8
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
УДК 338(47)(045) А.С. Баскин
РЕФЛЕКСИВНОСТЬ В ТЕОРИИ, В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ, В УПРАВЛЕНИИ
Предложен подход к анализу экономики и управлению с позиций концепции рефлексивности и теории институциональных ловушек.
Ключевые слова: модернизация, теория рефлексивности, институциональная ловушка необразованности.
Задача модернизации экономики и общества, формирования сильной инновационной экономики, требующая «прорывного развития» (Д. Медведев), выдвигает на первый план проблему теоретического осмысления условий, форм, методов, путей такого развития.
В теоретическом плане речь идет о путях, факторах развития производительных сил. К.Маркс сформулировал один из важнейших законов развития общества - закон соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил. Под производительными силами понимается система отношений, «обмена веществ» между человеком и природой. «Все прежние формы общества... погибали с развитием богатства, или, что одно и то же, - с развитием общественных производительных сил»1. Производительные силы включают средства производства (средства труда и предметы труда) и человека - участника процесса производства. Производственные отношения, с одной стороны, - форма развития производительных сил, с другой - они не зависят от воли людей и, по мере развития производительных сил, становятся тормозом этого развития. Производительные силы - наиболее революционный и подвижный элемент способа производства. Марксизм не дает ответа на главный вопрос: что же движет развитие производительных сил? В этом коренной порок марксистской теории общественного развития. Этот порок не требует исключения категории «производительные силы», фактически отсутствующей в микро- и макроэкономике. Понятие «производительные силы» ввел в оборот французский статистик Шарль Дюпен в начале XIX в. Широкое толкование понятию дал немецкий экономист Фридрих Лист. По Листу, производительные силы -это способность создавать богатство нации, что важнее, чем само богатство. Условия развития производительных сил нации стало главным в исследованиях и проектах Листа, что не исключает критику его «национальной системы политической экономии».
Иной подход к пониманию процесса развития производительных сил, к анализу движущих сил социального развития предлагается концепцией рефлексивности. Понятие рефлексивности пришло в экономическую науку из психологии. Рефлексия (лат.) - отражение: анализ собственного психического состояния; самопознание; осмысление своих собственных действий.
Автором теории рефлексивности в экономике считается теоретик, финансист, филантроп Джорж Сорос2. Теория рефлексивности предлагает альтернативный марксизму подход к пониманию процесса общественного развития. Марксизму свойственен экономический детерминизм. «Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, общественное бытие определяет их сознание», - писал Маркс в предисловии к «Критике политической экономии». Люди не столько творят свою жизнь, сколько являются ее продуктом. Совокупность производственных отношений, соответствующих определенной ступени развития материальных производительных сил, составляет экономическую структуру общества, «реальный базис, на котором возвышаются юридическая и политическая надстройка, и которому соответствуют определенные формы общественного сознания»3.
Можно признать, что такое понимание взаимосвязи бытия и надстройки в определенной мере отражает условия развития общества в доиндустриальную эпоху, когда общество развивалось крайне медленно, преобладала всеобщая неграмотность и сознание отражало фактически неизменное (для данного поколения) бытие. Ситуация стала меняться с переходом к индустриальному обществу, с утверждением демократии, с урбанизацией, с автономизацией индивидов, положение и поведение которых стало в определяющей степени зависеть не от сословной принадлежности, не от общинных традиций, а
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46. Ч. 2. С. 33.
2 Сорос Дж. Алхимия финансов. М., 1998; Его же. Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. М., 1999.
3 Маркс К., Энгельс Ф. Указ. соч.
от своих знаний, умений, способностей, предпринимательской активности и т.д. Гигантски ускорился прогресс науки, техники, экономики, социума. Двигателем прогресса стали креативные индивиды. Порождаемые ими новые идеи, новые решения в условиях конкурентной рыночной экономики быстро становятся всеобщим достоянием, обеспечивая повышение уровня и качества жизни всего населения. Сознание становится решающим фактором, определяющим бытие и развитие общества. Развитие экономики осуществляется в процессе действий масс, стремящихся осмыслить ситуацию и принять выгодные, с их точки зрения, решения. При этом имеет место неполнота информации, ограниченность знаний и кругозора, неоднозначность последствий. Мышление, - пишет Сорос, - играет двоякую роль. С одной стороны, участники стремятся понять ситуацию, в которой они участвуют, с другой - их понимание служит основой для принятия решений, которые влияют на ход событий4. Несовершенство понимания порождает несовершенство событий и неопределенность последствий деятельности людей. Взаимосвязь между мышлением участников и ситуацией, в которой они участвуют, может быть разбита на две функциональные зависимости: усилия участников по пониманию ситуации есть когнитивная или пассивная функция, а воздействие их умозаключений на ситуацию в реальном мире - воздействующая или активная функция. Это взаимодействие есть рефлексивность. В формализованном виде рефлексивность есть взаимодействие двух указанных функций:
у = Дх) - когнитивная функция, х = Ф(у) - воздействующая функция.
