УДК 94(510).08 ББК 63.3(5Кит)6-206
Реформаторская деятельность Цюань Шужэня: становление региональной модели экономики провинции Ляонин
Д.А. Глазунов
Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
Quan Shuren's Reform Activity: the Becoming of the Regional Model of the Economy in the Liaoning Province
D.A. Glazunov
Altai State University (Barnaul, Russia)
Статья посвящена деятельности Цюань Шужэня в середине 1980-х—начале 1990-х гг., когда он занимал высшие должности в провинции Ляонин: губернатора и секретаря провинциального комитета КПК. Автор, изучив политическую биографию Цюань Шужэня, показал его становление как лидера стратегически важного региона Китая. Удачной реформаторской деятельности предшествовала работа на предприятиях тяжелой и обрабатывающей промышленности, где он прошел путь от рабочего до директора. Период его управления провинцией Ляонин пришелся на эпоху проведения в Китае реформ открытости. Цюань Шужэнь провел в провинции Ляонин серию преобразований в духе открытости. Главные изменения коснулись приморских городов, благодаря которым экономика Ляодунского полуострова становится внешнео-риентированной, технологичной. В провинции Ляонин стали открываться филиалы иностранных фирм и банков. Разные части провинции Ляонин объединились в единый экономический организм. Не менее важной реформой считается реорганизация государственных предприятий, которые стали в своем производстве учитывать рыночную конъюнктуру. Цюань Шужэнь уделил огромное внимание аграрной отрасли, в которой проводилась политика «трех дел на селе». Цюань Шужэнь очень осторожно высказывался о политической реформе, поддерживал любые демократические действия, если они не затрагивали главенствующего положения КПК и не шли вразрез с интересами открытой экономики.
Ключевые слова Цюань Шужэнь, провинция Ляонин,
реформы, экономика.
БОТ 10.14258Лгуа8и(2017)2-27
The article is devoted to the activities of Quan Shuren in the middle of the 1980s and early 1990s who held higher posts in Liaoning Province: the governor and secretary of the provincial committee of the CCP. Having studied his political biography the author showed the formation of Quan Shuren as the leader of China's important and strategic region. Successful reform activity was preceded by work in the heavy and manufacturing industries, where he went from a workman to the general manager. The period of his administration of Liaoning Province came at the time of China's opening reforms. In the Liaoning Province Quan Shuren held a series of transformations in the spirit of openness. Main changes have touched coastal cities, thanks to which the economy of the Liaodong Peninsula becomes outwardly oriented, technologically advanced. The branches of foreign firms and banks began to open in the Liaoning Province. Different parts of the Liaoning Province united in a single economic organism. An equally important reform was the reorganization of state owned enterprises, which began to consider market conditions in their production. Quan Shuren paid great attention to the agrarian sector where the policy of "three cases in the countryside" was conducted. Quan Shuzhen very cautiously spoke about political reform, supported any democratic action if they did not affect the CCP's dominant position and did not go against the interests of the open economy.
Key words: Quan Shuren, Liaoning province, reform, economy.
Особенности становления и развития китайской модели государства позволяют исследователям выделять особый китайский «тип федерализма», или «регионально-децентрализованный авторитаризм» [1-3],
а в ее характеристику включать как экономические, так и политические элементы. Речь идет о трехэтап-ной со-эволюции экономических и политических институтов, при доминирующем положении первых [4].
Реформы конца 1970-1980-х гг. были ориентированы на формирование рынка, создание рыночной экономики. Региональные руководители в Китае назначались центром, но при этом имели большую автономию в вопросах развития экономики. Это, в свою очередь, создавало хорошие условия, во-первых, для проведения экспериментов с разными моделями развития, во-вторых, для соревнования между региональными руководителями [3, с. 1083].
Децентрализация Китая заставила чиновников — представителей местных органов власти — трансформироваться в предпринимателей [4, с. 7]. Сильная экономика региона сопутствует экономической независимости и может перерасти в политическую власть провинциальных чиновников. Политические лидеры богатых провинций имеют сильные позиции в переговорах с центральным правительством, влияют на национальную политику и даже становятся сами лидерами Китая в целом.
Цюань Шужэнь
В этой связи актуально изучать деятельность местных лидеров, так называемых отцов экономического чуда той или иной провинции. С учетом региональной управленческой специфики, согласно которой можно занимать (чередуя-совмещая) посты губернатора, (первого) секретаря провинциального комитета Коммунистической партии Китая (провинком КПК) и председателя провинциального Постоянного комитета Собрания народных представителей (ПК СНП), стоит выделять целые именные «эпохи» отдельных провинций. Цюань Шужэнь (1930-2008) руководил провинцией Ляонин с 1983 по 1993 г., но его активная политическая жизнь продолжалась фактически до 1998 г., когда он ушел на пенсию, будучи предсе-
дателем ПК СНП и имел возможность контролировать процесс принятия политических решений.
