Научная статья на тему 'Рефлексия как базовый психологический механизм развития этнического самосознания личности'

Рефлексия как базовый психологический механизм развития этнического самосознания личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1285
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / REFLECTION / ETHNIC SELF-CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петрова Ксения Александровна

В статье раскрывается сущность психологического механизма рефлексии, предлагается авторская модель рефлексии как базового механизма развития этнического самосознания личности, выделяются функции данного механизма. Статья может быть интересна психологам, педагогам и специалистам других областей знаний, по роду своей деятельности сталкивающихся с проблемой развития этнического самосознания. Высказанные теоретические положения особо значимы для Омского региона, который по своему составу относится к полиэтничным, и потому проблема развития этнического самосознания для него является крайне актуальной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reflection as a basic mechanism of ethnic self-consciousness development of personality

The paper reveals the essence of psychological reflection mechanism, puts forward the authors reflection model as basic mechanism of ethnic self consciousness development, distinguishes functions of this mechanism. The paper can interest psychologists, teachers, and specialists of other fields of knowledge, who encounter the problem of ethnic selfconsciousness development in their practice. Stated theoretical propositions are particularly significant for Omsk region, which is polytechnic in its composition, and therefore the problem of ethnic self consciousness is extremely topical for it.

Текст научной работы на тему «Рефлексия как базовый психологический механизм развития этнического самосознания личности»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (78) 2009

УДК 159.922.4

К. Л. ПЕТРОВА

Омский государственный педагогический университет

РЕФЛЕКСИЯ КАК БАЗОВЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ

В статье раскрывается сущность психологического механизма рефлексии, предлагается авторская модель рефлексии как базового механизма развития этнического самосознания личности, выделяются функции данного механизма. Статья может быть интересна психологам, педагогам и специалистам других областей знаний, по роду своей деятельности сталкивающихся с проблемой развития этнического самосознания. Высказанные теоретические положения особо значимы для Омского региона, который по своему составу относится к полиэтничным, и потому проблема развития этнического самосознания для него является крайне актуальной.

Ключевые слова: рефлексия, этническое самосознание.

В современном мире всё большую тревогу и опасение вызывает межэтническая нетерпимость. Отечественными психологами установлена прямая взаимосвязь между пренебрежительным отношением человека к представителям других этнических групп и неразвитостью его этнического самосознания. Напротив, личность с высоким уровнем развития этнического самосознания характеризуется не только предпочтением норм, традиций и образа жизни своего народа, но и уважением к культуре других этнических групп, признанием за представителями других этносов права на национальную специфику. Под этническим самосознанием мы понимаем сложную развивающуюся систему, складывающуюся в процессе опосредованного усвоения относительно устойчивых и истинных представлений, оценок и переживаний о чертах своей и иных этнических групп, в итоге формирования которой человек осознает и ведет себя как представитель этнической общности.

Развитие этнического самосознания личности может быть эффективным, если в этом процессе задействованы психологические механизмы. Необходимость их изучения подчеркивается С. Л. Рубинштейном, который утверждал, что полное представление о сущности любого психического процесса или явления невозможно получить без раскрытия его механизмов [5].

В современной науке понятие психологического механизма является частоупотребляемым, однако, регулярно обращает на себя внимание неоднозначность его трактовки. Теоретический анализ исследований психологических механизмов в работах Л. И. Анцыферовой, Е. И. Бойко, В. Г. Леонтьева, А. С. Шарова, М. С. Яницкого и др. дает нам основание под психологическим механизмом, в контексте нашего исследования, понимать систему различных условий, средств, структур, отношений, связей и других психических явлений, обеспечивающих развитие этнического самосознания личности.

Все психологические механизмы, по утверждению В. Г. Леонтьева, имеют разную степень обобщенности. Одни механизмы более избирательны и содействуют развитию того или иного феномена только в кон-

кретных ситуациях, другие — более обобщенные — способны обеспечить его развитие в различных условиях, третьи имеют статус всеобщего, базового механизма, действие которого будет распространяться на все случаи поведения и деятельности человека [2]. Таким базовым механизмом в развитии этнического самосознания, по нашему мнению, является рефлексия. Как механизм она начала изучаться именно в рамках проблем самосознания личности. Самосознание человека основано на рефлексии. Последняя является, по словам И. Н.Семенова, системообразующим фактором, обеспечивающим целостность мыслительного поиска, его регуляцию [6]. Кроме того, апробирование способности к рефлексии в онтогенезе начинается в период подросткового возраста — как раз тогда, когда происходят интенсивные изменения в содержании этнического самосознания. Именно в результате действия рефлексии в сознании человека появляются новообразования, способствующие построению целостного этнического Я-образа. Рассмотрим основные характеристики данного механизма, предварительно раскрыв содержание понятия «рефлексия».

