Научная статья на тему 'РЕФЛЕКСИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОЗНАНИЯ'

РЕФЛЕКСИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

130
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОЗНАНИЯ / СИТУАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / ИМПРИНТИНГ / ЦИВИЛИЗАЦИИ / ЛИБЕРАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Желифонов Марат Павлович

В основе правил межличностного взаимодействия лежат элементы сознания, усвоенные на уровне рефлекса. В своих действиях человеку постоянно приходится выбирать между интересами личными и общественными. Что окажется главным при этом выборе - является наглядной демонстрацией индивидуальных характеристик личности. Неслучайно, что последствия подобных рефлексивных действий так значимы в дальнейшей его жизни. В работе вводится понятие статистического коэффициента коллективности человека и обсуждается возможность создания тестов с целью его вычисления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Желифонов Марат Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕФЛЕКСИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОЗНАНИЯ»

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

РЕФЛЕКСИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОЗНАНИЯ

Желифонов Марат Павлович

канд. физ. - мат. наук, доц. Казанского государственного энергетического университета, Россия, г. Казань

Аннотация. В основе правил межличностного взаимодействия лежат элементы сознания, усвоенные на уровне рефлекса. В своих действиях человеку постоянно приходится выбирать между интересами личными и общественными. Что окажется главным при этом выборе - является наглядной демонстрацией индивидуальных характеристик личности. Неслучайно, что последствия подобных рефлексивных действий так значимы в дальнейшей его жизни. В работе вводится понятие статистического коэффициента коллективности человека и обсуждается возможность создания тестов с целью его вычисления.

Ключевые слова: рефлексивные элементы сознания, ситуационная модель, импринтинг, цивилизации, либеральное движение.

Функциональная организация мышления

Всякий человек живет в «клетке» из нравственных понятий, которые и формируют главные правила межличностного взаимодействия. Люди, у которых каркасные элементы «клетки» совпадают, образуют особый пласт культуры - цивилизацию. Каждое крупное человеческое сообщество имеет особую специфику в жизнедеятельности и поведении. Набор действующих среди них базовых правил восприятия жизни и поведения принято обозначать термином цивилизационная матрица. Механизм формирования цивилизационных особенностей человеческих сообществ связан с функциональной организацией мозговой деятельности человека.

«Процесс мышления человека разделяется на три этапа: а) мозг человека строит модель ситуации; б) затем проводит логический анализ модели; в) делает выводы и отдает команды остальным органам тела.

Логический анализ и физиологическая реакция на команды мозга у людей практически одинаковы. Но в общей оценке ситуации могут возникать различия между отдельными людьми, между людьми разного пола, разных социальных групп, разных народов. Появление этих различий происходит, прежде всего, на этапе построения модели ситуации» [1].

Модель конкретной ситуации строится на основе возникших обстоятельств и ещё целого набора дополнительных представлений, понятий, установок, инстинктов, которые даже отчетливо не осознаются, а включаются в работу по построению модели на уровне подсознания. Все это своего рода предрассудки, то есть то, что следует перед рассудком.

Так, например, мы боимся черной кошки, перебегающей нам дорогу. Это происходит потому, что установка на боязнь кошки автоматически входит в нашу модель данной ситуации, и нам приходится тратить дополнительные усилия, чтобы забраковать эту модель. Рефлексивная установка на боязнь плохих примет действует на многих людей, и просто так они не могут от неё избавиться.

Рефлексивные элементы сознания, связанные с общественной жизнью человека, можно назвать константами локального взаимодействия людей, так как они жестко зафиксированы в мозге человека на уровне рефлексов (константы) и существенно влияют на поведение человека, т.е. на его локальные взаимодействия с другими людьми.

Элементы рефлексивного характера входят практически во все ситуационные модели людей и играют важнейшую роль в структуре этих моделей. Несовпадение таких элементов у разных людей приводит к несовпадающим моделям ситуации и, порой, к жестким конфликтам.