Опираясь на официальную биографию Цюань Шужэня [5], можно отметить, что она была уникальной и в то же время типичной для реформаторов времени Дэн Сяопина. О начальном периоде его жизни имеется довольно скудная информация. Известно, что он родился в д. Хоуюйцзяфан (уезд Синьминь) провинции Ляонин 26 августа 1930 г. С 1939 по 1948 г. обучался в школе Харбина. В это время юноша проникся идеями марксизма и стал активно принимать участие в мероприятиях КПК. В возрасте 17 лет (по некоторым данным — 16) вступил в ряды Демократического союза молодежи Северо-Востока Китая1. Активная деятельность в молодежном союзе и преданность идеалам коммунизма позволили Шужэню в 1949 г. вступить в ряды КПК и начать работу по партийной и профсоюзной линии.
Жизнедеятельность Цюань Шужэня до занятия высших постов провинции Ляонин была связана с работой в сфере тяжелой и обрабатывающей промышленности в городском округе Фушуня и распадается на два этапа. Первый этап (1948 — начало 1960-х гг.) длился чуть более 10 лет и был связан с деятельностью в профсоюзе и компартии Китая. В частности, с 1948 г. он занимал поочередно должности председателя западнофушуньского отделения профсоюза горных рабочих, секретаря партийной ячейки, заместителя руководителя организационного отдела парткома горнорудного предприятия. Высшим достижением в этот период стало назначение Цюань Шужэня в сентябре 1959 г. на должность заместителя секретаря парткома Фушуньского сталеплавильного завода.
Водоразделом между первым и вторым этапами профессиональной жизни Цюань Шужэня стала культурная революция, во время которой его деятельность критиковали, а он сам был подвергнут репрессии и переведен на низовую работу. Но уже в июне 1969 г. он был назначен начальником штаба строительства сталеплавильного завода в Фушуне. В 1970-е гг. Шужэнь проходит путь от бригадира производства до партийного секретаря и директора Фушуньского сталелитейного завода, и в этом качестве он вошел в состав постоянного комитета КПК горкома Фушуня, т.е. в узкий круг лиц, которые определяли развитие городского округа. На должности руководителя завода ему прежде всего удалось восстановить работу промышленного гиганта, упорядочить производство, обеспечить нормальное функционирование предприятия и сохранить кадровый потенциал. Официальная биография рисует Шужэня как «народного директора», который опирался на доверие и поддержку всего персонала завода, в то же
1 Молодежная организация, которая в 1957 г. реорганизуется в Коммунистический союз молодежи Китая.
время отмечает его высокие профессиональные навыки. Он был признан одним из лучших металлургов Китая, о чем свидетельствовали вручение значка «За вклад в науку, технику и оборону» и награждение медалью «За вклад в металлургическую военную промышленность».
Третий этап профессиональной жизни Цюань Шужэня получил развитие после разгрома так называемой банды четырех, что позволило ему как «жертве культурной революции» стать в авангарде новой партийной линии и проводить реабилитацию, аннулируя несправедливые приговоры. В начале 1980-х гг. он занимает уже должности градоначальника, а позже секретаря горкома КПК Фушуня. Политическая традиция Китая предполагала двух представителей от городских округов (а в Ляонине их 14) в состав ПК провинкома КПК. В октябре 1982 г. таким представителем стал Цюань Шужэнь. В марте 1983 г. его избирают губернатором, вторым лицом в провинции, в 1986 г. назначают секретарем КПК провинкома, т.е. фактически он становится главой Ляонина. В 1993 г. Шужэнь был избран председателем ПК СНП.
Деятельность Цюань Шужэня в качестве руководителя провинцией пришлась на время реализации политики реформ и открытости, структурной перестройки плановой экономики и движения ее в сторону рыночной. Цюань Шужэнь не просто претворял в жизнь эту политику, но и был в авангарде, разрабатывая ее для провинции Ляонин. Он приложил все усилия, чтобы как можно шире открыть Ляодунский полуостров внешнему миру.
