Научная статья на тему 'Рефлексия поликультурного пространства в исследовательской культурно-художественной деятельности студентов вуза'

Рефлексия поликультурного пространства в исследовательской культурно-художественной деятельности студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / LIBERAL EDUCATION / КУЛЬТУРА / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / MULTICULTURAL POSITION / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / INVESTIGATIVE ACTIVITY SUBJECTIVE STUDENTS' POSITION / ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА / РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / REGIONAL CULTURE / НАРОДНЫЙ КОСТЮМ / ASPECTS OF FOLK ARTS / ЯЗЫК ИСКУССТВА / ARTS SYSTEM / МУЗЕЙНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ / MUSEUM COLLECTION / ТРАНСФОРМАЦИЯ ОРНАМЕНТА / ORNAMENTAL TRANSFORMATION / CULTURAL STUDYING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ежова Елена Юрьевна

Рассматривается культурно-художественная исследовательская деятельность, организованная автором со студентами в вузе, как совокупность активных форм развития их художественной культуры. Новизну представляет рассмотрение широкого спектра деятельности, включающего такие направления, как исследование аспектов народного искусства, поликультурного пространства, коллекций музеев, творческого почерка мастеров, а также рассмотрение формирования исследовательской позиции студента, принятие субъектной позиции, открытие многих значимых культурных явлений, основ художественных позиций многообразия культур, что представляет рефлексию поликультурного пространства и способствует развитию художественной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the students' studying cultural and arts problems reflecting multicultural sphere. At the university students investigate the aspects of folk arts, different peoples' arts and their reflections of beauty, museums' collections, arts manners of painters. The investigative activity develops subjective students' position, develops personal arts culture and understanding of multicultural sphere. Personal arts culture and multicultural position, developed at the university correlate with world social and cultural dynamics process

Текст научной работы на тему «Рефлексия поликультурного пространства в исследовательской культурно-художественной деятельности студентов вуза»

Е. Ю. Ежова

РЕФЛЕКСИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Рассматривается культурно-художественная исследовательская деятельность, организованная автором со студентами в вузе, как совокупность активных форм развития их художественной культуры. Новизну представляет рассмотрение широкого спектра деятельности, включающего такие направления, как исследование аспектов народного искусства, поликультурного пространства, коллекций музеев, творческого почерка мастеров, а также рассмотрение формирования исследовательской позиции студента, принятие субъектной позиции, открытие многих значимых культурных явлений, основ художественных позиций многообразия культур, что представляет рефлексию поликультурного пространства и способствует развитию художественной культуры. Ключевые слова: образование в сфере культуры, культура, поликультурное пространство, субъектная позиция, личность студента, региональная культура, народный костюм, язык искусства, музейная коллекция, трансформация орнамента.

The article reveals the students' studying cultural and arts problems reflecting multicultural sphere. At the university students investigate the aspects of folk arts, different peoples' arts and their reflections of beauty, museums' collections, arts manners of painters. The investigative activity develops subjective students' position, develops personal arts culture and understanding of multicultural sphere. Personal arts culture and multicultural position, developed at the university correlate with world social and cultural dynamics process. Keywords: liberal education, cultural studying, multicultural position, aspects of folk arts, investigative activity subjective students' position, regional culture, museum collection, arts system, ornamental transformation.

Наблюдаемые процессы мирового развития находят своё отражение в масштабе изменений в культурном сознании человека, что вызвано в первую очередь кризисом традиционных ценностей, «выходом» культур за свои традиционные границы и рамки, формированием поликультурного пространства. В научных и публицистических источниках присутствуют попытки поиска решения проблем, обращения к гуманистическому потенциалу культуры, создающему человеку духовную опору и перспективы самоактуализации и саморазвития.

Отдельного рассмотрения в русле общего развития культуры требуют вопросы художественной культуры, поскольку одним из её структурных оснований является художественная деятельность, включаясь в которую человек чувствует себя сопричастным к целому — мировой культуре, где возможна его трансцендентность, выход за свои сегодняшние пределы и плоскость нынешних

реалий, другими словами, переход на более высокий уровень развития.

Процессы культурной динамики поликультурного мира должны получить своё отражение в изменении образовательного процесса, утверждении адекватного современной культуре и науке понимания особенностей и механизмов соотношения общецивилизационных и национальных, формирующихся и традиционных культурных ценностей. Приоритетная задача современного образования — обеспечение безболезненного вхождения личности и нахождения своего места в мировом поликультурном пространстве.

