Научная статья на тему 'Реформа системы образования в Сингапуре и ее роль в развитии страны (1965 - начало XXI В. )'

Реформа системы образования в Сингапуре и ее роль в развитии страны (1965 - начало XXI В. ) Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
537
75
Поделиться
Ключевые слова
СИНГАПУР / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ЛИ КУАН Ю / ИННОВАЦИИ / TIMSS / РЕФОРМЫ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЕЙТИНГ / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ / ТРАДИЦИИ / SINGAPORE / EDUCATIONAL SYSTEM / LEE KUAN YEW / INNOVATION / REFORMS / TRAINING / INTERNATIONAL RATING / STAGES OF FORMATION OF TRADITIONS

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Жук А.А.

Статья посвящена развитию образовательной системы Сингапура с 1965 г., проводившейся Ли Куан Ю и другими членами правительства. Анализируется связь между развитием образования в Сингапуре с внедрением инноваций в жизнь страны. Описываются этапы становления современной системы образования в Сингапуре, основные процессы, происходящие в политике страны в области образования, последствия проводимых реформ. В статье дается описание возможностей развития Сингапура на начальном этапе после обретения независимости. Содержатся сведения о высшем образовании правящей элиты Сингапура в различные периоды времени. Затрагивается проблема унификации государственных языков. Приводятся данные различных рейтинговых агентств, оценивающих уровень развития образования в государстве.Указываются особенности подготовки учащихся в математике и других точных науках. В статье содержатся основные принципы образовательной системы Сингапура в разное время. Проводится связь между реформой образования и развитием страны в экономической и политической сферах. Анализируются причины большого притока учащихся из разных стран в Сингапур. Делается вывод о положительной роли образовательной политики Ли Куан Ю в экономическом и социальном развитии Сингапура.

EDUCATION REFORM IN SINGAPORE AND ITS ROLE IN THE STATE DEVELOPMENT (1965 - BEGINNING OF THE XXI)

The article is devoted to the development of Singapore's education system since 1965, conducted by Lee Kuan Yew and other members of the government. It analyses the relationship between developments of education in Singapore with the introduction of innovation in the life of the country. It describes the stages of formation of the modern education system in Singapore, the basic processes occurring in the country's education policy, the consequences of the reforms. In this article we describe the development of Singapore's capabilities in the initial phase after independence. It contains information on higher education of the ruling elite in Singapore in different periods of time. It addresses the issue of unification of the official languages. It shows the data of the various credit rating agencies that assess the level of development of education in the state. It specifies the features of preparation of students in mathematics and other exact sciences. This article describes the basic principles of the educational system in Singapore at different times. It held link between education reform and development of the country in the economic and political spheres. The article is analyses the reasons of the large growth of students from different countries in Singapore. It draws the conclusion about the positive role of educational policy made by Lee Kuan Yew to Singapore’s economic and social development.

Текст научной работы на тему «Реформа системы образования в Сингапуре и ее роль в развитии страны (1965 - начало XXI В. )»

94(595):37"1965/2015"

ЖУК Артур Александрович Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия mr.artur_zhuk@mail.ru

РЕФОРМА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СИНГАПУРЕ И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ СТРАНЫ (1965 - НАЧАЛО XXI в.)

Статья посвящена развитию образовательной системы Сингапура с 1965 г., проводившейся Ли Куан Ю и другими членами правительства. Анализируется связь между развитием образования в Сингапуре с внедрением инноваций в жизнь страны. Описываются этапы становления современной системы образования в Сингапуре, основные процессы, происходящие в политике страны в области образования, последствия проводимых реформ. В статье дается описание возможностей развития Сингапура на начальном этапе после обретения независимости. Содержатся сведения о высшем образовании правящей элиты Сингапура в различные периоды времени. Затрагивается проблема унификации государственных языков. Приводятся данные различных рейтинговых агентств, оценивающих уровень развития образования в государстве. Указываются особенности подготовки учащихся в математике и других точных науках. В статье содержатся основные принципы образовательной системы Сингапура в разное время. Проводится связь между реформой образования и развитием страны в экономической и политической сферах. Анализируются причины большого притока учащихся из разных стран в Сингапур. Делается вывод о положительной роли образовательной политики Ли Куан Ю в экономическом и социальном развитии Сингапура.

