Научная статья на тему 'Реформа здравоохранения Казахстана'

Реформа здравоохранения Казахстана Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1561
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы —

Проведенная 27 февраля в Астане презентация реформы здравоохранения РК «Передача технологий и проведение институциональной реформы в секторе здравоохранения республики», вызвала большой интерес специалистов. На вопросы журнала любезно согласился ответить вице-министр здравоохранения Республики Казахстан Ельжан Амантаевич БИРТАНОВ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реформа здравоохранения Казахстана»

92

ФАРМРЫНКИ СНГ

КАЗАХСТАН

Реформа здравоохранения

РШЕОШМ 2009 август-сентябрь

КАЗАХСТАНА

Проведенная 27 февраля в Астане презентация реформы здравоохранения РК «Передача технологий и проведение институциональной реформы в секторе здравоохранения республики» вызвала большой интерес специалистов. На вопросы журнала любезно согласился ответить вице-министр здравоохранения Республики Казахстан Ельжан Амантаевич БИРТАНОВ.

?— Реформа рассчитана на 5 лет и нацелена на повышение качества

• медицинских услуг. Меры носят системный характер? Кто будет мониторировать ход реформы и оценивать эффективность и разработаны ли индикаторы оценки эффективности реформирования?

— Реформирование здравоохранения в рамках проекта предусматривает модернизацию качества медицинских услуг и формирование конкурентоспособного здравоохранения путем внедрения способов и методов оказания медицинской помощи, практикуемых развитыми странами.

Министерством разработана модель системы мониторинга и оценки, включающая не только компоненты госпрограм-мы, но и целевые индикаторы системы здравоохранения, что существенно улучшило подходы в систематизации всех показателей деятельности системы здравоохранения. Это позволяет провести анализ деятельности на республиканском, региональном уровнях и на уровне медицинской организации как по основным показателям здоровья населения, формирующим ожидаемую продолжительность жизни, так и по вопросам структуры, качества и финансирования здравоохранения.

В текущем году министерство приступило к реализации стратегического плана на 2009—2011 гг. Целевые индикаторы стратегического плана гармонизированы с целевыми показателями Госпро-граммы. В настоящее время для эффективного использования целевых трансфертов между министерством и акимами областей, городов Астана и Алматы

заключены соответствующие соглашения. Кроме того, в целях достижения целевых индикаторов Стратегического плана министерства на 2009—2011 гг. с заинтересованными государственными органами заключены соглашения по укреплению межведомственного взаимодействия.

Мониторинг индикаторов госпрограм-мы и стратегического плана проводится дважды в год. По итогам I полугодия текущего года будут проанализированы индикаторы и приняты меры по их достижению к 2009 г.

—Повышение качества медицинских услуг (60 млн. долл, или 203%),

• безусловно, невозможно без повышения качества образования. Реформой предусмотрены инвестиции в размере 95 млн. долл, или 32%, в модернизацию медицинского образования и науки. По Вашему мнению, какие недостатки в образовании в настоящее время имеют место и какими мерами можно их исправить? Планируется ли внедрение непрерывного медицинского и фармацевтического образования по примеру развитых стран?

— Министерством здравоохранения проведена работа, направленная на качественные преобразования в области медицинского и фармацевтического образования.

Усовершенствована нормативно-правовая база в области медицинского образования, для удовлетворения потребности отрасли в квалифицированных специалистах с высшим и средним профессиональным образованием предусмотрено ежегодное увеличение приема и

стоимости обучающихся по государственному заказу, разработаны и внедрены с сентября 2007 г. новые государственные общеобязательные стандарты высшего медицинского и фармацевтического образования с учетом международных требований.

Существенно укрепляется материальнотехническая база медицинских организаций образования. Для этого созданы во всех медицинских вузах страны учебно-клинические центры для отработки студентами практических навыков. Проводится большая работа по обучению преподавателей медицинских вузов новым образовательным технологиям (как за рубежом, так и внутри страны) с приглашением ведущих иностранных специалистов.

Изучение международного опыта в области аккредитации медицинского образования и внедрение национальных стандартов по аккредитации на основе международных стандартов Всемирной федерации медицинского образования по улучшению качества базового медицинского образования.

Особое внимание уделяется клинической подготовке студентов. Будет изучен международный опыт деятельности учебно-клинических центров ведущих зарубежных медицинских вузов. Создано методическое обеспечение для учебного процесса, самостоятельной работы, оценки клинических и практических навыков студентов.

Для достижения результативности и качества подготовки медицинских кадров очень важным является процедура отбора и приема в медицинские вузы. Данный проект позволит разработать критерии и требования к уровню обязательной довузовской подготовки по естественным наукам, методическое руководство по процедуре собеседования с абитуриентами, подготовке интервьюеров, организации проведения психометрического теста.

