Научная статья на тему 'РЕФОРМА ДОГОВОРА О ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ: ПРОВЕСТИ НЕЛЬЗЯ ОТКАЗАТЬСЯ'

РЕФОРМА ДОГОВОРА О ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ: ПРОВЕСТИ НЕЛЬЗЯ ОТКАЗАТЬСЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
106
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЕРЕНЦИЯ О БУДУЩЕМ ЕВРОПЫ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ РЕФОРМА / ПАССЕРЕЛЬ / ЕВРОПЕЙСКОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО / ГОЛОСОВАНИЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫМ БОЛЬШИНСТВОМ / ЕДИНОГЛАСИЕ / ЗЕЛЁНЫЙ КУРС

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Потемкина Ольга Юрьевна

Статья посвящена дискуссиям в Европейском союзе, разгоревшимся после завершения Конференции о будущем Европы. Автор последовательно анализирует позиции Европейского парламента, Совета и Комиссии, выявляя при этом разногласия как между институтами ЕС, так и государствами-членами. Камень преткновения - перспективы институциональной реформы ЕС, которую можно провести как посредством изменения Договóра о Европейском союзе, так и без созыва Конвента, а лишь применив оговорку «пассерель», которая предоставляет возможность перейти от единогласия к голосованию квалифицированным большинством в Совете по целому ряду важных вопросов. Автор подчёркивает, что для Европарламента дополнительной мотивацией к призыву отменить единогласие стала перспектива блокирования отдельными странами санкций против России. Во второй части статьи рассматривается развитие идеи Европейского политического сообщества (ЕПС), выдвинутой президентом Франции Макроном по завершении Конференции. Автор утверждает, что планы создания ЕПС как «облегчённой правовой структуры с полномочиями по принятию решений» напрямую связаны с проведением институциональной реформы, а именно - отказом от единогласия. Таким образом, научные и политические дискуссии ведутся вокруг фундаментальных направлений - соотношения углубления и расширения европейской интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFORM OF THE TREATY ON THE EUROPEAN UNION: IMPLEMENT IMPOSSIBLE ABANDON

The article addresses the discussions in the European Union that broke out after closing of the Conference on the future of Europe. The author consistently analyzes the positions of the European Parliament, the Council and the Commission, while identifying differences between both EU institutions and Member States. The stumbling block is the prospects for the EU institutional reform, which can be carried out both by changing the Treaty on the European Union and without convening the Convention, but only by applying the «passerelle» clause, which provides an opportunity to move from unanimity to voting by qualified majority in the Council on a number of important issues. The author emphasizes that an additional motivation for the European Parliament to call for cancelling of unanimity was the threat of blocking sanctions against Russia by certain countries. The second part of the article examines the development of European Political Community (EPC), the idea, which was put forward by French President Macron at the end of the Conference. The author argues that the plans to create the EPC as a «light legal structure with decision-making powers» are directly related to implementation of institutional reform, namely, unanimity cancelling. Thus, scientific and political discussions are conducted around fundamental directions - the ratio of deepening and expanding European integration.

Текст научной работы на тему «РЕФОРМА ДОГОВОРА О ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ: ПРОВЕСТИ НЕЛЬЗЯ ОТКАЗАТЬСЯ»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2022, №5

УДК 327 EDN: SYCPEA

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran520222634

РЕФОРМА ДОГОВОРА О ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ: ПРОВЕСТИ НЕЛЬЗЯ ОТКАЗАТЬСЯ

Ольга Юрьевна Потемкина

ИЕ РАН, Москва, Россия, e-mail: olga_potemkina@mail.ru, ORCID: 0000-0002-9844-4093

Ссылка для цитирования: Потемкина О.Ю. Реформа Договора о Европейском союзе: провести нельзя отказаться // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2022. №5. С. 26-34. DOI: 10.15211/vestnikieran520222634

