестроить систему начального и среднего образования» [16, с. 3]. Таким образом он вернулся к задачам, поставленным перед американским образованием еще в начале 1960-х гг. Последующие министры удерживались на своем посту от 1-го до 4-х лет. Нынешний министр А. Дункан находится на должности с 2009 г. Необходимо отметить, что в США должность министра называется секретарь департамента. Впервые Департамент здравоохранения, образования и благосостояния был создан решением
Конгресса США 11 апреля 1953 г. До этого решением общенациональных вопросов занималась Ассоциация американских университетов (ААУ). А 27 сентября 1979 г. Конгресс одобрил (впервые!) создание отдельного департамента (министерства) образования. Однако затем эта структура была вновь расформирована и сегодня существует в составе Департамента здравоохранения и гуманитарного обеспечения.
Путь реформ системы американского образования требует разъяснения. Дело в том, что запуск СССР спутника 4 октября 1957 г. сегодня повсеместно в мире принят за дату перехода человечества в новую информационную (технотронную) эпоху. Запуск вызвал шок в американских властных, военных и академических кругах. Америка всегда гордилась своими успехами в науке и технологии, считая это основой процветания и превосходства американской демократии. Спутник - не только свидетельство советского прорыва в сферу высоких технологий, но и определенного отставания США в области, которую американцы традиционно привыкли считать своей. Адмирал X. Г. Риковер, отец американской атомной подводной лодки, выступая в 1958 г. в Конгрессе США, заявил: «Серьезная опасность вызова, брошенного нам Советским Союзом, состоит не в том, что он сильнее нас в военном отношении, а в том, что он угрожает нам своей системой образования. Сенатор Дж. Ф. Кеннеди, будущий президент США, выступая на этом же заседании, сказал: «Исход битвы, которую мы ведем с Советским Союзом, будет решен в школьных классах Америки».
Вслед за этим, по решению Конгресса, в Советский Союз зачастили официальные делегации с тем, чтобы выяснить причины успеха СССР в освоении космоса. Вывод делегаций был единодушен: советские успехи вызваны совершенной системой образования, подготавливающей разносторонних специалистов. В основе системы - качественная подготовка и обучение прежде всего на уровне начальной и средней школы. В вузы посредством конкурсного отбора поступает подготовленный к обучению контингент. Результаты и выводы делегаций были вновь рассмотрены на высшем уровне, где было решено начать совершенствование системы обучения в начальной и средней школе. По-американски, с размахом. Соответственно на школу обрушился золотой поток инвестиций. Была дана свобода любому эксперименту, под который немедленно отпускали
любые затребованные средства. В школу хлынул поток авантюристов и проходимцев. В результате резко упал профессиональный уровень преподавания, снизилась дисциплина. «Эксперимент погубил американскую школу - приходится часто слышать сегодня в разговоре с представителями американской академической общественности, -надолго, если не навсегда». В то же время российские специалисты из Академии педагогической науки, посещая с ответными визитами США, возвращались с идеями переустройства советской школы, в которой вскоре воцарился настоящий хаос. Но вернемся к США.
В сентябре 1989 г. новый президент США Дж. Буш (старший) провел историческую по своему значению встречу с губернаторами штатов в г. Шарлоттесвилл, штат Вирджиния. Совместное заявление, сделанное по результатам встречи (Joint Statement Following the Education Summit with Governors in Charlottesville, Virginia), подчеркивает (здесь и далее авторизированный перевод с английского. -Прим. авт.):
- «образование было и остается обязанностью штата и местных властей, оно работает лучше всего там, где есть активное участие родителей в школьном учебном процессе;
- сегодня образование приобретает особо важную роль, поскольку наши конкуренты на мировой арене усиливают работу по образованию народа;
- впервые за всю историю США пришло время выработать четкие цели в области образования с тем, чтобы обеспечить нашу конкурентоспособность на международной арене» [23].
