Научная статья на тему 'Рефлексия в процессе профессионального самоопределения подростков'

Рефлексия в процессе профессионального самоопределения подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1631
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПОРТФОЛИО / REFLECTION / PROFESSIONAL SELF-IDENTITY / CAREER GUIDANCE / PORTFOLIO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронина А. А.

В статье анализируется роль рефлексии в процессе профессионального самоопределения подростков. Значимую роль в профориентационной работе играет развитие рефлексии, как средства определяющего возможности самоопределения личности, в том числе и профессионального. Автор предлагает ряд методов развития рефлексии, акцентируя внимание на технологии портфолио.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLECTION IN PROFESSIONAL SELF-IDENTITY OF THE TEENS

The article analyzes the role of reflection in the process of professional self-identity of the teens. The development of reflection as a means of determining the possibility of self-identity as well as professional plays the significant role in the career-oriented work. The author offers a number of methods of the development of reflection, focusing on the technology «portfolio».

Текст научной работы на тему «Рефлексия в процессе профессионального самоопределения подростков»

In article the basic laws of training forming ideology of electronic educational resources on which basis training in educational area "Technology" in the conditions of formation information can be constructed are considered.

Keywords: ideology, adaptability, interactivity, productivity, inheritance.

Главной задачей технологической подготовки учащихся в условиях информатизации образования становится формирование молодого человека как самоактуализирующейся личности, готовой к непрерывному профессиональному образованию и саморазвитию в течение всей своей жизни. [2]

В образовательной области «Технология» эта задача может быть решена, по нашему мнению, путем организации учебновоспитательного процесса, основанного на использовании потенциала электронных образовательных ресурсов (далее ЭОР) в качестве системообразующего средства обучения.

Закономерность системообразующей сущности электронных образовательных ресурсов в условиях информационного образования является важнейшим методологическим инструментом при разработке содержания технологического образования: в условиях перехода к информационному обучению содержание технологического образования тем точнее соответствует социальному заказу общества, чем в большей мере оно опирается на дидактический потенциал электронных образовательных ресурсов.

Такой подход предполагает опору при разработке электронных образовательных ресурсов на определенную идеологическую схему. Под идеологией электронного образовательного ресурса понимается совокупность закономерностей обучения, определяющих его практическую целесообразность и эффективность в учебном процессе

Для формирования идеологии ЭОР определяющими являются, прежде всего, закономерности информатизации образовательного процесса: адаптивность, интерактивность и результативность.

Закономерность адаптивности отражает подстраиваемость электронных образовательных ресурсов под образовательные запросы и личностные возможности конкретного обучающегося: уровень качества технологического образования тем выше, чем точнее возможности применяемых электронных образовательных ресурсов соответствуют запросам и способностям обучающегося.

Программное обеспечение, используемое в качестве электронных образовательных ресурсов, должно обладать способностью к приспосабливаемости к личностным запросам обучающихся, объективно оценивать их уровень знаний и умений в данной области обучения, диагностировать недостаток понимания или недопонимания, оказывать помощь, давать совет или осуществлять руководство [3].

Закономерность интерактивности отражает необходимость установления в программном содержании электронных образовательных ресурсов устойчивой и продуктивной обратной связи между пользователем (обучающимся) и ресурсом: качество технологического образования в условиях реализации потенциала электронных образовательных ресурсов тем выше, чем адекватнее, полнее и синхроннее этот потенциал обеспечивает взаимодействие ЭОР и обучающегося.

По существу, речь идет о том, что при индивидуализации процесса технологического обучения электронные образовательные ресурсы становятся для обучающегося своеобразным персональным электронным наставником, способным организовать, контролировать и корректировать все основные этапы познавательной деятельности обучающегося при освоении учебного материала по заданной теме. При этом ученику совершенно не обязательно находиться в классе или группе своих сверстников -каждый обучающийся может работать по своему индивидуальному плану в приемлемых для него условиях. Электронные образовательные ресурсы должны обеспечить такую форму освоения учебного материала.

Закономерность результативности отражает требование возможности усвоения порции содержания учебного материала обучающимся в течении одного сеанса работы с электронным образовательным ресурсом: качество технологического образования на основе использования потенциала электронных образовательных ресурсов тем выше, чем точнее дидактический процесс усвоения порции учебного материала сгенерирован и воспроизводится в применяемом обучающимся ресурсе.

