Научная статья на тему 'Реформа работы таможни: схема реализации'

Реформа работы таможни: схема реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕОРГАНИЗАЦИЯ ПОГРАНИЧНЫХ ТАМОЖЕН / РАЗДЕЛЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ / REORGANIZATION OF BORDER CUSTOMS / DIVISION OF CUSTOMS LEGALIZATION AND CUSTOMS CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пучков А.М.

В статье о концепции переноса таможенного оформления и таможенного контроля к государственной границе РФ предлагается схема реализации ее целей и задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reform of the work of customs: realization scheme

The article on the conception of moving customs legalization and customs control towards the state border of Russian Federation proposes a scheme for realization of its aims and purposes.

Текст научной работы на тему «Реформа работы таможни: схема реализации»

• ЛОГИСТИКА

Реформа работы таможни: схема реализации

А. М. ПУЧКОВ, советник генерального директора ЗАО «Евросиб»

В середине прошлого года Федеральная таможенная служба (ФТС) разработала Концепцию переноса таможенного оформления и таможенного контроля к государственной границе РФ. 9 сентября 2008 г. премьер-министр РФ В. В. Путин поручил И. И. Шувалову проработать ее с министерствами и ведомствами.

Однако до выработки окончательного решения ФТС стала предпринимать шаги по закрытию московских таможен, кроме того, велась работа по реорганизации пограничных таможен в Северо-Западном и Дальневосточном таможенных управлениях. Многие таможни, расположенные на границе, получили статус таможенных постов и были включены в структуру других таможен. Несмотря на негативное отношение многих так называемых околотаможенных структур, действия ФТС следует считать правильными. У транспортных компаний давно вызывала удивление странная логистическая цепочка, когда грузы со всех концов страны стекались в Московский регион, где проходило таможенное оформление, и после этого отправлялись обратно.

Первые сообщения о Концепции вызвали шквал негативных реакций таможенных брокеров, владельцев грузовых терминалов, особенно тех, на которых расположены таможенные посты, и некоторых представителей транспортных компаний. Брокеры представили себе переезд с семьями из Москвы, С.-Петербурга и других крупных городов в приграничные деревни. Владельцы терминалов, еще не расплатившиеся с банками за построенные терминалы, стали думать, на какие деньги они должны строить новые. Столичные таможенники тоже выражали недовольство и начали подыскивать работу в городах, пока их не «ротировали» в глубинку. Признаюсь, мне тоже не понравились первые редакции Концепции, просочившиеся в Интернет. Документ показался «сырым», недоработанным.

Однако после первого, может быть, поверхностного ознакомления с текстом я стал подходить к документу внимательнее. Появилась официальная версия концепции, и могу сказать, что

наряду с отдельными несуразностями в Концепции есть рациональное зерно. Кстати, в последующих редакциях критика была учтена. В частности, уточнили цель Концепции, вписав обеспечение экономической безопасности РФ, что соответствует функции ФТС, хотя оставили снижение транспортной нагрузки на крупные города, что относится к ведению местных городских властей. Следует заметить, что Концепция не окажет влияния на транспортную нагрузку, так как товары будут поступать в места потребления, даже если пройдут таможенное оформление.

В основных задачах Концепции, как и иных программных документов, содержатся «дежурные» пункты о совершенствовании нормативной базы, развитии сотрудничества с таможнями других стран, совершенствовании государственного контроля, однако указаны и рациональные задачи по развитию транспортно-логистической инфраструктуры в транспортных узлах, совершенствованию таможенного оформления и контроля, чтобы ускорить прохождение границы, по усилению постконтроля, т. е. проведению последующих проверок ФХД.

В связи с тем, что в настоящее время Концепция проходит согласование с министерствами и ведомствами и в ней не сказано, как же добиться осуществления поставленных целей и задач, попробую предложить свой вариант ее реализации. Важно начать реализацию Концепции именно в период кризиса и вызванного им снижения импортного грузопотока.

Суть предложения достаточно проста — разделить таможенное оформление и таможенный контроль. Следует автоматизировать таможенное оформление и перейти на предварительное электронное декларирование, сосредоточив его во внутренних таможнях. Таможенный контроль, прежде всего дос-

мотр товаров, нужно сосредоточить на пунктах пропуска и примыкающих к ним таможенных терминалах.

При такой схеме движение и оформление товаров будет выглядеть следующим образом. За неделю до прибытия товара к границе РФ импортер или его доверенное лицо — таможенный брокер направляет во внутреннюю таможню по сертифицированным каналам связи электронную грузовую таможенную декларацию (ГТД) и пакет документов. Таможня проводит таможенное оформление документов, проверяет поступление таможенных платежей, наличие сертификатов и иных необходимых документов и после принятия решения о выпуске направляет оформленную и, по сути, выпущенную ГТД на тот пункт пропуска, где предполагается пересечение товаром таможенной границы. Инспектору на границе остается только сверить задекларированное наименование и количество товара с фактически перемещаемым. Товары, не оформленные по системе предварительного декларирования, направляются на таможенные терминалы, находящиеся в непосредственной близости от пункта пропуска, где складируются до поступления декларации. Досмотр на границе формально выпущенных грузов выполняется выборочно в соответствии с режимом, присвоенным данной партии товара системой управления рисками (СУР). Должен заметить, что по этой технологии давно работают таможни Европы.