Аннотация. Статья посвящена дискуссиям в Европейском союзе, разгоревшимся после завершения Конференции о будущем Европы. Автор последовательно анализирует позиции Европейского парламента, Совета и Комиссии, выявляя при этом разногласия как между институтами ЕС, так и государствами-членами. Камень преткновения - перспективы институциональной реформы ЕС, которую можно провести как посредством изменения Догов0ра о Европейском союзе, так и без созыва Конвента, а лишь применив оговорку «пассерель», которая предоставляет возможность перейти от единогласия к голосованию квалифицированным большинством в Совете по целому ряду важных вопросов. Автор подчёркивает, что для Европарламента дополнительной мотивацией к призыву отменить единогласие стала перспектива блокирования отдельными странами санкций против России. Во второй части статьи рассматривается развитие идеи Европейского политического сообщества (ЕПС), выдвинутой президентом Франции Макроном по завершении Конференции. Автор утверждает, что планы создания ЕПС как «облегчённой правовой структуры с полномочиями по принятию решений» напрямую связаны с проведением институциональной реформы, а именно -отказом от единогласия. Таким образом, научные и политические дискуссии ведутся вокруг фундаментальных направлений - соотношения углубления и расширения европейской интеграции.

Ключевые слова: Конференция о будущем Европы, институциональная реформа, пассерель, Европейское политическое сообщество, голосование квалифицированным большинством, единогласие, зелёный курс.

Статья поступила в редакцию: 05.10.2022.

REFORM OF THE TREATY ON THE EUROPEAN UNION: IMPLEMENT IMPOSSIBLE ABANDON

Olga Yu. Potemkina

© Потемкина О. Ю. - д.полит.н., г.н.с., рук. Отдела исследований европейской интеграции ИЕ РАН.

Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, e-mail: olga_potemkina@mail.ru, ORCID: 0000-0002-9844-4093

For citing: Potemkina, O.Yu. (2022). Reform of the Treaty of the European Union: implement impossible abandon. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 29(5): 26-34. (in Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran520222634

Abstract. The article addresses the discussions in the European Union that broke out after closing of the Conference on the future of Europe. The author consistently analyzes the positions of the European Parliament, the Council and the Commission, while identifying differences between both EU institutions and Member States. The stumbling block is the prospects for the EU institutional reform, which can be carried out both by changing the Treaty on the European Union and without convening the Convention, but only by applying the «passerelle» clause, which provides an opportunity to move from unanimity to voting by qualified majority in the Council on a number of important issues. The author emphasizes that an additional motivation for the European Parliament to call for cancelling of unanimity was the threat of blocking sanctions against Russia by certain countries. The second part of the article examines the development of European Political Community (EPC), the idea, which was put forward by French President Macron at the end of the Conference. The author argues that the plans to create the EPC as a «light legal structure with decision-making powers» are directly related to implementation of institutional reform, namely, unanimity cancelling. Thus, scientific and political discussions are conducted around fundamental directions - the ratio of deepening and expanding European integration.

Key words: Conference on the Future of Europe, institutional reform, passerelle, European Political Community, qualified majority vote, unanimity, green deal.

Article received: 05.10.2022.

Дебаты по поводу реформирования процедур в Евросоюзе становятся всё более интенсивными. После завершения Конференции о будущем Европы Европарламент решительно настроен продвигать идею созыва Конвента для внесения поправок в Договоры ЕС. Однако многие государства-члены по-прежнему предпочли бы добиться перемен в функционировании и развитии ЕС лишь в рамках действующих договоров. Вместе с тем Конференция показала, что граждане, участвовавшие в ней и предоставившие рекомендации, ожидают существенных преобразований, призывают институты ЕС возглавить крупные проекты - «зелёный курс» и цифровизацию экономики, которые требуют большей прозрачности, и считают, что внесение поправок в Договоры укрепит потенциал ЕС. В ходе Конференции аргументы сторонников и противников реформы не изменились, возобновившиеся после её окончания дебаты напрямую затрагивают проблемы расширения и углубления интеграции.

