РЕФОРМА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ В НЕФТЯНОЙ СФЕРЕ.
ВЫГОДЫ И ПОТЕРИ
1 2
Якупов Б.Т. , Вереин П.Э. Email: Yakupov17105@scientifictext.ru
1Якупов Булат Талгатович - студент бакалавриата; 2Вереин Павел Эдуардович - студент бакалавриата, кафедра территориальной экономики, Институт управления, экономики и финансов Казанский федеральный университет, г. Казань
Аннотация: в статье рассматривается довольно актуальная на сегодняшний день проблема реформы системы налогообложения нефтяной отрасли РФ. Проанализированы действующая налоговая система, базирующаяся на налоге на добычу полезных ископаемых и экспортной пошлине, а также предлагаемая правительством РФ налоговая система на основе налога на дополнительный доход. В результате исследования достоинств и недостатков этих систем для государства и нефтяных компаний авторы делают вывод о целесообразности реформы действующей налоговой системы и необходимости плавного перехода на новую систему налогообложения.
Ключевые слова: налог на добычу полезных ископаемых, экспортная пошлина, налог на дополнительный доход, реформа налоговой системы, налогооблагаемая база.
REFORM OF THE TAX SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE OIL SECTOR. GAINS AND LOSSES Yakupov B.T.1, Verein P.E.2
1Yakupov Bulat Talgatovich - Undergraduate student; 2Verein Pavel Eduardovich - Undergraduate student, DEPARTMENT OF TERRITORIAL ECONOMICS, INSTITUTE OF MANAGEMENT, ECONOMY AND FINANCE KAZAN FEDERAL UNIVERSITY, KAZAN
Abstract: the article is quite relevant today is the issue of reform of the taxation system in the Russian oil industry. Analyzed current tax system, based on the tax on mineral extraction and export duties, as also proposed by the government of the Russian tax system based on tax on the extra income. The study of the advantages and disadvantages of these systems for the state and oil companies, the authors conclude on the feasibility of reform the current tax system and the need for a smooth transition to the new system of taxation. Keywords: tax on extraction of mineral resources, the export duty, a tax on the additional income, tax reform, tax base.
УДК 336.221.4
В современных условиях наблюдаются нестабильные цены на энергоресурсы, в частности на нефть. А, как известно, российская экономика во многом зависит от экспорта нефти за рубеж, т.к. это составляет большую часть доходов федерального бюджета. Так, по данным Минфина, за 3 месяца 2017 года доля нефтегазовых поступлений в бюджет составила 34,9%. Поэтому резкое снижение цен на нефть в 2014 году сильно ударило по бюджету Российской Федерации и заставило задуматься о взглядах на нефтяную отрасль. В частности встал вопрос об изменении налоговой системы, касающейся нефтяной отрасли России, с целью создания более гибкой системы налогообложения, соответствующей современным запросам рынка и позволяющей найти
компромисс между поступлениями денежных средств в бюджет РФ и прибылями нефтяных компаний. В этом состоит актуальность темы исследования.
Существующая система налогообложения не в полной мере отражает современные подходы, присущие мировому нефтяному бизнесу, в практике которого ставки налогов часто устанавливаются в зависимость от одного или нескольких параметров, например, от рентабельности, производительности скважин, объемов добычи нефти.
Высокий уровень налогообложения и негибкий характер налоговой системы являются важными причинами отсутствия модернизации в отрасли. От этого страдают не только нефтяные компании, но и государство, поскольку снижаются поступления в бюджеты различных уровней, растет уровень безработицы. Совершенствование же налоговой системы ведет к увеличению добычи углеводородного сырья на новых месторождениях, пополнению бюджетов, прозрачности деятельности нефтяных компаний.
В настоящее время кроме «стандартных» налогов (налог на прибыль, НДС и т.п.) российские нефтедобывающие компании платят налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а также, если компания экспортирует нефть за рубеж, то и экспортную пошлину. Если рассматривать добычу нефти как сферу деятельности, которая имеет главной своей целью экспорт нефти за рубеж, то можно обнаружить, что в интервале мировых цен на российскую нефть Urals от 60 до 150 долларов за баррель, государство оставляет у себя от 63 до 78% экспортной цены. Сюда включаются НДПИ, экспортная пошлина и налог на прибыль. Еще 5-13% экспортной цены уходит на транспортные издержки. В совокупности, если брать средние условия добычи на месторождениях Западной Сибири в 2014 году, то в анализируемом диапазоне цен на нефть марки Urals нефтяной компании с учетом операционных издержек оставалось бы всего примерно 12% экспортной цены или в абсолютном выражении 7-18 долларов с барреля. Важно отметить, что ставка НДПИ и экспортной пошлины на нефть почти целиком зависит от экспортной цены на Urals и вообще не учитывает реальный финансовый результат добывающей организации [4]. Из этого можно сделать вывод, что рост затрат на добычу нефти не влияет на уровень взимаемых государством налогов. Как следствие при использовании нефтяных месторождений со временем неминуемо увеличиваются риски нерентабельности добычи и, как итог, снижения объемов добываемой нефти (а, значит, и сбора налогов государством).
