Научная статья на тему 'Реформа МВД России (интервью заместителя министра внутренних дел Российской Федерации С. П. Булавина ИТАР-ТАСС)'

Реформа МВД России (интервью заместителя министра внутренних дел Российской Федерации С. П. Булавина ИТАР-ТАСС) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
236
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы —

Опубликованный в Интернете законопроект «О полиции», который призван коренным образом изменить взаимоотношения общества и стражей правопорядка, вызвал живейший интерес у россиян. Спустя неделю после обнародования законопроекта собралось несколько тысяч комментариев. О том, как МВД России будет учитывать мнение граждан при доработке законопроекта, что принесет органам внутренних дел новый закон, рассказал заместитель министра внутренних дел РФ статс-секретарь генерал-майор милиции С.П. Булавин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реформа МВД России (интервью заместителя министра внутренних дел Российской Федерации С. П. Булавина ИТАР-ТАСС)»

ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ

29 (86) - 2010

РЕФОРМА МВД РОССИИ

(интервью заместителя министра внутренних дел российской федерации с. п. булавина итар-тасс) *

Опубликованный в Интернете законопроект «О полиции», который призван коренным образом изменить взаимоотношения общества и стражей правопорядка, вызвал живейший интерес у россиян. Спустя неделю после обнародования законопроекта собралось несколько тысяч комментариев. О том, как МВД России будет учитывать мнение граждан при доработке законопроекта, что принесет органам внутренних дел новый закон, рассказал заместитель министра внутренних дел РФ — статс-секретарь генерал-майор милиции С. П. Булавин.

— Сергей Петрович, в министерстве именно Вы отвечаете за подготовку законопроекта. И вот документ обнародован, граждане его активно обсуждают и комментируют. Какие положения больше всего волнуют людей, вызывают споры?

— Во-первых, хотел бы отметить, что интерес со стороны граждан к законопроекту очень большой и это, не скрою, приятно. Получается, что люди действительно заинтересованы в реформировании органов правопорядка, изменении их в лучшую сторону. А для руководства МВД России мнение граждан в данном случае очень важно, ведь главным критерием оценки деятельности полиции названо именно мнение обычных людей. В законопроекте полностью уходим от так называемой «палочной системы», когда работа милиции оценивалась по числу раскрытых преступлений. Ведь главная задача — это предотвратить преступление, сделать невозможным его совершение. Поэтому в новом законе во главу угла ставится именно профилактика, работа на упреждение. Совместно с общественным контролем она должна дать хороший результат и способствовать дальнейшему снижению уровня преступности в нашей стране.

Возвращаясь к теме законопроекта, можно отметить, что на сегодняшний день на сайт поступило порядка 10 тыс. комментариев к нему. Интерес действительно колоссальный, в информационном

* Публикуется в сокращении.

плане документ даже в какой-то степени заслонил другие актуальные новости. Признаюсь честно, именно на такую реакцию общества руководство МВД России и рассчитывало. Это подтверждает, что выбран правильный путь реформирования органов внутренних дел.

Все комментарии граждан к законопроекту обязательно будут проанализированы и учтены при подготовке окончательной редакции документа. Для этого в МВД России создана специальная рабочая группа, которую возглавляет доктор юридических наук, заслуженный юрист России руководитель Правового департамента МВД России генерал-лейтенант милиции В. В. Черников, который более 20 лет посвятил вопросам изучения мирового полицейского законодательства. Кроме того, к этой работе подключили фактически половину сотрудников Научно-исследовательского института МВД России, ведь объемы поступающих материалов довольно большие — некоторые комментарии занимают по несколько страниц.

