Научная статья на тему 'Рефлексия концепта "шпиономания" в масс-медийном пространстве и литературе периода "холодной" войны (Англия-Германия начала ХХ века)'

Рефлексия концепта "шпиономания" в масс-медийном пространстве и литературе периода "холодной" войны (Англия-Германия начала ХХ века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
61
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ХОЛОДНАЯ" ВОЙНА / ШПИОНОМАНИЯ / ШПИОНСКИЙ РОМАН / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДЕТЕКТИВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Норец М.В.

Данное исследование посвящено изучению концепта «шпиономания» в масс-медийном пространстве и литературе периода «холодной» войны (Англия-Германия начала ХХ века). Проблема политических взаимоотношений Англии и Германии на рубеже Х1Х-ХХ веков нашла яркое отражение в масс-медийном и литературном пространстве указанного периода. В центре анализа находится тема «германского вторжения» и её проникновение во все стили и жанры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The given research is devoted to studying the concept «spy mania» in mass-media and literature during the period of the «cold» war (England-Germany at the beginning of the XXcentury). The problem of the political relations of England and Germany at the turn of XIX-XX centuries has reflected brightly in mass-media and literature of the period mentioned. In the center of the research there is the theme of the German invasion and its penetration to all the styles and genres.

Текст научной работы на тему «Рефлексия концепта "шпиономания" в масс-медийном пространстве и литературе периода "холодной" войны (Англия-Германия начала ХХ века)»

М. В. Норец

РЕФЛЕКСИЯ КОНЦЕПТА «ШПИОНОМАНИЯ» В МАСС-МЕДИЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ И ЛИТЕРАТУРЕ ПЕРИОДА «ХОЛОДНОЙ» ВОЙНЫ (АНГЛИЯ-ГЕРМАНИЯ НАЧАЛА ХХ ВЕКА)

Данное исследование посвящено изучению концепта «шпиономания» в масс-медийном пространстве и литературе периода «холодной» войны (Англия-Германия начала XX века). Проблема политических взаимоотношений Англии и Германии на рубеже XIX-XX веков нашла яркое отражение в масс-медийном и литературном пространстве указанного периода. В центре анализа находится тема «германского вторжения» и её проникновение во все стили и жанры.

Ключевые слова: «холодная» война, шпиономания, шпионский роман, политический детектив.

Представлене до^дження присвячене вивченню концепту «штонома-нiя»у мас-медшному просторi i лiтературi перiоду «холодной» вшни (Анг-лiя-Германiя початку XX сторiччя). Проблема полiтичних взаeмовiдносин АнглИ' та Германа нарубежi XIX-XXстолiть знайшла яскраве вiдображен-ня у мас-медшному просторi вказаного перюду. У центрi анализу знахо-диться тема «германського вторгнення» i ïï проникнення у ва стит i жан-ри.

Ключовi слова: «холодна» вшна, штономатя, шпигунськийроман, пол-iтичний детектив.

The given research is devoted to studying the concept «spy mania» in massmedia and literature during the period of the «cold» war (England-Germany at the beginning of the XX century). The problem ofthe political relations of England and Germany at the turn of XIX-XX centuries has reflected brightly in massmedia and literature of the period mentioned. In the center of the research there is the theme of the German invasion and its penetration to all the styles and genres.

Keywords: «cold» war, spy mania, spy novel, political detective

В историографии термин «холодная война» не принято использовать по отношению к англо-германскому противостоянию рубежа Х1Х-ХХ вв. Однако, многие его последствия стали предтечами общественной реакции в США и в СССР на международную ситуацию во второй половине XX в., что, с нашей точки зрения, говорит о связи двух исторических явлений. Среди них было распространение в английском обществе начала XX в. шпиономании, страхов возможных бомбардировок английских городов, массовых видений в воздухе немецких дирижаблей, серьезное обсуждение в английском обществе якобы существовавших планов захвата Британских островов Германией. Феноменом довоенной эпохи в Англии стало появление и стремительное распространение алармистской художественной литературы. Десятки писателей, представителей как бульварной, так и серьезной художественной литературы, стали сочинять произведения на сюжеты «германской угрозы», нашедшие спрос и у депутатов парламента, и у любителей почитать увлекательную книжку в омнибусе.