9 мая в Страсбурге председатель Европарламента Роберта Метсола, президент председательствовавшей в Совете ЕС Франции Эммануэль Макрон и глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен получили отчёт Исполнительного совета Конференции о её итогах. В отчёт вошли 49 предложений по 9 тематическим разделам, включающие меры их реализации на основе 178 рекомендаций.

Одна из главных рекомендаций Конференции заключается в переходе от единогласия к голосованию квалифицированным большинством государств-членов в Совете ЕС по ряду

важных вопросов. В соответствии с Договором о Европейском союзе (ДЕС), от его участников требуется единогласие в Совете по вопросам налоговой политики, бюджета, верховенства закона, поставок энергоресурсов, введения санкций, гражданства, внешней политики и политики безопасности, избирательной реформы, расширения, а также и внесения изменений в Договор. Подобное положение дел создаёт определённые препятствия для деятельности институтов ЕС. Так, Комиссия не имеет возможности проводить общую налогово-бюджетную политику, Европейский центральный банк (ЕЦБ) - стать кредитором последней инстанции для стран еврозоны. Существуют и другие ограничения, устранение которых путём реформы Договора расчистило бы Евросоюзу путь к федерализации, расширив полномочия наднациональных органов.

Между тем ДЕС (ст. 48(7)) включает оговорку «пассерель» («мостик» (passerelle)), согласно которой в ряде случаев единогласие в Совете может быть заменено на голосование квалифицированным большинством. Однако поскольку государства-члены могут применить «пассерель» только единогласно и при условии отсутствия возражений со стороны национальных парламентов в течение полугода, они никогда не использовали такую возможность1. В последнее десятилетие абсурдность подобного институционального тупика - неразрешимое противоречие между стремлением к коммунитаризации и достижением федеральных целей посредством единогласия стала совершенно очевидной.

После завершения Конференции 13 государств-членов из Северной Европы и Прибалтики, а также Центральной и Восточной Европы в неофициальном документе выступили против «максималистской интерпретации» рекомендаций Конференции Европарламентом и реформы в современной ситуации Договоров путём созыва межправительственной конференции - Конвента.

В ответ 6 западноевропейских государств (Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды и Испания) опубликовали свой собственный неофициальный вариант, в котором поддержали реформы, включая возможность внесения поправок в Договор. Вместе с Францией (которая председательствовала в Совете и поэтому не смогла присоединиться к группе) эти государства представляют большинство населения ЕС. С другой стороны, вместе с Венгрией, которая явно выступает против поправок к договору, направленных на расширение полномочий ЕС, 13 стран, отвергающих созыв Конвента, представляют большинство государств - членов ЕС. Таким образом, Конференция не способствовала нахождению компромисса по поправкам к Договору, но к осени 2022 г. Комиссия, Европарламент и Совет определились со своими позициями относительно предстоящих реформ.

Европейский парламент

Европарламент был главной движущей силой организации и проведения Конференции

0 будущем Европы. До этого евродепутаты-федералисты под руководством Ги Верхофстадта в течение многих лет призывали вернуться к созыву Конвента в составе Комиссии, Совета, Европарламента и национальных парламентов для пересмотра договоров. Но Совет, помня о провале Конституции, тормозил инициативу. Конференция о будущем Европы состоялась и выдвинула рекомендации, однако Совет использовал её для отсрочки реформ, вступив на длительный путь обсуждения результатов.

Недовольный этим обстоятельством Европарламент первым из институтов ЕС обозначил своё видение перспектив воплощения в жизнь её результатов и впервые воспользовался своим правом инициирования изменения Договоров. 9 июня евродепутаты приняли резолю-

1 См. анализ договоров, разрешающих использование оговорки «пассерель» (Clauwaert, Zane 2018).

