Научная статья на тему 'Реформаторские идеи в исламе и массовом религиозном сознании'

Реформаторские идеи в исламе и массовом религиозном сознании Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
296
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ИСЛАМ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / РЕФОРМАЦИЯ / ИДЕЯ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕННОСТИ / РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ / БОГ / МУСУЛЬМАНИН / ШАРИАТ / МУЖЧИНА / ЖЕНЩИНА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Казибекова Г.К.

Статья посвящена исследованию идей реформаторства в исламе и массовом сознании. В ней автор акцентирует внимание читателя на изменениях, происходящих в процессе модернизации в массовом религиозном сознании граждан. По итогам социологического исследования предлагает ряд обобщающих выводов, которые способны минимизировать противоречия между гражданским обществом и религией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реформаторские идеи в исламе и массовом религиозном сознании»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК1

Казибекова Г.К.

Южный федеральный университет, филиал в г. Махачкале Республики Дагестан, заведующий кафедрой

РЕФОРМАТОРСКИЕ ИДЕИ В ИСЛАМЕ И МАССОВОМ РЕЛИГИОЗНОМ СОЗНАНИИ

Аннотация

Статья посвящена исследованию идей реформаторства в исламе и массовом сознании. В ней автор акцентирует внимание читателя на изменениях, происходящих в процессе модернизации в массовом религиозном сознании граждан. По итогам социологического исследования предлагает ряд обобщающих выводов, которые способны минимизировать противоречия между гражданским обществом и религией.

Ключевые слова

Религия, ислам, модернизация, реформация, идея, религиозные ценности, религиозное сознание,

бог, мусульманин, шариат, мужчина, женщина.

В актуальное время понятия «реформация», «модернизация» приобретают особое значение. Это связано, прежде всего, с происходящими трансформационными изменениями во всех сферах жизнедеятельности человека, с системой образования кризисов в экономике, духовном производстве, с повышением роли личности в структурах институционального развития и т.д.

Ислам является самой молодой религией среди других мировых святыней, процессы реформирования, как нам представляется, как-то обошли его стороной по сравнению с остальными конфессиями. Может быть, это и является причиной большинства бед, с которыми мы сталкиваемся в настоящее время в своем развитии. Появляется много новых движений, организаций, объединений, ничего общего не имеющих с исламом, и они как прямо, так и косвенно идентифицируют себя с ним. От ислама как мировой религии общество ждет создание атмосферы стабильности и устойчивости в обществе.

В современную историческую эпоху понятия «реформация», «модернизация» используются в предельно широком смысле как глобальное преобразование мира в целом на основе западной традиции и западных ценностей, утверждение которых в странах с восточной или евразийской культурой неизбежно связано с изменением религиозных ценностей и религиозного сознания. Известный исследователь ислама З.И. Левин отмечает, что следует ожидать активизации попыток «заземления» ислама - истолкования исламской доктрины в духе времени как в русле традиции через изложение смыслов Корана и сунны в современных понятиях, так и через возрождение практики иджтихада - свободного суждения о священном тексте в духе священных текстов. [3, с. 140 - 141].

Другой российский исследователь ислама А.В Малашенко считает, что» во главе угла развития мусульманского мира останется модернизация общества, на которую будет накладываться сознательное или неосознанное стремление вписаться в процессы глобализации, найти в нем свою достойную нишу. Необходимость модернизации понимают не только вестернизированные элиты, но даже исламские фундаменталисты» [4,с. 7].

Модернизация религиозных идей, принципов, установок, традиций, как правило, считается прерогативой теологов, религиозных авторитетов, церковных иерархов, известных священнослужителей, руководителей духовных управлений и т.д. Так, например, известный египетский реформатор ислама шейх Мухаммад Абдо в конце XIX- начале XX в. издал 3 фетвы об иностранных банках и ростовщичестве, об отношении к изобразительному искусству и скульптуре, о ношении мусульманами европейской одежды. В этих фетвах он юридически и с нравственных позиций обосновал допустимость получения процента от банковского капитала, занятия изобразительным искусством и скульптурой, а также отсутствие запрета на ношение мусульманами европейской одежды.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

Известный мусульманский богослов Гулям Наби Сакхеб, профессор международного института образования при Лондонском университете, в своей статье «Будущее человечества. Исламский прогноз» кратко излагает мусульманскую концепцию объединенной цивилизации и пытается определить ее нормативные рамки.

По его мнению, жажда власти и господства, приводящая к созданию все более совершенных условий для небольшой кучки людей и группы государств за счет миллионов страждущих, существующих в условиях нищеты и под страхом физического уничтожения, есть величайшее преступление перед богом и человечеством. Поэтому мировые религии должны объединить свои усилия и выработать план становления будущего интегрированного социума.

