Educational bulletin "Consciousness"/ I 2021. Vol. 23. N5 Образовательный вестник "Сознание"' I https://e-pubmed.org
A a This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License ^ ^^ BY * https://creativec0mm0ns.0rg/licenses/by/4.0/
i ■am RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ © Naboychenko E.S., Noskova M.V., 2021
ч ) http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-5-21-26
L ч Принята 15.05.2021 | Accepted 15.05.2021
к УДК 796:159.9
REFLECTION AS A PROFESSIONAL-IMPORTANT QUALITY OF AN ATHLETE: PROBLEM STATEMENT AND RESULTS
Naboychenko E.S., Noskova M.V.
Ural State Medical University, Ekaterinburg, Russian Federation
РЕФЛЕКСИЯ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНОЕ КАЧЕСТВО СПОРТСМЕНА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Набойченко Е.С., Носкова М.В.
ФГБОУ ВО Уральский государственный медицинский университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация
Abstract. The relevance of the study lies in the fact that recently it is possible to notice a trend in the popularity of sports, an increase in the requirements for athletes (high-quality performance of sports activities, functions, the ability to develop potential capabilities), which determine success in sports and competitiveness. The article discusses various factors that affect the effectiveness and success of an athlete: individual psychological characteristics of a personality, his professionally important qualities, motivational sphere, mental states, volitional efforts. Among the listed factors, reflection is of no small importance as one of the professionally important qualities of an athlete. The theoretical analysis of the psychological and pedagogical literature made it possible to conclude that reflection is an activity that must be trained, master its features and use in one's sports activity. It acts as a system-forming characteristic of the cognitive activity of an individual, which allows one to build new patterns of one's behavior, to develop certain knowledge. The study of the problems of reflection in sports has both theoretical and practical significance in sports
Аннотация. Актуальность исследования заключается в том, что в последнее время можно заметить тенденцию популярности спорта, повышение требований,
предъявляемые к спортсменам (качественное выполнение спортивной деятельности, функций, способности к развитию потенциальных возможностей), которые обусловливают успешность в спорте и конкурентоспособность. В статье рассматриваются разнообразные факторы, влияющие на эффективность и успешность спортсмена: индивидуально-психологические особенности личности, его профессионально-важные качества, мотивационную сферу, психические состояния, волевые усилия. Среди перечисленных факторов немаловажное значение имеет рефлексия как одно из профессионально-важных качеств
спортсмена. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил заключить, что рефлексия представляет собой деятельность, которой необходимо
psychology and pedagogy. The systematic manifestation of reflection by an athlete contributes to the development of reflexivity as a quality. As a result, his recognition of the planned actions on the playing field will allow him to plan his actions in this situation. The article presents a meaningful characteristic of different types and forms of reflection. The aim of the research is to determine the level and types of reflexivity in athletes. The study involved 1545 athletes - students of sports schools of the Olympic reserve, children and youth schools, national teams of the Sverdlovsk region, Masters of Sports, Candidates for Master of Sports, athletes with I, II, III categories at the age of 14-18years.
Keywords: sports, reflection, sports activities, athletes, professionally important quality.
REFERENCES
[1]
[2]
[3]
[4]
[5]
[6] [7]
I ed. B.G.
Big psychological dictionary Meshcheryakov, V.P. Zinchenko. URL: https://psychological.slovaronline.com /1583-REFLEKSIYA (date of access 03/29/2021) Ilyin E.P. Sports psychology. SPb.: Peter, 2012.352 p.
Leontiev A.N. Activity. Consciousness. Personality. Moscow: Smysl, 2005.352 p. Leontiev D.A. On the subject of existential psychology // All-Russian scientific-practical conference on existential psychology / ed. YES. Leontyeva, E.S. Mazur, A.I. Sosland. M., 2001.S. 3-6. Practical Psychology / Ed. M.K. Tutushkina 4th ed., Rev., Add. SPb.: Publishing house "Didacticat Plus", 2001. 363 p.
Psychology of physical culture / ed. B.P. Yakovleva, G. D. Babushkina. M.: Sport, 2016.624 p. Rubinstein S.L. Man and the world. Moscow, Peter, 2012.224 p.
