Научная статья на тему 'РЕФОРМА ВОЙСКОВЫХ ШКОЛ АМУРСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX ВВ.)'

РЕФОРМА ВОЙСКОВЫХ ШКОЛ АМУРСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX ВВ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕФОРМА / ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / КАЗАЧЬИ ШКОЛЫ / АМУРСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО / education / reform / modernization / Cossack schools / Amur Cossack army

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белоглазова С.Б.

Статья посвящена неизученному в отечественной историографии аспекту истории образования - школьной реформе в казачьих войсках Российской империи в конце XIX - начале XX вв. Реформа казачьих школ являлась составной частью модернизационных процессов в национальной системе образования, происходивших в условиях подъёма общественного педагогического движения за введение всеобщего начального обучения в России. Обращение к историческому опыту реформирования системы образования детерминировано происходящим в нашем обществе активным переосмыслением итогов школьной реформы, осуществлённой в современной России. Актуальность поставленной проблемы обусловлена также её не изученностью в отечественной историографии, в том числе в региональном контексте. Статья подготовлена с целью заполнения информационного вакуума в региональной историографии по данной проблеме. Задачи исследования сосредоточены на анализе основных проблем реформы, показе специфики её реализации, введении в научный оборот новых материалов. Территориальные рамки исследования охватывают округа Амурского казачьего войска. На основе анализа опубликованных и неопубликованных источников проведено комплексное исследование и обобщение истории регионального вектора реформы. На примере начальных школ Амурского казачьего войска исследована динамика школьной сети, кадрового потенциала и численности учащихся в казачьих школах, состояние их материальной базы. Показаны «узкие места» реформы, проявившиеся в процессе её реализации. Подчёркнута решающая роль солидарных действий казачьих обществ, войскового правления и учительской общественности в реализации реформы, несмотря на разногласия с центральными ведомствами, ставившими дальнейшее её осуществление под вопрос. Сделано заключение о незавершенном характере реформы в рамках существовавшего на тот период законодательства и вследствие недостатка материальных и финансовых ресурсов внутри войска, необходимых для проведения полноценной модернизации ведомственной системы образования своими силами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFORM OF MILITARY SCHOOLS OF THE AMUR COSSACK ARMY (LATE XIX - EARLY XX CENTURIES)

The article is devoted to an aspect of the history of education that has not been studied in Russian historiography - school reform in the Cossack troops of the Russian Empire in the late XIX - early XX centuries. The reform of Cossack schools was an integral part of the modernization processes in the national education system that took place in the conditions of the rise of the public pedagogical movement for the introduction of universal primary education in Russia. The appeal to the historical experience of reforming the education system is determined by the active rethinking of the results of the school reform carried out in modern Russia that is taking place in our society. The urgency of the problem posed is also due to its lack of study in Russian historiography, including in the regional context. The article was prepared in order to fill the information vacuum in regional historiography on this issue. The objectives of the research are focused on the analysis of the main problems of the reform, showing the specifics of its implementation, the introduction of new materials into scientific circulation. The territorial scope of the study covers the districts of the Amur Cossack Army. Based on the analysis of published and unpublished sources, a comprehensive study and generalization of the history of the regional vector of reform was carried out. On the example of primary schools of the Amur Cossack army, the dynamics of the school network, personnel potential and the number of students in Cossack schools, the state of their material base are studied. The “bottlenecks” of the reform that have manifested themselves in the process of its implementation are shown. The decisive role of the solidarity actions of Cossack societies, the military board and the teaching community in the implementation of the reform was emphasized, despite disagreements with the central departments that called its further implementation into question. The conclusion is made about the incomplete nature of the reform within the framework of the legislation that existed at that time and due to the lack of material and financial resources within the army necessary to carry out a full-fledged modernization of the departmental education system on their own.

Текст научной работы на тему «РЕФОРМА ВОЙСКОВЫХ ШКОЛ АМУРСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX ВВ.)»

Белоглазова С.Б.

Старший научный сотрудник, кандидат исторических наук, Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН (Владивосток).

Реформа войсковых школ Амурского казачьего войска (конец XIX - начало XX вв.)