Совместное заявление подчеркнуло необходимость развития и углубления партнерских отношений между властями штата и федерации в направлении обеспечения большей гибкости и отчетности. Был сделан акцент на совершенствовании законодательства штата и федерации с тем, чтобы сосредоточить внимание на качестве выпуска, обеспечить действительное повышение качества образования для всех учащихся, а не на соблюдение правил и постановлений. Совещание обязало создать специальную группу Ассоциации губернаторов штатов, которая совместно с назначенцами президента США разработает и представит на рассмотрение президента и Ассоциации проект национальных целей в области образования в начале 1990 г.
В феврале данные цели были опубликованы. Документ подчеркивал, что если США действительно намерены и в XXI в. «сохранять
свою мощь и ответственную демократию, рост и процветание своей экономики», то каждый американец обязан внести свой вклад в достижение следующих главных задач к 2000 г.:
1) дошкольная подготовка: каждый первоклассник должен быть подготовлен к учебе;
2) выпуск: доля выпускников должна составлять до 90 % контингента принятых на обучение;
3) успеваемость и гражданская позиция учащихся: по окончании 4-го, 8-го и 12-го классов каждый школьник должен продемонстрировать свое полное овладение программными знаниями по английскому языку, математике, естественным наукам (физика, химия), истории и географии. Школа обязана подготовить каждого выпускника к надлежащему применению своих умственных способностей, готовности нести гражданскую ответственность, продолжать обучение, стать производительно занятым в современной экономике;
4) естественные науки и математика: в этой области американские школьники должны выйти на первое место в мире;
5) грамотность и пожизненное образование американцев: каждый взрослый американец должен быть грамотным, иметь необходимые знания и навыки для противодействия конкуренции в условиях глобальной экономики, а также для реализации своих прав и обязанностей как гражданина США;
6) школа без преступности и наркотиков, но с порядком и дисциплиной: в каждой школе не должно быть места ни наркотикам, ни нарушениям законности; напротив, дисциплина и порядок должны способствовать учебе [28].
Отметим, что практически все задачи, поставленные в 1983 г., остались нерешенными к 1990 г. Цель - «вывести американское образование на первое место в мире» - не достигнута и перенесена на 2000 г. Но и после этой даты американские школьники продолжают занимать последние места в международных конкурсах по математике после южных корейцев, китайцев, японцев и европейцев, а после того, как с начала 1990-х гг. в таких конкурсах стали принимать участие российские школьники и занимать первые места, то СМИ (как в США, так и в РФ) перестали освещать такие мероприятия.
Кроме того, анализ данных целей объясняет ряд недоразумений в измененных программах обучения в отечественной средней
школе, причины американского финансирования реформ нашей системы образования, внедрение чуждой отечественной менталь-ности и традиционной культуре практики тестирования, внедрение ущербного ЕГЭ как бледной копии американских SAT/ACT, а также AT и аккредитации образовательных учреждений и многое другое из того, что творится в непрерывном процессе реформирования нашей системы образования. Ведь если не можешь, несмотря на усилия федеральный властей, губернаторов штатов и местных органов управления, несмотря на мощное финансирование (составляющее до 10 % от национального бюджета) обеспечить выход на первое место в мире, то остается только подрывать основы жизнедеятельности систем образования своих основных мировых конкурентов путем их реформирования, внедрения антинациональных схем и систем (типа Болонского процесса) и других приемов и методов.
Фактически способствуя уничтожению нашей когда-то лучшей в мире системы образования, американцы успешно перенимают наш советский и царско-имперский опыт построения и развития системы образования. Так, активную роль в изменении и совершенствовании образования, начиная с 1980-х гг., стал играть президент США, что равнозначно роли монарха в царской (Иван Грозный), а затем и императорской России, начиная с Петра I и до Николая II. Перенимается советский опыт обучения, поддержки и выдвижении лучших преподавателей; создания центров и институтов повышения квалификации преподавательского состава и т. д. И странно: то, что они, перенимая, вводят у себя, у нас исчезает.
