Научная статья на тему 'Рефлексия личностных достижений обучающихся как регулятор развития личности'

Рефлексия личностных достижений обучающихся как регулятор развития личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
576
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Парадигма
Область наук
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / МОТИВАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ / ПРОЦЕСС РЕФЛЕКСИИ / REFLECTION / STUDYING PROCCESS / STUDENT MOTIVATION / REFLECTION PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кретова И.Н.,

Одним из условий создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Важнейшими компонентами структуры образовательной деятельности являются действия самоконтроля и самооценки. Сформировать у обучающихся активность и осознание своих действий помогают уроки с использованием различных видов и приемов рефлексии. Такие уроки решают целый ряд образовательных задач: позволяют систематизировать знания на разных этапах изучения материала, осуществить контроль уровня владения понятиями, терминами, создать условия для формирования действий самооценки, планирования собственной деятельности. Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности, не самоцель, а подготовка внутренней рефлексией развития очень важных качеств современной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the conditions for creating a developing environment in the Russian language lesson is the stage of reflection. The most important components of the structure of educational activity are the actions of self-control and self-esteem (not only by the result, but also by the mode of action). The lessons using various types and methods of reflection help students to form activity and awareness of their actions. Such lessons solve a number of educational problems: they allow to generalize knowledge at different stages of studying the material, to control the level of knowledge of concepts and create conditions for the formation of self-esteem, planning your own activities. Everything that is done in the lesson on the organization of reflexive activity is not an end in itself, but preparation of internal reflection for the development of very important qualities of a modern personality.

Текст научной работы на тему «Рефлексия личностных достижений обучающихся как регулятор развития личности»

2019, №3 '' www.paradigma.science

УДК: 37.015.31

Кретова И.Н.

Рефлексия личностных достижений обучающихся как регулятор развития личности

Кретова Ирина Николаевна

студент филологического факультета Курского государственного университета, г. Курск, Россия.

Научный руководитель: Подосинникова Руслана Викторовна, кандидат филологических наук, доцент. Курский государственный университет, г. Курск, Россия

Reflection of students' personal achievements as a regulator of personality development

Аннотация. Одним из условий создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Важнейшими компонентами структуры образовательной деятельности являются действия самоконтроля и самооценки. Сформировать у обучающихся активность и осознание своих действий помогают уроки с использованием различных видов и приемов рефлексии. Такие уроки решают целый ряд образовательных задач: позволяют систематизировать знания на разных этапах изучения материала, осуществить контроль уровня владения понятиями, терминами, создать условия для формирования действий самооценки, планирования собственной деятельности. Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности, - не самоцель, а подготовка внутренней рефлексией развития очень важных качеств современной личности.

Ключевые слова: рефлексия; учебный процесс; мотивация школьников; процесс рефлексии.

Abstract. One of the conditions for creating a developing environment in the Russian language lesson is the stage of reflection. The most important components of the structure of educational activity are the actions of self-control and self-esteem (not only by the result, but also by the mode of action). The lessons using various types and methods of reflection help students to form activity and awareness of their actions. Such lessons solve a number of educational problems: they allow to generalize knowledge at different stages of studying the material, to control the level of knowledge of concepts and create conditions for the formation of self-esteem, planning your own activities. Everything that is done in the lesson on the organization of reflexive activity is not an end in itself, but preparation of internal reflection for the development of very important qualities of a modern personality.

Key words: reflection; studying proccess; student motivation; reflection process.

Современный урок - это развивающий урок, вырабатывающий способность самостоятельно приобретать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы.

В наше время в педагогике упор делается на развитие у обучающихся рефлексивных навыков, на необходимость и важность создания для этого

всех условий. В методической литературе неярко отображена методология организации учительской деятельности по формированию у обучающихся рефлексивных навыков. Может быть, именно поэтому в практике школьного образования эта сфера деятельности слабо выражена в работе учителя.

Целью данной работы является определение педагогических условий, способствующих формированию рефлексивных способностей обучающихся, которые, в свою очередь, являются регулятором развития личности ребёнка.

