Научная статья на тему 'Рефлексия как акмеологическая детерминанта личностно-профессионального развития в условиях непрерывного образования'

Рефлексия как акмеологическая детерминанта личностно-профессионального развития в условиях непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
121
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рефлексия как акмеологическая детерминанта личностно-профессионального развития в условиях непрерывного образования»

РЕФЛЕКСИЯ КАК АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕТЕРМИНАНТА ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В. А. МЕТАЕВА

КАНДИДАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, ДОЦЕНТ, ДОКТОРАНТ КАФЕДРЫ АКМЕОЛОГИИ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РГППУ

Профессионализм специалистов - важнейшее качество, которое обеспечит процесс модернизации общественно-экономической жизни России и поможет людям найти достойное место в ней, ведь профессиональное образование, понимаемое как процесс вхождения человека в мир профессиональной культуры, как личностное освоение им лучших образцов и достижений профессиональной деятельности, с каждым годом становится все более значимым компонентом непрерывного образования. В сфере особого внимания непрерывного образования находятся такие проблемы, как условия развития профессионализма специалиста, личностно-

профессиональный характер этого процесса и его акмеологическая сущность.

Специального рассмотрения заслуживает вопрос нахождения эффективных методов личностно-профессионального развития.

В непрерывном образовании можно выделить три основные формы образования. Это когнитивные формы, связанные с получением знания, смысловые формы, способствующие формированию жизненных и профессиональных ценностей, и проективные формы образования, обеспечивающие развитие творческих способностей и умений проектировать свою деятельность, в том числе, и профессиональную.

Среди названных форм образования сегодняшнее время требует доминирования проективной парадигмы образования, необходимой в условиях динамичного развития общества и человека, а также опережающего характера профессионального образования. Е.А.Суслова [8, С. 6]. Среди различных трактовок современных образовательных парадигм проективная тяготеет к культуротворческой и «методологической» парадигмам (Валицкая А. П., Щедровицкий П. Г.). Суть проективной парадигмы заключается в междисциплинарном характере образования и актуализации культуротворчества, формировании «ментальной будущности», которые, в свою очередь, требуют методологичности образования, дающей способы получения нового знания.

Актуальность проективной парадигмы можно

проиллюстрировать статистическими данными об устаревании профессиональных знаний «периоде полураспада компетентности», наступающего в условиях нынешнего времени менее, чем за пять лет.

[7,8] Не случайно решением ЮНЕСКО непрерывное образование было признано основным принципом реформ образования во всех странах. В качестве основных критериев образования, которые будут актуальны для каждого человека в течение всей жизни, выделены следующие:

• научиться познавать, что предполагает владение методами познания;

• научиться делать, понимаемое не только как овладение навыками ручной работы, а, в первую очередь, когнитивным содержанием операций в современном технологизированном производстве;

• научиться жить вместе с другими людьми, что означает толерантность, открытое мышление и готовность к сотрудничеству;

• научиться просто жить, что означает готовность к улучшению качества собственной жизни во всех ее проявлениях.

Проективная парадигма образования основана на личностно-акмеологическом подходе к образованию специалиста. Исследование личности в психологии осуществляется во многих направлениях: типология и структура личности, характер, природные особенности, направленность. Наиболее важным направлением в логике нашей проблемы является изучение изменений, происходящих с личностью под влиянием различных условий и факторов. Ядром этого направления считается процесс развития личности, который наиболее интенсивно происходит в деятельности, общении, в различного рода отношениях. Как известно, процесс развития сопровождается двумя факторами: биологическим, построенным на природной обусловленности личности, и социальным, приводящим к социализации личности.

Роль природного фактора многими исследователями считается важнее социального. И действительно, генетически обусловленные факторы часто оказываются более значимыми в регуляции поведения и деятельности человека. Не случайно А. Маслоу, утверждал, что «суть развития человека заключается в стремлении реализовать в процессе жизнедеятельности свой врожденный потенциал». [6,С. 29]

Акмеологический подход вносит дискуссионность в понимание значимости обоих факторов. Многие акмеологические исследования показывают, что «приоритет социального отчетливо доминирует в исследованиях сущности личности и ее развития». [2, С. 156] А. А. Деркач приводит определение развития личности как процесса формирования социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. В такой трактовке процесс развития представляет собой непрерывное вхождение человека в новую среду, ее освоение и самореализацию в ней и соответствует фазам адаптации, индивидуализации и интеграции. [2,С. 157]

Решающую роль в развитии личности играет ее деятельность, в основном, профессиональная. Под личностно-профессиональным развитием понимается процесс «формирования личности, ориентированной на высокие профессиональные достижения и ее профессионализм, осуществляемый в саморазвитии, профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействиях». [2, С. 279] Таким образом, в общей проблематике развития личности особое место принадлежит личностно-профессиональному развитию.