Важным пунктом американской программы 1989 г. стало положение о непрерывном пожизненном образовании. Сегодня практически каждое рабочее место требует более высокого уровня образованности, чем может дать обычная средняя школа. Те, кто полагается только на свой аттестат зрелости, обречены на падение заработка. Сегодня большинство работающих вынуждены менять род деятельности десять и более раз в течение жизни. Учитывая значительный процент неграмотных в составе общей массы работающих, развивается деятельность по созданию в каждом штате специальных курсов (с привлечением сил и средств государственных и частных предприятий) по обеспечению простой функциональной грамотности рабочих и служащих. Малограмотные составляют большую часть безработных, их увольняют в первую очередь и последними
принимают на работу. И все же, несмотря на все принимаемые меры, число неграмотных постоянно растет со скоростью до двух миллионов человек в год (по данным такого профессионального объединения, как Национальная ассоциация образования - National Education Association (NEA).
Все это при том, что усиливается федеральный контроль в системе образования. Бюджет созданного в 1979 г. Министерства образования быстро возрос, его штат составил 5 тыс. сотрудников [18, с. 5]. До 1979 г. более двухсот лет вопросами образования формально ведали незначительные Бюро или отделы Министерства внутренних дел, Министерства здравоохранения, образования и благосостояния (переименовано в 1989 г. в Министерство здравоохранения и гуманитарных услуг). Создание Министерства образования отражало намерение усилить контрольные функции государства в деле управления образованием. Управленцы пришли к выводу, что все разговоры о реформировании бесперспективны, если не налажена система строгого учета и контроля. Программа 1989 г. отмечает, что «национальные цели в области образования теряют смысл, если их достижение не основано на точном и адекватном измерении и соответствующем уведомлении общественности о полученных результатах» [20]. В Программе также было подчеркнуто, что ключ к достижению поставленных целей - высокие профессиональные качества и педагогическое мастерство преподавателя. Администрация школ и весь педагогический коллектив были призваны перестроиться с тем, чтобы наиболее полно использовать как профессиональный талант, так и методику улучшения познавательных способностей школьников, повысить производительность труда как учителей, так и всей системы образования в целом.
Однако образование США продолжает страдать от нехватки учителей. Низкая заработная плата, чрезмерная профессиональная и психологическая нагрузка, жесткий контроль со стороны директората, родительских комитетов, администрации муниципалитета, района и штата, вся атмосфера «школьных джунглей» с наркотиками, оружием и стрельбой в классах и на школьном дворе, непрекращающаяся вражда и драки школьных банд - все это делает профессию педагога малопривлекательной. Посольствам США в англоговорящих странах было дано указание выдавать визы прежде всего лицам с педагогическим и медицинским образованием. Но и они редко выдерживают длительное пребывание в американских
школах. Ужесточение внешнего контроля вынуждает школу всеми способами удерживать всех принятых на обучение до выпуска и выдавать аттестат зрелости практически неграмотным и необразованным выпускникам. Соответственно растет число функционально неграмотных выпускников вузов.
Одним из способов выхода из создавшейся ситуации в период 1980-1990 гг. стал возросший интерес к полузабытому домашнему образованию. В 1980-х гг. забрали детей из школы примерно около миллиона семей. В 1990-х гг. это число значительно увеличилось. В первое десятилетие XXI в., с ростом численности персональных компьютеров и возможностей дистанционного обучения, возможности получения образования на дому достигли громадных размеров. Препятствием к дальнейшему развитию домашнего образования стали законы об обязательном школьном образовании, как отмечает известный американский политолог Джон Нейсбитт [25, с. 144; 26, с. 322]. Но целый ряд штатов изменил свое законодательство соответствующим образом с тем, чтобы решить проблему. Появилось множество авторитетных специалистов и горы учебников по домашнему и дистанционному образованию.