Ключевые слова: Сингапур, система образования, Ли Куан Ю, инновации, TIMSS, реформы, подготовка кадров, международный рейтинг, этапы формирования, традиции.

DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-2/1 -32-36

Artur A. ZHUK Kuban State University Krasnodar, Russia mr.artur_zhuk@mail.ru

EDUCATION REFORM IN SINGAPORE AND ITS ROLE IN THE STATE DEVELOPMENT (1965 - BEGINNING OF THE XXI)

The article is devoted to the development of Singapore's education system since 1965, conducted by Lee Kuan Yew and other members of the government. It analyses the relationship between developments of education in Singapore with the introduction of innovation in the life of the country. It describes the stages of formation of the modern education system in Singapore, the basic processes occurring in the country's education policy, the consequences of the reforms. In this article we describe the development of Singapore's capabilities in the initial phase after independence. It contains information on higher education of the ruling elite in Singapore in different periods of time. It addresses the issue of unification of the official languages. It shows the data of the various credit rating agencies that assess the level of development of education in the state. It specifies the features of preparation of students in mathematics and other exact sciences. This article describes the basic principles of the educational system in Singapore at different times. It held link between education reform and development of the country in the economic and political spheres. The article is analyses the reasons of the large growth of students from different countries in Singapore. It draws the conclusion about the positive role of educational policy made by Lee Kuan Yew to Singapore's economic and social development.

Keywords: Singapore, educational system, Lee Kuan Yew, innovation, TIMSS, reforms, training, international rating, stages of formation of traditions

С начала своего самостоятельного существования, с 1965 г., Сингапур искал стратегии выживания, основанные на наименее затратных, но наиболее продуктивных сферах деятельности. Такая ситуация была обусловлена малым количеством ресурсов у государства, сложностью международной обстановки, связанной с продолжавшейся холодной войной и не самыми лучшими отношениями с соседними странами Юго-Восточной Азии.

Образование стало одним из главных направлений развития внутренней политики Сингапура. Изначально система образования базировалась на английских традициях. Так, система высшего образования в Сингапуре сначала была заимствована у Кембриджского университета Великобритании. Это обусловливалось не только колониальным прошлым Сингапура, но и тем, что политическая элита страны получала высшее образование именно там. Например, Ли Куан Ю, премьер-министр Сингапура (1965-1990 гг.), окончил с отличием юридический факультет Кембриджского университета [1]. Другие крупные политические деятели Сингапура также получили образование на Западе: Го Чок Тонг, премьер-министр Сингапура после Ли Куан Ю (1990-2004 гг.), окончил колледж Уильямс в США (Williams College) [2]; Тони Тан, заместитель премьер-министра (1995-2005 гг.), окончил Массачусетский технологический институт [3].

Сложность формирования эффективной образовательной системы была обусловлена различием населения Сингапура как по экономической составляющей, так и по этническому и языковому составу.

В условиях сосуществования нескольких национальных образовательных структур была необходима их оптимизация и приведение к единому стандарту. Правитель-

ство отказалось от разработки сложной политики конвергенции и не предпринимало попыток объединения школьных систем разных этнических групп, в первую очередь английской и китайской. Был сделан выбор в пользу единого языка преподавания всех предметов - им стал английский язык, с особым акцентом на изучении родного языка [4, с. 231].

К 1970 г. Ли Куан Ю и его сподвижникам удалось создать в Сингапуре единую национальную систему образования. Однако качество образования было не на очень высоком уровне. Показателен доклад голландского экономического советника Ли Куан Ю Альберта Винсемиуса (Dr. Albert Winsemius), сделавшего прогноз, по которому каждый год с 1970 по 1975 г. Сингапуру не будет хватать 500 инженеров и 1 000 технических работников, а также будут проблемы с управляющими кадрами [5]. Нефтяной кризис 1973 г. подтвердил, что Сингапуру необходимо и дальше развивать именно высококвалифицированные кадры. Поэтому с 1969 г. всем школьникам в первые два года обучения в средней школе было предложено получать параллельное техническое образование. В то же время были созданы технические институты, которые принимали выпускников средних школ. Уже к 1976 г. до 20% выпускников школ получали техническое образование. Число преподавателей в учреждениях профессионального образования увеличилось с 425 человек в 1968 г. до 1 950 в 1972 г. [6, с. 19].