Система налогообложения в сфере добычи нефти включающей НДПИ и экспортные пошлины, которые описаны выше, действует начиная с 2005 года. Но у такой системы есть существенный недостаток в виде высокой налоговой нагрузки на производителей, разрабатывающих и осваивающих новые месторождения в регионах, которые характеризуются суровыми природно-климатическими условиями, недостаточно разработанной инфраструктурой, а также месторождений с трудноизвлекаемой нефтью на суше или морском шельфе. В результате снизилась привлекательность новых месторождений. Нефтяные компании предпочитают оставаться на старых и разведанных месторождениях с большой выработкой и получать по ним существенные льготы. С целью повышения объема добычи нефти в стране, правительство было вынуждено ввести специальные льготы по НДПИ и экспортным пошлинам для месторождений Заполярья, Восточной Сибири, морского шельфа и др. Конечно, это не могло не оказать положительно эффекта - применение налоговых льгот стало одним из главных стимулов роста добычи нефти в РФ в последние годы. Регионами, где наблюдался самый быстрый рост добычи нефти, являются Восточная Сибирь, Волго-Уральский регион, Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция, т.е. как раз те регионы, где получили распространение льготы по НДПИ и/или экспортной пошлине.
Роль индивидуальных льгот для каждого отдельного месторождения в качестве основных факторов роста добычи нефти бесспорна, но опыт их использования сводит на нет универсальность и единство налоговой системы в целом, делает ее более громоздкой
для администрирования и менее понятной и прозрачной для инвесторов. Более того, частое выделение льгот для добычи создает реальные риски снижения поступлений бюджета от нефтяной сферы. Представляется, что в этих условиях правильней было бы перейти от мелких и частых корректировок налоговой системы путем изменения льгот к пересмотру ее базовых принципов: по замыслу, новая система налогообложения должна быть гибкой и адаптивной к конкретным условиям добычи нефти.
Уже на протяжении нескольких лет Минфин осознает отсталость нынешней системы налогообложения в нефтяной сфере. Постепенно прорабатываются разные варианты реформирования, которые могут в последствие стать новой почвой для всех налоговых процессов в данной сфере.
Первое, что министр финансов Антон Силуанов отмечал на своих интерактивных встречах в начале текущего года это то, что нужно отходить от налогообложения денежных потоков к взиманию средств с объема добытой и реализованной на рынках нефти. По данной стратегии в разработке находится новый налог - налог на добавленный доход (НДД).
Соответственно, он будет зависеть именно от объема реализации добытой нефти, а именно, если она находится на достаточно высокой отметке, налоговые поступления будут расти в тех же объемах. Не секрет, что он со временем заменит НДПИ. Так в чем же его преимущества по сравнению с налогом на добычу полезных ископаемых?
Во-первых, НДД будет зависеть непосредственно от рентабельности месторождения, то есть насколько оно экономически эффективен. Получается, если месторождение приносят сверхдоход, то оно будет облагаться в большем налоговом объёме.
Во-вторых, будет прослеживаться тенденция к увеличению инвестиционных потоков в нефтяную отрасль. Так как НДД облагает только «сверхдоход», то можно сделать вывод, что на ранних этапах развития месторождений, несмотря на то, насколько они будут перспективны, налог не будет действовать до момента полной окупаемости данного месторождения. Как итог, инвестиции заметно возрастут, так как риски потерь инвесторами их вложенных средств будут минимальны.
В-третьих, те месторождения, которые доживают свой век и характеризуются низкой доходностью, будут облагаться именно по прибыли, соответственно соотношение налогов и валового дохода останется на приемлемом уровне. Это свидетельствует о том, что нефтяным ТНК не нужно будет в срочном порядке искать замену труднодоступным месторождениям нефти, и можно будет вести работы до полного их истощения.