Провинция Ляонин период «открытия» прошла в три этапа, в зависимости от экономических результатов и территории, включенной в этот процесс. Первый этап (1978-1984 гг.) носил идеологическо-подгото-вительный характер, а экономический эффект имел фрагментарный характер. В частности, создавались различные комиссии и комитеты по регулированию внешнеэкономических дел, открывались представительства иностранных фирм, расширялись транспортные возможности морских портов. На наш взгляд, самым важным в этот период стало решение ляонин-ского провинкома в 1983 г., согласно которому «реформы», «открытость», «преобразования» и «развитие» лягут в основу стратегии возрождения и развития экономики провинции.
Второй этап (1984-1987 гг.) связан с получением первых результатов реформы и формированием структуры «открытости» провинции Ляонин. Главную роль в этом процессе играл город Далянь, который получил статус открытого порта, вошел в генеральный план экономического развития КНР, стал местом строительства зоны технико-экономического развития (далее ЗТЭР) [6, с. 26]. В этот же период были предприняты меры по расширению зоны «открытости»
на другие прибрежные города провинции Ляонин (Инкоу, Дадун).
Наконец, третий этап (1988 — начало 1990-х гг.) — время, когда внешне ориентированная экономика становится ключевой отраслью, а реализация стратегии по открытию морского побережья становится фундаментом в развитии провинции Ляонин. 8 января 1988 г. провинком КПК и правительство провели конференцию кадровых работников, на котором губернатор Ли Чанчунь зачитал решение «об ускорении строительства внешне-ориентированной экономики Ляодунского полуострова» [7].
В марте 1988 г. Госсовет утвердил дополнительный перечень из 140 городов и уездов, которые были включены в экономические открытые зоны. Из этого числа 17 уездов, уездных городов, районов восьми городских округов (Шэньян, Далянь, Даньдун, Инкоу, Паньцзинь, Цзиньчжоу, Аньшань, Ляоян) были открыты для внешнеэкономической деятельности. Цюань Шужэнь стремился избежать диспропорции в развитии округов провинции Ляонин, поэтому изначально сделал ставку на политику «один узел — три дороги».
Географически провинция Ляонин состоит из трех частей: приморская, равнинная и горная. Главная задача руководства провинции заключалась в необходимости связать все части провинции в единый экономический организм. Цюань Шужэнем был проведен удачный эксперимент по соединению экономических систем Шэньяна и Даляня, а также уездного города Хайчэна. В 1990 г. была построена скоростная дорога Шэньян - Далянь, вдоль которой начал действовать самый протяженный в то время Даляньский высокотехнологичный производственный парк. Высшим достижением этой политики стало придание зоне технического развития Шэньяна (город находится на значительном отдалении от моря) прав ЗТЭР открытых приморских городов.
Реформы открытия городов провинции Ляонин можно считать удачными и во многом образцовыми. Известно, что в 1987 г. ляонинское правительство заключило договоры на получение иностранных кредитов на сумму более 311 млн долл., что стало лучшим достижением по этому показателю в стране. Количество мероприятий при проведении дальнейшей политики открытости было значительным: предоставление ЗТЭР особых налоговых режимов, учреждение филиалов иностранных банков, организация выставок-продаж за рубежом, деятельность иностранных компаний и другое — все это заслуживает отдельного и более глубокого рассмотрения.
Возвращаясь к деятельности Цюань Шужэня на посту главы провинкома КПК провинции Ляонин, важно выделить еще ряд основных направлений в его деятельности. Прежде всего речь идет об обновлении старой промышленной базы. Именно он продвигал
идею реформы государственных (провинциальных) предприятий, число которых в провинции достигало 940 единиц. Главная задача Цюань Шужэня в то время — поставить на путь нормального развития и управления не только провинциальные, но и частные предприятия.
Анализ речей Цюань Шужэня показал его прагматичность. Для него было важным знать реальную ситуацию в промышленности. Он подверг сомнению данные статистики, которые показывали «выгодное положение в любой отрасли тяжелой промышленности», но фактически «выгодное положение превратилось в тяжелое бремя» [8, с. 4]. Несмотря на то, что Ляонин имел много крупных предприятий, лучшую ресурсную базу по сравнению с Югом, но выручка в иностранной валюте была недостаточной. Выходом из сложной ситуации для него был анализ изменения структуры мировой экономики и реализации продукцию на международном рынке.
Цюань Шужэнь был противником политики, которая формировалась сверху, зависела от указаний и директив. Во главу угла промышленной политики он ставил кадровый вопрос. Он говорил: «В системе управления кадрами существуют феодальные пережитки ... необходимо разбить связи личной зависимости, чтобы кадры показали свои способности» [8, с. 4]. Для того, чтобы оживить кадровую политику, необходимо перемещать активных людей, привлекать внутренние кадры, а также кадры из-за рубежа, провести реформу кадров высшего звена, ввести механизм конкуренции, совершенствовать рынок труда, учреждать третейские органы, позволить кадровую мобильность, внедрить новые стандарты производительных сил.