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2022, №5

цию, призывающую Европейский совет начать процесс пересмотра ДЕС. В условиях прошлых и продолжающихся кризисов Европарламент использовал свои полномочия, чтобы призвать к серьёзным переменам в жизни граждан ЕС путём:

- реформирования процедуры голосования в Совете для повышения способности Европейского союза к действиям, включая переход от единогласия к голосованию квалифицированным большинством в тех областях, где можно применить «пассерель», при введении санкций, а также в чрезвычайных ситуациях1;

- пересмотра полномочий ЕС, особенно в области трансграничных угроз здоровью граждан, обороны, в социальной и экономической политике, в создании Энергетического союза, основанного на энергоэффективности и возобновляемых источниках энергии;

- обеспечения полной реализации Европейской основы социальных прав;

- повышения устойчивости экономики ЕС, стимулирования инвестиций, ориентированных на «зелёный» и цифровой переход;

- предоставления Европарламенту права инициировать, изменять или отменять законодательство, а также полноправно участвовать в процессе принятия бюджета ЕС;

- усиления защиты основополагающих ценностей ЕС и разъяснения последствий их нарушений (ст. 7 ДЕС и Хартия основных прав) (European Parliament Resolution... 2022).

Резолюцию не поддержали лишь представители группы «Идентичность и демократия», её депутаты выступили против отмены единогласия как усиления наднационального элемента в управлении Евросоюзом и выразили недовольство тем, что после брекзита ЕС начал «ускоренную гонку в направлении большей централизации» (Europe Daily Bulletin 2022: 12968).

Стоит отметить, что французское председательство должно была автоматически представить июньскую резолюцию Европарламента Европейскому совету и проинформировать национальные парламенты. Однако этого не было сделано, несмотря на заверения президента Макрона. Председатель парламента Р. Метсола, представительница Европейской народной партии (ЕНП) также не смогла убедительно представить требования евродепутатов, выступая в Совете в июне. Но уже через неделю лидеры группы обязали её официально обратиться в Совет и Европейский совет, подтвердив решимость Европарламента добиваться созыва Конвента. Однако к тому моменту председательство в Совете перешло к традиционно евроскеп-тически настроенной Чешской Республике.

Совет ЕС

Совет внёс свою лепту в определение приоритетов развития Евросоюза. В рабочем документе, разосланном национальным делегациям 10 июня, Генеральный секретариат Совета представил предварительный анализ 49 рекомендаций и 320 мер, предложенных участниками Конференции. Из документа следовало, что многие из них могут быть реализованы в рамках действующего Договора о Европейском союзе. Более того, некоторые предложения в области цифровой трансформации, изменения климата, здравоохранения уже находятся в разработке, новое законодательство ЕС проходит стадию межинституциональных переговоров. В рамках ДЕС возможно было бы внести изменения в сфере защиты персональных данных, свободы СМИ и экономики замкнутого цикла.

Кроме того, в докладе подчёркнуто, что некоторые рекомендации можно было бы реализовать с помощью гибких механизмов, в том числе продвинутого сотрудничества или ого-

1 Примечательно, что для многих евродепутатов дополнительной мотивацией к призыву отменить единогласие стала попытка Венгрии блокировать шестой пакет санкций против России. «Вето, созданное для защиты прав меньшинств, стало "инструментом вымогательства средств", а также используется для попрания верховенства закона», - заявили депутаты (Europe Daily Bulletin 2022: 12968).

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2022, №5

ворки «пассерель». Были перечислены сферы деятельности ЕС, в которых для принятия законодательных актов могла быть использована оговорка: - борьба со всеми формами дискриминации, - усиление социальной защиты, - сотрудничество полицейских ведомств, - гармонизация налогообложения, - принятие международных соглашений, - изменение задач ЕЦБ, - отмена единогласия в Совете.

