Научная статья на тему 'РЕФОРМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПКАХ КАК КАТАЛИЗАТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РАМКАХ СТАТЕЙ 200.4 И 200.5 УК РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

РЕФОРМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПКАХ КАК КАТАЛИЗАТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РАМКАХ СТАТЕЙ 200.4 И 200.5 УК РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
73
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАКУПКИ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ПОДХОДОВ / КРИМИНАЛИЗАЦИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Силкин Артем Михайлович

В статье рассматриваются тенденции законодательного подхода к регламентации ответственности за преступления в сфере государственных закупок представителями заказчика в рамках статей 200.4 и 200.5 УК РФ в соотношении с реформой законодательства о государственных и муниципальных закупках как катализатора совершенствования государственной политики в целом. Обосновывается вывод о необходимости корректировки рассматриваемых составов с использованием уголовно-правового инструментария, направленной на оптимальное правоприменение в целях пресечения финансовых махинаций с государственными средствами при государственных и муниципальных закупках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Силкин Артем Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REFORM OF LEGISLATION ON STATE AND MUNICIPAL PROCUREMENT AS A CATALYST FOR IMPROVING THE NORMS OF CRIMINAL LEGISLATION UNDER ARTICLES 200.4 AND 200.5 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION IN MODERN CONDITIONS

The article examines the trends of the legislative approach to the regulation of liability for crimes in the field of public procurement by the customer's representatives within the framework of Articles 200.4 and 200.5 of the Criminal Code of the Russian Federation in relation to the reform of legislation on state and municipal procurement as a catalyst for improving public policy in general. The conclusion is substantiated that it is necessary to adjust the compositions under consideration using criminal law tools aimed at optimal law enforcement in order to prevent financial fraud with public funds in state and municipal procurement.

Текст научной работы на тему «РЕФОРМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПКАХ КАК КАТАЛИЗАТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РАМКАХ СТАТЕЙ 200.4 И 200.5 УК РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК 340

DOI 10.23672/i2308-0260-2708-e

Силкин Артем Михайлович

адъюнкт кафедры уголовного права и криминологии, Краснодарский университет МВД России timsil@ya.ru

Artem M. Silkin

Associate Professor

of the Department

of Criminal Law and Criminology,

Krasnodar University of the Ministry

of Internal Affairs of Russia

timsil@ya.ru

Реформа законодательства

о государственных и муниципальных закупках как катализатор совершенствования норм уголовного законодательства в рамках статей 200.4 и 200.5 ук рф в современных условиях

The reform of legislation on

state and municipal procurement as a catalyst for improving the norms of criminal legislation under articles 200.4 and 200.5 of the criminal code of the russian federation in modern conditions

Аннотация. В статье рассматриваются тенденции законодательного подхода к регламентации ответственности за преступления в сфере государственных закупок представителями заказчика в рамках статей 200.4 и 200.5 УК РФ в соотношении с реформой законодательства о государственных и муниципальных закупках как катализатора совершенствования государственной политики в целом. Обосновывается вывод о необходимости корректировки рассматриваемых составов с использованием уголовно-правового инструментария, направленной на оптимальное правоприменение в целях пресечения финансовых махинаций с государственными средствами при государственных и муниципальных закупках.

Ключевые слова: государственные закупки, контрактная система, должностные лица, муниципальные закупки, трансформация законодательных подходов, криминализация, законодательная регламентация, преступления коррупционной направленности.

Annotation. The article examines the trends of the legislative approach to the regulation of liability for crimes in the field of public procurement by the customer's representatives within the framework of Articles 200.4 and 200.5 of the Criminal Code of the Russian Federation in relation to the reform of legislation on state and municipal procurement as a catalyst for improving public policy in general. The conclusion is substantiated that it is necessary to adjust the compositions under consideration using criminal law tools aimed at optimal law enforcement in order to prevent financial fraud with public funds in state and municipal procurement.