В первую очередь граждан волнует, не расширит ли новый закон права полиции, так как законопроект «потяжелел» по сравнению с предшественником практически в два раза. Но дело в том, что действующий закон был принят еще в 1991 г. — почти 20 лет назад, а за это время многое поменялось. Новый документ получился всеобъемлющим, включил в себя положения различных ведомственных приказов и актов, поэтому и «потолстел». Но ни о каком расширении полномочий полиции речи не идет. Наоборот, конкретизированы все права — как полицейских, так и граждан; все действия, связанные с применением оружия, спецсредств, вопросы вхождения в жилища. Будем надеяться, что четкие нормы закона позволят людям чувствовать себя более защищенными и исключат конфликтные ситуации.

При подготовке нового закона учитывались международные нормы, Кодекс полицейского, правила применения оружия и спецсредств, определенные документами ООН. То есть закон соответствует всем мировым стандартам в этой сфере.

— Из числа поданных при обсуждении законопроекта, на Ваш взгляд, больше голословных предложений или люди действительно внимательно читают законопроект, предлагают дельные вещи?

— Граждане действительно хотят разобраться, помочь в создании полноценной правовой базы для деятельности органов правопорядка. И это искреннее желание приятно. Все понимают, что разработка и принятие столь значимого документа — трудоемкий и сложный процесс, поэтому граждане стараются внести свой вклад.

Причем, согласно проводимым социологическим опросам, большинство граждан выражают серьезную озабоченность состоянием преступности в стране и ее высоким уровнем, некоторые недовольны качеством работы органов внутренних дел. А теперь у граждан есть реальная возможность самим повлиять на ситуацию, что-то изменить.

Ведь с милицией сталкиваются так или иначе все граждане, кто-то реже, кто-то чаще. Милиция является самой близкой к населению правоохранительной структурой. Поэтому не случайно в основу разрабатываемого закона заложена «партнерская модель» взаимоотношения полиции с обществом. При такой системе полиция не стоит над обществом, а служит ему.

— В проекте закона немало спорных моментов, которые уже вызвали нарекания со стороны правозащитников. Например, применение электрошокеров и собак, беспрепятственное проникновение в жилище, личные досмотры...

— Да, действительно, это одни из самых обсуждаемых тем. Что касается спорных моментов, то это вполне предсказуемо — всем угодить невозможно. В то же время следует подчеркнуть, что полиция — это правоохранительный орган, она наделена правом применения мер государственного принуждения, в том числе физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Полиция не должна нравиться или не нравиться населению, она в первую очередь должна эффективно выполнять свои задачи — защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, противодействовать преступности, охранять общественный порядок, собственность и обеспечивать общественную безопасность. Для законопослушного гражданина полиция — союзник и партнер.

Разработчики законопроекта исходили из того, чтобы максимально защитить права граждан и организаций, сделать возможным применение этих мер только в исключительных случаях, прописав подробно условия такого применения.

В статье 14 законопроекта определен исчерпывающий перечень граждан, в отношении которых

полиция может применять задержание, а также определены основания и порядок такого задержания. Так, например, по пункту 1 могут быть задержаны лица, подозреваемые в совершении преступления, а также те, в отношении которых избрана мера пресечения — заключение под стражу. А по пункту 5 — лица, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях.

Беспрепятственное проникновение в жилище, использование средств связи гражданского населения, личные досмотры — это вынужденные меры, которые применяются полицией не произвольно, а в четком соответствии с законом. Для каждой меры государственного принуждения определены основания и процедура. Некоторые комментаторы этого почему-то не замечают.

Проведение личного досмотра в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 13 осуществляется при условии, что есть достаточные данные о том, что граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества.

Что касается применения электрошокеров и собак, то они применяются лишь в тех случаях, которые определены в части 1 статьи 21 законопроекта и при условии соблюдения ограничений, установленных в статье 19 законопроекта.

В качестве новеллы главы 5 можно обратить внимание на возможность применения полицией служебного огнестрельного оружия ограниченного поражения. Это оружие нелетального действия и его применение направлено на минимизацию вреда, причиняемого правонарушителю.

