Научная статья на тему 'Рефлексия как источник развития личности художника и его творчества'

Рефлексия как источник развития личности художника и его творчества Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1642
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / ТВОРЧЕСКИЙ ОБРАЗ / CREATIVE IMAGE / ВЫСОКОРЕФЛЕКСИВНОЕ ИСКУССТВО / НИЗКОРЕФЛЕСИВНОЕ ИСКУССТВО / РЕГРЕССИВНОЕ ИСКУССТВО (БОЛЕЗНЕННОЕ / THE ART OF REGRESSION (PAINFUL / ДЕПРЕССИВНО / ДЕГЕНАРАТИВНОЕ) / ПСЕВДОЭТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО (ВНЕШНЕ МОРАЛЬНОЕ / PSEVDOETICHESKOE ART (OUTWARDLY MORAL / КРАСИВОЕ / BEAUTIFUL / ПРАВИЛЬНОЕ) / ИЛЛЮЗОРНОЕ ИСКУССТВО / ОБОЛОЧНОЕ ИСКУССТВО / SHELL ART / HIGHLY REFLECTIVE ART / LOW REFLEXIVE ART / DEPRESSING) / RIGHT) / ILLUSIONARY ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Клищевская Ольга Николаевна

В статье затронуты вопросы личности художника и художественного образа как отражения этой личности, а так же проведен анализ искусства с позиции отражения внутреннего и внешнего мира. Являясь отражением не только внешнего, но и внутреннего мира, мира художника, художественный и особенности его выражения зависят не только от технических навыков, но и от личности художника. В связи с этим в статье проанализирована структура художественного субъекта, включающая в себя художественный талант, художественное мастерство и личностное отношение к миру. Среди важных личностны особенностей художника, оказывающих наибольшее влияние на реализацию художественного образа в статье выделяется рефлексия. В соответствии с уровнем развития рефлексии выделяется два вида искусства высокорефлексивное низкорефлексивное, описываются их особенности. Наибольшее внимание в статье уделено видам низкорефлексивного искусства, среди которого выделяют регрессивное искусство (болезненное, депрессивно, дегенаративное); псевдоэтическое искусство (внешне моральное, красивое, правильное); иллюзорное искусство; оболочное искусство. В статье подробно описан каждый вид низкорефлексивного искусства, приведены примеры иллюстрирующие выделенные виды низкорефлексивного искусства. В статье прослеживается взаимосвязь между уровнем развития рефлексии и уровнем личностного развития художника, а так же ставится вопрос о том, как поменяется творчество художника под влиянием рефлексии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLECTION AS A SOURCE OF DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY OF THE ARTIST AND HIS WORK

The article touched on the personality of the artist and the artistic image as a reflection of his personality, as well as an analysis of art from the point of reflection of the inner and outer world. As a reflection of not only the appearance but also the inner world, the world of the artist, the art and especially its expression depends not only on technical skills, but also the personality of the artist. In this regard, the article analyzes the structure of the artistic subject, which includes artistic talents, artistic skills and personal attitude to the world. Among the important personal characteristics of the artist that have the greatest impact on the realization of the artistic image in the article stands reflection. In accordance with the two types of highly reflective art, low reflexive art, level of reflection stands, describes their characteristics. The greatest attention is paid to the types of low reflexive art, among which are regressive art (painful, depressing); psevdoeticheskoe art (outwardly moral, beautiful, right); illusionary art; shell art. The article describes each type of low reflexive art are examples illustrating selected types low reflexive art. The article traces the relationship between the level of reflection and the level of personal development of the artist, as well as the question of how the artist's work will change under the influence of reflection.

Текст научной работы на тему «Рефлексия как источник развития личности художника и его творчества»

Клищевская Ольга Николаевна

РЕФЛЕКСИЯ КАК ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ХУДОЖНИКА ..