Формирование констант локального взаимодействия людей происходит следующим образом. Человек рождается как конкретная индивидуальность и сразу включается в процесс обучения (процессы по вводу, хранению и воспроизведению информации). Важную роль при этом играет механизм импринтинга - запечатление информации по первому конкретному примеру. Классический случай -вылупившийся из яйца цыпленок двигающуюся около него половую щетку начинает воспринимать как родную мать.

«У новорожденного сразу формируются необыкновенно крепкие психологические связи: фиксируются отношения к нему матери и отца, и все события, происходящие вокруг, им воспринимаются как образец. Малыш запечатлевает демонстрируемые модели поведения, взаимодействия с людьми, животными, окружающими предметами. Позже он сам начнет их реализовывать. В связи с этим важно то, что ребенок видит, слышит и чувствует с первых моментов своей жизни» [2]. Семья - это первая и важнейшая школа формирования особенностей личности, его различных рефлексивных реакций, в том числе и констант локального взаимодействия.

Интересы человека и общества

Попытаемся определить рефлексивные реакции, важнейшие для жизни человеческого сообщества.

Всякий человек - это индивидуальность, вынужденная жить в коллективе себе подобных. С одной стороны, он личность, имеющая собственные интересы, а с другой стороны, он член коллектива, который имеет свой набор специфических интересов. Коллективы - прежде всего, это семья, школьный класс, спортивная секция, рабочая бригада и т.д., вплоть до уровня государства. В каждой конкретной ситуации человеку приходится решать, каким интересам отдать предпочтение: личным или общественным, и это очень важный вопрос. Процесс выбора происходит каждодневно, многократно, буквально на каждом шагу. Неизвестно, например, как поступит школьник, увлекшийся компьютерной игрой, если ему дать задание - принести из магазина хлеб к семейному ужину. Да и любому человеку на своем рабочем месте очень часто приходится решать - перейти к отдыху или продолжить интенсивный труд. В результате постоянных повторов процедуры выбора возникает статистика, и можно говорить об общей тенденции для каждого человека: скорее, он индивидуалист или, наоборот, коллективист. Эта склонность сохраняется у человека на уровне рефлексии и играет важнейшую роль при формировании им ситуационных моделей и выборе стратегии поведения.

Предельный случай для коллективиста - осознанная гибель во имя общественно значимых идей. Всемирная история знает множество примеров такого рода. Можно даже ввести математическое понятие статистический коэффициент коллективности К, и в случае крайнего самопожертвования человека приравнять его к 1: К = 1. Противоположная ситуация - во имя личных корыстных интересов совершается убийство человека, тогда К = 0. У остальных людей коэффициент коллективности лежит в этих пределах и отражает степень их склонности к коллективистскому поведению. Каждый из нас - это сочетание индивидуалиста и коллективиста. Важна пропорция между этими крайностями, и её можно численно установить с помощью соответствующего теста. Тест должен включать набор описаний сложных жизненных ситуаций и для каждой из них предлагать большое количество вариантов решения, отличающихся некоторыми тонкими нюансами. Отношение числа положительных ответов к полному числу вопросов и даст численную оценку коэффициента коллективности тестируемого человека. Думается, это весьма интересная работа для психологов.

Персональные коэффициенты коллективности людей, входящих в любое сообщество, образуют систему случайных величин с некоторым распределением, среднестатистическим значением Кср и медианой Км. Коэффициент Кср будет показывать, насколько часто используется коллективистская модель поведения среди членов этого сообщества. Он будет отражать общий стиль поведения людей, оценивать степень их сплоченности. Если численно Кср превосходит медиану распределения Км (серединную точку), то можно говорить о преобладании коллективистской константы локального взаимодействия в этом сообществе. В обратном случае преобладает личностная константа.