Намеченные задачи культурного развития могут решаться в вузе в процессе осуществления основных видов деятельности студента, среди которых весьма эффективной является исследовательская художественно-эстетическая деятельность. Её основные векторы представляют собой:

— исследование бытия поликультур-

ного пространства как диалога культур;

— изучение разных пластов развития культуры основных этносов региона;

— освоение культурного наследия: мирового, отечественного, регионального.

При этом, как показывают результаты эмпирического исследования, формируются качественные изменения в личности студента - такие, как:

— развитие его художественно-эстетической культуры;

— формирование у личности понимания культурного многообразия мира;

— формирование субъектной позиции исследователя;

— овладение широким кругом культурных компетенций.

Научно-исследовательская деятельность студента, представляющая собой самостоятельный способ добывания знаний и формирования умений, является наиболее глубоким основанием выработки субъектной позиции студента. Сам процесс этой деятельности, направляемой вузовским преподавателем, и её результаты: доклады на конференциях, обсуждения на «круглых столах», опубликованные, макетированные, выполненные в форме презентаций, ставшие центром культурно-художественной коммуникации, использованные в образовательном процессе вуза, школы, учреждений дополнительного образования, в экскурсионной деятельности музеев и других социокультурных учреждений, побуждают личность к активному саморазвитию, к открытию для себя фундаментальных культурных оснований, составляющих суть культурной субъектной позиции. Осуществление исследовательской культурно-художественной деятельности приоткрывает такую значимую в современных условиях сферу, как культурное многообразие современного мира, в котором актуальными становятся вопросы баланса культурной самобытности и общемирового культурного развития, толерантности, взаимопроникновения культур, что мож-

но представить «такими понятиями, как диффузия, конвергенция, интеграция, сближение, ассимиляция, творческое взаимодействие и др.» (1, с. 93).

В центре исследовательского интереса студентов Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина, культурно-художественное развитие которых осуществляется в процессе изучения специальных дисциплин регионального компонента, а именно: «Художественно-эстетических курсов по выбору», стоят следующие вопросы, сгруппированные по направлениям:

* поликультурный контекст современной эпохи:

— искусство как множество способов выражения эстетических представлений разных народов;

— исследование разных аспектов понятия «мировое культурное наследие», его значимости в современном поликультурном мире;

— исследования художественной деятельности (творческой деятельности разных мастеров прошлого и настоящего), отражающей специфические особенности дихотомии «Запад — Восток»;

— рассмотрение культурного развития разных народов, представленное в произведениях искусства мирового значения;

— связь искусства с поликультурным контекстом эпохи;

* достижения региональной культуры:

— исследования коллекций Рязанского областного художественного музея имени И. П. Пожалостина и провинциальных музеев Рязанской области;

— исследование особенностей художественных стилей разных веков на основе музейных коллекций;

— исследование живописных техник и приёмов на основе рассмотрения произведений живописи ХУШ—Х1Х веков в музейных коллекциях;

— изучение особенностей древнерусской живописи в музейных коллекциях (в настоящее время поставлена пробле-

ма: существовала ли «рязанская» иконописная школа и что можно считать её отличительными признаками?);

— исследование эстетических представлений, отражённых в языке народной вышивки и ткачества (на материале музейных коллекций);

— исследование творчества отдельных мастеров искусства, чьи произведения составляют гордость коллекций местных музеев;

— исследование понятия «творческий художественный почерк мастера»;

* исследования развития информационной культуры:

— «Интернет» как социокультурное пространство развития личности;

— «Интернет» как форма культурно-художественной коммуникации;

— программы и ресурсы компьютерной графики;

— ресурсы анимации и компьютерного дизайна;

* исследования современной художественной деятельности:

— исследование специфики понимания художественности в постмодернизме;

— исследование деятельности современных зарубежных и отечественных мастеров постмодернизма;

— исследование современной художественной деятельности как широкого коммуникативного поля, содержащего разные художественные и философские подходы к осмыслению в искусстве окружающей жизни.

Исследовательскую культурно-художественную деятельность следует начинать с самого начала обучения в вузе, формируя таким образом философию личности в вузовском пространстве. Для многих студентов этот вид деятельности в соединении с эмоциональной насыщенностью образов становится мощным стимулом культурно-художественного развития, открытия себя, своих возможностей в целях самоконструирования дальнейших жизненных перспектив.