В процессе личностно-профессионального развития наличествуют две взаимодополняющие тенденции: с одной,

особенности личности влияют на качество процесса и результативность деятельности, с другой, само формирование личности в значительной степени происходит под влиянием профессиональной деятельности. Те и другие тенденции исследуются в рамках нескольких направлений.

Направление, представленное рядом исследований российских ученых, рассматривает такие понятия, как профессиональное самоопределение, пригодность, профотбор, профессиональная квалификация. Практическое содержание данного направления заключается в создании профессиографии, ее методов и форм (С.Г. Гелперштейн, Э.Ф. Зеер, М.А. Рыбаков, К.К. Платонов).

Второе направление изучает индивидуально-психологические особенности и свойства личности в различных видах профессиональной деятельности. Создана концепция формирования и развития профессионально важных качеств специалиста. Наиболее полно проблема отражена в работах В.Д. Шадрикова.

Третье направление представлено разработками

психологических основ мастерства. Основным содержанием данного направления являются условия и факторы профессионального самосовершенствования, рост профессиональной компетентности, профессиональных умений и навыков (Г.Г. Голубев, Э.Ф. Зеер, Е. А. Климов, А. К. Маркова, К.К. Платонов).

Четвертое направление связано с изучением акмеологических закономерностей и детерминант развития профессионализма и определением законов, определяющих развитие зрелой личности. (А. А. Бодалев, Н.В. Кузьмина, А.П. Реан).

К настоящему времени акмеологией - наукой о закономерностях достижения человеком вершин в своем развитии, выявлены четкие, закономерные связи между личностным и профессиональным развитием.

В акмеологии характер и содержание этих закономерностей позволили обобщить их в законы. Один из законов личностнопрофессионального развития заключается в том, что деятельность людей, обладающая сходными признаками, способствует формированию у них сходных черт личности. Это значит, что любая профессия определенным образом влияет на направленность личности и психические функции, на систему отношений личности и

ее образ жизни, а сходство условий и специфика труда отражаются на установках людей, их поведении и интересах.

Следующий закон, названный «законом личностнопрофессионального развития и умножения личностного потенциала», указывает на связь образа «Я» личности, ее направленности, ее профессиональной культуры и характера, интенсивность процесса достижения вершин мастерства. [2,С. 161] В рамках этого закона установлены следующие виды закономерностей:

1. В процессе личностно-профессионального развития изменяются диалектические связи: на первый план выходят преобразования качеств личности: личность все больше овладевает опытом, но при этом становится более самостоятельной и автономной. В результате изменяется и образ «Я» личности. Механизмами формирования адекватного образа при этом выступают проявление личностной мобильности, состоящей из психологической компетентности, позитивного мировосприятия, социальной адаптированности, стремления к профессиональному мастерству. Это обеспечивает успех профессиональной карьеры, социальную защищенность в условиях современной экономики.

2. Эффективное изменение направленности личности: расширение круга интересов, изменение потребностей, возрастание потребностей в саморазвитии, развитие личностно-деловых качеств, профессионально-важных качеств увеличивает личностный потенциал и ведет к эффективному профессиональному росту. При этом выявлена группа условий, снижающих темпы профессионального развития: обусловленные природой ограничения, нечеткость целей и мотивов достижения, негативный морально-психологический климат в коллективе.

3. Интенсивному профессиональному развитию способствует

психологическая культура профессионала: аксиологический,

социальный, психологический, когнитивный, собственно профессиональный компоненты. Кроме этого, важны компоненты, организующие деятельность профессионала: диагностический, целеполагающий, моделирующий, интерпретирующий,

регулирующий. Наличие связи между личностными и функциональными компонентами обусловливает ценностносмысловые аспекты развития. В основе развития психологической культуры лежат такие личностные особенности, как ответственность и рефлексия, являющиеся основными детерминантами профессионального развития.