Уточним понятие цивилизация. Это крупное сообщество людей, у которых совпадают наиболее важные, базовые рефлексивные элементы сознания, определяющие общий стиль поведения. Набор таких базовых элементов и образует цивилизационную матрицу. Важнейшим элементом цивилизационной матрицы является приоритет коллективистской или индивидуалистической тенденциями в жизни сообщества. Даже в небольших школьных, рабочих коллективах преобладание личностной или коллективистской константы локального взаимодействия оказывает существенное влияние на функционирование и эффективность деятельности. Все мы видели дружные и не очень дружные школьные классы. Классы, в которых активное взаимодействие ребят порождали соревнование в усвоении учебного материала и сплоченность в общественной жизни. Коллективистское восприятие жизни -это мощная движущая сила. Создание качественных тестов для определения статистического коэффициента коллективности человека позволило бы более четко оценивать особенности различных коллективов, более грамотно и целенаправленно подходить к формированию их деятельности.

Две цивилизации

В работе [3] подробно рассматривается исторический процесс формирования конфликтующих между собой Западной и Славянской ортодоксальных цивилизаций. Отправной точкой для их формирования явилось ортодоксальное христианство. В 380 г. христианство стало официальной религией Восточной Римской империи. В цивилизационную матрицу христиан вошли такие понятия, как сострадание, милосердие, любовь к ближнему, стремление к справедливости и нравственному совершенствованию. Это определило коллективистский характер жизни христианской общины. Коллективистская константа локального взаимодействия среди христиан стала преобладающей. Христианство провозгласило равенство всех людей перед Богом, что во многом способствовало устранению жесткого рабства, уменьшению межнациональной конфликтности. Переход к новой системе нравственных ценностей в Византии оказался чрезвычайно продуктивным и привел к стремительному прогрессу во всех сферах жизни человеческого общества [4].

Пример преуспевающей Византии наглядно демонстрировал соседям, что переход к христианскому пониманию жизни существенно улучшает её качество. Массовый процесс крещения язычников на западноевропейских территориях удалось организовать Карлу Великому ок. 800 г. Началу крещения восточных славян положил князь Владимир в 988 г.

Начался процесс наложения христианской цивилизационной матрицы на устоявшиеся местные культуры различных народов. Результат этого наложения должен был зависеть от особенностей этих культур и от хода проистекающих исторических событий.

Древняя Русь. Славянские земли включали сотни первобытных племен, находившихся на различных ступенях исторического развития и образовывавших полтора десятка племенных союзов. На этих землях в IX веке викинги стали контролировать и обустраивать старинные торговые пути из Скандинавии в Азию: «волжский путь» и «путь из варяг в греки».

Наступила эпоха Рюрика. В обязанности князя входили: защита границ, ведение международной торговли, взимание дани с подвластных земель. «Явилась сила, которая мало-помалу должна была сплотить разрозненные племена и роды в одно целое. Силой этой был князь с дружиной своей. Он стоит выше всех родовых споров; .... Он становится князем всей земли, и для него все подвластные роды и племена равны. Не слушаться его опасно: у него под рукой надежная сила - его верная дружина, с ней он заставит себе повиноваться - словом, в князе у восточных славян явилась сильная правящая власть, которой раньше не было, и без которой не может быть государства» [В.Д. Сиповский, «Родная старина», 1910 г].

«Основная масса населения древней Руси проживала в незащищенных селищах, расположенных в низких, скрытых от людского глаза местах». Люди жили на огромных просторах в рамках коллективного владения землей, в достаточно суровых климатических условиях, в зоне рискованного земледелия.

Так начинала формироваться Славянская ортодоксальная цивилизация. В основу её общественной, общегосударственной жизни вошли главные правила жизни внутрисемейной, патриархальной. Перечислим базовые понятия семейной жизни, сохраняемые на уровне рефлекса: высокий уровень дружелюбия между людьми, стремление улаживать внутренние конфликты, уважение к старшим, ответственность за младших. Среди населения восточно-европейской равнины преобладала коллективистская константа локального взаимодействия людей.