УДК 159.99

РЕФЛЕКСИЯ КАК ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ХУДОЖНИКА

И ЕГО ТВОРЧЕСТВА

© 2016

Клищевская Ольга Николаевна, аспирант кафедры общая психология, психология личности Московский институт психоанализа, Москва (Россия)

Аннотация. В статье затронуты вопросы личности художника и художественного образа как отражения этой личности, а так же проведен анализ искусства с позиции отражения внутреннего и внешнего мира. Являясь отражением не только внешнего, но и внутреннего мира, мира художника, художественный и особенности его выражения зависят не только от технических навыков, но и от личности художника. В связи с этим в статье проанализирована структура художественного субъекта, включающая в себя художественный талант, художественное мастерство и личностное отношение к миру. Среди важных личностны особенностей художника, оказывающих наибольшее влияние на реализацию художественного образа в статье выделяется рефлексия. В соответствии с уровнем развития рефлексии выделяется два вида искусства- высокорефлексивное низкорефлексивное, описываются их особенности. Наибольшее внимание в статье уделено видам низкорефлексивного искусства, среди которого выделяют регрессивное искусство (болезненное, депрессивно, дегенаративное); псевдоэтическое искусство (внешне моральное, красивое, правильное); иллюзорное искусство; оболочное искусство. В статье подробно описан каждый вид низкорефлексивного искусства, приведены примеры иллюстрирующие выделенные виды низкорефлексивного искусства. В статье прослеживается взаимосвязь между уровнем развития рефлексии и уровнем личностного развития художника, а так же ставится вопрос о том, как поменяется творчество художника под влиянием рефлексии.

Ключевые слова: Рефлексия, творчество, творческий образ, высокорефлексивное искусство, низкорефлесив-ное искусство, регрессивное искусство (болезненное, депрессивно, дегенаративное); псевдоэтическое искусство (внешне моральное, красивое, правильное); иллюзорное искусство; оболочное искусство.

REFLECTION AS A SOURCE OF DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY OF THE ARTIST AND HIS WORK

© 2016

Klischevskaya Olga Nikolaevna, assistant of the chair General psychology, psychology of personality Moscow Institute of psychoanalysis, Moscow (Russia)

Abstract. The article touched on the personality of the artist and the artistic image as a reflection of his personality, as well as an analysis of art from the point of reflection of the inner and outer world. As a reflection of not only the appearance but also the inner world, the world of the artist, the art and especially its expression depends not only on technical skills, but also the personality of the artist. In this regard, the article analyzes the structure of the artistic subject, which includes artistic talents, artistic skills and personal attitude to the world. Among the important personal characteristics of the artist that have the greatest impact on the realization of the artistic image in the article stands reflection. In accordance with the two types of highly reflective art, low reflexive art, level of reflection stands, describes their characteristics. The greatest attention is paid to the types of low reflexive art, among which are regressive art (painful, depressing); psevdoeticheskoe art (outwardly moral, beautiful, right); illusionary art; shell art. The article describes each type of low reflexive art are examples illustrating selected types low reflexive art. The article traces the relationship between the level of reflection and the level of personal development of the artist, as well as the question of how the artist's work will change under the influence of reflection.

Keywords: Reflection, creativity, creative image, highly reflective art, low reflexive art, the art of regression (painful, depressing); psevdoeticheskoe art (outwardly moral, beautiful, right); illusionary art; shell art.

Искусство это - отражение, воспроизведение действительности в художественных образах, созданное при помощи эстетически грамотных методов. Искусство представляет собой отражение внутреннего или внешнего мира по отношению к автору. Автор в свою очередь воспроизводит этот мир и эту действительность. Отражая внутренний мир в образах, автор создает прямые проекции своего внутреннего мира. Отражая внешний мир, автор преломляет эти образы через свое внутреннее восприятие и соответственно, эти образы так же является проекцией личности самого автора. Именно благодаря проекции создаются возможности ассимиляции между человеком и внешним миром, и способности воспринимать и определять внешний мир.

Для полноценного выражения образов, несомненно, художник должен обладать рядом технических навыков:

- владение темой, над которой он работает;

- техникой художественного изображения;

- техническими профессиональными знаниями.