Keywords: public procurement, contract system, officials, municipal procurement, transformation of legislative approaches, criminalization, legislative regulation, corruption crimes.

Современные тенденции развития общества повышают запрос со стороны граждан на прозрачность и подотчетность правительства, а также усиливают стремление к большей вовлеченности в их деятельности. Подобный запрос неразрывно связан с необходимостью повышения эффективности управления бюджетными средствами. В этой связи система государственных закупок становится объектом пристального внимания общества.

Прозрачность и хорошо организованная система государственных закупок выгодна всем заинтересованным сторонам процесса: государственному сектору (правительству, органам государственной власти, государственным предприятиям),

частному бизнесу и гражданам. Эффективное функционирование сферы государственных закупок становиться обязательным условием для экономического роста и результативного государственного инвестирования. И наоборот, ненадлежащее управление неизбежно приводит к растрате бюджетных средств, дополнительным расходам и затруднениям в достижении поставленных целей.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации в числе стратегических национальных интересов страны, а также, стратегических национальных приоритетов указано укрепление законности и искоренение коррупции [1].

Согласно положениям Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», государственные закупки представляют собой совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд [2]. Согласно данным Всемирного банка, в 2018 г. на государственные закупки пришлось 11 трлн. долл. США, что эквивалентно 12 % от общего объема мирового ВВП в 90 трлн. долл.

В рамках реализации Федерального закона от 23.04.2018 № 99-ФЗ была установлена ответственность за преступления в сфере государственных закупок как для работников заказчика, руководствующегося при закупках Законом № 44-ФЗ, так и для лиц, которые подкупают таких работников в своих интересах. Целью нового закона стало усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд [3]. Таким образом, Уголовный кодекс РФ пополнился новыми статьями 200.4 и 200.5.

Однако законодательный подход к регламентации ответственности за указанные преступления в сфере государственных закупок представителями заказчика, получивший реализацию в законе вряд ли можно назвать оптимальным.

Криминализация и декриминализация соответствующих деяний являются неотъемлемыми составляющими процессами в осуществляемой любым государством уголовно-правовой политике [4]. По нашему мнению, процесс криминализации рассматриваемых деяний принципиально в большей степени логичен и объективно обоснован. В то же время, законотворческая техника, используемые технические средства, терминология вызывают критические оценки проделанной работы. Современные тенденции трансформации законодательных подходов к конструированию уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за преступления в сфере государственных закупок представителями заказчика, а также определению ее в системе преступлений в сфере экономической деятельности нуждаются в теоретическом осмыслении и серьёзной корректировке.

Неоспоримым является введение новых норм уголовного закона, отвечающее требованиям сегодняшнего дня, когда деятельность государства и стоящих перед ним задач тесно связана с расходованием огромных сумм бюджетных средств, а эта сфера нуждается в особой уголовно-правовой охране. Но сегодняшняя реальность, при которой Россия вынуждена противостоять стремлению стран Запада сохранить свою гегемонию в условиях кризиса современных моделей и инструментов экономического развития, усиления диспропорций в развитии государств, требует своевременного и рационального использования всех законодательных инструментов в борьбе с коррупцией. В том числе и сфере государственных закупок.

Рассматриваемые составы преступлений, согласно Указания Генеральной прокуратуры России № 35/11, МВД России № 1 от 24.01.2020 г. «О введении в действие перечня статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчётности», были включены в Перечень № 23 преступлений коррупционной направленности [5].

Согласно Перечня, данные деяния являются исключениями, которые хотя и не отвечают указанным признакам коррупционных, перечисленным в п. 1 Перечня, но относятся к таковым в соответствии с ратифицированными Российской Федерацией международно-правовыми актами и национальным законодательством, а также, связанные с подготовкой условий для получения должностным лицом, государственным служащим и муни-ци пальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав либо незаконного представления такой выгоды.

Для обеспечения прозрачности процедур государственной закупки, расширения конкуренции, снижения издержек потенциальных поставщиков законодателем принят Федеральный закон от 31.12.2017 г. № 504-ФЗ, в рамках которого было предложено перевести закупки в электронную форму с начала 2019 года [6].