Что же касается недостатков данного налога, то в первую очередь, для его нормального функционирования нужно создать или улучшить государственный контроль (ужесточить правовое регулирование, создать новый или улучшить имеющийся орган контроля) за деятельностью нефтяных компаний. Нефтяные ТНК могут специально завысить свои издержки и уменьшить свою валовую прибыль, поэтому и налог будет несколько ниже положенного. Также нельзя забывать и о коррупционной составляющей вопроса, потому что нефтяная отрасль -потенциальный рай для теневой экономики.
Чтобы наглядно продемонстрировать недостаток существующей системы налогообложения, который заключается в незаинтересованности нефтяных компаний осваивать новые месторождения, а инвесторов вкладываться в эти проекты, рассчитаем НДПИ для месторождений с высокой и низкой степенью выработанности.
НДПИ за нефть вычисляется по формуле:
НДПИ = ОН х (Ст х Кц - Дм),
где:
Дм = Кндпи х Кц х (1 - Кв х Кз х Кд х Кдв х Ккан) - Кк;
ОН — объем чистой нефти;
Ст — ставка НДПИ для нефти (с 01.01.2017 равна 919 руб./тонна (ч. 2 НК РФ от 05.08.2000 N 117-ФЗ (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N З66-ФЗ))).
Коэффициент Кв - степень выработанности отдельного участка недр — вычисляется по сложной формуле на месторождениях со степенью выработанности от 0,8 до 1, но может быть также равным 0,3 или 1 (п. 2 ст. 342.5 НК РФ); В случае высокой выработанности возьмем этот коэффициент 0,3; в случае низкой - 1.
Остальные коэффициенты в нашем примере будут стационарны.
При добыче 10 тыс. тонн нефти на месторождении с высокой выработанностью, нефтяная компания должна будет заплатить государству:
НДПИ = 10 000 х (919 х 7,7056 - 559 х 7,7056 х (1 - 0,3 х 1 х 1 х 1 х 1)-306) = 37 602 451 руб.
В случае добычи на месторождении с низкой выработанностью:
НДПИ = 10 000 х (919 х 7,7056 - 559 х 7,7056 х (1 - 1 х 1 х 1 х 1 х 1)-306) = 67 754 464 руб.
Из расчетов следует, что при существующей налоговой системе нефтяным компаниям выгоднее осуществлять добычу на месторождениях с высокой долей выработанности, т.к. в этом случае они уплачивают в бюджет гораздо меньший размер НДПИ, чем при добыче на новых месторождениях.
Поэтому налоговая система, основанная на НДПИ, не обеспечивает развитие и освоение новых месторождений в том объеме, в котором это необходимо государству.
Предлагаемая новая налоговая система, основанная на НДД, подразумевает удержание 50% от чистой прибыли нефтяной компании. Налоговой базой служит разница между доходами и расходами, включающими текущие и капитальные затраты. Также предполагается ограничение затрат при расчете НДД в 7140 руб. на тонну, в целях снижения возможных рисков в завышении затрат компаниями. Т.е. НДД рассчитывается исходя из финансового результата компании.
При данной системе также планируется отмена льготирования каждого отдельного месторождения. А если брать во внимание факт того, что сейчас основная масса льгот приходится на освоенные и выработанные месторождения, то при новой системе в выигрыше будут нефтяные компании, осваивающие новые, труднодоступные месторождения морского шельфа, Арктики и т.п.
Неясным остается только вопрос о том, как отразится реформа налоговой системы на бюджете РФ. Перекроет ли выигрыш государства в виде отмены постоянного льготирования месторождений убытки от снижения налоговых сборов от НДД (т.к. НДД приведет к увеличению налоговых сборов от льготируемых месторождений и к уменьшению поступлений от новых, характеризующиеся сверхдоходностью). На этот вопрос можно будет ответить только после внедрения НДД на первых пилотных месторождениях. В зависимости от результатов этих внедрений, можно будет сделать окончательный вывод о преимуществах новой системы налогообложения.
Что касается других изменений в налогообложении, то нужно отметить возможную отмену экспортной пошлины через несколько лет. Как отмечают в Минэнерго, отмена налога возможна только постепенно, проработав все возможные риски и варианты развития событий. Первые шаги уже сделаны, так как по «налоговому маневру» 2015 года экспортная пошлина должна сократиться с 42 до 30% в 2017 году. Налог на добычу полезных ископаемых в то же время увеличен до 919 рублей за каждую добытую тонну [1].