Обращение к историческому опыту реформирования системы образования детерминировано происходящим в нашем обществе активным переосмыслением итогов школьной реформы, осуществлённой в современной России. Ретроспективная рефлексия по этому поводу актуализирует обращение к теме исследования. Характерной чертой рассматриваемого периода являлся подъем общественно-педагогического движения за введение всеобуча в России, для купирования которого Министерство народного просвещения (МНП) инициировало преобразование учебной системы империи, включая и школы в казачьих войсках. В этом отношении оно действовало согласовано с Военным ведомством, которое в рамках проводимой им реформы военного образования намечало передачу войсковых школ в ведение МНП.

Региональная историография располагает незначительном числом публикаций, затрагивающих события данного периода. Так, монография А.И. Коваленко содержит специальную главу, где в исторической ретроспективе рассмотрена динамика сети войсковых школ, состояние их материальной базы и вопросы организации учебного процесса.1 Т.В. Сиваков исследовал программу мероприятий по подготовке кадров специалистов для Уссурийского казачьего войска, акцентировав специфику её реализации.2 Кузина И.Л. и Адрианов И.К. предложили поэтапную схему истории ведомственных школ в Амурском и Уссурийском казачьих войсках, дали оценку политики войсковой администрации относительно казачьего образования.3 Вме-

1 Коваленко А.И. Культура казачества восточных окраин России (XVII - начало XX вв.). Благовещенск, 2008. С. 122-137.

2 Сиваков Т.В. Профессиональная подготовка казачьих специалистов для гражданских и военных структур Уссурийского казачьего войска // Казачество Дальнего Востока России в XVII - XXI вв.: к 165-летию Забайкальского казачьего войска: сб. науч. ст. Вып. 5. Хабаровск, 2016. С. 36-48.

3 Кузина И.Л., Адрианов И.К. Развитие системы школьного образования в

сте с тем, в данных исследованиях собственно проблема реформы авторами не поднималась, а период 1890-х - начала 1900-х гг. иллюстрирован отдельными фактами. Таким образом, региональный контекст реформы не изучен. Данная статья подготовлена с целью заполнения информационного вакуума в региональной историографии по данной проблеме. Территориальные рамки исследования охватывают округа Амурского казачьего войска (АКВ). Задачи исследования сосредоточены на анализе основных проблем реформы, показе специфики её реализации, введении в научный оборот новых материалов.

Ещё во второй половине 1870-х гг. в АКВ занимались разработкой программы мероприятий по улучшению ситуации в системе образования для казаков. Намечалось введение должности инспектора казачьих школ, передача их в ведение МНП, открытие 2-классных войсковых училищ и обеспечение их кадрами профессиональных педагогов4, но всё это осталось нереализованным из-за нехватки средств в войсковой казне. Введение нового положения об АКВ (3 ноября 1879) улучшило экономическое состояние войска. В 1880-е гг. по инициативе наказного атамана П.С. Лазарева войсковое правление АКВ стало регулярно выделять из войсковой казны стипендии для обучения казаков в Иркутской учительской семинарии, активизировалось открытие и комплектование школьных библиотек, снабжение школ учебниками. К 1891 г. численность казачьих школ в Приамурье в сравнении с 1870 гг. увеличилась на 10%, а число учащихся казаков в 1,5 раз.5 «Положение об общественном управлении станиц казачьих войск» (3 июня 1891) укрепило позиции казачьих самоуправлений в сфере образования. В соответствии с п. 23 гл. I они получили право открывать начальные школы, нанимать учителей и назначать им жалование.6 Реализация полномочий станичными и хуторскими обществами привела к активизации школьного строительства в АКВ (см. табл. ниже).

казачьей среде Приамурья и Приморья в конце XIX - начале XX в. // Вестник ДВО РАН. Владивосток, 2013. № 4. С. 24-30.

4 Иванов Р.С. Краткая история Амурского казачьего войска. Благовещенск, 1912.С. 164.

5 Белоглазова С.Б. Политика государства по отношению к казачьим школам Дальнего Востока России // Казачество Дальнего Востока России в XVII - XXI вв.: к 165-летию Забайкальского казачьего войска: сб. науч. ст. Вып. 5. Хабаровск, 2016. С. 32.