Президентом, который активно пытался продолжить реформирование системы образования, был Б. Клинтон, сменивший Дж. Буша-старшего. До этого Б. Клинтон стал губернатором штата как специалист по реформе образования. Затем ему удалось объединить ряд губернаторов, также озабоченных вопросами образования, в специальную группу, выдвинуть свою кандидатуру на пост президента США и победить на выборах. В течение двух президентских сроков он продолжал разрабатывать и продвигать вопросы образовательной реформы.
Осенью 1993 г. подготовленный усилиями губернаторов и приглашенных специалистов законопроект по реформированию образования «Цели-2000» стал законом. Цель - «преодолеть кризис системы образования», «поднять образовательные стандарты», по существу «заново придумать систему образования с тем, чтобы она соответствовала новой экономической ситуации в мире», «покончить с тиранией низкой требовательности и убежденности, что молодежь сможет пробиться в жизни с минимальным уровнем знаний, наилучшим образом подготовить ее к столкновению с действительностью». В этом, по мнению министра образования Ричарда Райли, заключается суть Закона «Цели 2000». Завершая выступление на ключевой
пресс-конференции, министр отметил, что, как показал отчет 1993 г. «Об уровне грамотности взрослого населения», 20 % взрослых американцев с аттестатом зрелости продемонстрировали самый низкий уровень грамотности за последние годы. «Мы должны дать всем нашим детям образование современного мирового уровня», - заключил министр [29, с. 7].
В феврале 1997 г. в своем обращении к нации Б. Клинтон заверил, что его основной целью остается задача обеспечить каждого американца лучшим в мире образованием. Для этого необходимо решить три задачи: каждый 8-летний американец должен уметь читать, каждый 12-летний - пользоваться Интернетом, каждый 18-летний - поступить в вуз, каждый взрослый - продолжать обучение пожизненно. На это отпускается ежегодно 51 млрд долл. Президент обратился к нации с призывом приступить к действиям во имя американского образования, с планом действия из 10 пунктов:
1) начать крестовый поход за введение новых стандартов образования - не федерального, а общенационального уровня; ввести тестирование по результатам внедрения новых стандартов - к 1999 г. каждый четвероклассник должен сдать экзамен по чтению и каждый восьмиклассник по математике в каждом штате;
2) чтобы иметь лучшие школы, необходимо иметь лучших учителей. Новым бюджетом предусмотрена подготовка и сертификация 100 тыс. «мастеров обучения» дополнительно к 500 учителям, получившим это звание к 1995 г.;
3) США должны сделать все, чтобы научить всех детей читать. Сегодня только 40 % восьмилетних американцев могут читать самостоятельно. Так возникла инициатива - провести кампанию «Америка читает» с помощью одного миллиона студентов-добровольцев научить каждого третьеклассника самостоятельно читать;
4) отсюда - четвертый пункт: образование начинается с первых дней жизни. Необходимо разговаривать, петь, читать новорожденным. Необходимо начать учить детей до школы;
5) каждый штат должен помочь родителям выбрать правильную школу для своего ребенка. Необходимо развивать систему «чартерных школ», соответствующих наивысшим стандартам и существующим, пока они этим стандартам соответствуют;
6) чартерное образование должно войти во все школы. США должны научить своих детей тому, как стать хорошими гражданами. Должны поощрять порядок и дисциплину в школах, внедрение
школьной униформы, избавляться от нерадивых учащихся, нетерпимо относиться к оружию и наркотикам в школе;
7) невозможно учить детей в старых зданиях. Таких очень много. Новый бюджет включает новую инициативу - предоставлять ежегодно 5 млрд долл. в течение ближайших 4-х лет на школьное строительство;
8) США должны ввести обучение в 13 и 14 классах - по меньшей мере два курса в колледже с тем, чтобы это стало так же обычно, как сегодня обычно среднее образование. США обязаны открыть двери вуза всем американцам. Необходимое финансовое обеспечение имеется (но это же практически принцип наших рабфаков! -Прим. авт.);
9) В XXI в. США должны расширить границы образования, сделать его пожизненным. Соответствующий законопроект (G. I. Bill for America's Workers) имеется;
10) США должны внедрить всю мощь «века информации» в школы. Необходимо подключить каждый класс и каждую школьную библиотеку к Интернет к 2000 г.
