психология
O.B. Перевалова
РЕФЛЕКСИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ КАК ПОЛИНАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ
Рефлексия, рефлексивные способности личности, рефлексивность, психологические
механизмы развития рефлексивных способностей личности.
Современное высокотехнологичное информационное общество ориентирует на активную, творческую личность, способную эффективно и нестандартно решать разнообразные жизненные проблемы. В этих условиях важное значение приобретают развитие и реализация рефлексивных способностей личности, позволяющих интегрировать собственный опыт, имеющиеся знания с целью достижения продуктивности деятельности и развития творческого потенциала.
Рефлексивные способности личности исследуются в контексте проблемы рефлексии, являющейся предметом многостороннего философского, психолого-педаго-гического, акмеологического анализа [Знаков, 2007; Идея системности..., 2005; Карпов, 2003, с. 52-55]. В современных научных разработках проблема рефлексии представлена в разнообразных аспектах: при изучении теоретического мышления (В.В. Давыдов, A.B. Коржуев, Ю.Н. Кулюкин, В.А. Попков, Г.С. Сухобская); процессов коммуникации (B.C. Библер, С.Ю. Курганов, B.C. Мухина, А. Липман); деятельности (Н.Г. Алексеев, В.В. Рубцов, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов); самосознания личности (Н.И. Гуткина, В.В. Знаков, Г.Ю. Ксензова, Г.М. Коджаспирова, JL Маркова, Г.К. Селевко, В.И. Слободчиков); организации учебной деятельности (О.С. Анисимов, М.Э. Боцманова, А.З. Зак, A.B. Захарова, A.B. Хуторской, И.Н. Щербо); управленческой деятельности (A.B. Карпов, Г.С. Красовский, В.Е. Лепский, Н.Т. Селезнева); профессионального развития (В.А. Адольф, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, A.A. Реан).
Рефлексивные способности рассматриваются как универсальные, необходимые для любой, в том числе профессиональной, деятельности (Н.Г. Алексеева, A.A. Дергач, А.К. Маркова, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, Г.Ф. Похмелкина и др.). Универсальность рефлексивных способностей проявляется еще и в том, что они выступают в качестве инструмента прогнозирования и конструирования личностного и профессионального саморазвития. Высокий уровень развития рефлексивных способностей является показателем творческого потенциала специалиста (A.B. Карпов, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов).
Вместе с тем сложность и многоаспектность рефлексии как объекта научного исследования разных областей человекознания затрудняет определение общенауч-
ного значения термина «рефлексивные способности», выявление существенных признаков, структуры, основных элементов, критериальных показателей, а также психологических механизмов, обеспечивающих их развитие и реализацию. В различных научных контекстах рефлексивные способности личности рассматриваются неоднозначно. Исследованию подвергаются отдельные составляющие, определения и выводы по результатам исследований не всегда согласуются между собой из-за разных теоретико-методологических позиций авторов. Недостаточно четкое определение понятийного статуса рефлексивных способностей затрудняет возможности экспериментального исследования, использования результатов теоретической разработки для решения практических задач, направленных на формирование рефлексивных способностей личности. Таким образом, возникают противоречия:
— между потребностью в обеспечении процессов развития и реализации рефлексивных способностей личности, в том числе на этапе профессионального образования, и недостаточной теоретико-методологической разработанностью проблемы рефлексивных способностей;
— многообразием теоретических подходов к исследованию феноменов рефлексии, рефлексивных способностей и отсутствием методологического единства в построении исследовательской базы;
— обоснованием значимости рефлексивных способностей для личностного и профессионального развития с позиций разных теоретических подходов, областей исследования и неопределенностью сущности и содержания термина «рефлексивные способности личности», отсутствием целостности его смысловой структуры. Вышеизложенные противоречия обусловили проблему исследования, заключающуюся в выявлении сущности и содержания рефлексивных способностей как полинаучной категории. Систематизация и обобщение существующих в разных областях человекознания подходов к пониманию и изучению рефлексивных способностей как полинаучной категории позволит интегрировать имеющиеся знания в целостную смысловую структуру, выстроить методологию экспериментального исследования и разработать эффективные технологии развития рефлексивных способностей личности.