Но кроме технических навыков для выражения внешнего и внутреннего мира сама личность художника, ее особенности. Важность анализа личности художника подчеркивалась в ряде исследований таких ученых как А. Альбуханова- Славская, Б.Г. Ананьев, Е. Я Басин, Т.В. Батухтина, Д.Б. Богоявленская, Н. П. Ильин, Е. А Климов, С.Г. Кривенкова, О. А. Кривцун и др.). Для личности творческого человека (художника, фотохудожника) чаще, чем для любого другого человека характерно состояние катарсиса (очищение) благодаря которому человек снимает внутреннее напряжение, тревогу, не-

рвозность. Катарсис художники и фотохудожники испытывают, во-первых, благодаря самому творческому процессу, во-вторых, созерцания произведения искусства.

С позиции К. Юнга, личность фотохудожника имеет противоречивые характеристики, с одной стороны, художник является, прежде всего, человеком, с набором индивидуальных и личностных характеристик, а с другой стороны понимание художника как художника возможно только С позиции его творческого продукта, творческих достижений, процесса творчества, в котором аккумулируется и выражается коллективное бессознательное.

Анализ личности фотохудожника в ряде исследований проходило через призму анализа художественного творчества как процесса. С позиции ряда исследователей (О.В. Кривцун, О. В. Грибкова, Н. В. Гончаренко, Е. Я. Бассин), структура художественного творчества представляет собой единство трех компонентов: субъект творчества, т. е. художник со своим талантом и мастерством; объект творчества, который включает в себя всю существующую действительность, и предмет творчества - то, что увидел художник в этой действительности, как он это увидел, в каком материале и какими средствами воссоздал увиденное [4]. Поскольку ведущим компонентом в структуре художественного творчества является сам художник (фотохудожник), то нельзя рассматривать процесс художественного творчества в отрыве от личности художника. Процесс творчества сопересекаются с процессом жизни художника, особенности личности ху-

Клищевская Ольга Николаевна РЕФЛЕКСИЯ КАК ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ХУДОЖНИКА ...

дожника накладывают отпечаток на продукт творчества. Когда текст музыкального или литературного произведения создан, он приобретает объективное бытие.

Анализируя личностные особенности художника, в структуре художественного субъекта выделяют 3 элемента: художественный талант, художественное мастерство и личностное отношение к миру [4].

Нам особое значение личностное отношение к миру-мировоззрение художника - взгляд на мир, система философских, моральных, религиозных, эстетических идей, упорядоченных в единое целое, поскольку именно он реализуется в творческом образе.

Анализируя искусство относительно личности художника, современный итальянский художник, теоретик искусства и психолог Антонио Менегетти предложил свою концепцию творческого процесса. Он выделил два типа искусства: искусство проекции и чистое искусство. Искусство проекции, в свою очередь, подразделяется на а) искусство патологической проекции, б) искусство этической проекции [по: 3].

Таким образом, можно делать вывод о том, что в искусстве отражается его личностные особенности художника, для создания образа мало обладать техническими навыками. Для выражения вешнего и внутреннего мира художнику следует обладать рядом психологических способностей: наблюдательностью, и уметь пропускать через себя информацию об окружающем мире, фиксировать ее в себе, анализировать те впечатления которые она нам приносит, запоминать эти впечатления и. т.п. Наблюдение, анализ фиксация реальности происходит чрез призму индивидуально-типологических особенностей художника, что придает оригинальность неповторимость созданному образу. Если автор не обладает этими характеристиками, а владеет только хорошими техническими знаниями, то это значительно затруднит и в некоторых случая сделает невозможным создание законченного, яркого художественного произведения, наполненного живыми образами. Произведение, не имеющее индивидуальности это просто схема, картинка без жизни, набор информации, не более того. Для того чтобы картинка приобрела художественный смысл, она должна быть пропущена через внутренний мир художника, который сумел подметить те или иные детали из жизни, недоступные взору простого обывателя.

По нашему мнению, особое значение для художника имеет уровень развития рефлексии. Рефлексия представляет собой не просто способ осознания человеком оснований и результатов исследования, это базовое свойство субъекта, благодаря которому становится возможным осознание и регуляция своей жизнедеятельности. Именно благодаря рефлексии происходит анализ своих способностей, особенностей, в том числе психологических, происходит понимание образа, создаваемого художником, как этот образ отражает психологическое особенности. Благодаря рефлексии происходит процесс экстернализации творческого образа, что в свою очередь помогает осознаванию своих психологических проблем, и в итоге способствует личностному изменению художника. Другими словами рефлексия приводит человека и художника к развитию, изменяет его, меняется творчество художника, творчески образ, создаваемый им.