Со складыванием военно-политических блоков на континенте в начале 1890-х гг. в Англии стала появляться литература, предсказывающая будущие войны между державами. Однако ее первые образцы были по духу в основном антифранцузскими. Контр-адмирал П. Коломбин написал роман «Великая война 189-» [3, 4] для иллюстрированного еженедельника «Блэк энд Уайт», опубликованный частями в 1891 г. В нем описывается война на Балканском полуострове, в которую втягиваются континентальные державы - блок Германии и Австро-Венгрии против России и Франции. Англия остается нейтральной, но в ходе военных действий вступает в войну против Франции. В 1893 г. писатель Л. Трейси [10] издал книгу «Последняя война», в которой описывается предполагаемое вторжение Германии и Франции в Англию. Но по сюжету в самый последний момент Германия передумывает и выступает на английской стороне, а лорд Робертс берет Париж и все оборачивается триумфом англо-тевтонского союза. Даже один из самых в будущем яростных врагов Германии У. Леке [8] начинал свою карьеру как англофоб и русофоб: в его «Отравленной пуле», опубликованной в 1893 г., по сюжету русские и французы вторгаются в Англию.

Стереотип Франции как главного врага оказался очень живуч и только с 1896 г., со знаменитой телеграммы президенту Крюгеру

Вильгельма II, можно говорить, что у англичан появился новый «роковой» соперник. Постепенно новая установка стала находить отражение и в литературе. В 1902 г. А. Кертис в романе «Новый Трафальгар» [5] одним из первых описал картину молниеносного удара германского флота по Англии, во время отсутствия английской эскадры, которая должна охранять Ла-Манш. По счастью у Англии в запасе был один новый линейный корабль, с помощью которого британцам удалось победить.

Э. Чайлдерс [1], основываясь на личном опыте частных путешествий к берегам Голландии и Германии, в 1903 г. написал ставший очень известным роман «Загадка песков», своего рода букварь для английских шпиономанов начала века. Его герои, Кэрратер и Дэвис, совершают путешествие на яхте «Далсибелла» по Северному морю к Фризским островам, через канал имени Вильгельма и вдоль всего морского побережья Германии. Их устами автор указывает на огромную опасность для Великобритании, у которой нет баз в Северном море, а лучшие английские корабли имеют слишком глубокую для него осадку; предупреждает о планах немцев оккупировать Голландию, и ругает правительство, принявшее чудовищное по глупости решение о продаже Гельголанда. Между тем, два его героя оказываются впутанными в головокружительную шпионскую историю. Раз за разом они сталкиваются со странными явлениями - подведение разветвленной железнодорожной сети к побережью Северного моря, оживление, царящее на ничего не значащих для обороны германского побережья мелях, каналах, протоках, огромное количество сосредоточенных там барж и т.д. В результате герои обнаруживают, что являются свидетелями тайных совместных маневров германской армии и флота. По плану операции армада морских лихтеров (барж), переполненных солдатами, должна выйти семью флотами с помощью мощных буксиров одновременно из семи различных мест, под эскортом императорского флота пересечь Северное море и десантироваться на английском берегу.

Опасность очень велика, предупреждал Чайлдерс: «никто не сможет подсчитать того эффекта на нашу тонкую экономическую ткань, который окажет хорошо спланированный, удачный по времени удар в промышленное сердце королевства, по великим северным и централь-

ным городам, переполненным мирным рабочим населением» [1, с. 67]. Германия «...идеально приспособлена для того, чтобы совершить вторжение в Англию» [1, с. 55]: наличие огромной армии, полной секретности, которую может обеспечить выдающиеся организаторские качества германского руководства, независимость от колоний и морей - «она многое приобретет и ничего не потеряет», заключает автор. В то же время Чайлдерс с удовлетворением отмечал, что некоторые ответные меры уже начинают выполняться правительством - создан флот Северного моря, укрепляется опорная база в Северном море, ведутся реформы в армии, слышны призывы, выступающие за всеобщую воинскую службу. Таким образом, цель написания книги более чем понятна. Его аргументация была крайне привлекательной для англичан. Даже в высших политических кругах подозрения Чайлдерса пустили глубокие корни. Так, например, министр иностранных дел Грей обращал внимание на факт, что «огромное количество германских офицеров проводят свои каникулы в Германии в разных точках Восточного и Западного берега ... для этого не может быть иной причины, чем стратегические замыслы в отношении наших берегов» [1, с. 78]. А у короля Эдуарда VII однажды возникло сомнение, «не собирается ли кайзер провезти с собой корпус или два в Англию под видом родственного визита». Между прочим, похожий сюжет был у романа 1909 г. капитана Кертиса «Когда Англия спала» [5] - Лондон был оккупирован ночью германской армией, которая тайком, за несколько недель, пробралась в Англию. В 1911 г. во время второго марокканского кризиса У. Черчилль отдал приказ стеречь морские склады от десанта германских шпионов, а премьер Г. Аск-вит требовал усилить борьбу с германской шпионской сетью.