Основные позиции исламских теоретиков по наиболее злободневным вопросам, по его мнению, таковы:

а) будущая единая цивилизация должна базироваться на общепризнанных нормах международного права и хартии прав человека, созданной на основе элементов всех религий и идеологий, гарантирующих фундаментальные свободы для всех мужчин, женщин и детей независимо от цвета кожи и национальности и учитывающих при этом естественные и социальные особенности каждой группы людей;

б) общим правилом должно стать признание сувереном земли одного лишь Бога наряду с пониманием того, что люди являются только распорядителями, от его имени творящими дела человечества;

в) новая система должна заправляться мировым правительством - конференцией представителей составных частей человечества, отражающих интересы всех людей мира, и руководствующихся единой конституцией;

г) ныне существующее деление мира на основе национальных различий должно быть заменено выделением в нем сообществ веры, каждый человек должен иметь возможность относить себя к любому сообществу веры и вступать в него при наличии у него соответствующего желания;

д) все люди, независимо от их происхождения и имущественного положения, должны обладать данным им от Бога равенством в каждом из аспектов их деятельности;

е) новая мировая система должна быть построена на основе подлинной демократии. Право представительства должно быть закреплено за всеми таким образом, чтобы любой гражданин имел возможность выражать свое мнение, голосованием избираться на выборные должности[2, с. 79 - 80].

Реформаторские идеи отражены также во Всеобщей исламской декларации прав человека (Париж, 1981), в которой зафиксирован отказ от норм шариата, ставящих немусульманскую и женскую часть населения в приниженное положение.

Следует отметить, что отход от идей, принципов и установок мусульманского священного писания как в вопросах нравственности, культовой практики, так и религиозно-правового регулирования социальных отношений в условиях формирования гражданского общества носит довольно распространенный характер в массовом религиозном сознании и подтверждается результатами конкретно-социологических исследований. Некоторые исследователи рассматривают данное явление как результат стихийных процессов десакрализации или светской адаптации религиозного сознания.

В целях более конкретного и непосредственного изучения модернистских тенденций в массовом сознании современных верующих мусульман мы провели социологический опрос 450 респондентов, представителей различных социальных и половозрастных групп населения, по специальной анкете.

В первом вопросе опрашиваемым предлагалось высказать свое отношение (согласие или несогласие) к следующим предложениям аль-Баха: 1) довести число обязательных молитв до 3-х; 2) ограничить срок поста уразы 19 днями; 3) запретить джихад; 4) отменить шариатские наказания; 5) ввести равенство между женщиной и мужчиной в вопросах наследования; 6) разрешить практику ростовщичества (риба). Результаты опроса по данному вопросу отражены в следующей таблице.

Предложения аль-Баха Согласны Не согласны

Довести число обязательных молитв до 3-х 162(37%) 278 (63 %)

Ограничить срок поста уразы 19 днями 130(30%) 310(70%)

Запретить джихад 275(62,5 %) 165(37,5%)

П [шдолжение таблтты

Отменить шариатские наказания 175(40%) 265 (60 %)

Ввести равенство между женщиной и мужчиной в вопросах наследования 290(66 %) 150(34%)

Разрешить практику ростовщичества (риба) 148(33,6%) 292 (65,4 %)

Как видно из таблицы, по всем предложениям указанного реформатора ислама число согласных составляют не менее 30 %, а по отношению к джихаду и равенству между мужчиной и женщиной в вопросах наследования - более 60 % опрошенных. Запрещение джихада считают обязательным из-за того, что война не может быть священной, из-за нее погибают дети, старики, женщины, невинные люди. Пролитие невинной крови не одобряется и самим исламом.

Многие считают, что пятикратная молитва обременительна для людей перегруженных работой. Оптимальным, по их мнению, было бы молиться утром, в обед и перед сном. Тогда количество исполняющих это требование ислама стало бы больше.

Значительная часть опрошенных (33,6 %) не согласна с исламским запретом на ростовщичество (риба), ибо, по их мнению, является одним из цивилизованных способов зарабатывания на жизнь. В наше время без ростовщичества невозможно строить нормальные финансовые отношения.

По вопросу «На ваш взгляд, исламские ценности вечны или изменяются (должны изменяться) в соответствии с исторической эпохой?» получены ответы: «вечны» - 290 (66 %), «изменяются и должны изменяться» -150(34%).

На вопрос «Чтобы Вам хотелось изменить в шариатском законодательстве?» получены ответы: а) «ничего нельзя изменять» - 232 (52,5 %); б) «не знаю» - 100 (23 %); в) «можно изменять» - 108 (24,5 %). Многие считают, что необходимо отменить запреты шариата на изображение живых существ, использование в быту золотых и серебряных изделий, на ношение европейской одежды и т.д. Они против телесных наказаний детей при воспитании и обучении, чрезмерно жестоких наказаний за воровство и т.д.

На вопрос «Выполняете ли Вы все 5 столпов ислама (шахада, пятикратная молитва, месячный пост уразы, закят и хадж) по мусульманским канонам? Если нет, то почему?» получены следующие ответы: «выполняю полностью» - 149 (34 %); «и да, и нет» - 137 (31 %); «не выполняю» - 154 (35%).

Как видно из ответов, только третья часть опрошенных выполняет все столпы ислама, а две третьих или выполняет частично, или вовсе не выполняет.