Следуя по пути дальнейшего совершенствования закона о государственных закупках, Президентом РФ В.В. Путиным был подписан Федеральный закон от 02.07.2021 г. № 360-ФЗ явившейся оптимизационным, призванным усовершенствовать закупки, осуществляемые в рамках Федерального закона № 44-ФЗ [7]. Таким образом, можно говорить о том, что система государственных закупок динамично совершенствуется и реформируется.

Новые вызовы, с которыми столкнулась страна, должны рассматриваться как возможность реальных и фундаментальных изменений, а сама реформа государственных закупок - как катализатор совершенствования государственной политики и привлечением гражданского общества и других заинтересованных сторон, в том числе, с использованием уголовно-правового инструментария.

Учитывая данные статистики, рассмотренных судами уголовных дел, возбужденных по ст. 200.4 и 200.5 УК РФ, можно заключить, что таковых решений практически нет за весь период с момента их появления в уголовном законе и по настоящее время. Но это совершенно не говорит о том, что данные преступления искоренены, и что система, так называемых, «откатов» не действует. По нашему мнению, это лишь свидетельствует о том, что правоприменитель сталкивается с реальными проблемами при квалификации деяний, предусматривающих уголовную ответственность за нарушения в рамках рассматриваемых статей, что напрямую связано с законодательной конструкцией данных составов. Об указанной проблеме, выступая на вебере ФПА, заявляла и

Людмила Букалерова, отмечая, что на практике принятые статьи не применяются, что вызвано несовершенством их конструкции, приводящим к конкуренции норм, а это неправильно и усложняет работу правоприменителей [8].

Учитывая важное значение государственных закупок для достижения экономических результатов и рационального государственного управления, правительство использует закупки в качестве стратегического инструмента для достижения дополнительных политических целей, направленных на преодоление экологических, экономических и социальных вызовов, в соответствии с национальными приоритетами. Государственные закупки имеют ключевое значение для повышения эффективности функционирования государственного сектора и повышения доверия граждан. Все чаще государственные закупки рассматриваются в качестве рычага стимулирования экономического роста.

Закупки в сфере государственного сектора позволяют оказывать базовые услуги, например, в сфере здравоохранения, инфраструктуры или энергетики. Здравоохранение является второй по величине областью расходов для правительств (более 9 % ВВП). При этом коррупционные риски в области здравоохранения выше, чем во многих других областях. Уровень коррупции в данной сфере может быть снижен за счет комплекса мер, к которым можно отнести как повышение транспарентности формирования цен на лекарства, разработки единых требований или осуществления совместных государственных закупок двумя или более организациями-заказчиками, так и за счет правильно выстроенной структуры уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность за совершение преступлений в сфере государственных закупок всеми участниками. В сфере инфраструктуры и энергетики государственные закупки носят комплексный характер и также отличаются уязвимостью к коррупционным рискам.

Литература:

1. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». URL : https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/401325792

2. Ч. 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 401325792/

3. Пояснительная записка к Проекту Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». URL : /https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/401325792

Поэтому требуется самый серьезный подход к унификации и гармонизации принимаемых важнейших нормативных правовых актов и согласованности проводимых организационных мероприятий.