В книге 1903 г. Л. Джеймса [8] «Мальчик-дежурный» говорится, что немцам удается высадиться в Англию и начать завоевание страны. Школьник Д. Монтморенси надевает кадетскую форму и идет сражаться с германцами. Одно из самых известных вымышленных вторжений германцев было описано У. Леке [8] в его бестселлере «Нашествие 1910», впервые опубликованном в «Дейли мэйл» в 1906 г. Сюжет вторжения долго прорабатывался и изменялся. Первоначальный вариант был составлен после совместного посещения Леке и лордом Робертсом Восточной Англии, первый попытался предста-

вить себя германским генералом и спланировать высадку войск на побережье и наступление на Лондон. Но предложенное фельдмаршалом движение германской армии по английским городам не устроило Нортклиффа, так как, как раз именно на этом маршруте, продажи «Дейли мейл» были незначительны. После внесения изменений началась рекламная кампания - в ведущих газетах («Таймс», «Дейли телеграф», «Монинг пост», «Дейли хроникл» и «Дейли мейл») был опубликован список городов, которые первыми окажутся под угрозой германского вторжения. Публикация «Вторжения 1910» в «Дейли мейл», описывающее успешное вторжение в Англию сорокатысячной германской армии и такие эпатирующее англичан события как битва за Ройстон и бомбардировка Лондона, стала событием лондонской жизни. «Люди-бутерброды» (так в Англии называют носителей рекламных плакатов), работающие на «Дейли мейл», были одеты в остроконечные шлемы и прусскую униформу, маршировали по улицам города, намекая британским обывателям на то, что уже в 1910 г. германская оккупация Лондона может стать реальностью. Даже, несмотря на гневное выступление премьера Г. Кемпбелл-Баннермана в парламенте, назвавшего Леке «вредным паникером», популярность книги была впечатляющей. Резко поднялся тираж «Дейли мейл», а издание в книжной форме разошлось миллионным тиражом и переведено на двадцать семь языков. Менее популярной была книга этого же года П.Воу и Л. Йексли «Когда орел летит к морю», в которой описывалось нашествие уже шестидесяти тысяч солдат. Обе истории заканчиваются счастливым концом - немцев разбивают.

Неожиданный сюжет был в книге Р. Коула [2] «Смертельная ловушка» 1907 г. - после германского вторжения на выручку англичанам пришли японцы. А. Доусон [6] в «Послании» впервые описал картину полного краха Англии после германского вторжения - оккупацию, репарации и потерю нескольких колоний. В его фантазии враг приходит не только из вне - он есть и внутри королевства. В то время как английские пацифисты проводят демонстрации за разоружение, тысячи германских эмигрантов собирают информацию об Англии -так, чтобы после высадки германских войск на побережье немцы детально знали местность от берега до Лондона.

Постепенно тема «германского вторжения» проникала во все стили и жанры. Путешественник и поэт Ч. Доти [7] написал на эту тему

несколько стихотворений стилизованных под язык Чосера - «Скалы» в 1909 г. и «Облака» в 1912 г. Эту тему не обошли даже издания для детей. Так, в 1913 г. юмористический журнал «Чамс» публиковал историю о вражеском воздушном флоте «Угроза для отечества». А журнал олдебурской школы-пансиона представил картину того, как дети будут учиться в 1930 г., предполагая, что Англия тогда будет просто «маленьким островом у западных берегов Тевтонии». Г. Мо-рье в 1909 г. перевел тему вторжения на язык сцены пьесой «Дом англичанина». Патриотический призыв автора к единению нации сделал из довольно посредственной пьесы настоящее событие театрального сезона. «По прошествии 25 лет, - вспоминала М. Стобарт, - я помню, как будто это было прошлой ночью, чувства, с которыми покинула театр. Пьеса была сырая, неартистичная, мелодраматичная и искусственная, но ударяла точно в цель. Я никогда до и после этого не чувствовала себя такой униженной, как в тот вечер, покидая театр» [9, с. 51]. Она забыла детали, но более всего ее поразило то, что во время вторжения врага женщины не смогли перевязать раны своим мужчинам-соотечественникам. Несколько другого рода была пьеса «Секретные приказы» С. Релейта и Г. Гамильтона, поставленная в сентябре 1913 г. в лучших театрах Лондона - «Друри лейн» и «Театр роял». В ее основе - шпионская история о том, как иностранный дипломат шантажирует жену английского адмирала для того, чтобы она достала некие секретные приказы. Несмотря на многие слабые моменты, пьеса впечатлила зрителей тем, что на сцену был вытащен макет дирижабля. С началом войны при последующих постановках иностранный дипломат окончательно превратился в германского посла.