Качественный электронный образовательный ресурс, удовлетворяющий требованию результативности, обладает инновационными качествами благодаря использованию такого педагогически нацеленного инструментария, как мультимедиа (аудиовизуальное представление фрагмента реального или воображаемого мира); моделирование (построение модели объекта изучения с аудиовизуальным отражением его изменений сущности, вида, качества); коммуникативность (обеспечивается телекоммуникациями); производительность (своего рода производительность применяемого ресурса). [1]

Принципиально важной при формировании идеологии электронных образовательных ресурсов является также закономерность наследования. Она предполагает учет и использование при проектировании электронных образовательных ресурсов достоинств классно-урочной системы, таких, например, как системность обучения, упорядоченность и логически правильная подача учебного материала: качество технологической подготовки школьников находится в прямой зависимости от степени учета в содержании применяемых электронных образовательных ресурсов эффективных сторон классно-урочной системы.

В частности, в ЭОР должны моделироваться и воспроизводиться этапы учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке: актуализация опорных знаний и умений, изучение нового материала, закрепление изученного материала, мониторинг качества усвоения изученного материала. Обязательным действием ресурса является также оценивание работы пользователя по теме учебного материала с непременной документальной фиксацией результата. При этом применяемый в классно-урочной системе пятибалльный алгоритм не может быть использован в силу своей необъективности и неэффективности.

Итак. При организации учебного процесса на основе использования потенциала электронных образовательных ресурсов в образовательной области «Технология» их идеология формируется с учетом особенностей, характерных для информационного образования и качества ресурсов как его системообразующего средства обучения. В частности, учитываются такие закономерности информатизации, как адаптивность, интерактивность, возможность обеспечения завершенности цикла освоения порции учебного материала в пределах одного сеанса использования электронного образовательного ресурса, наследование в ЭОР эффективных сторон классно-урочной системы образования, а также взаимообусловленность содержания электронных образовательных ресурсов и практикума.

Литература

1. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: «Академия», 2008. 192 с.

2. Романова К.Е. Концептуальные основы процесса формирования и развития педагогического мастерства будущих преподавателей // Приволжский научный журнал. 2010. № 2. С. 132-135.

3. Трайнев В. А. Информационные коммуникационные педагогические технологии (Обобщения и рекомендации). 3-е изд. М.: Дашков И. К., 2007. 279 с.

Воронина А.А

Студентка, кафедра педагогики и психологии, Ишимский государственный педагогический институт имени П.П. Ершова РЕФЛЕКСИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Аннотация

13

В статье анализируется роль рефлексии в процессе профессионального самоопределения подростков. Значимую роль в профориентационной работе играет развитие рефлексии, как средства определяющего возможности самоопределения личности, в том числе и профессионального. Автор предлагает ряд методов развития рефлексии, акцентируя внимание на технологии портфолио.

Ключевые слова: рефлексия, профессиональное самоопределение, профориентация, портфолио.

Voronina A A

Student, Department of pedagogy and psychology, Ishim Pedagogical Institute named after Ershov P.P.

Abstract REFLECTION IN PROFESSIONAL SELF-IDENTITY OF THE TEENS

Abstract

The article analyzes the role of reflection in the process of professional self-identity of the teens. The development of reflection as a means of determining the possibility of self-identity as well as professional plays the significant role in the career-oriented work. The author offers a number of methods of the development of reflection, focusing on the technology «portfolio».

Keywords: reflection, professional self-identity, career guidance, portfolio.

Подростковый возраст - бурный период жизни, время решающих перемен, которые оказывают влияние на всю последующую жизнь человека. Именно в это время закладываются многие факторы, которые будут служить ориентиром для дальнейшего развития личности. Школьникам необходимо определиться по отношению к себе, к другим, наметить жизненный план.

Поэтому одной из главных задач современной школы, сегодня должно стать создание условий для самостоятельного выбора человека, в том числе профессионального, формирования готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умение выходить из ситуации выбора без стрессов. На наш взгляд, в основе данной компетенции лежит развитая рефлексивная деятельность.

Профессиональное самоопределение рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развитию и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных им профессиональных планов и намерений, реалистичного образа себя как профессионала [3].

Специально организованным процессом сопровождения профессионального и личностного самоопределения является профориентация. Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.

Исходя из этой цели, профориентационная работа заключается в обучении учащихся продуктивной практической деятельности, направленной на формирование рефлексивных способностей - познание собственной деятельности, умение видеть в ней успехи и ошибки, исправлять их в подготовке к профессиональному самоопределению; содействовать активизации процессов и механизмов профессионального самоопределения учащихся, обогащению их знаний, умений и навыков в выборе жизненного и профессионального пути [4].

Исследователи рассматривают рефлексию как механизм опосредованного самопознания, активного личностного переосмысления своего индивидуального сознания, с помощью которого обеспечивается самосовершенствование личности, успешность ее деятельности и общения. Рефлексия в деятельности - это процесс мысленного - предваряющего или ретроспективного - анализа какой-либо проблемы, затруднения или успеха, в результате которого возникает осмысление сущности проблемы или затруднения, рождаются новые перспективы их разрешения.

