Научная статья на тему 'Реформа регулирования оценочной деятельности в россии'

Реформа регулирования оценочной деятельности в россии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
487
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Котляров М.А.

В статье рассматриваются актуальные вопросы совершенствования системы регулирования оценочной деятельности в свете последних изменений в законодательстве, вступивших в силу с 1 января 2008 г. Внимание уделяется таким направлениям, как статус оценщика, роль саморегулируемых организаций, практика внедрения новых стандартов оценочной деятельности. В статье содержатся конкретные выводы и рекомендации в части уточнения отдельных положений нового законодательства и стандартов оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реформа регулирования оценочной деятельности в россии»

Организация оценочной деятельности

РЕФОРМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

М А. КОтлЯРОв, кандидат экономических наук, кандидат философских наук г. Екатеринбург

Значение эффективной организации оценочной деятельности для экономики любого государства сложно переоценить. спектр направлений, в которых востребована независимая оценка, очень широк. достаточно отметить такие направления, как приватизация государственного и муниципального имущества, сделки купли-продажи различных объектов собственности, внесение имущества в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ, кредитование под различные виды обеспечения, банкротство предприятий, раздел имущества и др. казалось бы, в силу такой значимости оценочной деятельности стоит сохранять государственный контроль за субъектами оценочной деятельности — специалистами и оценочными компаниями, однако общемировой тенденцией стала передача части полномочий по надзору и регулированию на уровень профессиональных сообществ или ассоциаций. считается, что механизм саморегулирования в профессиональной среде намного более эффективен, чем государственное лицензирование и контроль. россия не стала исключением! с 1 января 2008 г. в нашей стране прекращено государственное лицензирование оценочной деятельности. Отныне регулирование деятельности оценщиков — задача саморегулируемых организаций. рассмотрим преимущества и недостатки систем лицензирования и саморегулирования и обратимся к неотложным вопросам совершенствования некоторых положений нового законодательства.

Одним из парадоксальных явлений в системе государственного регулирования отдельных видов

деятельности в россии стал тот факт, что первые шаги по организации регулирования оценочной деятельности были сделаны лишь в конце 1990-х гг. и воплотились в принятии Федерального закона «Об оценочной деятельности в россии» от 29.07.1998 № 135-ФЗ. система лицензирования и надзора за субъектами оценочной деятельности заработала лишь с 1 июля 2001 г., и парадокс заключается в том, что к этому времени уже завершилась первая волна приватизации, обеспечившей переход в частные руки значительного массива государственной собственности. разумеется, это далеко не единственный и уж точно не самый впечатляющий парадокс в новейшей истории законодательства россии. достаточно вспомнить, что и сам Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» вступил в силу и заработал только после 2002 г.

таким образом, на протяжении 1990-х гг. прошлого столетия оценщики в россии работали на основе сертификатов о прохождении обучения и дипломов, выдаваемых по результатам посещения семинаров с участием зарубежных специалистов. Появившийся в 1998 г. федеральный закон установил необходимость профессиональной переподготовки в сфере оценочной деятельности, причем в вузе, аккредитовавшем программу обучения в тогдашнем Мингосимуществе. Профессиональная переподготовка становилась одним из условий получения лицензии на осуществление оценочной деятельности с 1 июля 2001 г. с этой даты начался очередной этап в развитии оценочной деятельности, который продлился 6,5 лет. В течение этого

времени были налажены процедуры лицензирования и надзора за деятельностью оценщиков, и, главное, были выработаны первые российские стандарты деятельности. Отметим, что вся мировая практика профессиональной деятельности в сфере оценки, консалтинга, аудита, бухучета основана на стандартах профессиональной деятельности. В практике развитых стран стандарты обычно разрабатываются профессиональными объединениями. В россии же первые стандарты были утверждены постановлением Правительства рФ от 06.07.2001 № 519. так, оценочное сообщество получило нормативное закрепление таких направлений, как виды определяемой стоимости, подходы, используемые в оценке, описание процедуры оценки. данные стандарты просуществовали в россии также до 1 января 2008 г.

тенденцией 2000-х гг. стало стремление государства уменьшить бремя государственного контроля в секторах экономики, которые не являются стратегическими. В результате органы власти обратились к пересмотру законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности, вследствие чего было продекларировано, что часть государственных надзорных функций перейдет на уровень самих профессиональных сообществ. Оценочная деятельность оказалась в этом ряду еще в 2005 г., однако вступление в силу поправок о передаче функции регулирования саморегулируемой организации неоднократно откладывалось и произошло только с 1 января 2008 г.

рассмотрим наиболее принципиальные изменения, которые произошли в системе регулирования оценочной деятельности в россии. Эти изменения проследим по двум направлениям: новации в Федеральном законе «Об оценочной деятельности в рФ» и в стандартах оценки.