Такое же разнообразие в Англии приобрела и шпионская тематика. Зловещие махинации германских шпионов против Англии еще в 1899 г. Х. Хилл описал в романе «Шпионы Уайта» Оппенгейм в своем бестселлере «Творец истории» 1905 г., один из первых обосновал будущую идею Доусона. Капитан X, глава германской разведки в Лондоне, говорил, что уже сейчас в Англии находятся 290 тысяч германцев, обученных и умеющих стрелять - клерки, официанты, парикмахеры. «Крепости, охраняющие этот величественный город, могут быть непреступны извне, но изнутри - другое дело». Более развернуто это было описано на страницах романа У. Вуда «Враг на наших

берегах», опубликованного в 1906 г. по частям в «Пенни иллюстрай-тед пэйпер». Согласно сюжету «Германский комитет секретных приготовлений» готовит основу для путча в Лондоне. «Пользуясь слепотой этих английских дураков, мы уже годами очищаем нашу страну от худшего и излишнего населения и позволяем им селиться здесь».

На территории Англии при попустительстве ее правительства был размещен целый лагерь для подготовки восстания, в котором все построено по железным порядкам германской армии. Немцы разными путями приезжали в Англию, селились обязательно в Лондоне и регистрировались у капитана Малера, фанатичного англофоба и руководителя «комитета». Каждый немец должен был досконально знать район, в котором он живет, сообщать информацию об его инфраструктуре: госпиталях, полицейских участках и пр. Во время очередного всплеска противоречий между классами в английском обществе сотни тысяч германских эмигрантов поднимают восстание в Лондоне, при поддержке десанта германского флота, еще до этого внезапным и мощным ударом уничтоживший английский флот в его собственных водах.

С середины 1900-х гг. книги и статьи стали выходить уже на регулярной основе, став своего рода индустрией, приносившей неплохие доходы. Можно выделить два основных мотива, которые двигали теми, кто пытался написать о будущей войне. Коммерческий - продать читающей публике копии своей книги, опубликовать ее по частям в газете, или политический - высказать свое особое мнение. Иногда мотивы совмещались, как в случае с У. Леке [8], работавшем в тесном сотрудничестве с медиа-магнатами Нортклиффом и Томпсоном, и ради денег, и ради идеи. Их сотрудничество напоминало хорошо продуманную кампанию против Германии. Томпсон в своем еженедельнике «Уикли ньюс» пошел на оригинальный шаг - перед сериальной публикацией книги Леке «Шпионы кайзера» он помещал в газете объявление, предлагающее читателям 10 фунтов стерлингов за информацию об «иностранных шпионах в Британии». Нагнетание шпиономании поддерживало старую неприязнь к деловой активности переселенцев из Германии и облегчало проведение военной реформы в стране. Оппенгейм, к примеру, выступал за ограничения в отношении эмигрантов. «Вторжение 1910 г.» того же Леке убеж-

дало англичан в необходимости введения всеобщей воинской повинности. Книга была написана под влиянием фельдмаршал Ф. Роберт-са и адмирала Ч. Бересдорфа. «Повсюду люди сожалели, что остались незамеченными важные предостережения лорда Робертса, сделанные им в 1906 г., если бы мы приняли его план всеобщей воинской службы, такая ужасная катастрофа никогда бы не произошла».

Фантастические рассказы Р. Киплинга «С ночной почтой» 1905 г. и его продолжение - «Так же легко как Эй Би Си» 1912 г. активно способствовали началу «воздушной лихорадки». Наиболее известный роман на авиационно-германскую тематику в 1908 г. написал Г. Уэллс - «Война в воздухе» [11]. Писатель предсказывает недалекое будущее мира, основываясь на ростках новых явлений, которое он видит вокруг себя в реальной жизни. Главным мировым агрессором в 1910-х гг., кроме США, лидера «гонки вооружений», и союза Японии и Китая, стремящегося отомстить Европе, станет «Германский союз, по-прежнему стремившийся осуществить свою мечту - насильно объединить под эгидой германской империи Европу и ввести повсюду немецкий язык».