Наконец, «только весьма ограниченное количество конкретных мер потребовало бы изменения Договора», - заключили эксперты Совета. В их числе: перенос политики в сфере здравоохранения и образования в совместную компетенцию ЕС и государств-членов; - введение права на брак и усыновление для однополых пар; - признание Дня Европы (9 мая) дополнительным государственным праздником на всей территории ЕС; - проведение общеевропейских референдумов по инициативе Европейского парламента; - решение о том, что государство-член нарушает фундаментальные ценности ЕС; - переход от единогласия к голосованию квалифицированным большинством в Совете ЕС в ситуациях, когда оговорка «пассе-рель» не может быть применена (например, в вопросах обороны); - прямые выборы председателя Комиссии гражданами ЕС; - определение состава Европейского парламента и системы ротации государств-членов для введения своих представителей в Комиссию; - ряд положений Общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ); - предоставление Европейскому парламенту права законодательной инициативы (General Secretariat... 2022).

15 июля в Праге в ходе неофициальной встречи министров по европейским делам членов ЕС чешский министр Микулаш Бек призвал Совет определить «пункты, по которым можно было бы перейти от единогласия к голосованию квалифицированным большинством». По оценкам чешского председательства, 80-90% рекомендаций Конференции возможно реализовать без внесения изменений в действующий Договор. Бек сообщил о предварительном опросе, который провело председательство, чтобы выяснить, готовы ли государства-члены обсуждать правила голосования в Совете ЕС и реформу избирательного законодательства ЕС для введения транснациональных списков кандидатов, возглавляемых «ведущим кандидатом» (Spitzenkandidaten) (Council of the EU. Informal meeting... 2022). Национальные делегации в Совете ответили на три вопроса: - возможность внесения изменений в Договоры; - использование «пассерель»; - более активное вовлечение граждан в процесс принятия решений.

Опрос выявил, что не все государства-члены одинаково готовы к обсуждению. «Подавляющее большинство национальных делегаций считает, что на данном этапе приоритет следует отдавать инициативам, которые могут быть реализованы с использованием возможностей действующих Договоров», - такой вывод сделан в предварительном отчёте чешского председательства об итогах опроса. Поэтому Чехия пришла к заключению, что призывы к институциональной реформе должны стать предметом «структурированной и всеобъемлющей» оценки и на данном этапе «преждевременны» (Europe Daily Bulletin 2022: 13023). Таким образом, чешское председательство предоставило колеблющимся время для размышления, чтобы в случае созыва Конвента уже перед началом получить представление о возможных его результатах.

Результаты исследования не могли не обескуражить президента Франции Э. Макрона и канцлера ФРГ Олафа Шольца, который поддерживает идею институциональных реформ, позиционируя себя как реформатора. «Даже европейские договоры не высечены на камне», -заявил глава германского правительства, добавив, что «европейские правила могут быть изменены в очень короткие сроки, если потребуется». Это, по его признанию, конечно, потребует европейского консенсуса (Speech by Federal Chancellor... 2022).

Между тем опрос выявил глубокие разногласия в Совете по перспективам институцио-

нальной реформы, что позволило чешскому министру Беку прийти к выводу, что прогресс в расширении сферы голосования квалифицированным большинством мало вероятен. Бек предложил провести очередное неофициальное обсуждение в Совете по общим вопросам, прежде чем направлять предложения Европарламента в Европейский совет. Но и это обсуждение, состоявшееся 20 сентября, лишь в очередной раз выявило «разделившиеся» мнения: «страны ЕС не хотят полностью отказываться от единогласия, но некоторые из них готовы к "поэтапному подходу в чётко определённых темах"» (General Affairs Council.. .2022).

Оппозиция изменениям договоров объясняется целым рядом причин. Северные и восточные члены ЕС не испытывают энтузиазма относительно углубления интеграции. Страны Центральной и Восточной Европы не готовы уступить больший суверенитет Евросоюзу после того, как почувствовали себя независимыми всего тридцать лет назад. Государства Северной Европы обеспокоены тем, как бы ЕС не слишком ограничил национальные полномочия, особенно в области налоговой и социальной политики, на которых основывается их модель государства всеобщего благосостояния.