Содержание изучаемого нами понятия первоначально формируется в русле философии. В истории философии было сформировано представление о рефлексии как о специфически человеческой, родовой способности; как особом виде познания; как средстве самопознания и самоизменения человека. В современной философской науке рефлексия понимается как теоретическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов [9].

В психологии под рефлексией (от лат. геПехю — обращение назад) в самом общем смысле понимается «процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний» [4, с.174]. В зарубежной психологии проблема рефлексии изучалась в рамках интроспеционизма, экспериментального направления исследования рефлексии и метакогнитивизма. В рамках данных направлений исследования термин «рефлексия» подвергся первичному наполнению собственно психологическим содержанием. В значе-

Условие:

противоречие

Этап 1 рефлексивный выход

функция: развивающая

Этап 2

категоризация Г я У

{ Я \

Н0-Я )

^ С МЬ|

( полиэтничныиу/ \ )

функция:

самоопределения

Этап 3 интеграция фунщии:

- адаптационная

■ конструирующая

- контролирующая

Результат:

- рефлексивность

как свойство личности

- новая рефлексивная позиция

Рис 1. Модель рефлексивного механизма развития этнического самосознания личности

нии изучаемого понятия зарубежными психологами была закреплена идея изменяющего воздействия рефлексии на самосознание личности, что является важным фактом в контексте изучения проблемы рефлексии как психологического механизма развития этнического самосознания личности.

В отечественной психологии рефлексия исследовалась в четырех основных направлениях.

Сторонники первого направления исследуют рефлексию в кооперативном аспекте (Алексеев Н. Г., Тюков А. А., Щедровицкий Г. П.), в котором она предстает необходимой составляющей процесса проектирования совместной деятельности. Она позволяет осознать субъекту свою роль и место в структуре коллективного взаимодействия, скоординировать усилия для его осуществления. Рефлексия в кооперативном аспекте понимается как «высвобождение» из процесса деятельности, выход во внешнюю позицию по отношению к ней.

Представители второго направления изучают рефлексию в коммуникативном аспекте (Бодалев А. А. и др.), с позиции её участия в процессах общения. Предметом рефлексивного анализа в ситуации коммуникации становятся представления о внутреннем мире другого человека, смысл и причины его поступков. А. А. Бодалев называет рефлексию специфическим качеством познания человека человеком [1].

В рамках третьего направления отечественных исследований рефлексии акцентируется внимание на её интеллектуальном аспекте (Голицын Г.А., Давыдов В. В., Зак А. З. и др.), который подразумевает умение субъекта анализировать и сопоставлять собственные действия с предметной ситуацией или задачей.

В четвертом направлении предметом изучения становится личностный аспект рефлексии (Гуткина Н. И., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. и др.). В рамках этого направления рефлексия понимается как исследование человеком своего внутреннего мира и поведения в связи с переживаниями других людей.

Таким образом, общим для всех отечественных направлений исследований является осмысление рефлексии как базовой, специфически человеческой способности быть в отношении к собственному мышлению, сознанию, условиям и способам жизнедеятельности своей и других людей.

В настоящее время рефлексии как проблеме психологического механизма посвящены исследования Н. И. Гуткиной, С. Н. Морозюк, И.Н. Семенова, В. И. Слободчикова, С. Ю. Степанова, А. А. Тюкова, А. С. Шарова, Г. П. Щедровицкого и др. В работах некоторых из этих авторов были представлены модели рефлексии, раскрывающие её действие как психологического механизма. Рассмотрим некоторые из них.