Повышение уровня образования населения способствовало внедрению инноваций в жизнь государства.

Профессор Массачусетского технологического института По Кам Вонг выделяет четыре этапа национальной системы инноваций Сингапура:

1 этап (1965 - середина 1970-х годов) - фаза индустриального толчка, которая характеризовалась высокой зависимостью от трансфера технологий мультинациональными компаниями и развитием трудоемкой промышленности;

2 этап (середина 1970-х - конец 1980-х годов) - фаза усиления местных технологических способностей. Она характеризовалась быстрым промышленным ростом, что было вызвано производством мультинациональными компаниями новых и обновленных операций;

3 этап (конец 1980-х - конец 1990-х годов) - фаза экспансии прикладных научных исследований, которая характеризовалась быстрым расширением прикладных научных исследований мультинациональных компаний, а также созданием новых государственных научно-исследовательских институтов;

4 этап (с конца 1990-х годов) - фаза перехода на высокотехнологичное производство и в основном на научные исследования, которая характеризуется ставкой на местные возможности технологических инноваций, создание новых местных высокотехнологичных предприятий и развитие основанных на науке индустрий [7, с. 46].

В 1979 г. в Сингапуре была введена новая программа обучения, которая предусматривала потоковое обучение в начальной и средней школе. Также данная программа внедряла систематическое повышение квалификации учителей.

Система образования Сингапура основана на национальных традициях обучения, в то же время она учитывает требования международного рынка труда и подготовку востребованных профессионалов.

Квалификация преподавателей в Сингапуре напрямую влияет на качество преподавания, и выгоднее для правительства вкладывать ресурсы в подготовку преподавателей, а не решать проблему качества в процессе обучения [8, с. 18].

В 1985 г. образовательная реформа в Сингапуре провозгласила следующие принципы:

1. Образовательная политика должна следовать уровню экономического и социального развития. Подъем экономики в стране требовал нового уровня специалистов во всех сферах.

2. Основу обучения составляют языки, естественные науки, математика и гуманитарные дисциплины с целью развития логического мышления и способности к обучению на протяжении всей жизни.

3. В школах следует развивать творческие способности детей, прежде всего по инициативе руководителей школ и учителей, а не министерства. Совершенствование преподавательских навыков способствовало самостоятельности средних школ в образовательном процессе [9, с. 39].

С начала 1990 гг. в Сингапуре активно развивалось техническое образование. С 1994 г. в Институте технического образования была введена программа профориентации, в которой школьников знакомили с их будущими обязанностями и процессом обучения в институте. Основной упор в реформе образования был сделан на подготовку специалистов в области точных наук: математики, физики, химии.

Начиная с 1997 г., когда был провозглашен лозунг «Мыслящие школы, обучающаяся нация», еще больше внимания стало обращаться на критическое и творческое мышление, педагогику сотрудничества, дифференцированное обучение, использование информационно-компьютерных технологий. Было существенно (на 10-30 %) сокращено содержание материала в учебных программах (при сохранении учебного времени для их освоения), для более глубокого и основательного их изучения. Упор от количества изучаемого сделан к качеству, под лозунгом "Teach Less, Learn More" («Учить меньше, выучиться большему»). Обучение должно было стать осмысленным, давать полезные для жизни знания и навыки. Меньше зазубривания, повторяющихся тестов, предполагающих решение по готовым рецептам и формулам [9, с. 40].

В конце XX в. сингапурская образовательная система постепенно была переориентирована с английской системы образования на американскую. Сингапурский национальный университет наладил отношения с Массачусетским технологическим институтом.

Наиболее очевидно влияние американской системы высшего образования в Сингапурском университете менеджмента. Программы бизнеса и менеджмента нового университета разработаны в сотрудничестве с Уортонской школой университета Пенсильвании (США) и смоделированы по типу предлагаемых этой школой программ [10, с. 84].