обучаться, осваивать ее особенности и использовать в своей спортивной деятельности. Она выступает в качестве системообразующей характеристикой
когнитивной деятельностью личности, позволяющая строить новые образцы своего поведения, вырабатывать те или иные знания. Исследование проблем рефлексии в спорте имеет как теоретическое, так и практическое значение в спортивной психологии, педагогике. Систематичность проявления спортсменом рефлексии способствует развитию рефлексивности как качества. Вследствие этого, распознавание им планируемых действий на игровом поле позволит ему планировать свои действия в данной ситуации. В статье представлены содержательная характеристика разных видов и форм рефлексии. Цель исследования -определение уровня и типов рефлексивности у спортсменов. В исследовании приняли участие 1545 спортсменов-учащиеся спортивных школ олимпийского резерва, детско-юношеских школ, сборные команды Свердловской области, Мастера спорта, Кандидаты в мастера спорта, спортсмены, имеющие I, II, III разряды в возрасте 14-18 лет.
Ключевые слова: спорт, рефлексия, спортивная деятельность, спортсмен, профессионально-важное качество.
[1]
[2]
[3]
[4]
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. URL: https://psychological.slovaronline.com /1583-REFLEKSIYA (дата обращения 29.03.2021)
Ильин Е.П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2012. 352 с.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2005. 352 с.
Леонтьев Д.А.
экзистенциональной Всероссийская конференция по психологии / под ред.
О
предмете
психологии II научно-практическая экзистенциональной Д.А. Леонтьева, Е.С.
[5]
[б]
Мазур, А.И. Сосланда. М., 2001. С.3-6. Практическая психология / Под ред. М.К. Тутушкиной 4-е изд., переаб., доп. СПб.: Изд-во «Дидактикат Плюс», 2001. 363 с. Психология физической культуры / под ред. Б.П. Яковлева, Г.Д. Бабушкина. М.: Спорт, 2016. 624 с.
[7] Рубинштейн С.Л. Человек и мир. Москва, Питер, 2012. 224 с.
Authors' contributions. Naboychenko E.S. - development of a conceptual modeI of a scientific article, research design; Noskova M.V. - literature review, collection and processing of materials, text writing. Conflict of Interest Statement. The authors declare that they have no conflicts of interest.
Naboychenko E.S. - SPIN ID: 2201-3224; ORCID ID: 0000-0001-7315-6741
Noskova М.У. - SPIN ID: 8566-8975; ORCID ID: 0000-0003-3648-7730
Вклад авторов. Набойченко Е.С. - разработка концептуальной модели научной статьи, дизайна исследования; Носкова М.В. - обзор литературы, сбор и обработка материалов, написание текста. Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Набойченко Е.С. - SPIN ID: 2201-3224; ORCID ID: 0000-0001-7315-6741
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: психология спорта, паралимпийский спорт. Опубликовано более 20 публикаций из них 2 в WoS, 2 ВАК и 16 в материалах конференций.
Носкова М.В. - SPIN ID: 8566-8975; ORCID ID: 0000-0003-3648-7730
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: психология спорта. Опубликовано более 20 публикаций из них 2 в WoS, 2 ВАК и 16 в материалах конференций.
For citation: Naboychenko E.S., Noskova M.V. REFLECTION AS A PROFESSIONAL-IMPORTANT QUALITY OF AN ATHLETE: PROBLEM STATEMENT AND RESULTS // Educational bulletin "Consciousness". - 2021. - Vol. 23. - №5 - С. 21-26. doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-5-21-26
Для цитирования: Набойченко Е.С., Носкова М.В. РЕФЛЕКСИЯ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНОЕ КАЧЕСТВО СПОРТСМЕНА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ // Образовательный вестник "Сознание". - 2021. - Т. 23. - №5. - С. 21-26. doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-5-21-26
Введение. Проблемы рефлексии в спорте обусловлены изменениями в
экономических, образовательных,
социально-политических, спортивных стратегических ориентиров современного социума, которые привели к введению новых требований, предъявляемых к спортсменам, уровню его физической и психологической подготовленности. Поскольку глобализационные процессы коснулись и спортивную деятельность, то особое место значимость в спорте в рамках тренировочной, предсоревновательной и соревновательной деятельности занимает рефлексия. Вполне естественно, что спортивная деятельность в современном обществе - социальная форма двигательной деятельности,
направленная на совершенствование физического и психического развития спортсмена в соответствии с его целями и мотивацией [2]. Нельзя не обратить
внимание на тот факт, что спорт сегодня стал не только своего рода разменной монетой в международных политических процессах; но и средством манипулирования и вмешательства в политическое устройство отдельных государств или способом реализации собственных политических амбиций. Прежде всего, основная функция рефлексии - повышение эффективности, работоспособности, надежности
спортсмена, т.е. она является механизмом изменения мыслей, отношения, поведения спортсмена. А основной задачей рефлексии выступает осознание результата, как собственной деятельности самого спортсмена или команды. В связи с этим рефлексия в спорте, безусловно, играет важную роль и оказывает влияние на эффективность спортивной деятельности. К сожалению, на сегодняшний день отсутствует целостная
система психолого-педагогической
концепции формирования и
совершенствования качества рефлексии у спортсменов. Исследования, посвященные рефлексии в спорте практически отсутствуют.