Не менее важной была реформа «трех дел на селе»: доходов крестьян, сельской инфраструктуры и сельского хозяйства. Доходы крестьян в 1978 г. составляли 185,2 юаня, а в 1987 г. уже 599,3 юаня. Если исключить фактор роста цен, то реальные доходы крестьян в провинции выросли в 2,2 раза [9, с. 3]. Что касается реорганизации крестьянских хозяйств, то в годы руководства Цюань Шужэня в Ляонине проводилась политика по развитию семейного подряда на селе.
В 1980-е гг. сельская экономика получила большой импульс к развитию и диверсификации. Ставка была сделана на развитие товарного зерноводства в долине рек Ляо и Хунь. Задача решилась учреждением новых и современных зерновых комплексов к имеющимся 20 и более. В условиях ограниченного количества пашенной земли и, следовательно, ее нехватки (менее 1 му, или 0,07 га земли на одного человека) было уделено внимание второстепенным отраслям: садоводству, морскому хозяйству, производ-
ству лекарственных растений, скотоводству, используя при этом горную, лесную и прибрежную территории [8, с. 5]. В провинции Ляонин был осуществлен переход от дотационного к самообеспеченному сельскому хозяйству, которое стало приносить прибыль.
Отдельно следует сказать о всемерной поддержке сельскохозяйственной науки и внедрения новых технологий. Цюань Шужэнь предложил увеличить потенциал аграрного хозяйства с помощью объединения возможностей города и села. Подобный «стык», помимо территориального взаимопроникновения, предполагал задействовать крупные и средние предприятия, а также учебные заведения и научно-исследовательские институты. Наконец, важно сказать, что произошла «технологизация» сельского хозяйства в провинции Ляонин. В частности, в уездах города Фусинь были использованы новые методы культивации земли в засушливых районах, что позволило значительно увеличить сельхозпроизводство. Другой пример — выращивание гидрофитного фуража вместо традиционного зернового, который «экономил» пашню и имел высокую урожайность [9, с. 6].
Особой заслугой Цюань Шужэня можно считать увеличение динамики инвестиций в сельское хозяйство и поддержку капитального строительства. Особым символом его политики на селе стал учрежденный им «кубок Да Юй»1. Соревнование продолжается до сего дня, кубок является очень престижной наградой в области развития полевого орошения, водосберегающего полива, безопасности водопотребления, предотвращения эрозии почв и пр. [10].
Изучая аграрную сферу в период «после Мао», нельзя обойти стороной и сельские предприятия. По мнению реформаторов, как в центре, так и на местах высокое и стабильное развитие поселковых предприятий - один из способов ускорения экономического развития в сельской местности. По всей видимости, здесь применялись те же меры, что и для городских средних и крупных предприятий. Вот небольшой перечень проблем сельских предприятий, которые с переменным успехом решались в провинции Ляонин: упорядочивание структуры производства, привлечение талантливых людей, внедрение наукоемких производств, проведение технической реконструкции, ориентация на внешний рынок и пр. [9, с. 7]. Вопрос, о том насколько удачной была политика в этой сфере, мы оставляем открытым. Попутно заметим, что лидирующей промышленной отраслью на селе стало швейное производство.
Последний аспект, который мы разберем в рамках нашей статьи — общественно-политические взгляды Цюань Шужэня. Официальная биография [5] подчеркивает его постоянное стремление глубоко вникать
1 Да Юй — легендарный китайский правитель, усмиритель вод потопа.
в сущность партийных дискуссий. Решения XIII съезда КПК о начальной стадии социализма он принял не поверхностно, а организовал ряд дискуссий о «новых стандартах производительных сил», провел мероприятия по «раскрепощению сознания масс», где он выступал с позиции новатора. Его взгляды базировалась на марксистском учении, но при этом он всегда опирался на связь теории с практикой. Поэтому для его убеждений были характерны и либеральные взгляды, что соответствовало образному высказыванию Дэн Сяопина о разных окрасах кошки.