6 Положение об общественном управлении станиц казачьих войск (Собр. Узаконений и Распоряжений Правительства. 1891. № 73. ст. 771) / Изд. «Вестника казачьих войск» неофиц. Санкт-Петербург: Тип. В.О. Киршбаума, 1901. С. 6.

Таблица 1. Показатели школьного строительства в округах АКВ во второй половине 1890-х гг.

Годы Количественные показатели

Школы Учащиеся Учителя: Вакансии на место учителя

всего с профильным образованием

1894 27 1128 нет св. нет св. нет св.

1895 28 1281 26 14 12

1896 31 1555 32 16 7

1889/1900 34 1543 36 17 7

Источник: Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (РГИА ДВ). Ф. 793. Оп. 1. Д. 831. Л. 17, 59; Там же. Д. 834. Л. 49.

Приведенные статистические данные показывают возросшие возможности получения образования казаками. Число казачьих школ увеличилось на 26%, число учащихся и учителей на 38%. В целом, социальная мобильность образования у казаков была выше, чем у крестьян Амурской области. Для сравнения: в 1894 г. в 98 крестьянских сёлах Амурской области работали 11 школ7, то есть, 1 школа на 8-9 крестьянских селений. В том же году на 69 казачьих посёлков приходились 27 школ8 или 1 школа на 2-3 населенных пункта.

Вместе с тем, в АКВ не было учебных заведений, которые бы служили подготовительной ступенью для поступления в средние и профессиональные учебные заведения. Все войсковые школы были 1-классными, и желавшие получить более высокий уровень образования занимались дополнительно.

Число учителей из выпускников учительских семинарий и преподавателей, не имевших специального педагогического образования (выпускников гимназий и прогимназий, духовных семинарий, городских и даже начальных училищ), оставалось практически паритетным.9 Хотя по сравнению с предшествующими десятилетиями, когда учителями являлись урядники и просто грамотные ка-

7 Подсчитано по: Описание Амурской области / сост. Г.Е. Грум-Гржимайло; под ред. П.П. Семенова. Санкт-Петербург: Типолитография С.М. Николаева, 1894. С. 436-524.

8 Там же.

9 РГИА ДВ. Ф. 793. Оп. 1. Д. 831. Л. 59.

заки, отставные чиновники или случайные люди, образовательный ценз учащих рассматриваемого периода, безусловно, указывает на поступательную динамику обеспечения системы казачьего образования профессиональными кадрами.

Выявленная статистика обеспечения учебного процесса учебниками и литературой наиболее полно представлена данными из отчетов станичных правлений второй половины 1890-х гг. (см. табл. ниже).

Таблица 2. Состояние библиотечных фондов войсковых школ АКВ во второй половине 1890-х гг.

Годы Кол-во наименований книг Кол-во экземпляров книг Стоимость книжного фонда (руб.)

1894 1236 4568 нет св.

1895 1327 5726 1717 руб.

1896 1503 7120 1582, 43 руб.

1899 1948 10493 3924,13 руб.

Источник: РГИА ДВ. Ф. 793. Оп. 1. Д. 831. Л. 17; Там же. Д. 834. Л. 49.

В целом, комплектование книжных фондов школьных библиотек имело положительную динамику, но ещё не во всех станичных округах отвечало реальным потребностям образовательного процесса. К примеру, в 1896 г. в Черняевском станичном округе работали станичная и поселковая школы, в которых учились соответственно 44 и 17 чел. Фонд учебной литературы в каждой школе состоял из 200 экз. книг 12-ти наименований.10 Несложные расчеты показывают, что на каждое наименование приходилось по 16-17 экз. книг, то есть в поселковой школе учебники имели почти все учащиеся, а в станичной - менее половины. Диспропорции отмечены и в обеспечении школ учебными пособиями. Согласно данным из станичных правлений, в 1895 г. войсковые школы располагали 1568 шт. разных пособий на 1281 учащегося. В числе пособий: атласы, карты, глобусы и картины - 636 шт., модели и предметы для рисования и черчения - 65 шт.; другие пособия (конкретно не указанные) - 411 шт.11 В этом же году на все войсковые школы приходилось 456 шт. прописей или 1 пропись на 2-3 учеников.