Какие выгоды дает такая схема работы таможни? Во-первых, такая схема наиболее коррупционно защищенная. Именно при разделении таможенного оформления и таможенного контроля можно ликвидировать тот «экономический экстаз», о котором говорил В. В. Путин. Полностью исключается возможность влияния каких-либо коммерческих структур на процесс таможенного оформления. Следует заметить, что таможенное оформление нужно проводить в таможнях по месту регистрации импортера, что позволит уничтожить такое понятие, как «фирма-однодневка». Предварительная декларация дает возможность серьезно,

ЛОГИСТИКА •

без спешки проверить все заявленные сведения.

Во-вторых, в Российской Федерации наконец-то появится транспортная логистика. Сегодня, когда груз сначала везется в какую-либо таможню на оформление, а потом отправляется обратно, говорить о логистике не приходится. Грузы будут перемещаться свободно. Значительно ускорится процесс прохождения грузом границы. В некоторых случаях (без досмотра и взвешивания) время на прохождение контроля в пункте пропуска не будет превышать 5-10 мин.

Несомненно, столь серьезная реструктуризация потребует много подготовительной работы, но, как ни странно, такая работа уже идет. Программное обеспечение, позволяющее проверять ГТД в автоматическом режиме, введено в середине 90-х. Недавно на конференции «Югтранс-2009» в одном из докладов прозвучало, что компания «Транстелеком» уже соединила все пункты пропуска в единую оптоволоконную сеть. Таким образом, технически внедрение предлагаемой схемы возможно. Призыв по внедрению электронного декларирования прозвучал давно, разработана схема

отправки ГТД по интернету, а в таможнях введен показатель по проценту электронных деклараций. Однако таможенные брокеры не спешат переходить на электронное декларирование, и если в некоторых сибирских таможнях процент электронных ГТД доходит до 50%, то в основных таможнях Москвы и Санкт-Петербурга он остается низким. А ведь сейчас идет кампания по перерегистрации таможенных брокеров в реестре, вызванная отменой поручительства Союза ветеранов таможенной службы (СВТС) и Национальной ассоциации таможенных брокеров (НАТБ), и ничто не мешает ФТС ввести обязательное требование о переходе брокеров на электронное декларирование. Это может происходить постепенно: за первые шесть месяцев 30%, далее 60% и через год не менее 90%. Если кто-то из брокеров не соответствует требованиям, то он вычеркивается из реестра. Но такая схема не нравится брокерам, да и некоторым таможенникам тоже. Ведь эта схема прозрачна, а брокер основные деньги зарабатывает на «проводке», т. е. на согласовании пакета документов в разных подразделениях таможни. Заполнение ГТД — ра-

бота простая и недорогая, а пробежка по отделам, от которой зависит многое, стоит дорого. Кстати, официальные заявления таможен, что две трети ГТД оформляются за один день, — это лукавство. Как правило, ГТД регистрируется только после того, как все уже согласовано. Почему-то никто не замечает явной нестыковки. Товары простаивают в порту неделями, а иногда и месяцами, в то время как таможня утверждает, что выпуск возможен за один день.

При введении предлагаемой схемы будут ликвидированы все негативные явления. С режимных территорий исчезнут посторонние люди, которые не смогут больше «сливаться с таможней в экономическом экстазе». Сделать это не очень сложно. А в случае успеха можно подумать и о передаче таможенного оформления в другое ведомство, например ФНС. Тогда фискальная функция из таможни уйдет, и можно будет сосредоточиться на пресечении контрабанды и обеспечении экономической безопасности.

В заключение отмечу, что только такая схема возможна для обеспечения работы единого экономического пространства ЕврАзЭс.

Электронный проездной: простой способ эффективно управлять работой транспорта

Ю. В. КОКРА,

председатель комиссии ТПП ЮФО по вопросам транспорта и экспедирования, член экспертного совета Комитета по транспорту Государственной Думы РФ

^^^ Во многих странах мира уже более пятнадцати лет активно используются электронные пластиковые карты для оплаты проезда в пассажирском транспорте. В не-

^__.ц которых крупных региональных центрах РФ — Новоси-

г, Самаре, Оренбурге — ^■■к^Н действуют транспортные карты, предоставляющие горожанам сервис на уровне ведущих европейских городов. В статье анализируются функциональные возможности транспортных карт и возможность применения системы в качестве антикризисного инструмента для транспортных пассажирских компаний страны.

Транспортная карта — это бесконтактная пластиковая смарт-карта, позволяющая оплачивать проезд в общественном транспорте. Технологии системы «Электронный проездной» позволяют

записывать на карту различные тарифы и гибкие дисконтные программы для пользователя. Таким образом, общество получает удобный финансовый инструмент оплаты проезда, а государство — способ адресного предоставле-

ния льгот и учета пассажиропотока и загруженности транспорта. Аналогами подобных систем могут служить лондонская транспортная платежная система Oyster, венецианская Venice Card Blu, испанская Madrid Card.

Сейчас реализовано четыре основных вида транспортных карт. Единая транспортная карта (ЕТК) — общегражданский проездной, с возможностью предоставления различных скидок на каждую поездку, например 5%, 10%, 15% или иные по усмотрению транспортных организаций или оператора системы. Социальная карта — персональная карта, позволяющая льготникам за фиксированную ежемесячную плату

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.