Отмена экспортной пошлины, в первую очередь, нужна отечественным ТНК для беспрепятственного вывоза добытой продукции за рубеж, ведь кроме пошлины компании несут огромные транспортные издержки из-за плохой логистики в плане расположения заводов по переработке. Этот факт делает отечественную нефть заведомо неконкурентоспособной на внешних рынках. Поэтому нужно срочно продумывать новую законодательную базу для того, чтобы в будущем задумываться об отмене экспортной пошлины.
Если говорить о «налоговых маневрах», то они были придуманы в качестве антикризисных мер в результате стремительного падения цен на черное золото в 2014
- 2015 годах (менее 20$ за баррель). После падения цен последовало уменьшение налоговых отчислений в бюджет страны, что и стало стимулом для реформирования системы налогообложения.
На наш взгляд, учитывая все достоинства и недостатки новой системы налогообложения, введение НДД в Российской Федерации является на данный момент целесообразным. На сегодняшний день у нефтяных компаний при существующей системе налогообложения (НДПИ со льготами) нет стимулов для того, чтобы развивать новые месторождения. Им выгодно разрабатывать уже и так освоенные месторождения, получая большие льготы государства. Из-за этого государство недополучает огромное количество налоговых поступлений, остаются неразвитыми потенциальные месторождения нефти. Итогом перечисленного может стать падение уровня добычи и экспорта нефти в среднесрочной перспективе (учитывая высокую выработанность существующих месторождений, которая составляет по разным оценкам около 46%), снижение поступлений налогов в бюджет, стагнация всей нефтяной отрасли в целом.
Для того чтобы налоговая система Российской Федерации отвечала современным требованиям и реалиям отечественной нефтяной отрасли была предложена реформа налоговой системы с введением НДД. Ее главное преимущество заключается в том, что она позволяет снизить налоговое бремя новых, неразведанных месторождений с большим потенциалом добычи нефти в будущем.
Применение НДД видится эффективным, главным образом, на новых нефтегазовых месторождениях. Главным отличием налогов на дополнительный доход и финансовый результат от действующей налоговой системы служит их ориентация на рентабельность добычи нефти и газа, то есть на финансовые показатели нефтяной компании. При такой системе, как считают экономисты, будут объективно учитываться природно-климатические условия добычи нефти. Как результат использования НДД при высокорентабельной добыче нефтегазовые доходы в бюджет будут увеличиваться, при низкорентабельной - налоговая нагрузка на нефтедобывающие компании будет снижаться, что в совокупности будет стимулировать добычу нефти в стране [3].
Поэтому, на наш взгляд, применение НДД позволит в среднесрочной перспективе совершить плавный переход от нынешних истощающихся месторождений к новым, с высоким потенциалом добычи нефти, а это в свою очередь положительно скажется на сборе налогов в бюджет. Безусловно, этот процесс потребует длительного времени для полной реализации. На первоначальных стадиях перехода к новой системе (испытание новой налоговой системы на пилотных месторождениях) будут потери, как у государства, так и у нефтяных компаний. Уже сейчас ведутся большие споры между правительством и главными директорами крупных нефтяных компаний России (последним невыгодно сейчас же осуществлять деятельность на условиях НДД, т.к. большая часть месторождений, где добывается нефть, имеют высокую долю выработанности). Но в случае, если государству и бизнесу удастся найти компромисс в этом нелегком вопросе, и совершить модернизацию налоговой системы нефтяной отрасли России, то это позволит оздоровить нефтяную отрасль в целом, сделать систему налогообложения понятной и доступной, отвечающей современным запросам мирового рынка, позволит открыть путь для дальнейших исследований и разработок новейших месторождений нефти в России.
Список литературы /References
1. Налоговый кодекс Российской Федерации в ред. Федерального закона от
05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.04.2017).
2. Приказ Министерства энергетики РФ от 6 июня 2011 г. № 212 «О Генеральной
схеме развития нефтяной отрасли до 2020 года».
3. Абдулкадыров А.С. Налоговое стимулирование инновационного развития нефтегазового сектора экономики России. [Текст] / А.С. Абдукадыров, Д.В. Ефимова // XII Международная научная конференция «Современные проблемы управления природными ресурсами и развитием социально-экономических систем», 2016. № 3. С. 31-41.
4. Выгон Г.В. Основные направления налоговой реформы нефтяной отрасли. [Электронный ресурс]: Г.В. Выгон, А.С. Рубцов, С.С. Ежов. Режим доступа: https://vygon.consulting/upload/iblock/fc5/vygon_consulting_tax _reform_ 2017.pdf/ (дата обращения: 15.04.2017).
5. Сайт Министерства финансов РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minfin.ru/ru/ (дата обращения: 15.04.2017).