Подтверждение связи личностного и профессионального и влияния одного компонента на другой находим в работах Э.Ф. Зеера и Г.М. Романцева, которые выделяют две группы тесно связанных метапрофессиональных качеств, включающих знания, умения и навыки, а также мотивационные и эмоционально-волевые компоненты. К первой группе качеств относятся познавательные,

регуляторные и коммуникативные качества широкого радиуса функционирования, востребованные при выполнении

многообразных видов социально-профессиональных деятельностей. Вторую группу составляют такие качества, как эмпатия, рефлексивность, толерантность, аттрактивность, асертивность, коммуникабельность, социальный интеллект, особенно важных при выполнении групп профессий: человек-человек, человек-техника, человек-природа, человек - знаковая система, человек -художественный образ.

Не менее важным акмеологическим законом является «закон самовыражения личности в профессии». [2,С. 165] Профессиональная деятельность дает возможность личности раскрыться наиболее полно, поскольку именно в ней человек стремится реализовать свои качества, индивидуальность. Способом такого проявления личности являются профессиональное самоопределение, самовыражение и самоутверждение. Идея саморазвития и самореализации является значимой для многих современных концепций о человеке (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко). Под профессиональным самоопределением понимается процесс наиболее полной реализации человеком своих способностей и возможностей, поэтому способности были и остаются главными структурными компонентами профессионального самоопределения. Процессы самоопределения, самовыражения, самореализации охватывают практически всю жизнь человека, способствуя развитию его личности на разных этапах.

Описанные выше законы и механизмы их реализации способствуют личностному профессиональному развитию, однако возникает вопрос, можно ли сделать этот процесс более интенсивным, эффективным и соответствующим запросам времени?

Отвечая на этот вопрос, следует обратиться к понятиям непрерывности процесса профессионально-личностного развития, его опережающего характера, соответствующего и даже предвосхищающего вызовы времени. В рамках этих понятий необходимо выделить доминирующие стратегии в овладении человеком наиболее эффективными приемами развития. К ним относятся развитие способностей (из всего спектра способностей в исследованиях С.Б. Наседкина, К.А. Абульхановой-Славской, И.Н. Никитина, Г. И. Марасанова, В.Г. Асеева больший акцент делается на коммуникативный, когнитивные и рефлексивные способности). Следующей стратегией будет проектирование образовательных практик, построенная на основе универсальных техник, названных в акмеологии в ввиду их целостного рассмотрения «метатехниками». [2,С. 168] Подобные техники дают возможность человеку гармонично сочетать внешние обстоятельства и внутренние тенденции, действовать самостоятельно, анализировать причины своих неудач, выявлять жизненные и профессиональные перспективы своего развития. В данном случае личностно-профессиональному развитию

обеспечивается непрерывный процесс, благодаря которому личность становится способной управлять событиями, быть открытой для нового знания и готовой его воспринять, анализировать и определять перспективы, строить позитивные межличностные отношения.

Методологическим средством «метатехник» является механизм рефлексии, включающей весь спектр перехода к более высоким результатам деятельности: анализ совершенной деятельности, ее реконструкции на основе критического переосмысления личностных оснований деятельности и выход на новую норму (новую вершину) в своем личностно-профессиональном развитии. Подобные метатехники дают возможность проектировать инновационные технологии, предполагающие развитие способностей к анализу своего личностного и профессионального опыта и самостоятельное нахождение новых знаний, обретения смыслов и ценностей жизни, и таким образом отвечать на вызов времени опережающей,

проективной парадигмой образования.

Список литературы

1. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. Характеристики и условия достижения.М. 1998.

2. Деркач А. А. Методолого-прикладные основы акмеологических

исследований.-М.: Изд-во РАГС, 1999. - 392 с.

3. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования:

компетентностный подход // Образование и наука. 2004. № 3 (27).

4. Зеер Е.Ф., Романцев Г.М. Личностное ориентированное

профессиональное образование //Педагогика. 2002. № 3. С. 16-21.

5. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный

гуманитарный фонд «Знание». 1997. - 308 с.

6. Маслоу А. К психологии бытия. М. 1968 .

7. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление,

развитие и реализация/ Пер. с англ. - М., «Когито - Центр», 2002. - 396 с.

8. Суслова Е.А. Цели и сущность современной системы непрерывного образования и психолого-акмеологические задачи личностнопрофессионального развития госслужащих в ней. - Сб. Психолого-акмеологическое обоснование саморазвития личности в системе непрерывного образования. - М.: Изд-во РАГС.2002. - 357 с.

9. Шадриков В. Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности.М.:Наука. 1982. - 184 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.