Понятие «рефлексия» привлекается в качестве объяснительного принципа для раскрытия психологического содержания различных феноменов и фактов, получаемых в экспериментальных исследованиях мышления, памяти, сознания, личности, общения и т.д. [4, с. 74].

Рефлексия - это особый навык, который заключается в умении осознавать не только направленность внимания, но и отслеживать свое психологическое состояние, ощущения и мысли. Она представляет собой способность наблюдать за собой со стороны, так, будто вы смотрите на себя глазами постороннего. Рефлексия подразумевает умение видеть, на чем сконцентрировано внимание и куда оно направлено.

В педагогическом процессе выделяют следующие функции рефлексии:

- диагностическую - выявление уровня эффективности взаимодействия субъектов педагогического процесса;

- проектировочную - подразумевает моделирование, планирование предстоящих действий, взаимодействия, определение целей в мероприятиях;

- организаторскую - определение путей организации продуктивного взаимодействия;

- коммуникативную - организация условий эффективного общения учителя и обучающегося;

- смыслотворческую - формирование в сознании субъектов педагогического процесса важности их собственной деятельности, смысла взаимодействия;

- мотивационную - определение ориентации и целевых параметров деятельности;

- коррекционную - мотивация субъектов педагогического процесса к корректировке своей деятельности, их постоянное взаимодействие [2, с. 78].

Теоретический анализ исследований психологических механизмов в работах Л. И. Анцыферовой, Е. И. Бойко, В. Г. Леонтьева, А. С. Шарова, М. С. Яницкого и др. дает основание под психологическим механизмом понимать систему различных условий, средств, структур, отношений, ISSN 2367-8658 113

связей и других психических явлений, обеспечивающих развитие самосознания личности.

Концептуальной идеей построения технологии обучения в соответствии с федеральными стандартами второго поколения в системе непрерывного образования была идея включения обучающегося в активную познавательную деятельность [4, с. 104].

Проблема повышения мотивации обучающихся к личностному развитию не может быть решена без правильно организованной рефлексии, способствующей формированию нормативной учебной деятельности. Именно включение рефлексивных функций в деятельность ставит индивида в положение исследователя по отношению к его деятельности. Современная педагогическая наука считает, что, если человек не задумывается, он не играет роли субъекта образовательного процесса, поэтому необходимо обучать детей рефлексивной деятельности.

Рефлексия направлена на осмысление пройденного пути, на сбор в «общую копилку» обдуманного, понятого каждым. Её цель - это не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а построить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими обучающимися, со своими. Рефлексия может осуществляться по итогам не только года, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т.п.

Этап рефлексии - обязательное условие для создания благоприятной среды на уроке. В то же время очень важно помнить, что организация рефлексивной деятельности является не самоцелью, а подготовкой к осознанному внутреннему размышлению, развитию качеств, необходимых современной личности: независимости, предприимчивости и конкурентоспособности [6, с. 69].

Одна из основных проблем, с которыми приходится сталкиваться при внедрении элементов рефлексии в образовательный процесс, заключается в том, что обучающиеся часто не чувствуют необходимости осознавать свое развитие или рост, не находят причин своих проблем или результатов [4, с. 43]. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для того, чтобы школьник захотел рассказать об уроке и своей деятельности на нем.

Отсутствие практических инструментов для организации рефлексии в классе препятствует обучению учеников навыкам рефлексии [4, с. 97].

Рефлексия может быть не только в конце урока, как это принято считать, но и на любой стадии. В начале урока имеет место быть способ рефлексии под названием «Анкета». Детям предлагается небольшая анкета, содержание которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы или этапы урока обращается особое внимание.

В конце урока можно использовать такой метод рефлексии, как «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно,

так и письменно. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ребёнка, оказалась для него не нужной, бесполезной. В графу «И» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Думать можно не только о результатах урока, но и о других периодах: изучении темы, учебного квартала, года и т. д. При выборе конкретного способа рефлексии необходимо учитывать цель урока, содержание и трудности обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.