Б. Клинтон особо подчеркнул, что образование - вопрос критически важный для национальной безопасности, для будущего страны. Вопросы политические должны оставаться за входными дверями школы» [17, с. 7].
В дополнение к указанным выше мерам он предложил уменьшить численность первых трех классов школы до 18 человек повсеместно при соответствующей модернизации существующих или строительстве новых 5 тыс. школ и внедрении новых учителей, подготовленных к сдаче экзаменов властям штата на профессиональную компетентность. Надлежащее финансирование имеется. Необходимо одновременно повысить строгую отчетность.
Президент призвал покончить с практикой «социального продвижения», когда отстающих учеников перетаскивают из класса в класс. Что делать? Поступать, как в Чикаго, где введено обязательное обучение в летних школах (а это опять как в старой советской системе с практикой осенних переэкзаменовок. - Прим. авт.) [17, с. 8].
Деятельность президента Б. Клинтона по реформированию системы американского образования принесла определенные плоды, но не смогла преломить неуклонное развитие негативных тенденций,
заложенных в основу всей американской системы. Его программы не всегда находили поддержку в Конгрессе. Сегодня неолибералы рассматривают возможность окончательного вытеснения государства из системы образования и ее полной приватизации, что, по нашему мнению, окончательно запутает решение проблемы получения качественного образования в США. Предлагается передать всю систему образования в руки «эффективных управленцев». Они будут управлять по законам рынка с тем, чтобы система как предприятие приносила доход владельцу. Передать, сохранив государственное финансирование.
В последнее время в США появился целый ряд исследователей, анализирующих тенденции неолиберального реформирования системы образования. Это такие авторы, как, например, Р. А. Фальк [19], Б. Б. Мескита [24], Н. Хомски [8], С.Хантингтон [9], П. Бюке-нен [2; 14; 15], Х. Смит [32] и многие другие [13; 22]. Обсуждается способность США стоять во главе глобализирующегося мира при ужасающем падении уровня образования и, соответственно, культуры в собственной стране. Характерны названия работ указанных авторов: «Кто мы?», «Гегемония или борьба за выживание», «Смерть Запада», «Судный день», «Кто украл американскую мечту?» и другие. Проблемы образования как-то незаметно отошли на задний план. Может, неолибералы уже достигли поставленных ранее целей? Неграмотной массой легче управлять, а нужного образованного специалиста всегда можно купить за рубежом. Это всегда обходится дешевле, чем трата усилий, времени и денег на поиск, отбор и выращивание таланта у себя дома.
Президент Б. Абама, вступив на пост, показал себя сначала как активный сторонник реформирования и модернизации системы образования. И даже завоевал журналистский титул «Президент Образования». Его идеи вращались вокруг новых программ создания системы общенациональных стандартов, обязательных для всех штатов (англ. - «common core standards»).