На Руси идеи христианства легли на благодатную почву. Коллективистское начало жизни получило мощную идеологическую и религиозную основу, позиции государства-семьи существенно укрепились.

Важную роль в истории Руси сыграло татаро-монгольское иго. Монголы обложили страну данью, но не собирались жить на захваченных землях, не стремились к разрушению основ существующей культуры. Уклад внутренней жизни северо-восточных земель оказался ненарушенным. Такая ситуация содействовала повышению сплоченности населения, приучала к боевой жизни в условиях осаждённой крепости, способствовала пониманию необходимости созидания сильного государства. Все это итог мудрой политики Александра Невского, принявшего в противовес западной экспансии ордынскую ориентацию для населения северо-востока Руси.

В конечном итоге эти три обстоятельства (сохранение многих элементов патриархального уклада жизни в силу природных и климатических условий; переход в христианскую религию; длительный опыт проживания в режиме осажденной крепости) привели к окончательному формированию Славянской ортодоксальной цивилизации. Главный признак такой цивилизации - повышенный уровень коллективистского восприятия жизни, закрепленный на рефлексивном уровне сознания. В жизни людей важнейшая константа локального взаимодействия - коллективистская. Жизненный опыт научил великороссов на уровне рефлекса, что в случае внешней угрозы только сплочение, полное единство может исключить катастрофу. Этот базовый, сплачивающий рефлексивный элемент сознания людей многократно спасал нашу страну в последующие века. Он и сейчас составляет важнейший элемент цивилизационной матрицы россиян.

Общий уклад жизни Западной цивилизации характеризуют слова индивидуализм и потребление. Индивидуализм - это приоритет личных интересов, реализация принципа «каждый сам за себя», когда человек пробивается через толщу жизненных проблем, не слишком надеясь на родню и соседей. В результате формируется среда с высоким уровнем конкуренции. Главное содержание человеческой деятельности - активное участие в жесткой конкурентной борьбе. Кто сильней - тот и прав. «Пусть проигравший плачет» - вот главный принцип жизни общества, усвоенный на рефлексивном уровне. Высшим идеалом является победа над всеми возможными конкурентами, и даже мировое господство. Жесткая защита национальных интересов часто приводила европейские государства к идее физического уничтожения конкурентов, т.е. фашизму. Краткая оценка цивилизации - экспансия, экономическая и военная. В течение последних пяти столетий высокий уровень агрессии среди людей и государств, привел, с одной стороны, к высоким темпам развития в экономике и культуре Европы, а с другой стороны, - к непрерывным войнам, бесконечным потокам крови.

Все это есть результат наложения коллективистской христианской цивилизационной матрицы на сообщества с индивидуалистическими принципами жизни. Возникла напряженная борьба антиподов, что привело к сложным и весьма кровавым историческим процессам.

Все человечество переживает сейчас период коренного изменения организации жизни. Над миром висит проблема тесноты и перенаселения. Продолжать вести непрерывные захватнические войны для удовлетворения индивидуалистских запросов отдельных государств, становится смертельно опасным для всего человечества. Должно возобладать коллективистское начало, и лидером в пропаганде и внедрении коллективистского начала в мире должна стать Россия.

Список литературы

1. Мозговая организация мышления. [Электронный ресурс] - Режим доступа: studopeia.su/18 6947 mozgovaya-organizatsiya-mishleniya.html (дата обращения: 06.12.2018)

2. Импринтинг в психологии. [Электронный ресурс] - Режим доступа: grc-eka.ru/eto/imprinting.html (дата обращения: 06.12.2018)

3. Желифонов М.П. EESJ #7(47), 2019 v4, с.13, info@eesa-joumal.com

4. Гибель империи: Византийский урок (2008). Фильм архимандрита Тихона (Шевкунова) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ok.ru ideo/8430552457 (дата обращения: 06.12.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.