Если иметь в виду, что председательствующая в Совете Чехия передаёт эстафету Швеции, столь же скептически настроенной к проведению Конвента для реформы Договоров, можно предположить, что дата и сама возможность его созыва остаются неясными.

Комиссия ЕС

Хотя Комиссия проявила меньшую активность в продвижении идеи реформ, она выразила поддержку Европарламенту в сообщении 17 июня 2022 г. : приветствовала «готовность Европарламента использовать свои полномочия для предложения поправок к Договорам», которые должны обсуждаться в рамках Конвента (Соттишсайоп from the Commission. 2022). Позицию Комиссии У. фон дер Ляйен подтвердила в своей ежегодной речи о состоянии Союза: «Настал момент для созыва Конвента, чтобы реформировать договоры, на которых основывается Европейский союз» (State of the Union.. .2022). Неудивительно, что речь главы Комиссии была позитивно воспринята Европарламентом. «Урсула фон дер Ляйен, наконец, говорит чёткое "да" предложению Европейского парламента о созыве Конвента, главной целью которого должна стать отмена национального вето», - заявил представитель группы «Зелёные / Европейский свободный альянс» Даниэль Фройнд (Europe Daily Bulletin 2022: 13021). Евродепутаты даже простили фон дер Ляйен отсутствие конкретных предложений и идей о том, на чём должен быть сосредоточен процесс реформирования Договоров, помимо призыва к тому, чтобы они закрепляли «солидарность между поколениями».

В своих рассуждениях фон дер Ляйен опиралась на выдвинутую Э. Макроном 9 мая, в день завершения Конференции, идею «Европейского политического сообщества» (ЕПС) как альтернативу полноправному членству в ЕС тех стран, начиная от «Великобритании и заканчивая Украиной», которые разделяют ценности ЕС в области торговли, верховенства права и демократии (European Union. Conférence. 2022). Концепцию впоследствии развил в своём выступлении председатель Евросовета Шарль Мишель, призвавший создать «Европейское геополитическое сообщество», которое «не стало бы заменой расширению и не гарантировало бы, что однажды страна станет членом ЕС» (Speech by President. 2022). Не остался в стороне и канцлер Германии О. Шольц, определивший ЕПС как форум, на котором главы государств и правительств ЕС и европейские партнёры встречаются один или два раза в год, чтобы обсудить ключевые вопросы, которые влияют на наш континент в целом - такие как безопасность, энергетика, климат и связь (Speech by Federal Chancellor. 2022).

Наконец, саммит ЕС 23-24 июня официально признал ЕПС как «платформу для полити-

ческой координации европейских стран по всему континенту», с которыми ЕС поддерживает «тесные отношения», с целю «укрепления безопасности, стабильности и процветания Европы». В заключениях саммита не было сказано о правовом статусе ЕПС, кроме того, что «такая структура не заменит существующую политику и инструменты ЕС, в частности расширение, и будет полностью уважать автономию Европейского союза в принятии решений» (European Council meeting.. .2022). Между тем в документе, представленном саммиту председательствовавшей Францией, кроме упоминания о «полной автономии», содержалось расплывчатое определение ЕПС как «облегчённой правовой структуры с полномочиями по принятию решений» (Communauté politique. 2022).

В любом случае, в своей сентябрьской речи о состоянии дел в Евросоюзе глава Комиссии связала реформу договоров, расширение и создание политического сообщества, подчеркнув, что «реформа тем более необходима, что в перспективе ЕС будет расширяться», и связав, таким образом, проблемы расширения и углубления интеграции.

* * *

Евросоюзу предстоит реализовать рекомендации Конференции о будущем Европы в очень сложных социально-экономических и политических условиях. Два года пандемии нанесли серьёзный ущерб экономике, ВВП в некоторых государствах-членах с трудом восстанавливался до прежнего уровня. Инфляция в еврозоне достигла самого высокого уровня за всю её историю. В то же время именно в условиях пандемии стала отчётливо видна потребность членов ЕС в реформе здравоохранения - повышении уровня координации действий в чрезвычайной ситуации.