Цель настоящей работы заключается в обосновании целесообразности изучения рефлексивных способностей личности как полинаучной категории, конкретизации их сущности, содержания и критериальных показателей развития.
В контексте философской проблематики рефлексия трактуется как: исследовательский акт, направленный на основания собственного осуществления (Сократ, Платон, Аристотель); самонаблюдение за состоянием ума и душевных явлений (Эпикур, Аврелий Августин), способность разума и мышления обращаться на себя (Р. Декарт); способ наблюдения за психическими актами (Дж. Локк, Г. Лейбниц), самостоятельный психический акт, источником которого выступает сознание (И. Кант, И.Г. Фихте), способность сознания стать предметом осмысления, посредством которого осуществляется переход из сферы необходимости к сфере свободы (Г. Гегель), свойство сознания и единственно возможный метод его изучения (Э. Гуссерль).
В философском контексте были разработаны онтологические, гносеологические и методологические основания исследования рефлексии. Онтологическая сущность рефлексии состоит в том, что она имеет универсальный характер, является сущностной характеристикой бытия человека. Рефлексивные способности понимаются как специфические духовные способности человека, интегрирующие эмоцио-
нально-волевую, когнитивную и поведенческую сферы личности. С гносеологических позиций рефлексия как принцип мышления, исследовательский акт, направленный на основание собственного осуществления, выполняет координирующие, упорядочивающие, критические и регулирующие функции. С методологических позиций рефлексия рассматривается как присущая человеку уникальная процедура исследования собственного духовного опыта, внутренних переживаний. Как метод познания рефлексия обладает не только критической, но и эвристической функцией, выступая источником нового знания.
Философская традиция выступила теоретическим и методологическим основанием исследований рефлексии и рефлексивных способностей личности в психологии и педагогике. Итогом историко-философских размышлений стало выделение понятия рефлексии в качестве самостоятельной категории, обозначающей деятельность самопознания, раскрывающую внутреннее строение и специфику духовного мира человека, выявление существенных признаков рефлексивных способностей: универсальности, интегративности, многофункциональности. На современном этапе развития научного знания потенциал философской традиции может способствовать интеграции многочисленных аспектов исследования проблемы рефлексии, рефлексивных способностей личности, обеспечению методологического единства в построении исследовательской базы.
Анализ научной литературы по проблеме рефлексии, рефлексивных способностей в психологии позволяет выделить три основных подхода:
— когнитивно-деятельностный (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов, Н.С. Ладенко,
В.А. Лефевр);
— рефлексивно-гуманистический (К. Роджерс, Дж. Бюджентал, С.Л. Рубинштейн,
И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов);
— системный (В.А. Барабанщиков, A.B. Карпов, И.М. Скитяева, В.Д. Шадриков).
Сторонники первого основное внимание сосредоточивают на операционально-
деятельностной стороне рефлексии, рассматривая ее с точки зрения механизмов и закономерностей развития деятельности, безотносительно к осуществляющим ее индивидам.
Рефлексивные способности, по мнению представителей когнитивно-деятельнос-тного подхода, занимают особое место в ряду других, являясь своего рода инструментом, позволяющим субъекту самостоятельно управлять развитием всех своих способностей, в том числе через выбор тех или иных деятельностей [Щедровицкий, 1995, с. 327-329].
Рефлексивные способности позволяют выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия, осознавать и переосмысливать стереотипы, препятствующие эффективной деятельности, обосновывать необходимость внесения коррективов в ход деятельности, предпринимать новую деятельность. Таким образом, рефлексивные способности понимаются в рамках данного подхода как полифункциональные, и прежде всего интеллектуальные, аналитические.
Рефлексивные способности рассматриваются как обращенность субъекта на ход своей деятельности, на психические качества и состояния, проявляющиеся в ней. Рефлексивные способности имеют не только внешнюю деятельностную, но и внут-рипсихическую детерминанту.