Обращаясь к психологическому словарю, рефлексия с англ. reflection означает мыслительный процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя, т.е. своих действий, поступков, поведения, речи, чувств, состояний, отношений и др. [1].
Рефлексия в научных трудах рассматривается в разных аспектах: личностном, коммуникативном,
когнитивном, генетическом (Л.С. Выготского, В.П. Зинченко, А.В. Карпова, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, М.К. Тутушкиной, С.Л. Рубинштейна, Г.П. Щедровицкого и др.).
Так, С.Л. Рубинштейн обратил внимание на проблему природы рефлексии и на ее понимание способности, основная роль которой заключается в самодетерминации и саморегуляции жизнедеятельности личности. Он связывал рефлексию с самосознанием и трактовал как неосознание сознания, а осознание самого себя как существа, осознающего мир и изменяющего его [7]. Согласно теории А.Н. Леонтьева, рефлексия - поиск соответствия между строением внешней практической деятельности и внутренней умственной деятельностью. Это выражается отношением к своей деятельности и способствует формированию
определенного представления о себе, своих поступках, действий [3]. Нельзя не согласиться с высказыванием Д.А. Леонтьева, что рефлексия - одно из значимых условий перехода от детерминации к самодетерминации [4]. В своих научных трудах М.К. Тутушкина рассматривает рефлексию как механизм отражения личностных смыслов и
принципов действий посредством установления связей между ситуацией мировоззрением личности, лежащий в основе самоконтроля и саморегуляции личности в деятельности [5].
Анализируя психолого-
педагогическую литературу нам удалось обобщить определения разных авторов к понятию «рефлексия». Таким образом, она представляет собой самоанализ деятельности, ее результатов, которая связана с контролем эмоциональной, волевой, когнитивной, поведенческой и мотивационной сферами.
В некоторых исследованиях была предпринята попытка изучения рефлексии у спортсменов, в частности исследовали рефлексию в игровых видах спорта [6].
Соответственно, рефлексия в спорте - это не только осведомленность и осознание спортсменом собственных действий, но и конфигурация осознания того, как его воспринимают другие спортсмены по игре или соперники. К сожалению, не все и не всегда спортсмены могут осознанно подходить к этой проблеме.
Обращают на себя внимание особенности позиций, характеризующих взаимное отображение спортсменом соперников, партнеров:
1. Сам спортсмен, каков он есть в данной ситуации.
2. Субъект, каким он видит себя.
3. Субъект, каким он видится другими (партнерами и спортсменами по игре).
4. Остальные 4-6 те же позиции, но стороны других субъектов ситуации [6].
В результате изучения был получен материал, анализ которого позволил заключить, что рефлексия - это профессионально-важное качество
спортсмена, которое необходимо формировать и которое обеспечивает изменения в положительную сторону его деятельности.
Надо отметить, что рефлексия как качество носит сугубо индивидуальный характер и у каждого спортсмена проявляется в разной степени выраженности:
- высокоразвитость, проявляющаяся в контроле собственной мыслительной деятельности спортсмена, оценке и анализе его действий, поведения на игровом поле, самопознании, выборе своей позиции; благодаря высокоразвитой рефлексивной деятельности, спортсмен или спортивная команда может достигать высоких спортивных результатов;
- слаборазвитость проявляется, когда спортсмен все время допускает одни и те же ошибки, у него снижена самооценка, появляется недовольство результатом соревнований (тренером, судейством), грубость физической силы, отрицательные эмоции, не выражено оптимальное боевое состояние - установка воли к победе, на успех, веру в себя, отсутствует осознание прошлых ошибок, действия инстинктивны, частое разочарование своими спортивными достижениями.
Мы считаем, что сформированное качество «рефлексия», помогает спортсмену посредством навыка анализа и планирования собственных действий или деятельности, занимать активную жизненную позицию, тем самым достигая значимых спортивных результатов. Главное, что необходимо спортсмену -понять важность осознания и переосмысления своих или соперника действий; научиться анализировать, оценивать собственные достигнутые результаты, своевременно выявлять проблемы, ошибки, неудачи и находить стратегии их решения.