Величайшая тайна Германии, с которой она связывала надежды на мировое господство - «секретный парк воздушных кораблей, который с неимоверной быстротой рос во Франконии, где в глубочайшей тайне воплощались в жизнь великие изобретения Ханштедта и Штосселя, чтобы, опередив все другие нации, Германия получила в свое распоряжение колоссальный воздушный флот, а с ним и власть над миром». Грандиозный германский воздушный флот стартует со своей базы во Франконии и под руководством «странного и жестокого» романтика - принца Карла Альберта направляется в США, так как по германскому плану «только Америка представляла для них серьезную опасность; Америка, которая теперь стала главным соперником Германии в торговле и преграждала путь к расширению ее империи» [11, с. 137]. Война в воздухе закончилась полным крахом мировых государств, крушением «гордого, великолепного и ненадежного здания механической цивилизации», на Земле остались лишь небольшие самоуправляющиеся общины, а «простой человек снова вернулся назад к земле, к навозу». В романе красной чертой проходит критика «гонки вооружений», если бы Великобритания не трати-

ла столько средств на нее, а потратила бы деньги «на развитие физической культуры и образования, англичане стали бы аристократией мира». Но вместо того, чтобы «творить полноценных людей», английское правительство творило оружие и «Берта [главного героя -В.К.] до четырнадцати лет учили радостными кликами приветствовать воинственно развевающиеся флаги» [11, с. 125]. Впрочем, отмечает Уэллс, еще хуже была ситуация в Германии.

В заключении стоит отметить, что литература «германской угрозы», несмотря на имевшиеся контртенденции, высмеивающие алармистов (произведения Саки (Г. Х. Манро), Э. Олдмедоу, П. Дж. Вуд-хауса, публикации Ч. Лоу, А.А. Милна, карикатуры Р. Робинсона и пр.), внесла свою значительную лепту в принятие английским общественным мнением решения августа 1914 г. И во многом стала предшественницей литературы «холодной войны» уже второй половины XX в., создавшей такие образы, как майор КГБ Иван Пронин и специальный агент секретной службы Ее Величества Королевы Джеймс Бонд.

Список использованных источников

1. Childers E. The Riddle of the Sands / E. Childers. - L.: Heinemann, 1903. - 230 p.

2. Cole R.W. The Death Trap / R.W. Cole // The Great War with Germany, 1890-1914: Fictions and Fantasies of the War-to-come. -Liverpool: Liverpool University Press. - 1997. - p. 167-177.

3. Colomb P. The Great War of 198- / P.H. Colomb & others // The Great War with Germany, 1890-1914: Fictions and Fantasies of the War-to-come. - Liverpool: Liverpool University Press. - 1997. - р. 29-71.

4. Colomb P.H. The Naval Programme / P.H. Colomb // The Saturday Review. - 1896. - р. 268.

5. Curtis A.C. A New Trafalgar / A.C. Curtis // The Great War with Germany, 1890-1914: Fictions and Fantasies of the War-to-come. -Liverpool: Liverpool University Press. - 1997. - p. 129- 138.

6. Dawson A.J. The Message / A.J. Dawson // The Great War with Germany, 1890-1914: Fictions and Fantasies of the War-to-come. -Liverpool: Liverpool University Press. - 1997. - p. 339-355.

7. Doughty C. The Cliffs / C. Doughty // The Great War with Germany,

1890-1914: Fictions and Fantasies of the War-to-come. - Liverpool: Liverpool University Press. - 1997. - p. 377-380.

8. Le Queux W. The Invasion of 1910 / W. Le Queux // The Great War with Germany, 1890-1914: Fictions and Fantasies of the War-to-come. - Liverpool: Liverpool University Press. - 1997. - p. 139-151.

9. Stobart M.A. B. Miracles and adventures: An autobiography / M.A. Stobart. - Rider & Co, 1935. - p. 195.

10. Tracy L. The Final War / L. Tracy // The Great War with Germany, 1890-1914: Fictions and Fantasies of the War-to-come. - Liverpool: Liverpool University Press. - 1997. - p. 72-79.

11. Уэллс Г. Собр. соч. в 15 т. Т.4. / Г. Уэллс. - М.: Правда, 1964.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.