Мотивы невыполнения, как правило, связаны с нехваткой времени, недостаточным материальным положением опрошенных или обременительностью исламских требований.

По вопросу «Согласны ли Вы с многоженством и обязанностью женщины носить чадру или укрывать голову платком?» получены следующие ответы: «согласны» - 154 (34,5 %), «и да, и нет» - 106 (24 %), «не согласны» - 181 (41,5 %). Как видно из ответов, большинство опрошенных выражает свое несогласие с ограничением женских прав и свобод. Многие выражают свое категорическое несогласие с многоженством и обязанностью женщины носить чадру или укрывать голову платком. Они считают, что женщина такой же человек, как и мужчина, и не должна подвергаться унижению. Ношение покрывала, по их мнению, не гарантирует высокую мораль и непорочность, ибо можно носить чадру и совершать грехи. Многоженство допустимо, когда первая или вторая жена не могут иметь детей. Но оно не должно распространяться на полноценные семьи. Между женами всегда будут распри, сплетни, драки и т.д. В результате чего возникает напряженная ситуация в семье, которая впоследствии оказывает отрицательное воздействие на процессы социализации.

Как известно, все религии, ислам в особенности, рассматривают женщину как греховное, неполноценное создание, зависящее от мужчины. Женщина не равна мужчине, ибо сотворена из его ребра и дана ему во временное пользование. Она отождествляется с предметом наслаждений, является товаром при заключении брака, а после него становится частной собственностью мужа. Главное ее достоинство -это покорность мужу и деторождение. Все правовые школы ислама дают мужу односторонние привилегии при разводе, вследствие чего муж может разводиться с женой в любое время без серьезных причин, а жена без веских оснований не может этого сделать.

Подобное гендерное неравенство в условиях укрепления принципов правового демократического государства и гражданского общества вызывает недовольство значительной части женщин и готовность с их стороны бороться прежде всего за модернизацию мусульманских семейно-правовых отношений.

На последний вопрос анкеты «Считаете ли Вы исламские законы и требования суровыми и невыполнимыми?» получены следующие ответы: «не считаю» - 257 (58 %), «не знаю» - 56 (13 %), «считаю» - 127 (29 %).

Как видно, около 30 % опрошенных считают исламские требования и законы суровыми и невыполнимыми. Однако истинно верующие считают их выполнимыми и соответствующими человеческим возможностям, помогающими человеку лучше прожить свою жизнь, не предаваясь страстям. По их мнению, если бы они не были суровыми, то люди не принимали бы их всерьез. Приведенные нами исследования позволяют сделать ряд обобщающих выводов.

1. На уровне массового религиозного сознания и поведения наблюдаются заметные тенденции к адаптации религиозного мировоззрения и культовой практики к требованиям секуляризованного мира и демократического общества.

2. Обыденный уровень исламского религиозного сознания качественно отличается от теоретического и хаотично, синкретично включает в себя мифологические образы, идеи языческих верований, идеалистической и материалистической философии ит.д.

3. Массовое религиозное сознание отрицает всеобщий характер религиозной (исламской) нравственности, отдает предпочтение нормам и принципам общечеловеческой морали, признает права неверующих и атеистов быть и называться высоконравственными.

4. Религиозные взгляды и представления в массовом сознании обретают космополитический характер, поддерживается межконфессиональный диалог, не одобряется активизация официальной церкви в политической жизни. Сущность религиозного миропонимания постепенно теряет отличительные особенности традиционных религиозных направлений и выражается в «вере в нечто сверхъестественное»[1, с.528].

Все эти изменения на уровне массового религиозного сознания способны активизировать процессы модернизации исламского сознания и минимизировать его противоречия с принципами светского демократического государства и гражданского общества. Задача сложная, но вполне реализуемая при соблюдении толерантности во взаимоотношениях между различными конфессиями и другими структурами человеческого общежития.

Список использованной литературы:

1. Бурлацкая Е. В. Парадоксы современного религиозного сознания. Философия и будущее цивилизации. // Тезисы докладов и выступлений 4-го Российского философского конгресса. Т. 2. М., 2005. с. 528

2. Гулям Наби Сакхеб. Будущее человечества. Исламский прогноз // Свободная мысль. 1992. № 6. с.75-80

3. Левин З.И. Будущее реформы в исламе // Ближний Восток и современность. Сб.статей. Вып.XVI. М., 2002. - с.133-141

4. Малашенко А. Мусульмане в начале века: надежды И Угрозы. Московский центр Карнеги. Рабочие материалы. № 7.2002. - с.24.

©Казибекова Г.К., 2017

УДК 1:316

Телегин А. М.

Аспирант третьего года обучения кафедры философии, права и социально-гуманитарных наук АГПУ, г.Армавир, РФ

E-mail: artur.telegin.85@mail.ru

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ СПЕЦИФИКИ ПРИНЦИПА РУССКОГО КОЛЛЕКТИВИЗМА НА ПРИМЕРЕ КРЕСТЬЯНСКОЙ ОБЩИНЫ

Аннотация

В статье автором делается попытка рассмотреть принцип коллективизма с точки зрения социальной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.