Экономический кризис, сопровождающийся социальной нестабильностью, явным «поправением Европы», - не идеальное время для дебатов об институциональной реформе. Последствия санкций ЕС против России и российских контрсанкций уже ощущаются в виде стремительного роста цен в энергетическом секторе и неизбежно перекинутся на другие сферы экономики. Тем не менее полезным результатом Конференция стал ответ на вопрос о том, какие именно поправки к ДЕС подлежат обсуждению. На этот раз для реализации рекомендаций Конференции не требуется радикальных решений, сравнимых с нововведениями Маастрихтского или Лиссабонского договоров. Предполагается сконцентрироваться на расширении сферы применения голосования квалифицированным большинством в Совете, т.е. на усилении наднационального компонента управления Евросоюзом, и частичном расширении полномочий Европарламента. Некоторые новые положения можно провести без внесения поправок в ДЕС, посредством применения оговорки «пассерель», для чего требуется лишь проявление политической воли государств-членов.

Институты ЕС не согласовали конкретные шаги по реализации рекомендаций Конференции и действуют каждый в соответствии с собственными приоритетами. Разногласия государств-членов относительно реализации рекомендации Конференции о будущем Европы носят отнюдь не технический характер, они касаются перспектив европейской интеграции. Северные и восточные государства-члены, которые выступают против созыва Конвента и изменения Договора, поддерживают приём Украины и стран-кандидатов по соображениям геополитики. Германии и Франции, с другой стороны, приходится настаивать, чтобы любое новое расширение ЕС было обусловлено реформами основополагающего акта и углублением интеграции, в частности, в форме голосования квалифицированным большинством в Совете. В противном случае ЕС рискует окончательно потерять способность действовать согласованно, если его неоднородность продолжит расти. Поиск баланса между углублением и расширени-

ем интеграции становится приоритетной задачей реформ Евросоюза на предстоящее десятилетие.

Список литературы / References

Clauwaert, S., Zane, R. (2018). Passerelle clauses in the EU Treaties. The European Trade Union Confederation (ETUC). Available at: https://www.etuc.org/sites/default/files/document/file/

2021-03/Annex%201%20to%20point%203%20-%20Passerelle%20clauses_0%20%282%29.pdf (accessed 23.09.2022).

Communauté politique européenne. Agence Europe. 12.06.2022. Available at: https://aeur.eu/f/256 (accessed 29.09.2022).

Communication from the Commission. Conference on the Future of Europe. Putting Vision into Concrete Action. European commission. 17.06.2022. Available at: https://ec.europa.eu/info/sites/default/files/communication_1.pdf (accessed 20.09.2022).

Council of the EU. Informal meeting of European affairs ministers, 14-15 July 2022. Czech Presidency of the Council of the European Union. 15.07.2022. Available at: https://czech-presidency. consilium.europa.eu/en/news/informal-meeting-of-ministers-for-european-affairs-1/ (accessed 22.09.2022).

European Council meeting, 23-24 June 2022. Conclusions. European Council. 24.06.2022. Available at: https://www.consilium.europa.eu/media/57442/2022-06-2324-euco-conclusions-en.pdf (accessed 25.09.2022).

Europe Daily Bulletin. 2022.

European Parliament Resolution of 9 June 2022 on the call for a Convention for the revision of the Treaties. European Parliament. 09.06.2022. Available at: https://www.europarl.europa.eu/do ceo/document/TA-9-2022-0244_EN.html (accessed 23.09.2022).

European Union. Conférence sur l'avenir de l'Europe. Rapport sur les résultats finaux. European Parliament. 05.2022. Available at: https://www.europarl.europa.eu/resources/library/media/202205 10RES29211/20220510RES29211.pdf (accessed 29.09.2022).

General Affairs Council, 20 September 2022. Main results. European Council. 20.09.2022. Available at: https://www.consilium.europa.eu/en/meetings/gac/2022/09/20/ (accessed 26.09.2022).