Представители данного подхода определили: особый «инструментальный» статус рефлексивных способностей в общей структуре способностей; полифункциональный характер рефлексивных способностей; выявили механизмы их развития
как внутренние психологические, обеспеченные мыслительными процессами, так и внешние — деятельностные; установили необходимость согласованности между внешними и внутренними психологическими детерминантами для развития рефлексивных способностей, поскольку сами способности не являются ни целиком естественным образованием, ни целиком «формируемой организованностью», представляют собой «актуализируемое субъектом средство настройки на деятельность».
Данные выводы имеют особое практическое значение в прикладных разработках, в том числе посвященных проблеме развития рефлексивных способностей в процессе профессиональной подготовки. Активизировать развитие рефлексивных способностей на этапе реализации профессионально-образовательных программ можно посредством специально организованной внешне-практической деятельности, предполагающей необходимость стимулирования мыслительных процессов как психологических механизмов — внутренних ресурсов развития рефлексивных способностей.
С другой стороны, в рамках когнитивно-деятельностного подхода не рассматривался вопрос о структуре рефлексивных способностей, не исследовались измеряемые показатели их развития. Внутренние психические ресурсы развития рефлексивных способностей представителями данного подхода сводятся только к мыслительным процессам, безотносительно к личностным характеристикам самих субъектов, что, безусловно, ограничивает возможности их дальнейшего исследования, практической и методической разработки.
В контексте рефлексивно-гуманистического, в зарубежной науке экзистенциального подхода приоритетными в изучении рефлексии рефлексивных способностей становятся ценностно-смысловые и мотивационно-эмоциональные аспекты личности, что согласуется с онтологическими основаниями философского контекста изучения проблемы. Сторонники данного подхода рассматривают рефлексию не столько как свойство мышления или необходимую составляющую деятельности, а прежде всего как сущностную характеристику бытия человека, осознание им своей индивидуальности, ценностно-смысловых аспектов своего существования. Рефлексивные способности характеризуются как многомерные и многофункциональные, поскольку объектами рефлексивного осмысления могут выступать субъективные переживания, особенности взаимоотношений с другими людьми, сама деятельность и т. п.
Рефлексивные способности понимаются как «способности к саморефлексии», «способности к осознанию», к сознательному самоанализу вообще, обеспечивающие социальную адаптацию индивида в целом, успешность в разных областях деятельности.
В рамках рефлексивно-гуманистического подхода выявлены основные параметры развития рефлексивных способностей: адекватная самооценка, дифференциро-ванность самоотношения и уровень инструментальности в подходе к самому себе.
Самооценка субъекта как обращенность личности на саму себя является одним из измеряемых показателей развития рефлексивных способностей. В исследовании Ф. Патаки было установлено явление я-чувствительности, выражающее факт развития Я-образа по мере повышения уровня образования в обследованных им группах испытуемых. Это позволило ему выдвинуть гипотезу о том, что «данное явление, по-видимому, предполагает определенную степень натренированности в области я-рефлексивности, иными словами, оно говорит о том, как часто и как сознательно индивид делает себя предметом своей собственной аналитической и самоопределяющей рефлексии» [Патаки, 1983].
Дифференцированность, проявляющаяся в степени детализации представлений о себе, определяет глубину и тонкость видения других, поскольку человек способен различать в других людях только те качества, о наличии или об отсутствии которых у себя он задумывался. Уровень инструментальности в подходе к самому себе определяет умение использовать свои сильные стороны в качестве инструмента воздействия на других людей. Использовать себя в качестве инструмента можно, лишь осуществляя рефлексивный анализ ситуации, требований, сознательно управляя собственным развитием [Там же].
Исследования параметров рефлексивных способностей в рамках данного подхода имеют в большинстве своем теоретический характер и не предполагают разработок психодиагностических методик, позволяющих эмпирическими методами проверить полученные выводы. Вместе с тем результаты исследований могут служить основанием для структурирования рефлексивных способностей по их проявлению в эмоционально-мотивационной, когнитивной и поведенческой сферах личности, а также для решения актуальных задач организации деятельности, направленной на стимулирование развития рефлексивных способностей, разработку критериев ее эффективности,
Наиболее перспективным подходом в исследовании феномена рефлексии, рефлексивных способностей в современной науке является системный подход, представленный в работах В.А. Барабанщикова, В.Д. Шадрикова, A.B. Карпова, И.М. Скитяевой [Идея системности..., 2005]. С позиций системного подхода рефлексия рассматривается как интегративное качество, однопорядковое сознанию. Развитие рефлексивных способностей предполагает развитие системы, реализующей сложные функции (В.Д. Шадриков).