— Согласно распоряжению Президента Российской Федерации, законопроект предписывает установление общественного контроля за деятельностью полиции. Как же планируется осуществлять его на практике?

— Основные формы контроля и надзора за деятельностью полиции закреплены в главах 2 и 10. Разработчики не ограничились лишь констатацией государственного контроля, как это было ранее. В соответствии со статьей 52 законопроекта за деятельностью полиции будет установлен общественный контроль — со стороны непосредственно граждан, общественных объединений, Общественной палаты РФ, а также общественных советов, создаваемых при МВД России и его территориальных органах. В их состав будут входить представители СМИ, общественных объединений, деятели культуры, науки и искусства,

- 3

а также представители религиозных конфессий, правозащитники.

Можно быть уверенным в том, что полиция сама заинтересована в осуществлении гражданского контроля, поскольку мнение населения, как уже было отмечено, закреплено в качестве одного из определяющих критериев в системе оценки эффективности работы.

— Сергей Петрович, многих россиян интересует момент видеосъемки взаимоотношений милиционера и гражданина. Уже решено, будет ли это и как на практике?

— Отчасти эта задача уже решается, в первую очередь в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. А в рамках реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годах» на дорогах устанавливаются технические средства автоматической фиксации правонарушений, проще говоря, видеокамеры. Они позволяют в режиме реального времени отслеживать обстановку на трассах, а также выявлять грубые нарушения правил дорожного движения. Причем спектр последних постоянно расширяется — если изначально камеры могли фиксировать только превышение скорости, то теперь с их помощью можно привлечь к ответственности водителя, который, например, выехал на встречную полосу. А в будущем практически все нарушения правил дорожного движения будут фиксироваться камерами, которые, в какой-то степени, заменят на дорогах полицейских.

Причем МВД России планирует с каждым годом все больше использовать видеокамеры не только для обеспечения безопасности на дорогах, но и в общественных местах. Уже несколько лет в крупных городах формируется система «Безопасный город», которая также предполагает установку видеонаблюдения. Сотрудник полиции, согласно задумке, будет находиться в отделе, в дежурной части и наблюдать за ситуацией. Но в случае ее осложнения, совершения каких-то хулиганских действий, правонарушений или преступлений, немедленно выезжать на место. Причем время прибытия наряда должно быть минимальным. За счет этого можно сократить численность нарядов, которые патрулируют, и сосредоточить их на местах со сложной оперативной обстановкой.

Ничего нового в этом вопросе придумано не было, по этому пути сейчас идет все мировое полицейское сообщество. Сотрудники органов внутренних дел неоднократно были в Греции, Великобритании, где города просто опутаны видеокамерами,

4 -

и это не вызывает ни у кого никаких вопросов. Но как только совершается преступление или правонарушение — полицейский уже на месте.

Внедрение систем видеонаблюдения — это еще и возможность воспитания законопослушных граждан. Ведь для многих именно контроль, а не постоянные увещевания, является решающим аргументом в вопросе «нарушать — не нарушать».

Следует отметить, что на сегодняшнем этапе развития России мы просто не можем пойти по иному пути. Идет модернизация во всех сферах и отраслях, и органы внутренних дел, безусловно, активно включились в этот процесс, предполагающий использование новейших технологий в служебной деятельности. Планируется оснащение видеокамерами всех патрульных автомобилей (что уже делается), дежурных частей, изоляторов временного содержания.

Кроме того, у всех полицейских в обязательном порядке будут компьютеры, подключенные напрямую к базам данных ведомства. Они позволят им быстро уточнять любую необходимую информацию, например, установить личность гражданина, выяснить, не находится ли он в розыске, был ли ранее судим.

— Новый закон предъявляет повышенные требования к сотрудникам полиции, увеличено число оснований, по которым человека могут уволить со службы. Не считаете ли Вы, что это может спровоцировать отток кадров?