Наиболее сложной была его позиция относительно реформы политической системы. Ее проведение должно было быть связано с углублением реформы экономики и ускорением развития внешне-ориентированной экономики Ляодунского полуострова. Цюань Шужэнь писал: «Преодолеть сопротивление, с которым встречается реформа политической системы, для того, чтобы помочь раскрепощению сознания народа», «цели политической и экономической реформы совпадают для лучшего развития общественных производительных сил» [8, с. 4]. Он категорически был против разделения функций партии и правительства, ответственности директоров заводов (управляющих) перед предприятиями. Главная проблема, по его мнению, заключалась в невозможности просчитать влияние этого процесса на благополучие населения.
Цюань Шужэнь также задавался вопросами: как в случае размежевания КПК и госорганов изменятся способы действия партийной организации, как будет проводиться идеологическая и политическая работа в партии? Он был твердым сторонником принципов: «партия должна контролировать партию» и «партия должна осуществлять строгое внутрипартийное управление». Поэтому главная политическая задача — строительство низовой партий-
ной организации, воспитание кадров высшего звена и руководящего состава. В то же время, придерживаясь принципа демократического централизма, он выслушивал разные точки зрения. Мерилом его деятельности была социальная стабильность, своевременное решение противоречий на местах, постоянная связь с массами и соблюдение народных интересов. Цюань Шужэнь часто проводил совещания, в которых принимали участие не только члены партии или госаппарата, но и представители разных социальных слоев населения.
Можно сказать, что в период тяньаньмэньского кризиса ему были чужды взгляды Чжао Цзыяна, генерального секретаря КПК в 1987-1989 гг. Однако Цюань Шужэнь поддерживал любые демократические действия, если они не затрагивали главенствующего положения КПК и не шли вразрез с интересами открытой экономики. Например, на уровне провинции он сократил управленческий аппарат и предоставил большие права нижестоящим органам. Его общественно-политические взгляды совпадали со взглядами последующего поколения реформаторов Китая, которых возглавил Цзян Цзэминь.
Таким образом, Цюань Шужэнь — политический деятель местного уровня — провел ряд реформ, заложивших основу современной экономики провинции Ляонин, которая считается внешне ориентированной, индустриальной, высокотехнологичной. Не менее важный импульс получило и сельское хозяйство, для которого сегодня свойственны товарность, диверсифицированность отраслей, самоокупаемость, высокие инфраструктурные вложения. Его деятельность соответствовала духу времени и была во многом образцовой. Цюань Шужэнь — типичный китайский реформатор, которому присущи либерализм в экономике и консерватизм в политике.
Библиографический список
1. Qian Yingyi and Barry Weingast R. Federalism as a Commitment to Preserving Market Incentives // The Journal of Economic Perspectives. — 1997. — Vol. 11. — №4.
2. Landry Pierre F. Decentralized Authoritarianism in China. — Cambridge, 2008.
3. Chenggang Xu The Fundamental Institutions of China's Reforms and Development // Journal of Economic Literature. — 2011. — Vol. 49. — №4.
4. Ling Chen, Barry Naughton A. Dynamic China Model: The Co-Evolution of Economics and Politics in China // Journal of Contemporary China. — 2017. — V. 26. — № 103.
5. Х^^Ш [ЦюаньШужэнь: биография]. [Электронный ресурс]. — URL: http://baike.baidu.com/link?url=v
5iJotbRTXgGhGUwr3wd9ZSmqzRPukStDN8anZKlut9idIE eE-NJa64WUE-HivyzGrYwqmGBArDUsvsZ3F0tCA8UIIo_ twvK2uZA5Xyisoo2gjsMfWWM32yFM4E5CkfE (дата обращения: 20.03.2017).
6. Й^Й^-^ЙАШЙ [Хроника открытия внешнему миру провинции Ляонин] // [Ляонин сегодня]. — 2008. — № 05.
7.
Ф^^^И) [Расширение внешних связей Ляодунского полуострова и формирование структуры открытости внешнему миру провинции Ляонин - передовой опыт Китая]. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.zhxf.cn/ info/2405/150310.htm (дата обращения: 10.04.2017).
8. [Цюань Шужэнь]
[Раскрепостить сознание, значит раскрепостить производительные силы] // ЙШ [Партийное строительство]. - 1988. - № 5.
9.
[Общие итоги. Укрепление веры. Мы достигли в сельском хозяйстве нашей провинции новый уровень в развитии — общие вы-
воды докладов на конференции сельских тружеников провинции Ляонин (конспект)] // ^ЙЙ/^ [Сельская экономика]. — 1989. — № 1.
10. [Фусинь: награж-
дение «кубком Да Юй» за строительство в сельской местности в 2016 г.]. [Электронный ресурс]. — URL: http:// liaoning.nen.com.cn/system/2017/03/09/019712870.shtml (дата обращения: 20.03.2017).