Рефлексивность интерпретируется как метаспособность, выполняющая регулятивную функцию для всей системы, функционально интегрирующая мотивацион-ную, когнитивную, эмоциональную и волевую сферы, имеющая сложную многоуровневую структуру [Карпов, 2003].
На основании экспериментального исследования, проведенного A.B. Карповым и В.В. Пономаренко (2003), сделан анализ взаимосвязи индивидуальной меры выраженности рефлексии и некоторых параметров профессиональной (управленческой) деятельности и установлена мера развития рефлексивности как свойства личности, при которой достигается наибольшая успешность профессиональной деятельности. Полученные данные актуализировали задачу управления развитием профессиональной рефлексии.
Для решения практических задач профессиональной подготовки важно учитывать сделанные авторами выводы о том, что существует некая «область оптимальных значений» рефлексивности, задающая границы наиболее эффективного функционирования всей системы психики, являясь показателем адаптивности личности и эффективности профессиональной деятельности субъект-субъектного типа. Оказывается, что не только низкая, но и очень высокая рефлексивность может стать причиной снижения эффективности деятельности, в частности управленческой. На основе экспериментальных исследований авторы также установили связи между выраженностью свойства рефлексивности и стилевыми (процессуальными) характеристиками управленческой деятельности [Там же, с. 52]. Кроме того, нами экспериментально установлена специфика взаимосвязей рефлексивности с индивидуальными свойствами и качествами личности, причем свойства рефлексивности детерминируют не частные проявления личностных качеств, а их общие структуры. A.B. Карпов и И.М. Скитяева описывают полярные позиции: низко- и высо-
корефлексивные личности, так как они имеют своеобразные характеристики психической структуры. Для высокорефлексивных личностей характерны дифференциация и сложность взаимодействия когнитивной и личностных подсистем. Таким образом, дифференцированное самоотношение является косвенным показателем высокого уровня развития рефлексивных способностей. Определяющую роль в структуре качеств высокорефлексивной личности играют такие свойства, как эмоциональная и социальная сензитивность, тревожность, эмотивность, интерналь-ность, «сила Я», тактичность, самодостаточность, интравертированность. Низкорефлексивные личности характеризуются большей их интеграцией и неразделимостью в плане поведения, для них характерны противоположные свойства [Там же, с. 53—54]. Еще более показательные результаты были получены при исследовании рефлексивности в контексте профессиональной деятельности в роли профессионально важного качества (ПВК). Специфика функциональной роли рефлексивности как ПВК деятельности оказалась в координирующей и организующей роли для структурирования в целостные синтезы остальных ПВК, определяющих эффективность профессиональной деятельности [Там же, с. 54—55].
Таким образом, рефлексивность выступает средством конструирования профессионально важных качеств личности. Благодаря развитым рефлексивным способностям становится возможным «доступ» субъекта к каждому отдельно взятому его качеству, психическому свойству, то есть подвластность их субъективному, произвольному контролю.
Этот вывод открывает новые перспективы в решении практических задач профессиональной подготовки, в частности возможности сознательного, рефлексивного использования механизма психической компенсации, позволяющего субъекту для достижения результатов в профессиональной деятельности опираться на свои «сильные стороны», свойства и избегать от необходимости использования «слабых сторон».
Практическую значимость в рамках данного подхода имеет также разработка методических аспектов проблемы развития рефлексивных способностей рефлексии, прежде всего эмпирических и экспериментальных методов его изучения, в том числе психодиагностическая методика A.B. Карпова. На основе экспериментального исследования были выделены различные уровни рефлексии в зависимости от степени сложности рефлектируемого содержания: первый уровень включает рефлексивную оценку своих мыслей и чувств в актуальной ситуации, а также поведения в ситуации другого человека; второй уровень предполагает построение субъектом суждения относительно того, что чувствовал другой человек в той же ситуации, что он думал о ситуации и о самом субъекте; третий уровень включает представление мыслей другого человека о том, как он воспринимается субъектом, а также представление о том, как другой человек воспринимает мнение субъекта о самом себе; четвертый уровень заключает в себе представления о восприятии другим человеком мнения субъекта по поводу мыслей другого о поведении субъекта в той или иной ситуации.