С.А. Вдовина отмечает: «Рефлексия есть «педагогическая универсалия» инновационного обучения, предопределяющего возможности самоопределения личности в области главных жизненных ценностей, в поиске своего места в жизни» [1, с. 65].

Рефлексия, как и самоанализ, являются выражением потребности личности разобраться в своем поведении и в качестве результатов своего труда. Процессы критического анализа, оценивания и проектирования новых, более эффективных действий составляют содержание самоанализа и рефлексии.

Рефлексия - это размышление, полное сомнений, противоречий, особый источник знания, опирающийся на внутренний опыт субъекта в отличие от внешнего опыта его ощущений; реализация потребностей к самоотчету об испытываемых переживаниях сознания и самоанализу; осознание того, как субъект оценивается и воспринимается другими индивидами.

Для профессионального самоопределения наиболее значимыми предметами рефлексии являются целеполагание выбора, становление "Я"-концепции творческого саморазвития, условия, определяющие профессиональную пригодность личности и факторы, влияющие на выбор.

В педагогическом процессе рефлексия выполняет как ретроспективную функцию (критический анализ, обобщение и систематизация накопленного знания), так и конструктивную (выработка целей, программ, средств деятельности). Значение рефлексии состоит в том, что она обеспечивает не только потенциальную, но и реальную открытость личности новому опыту, является источником инноваций и развития.

Получению опыта рефлексивной деятельности, формированию рефлексивной культуры личности в рамках образовательного процесса может способствовать использование специальных методов организации рефлексии. Они достаточно широко представлены в педагогической литературе, современному педагогу предлагается арсенал из десятков методов и приемов, позволяющих решать различные задачи.

Одними из самых распространенных приемов рефлексии являются устные: вопросы, «Температура урока», «Заверши фразу», «Цепочка пожеланий», «Зарядка», «Рефлексивный круг», «Лестница». «Психологический портрет», «Ассоциации», «Настроение и цвет», «Интервью», «Знаковая рефлексия». «Встреча с героем», «Мимическая гимнастика». Их можно сгруппировать по целям использования: с целью выяснения степени усвоения учащимися учебного материала; с целью выявления активности учащихся на уроке; с целью выявления эмоционального состояния учащихся; с целью прогнозирования дальнейшей работы; с целью оценки эффективности взаимодействия. Следует обратить внимание, что вопросы, заданные преподавателем, - это не просто способ стимулирования активности процесса рефлексии, но это еще и способ показать учащимся путь к самостоятельной рефлексии (без помощи извне). Побуждение учащихся к постановке вопросов - наиболее важная и одновременно трудная задача учителя в процессе обучения. Эта задача требует кропотливой и систематической работы.

Так же в педагогической практике широко используются письменные методы и приемы: «Мини-сочинение», «Ключевое слово», «Прогноз погоды», «Книга отзывов», «Анкета», «Эссе», «Письмо учителю», «Шкала успеха», «Рисуем настроение», «Какой я? Какой герой?», «Архивариус», «Открытка (телеграмма) герою», «Вершина».

Рефлексивные ученические записи - бесценный материал для анализа и корректировки учителем образовательного процесса. Чтобы ученики понимали серьезность рефлексивной работы, педагог впоследствии делает обзор их мнений, отмечает тех, у кого глубина самосознания повышается.

По мнению С.А. Вдовиной, актуальным способом развития рефлексии обучающихся является технология портфолио. «Портфолио...относится к ряду «аутентичных» ...индивидуализированных оценок и ориентирован не только на процесс

14

оценивания, но и на самооценивание. Основной целью аутентичного оценивания является оказание помощи учащимся в развитии их способности анализировать собственную деятельность, причем самооценка, рефлексия занимает важное место в технологии портфолио» [1, с. 66].

И.М. Кунгурова считает, что в механизм рефлексии заложен в «Портфолио саморазвития»: «осмысление событий своей жизни через призму ценностей, установок, предпочтений, устремлений. «Портфолио саморазвития» - это своеобразный дневник самопознания и самосовершенствования. Другими словами - папка достижений, где каждая страничка - это шаг в будущее» [2, с.28].

Таким образом, суть рефлексии заключается в уникальном опыте личностного осмысления, переживания, оценки отношения к тому, что связано с различными сферами деятельности человека, это особая реальность, которая обеспечивает осмысление прошлого и проектирование будущего, а потому является незаменимым механизмом в педагогической практике.

Высокий уровень рефлексии подростков позволяет им самостоятельно сформулировать цели и результаты профессионального самоопределения, скорректировать свой образовательный путь, а это в свою очередь делает их ответственными и успешными в профессиональном выборе.

Литература

1. Вдовина С.А. Педагогические средства развития рефлексии // Педагогическое образование и наука.- 2007.- №6.-С. 64-67.