Значительно усугубляют ситуацию принимаемые странами Европейского союза и США экономические и политические санкции. Перекрытие государственных и таможенных границ наносит колоссальный материальный ущерб странам, импортируемым и экспортируемым продукцию различного вида. В условиях сложной сначала эпидемиологической обстановки затем сложившейся геополитической ситуацией в России и с не мыслимым давлением на страну стран ЕС и США не только западный производитель товаров, но и в первую очередь российский изыскивают способы их сбыта, нередко криминального характера. Кроме того, в современных условиях, связанных со сложной геополитической обстановкой, еще более обострилась сложившаяся в России масштабная диспропорция между импортом и экспортом, что поставило российского производителя в весьма невыгодное положение, который вынужден искать варианты сбыта товаров, нередко криминальных [9].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сложившаяся в мире геополитическая ситуация, при которой экономика России подверглась беспрецедентному давлению, может способствовать увеличению количества совершаемых преступлений в сфере экономической деятельности в целом и сфере государственных закупок в частности. И вполне естественно, что в противодействии отмеченным деяниям важнейшую роль выполняют уголовно-правовые средства. В современных условиях требуется корректировка уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за рассматриваемые деяния, направленная на оптимальное правоприменение в целях пресечения финансовых махинаций с государственными средствами при государственных закупках, особенно при реализации национальных проектов.

Literature:

1. Decree of the President of the Russian Federation № 400 dated July 2, 2021 «On the National Security Strategy of the Russian Federation». URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/4013 25792

2. Part 1, paragraph 3, Article 3 of Federal Law № 44-FZ dated 05.04.2013 «On the contract system in the field of procurement of goods, works, services to Ensure state and municipal needs». URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/4013 25792

3. Explanatory Note to the Draft Federal Law «On Amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and Article 151 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation». URL : https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401325792

4. Агапов П.В. Основы противодействия организованной преступной деятельности : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2013. С. 33-35.

5. Указания Генеральной прокуратуры России № 35/11, МВД России № 1 от 24.01.2020 г. «О введении в действие перечня статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчётности». Перечень № 23 преступлений коррупционной направленности. URL : https://sudact.ru/law/uka za-nie-genprokuratury-rossii-n-3511 -mvd-rossii/prilozh enie/perechen-n-23-prestuplenii-korruptsionnoi

6. Федеральный закон от 31.12.2017 г. № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». URL : //https://www.ga rant.ru/products/ipo/prime/doc/401325792

7. Федеральный закон от 02.07.2021 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL : //http ://www.kremlin. ru/acts/bank/47053

8. Адвокатам рассказали о теоретических и правоприменительных проблемах ст.200.4 и 200.5 УК. Адвокатская газета 20 ноября 2020г. URL : https://www.advgazeta.ru/novosti/advokatam-rasska zali-o-teoreticheskikh-i-pravoprimenitelnykh-proble makh-st-200-4-i-200-5-uk

9. Скачко А.В. Контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей: стратегические направления уголовно-правовой политики и противодействие им в современной России : дис. . д-ра юрид. наук. Краснодар, 2017. С. 5.

4. Agapov P.V. Fundamentals of countering organized criminal activity : abstract. dis. ... dr. law. M., 2013. P. 33-35.

5. Instructions of the Prosecutor General's Office of Russia № 35/11, the Ministry of Internal Affairs of Russia № 1 dated 24.01.2020. «On the entry into force of the list of articles of the Criminal Code of the Russian Federation used in the formation of statistical reporting». List № 23 of corruption-related crimes. URL : https://sudact.ru/law/ukazanie-genprokuratu ry-rossii-n-3511 -mvd-rossii/prilozhenie/perechen-n-23-prestuplenii-korruptsionnoi

6. Federal Law № 504-FZ dated 31.12.2017 «On Amendments to the Federal Law «On the Contract System in the Field of Procurement of Goods, Works, services for State and Municipal Needs». URL : https ://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401325 792

7. Federal Law № 360-FZ of 02.07.2021 «On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation». URL : //http://www.kremlin.ru/acts/ bank/47053

8. The lawyers were told about the theoretical and law enforcement problems of pages 200.4 and 200.5 of the Criminal Code. Advocate newspaper November 20, 2020. URL : https://www.advgazeta.ru/ novosti/advokatam-rasskazali-o-teoreticheskikh-i-p ravoprimenitelnykh-problemakh-st-200-4-i-200-5-uk

9. Skachko A.V. Smuggling and customs evasion: strategic directions of criminal law policy and countering them in modern Russia : dis. ... d-r. law. Krasnodar, 2017. P. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.