Таким образом, открывается возможность изучения рефлексивных способностей в двух измерениях: «по горизонтали» — в аспекте степени их индивидуальной выраженности как способности личности к отслеживанию своих психических актов и состояний — и «по вертикали» — в аспекте уровня сложности и глубины рефлекти-рования.
При этом особое значение как для исследования, так и для развития рефлексивных способностей личности приобретает использование незаслуженно «забытых» в
течение длительного времени методов субъективного познания (самонаблюдение, самоописание, самоотчет), представленных впервые в рамках философской традиции (А. Аврелий, Н. Бердяев и пр.), получивших «второе признание» в контексте гуманистической психологии [Роджерс, 1987].
На основе проведенного анализа результатов исследований и практических разработок рефлексивных способностей личности как полинаучной категории:
— определена необходимость использования философского потенциала для интеграции многочисленных аспектов исследования рефлексивных способностей личности, обеспечения методологического единства в построении исследовательской базы;
— конкретизированы существенные признаки рефлексивных способностей, а именно: многофункциональность (самоосознание, самоосмысление, самооценивание и саморегулирование себя как субъекта деятельности); интегративность (проявляемость в различных сферах личности: эмоционально-мотивационной, когнитивной, поведенческой); инструментальность (обеспечение результативности в любой, в том числе профессиональной, деятельности);
— выявлены основные элементы рефлексивных способностей, систематизированные по их проявлению в сферах личности: осознавать личностно значимые мотивы, оценивать себя адекватно (эмоционально-мотивационная сфера); способность к осмыслению, переосмыслению и преобразованию себя как субъекта деятельности (когнитивная сфера); к осмыслению, оценке и сознательной регуляции деятельности с точки зрения других субъектов взаимодействия (поведенческая сфера);
— установлены основные параметры развития рефлексивных способностей: наличие мотивации самопознания, адекватная самооценка, дифференцированное самоотношение, инструментальность, а также способность к децентрации (т. е. к осознанию и пониманию того, как тебя воспринимают, оценивают и понимают окружающие люди).
Рефлексивность определена как индивидуальная мера выраженности рефлексивных способностей.
Поскольку сами способности целиком не являются ни естественным образованием, ни «формируемой организованностью», их развитие предполагает необходимость согласованности между внутренними детерминантами и участием во внешне практической деятельности.
Для успешного решения задачи психологического обеспечения развития рефлексивных способностей на этапе профессиональной подготовки специалистов необходимо дальнейшее исследование психологических механизмов как внутренних ресурсов, актуализирующих развитие рефлексивных способностей в эмоционально-мотивационной, когнитивной и поведенческой сферах личности. Настоящие аспекты проблемы рефлексивных способностей требуют дальнейшей разработки и систематизации.
Библиографический список
1. Знаков В.В. Самопознание субъекта // Понимание в мышлении, общении и человеческом бытии. М„ 2007. С. 40.
2. Идея системности в психологии / под ред. В.А. Барабанщикова. М., 2005.
3. Карпов A.B., Пономарева В.В. Психология рефлексивных процессов управления. М.; Ярославль, 2000.
4. Карпов A.B., Скитяева И.М. Психология рефлексии. М.: Ярославль, 2002.
5. Карпов A.B. Рефлексивность как психическое свойство // Психологический журнал. 2003. № 5.
6. Кислицина Т.А. Организация рефлексивных процессов в самовоспитании студентов // Проблемы логической организации рефлексивных процессов. Новосибирск, 1986.
7. Патаки Ф. Некоторые когнитивные аспекты Образа-Я // Психологические исследования познавательных процессов и личности. М., 1983. С. 45—51.
8. Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем // Семья и школа. 1987. № 10. С. 22-24.
9. Щедровиций Г.П. Идея рефлексии в самых общих чертах // Модели рефлексии. Новосибирск, 1995.