Введения общенациональных образовательных программ и проведения на этой основе общенационального тестирования (причем преподаватели обязывались проводить тестирование ежедневно). Предполагалось оплачивать преподавательский труд на основе результатов автоматического электронного контроля результатов тестирования (Билл Гейтс согласился поставить необходимое
оборудование и оснастить им школы). План предусматривает расформирование существующих в США местных независимых органов управления школьным образованием (таких насчитывается 13 900) и оставить всего 50 (по одному управлению на каждый штат) и создать дополнительно еще 20 таких управлений в 20 особо крупных городах. Губернаторы 48 штатов дружно проголосовали за проект реформы. Только губернаторы Техаса и Аляски не приняли приглашения принять участие в совещании губернаторов. Они были против. Но одно дело голосование, а другое - реализация программы модернизации. Вскоре к двум указанным штатам прибавилось еще несколько. Затем - еще. Отметим, что общенационального обсуждения реформы и последующего референдума не проводилось. Результат был легко предсказуем ввиду традиционной практики «свирепой независимости» (англ. «ferociously independent») населения и властей каждого штата от федерального центра. Кроме того, медленное продвижение в деле реализации разрекламированных программ строительство новых школ на фоне закрытия старых (со скоростью 35-40 школ в больших городах), проволочки в строительстве образцовых «чартерных школ», в реализации программ подготовки и переподготовки учителей, создании «общей основы образования», программ подготовки к учебе детей с 4-летнего возраста, других «старых» нововведений, а также на фоне собственных публичных признаний президента о недостатках реализации программы модернизации - все свидетельствовало о провале очередных широковещательных программ. СМИ все чаще стали называть президента просто «зазывалой» (англ. «tout»).
Напомним, что образование - священная заповедная область жизнедеятельности каждого народа, общества, государства. Здесь создается настоящее и предопределяется будущее, здесь встречаются поколения для передачи и восприятия жизненно важной информации. В России традиционно эта область ограждалась от внешнего влияния. Не из-за враждебности, но мудрого понимания, что здесь закладываются и развиваются основы традиционного миропонимания, формируется человек, личность, гражданин. Образовательная умственная сила - единственная надежная основа для преуспевания и благоденствия народа и государства во всех направлениях - в экономике, политике, науке и культуре. Но «как непрочно здание, построенное из плохого кирпича, так ненадежно и общество, да и целое
государство, состоящее из невежественных граждан: в нем не может быть ни истинной силы, ни истинного благоденствия» [6, с. 15].
Подводя итог реформаторской деятельности в области образования в США, американский политолог Патрик Бьюкенен отмечает в своей работе «Правые и не-правые», что начальное и среднее образование в США представляет сегодня «злую пародию на образование». Результаты тестов ухудшаются на протяжении десятилетий и не идут ни в какое сравнение с результатами в других развитых странах. В университетах США уровень невежества поистине скандальный, студенты ничего не знают об истории страны, а большинство специалистов в точных науках прибывает из-за рубежа [2, с. 73]. Между тем глобализация продолжается, и вот уже ежегодный американский энциклопедический справочник «Всемирный альманах 2013» постоянно публикует карту мира, где вся территория от Пиринеев до Урала выкрашена в коричневатый цвет и обозначена как «Европа», а все Зауралье до Тихого океана выкрашено красноватым цветом и обозначено как «Россия» [22, с. 476-477]. А это уже явно напоминает план установления господства над Россией другого «реформатора» с его идеями «нового порядка»:
1) отторжение от России Прибалтики и Белоруссии, Украины, Кавказа и Средней Азии;
2) деление России на административные округи во главе с европейски ориентированными управляющими этих округов;
3) создание объединенной Европы под властью Германии;
4) физическое устранение российских евреев и постепенное уменьшение численности славян и тюрок путем снижения их биологической репродуктивной силы до одного-двух детей в семье;
5) установление в России финансовой системы европейского образца;
6) переброска продуктов загрязнения из Европы в Россию;
7) открытие границ Западной Европы для русских с целью их миграции: мужчин как работников каменоломен, женщин в качестве проституток. Окончательное решение славянского вопроса. Заселение России истинными арийцами [3, с. 345].
Конец этого реформатора известен. Россия всегда отличалась умением находить свой выход из любой стандартной уловки западных «специалистов». Возможным свидетельством этому является прозвучавший на юбилейном, десятом, Валдайском форуме призыв Президента В. В. Путина к «национальной идентификации».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белл Т. Х. Прогресс народного просвещения в США: доклад на 39-й Междунар. конф. по вопросам образования ЮНЕСКО (русская версия). - Женева : Изд-во ЮНЕСКО, 1984. - 65 с.