2. Кунгурова И.М. Технологическое обеспечение педагогической поддержки профессионально-творческого саморазвития студентов в педагогическом вузе // Гуманитарные науки и образование.- 2011.-№ 4.- С.26-29.

3. Леонтьев Д., Шалобанова Е. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. -2001.-№ 1.- С.57-66.

4. Пряжникова Е. Ю. Профориентация: учеб. пособие для вузов.- М.: Академия,2005.- 496с.

Горенков Е.М.1, Деникина Ю.В.2, Деникина С.И.3, Иващенко С.А.4, Князева Н.Ю.5, Каплюшникова О.В.6, Троценко

Л.Ф.7

',2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Астраханский государственный университет», 3 4 5 6 7 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа село Вольное» Харабалинский район Астраханская область СТУДЕНТ КАК СУБЪЕКТ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ УЧЕБНОЙ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ, ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ, СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В работе раскрыто проявление субъектной позиции студента, других субъектов образования в преобразовании команды, социально-педагогической деятельности (учебной, научно-исследовательской, производственной). Субъектами изучения выступают студенты, учителя, воспитатели, родители, администраторы и другие работники образовательных учреждений. Основным выводом нашего исследования является: взаимодействие изучения преобразования команд, включение в их состав студентов, учителей, родителей, администраторов школ и других образовательных и социальных учреждений, последующее их участие в обобщениях в деятельности научно-практических конференций, в разработке проектов преобразования науки и практики.

Ключевые слова; субъект инновационного преобразования, учебная, научно-исследовательская, производственная деятельность, сопровождение, формирование личностных качеств и профессиональных компетенций, проблемно-ориентированный анализ.

Gorenkov E.M.1, Denikina Yu.V.2,Denikina S.I.3, Ivashchenko S.A.4, Kniazeva N.Yu.5,Kaplushnikova O.V.6, Trotsenko L.F.7

1 2 Federal State Budget Educational Establishment of higher Professional Education «Astrakhan State University», 3 4 5 6 7 Municipal budget educational establishment "High educational school Village Volnoe" Harabalinsky area Astrakhan region

STUDENT AS THE SUBJECT OF INNOVATIVE TRANSFORMATION OF EDUCATIONAL, SCIENTIFIC, RESEARCH,

INDUSTRIAL, SOCIAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITIES

Annotation

The article discloses the manifestation of subjective position of a student and other subjects of education in transformation of a team, social and educational activities (training, research, industrial). The subjects of the study are students, teachers, tutors, parents, administrators and other employees of educational institutions. The main conclusion of this study is: the study of the interaction of the transformation, in which students, teachers, parents, school administrators, and other educational and social institutions are included, their subsequent participation in generalizations in the activities of scientific conferences, in projects of transformation of science and practice.

Keywords; the subject of innovative transformation, educational, research, industrial activity, support, the formation of personal qualities and professional skills, problem-oriented analysis.

Современный студент как субъект инновационного преобразования себя, команды, сообщества, деятельности нами раскрыты в работах [1,2,3,4,5].

Парадигмальным основанием осознания и реализации субъектной позиции в инновационном преобразовании себя, команды, сообщества, деятельности является изучение целостности социально-педагогических объектов, явлений, процессов, инновационного потенциала субъектов социально-образовательного процесса, теоретического положения социальной и педагогической инноватик.[6, 7,8]

Осознание и реализация названной позиции проявляются в едином и целостном процессе анализа проблем преобразования себя, команды, сообщества, охватывающего учебную и производственно-педагогическую деятельность. Производственнопедагогическая деятельность заключается в выступлении студентов в качестве организаторов проведения названного анализа в условиях социально-педагогического производства, т.е. в школах, дошкольных, учреждениях дополнительного образования, социальной сферы, их субъектами выступают студенты, учителя, воспитатели, родители, социальные педагоги, сотрудники социальных учреждений, их администраторы. Проведение анализа в производственной социально-педагогической деятельности выступает полем возникновения многообразия социально-педагогических ситуаций, их разрешения, а также приобретения студентами умений и навыков вовлечения субъектов производственной социально- педагогической деятельности в преобразовательно-ориентированную, научно-исследовательскую работу, сопровождавшую формирование личностных качеств и профессиональных компетенций. Студенты выступают субъектами осознания необходимости проявления умений и навыков делового общения с руководителями названных учреждений по поводу принятия решения о проведении микроисследований, определении персонального состава команды и путей использования их обобщений и рекомендаций в работе с кадрами, организации учебной и воспитательной деятельности микроисследований, проведенных в производственных социальнопедагогических условиях отличают их влияние на понимание необходимости проявления физических и духовных сил, энергии, мощности в достижении целей, усвоении теоретических основ инноватики и способов их практической реализации, роста профессиональных компетенций, своего инновационного потенциала.

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.