Исследователь В. И. Слободчиков выделяет начальные этапы развертывания рефлексии. По мне-

нию автора, для запуска механизма необходимо: 1) «произвольная остановка — прекращение течения какого-либо процесса»; 2) «обязательная фиксация остановленного движения в некотором другом (норме, правиле, способе действия)» [7, с. 67]. В. И. Сло-бодчиков отмечает, что этих условий достаточно для возникновения плана самосознания, который и является полем действия рефлексии [7].

Другие авторы, например, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов, опираясь на теоретические предсталения о рефлексии как о «переосмыслении» себя и своего места в ситуации, выделяют в механизме следующие этапы — это: 1) актуализация смысловых структур «я» при вхождении субъекта в проблемно-конфликтную ситуацию и понимании её; 2) исчерпание этих актуализировавшихся смыслов при апробировании различных стереотипов опыта и шаблонов действия; 3) их дискредитация вплоть до полного обессмысливания в контексте обнаруженных субъектом противоречий; 4) инновация принципов конструктивного преодоления этих противоречий через осмысление целостным «я» проблемно-конфликтной ситуации и самого себя в ней как бы заново; 5) реализация этого заново приобретенного целостного смысла через последующую реорганизацию содержаний личного опыта и действенное, адекватное преодоление противоречий проблемно-конфликтной ситуации [6].

В статье А. А. Тюкова «О путях описания психологических механизмов рефлексии», помимо содержательного аспекта, сделан акцент на инструментальном протекании механизма рефлексии. Он представлен следующими этапами: 1) рефлексивный выход; 2) первичная категоризация; 3) конструирование системы рефлексивных средств; 4) схематизация рефлексивного содержания; 5) объективация рефлексивного описания [8].

Вышеописанные модели были сформулированы исследователями в контексте разных прикладных проблем рефлексии и для ее многообразных аспектов (личностного, кооперативного, интеллектуального и др.). Несмотря на это, в каждой из них есть общие закономерности реализации изучаемого нами механизма, которые использованы нами в создании и описании модели рефлексивного механизма развития этнического самосознания личности (рис. 1).

При построении модели рефлексивного механизма развития этнического самосознания, первостепенным для нас являлся вопрос об условии, при котором данный механизм вступает в действие. В исследованиях рефлексии среди таких условий называются следующие: затруднения в осуществлении привычного способа действия (Зак А. В.); парадоксы взаимопонимания (Щедровицкий Г. П., Тюков А. А.); «разрыв» (Слободчиков В. И., Тюков А. А.); проблемно-конф-ликтые ситуации (Семенов И. Н., Степанов С. Ю.) и другие. Обобщая перечень вышеназванных причин, можно сказать, что пусковым элементом, играющим

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (78) 2009

первостепенную роль в развертывании механизма рефлексии, является любое противоречие между находящимися в этническом самосознании субъекта представлениями.

Применительно к развитию этнического самосознания мы выделяем два основных условия, запускающих рефлексию, предметом которой является этничность субъекта, его переживания и поступки, связанные с ней.

1. Актуализация межэтнических различий при попадании субъекта в поликультурную или монокультурную иноэтническую среду. Среди факторов, способствующих такой актуализации, можно выделить: межэтнические браки, туристические поездки, этнические миграции, работу и учебу в многонациональном коллективе.

2. Возникновение у индивида ощущения потери безопасности в социуме. Факторами, влияющими на возникновение этого условия, могут, по нашему мнению, выступать стрессовые ситуации, кризисы (социальные, экономические, ситуативные, личностные). Перечисленные факторы стимулируют субъекта к поиску благополучия и стабильности, в том числе и по этническому критерию, поскольку этнос выполняет для человека функцию защиты. Такой поиск приводит к запуску рефлексивного механизма.

Возникновение рефлексии в ответ на противоречие является обязательным для развития этнического самосознания, так как, по справедливому замечанию С. Н. Морозюк, «без рефлексивного анализа себя и своих противоречий, моделей, шаблонов и стереотипов поведения — невозможна динамика в личностносмысловых планах» [3, с. 130].