10 РГИА ДВ. Ф. 793. Оп. 1. Д. 831. Л. 34.

11 РГИА ДВ. Ф. 793. Оп. 1. Д. 831. Л. 17.

Прогрессивные подвижки, наметившиеся в системе казачьего образования, по-прежнему сдерживало нестабильное экономическое состояние войска. В 1894 г. войсковой капитал АКВ составлял всего 73346 руб.12 Поэтому из 10 станичных округов приобрести новые учебные пособия в 1895 г. смогли себе позволить только 4 округа, а в 1896 г. - 3.13

Вместе с тем, состоявшийся в 1899 г. в Благовещенске съезд учителей войсковых школ АКВ констатировал возрастающее стремление части казаков получить среднее или профессиональное образование.14 Последнее интерпретировалось, как факт пробудившегося общественного сознания казаков и вытекающей из этого потребности получить образование более высокого уровня. Чтобы удовлетворять этой нарождающейся потребности, съезд предложил реализовать комплекс мер, направленных на улучшение материального положения учителей, модернизацию материальной базы школ и учебно-воспитательного процесса.15 В частности, намечали введение в АКВ обязательного начального обучения для мальчиков.16 Открытие новых учебных заведений, построенных с учетом современных санитарных норм, предусмотрев при этом, в каждом станичном округе хотя бы по одной 2-классной школе. Организацию занятий в казачьих школах по аналогии со школами МНП, введя 4-летний курс обучения, в соответствии с которым расширить и программу обучения. В тех школах, где священники не вели уроков Закона Божьего или посещали занятия нерегулярно, передать эту нагрузку светским учителям за дополнительную плату (60 руб. в год). Ввести уроки пения в качестве обязательных во всех казачьих школах.

Для предотвращения рецидива безграмотности среди выпускников казачьих школ ко времени их выхода на действительную службу предложили увеличить возраст поступления детей в школу с 7-8 до 9 лет, чтобы они заканчивали её «в более зрелом возрасте». С этой же целью съезд рекомендовал открывать при всех школах библиотеки для детей и взрослых, обязав станичные общества от-

12 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. В 86 т. / Изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Санкт-Петербург: Типолитография И.А. Ефрона, 1894. Т. ХШЛ. С. 888.

13 РГИА ДВ. Ф. 793. Оп. 1. Д. 831. Л. 17, 59.

14 Кузнецов А. Постановка учебного дела в округе Амурского казачьего войска (По съезду учителей казачьих школ в 1899 г.) // Амурская газета. 1902. 22 апреля. № 32. С. 831.

15 Подр. об этом см.: Там же. С. 831-833; Там же. 24 мая. № 35. С. 914-916.

16 Обучение девочек делегаты съезда считали необязательным, но рекомендовали всех девочек, желавших учиться, принимать в школы при наличии мест, признавая таким образом и право женщин на получение образования.

пускать из общественных сумм на закупку книг 15 рублей в год на каждую школу.

Для поддержки учителей - ввести норму в 50 учащихся на одного учителя (в случае её превышения назначать помощника или второго учителя), индексировать дотации учителям за съём жилья с 25 до 50 руб. в год, обязать станичные и поселковые общества доставлять дрова для отопления школ и квартир учителей сразу на весь год из расчета по 12 саженей на печь, контролировать их качество и сроки доставки.

Заметим, что съезд состоялся в преддверии ожидаемой передачи войсковых школ из Военного ведомства в ведение Министерства народного просвещения, и принятые на съезде решения с небольшими поправками были использованы войсковым правлением при подготовке проекта «Положения о начальных училищах АКВ» в 1902 г. Появление данного документа обусловлено распоряжением военного министра А.Н. Куропаткина о разработке «Положений о начальных училищах» в Астраханском, Уральском, Оренбургском, Сибирском, Амурском и Уссурийском казачьих войсках.17 По ключевому вопросу реформы - введению всеобщего начального обучения - § 3-7 «Положения...» предусматривали введение обязательного посещения школы детьми мужского пола с 8 лет и 6-летий срок обучения в 2-классной школе (4 года в младшем классе и 2 года в старшем); 1-классная школа оставалась 4-летней с программой обучения, идентичной программе для 1 класса 2-классной школы.18 Штат 1-классной школы предусматривал одного учителя, 2-класс-ной - двух, если число учащихся превысит 60 чел., а «при многочисленности учеников» - открытие параллельных отделений.