За время реформ количество зарубежных студентов в Сингапуре росло ускоренными темпами. Получать образование в Сингапуре стало популярным как среди азиатских стран, так и стран Запада. Обучение иностранцев стало приносить Сингапуру немалую прибыль. Это было обусловлено и условиями существования внутри университетов, и качеством преподавания.

Реформирование образовательной системы Сингапура происходило в комплексе различных реформ в экономической, политической и социальной жизни государства. Именно комплексный подход правительства Ли Куан Ю обеспечил хороший задел для привлечения в страну инвестиций, позволявших кардинальным образом менять облик Сингапура в глазах мировой общественности.

Благодаря такому внимательному подходу к реформам образования сингапурские студенты и школьники занимают первые места в международном рейтинге Trends in International Mathematics and Science Study (TIMSS) [11].

Одной из важных составляющих успеха в реформах, связанных с образованием, было внедрение новейших методов обучения. Правительство активно поощряло развитие технологических новшеств в образовательных учреждениях.

Глобализация подтолкнула Сингапур сместить акценты в сторону использования знаний, поддержку принципов зарождения и развития идей, развитие инноваций, творчества и научных исследований. И одним из основных ресурсов обеспечения подобной трансформации выступила система образования [12, с. 225].

Подводя итог, можно утверждать, что политика в области образования в Сингапуре стала одной из жизненно важных сфер развития страны с 1965 г. по настоящее время. Система образования решила ряд социальных проблем, например связанных с многонациональными языковыми различиями населения, что способствовало формированию национальной идентичности общества. Также важной чертой образовательных преобразований в стране стало привлечение иностранных студентов и популяризация сингапурского образования в регионе и в мире. Появление возможности получить новые навыки и знания помогли закрыть многие вопросы безработицы в стране и поднять социальную значимость технических профессий.

Политику правительства Ли Куан Ю в области образования считают наиболее демократичной, поскольку в этой сфере институтам образования давалась свобода действий, призванная отучить руководство школ и университетов ждать указаний сверху. Это не только способствовало ускорению повышения квалификации преподавателей, но и развивало творческие способности в решении различных задач у учащихся.

Внедрение технологических новинок привлекает учащихся со всего мира в учебные заведения страны, а процесс образования превратился в интересный продукт современности, которым Сингапур прославился во многих предметах как один из самых лучших.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Биография первого премьер-министра Сингапура Ли Куан Ю / [Электронный ресурс] - URL: http://tass.ru/info/1847165http://tass.ru/info/1847165 (дата обращения: 28.01.2017).

2. Goh Chok Tong Facts / [Электронный ресурс] - URL: http://biography.yourdictionary.com/goh-chok-tong (дата обращения: 23.01.2017).

3. Tony Tan / [Электронный ресурс] - URL: http://www.thefamouspeople.com/profiles/tony-tan-5686.php (дата обращения: 25.01.2017)

4. Алишев Т.Б., Гильмутдинов А.Х. Опыт Сингапура: создание образовательной системы мирового уровня // Вопросы образования. - 2010. - № 4. - С. 231.

5. Singapore: Rapid Improvement Followed by Strong Performance / [Электронный ресурс] - URL: http://www.oecd.org/countries/singapore/46581101.pdf (дата обращения: 18.01.2017)

6. Lee Sing-Kong, Tan Jee-Peng, Fredriksen Birger, Goh Chor Boon // Toward a better future: education and training for economic development in Singapore since 1965. - 2008. - № 43968. - С. 19.

7. Селезнёв П.С. Инновационная стратегия выживания и успеха в конкурентной среде: опыт Сингапура // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2014. - № 1(38). - С. 46.

8. Дурнева Е.Е. Современные требования к подготовке преподавателей высшей школы: Россия, США, Великобритания, Австралия, Сингапур // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 1. - С. 18.

9. Сафуанов И.С., Атанасян С.Л.. Математическое образование в Сингапуре: традиции и инновации // Наука и школа. - 2016. - № 3. - С. 39.