Время, отведенное на рефлексивную образовательную деятельность, должно быть сопоставимо с активностью предмета в «чистом» виде, поскольку только в этом случае можно реализовать и сформулировать личные образовательные результаты обучающихся [4, с. 135].

Использование рефлексивного подхода на уроках помогает обучающимся запомнить, идентифицировать и реализовать основные элементы занятия - его значение, типы, методы, проблемы, способы их решения и полученные результаты.

Процесс рефлексии должен быть многосторонним, потому что оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Рефлексия на уроке - это совместная деятельность обучающихся и учителя, которая позволяет совершенствовать педагогический процесс, ориентируясь на личность каждого ребёнка для сохранения его неповторимой индивидуальности, развития заинтересованности в обучении, повышении уровня самооценки [2, с. 191].

1. Важно настроить обучающихся на рефлексию.

2. Прекрасно, если рефлексия связана с общей канвой урока, а не является «инородным» телом.

3. При проведении рефлексии учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

4. Важно, чтобы в процесс рефлексии были вовлечены и дети, и учитель.

5. Следить за тем, чтобы обратная связь оставалась краткой и индивидуальной и не перерастала в серьезный личностный анализ.

Способность к рефлексии позволяет обучающимся: - осознавать свои действия, отношения, ценности;

- формировать образы и смыслы жизни, действия, блокировать неэффективные:

- управлять своей собственной деятельностью в соответствии с личными ценностями и значениями:

- обучаться и переходить на новые механизмы, связанные с изменившимися условиями, целями и задачами деятельности:

- обеспечивает понимание прошлого и предвидение будущего [2, с. 149].

Во время занятий рефлексивная практика помогает детям избавиться от страха, способствует открытому общению и объединяет команду.

Желание учиться возникает в процессе успешной обработки материала, поэтому важно организовать индивидуальный процесс обучения, чтобы ученик постоянно ощущал свой прогресс. Опыт показывает, что даже небольшая успеваемость вдохновляет школьников, побуждает их выполнять больше работы и повышает их интерес обучению. Это обеспечивает успешное усвоение материала.

Рефлексия на уроках помогает ребенку сформировать свою точку зрения, развивает его как личность. С помощью рефлексии школьник начинает понимать: ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем, какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке.

Таким образом, рефлексия личностных достижений - это один из главных и всё ещё недостаточно изученных регуляторов развития личности ребёнка, поэтому важнейшим направлением дальнейших исследований личностной рефлексии обучающихся должно быть определение объективных и субъективных факторов ее развития в условиях педагогического процесса.

Библиографический список

1. Ахметова Н.А., Таштанкулова Ж.Ж. Рефлексия и ее функции в обучении русскому языку. Махачкала: Матер. XII МНПК «Перспективы развития научных исследований в 21 веке», —2016. —С. 36-67.

2. Бизяева А.А. Педагогическая рефлексия. Псков: 111 ПИ им. С.М. Кирова, 2004.

216 с.

3. Журавлев А.Л., Ушаков Д.В. Современные исследования интеллекта и творчества. —М.: Институт психологии РАН, 2015. —608 с.

4. Заяшникова Н. В. Формирование универсальных учебных действий у учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». —2017. —№ 22. —С. 33-42

5. Леонтьев, В.Г. Психологические механизмы мотивации. —Екатеринбург: НГПИ, 2016. —216 с.

6. Прокудин Ю. П., Миленко Е. А. Формирование универсальных учебных действий как педагогическая проблема //Вестник Тамбовского университета: Гуманитарные науки. —2018. № 173. —С. 136-144.

7. Рябушкина Т.М. Познание и рефлексия. —М.: Канон+, 2014. —352 с.

8. Семенов И.Н. Рефлексивная психология инновационного образования. —М.: Наследие ММК, 2013. —345 с.

9. Старовойтенко Е.Б. Психология личности. —М.: Академический проект, 2004. —256 с.

10. Тюков А.А. О путях описания психологических механизмов рефлексии // Проблемы рефлексии. —Новосибирск: Наука, 1987. —С. 68 -75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.