Принципиальной новацией «Положения. » стало введение в АКВ должности инспектора войсковых школ (§ 16-18) со всеми обязанностями и правами, установленного для него инструкциями и положениями МНП, за исключением отчетности и служебного статуса, так как инспектор войсковых школ подчинялся непосредственно наказному атаману АКВ.

17 РГИА ДВ. Ф. 793. Оп. 1. Д. 838. Л. 1.

18 Обязательными предметами в 1-классной школе и в первом классе 2-классной школы являлись: Закон Божий, Русский язык, Арифметика, Чистописание, Гимнастика и Пение. Во втором классе 2-классной школы в программу обучения входили также Отечественная история, География математическая, физическая и отечественная с естествознанием и Черчение. Правда, в «Программе 2 классной школы Амурского казачьего войска» издания 1902 г. Гимнастика заменена Геометрией. См. также: Программа 2 классной школы Амурского казачьего войска. Благовещенск: Тип. «Амурского края» (Д.О. Мокин и Ко), 1902. С. 1-10.

Объём полномочий войскового правления по отношению к школам, предусмотренный в § 18-22, 31-32, дал повод для критики со стороны окружного инспектора училищ Приамурского края В.П. Маргаритова, считавшего, что войсковое правление пожелало иметь слишком много прав по отношению к школам, на наказного атамана возлагались права попечителя учебного округа, на войскового инспектора - права директора, а на войсковое правление - права училищного совета, в то время как войсковое правление должно играть роль казначейства и не более того.19

Пункты об инспекторе, попечителях и директоре были заимствованы составителями из положения о земских учреждениях в России и положения МНП от 25 мая 1874 г.20 и адаптированы к условиям местной жизни и стремлению администрации АКВ оставить народное образование в войсках в своём непосредственном ведении.

«Положение...» намечало также улучшение материального положения учителей войсковых школ (§ 23-27), устанавливая им те же права на пенсию и чинопроизводство как и учителям ведомства МНП, фиксировало минимальный размер заработной платы (не ниже 480 руб. в год) и предложенную съездом плату за дополнительную учебную нагрузку. Но размер заработной платы учителя по-прежнему зависел от решений казачьих обществ, а в служебном отношении усиливалась их зависимость от войскового правления. Кроме того, для того чтобы учителя войсковых школ, служившие по назначению от войскового правления и получавшие оплату за свой труд от местных обществ, получили права на государственную пенсию и чинопроизводство, требовалось внесение изменений в действовавшее законодательство.

Подготовленный проект вызвал неприятие и в штабе Приамурского военного округа. Полковник Лопатин, исполнявший тогда должность дежурного генерала по хозяйственно-административному казачьему отделению, в резкой форме высказался против выделения войсковым школам дотации в 15000 руб. от правительства (то есть из казны Военного министерства. - С.Б.), введения всеобщего начального обучения и предоставления учителям казачьих школ прав на пенсию и чинопроизводство, как неизбежно требующих дополнительных финансовых затрат.21 Эти положения в более мягкой форме критиковал и окружной инспектор.22 Но основным

19 РГИА ДВ. Ф. 793. Оп. 1. Д. 838. Л. 113, 123 об.

20 РГИА ДВ. Ф. 793. Оп. 1. Д. 838. Л. 123 об

21 РГИА ДВ. Ф. 793. Оп. 1. Д. 838. Л. 120.

22 РГИА ДВ. Ф. 793. Оп. 1. Д. 838. Л. 123 об-124 об.

объектом для критики стала заложенная в «Положении...» неподконтрольность войсковых школ в учебном и административно-хозяйственном отношениях МНП, не отвечавшая интересам ни Военного ведомства, ни министерства. В конечном итоге проект АКВ объединили с аналогичным документом, подготовленным в Уссурийском казачьем войске23, в «Положение о начальном образовании в Амурском и Уссурийском казачьих войсках», который 14 февраля 1903 г. из Штаба Приамурского военного округа передали в Военное министерство.