Актуализация противоречия между этническими «Я»-образами, представлениями этнофора способствует возникновению второго этапа, знаменующего собственно начало рефлексивного процесса. Этот этап, вслед за многими учеными, мы будем называть термином «рефлексивный выход», поскольку данный термин стал уже привычным в исследованиях по проблемам рефлексии. Однако мы считаем необходимым несколько уточнить его понимание. Понятие «рефлексивный выход» было введено в употребление исследователями кооперативного и интеллектуального аспектов рефлексии (Тюков А. А., Щедровицкий Г. П.), которые понимали под ним выход за рамки процесса деятельности [8, 10]. В контексте изучения проблемы развития этнического самосознания, мы предлагаем несколько расширить содержание термина, опираясь на взгляды С. Л. Рубинштейна, который под рефлексией понимал способность человека выводить себя за пределы процесса жизни и занимать позицию вне её для того, чтобы иметь возможность размышлять о ней [5]. Солидаризируясь с автором в понимании сущности рефлексии, мы будем толковать термин «рефлексивный выход» как возможность выхода субъекта не только за рамки деятельности, но и за рамки жизнедеятельности в целом, и постановку себя в позицию «взгляда со стороны» на проблему своей этничности.

После того как рефлексивный выход осуществлен, вступает в действие этап категоризации, реализующийся через дифференциацию этнических Я-об-разов, свойств и качеств других людей, их сопоставление и отнесение к психологическим категориям («Мы» — «Они», «Я» — «Мы», «Я»-«не-Я»). Завершающим этапом механизма рефлексии является интеграция множественных образов собственной этничнос-ти в единое целостное представление о себе как представителе этнической общности. В результате дейст-

вия механизма у субъекта развивается рефлексивность, представляющая собой интегративное психическое свойство личности, позволяющее ей подвергать анализу вновь возникающие противоречия; формируется новая рефлексивная позиция взамен прежней нерефлексивной.

Для понимания сущности и участия в процессе развития этнического самосознания механизма рефлексии важным является вопрос о том, для чего этот механизм реализуется, то есть о том, какие он функции выполняет. В психологических исследованиях встречаются следующие функциональные характеристики процесса рефлексии: адаптационная, контролирующая, конструирующая (Морозюк С. Н.); функция обретения и простраивания границ психики, функция собирания их в некоторую психическую целостность, функция организации психических деятельностей при движении к основаниям собственной активности (Шаров А. С.); повышение эффективности личности в социуме и деятельности (Павлюченко-ва Н. В.); самоопределения (Орлов Ю. М.) и др.

Обобщая выделенные разными авторами функции рефлексии и рассматривая их в контексте проблемы развития этнического самосознания, мы можем заключить, что основными функциональными характеристиками изучаемого нами механизма являются следующие:

1. Функция самоопределения, являющаяся, по нашему мнению, центральной функцией, поскольку позволяет субъекту выбирать свое членство в этнической группе, сопоставляя себя с ней по ряду признаков;

2. Развивающая функция, проявляющаяся в переходе этнического самосознания на новый уровень, в появлении рефлексивности;

3. Контролирующая функция, реализующаяся через сопоставление нового Я-образа с ранее имевшимися представлениями о себе как о члене этнической общности, стереотипами, моделями поведения;

4. Конструирующая функция, перестраивающая представления этнического субъекта о себе, формирующая новые образы себя.

5. Адаптационная функция, предполагающая коррекцию механизмом рефлексии процессов межэтнического взаимодействия, что способствует успешности коммуникации, обретению субъектом стабильности.

Таким образом, рефлексия представляет собой психологический механизм развития этнического самосознания, заключающийся в переструктуриро-вании человеком представлений о своей этнической принадлежности, включающий несколько этапов (рефлексивный выход, категоризация, интеграция) и имеющий своим итогом появление рефлексивности и формирование новой рефлексивной позиции.

Библиографический список

1. Бодалев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Бодалев. — М. : Институт практической психологии, Воронеж : НПО Модэк, 1996. - 256 с.

2. Леонтьев, В.Г. Психологические механизмы мотивации [Текст] / В.Г. Леонтьев. — Новосибирск : НГПИ, 1992. — 216 с.

3. Морозюк, С.Н. Саногенная рефлексия как фактор оптимизации акцентуаций характера и повышения эффективности учебной деятельности [Текст] : дисс. ...д-ра психол. наук : 19.00.01 / С.Н. Морозюк. — М., 2001. — 382 с.

4. Общая психология. Словарь // Психологический лексикон. Энцикл. словарь в 6 томах / под общ. ред. А.В. Петровского. — М. : ПерСЭ, 2005. — 251 с.