Цель исследования - определение уровня и типов рефлексивности у спортсменов. В исследовании приняли участие 1545 спортсменов-учащиеся спортивных школ
олимпийского резерва, детско-юношеских школ, сборные команды Свердловской области, Мастера спорта, Кандидаты в мастера спорта, спортсмены, имеющие I, II, III разряды в возрасте 14-18 лет, из них доля юношей составила 68,5%, девушек -31,5%. В исследовании использовались следующие методики: «Опросник рефлексивности» А.В. Карпова, В.В. Пономаревой для определения уровня рефлексивности и опросник
«Дифференциальный тип рефлексии» (ДТР) Д.А. Леонтьева, Е.М. Лаптевой, Е.Н. Осина, А.Ж. Салиховой, предназначенный для выявления типов рефлексии (системная рефлексия, интроспекция, квазирефлексия).
Методы и методики. В исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ литературы по данной проблематике; эмпирические методы сбора данных (психологическое тестирование); методы математической обработки данных.
Результаты и их обсуждение. Анализ результатов показал, что у большинства спортсменов (67,5%) превалирует средний уровень рефлексивности. Низкий уровень рефлексивности проявлен у 30,2% спортсменов. Лишь 2,3% участников продемонстрировали
высокоразвитость рефлексивной
деятельности. Рассматривая рефлексию спортсмена с разных позиций, результаты представлены следующим образом. Ретроспективная рефлексивность (ср. знач. 33,9) говорит о завершенных спортивных соревнованиях или тренировок. Спортсмен осознает выявленные ошибки, нерационально выбранные тактики, а также поведенческие особенности на игровом поле. Рефлексивность настоящей деятельности (ср. знач. 35,5) показывает включенность спортсмена в игровую ситуацию, осмысление его тактик, анализ происходящего, а также в какой степени
спортсмен может контролировать, координировать собственные действия при непосредственном выполнении деятельности, т.е. сохранять
самоконтроль. Рефлексивность будущей деятельности (ср. знач. 35,5) включает в себя размышления о предстоящих соревнованиях, представления о ходе соревнований, планировании, выбор наиболее эффективных тактик, техник, тем самым проявляя стратегичность. Рефлексивность взаимодействия с другими людьми (ср. знач. 35,6) выполняет роль кооперации совместной
деятельности. Она помогает спортсмену посмотреть на себя со стороны и увидеть себя глазами своих партнеров и соперников.
Согласно результатам методики ДТР, доминирующим типом рефлексии является системная рефлексия (65,6%) среднего уровня. Это означает, что спортсмен открыт опыту, может посмотреть на себя со стороны (самодистанцирование) и
проанализировать ту или иную сложившуюся ситуацию. Эта рефлексия считается положительной и способствует разрешению тех или иных проблем, неудач, проигрышей. Интроспекция (23,4%) и квазирефлексия (11%) проявляются также на среднем уровне. Интроспекция указывает, что спортсмены
фокусируют внимание на внутренние переживания, состояния, зацикливаются на них. При квазирефлексии спортсмены отвлекаются от происходящего, тратят свой потенциал на «придумывание» того, что могло бы случиться, а не на продуктивные размышления.
В ходе исследования выявлены весьма важные с нашей точки зрения обстоятельства, что вышеперечисленные типы рефлексии сильнее развиты у представителей женского пола. Возможно, это связано с тем, что они более склонны анализировать свои ошибки,
переживания, неудачи.
Выводы. В результате изучения был получен материал, анализ которого позволил заключить, что рефлексия -профессионально-важное качество
спортсмена, проявляющаяся в отражении собственных действий их анализе, а также действий соперников. Доминирует средний уровень выраженности рефлексивности и системной рефлексии у спортсменов. Рефлексию необходимо формировать, развивать, так как именно она помогает предотвращать ошибки и тем самым способствует высоким результатам спортивных достижений. Целесообразно разрабатывать и реализовывать программу, направленную на формирование этого качества.
Corresponding Author: Noskova Marina Vladimirovna - PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Clinical Psychology and Pedagogy, Ural State Medical University, Ekaterinburg, Russian Federation
E-mail: mn66@mail.ru
Ответственный за переписку: Носкова Марина Владимировна - кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет», г.
Екатеринбург, Российская Федерация
E-mail: mn66@mail.ru