Государственное регулирование оценочной деятельности и деятельности саморегулируемых организаций оценщиков в части надзора и нормативно-правового регулирования осуществляется Министерством экономического развития в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом. В законе отмечается, что разработкой и утверждением стандартов и правил оценочной деятельности должны заниматься национальный совет по оценочной деятельности и саморегулируемые организации. Отметим, что Указом Президента рФ на Федеральную регистрационную службу возложены полномочия ведения единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков. таким образом,

непосредственный надзор за деятельностью оценщиков осуществляют саморегулируемые организации оценщиков, членство в которых является обязательным условием осуществления оценочной деятельности. саморегулируемая организация должна создаваться в статусе некоммерческой организации и насчитывать в своих рядах не менее трехсот специалистов-оценщиков.

Принципиальным моментом в новой редакции закона стало установление физического лица, занимающегося оценочной деятельностью в качестве субъекта оценочной деятельности. на данное положение стоит обратить особое внимание. дело в том, что до 1 января 2008 г. в качестве субъектов оценочной деятельности выступали либо юридические лица с лицензиями, либо индивидуальные предприниматели, которые сами являлись дипломированными оценщиками, однако сейчас весь груз ответственности за результаты деятельности ложится именно на специалиста, подписавшего отчет. Ясно, что гражданин не может заниматься предпринимательской деятельностью без соответствующего статуса, поэтому закон предусмотрел еще одно новшество. Оно заключается в том, что заказчик может заключать договор на проведение оценки с юридическим лицом, которое в свою очередь заключило трудовой договор с оценщиком. стоит отметить, что необходимым условием является наличие в штате такого юридического лица не менее двух специалистов-оценщиков. Возможность частнопрактикующих оценщиков заниматься профессиональной деятельностью в статусе индивидуальных предпринимателей также сохранена.

необходимо еще раз обратить внимание на тот факт, что субъектами оценочной деятельности являются физические лица, и теперь рассмотрим этот вопрос с точки зрения обеспечения имущественной ответственности оценщика перед заказчиком. В новой редакции закона об оценочной деятельности этому аспекту посвящена целая ст. 24.6, в которой сказано: «Убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на проведение оценки, или имущественный вред, причиненный третьим лицам вследствие использования итоговой величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, подписанном оценщиком или оценщиками, подлежат возмещению в полном объеме за счет имущества оценщика или оценщиков, причинивших своими действиями (бездействием) убытки или имущественный вред при осуществлении оценочной деятельности, или за счет имущества юридического лица, с которым

оценщик заключил трудовой договор...». Кроме личного имущества оценщика закон выделяет следующие виды обеспечения ответственности:

— страхование профессиональной ответственности оценщика на сумму не менее чем 300тыс. руб.;

— формирование компенсационного фонда саморегулируемой организации, взнос в который не должен быть меньше чем 30 тыс. руб. При этом размер выплаты за счет компенсационного фонда не может превышать 60 тыс. руб. по одному страховому случаю.

Из текста закона следует, что в случае причинения оценщиком имущественного вреда клиенту, что подтверждено решением суда, сначала используется сумма страхового покрытия. Далее следует неясная формулировка, что требование о выплате за счет компенсационного фонда может быть удовлетворено, если «.оценщик отказался удовлетворить требование заказчика или третьего лица о возмещении ущерба либо заказчик или третье лицо не получили от него в разумный срок ответ на предъявленное требование». Очевидно, что такая формулировка нуждается в уточнении.

Выделим также ряд новаций скорее технического характера. В частности, уточнены требования к договору на проведение оценки, к отчету об оценке и самому оценщику. В качестве условия вступления в саморегулируемую организацию установлено предоставление справки об отсутствии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.

В качестве второго направления выделим изменения в стандартах оценки. Напомним, что стандарты оценки, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.07.2001 № 519, утратили силу с 1 января 2008 г. На смену им пришли стандарты, утвержденные приказами Министерства экономического развития и торговли РФ от 20.07.2007 № 256, 255 и 254, получившие соответственно названия:

— «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» (ФсО №1);

— «Цель оценки и виды стоимости» (ФсО №2);

— «Требования к отчету об оценке» (ФсО №3).

Не будем детально рассматривать отдельные

положения стандартов. К тому же это лишь первые три стандарта и далее последуют стандарты, регламентирующие отдельные виды оценки, например, оценку бизнеса, недвижимости, машин и оборудования, объектов интеллектуальной собственности. Отметим лишь, что стандарты подразделяются на

федеральные и на стандарты и правила, разрабатываемые саморегулируемыми организациями оценщиков. Далее обратимся к наиболее принципиальному вопросу, который заслуживает особого внимания не только специалистов-оценщиков, но и потенциальных заказчиков и потребителей оценочных услуг. Это регламентация видов стоимости, которые подлежат оценке.

Как известно, с 2001 г. в России регламентировался перечень видов стоимости, которые подлежат оценке. Их названия и определения содержались в первых стандартах, и отступление от заданных формулировок влекло недействительность отчета по оценке. старые стандарты содержали порядка десяти видов стоимости. В новых стандартах, а точнее в стандарте №2, видов стоимости, которые подлежат оценке, осталось лишь четыре: рыночная, инвестиционная, ликвидационная и кадастровая.