— Не думаю. Эти повышенные требования к полицейским вводятся не случайно. Они будут работать с населением и у них должна быть мера ответственности как у представителей органов государственной власти. Полицейские обязаны стать образцом для подражания, чтобы граждане видели, что их охраняют достойные люди. А для этого, как минимум, должен быть опрятный внешний вид, вежливое и корректное поведение. У людей должна быть уверенность, что полиция их защищает, что это профессиональная структура, сотрудники которой имеют самую высокую квалификацию в области обеспечения безопасности и правопорядка. Аналогичные требования к полицейским предъявляются и в других странах.

Будет ужесточена дисциплина, ответственность, но этого требуют те вызовы и угрозы, которые стоят на сегодняшний день перед правоохранительными органами.

— В законопроекте говорится об ужесточении системы подбора кадров. Как теперь будут отбирать в полицию ? Будет ли осуществляться контроль за уже действующими сотрудниками, использовать-

ся такие проверенные формы, как переаттестация и психологическое тестирование?

— Вопросам кадрового обеспечения руководство МВД России уделяет самое пристальное внимание. При приеме на службу в полицию будут действовать все ограничения и запреты, предусмотренные Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Кроме того, в статье 29 законопроекта «О полиции» дополнительно установлено, что гражданин не может быть принят на службу, если он имел судимость, а также, если в отношении него уголовное преследование прекращено по нереабилитирующим основаниям.

Гражданин РФ не может быть принят на службу в полицию, а сотрудник полиции не может проходить службу в полиции в случае отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, наличия заболевания, препятствующего поступлению на службу в полицию или ее прохождению, представления подложных документов или заведомо ложных сведений.

Существенно ужесточены требования к служебному поведению сотрудника полиции. К кандидатам на службу предъявляются возрастные требования — они должны быть не моложе 18 лет и не старше 35 лет, иметь образование не ниже среднего /полного/ общего, владеть государственным языком Российской Федерации и быть способны по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника полиции.

В свою очередь такие критерии, как пол, раса, национальность, происхождение, имущественное и должностное положение, место жительства, отношение к религии, убеждения, принадлежность к общественным объединениям, не имеют значения.

В рамках решения задачи борьбы с коррупцией к личностным и профессиональным качествам сотрудников полиции предъявляются повышенные требования. Каждый поступающий на службу должен будет пройти психофизиологическое исследование, тестирование на алкогольную, наркотическую и иную токсическую зависимость, а также испытание в целях проверки его морально-психологических, деловых и иных качеств. Для действующих сотрудников также предусмотрены периодические психологические тестирования и аттестация.

Принципиально важно, чтобы кандидаты на службу, имеющие наркотическую, алкогольную или иную зависимость, психически неуравновешенные люди не имели никаких шансов попасть на работу.

— В рамках реформы планируется существенно сократить число милицейских учебных заведений. А где же МВД России будет брать кадры?

— К 2012 г. личный состав органов внутренних дел, согласно Указу Президента Российской Федерации, будет сокращен на 20 %. В связи с этим было принято решение и об уменьшении числа ведомственных учебных заведений и, соответственно, слушателей в них.

Руководство МВД России провело несколько социологических исследований и пришло к выводу, что часть слушателей сразу по окончании ведомственных учебных заведений, получив хорошее, качественное и престижное образование, уходит. То есть за государственный счет готовятся специалисты для других структур. Поэтому планируется обязать выпускников милицейских вузов после их окончания обязательно идти на службу в милицию и отработать определенный срок. В противном случае молодому специалисту придется компенсировать затраты на его обучение.

В любом случае основные вузы остаются. Без их помощи невозможно будет укомплектовать ряды полиции высококвалифицированными специалистами. Конечно, хотелось бы, чтобы в органы внутренних дел приходили на работу выпускники других ведущих вузов, например, МГУ имени Ломоносова.

— В законопроекте практически не прописаны социальные гарантии полицейских, а Президент Российской Федерации называл это одной из первоочередных задач...