Рефлексия стала предметом обсуждения еще на заре зарождения психологии. Первым философом и исследователем, использовавшим понятие «рефлексия» в своих работах, стал английский философ Дж. Локк. Он разделял понятие интроспекции и понятие рефлексии, объяснял важность каждого из этих свойств психики, и писал, что рефлексия это - «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность». Различные аспекты рефлексии нашли свое отражение в работах С. Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Я. А. Паномарева и т.д.

Взаимосвязь между рефлексией и развитием личности представлена в работах С.Л. Рубинштейна.

Рассуждая о личности, Рубинштейн писал: «субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется». Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого». Говоря о значении рефлексии в личностном развитии С. Л. Рубинштейн писал: «Личность в ее реальном бытии, в ее самосознании есть то, что человек, осознавая себя как субъекта, называет своим «я». «Я» - это личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отраженная в самосознании... Личностью, как человек не рождается; личностью он становится. Поэтому, чтобы понять путь своего развития, человек должен его рассматривать в определенном аспекте: чем я был? - что я сделал? - кем я стал?» [5].

«Не сознание рождается из самосознания, из «Я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того как она становится самостоятельным субъектом» [5]

Все эти три я, о которых говорит Рубинштейн по своей сути рефлексивны, но ценность его исследований в том, что он рассматривает Я не как просто анализ своего бытия, а анализ с концепцией на дальнейшее самосовершенствование и развитие. Саморазвитие человека, по мнению С.Л. Рубинштейна происходит в процессе активного изменения мира, в том числе и внутреннего мира, а изменения внутреннего мира происходит в рефлексии [1]. В процессе рефлексии происходит формирование смысла жизни человека, изменению жизненного пути, поскольку при помощи рефлексии личность вставая в познавательную позицию по отношению к жизни, может ее реконструировать на сознательной, осмысленной основе. С позиции С.Л. Рубинштейна рефлексии представляет особой способ жизнедеятельности, в соответствии с которым выделяются два способа жизни и, соответственно, два вида рефлексии: внешняя и внутренняя. Говоря о рефлексии художника, следует уделят внимание обеим вилам рефлексии поскольку она начинается с внешне рефлексии (исследование творческого образа, его экстернализация), и переходит с внешнего плана во внутренний- когда художник исследует свою психическую жизнь, которая нашла отражение в творческом образе, анализ внутренний жизни изменяет личность художника, то в свою очередь отражается на последующих созданных им образах. Таким образом, в самих творческих образах можно проследить динамик рефлексии художника, его личностные изменения, его личностное развитие и саморазвитие. Динамика творческих образов и будет являться критерием измени личности художника.

Рассматривается феномен рефлексии в рамках пис-хоогии творчества Я.А Пономаревым. В своей работе «Психология творчества» Я. А. Пономарев говорит о рефлексии как об одной из основных характеристик творчества [6]. Опираясь на его работу можно сказать, что творческий человек это тот человек который может быть управлять самим собой. При этом, управление собой подразумевает высоки уровень рефлексии, поскольку в рефлексивном процессе происходит акт самопознания и эффективное управление собой возможно только при высоком знание себя, которое происходит только в процессе рефлексии. Я.А. Пономарев считал, что рефлексия, подобна «зеркалу», которое показывает, что в человеке всегда происходят те или иные изменения, которые как следствие являются основой саморазвития личности, а так же благодатной почвой и способом развития личности [6].

Таким образом, на основе вышесказанного можно сделать вводы о том, что рефлексия является способом саморазвития и изменения человека, выражение чего находит свое отражение в творческих образах. При этом запуск рефлексии происходит от самого творческого образа, анализ которого самим художником (творцом) тол-

Клищевская Ольга Николаевна психологические

РЕФЛЕКСИЯ КАК ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ХУДОЖНИКА ... науки

кает к самоанализу, к внутренней рефлексии, в процессе которой происходят личностные изменения, отражающиеся на творческом процессе продуктах творчества. По сути, истинное творчество происходит в актах рефлексии как внешней, так и внутренней.