Исследовательская культурно-худо-

жественная деятельность, как мы уже говорили, наиболее активно осуществляется в процессе освоения курсов по выбору — таких, как «Межкультурная коммуникация», «Художественная коммуникация в пространстве музея», «Народные художественные промыслы Рязанского региона». На основании потребностей поликультурного общества и базовых характеристик понятия «культурное наследие» в процессе изучения художественно-эстетических дисциплин студенты были включены в исследовательский проект «Освоение регионального культурного наследия»(2006), целями которого стали организация исследовательской деятельности студентов, проживающих в разных уголках Рязанского региона, активизация их интереса к местной культуре, сохранившимся памятникам-произведениям, уцелевшим мастерским, инструментам, материалам, архивным документам, воспоминаниям старших и многим предметам, раскрывающим суть культурного наследия. Например, сравнивая вышивку на плечах женской рубахи народного костюма южных территорий Рязанской области разных деревень, разных периодов, вплоть до десятилетий, можно увидеть такие уникальные явления: вот появляются новые технические приёмы, вот они создают новые элементы, вот они «идут» в соседнюю деревню и получают там несколько другую интерпретацию; вот одна из мастериц решила ввести в красную вышивку по белому полотну едва заметные синие вкрапления, а вот получились круглые оформления, прозванные в народе «рязанской денежкой». Главный вывод из анализа — так формируется живой язык народного искусства: многими и многими аспектами культурной жизни, о которой современное поколение мало что знает. А ведь в этом — истоки нашей культурной идентичности, которая должна быть сохранена, несмотря ни на что. И понимание языка народного искусства — духовное, образное, глубинное, всеми явными и прозреваемыми средствами

нацеленное сохранить человеческое достоинство, «мир и любовь в доме».

В процессе реализации проекта, когда студентам было предоставлено право самим обозначить темы исследования как формы отчётности по завершении освоения материала курса в русле общих направлений, стал видимым широкий социокультурный спектр проблем, среди них: проблемы современного сложного существования, выживания народных художественных промыслов; взаимосвязь традиционного сознания и самосознания мастера; проблема взаимоотношений мастера и коллектива; границы и пределы трансформации традиционных узоров в деятельности современного мастера; исследование эстетических представлений, отражённых в языке народной вышивки и ткачества; исследование творчества отдельных мастеров народного искусства, чьи произведения составляют гордость коллекций местных музеев; исследование понятия «творческий художественный почерк народного мастера» и ряд других. При этом студенты отмечали формирование у себя художественного интереса, расширение познавательного горизонта, появление выводов о специфике познавательной деятельности в освоении искусства. Это поднимает в современных условиях значимость мнения М. С. Кагана (2, с. 7), что познание уникального неповторимого, «слишком человеческого» является прерогативой искусства, поскольку художественные образы представляют суть «расшифровки» уникальности бытия личности специфическими средствами, которые не доступны ни науке, ни философии.

В процессе поиска и освоения материала были выявлены следующие факты: студенты из рязанской «глубинки» являются поликультурными личностями: представителями современной обыден-

ной культуры и специфических черт этнических культур, бытующих на территории региона: татарской, мордовской, чувашской, немецкой, марийской. Это имеет свои глубинные культурно-исторические основания и проявляется в сохранившихся культурных традициях, предметах быта, обрядах, характеристиках ментальных установок, едва заметных с внешней стороны проявлениях в поведении, общении, организации быта. Некоторые черты проявились значительно ярче и получили своё выражение в сохранившихся народных костюмах, особенно это характерно для народного татарского костюма из Касимовского и Сараевского районов Рязанской области.

Эти специфические черты получили своё отражение в первую очередь в образной структуре орнамента, основанной на принципиальной условности, на заранее известном в далекие времена, но теперь открываемом заново нынешними поколениями смысле каждой детали. Многие исследованные студентами предметы побуждали к поиску кода орнаментального языка; приходилось обращаться и перепроверять во множестве источников, выявлять и анализировать многочисленные значения, ассоциации с мотивами, верованиями, преданиями, прослеживать семантические связи, условия мифопоэтичности народного творчества.

Приведённые аспекты исследовательской культурно-художественной деятельности способствуют формированию и самоформированию многосмыслового мировоззрения личности студента, как способности понимать различные культуры и ценить культурное разнообразие; а также саморазвитию потребности и способности к культурной самоидентификации и построению многослойной идентичности.

Примечания

1. Дианова В. М. Введение в культурологию : курс лекций / В. М. Дианова; под ред. Ю. Н. Солонина, Е. Г. Соколова. - СПб., 2003. - 167 с.

2. Каган М. С. Формирование личности как синергетический процесс / М. С. Каган // Обсерватория культуры. - 2005. - № 2. - С. 4-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.