Последующая война с Японией и революционные события 1905-1907 гг. отвлекли внимание центра от реформы, и 20 июня 1907 г. циркуляром военного министра «По вопросу о выработке положений о начальных училищах» производство дела о начальных школах в казачьих поселениях было прекращено.

Тем менее, частично положения так и не утверждённого документа были претворены в жизнь. Во всех округах АКВ станичные школы преобразовали в 2- классные училища; в обязательные статьи расходов из общественных сумм на содержание школ включили затраты на отопление и освещение школы и квартиры учителей или дотацию на наём жилья и прислуги для школы, на библиотечные и канцелярские расходы, на заработную плату учителям.24 Наметилась тенденция повышения зарплаты учителям и сокращения малооплачиваемых рабочих мест. По неполным данным, в 1902 г. зарплату (согласно тарифной сетке) в размере от 300 до 399 руб. в год получали 4 педагога, 14 учителей получали от 400 до 499 руб. и 15 - от 500 до 700 руб. в год.25

Таким образом, хотя реформа войсковых школ так и осталась незавершенной, солидарные действия войскового правления, местных казачьих обществ и учительской общественности, направленные на развитие системы казачьего образования, вполне оправдали себя, несмотря на разногласия с центральными ведомствами, поставившими дальнейшее осуществление реформы под вопрос. Эффективность от использования полученных казачьими самоуправлениями полномочий в сфере образования не могла не снижаться вследствие экономической слабости казачьих хозяйств. Вследствие недостатка ресурсов внутри войска для полноценной модернизации системы образования своими силами, в регионе остались нерешёнными такие вопросы, как обеспечение учебного процесса нужными пособи-

23 К сожалению, данный документ в делах фонда не найден.

24 РГИА ДВ. Ф. 793. Оп. 1. Д. 839. Л. 20-21, 34, 37, 123.

25 Подсчитано по: РГИА ДВ. Ф. 793. Оп. 1. Д. 839. Л. 170-176, 180-186.

ями и литературой, создание устойчивой материальной базы школ и комплектование их кадрами профессионалов. Кроме того, решение таких вопросов как введение всеобуча и пенсионного обеспечения учителей войсковых школ нельзя было решить без поддержки правительства, так как их решение требовало не только серьёзного финансового обеспечения, которым АКВ не располагало, но и законодательного оформления в масштабах страны. Однако, позиция чиновников, представлявших центральные ведомства, означала, что помощи от государства в решении этих вопросов не будет. Поэтому выявленные в процессе реализации реформы её «узкие места» оказались или нерешаемыми в принципе без поддержки из центра или решаемыми частично в той степени, в какой это можно было сделать усилиями местных властей и обществ в условиях ограниченности материальных ресурсов и в рамках существовавшего законодательства.

Библиографический список:

1. Белоглазова С.Б. Политика государства по отношению к казачьим школам Дальнего Востока России // Казачество Дальнего Востока России в XVII - XXI вв.: к 165-летию Забайкальского казачьего войска: сб. науч. ст. Вып. 5. — Хабаровск, 2016. С. 26-35.

2. Иванов Р.С. Краткая история Амурского казачьего войска / Р.С. Иванов. — Благовещенск, 1912.221 с.

3. Коваленко А.И. Культура казачества восточных окраин России (XVII - начало XX вв.) / И.А. Коваленко. — Благовещенск, 2008. 208 с.

4. Кузина И.Л., Адрианов И.К. Развитие системы школьного образования в казачьей среде Приамурья и Приморья в конце XIX - начале XX в. // Вестник ДВО РАН. — Владивосток, 2013. № 4. С. 24-30.

5. Кузнецов А. Постановка учебного дела в округе Амурского казачьего войска (По съезду учителей казачьих школ в 1899 г.) // Амурская газета. 1902. 22 апреля. № 32. С. 831-833; 24 мая. № 35. С. 914-916.

6. Описание Амурской области / сост. Г.Е. Грум-Гржимайло; под ред. П.П. Семенова. — Санкт-Петербург: Типолитография С.М. Николаева, 1894. 666 с.