2. Бьюкенен П. Правые и не-правые. Как неоконсерваторы заставили нас забыть о рейгановской революции и повлияли на Президента Буша: пер. с англ. - М. : АСТ, 2006. - 348 с.
3. Диц О. Обыкновенный фашизм / пер. с нем. - М. : Прогресс, 1988. - 347 с.
4. Локк Дж. Два трактата о правлении / пер. с англ. - Челябинск : Социум, 2014. - 494 с.
5. Монтескье Ш. Л. О духе законов / пер. с фр. // Соч.: в 2 т. - М. : Наука, 1957. - 562 с.
6. Народная энциклопедия научных и прикладных знаний. - СПб. : Изд-во Сытина, 1912. - 603 с.
7. Северцев В. А.,Чащихин Б. Д. Аккредитация учебных заведений. Опыт США. - М. : Мир книги, 1993. - 240 с.
8. Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности / пер. с англ. - М. : АСТ, 2004. - 635 с.
9. Хомский Н. Гегемония или борьба за выживание: стремление США к мировому господству / пер. с англ. - М. : СТОЛИЦА-ПРИНТ, 2007. -464 с.
10. Токвиль А. Демократия в Америке / пер. с фр. - М. : Прогресс, 1994. - 554 с.
11. Федералист. Политические эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея / пер. англ. - М. : Прогресс, 1994. - 568 с.
12. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 06.05.2014. -СПб. : Питер, 2014. - 240 с. илл.
13. Baylis J., et al. The Globalization of World Politics. - N Y : Oxford University Press, 2011. - 636 p.
14. Buchanan P. J. Day of Reckoning. How Hubris, Ideology, and Greed Are Tearing America Apart. - N Y: St. Martin's Press, 2007. - 294 p.
15. Buchanan P. J. Where the Right Went Wrong. - N Y: St. Martin's Press, 2005. - 348 p.
16. Cavazos L. F. Choice in Education. - Washington: Department of Education, 1989. - 8 p.
17. Clinton W. State of the Union Address. - The White House. Office of the Press Secretary. - Washington. - Jan. 27, 1998. - 9 p.
18. Ed Facts. Information About the US Department of Education / Office of Public Affairs. - Washington: Dept. Of Education, 1989. - 14 p.
19. Falk R. A. The Declining World Order: America's Imperial Geopolitics. -N Y; Routledge, 2004. - 260 p.
20. Goals 2000. Educate America Act. -Washington: White House Press Release, 1998. - 296 p.
21. Hofstadter R. The American Political Tradition and the Men Who Made It. -N Y: Avon Books, 1974. - 380 p.
22. Joint Statement Following The Educational Summit With Governors in Charlottesville, Virginia. - Washington: Administration of George Bush. White House Press Office, 1989. - 1487-1490 p.
23. Mesquita B. D. et all. The Logic of Political Survival. - Cambrige: MIT Press, 2005. - 536 p.
24. Naisbitt J. Ten New Directions Transforming Our lives. - N Y: Avon Books,
1982. - 346 p.
25. Naisbitt J. and Aburdene P. Megatrends 2000. - N Y: Avon Books, 1900 -416 p.
26. National Commission on Excellence in Education. A Nation At Risk: the Imperative for Educational Reform. - Washington: Dept. of Education Press,
1983. - 83 p.
27. National Goals For Education. - Washington: The White House / Office of the Press Secretary, 1990. - 9 p.
28. Riley R. Press Briefing by Secretary of Education Richard Riley. - Washington: The White House / Office of the Press Secretary, Feb. 3, 1994. - 8 p.
29. Smith H. Who stole the American Dream? - N Y. : Random House, 2012. -557 p.
30. The World Almanac and Book of Facts 2013. - NY. : World Almanac Books, 2013. - 1008 p.