— Действительно, проект не содержит полного социального пакета. Он оставляет тот набор социальных гарантий, который содержится в действующем законе. Это сделано сознательно. Проводимое реформирование МВД России предполагает несколько этапов и составляющих. Первое — это формирование нормативно-правовой базы, чем мы и занимались. Фактически созданы закон о полиции и закон о прохождении службы.

Что касается социального пакета, то это будет вторая составляющая реформы, которая предполагает, что сотрудник полиции, который выполняет свои задачи с риском для жизни, не считаясь с личным временем и интересами семьи, рискуя жизнью, должен адекватно оплачиваться. Здесь не следует претендовать на завышенные, заоблачные зарплаты, так как понятно, что экономические возможности государства ограничены. Но, тем не менее, каждый сотрудник должен иметь право на жилье, на достойную пенсию, на медобслуживание. Вот это минимум благ, который позволит ему чувс-

- 5

твовать себя востребованным и нужным обществу. Можно, конечно, ругать, наказывать сотрудников, но у людей должен быть стимул служить. В этом случае в полицию появится отбор, а не набор всех желающих, который сегодня, к сожалению, существует.

Поэтому планируется принятие отдельного закона, который будет регулировать денежное довольствие, жилищное и пенсионное обеспечение всех сотрудников органов внутренних дел.

— Предложение переименовать милицию в полицию вызвало много споров. Приводятся аргументы как «за», так и «против» этого переименования. Как Вы считаете, это даст положительный результат?

— Эта тема не нова, еще в 1991 г. стоял вопрос о переименовании милиции в полицию, был даже подготовлен соответствующий законопроект.

Судя по отзывам, тех граждан, которые против переименования, совсем мало — большинство поддерживают. В свою очередь, мы ведем большую информационную работу, разъясняя людям, что дело не в смене названия, а в изменении качества работы органов правопорядка. Молодежь, кстати, вся выступает за полицию, говорит, что это — европейские стандарты и давно нужно было это сделать. Более консервативно, конечно, откликается старшее поколение. Но, думаю, проанализировав все «за» и «против», они также согласятся с необходимостью смены названия.

Еще раз можно подчеркнуть, что это будет не просто переименование, а обновление содержания деятельности. Во главу угла будут поставлены права

и свободы граждан, именно их защита и соблюдение будут являться целью деятельности полиции. Именно население будет оценивать полицию, и общественное мнение будет являться основополагающим критерием оценки работы. В зависимости от того, как население будет относиться к работе руководителей полиции, конкретных сотрудников, так и будет делаться вывод об их профпригодности и квалификации.

Термин «полиция» у большинства сотрудников органов внутренних дел отторжения не вызывает. Фактически сотрудники органов внутренних дел уже давно полицейские и по сути, и по форме. В таком качестве МВД России воспринимает и международное полицейское сообщество, мы являемся членами Интерпола — Международной организации уголовной полиции.

Необходимо вспомнить, что в России первым органом охраны правопорядка была именно полиция. Поэтому речь идет о возвращении к историческому названию, наполненному современным содержанием.

— Сергей Петрович, когда планируется принять новый закон?

— После обсуждения законопроекта «О полиции» на сайте документ направлен на доработку. Первоначально срок исполнения был намечен на декабрь, но с учетом особой важности этого законопроекта он может быть подготовлен раньше. Планируется, что осенью Президент Российской Федерации уже внесет его на рассмотрение Государственной Думы. С 1 января 2011 г. новый закон должен вступить в силу.

Интервью вела обозреватель ИТАР-ТАСС Светлана АЛИКИНА

Агентство маркетинговых коммуникаций CNews Conferences

при информационной поддержке Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

7 декабря 2010 года проводит

круглый стол «ИТ-аудит: возможности и результаты»

По вопросам участия, а также за дополнительной информацией обращаться по телефону +7 (495) 363-11-57 либо e-mail: events@cnews.ru http://www.cnews.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.