Концепцией реформирования медицинского и фармацевтического образования РК предусмотрено внедрение

ФАРМРЫНКИ СНГ

93

непрерывного профессионального развития образования в сфере повышения профессионального уровня врачебных кадров. В этой связи в настоящее время проводятся мероприятия по подготовке соответствующей нормативной правовой базы. Разрабатываются методические основы системы непрерывного профессионального обучения специалистов в области здравоохранения, пересматриваются стандарты повышения квалификации и переподготовки врачей.

?— По Вашему мнению, есть ли сегодня перспективные научныеразра-

• ботки отечественных ученых в области медицины, насколько они конкурентоспособны с достижениями науки развитых стран?

— К сожалению, несмотря на рост научной продукции в области здравоохранения, отсутствуют конкурентоспособные разработки отечественных ученых, мало публикаций в зарубежных рецензируемых изданиях, нет международных патентов.

Целью предстоящих реформ данного компонента проекта является модернизация медицинской науки. Она заключается в необходимости повышения качества проводимых научных исследований в области здравоохранения для достижения конкурентоспособности отечественных научных разработок.

Для этого предусмотрено обучение научных работников организаций науки и образования в области здравоохранения менеджменту и стандартам научных исследований согласно международным требованиям. В программу тематического усовершенствования включены вопросы дизайна исследования, биостатистики, эпидемиологии, систематических обзоров и метаанализа, критической оценки. Очень важным является внедрение системы защиты пациентов, участвующих в клинических исследованиях, обучение научных сотрудников вопросам этики научных исследований.

В рамках реализации проекта «Передача технологий и проведение институциональной реформы в секторе здравоохранения» будет широко изучен международный опыт управления, методов

финансирования в области медицинской науки, развития конкурентной среды в данной сфере. Необходимо обучение казахстанских специалистов методологии определения приоритетов развития медицинской науки. Эффективно функционирующая система выбора приоритетов в медицинской науке позволит рационально распределять ресурсы.

—Пожалуйста, расскажите о реформе фармацевтической политики (43 млн. долл, или 1,4%).

— Реформа фармацевтической политики предусматривает передачу передовых технологий в области национальной политики по лекарственным средствам: отбор и рациональное использование лекарственных средств, совершенствование внедрения формулярной системы, обучение методам проведения фармако-экономических исследований, исследований по использованию лекарственных средств, обеспечение объективной информации пациентов и медработников, обучение экспертов формулярной комиссии, клинических фармакологов.

?— Президент и правительство ставят задачу увеличения доли

• отечественной продукции в государственных закупках. Наша страна импортирует98—99% медицинского оборудования и около 80% лекарственных средств. Известно, что от качества лекарств и медицинского оборудования зависит эффективность всей системы здравоохранения. Существует ли план импортозамещения в этой области, будут ли приниматься меры по повышению конкурентоспособности отечественных лекарств и медицинских изделий?

— За последние годы организации здравоохранения обеспечиваются современным высокотехнологичным оборудованием, таким как: рентгено-диагностиче-ское — для проведения эндоскопических и микрохирургических операций, реанимационное, для ультразвуковой диагностики, лучевой терапии, реанимобили и др. Ежегодно объем финансирования по улучшению материальнотехнической базы увеличивается. В 2009 г. в рамках программы «Целевые те-

август-сентябрь 2009 Р{М€01ШМ

кущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и Алматы на материально-техническое оснащение медицинских организаций здравоохранения на местном уровне» выделено финансовых средств в размере 9 153,0 млн. тенге.

Дальнейшее оснащение будет осуществляться по приоритетным направлениям — туберкулез, охрана материнства и детства, кардиохирургия и онкология. Доля отечественных производителей и изделий медицинского назначения составляет 5,9% от всех зарегистрированных в реестре лекарственных средств Республики Казахстан. Это продукция АО «Актюбрентген», ТОО «Батысмедтех», выпускающие передвижное, стационарное, мобильное рентгенодиагностическое оборудование; ТОО «Казмедпри-бор» — кровати функциональные с механическими электрическими приводами, бактерицидные лампы; ТОО «Долсе», ТОО «Примула» и др. — изделия медицинского назначения.

?— В январе 2008 г. вошли в силу национальные стандарты надлежащих практик — лабораторной, клинической, производственной, дистрибьюторской, аптечной, в совокупности составляющие систему обеспечения качества лекарственных средств. Внедрение в практику указанных стандартов требует больших финансовых и временных затрат. Запланированы ли меры со стороны государства, например, какие-либо преференции по стимулированию участников фрамацевтиче-ского рынка по внедрению стандартов?

— Государственную поддержку субъектов, внедривших национальные стандарты надлежащих практик, планируется оказывать путем:

« предоставления приоритетов при государственных закупках лекарственных средств;

« размещения государственных заказов на услуги по отпуску лекарств через аптеки;

4 отнесения к субъектам с наименьшей степенью риска и проведение проверок периодичностью 1 раз в 5 лет при отсутствии отрицательных рекламаций.

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.