Делая акцент на рефлексии как важной способности художника, отражающейся в творчестве, можно вслед за Антонио Менегетти, выделить два вида искусства, но в основу положить не проекцию, а рефлексию- высокорефлексивное искусство и низкорефлексивное искусство

- регрессивное искусство (болезненное, депрессивно, дегенаративное);

- псевдоэтическое искусство (внешне моральное, красивое, правильное);

- иллюзорное искусство;

- оболочное искусство.

Остановимся подробнее на анализе каждой разновидности низкорефлексивного искусства, их особенностей и различий.

Регрессивное искусство (болезненное, депрессивное, дегенеративное);

Особенностью этой разновидности низкорефлек-сивого искусства в том, что художник выражает творчестве свои страдания, боль, депрессию. При этом, он как бы «застревает» на данных негативных личностных переживаниях, они «застывают» как в его жизни так и в его творчестве, не изменяясь. Нередко можно наблюдать и демонстративный показ своих страданий доходящий до абсурдной их манифестации. Соответственно, зритель заражается общим состоянием негативных переживаний, которым наполнены образы таких художников, вынося то же состояние депрессивных переживаний, которые не дают возможность видеть выход, не транслируют любовь к жизни и не помогают справится с такими состояниями.

Причем зачастую автору в данном случае абсолютно все равно, поняли его, не поняли, оценили или нет. Человек начинает производить творческий продукт, происходит выбрасывание наружу всего накопившегося негатива: болезни, агрессии, депрессии, печали ит.п. В результате творческого процесса происходит разрядка накопившегося напряжения, автору становится легче, он начинает лучше себя чувствовать, происходит так называемый «терапевтический эффект». Недостаток этого эффекта в том, что он кратковременен, его катарсиче-ское действие быстро проходит, и вскоре человек снова погружается в свои болезненные переживания. Таким образом художник снова и снова создает творческий продукт с целью облегчения своих симптомов, снятия напряжения и душевной боли, в итоге искусство становится своеобразным наркотиком. Художник не может не создавать, но цель его созидания- облегчение симптоматики, которое не происходит вследствие отсутствия рефлексии художника в сторону своих негативных переживаний. Такая разновидность низкорефлексивного искусства несет опасность как для художника, так и для зрителя тем, что влечет за собой психологическую регрессию. Зритель волей неволей оказывается под воздействием негативного, болезненного бессознательного автора.

Псевдоэтическое искусство. В отличие от регрессивного искусства, это искусство чувственное, красивое, морально правильное, нравственное. Но оно относится к низкорефлексивному искусству по той причине, что такое искусство становится результатом избегание и защиты от болезненных состояний, комплексов. Человек, переживающий душевную травму, тревогу, депрессию старается не рефлексировать свои состояния, отвергая их, заменяя якобы красотой, которая, по мнению художник, должна «помочь». Это ярчайший пример избегания проблемы, уход от нее. Примером, может выступать монолог одного художника с очень высокими невротическими показателями, который он произнес при прове-228

дении эксперимента:

«...Надо наметить пути как избавиться от невежества, сделать фотографии противоположные невежеству. Мы же творцы, мы должны нести ответственность за содержание. Вот, например невежество, и вот на эту одну фотографию невежества, ты должна сделать 7 фотографий знания, понимания, озарения, чтобы они что-то поняли. Любовь, понимание, дружба, здоровье. Это же тебя излечит саму.».

Эти люди являются обладателями тех же самых проблем, что и предыдущие. Только в отличие от тех, они свои эмоции не показывают наружу, мало того они их настолько боятся, что пытаются спрятать как можно глубже и забыть о них как можно быстрее. Они одевают на себя маску, красивую оболочку и на какой- то момент наступает тоже «терапевтический» эффект, становится легче. Но этот эффект временный как и предыдущий. Отличие таких авторов от вышеупомянутых заключается в том, что зритель зачастую им не верит и из-за этого они в творческом плане мало востребованы. Такая разновидность искусства производит двоякое впечатление - с одной стороны оно красиво, а с другой стороны оно лживо, не убедительно, потому что художник не может рассказать о знании, понимании и озарении любви, дружбы и здоровье человек, если сам этого не испытал.