General Secretariat of the Council. Proposals and related specific measures contained in the report on the final outcome of the Conference on the Future of Europe. Brussels. Council of the European Union. 10.06.2022. Available at: https://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-10033-

2022-INIT/en/pdf (accessed 26.09.2022).

Jоzon, M. (2020). The Future of Europe: The Beginning of a New Era in EU Governance? European Journal of Comparative Law and Governance 4(7): 408-434.

Kotanidis, S. (2020). Passerelle clauses in the EU Treaties: Opportunities for more flexible supranational decision-making. Brussels, 2020. European Parliamentary Research Service Available at: https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2020/659420/EPRS_STU(2020)659420 _EN.pdf (accessed 28.09.2022).

Speech by Federal Chancellor Olaf Scholz at the Charles University in Prague, 29.09.2022. Press and Information Office of the Federal Government. 29.09.2022. Available at: https://www. bundesregierung.de/breg-en/news/scholz-speech-prague-charles-university-2080752 (accessed 26.09.2022).

Speech by President Charles Michel at the plenary session of the European Economic and Social Committee. European Council. 18.05.2022. Available at: https://www.consilium.europa.eu/en/

press/press-releases/2022/05/18/discours-du-president-charles-michel-lors-de-la-session-pleniere-du-comite-economique-et-social-europeen/ (accessed 29.09.2022).

State of the Union 2022. A Union that stands strong together. European commission. 14.09. 2022. Available at: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/ov/speech_22_5493 (accessed 30.09.2022).

Von Ondarza, N., Alander, M. (2022). After the Conference on the Future of Europe: Time to Make Reforms Happen. SWP Comment 2022/C 49. 26.08.2022. Available at: https://www.swp-berlin.org/en/publication/after-the-conference-on-the-future-of-europe-time-to-make-reforms-happen (accessed 26.09.2022). DOI: 10.18449/2022C49

Ведерников, М.В. (2022). Председательство Чехии в Совете ЕС: первые итоги // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН (4): 7-17. [Vedernikov, M.V. (2022). Czech presidency of the Council of the European Union: first results. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 28(4): 7-17. (in Russian)]. DOI: 10.15211/vestnikieran42022717

Гуселетов, Б.П. (2022). Позиция европейских либералов по Конференции «Будущее Европы» // Европейский союз: факты и комментарии (104): 8-11. [Guseletov, B.P. (2022). The position of the European liberals on the Conference «The Future of Europe». The European Union: facts and comments (104): 8-11. (in Russian).] DOI: 10.15211/eufacts22021811

Кавешников, Н.Ю. (2021). Европейский союз: история, институты, деятельность. Учебник. М.: Аспект Пресс. [Kaveshnikov, N.Y. (2021). The European Union: History, Institutions, Activities. Textbook. Moscow: Aspect Press. (in Russian).]

Кондратьева, Н.Б. (2022). Европейская комиссия - весна 2022: опасная смена настроения // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН (3): 14-20. [Kondratieva, N.B. (2022). European Commission - spring 2022: a dangerous change of mood. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 27(3): 14-20. (in Russian)]. DOI: 10.15211/vestnikieran320221420

Потемкина, О.Ю. (2022). Конференция о будущем Европы: итоги и перспективы // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН (3): 7-13. [Potemkina, O.Yu. (2022). Conference on the Future of Europe: Results and Perspectives. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 27(3): 7-13. (in Russian).] DOI: 10.15211/vestnikieran32022713

Энтина, Е.Г., Энтин, М.Л. (2022). Конференция о будущем Европы как новейшая форма социальной поддержки интеграции // Современная Европа (1): 21-34. [Entina, E.G., Entin, M.L. (2022). Conference on the Future of Europe as the Novel Form of Social Support for Integration. Contemporary Europe (1): 21-34. (in Russian).] DOI: 10.31857/S0201708322010028

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.