7. Положение об общественном управлении станиц казачьих войск (Собрание Узаконений и Распоряжений Правительства. 1891. № 73. ст. 771) / Изд. «Вестника казачьих войск» неофиц. — Санкт-Петербург: Тип. В.О. Киршбаума, 1901. 32 с.

8. Программа 2 классной школы Амурского казачьего войска. Благовещенск: Тип. «Амурского края» (Д.О. Мокин и Ко), 1902. 10 с.

9. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. В 86 т. / Изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. — Санкт-Петербург: Типолитография И.А. Ефрона, 1894. Т. XIIIA. 492 с.

10. Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (РГИА ДВ). Ф. 793. Оп. 1. Д. 831. Л. 1-61.

11. Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (РГИА ДВ). Ф. 793. Оп. 1. Д. 834. Л. 1-76.

12. Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (РГИА ДВ). Ф. 793. Оп. 1. Д. 838. Л. 1-154.

13. Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (РГИА ДВ). Ф. 793. Оп. 1. Д. 839. Л. 1-197.

14. Сиваков Т.В Профессиональная подготовка казачьих специалистов для гражданских и военных структур Уссурийского казачьего войска // Казачество Дальнего Востока России в XVII - XXI вв.: к 165-летию Забайкальского казачьего войска: сб. науч. ст. Вып. 5. — Хабаровск, 2016. С. 36-48.

References

1. Beloglazova S.B. State policy in relation to the Cossack schools of the Russian Far East // Cossacks of the Russian Far East in the 17th - 21st centuries: to the 165th anniversary of the Transbaikal Cossack Host: Sat. scientific Art. Issue. 5. - Khabarovsk, 2016. P. 26-35.

2. Ivanov R.S. A Brief History of the Amur Cossack Army / R.S. Ivanov. - Blagoveshchensk, 1912. 221 p.

3. Kovalenko A.I. The culture of the Cossacks of the eastern outskirts of Russia (XVII - early XX centuries) / I.A. Kovalenko. - Blagoveshchensk, 2008. 208 p.

4. Kuzina I.L., Adrianov I.K. The development of the school education system in the Cossack environment of the Amur region and Primorye in the late XIX - early XX century. // Vestnik FEB RAS. - Vladivostok, 2013. № 4. P. 24-30.

5. Kuznetsov A. Setting up educational affairs in the district of the Amur Cossack army (At the congress of teachers of Cossack schools in 1899) // Amurskaya gazeta. 1902. April 22. № 32. P. 831-833; May 24th. № 35. P. 914-916.

6. Description of the Amur region / comp. G.E. Grum-Grzhimailo; ed. P.P. Semenov. -St. Petersburg: Typolitography S.M. Nikolaeva, 1894. 666 p.

7. Regulations on the public administration of the villages of the Cossack troops (Collection of Laws and Orders of the Government. 1891. № 73. Art. 771) / Ed. "Bulletin of the Cossack troops" unofficial. - St. Petersburg: Type. IN. Kirshbaum, 1901. 32 p.

8. The program of the 2nd class school of the Amur Cossack army. Blagoveshchensk: Type. "Amur Territory" (D.O. Mokin and Co.), 1902. 10 p.

9. Encyclopedic Dictionary of Brockhaus and Efron. In 86 volumes / Ed. F. Brockhaus, I.A. Efron. - St. Petersburg: Typolitography I.A. Efron, 1894. Vol. XIIIA. 492 p.

10. Russian State Historical Archive of the Far East (RGIA DV). F. 793. Op. 1. D. 831. L. 1-61.

11. Russian State Historical Archive of the Far East (RGIA DV). F. 793. Op. 1. D. 834. L. 1-76.

12. Russian State Historical Archive of the Far East (RGIA DV). F. 793. Op. 1. D. 838. L. 1-154.

13. Russian State Historical Archive of the Far East (RGIA DV). F. 793. Op. 1. D. 839. L. 1-197.

14. Sivakov T.V Professional training of Cossack specialists for civil and military structures of the Ussuri Cossack army // Cossacks of the Russian Far East in the XVII - XXI centuries: to the 165th anniversary of the Transbaikal Cossack army: Sat. scientific Art. Issue. 5. - Khabarovsk, 2016. P. 36-48.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.