Иллюзорное искусство. Особенностью данной раз-новидностинизкорефлексивного искусства в том, что творческие образы рождаются в виде того, что художник не добился в жизни, или не может добиться по каким-то причинам. Данная разновидность сложна тем, что с одной стороны, человек анализируя свои комплексы, в своем творчестве указывает на свои проблемы, обозначает ее и стремится разрешить ее в процессе творчества. Но с другой стороны, пытаясь разрешить свои психологические проблемы творческим путем, человек не решает их в реальной жизни. Потому эта разновидность и называется иллюзорное искусство. Искусство не становится толчком для реальных изменений. Работы могут быть красивыми, творческими, глубинными, философскими. В своем творчестве человек может прийти к самореализации, к развитию, указать на это развитие. То есть человек при помощи искусства приводит свою личность, в соответствие со своими внутренними, глубинными потребностями. Но, тем не менее, такое искусство тоже является «искусством с низким уровнем рефлексии». В качестве примера можно привести жизнь одного достаточно популярного фотохудожника, который всю творческую карьеру посвятил, одному жанру, съемке обнаженной натуры. В этом жанре фотохудожник достиг высокого профессионализма и мастерства, приобрел множество поклонников своего искусства, поистине это мастер своего дела, получивший признание в виде наград, призов, признания на престижных конкурсах. При этом, в ходе экспериментального интервью, выяснилось, что это человека, который крайне плохо относится к женщинам, это отношение пронизано ненавистью к женщинам, глубочайшей обидой на мать и как следствие всего этого, абсолютно не решенная личная жизнь и наличие сильнейшего сексуального комплекса. Соответственно в данной разновидности низкорефлексивного искусства отсутствие рефлексии проявляется в виде невозможности решить свою проблему в реальной жизни а основе анализа своего творчества и своей личности в этом творчестве.

Оболочное искусство. Характеризуется безликостью, так называемой оболочностью творческих образов. Когда они не вызывают ответной реакции зрителей вследствие своей пустоты. Проявляется в том, что при рассматривании такого вида творческой продукции приходит понимание того, что с одной стороны художник постарался создать некий образ, произведение искусств, он работал, вложил личные усилия, но при этом, его работы скучны, банальны и неинтересны большинству. Такой вид искусства является отражением стерео-АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2(15)

Клищевская Ольга Николаевна РЕФЛЕКСИЯ КАК ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ХУДОЖНИКА ...

типности мышления, низкая рефлексивность приводит к тому, что мышление перестает быть творческим, жизнь художника ставится подвержена общим шаблонам, художник боиться выражения собственной индивидуальности, поскольку она будет оценена, а шаблонное творчество, по мнению художника. может быть положительно принято большинством. Создавая образ художник старается понравится, но но в итоге- не нравится никому.

Для того чтобы автор в жизни и в искусстве достиг высоких показателей рефлексии оно должно преодолеть ту болезненную составляющую которая описана выше и породить в душе художника, состояние ведущее к развитию. Преодолению болезненность собственных комплексов и развитию рефлексии может способствовать:

Развития умения предавать всем формам, даже трагическим, жизнеутверждающий мотив.

Развитие способности организовать свою жизнь таким образом, чтобы тот жизнеутверждающий посыл, который дало нам искусство, воплотился в жизнь. Другими словами стремление к самоакутализации, к личностной зрелости, стремление к преодолению собственных комплексов в реальности на основе рефлексии решить проблему своего существования и войти в фазу зрелости, что в итоге будет способствовать возобновлению творческой жизни и переходу творчества на новую фазу- высокорефлексивного искусства.