5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. В 2 томах. [Текст] / С.Л. Рубинштейн. — Т. 2. — М. : Педагогика, 1989. — 359 с.

6. Семенов, И.Н., Степанов, С.Ю. Психология рефлексии: Проблемы и исследования [Текст] / И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов // Вопросы психологии. — 1985. — №3. — С. 31—40.

7. Слободчиков, В.И. Становление рефлексивного сознания в раннем онтогенезе [Текст] / В.И. Слободчиков // Проблемы рефлексии. - Новосибирск : Наука, 1987. — С. 61 — 67.

8. Тюков, А.А. О путях описания психологических механизмов рефлексии [Текст] / А.А. Тюков // Проблемы рефлексии. — Новосибирск : Наука, 1987. — С. 68 — 75.

9. Философский энциклопедический словарь / под общ. ред. С.С. Аверинцева. — М. : Советская энциклопедия, 1989. — 820 с.

10. Щедровицкий, Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия [Текст] / Г.П. Щедровицкий // Исследования речемыслительной деятельности. — Алма-Ата : Казахстан. пед. ин-т, 1974, С. 12-28.

ПЕТРОВА Ксения Александровна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства, аспирант кафедры общей и педагогической психологии.

Статья поступила в редакцию 19.12.2008 г.

© К. А. Петрова

УДК 159.923:378 Ю. В. РЕЖЕПА

Новосибирский государственный педагогический университет

ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ И ЕЕ ОТНОШЕНИЯ

СО СПОСОБНОСТЬЮ К РЕФЛЕКСИИ

В статье на основе эмпирического материала рассматриваются особенности временной перспективы студентов психологов четвертого курса. Показаны сложные неоднозначные отношения характера временной перспективы и способности к рефлексии, выявляемой на основе диагностики алекситимии, а также проблема неоднородности психологического содержания исследуемого явления.

Ключевые слова: временная перспектива у студентов, рефлексия, планируемое будущее, алекситимия.

Анализ научной литературы убеждает, что в настоящее время вопрос об отношении таких сложных явлений, как временная перспектива и рефлексия у студентов, изучен недостаточно, но является весьма актуальным, в связи с тем, что в этом возрасте и на этом этапе жизни с особой остротой встает вопрос о жизненном самоопределении, планировании будущего. Для успешного решения проблем этого периода жизни важно, чтобы студент осознавал себя как субъекта своей будущей деятельности, умел связать настоящее с прошлым и будущим, что позволило бы ему создавать и сохранять внутреннюю гармонию,

и, изменяя свой внутренний мир, не поддаваться текущей ситуации, осмысленно подходить к собственной жизни. Это предполагает определенный уровень рефлексивных способностей, вербализации (осознания) своих эмоциональных состояний.

Временная перспектива по определению К. Левина, — это «включение будущего и прошлого, реального и идеального плана жизни в план данного момента» [1].

Он рассматривал временную перспективу как особую категорию и писал, что прошлый опыт и будущие события, именно так как они представлены в настоящем («психологическое поле в данный момент»), находят свое отражение в этой категории.

Временная перспектива является отображением уровня самосознания, осмысленности, ответственности, самостоятельности, способности к рефлексии.

Принимая во внимание, что рефлексия — это процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний [2], она является одной из основных исходных категорий при анализе самосознания, рассматривается как возможность мысленного выхода человека из ограничений, возникающих в каких-либо жизненных ситуациях. Поэтому целью данного исследования является не только изучение параметров временной перспективы в студенческом возрасте, но и отношений временной перспективы со способностью к рефлексии у студентов.

Для реализации поставленной цели были применены следующие методики: «Психологическая автобиография» Е. Ю. Коржовой [3] и Торонтская алексити-мическая шкала (TAS), результаты которой свидетельствуют, как известно, о уровне способности к вербализации эмоциональных состояний (определение и описание собственных переживаний, способность к проведению различий между чувствами и телесными ощущениями, способность к символизации — фантазии и воображению, уровень сфокусированности на внешних или внутренних событиях) и могут интерпретироваться как признаки проявления способности к рефлексии.

Исследовательскую выборку составили 45 студен-тов-психологов 4 курса НГПУ.

С помощью методики «Психологическая автобиография» Е. Ю. Коржовой, изучая наиболее важный

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.