10. Cohen D. United States replaces Britain as Singapore's higher education model // The chronicle of higher education. - 1999. V XLVI. - № 11. - С. 84

11. Distribution of Mathematics Achievement / [Электронный ресурс] - URL: http://timss2015.org/timss-2015/mathematics/student-achievement/distribution-of-mathematics-achievement/ (дата обращения: 24.01.2017)

12. Акчелов Е.К., Похолков Ю.П. Роль системы образования в экономическом развитии региона (на примере Сингапура) // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2016. - № 4(24). - С. 225.

REFERENCES

1. Biografija pervogo prem'er-ministra Singapura Li Kuan Ju. [Biography of the first Prime Minister of Singapore Lee Kuan Yew] (in Russ.) Available at: http://tass.ru/info/1847165http://tass.ru/info/1847165 (accessed 28 January 2017).

2. Goh Chok Tong Facts. Available at: http://biography.yourdictionary.com/goh-chok-tong (accessed 23 January 2017).

3. Tony Tan. Available at: http://www.thefamouspeople.com/profiles/tony-tan-5686.php (accessed 25 January 2017).

4. Alishev T.B., Gil'mutdinov A.H.. Opyt Singapura: sozdanie obrazovatel'noj sistemy mirovogo urovnja. [Singapore experience: creating a world-class educational system]. Voprosy obrazovanija. 2010. No. 4. P. 231. (in Russian)

5. Singapore: Rapid Improvement Followed by Strong Performance. Available at: http://www.oecd.org/countries/singapore/46581101.pdf (accessed 18 January 2017)

6. Lee Sing-Kong, Tan Jee-Peng, Fredriksen Birger, Goh Chor Boon. Toward a better future: education and training for economic development in Singapore since 1965. 2008. No. 43968. P. 19.

7. Seleznjov P.S. Innovacionnaja strategija vyzhivanija i uspeha v konkurentnoj srede: opyt Singapura. [The innovative strategy of survival and success in a competitive environment: the experience of Singapore]. Kaspijskij region: politika, jekonomika, kul'tura. 2014.no. 1(38). P. 46. (in Russian)

8. Durneva E.E. Sovremennye trebovanija k podgotovke prepodavatelej vysshej shkoly: Rossija, SShA, Ve-likobritanija, Avstralija, Singapur. [Modern training requirements for high school teachers: Russia, USA, UK, Australia, Singapore]. Mezhdunarodnyj zhurnal jeksperimental'nogo obrazovanija. 2014. No.1. P. 18. (in Russian)

9. Safuanov I.S., Atanasjan S.L.. Matematicheskoe obrazovanie v Singapure: tradicii i innovacii. [Mathematical Education in Singapore: tradition and innovation]. Nauka i shkola. 2016. No.3. P. 39. (in Russian)

10. Cohen D. United States replaces Britain as Singapore's higher education model. The chronicle of higher education. 1999. V XLVI. No. 11. P. 84

11. Distribution of Mathematics Achievement. Available at: http://timss2015.org/timss-2015/mathematics/student-achievement/distribution-of-mathematics-achievement/ (accessed 24 January 2017).

12. Akchelov E.K., Poholkov Ju.P. Rol' sistemy obrazovanija v jekonomicheskom razvitii regiona (na primere Singapura). [The role of education in economic development of the region (for example, Singapore)]. Pro-fessional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2016. No. 4(24). p. 225.(in Russian)

Информация об авторе:

Жук Артур Александрович, аспирант, кафедра всеобщей истории и международных отношений, научный руководитель - Вартаньян Э.Г., Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия mr.artur_zhuk@mail.ru

Получена: 02.02.2017

Для цитирования: Жук А. А., Реформа системы образования в Сингапуре и ее роль в развитии страны (1965 - начало XXI в.). Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 2. Часть 1. с. 32-36. Сок 10.17748/2075-9908-2017-9-2/1 -32-36.

Information about the author:

Artur A. Zhuk, Postgraduate Student, Department of World History and International Relations, Kuban State University, Krasnodar, Russia mr.artur_zhuk@mail.ru

Received: 02.02.2017

For citation: Zhuk A. A., Education reform in Singapore and its role in the state development (1965 - beginning of the XXI). Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mysl' = Historical and Social Educational Idea. 2017. Vol . 9. no.2. Part. 1. Pp. 32-36.

doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-2/1-32-36. (in Russian)