В отличие от низкорефлексивного искусства, высо-рефлексивное искусство сознательное в первую очередь определяется психологическим здоровьем, благополучием и успехом. Художнику необходимо пройти ту стадию, когда он за счет искусства самоутверждается и начинается фаза самореализации. И тогда человек начинает создавать художественные образы в чистом виде и это уже будет не его собственная проекция, а отражение окружающей действительности. Человек в этой фазе получает возможность креативно мыслить, быть независимым от окружающей действительности. Он начинает игру, поскольку высокорефлексивное искусство -это всегда игра, где есть место креативности, спонтанности, творческой энергии. Такое состояние дает большой простор для творчества, расширяет аудиторию. Зрителю нравится художник и художнику зритель и они нужны друг другу не на уровне болезненной созависимости, а на уровне взаимной любви в воспроизведении и принятии истины.

Качестве примера, можно привести строки из песни Аллы Пугачевой, которая называется «Игра»

.. .Ах, какой была игра!

Как была я гениальна!

То я злая, то добра,

То таинственно печальна...

Эта песня хорошо отражает суть сознательного искусства, явным представителем которого является и сама Пугачева. Имея в своем репертуаре большое количество трагических песен, песен о страдании, душевной боли, можно предположить, что исполняя их она страдает и переживает эту боль, в противном случае ее творчество характеризовалось бы неискренностью и не имело такого числа приверженцев. Но эти страдания актуальны для нее только на момент творчества. Для человека творческого очень важен этот навык, он позволяет человеку быть успешным в том деле, которым он занимается.

Примером может служить и жизнь Зигмунда Фрейда, который как известно, проводил исследования на себе, тогда когда изучал детские воспоминания. Он себя в буквальном смысле доводил до психоза. Этим была недовольна его жена, она говорила ему, что если ты не прекратишь, тебя самого скоро надо будет отправлять в больницу. На что Фрейд ей отвечал, вся разница между мной и больным заключается в том, что я сам могу довести себя до подобного состояния и сам себя вывести, а больной не может.

Это наглядный пример здорового, сознательного творчества. Художник может отражать любую действительность. Как болезнь, так и красоту, как депрессию так и радость. Поскольку профессии творческие, это профессии связанные с эмоциями, безусловно художник погружается в ситуацию, переживает, страдает и тп. , но это не его проекция в чистом виде, он просто размышляет на ту или иную тему, он играет в игру. Игра заканчивается и человек, продолжает жить своей полноценной социально приемлемой жизнью.

Любое искусство, как в прочем и человеческая жизнь, по своей сути проективно. И не важно, насколько у человека развита рефлексия, в любом случае человек на бессознательном уровне несет свою сущность. Какую-то часть человеческой сущности нельзя изменить, именно эта часть и позволяет сформировать художнику свой индивидуальный стиль, который он проносит через все свое творчество. Возникает закономерный вопрос, если у человека повысится уровень рефлексии по поводу всех его творческих вложений, творений и т.д. другими словами он будет полностью отдавать себе отчет, что он делает, когда он делает, какую краску для чего накладывает, не приведет ли это к потере собственной индивидуальности. Потому что вследствие развития рефлексии человек поймет, что тот у кого проблемы с рефлексией, кто не осознает и не осмысливает себя и творчество на самом деле более, талантлив чем он.

На наш взгляд это не является противоречием, поскольку решение данного противоречия можно перевести в плоскость развития творчества, которое в ходе этого развития несомненно изменятся. Являясь носителем определенного стиля в искусстве, тем не менее, человек его меняет, при этом, По сути меняется не стиль технического выражения образа, а сам творческий образ, становясь при помощи рефлексии более осознанным, гармоничным, расширенным, многогранным, способным вызвать в зрителях творческий подъем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абульханова А.К. Рубинштейновская категория субъекта и ее различные методологические значения. -М.: ПЭР СЭ, 2002. С. 34 -53.

2. Басин Е.Я. Творческая личность художника. - М.: Знание, 1988. 187 с.

3. Копытин А.И. Руководство по фототерапии - М.: Когито-Центр, 2011. 184 с.

4. Кривцун О.А. Личность художника как предмет психологического анализа. - М.: И-во литературного института им. А.М. Горького, 2000. 291 с.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.-СПБ: Питер, 2012. 638 с.

6. Пономарев Я.А. Психология творчество.- М.: Наука 1976. 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.