Возможно, сокращение перечня видов стоимости объясняется тем, что понятие рыночной стоимости является достаточно широким, в том числе и в силу норм ст. 7 закона об оценочной деятельности, которая гласит: «.если в нормативном правовом акте., либо в договоре об оценке. не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта. Указанное правило подлежит применению и в случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных настоящим Федеральным законом или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки, в том числе терминов «действительная стоимость», «разумная стоимость», «эквивалентная стоимость», «реальная стоимость» и др.».

В то же время вызывают вопросы ограничения в стандартах (ФсО №2) сферы применения рыночной стоимости следующими случаями: изъятие имущества для государственных нужд; определение стоимости акций, выкупаемых у акционеров; оценка объекта залога, неденежных вкладов в уставный капитал, безвозмездно полученного имущества, а также при определении стоимости имущества должника в ходе процедур банкротства. На данный момент остаются не выясненными следующие моменты: во-первых, считать ли этот перечень закрытым; во-вторых, возможно ли в стандартах и правилах саморегулируемых организаций дополнять этот перечень; в-третьих, обоснованность использования рыночной стоимости, например, в ходе оценки имущества должника.

При всем дискуссионном характере сферы применения рыночной стоимости стоит выделить

такой знаковый шаг, как выделение в стандартах оценки понятия «кадастровая стоимость», которая, как известно, используется для налогообложения собственности физических и юридических лиц. Учитывая то, что этот вид стоимости, скорее всего, коснется каждого россиянина уже в ближайшем будущем, ему стоит уделить особое внимание.

Кадастровая стоимость была заявлена в качестве базы для налогообложения земельных участков еще в 2001 г., когда вступил в действие Земельный кодекс. Однако в практику налогового законодательства оно вошло лишь с принятием гл. 31 Налогового кодекса рФ «Земельный налог», т. е. с 1 января 2005 г. Именно с этого времени в Москве и с 1 января 2006 г. в остальных субъектах рФ земельный налог стал исчисляться в процентах от кадастровой стоимости земельных участков. Сама кадастровая стоимость представляет собой разновидность массовой оценки рыночной стоимости земельных участков, результаты которой утверждаются органами власти субъектов рФ, действуют определенное время и могут пересматриваться один раз в 3-5 лет.

Как известно, в прежних стандартах оценки отсутствовало понятие кадастровой стоимости, что вызывало вопрос о ее легитимности и соответствии законодательству об оценочной деятельности результатов кадастровой оценки на территории россии. Исходя из содержания старых стандартов, можно было лишь предполагать, что данный вид стоимости вписывается либо в понятие «рыночная стоимость», либо «стоимость для налогообложения».

Как видим, новые стандарты оценки лишены этого противоречия и содержат однозначное положение, согласно которому «...кадастровая стоимость определяется оценщиком, в частности, для целей налогообложения» (ФСО №2). Еще один аспект новых стандартов, который нельзя оставить без внимания, заключается в указании на то, что подразумевается наличие законодательства, регулирующего проведение кадастровой оценки.

Важно отметить, что земельный участок — не единственный объект собственности, налог за который будет исчисляться в процентах от кадастровой стоимости. Одна из основных целей реформы налогообложения недвижимой собственности заключается в формировании единого земельно-

имущественного комплекса, облагаемого налогом на недвижимость. Таким образом, второй этап реформы будет заключаться в создании кадастра всех объектов недвижимости и их массовой оценке для целей налогообложения. В связи с этим новые стандарты оценки, дополненные понятием «кадастровая стоимость», полностью вписываются в концепцию реформирования налогообложения недвижимости и, несомненно, получат практическое применение, когда дело дойдет до проведения и утверждения результатов массовой оценки кадастровой стоимости недвижимости в россии. Последнее, по разным оценкам, может произойти к 2011-2012 гг.

Завершая краткий обзор последних изменений в регулировании оценочной деятельности в россии, отметим, что выросли и общие требования к оформлению и содержанию отчета оценщика. Кроме того, что оценщик обязан создавать документ доказательственного значения, каждый вывод или расчет которого должен быть подтвержден прилагаемыми документами или ссылками на источник, новые стандарты требуют обеспечить понятность выводов, заключений и логики рассуждений гражданам, которые не являются специалистами в оценочной деятельности. Все это превращает отчет оценщика в полноценную научно-практическую работу и подразумевает владение методологическим аппаратом оценочной деятельности и сопряженных областей.

По мнению автора, можно в целом положительно оценить изменения в оценочном законодательстве, направленные на ужесточение требований к отчетам оценщиков и их ответственности. В то же время не терпят отлагательств такие вопросы, как четкий порядок наступления имущественной ответственности оценщика в случае причинения вреда интересам клиента, равно как и порядок предъявления претензий по данному поводу. Стоит также создать четкую иерархию стандартов и правил оценочной деятельности, вырабатываемых уполномоченным правительственным органом (федеральные стандарты) и саморегулируемой организацией оценщиков. Последнее особенно важно с точки зрения возможного расширительного толкования положений федеральных стандартов саморегулируемыми организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.