Следовательно, у = Дф(у)]; х = ф[Дх)]5.
С позиций рефлексивности исторический процесс является открытым и неопределенным, «.исторические процессы формируются неверными концепциями их участников»6. Люди на ощупь пытаются предугадать будущее. «.Результат, как правило, отличен от ожиданий, что ведет к постоянному изменению ожиданий и к постоянно меняющимся результатам. Процесс является рефлексивным»7.
Рефлексивность можно увидеть во многих явлениях, процессах, давно установленных экономической наукой. Эти явления и процессы можно подразделить на локальные и глобальные, исторические. Явления рефлексии можно увидеть в действии хорошо известных законов рынка. Так, появление на рынке или уход с него одного покупателя хлеба не повлияет ни на спрос, ни на предложение, ни на цену. Но если достаточно большая группа уменьшит потребление хлеба (например, при увеличении своих доходов), то это приведет к сокращению спроса, сокращению предложения и занятости в хлебопечении, увеличению безработицы, сокращению спроса на хлеб, уже как следствие - к снижению доходов.
В значительно большей степени проявление рефлексивности можно увидеть в теориях, концепциях, анализирующих динамические, исторические процессы. Схематически явления исторического плана можно представить в виде следующей последовательности:
- осмысление (оценка) действительности;
- формирование картины будущего (проектирование будущего);
- действия людей по трансформации настоящего в будущее;
- осмысление результата действий;
- постановка новых целей и задач и т.д.
Осознавая эту логику или нет, именно ее выразил Э.Бернштейн в своем афоризме: «движение -всё, конечная цель - ничто». Если Маркс, Ленин полагали, что будущее людям известно, и оно идеально (коммунизм), то Бернштейн исходил из того факта, что представление о будущем не имеет критерия истинности, и движение в неизвестное будущее может быть только постепенным.
Характеризуя логику истории, Маркс писал, что не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание, то есть не люди творят свою жизнь, а бытие творит людей. Возражая Марксу, философ К.Поппер писал, что «наши институты и традиции не есть дело Бога или природы, а представляют собой результаты человеческих действий и решений, и изме-
4 Сорос Дж. Алхимия финансов. С. 41.
5 Там же. С.50-51.
6 Там же. С.52.
7 Там же. С.54.
2012. Вып. 3 ЭКОНОМИКА И ПРАВО
няются под их влиянием»8. Даже институты, возникающие как сознательно спланированные, как правило, оказываются непредвиденными и нежелательными, не соответствующими устремлениям их «проектировщиков».
Любые нежелательные социальные явления (кризисы, безработица, нищета, войны, дефицит и др.) не есть результат заговора каких-то сил (империалистов, сионистов, олигархов, монополистов и т.д.) или ошибок властных лиц или элит (президентов, правительств, губернаторов, чиновников...), а есть закономерный продукт предшествующего развития. В то же время значительная часть граждан склонна видеть в нежелательных явлениях чью-то вину. Вот почему редко когда изберут на второй срок президента, если избирательная компания пришлась на период рецессии. Такой взгляд на общественные процессы Поппер назвал «теорией заговоров»9.
Эта теория укоренилась в сознании значительной части общества или в силу низкого уровня грамотности и стремления найти простые объяснения сложным явлениям, или (и) в результате длительного пропагандистского воздействия на сознание людей. В сознании россиян - это укоренившиеся пережитки советского прошлого10.
Еще одна теория, которую можно рассматривать как развитие и конкретизацию концепции рефлексивности, хотя авторы, Р. Нельсон и С. Уинтер11, на нее не ссылаются, - эволюционная экономика. В теории упор сделан на анализ процесса изменений, развития. Но так как люди действуют в соответствии с установленными правилами (институтами), то процесс развития есть изменение институтов. Базовые категории теории - «рутина» и «норма». Их изменения есть инновации. Инновации не всегда направляют развитие по наиболее эффективному пути. Процесс эволюции является недетерминированным, кумулятивным, открытым и необратимым. Прошлое развитие создает некий коридор, определяющий границы выбора в будущем. Иначе говоря, принимая решения, особенно в изменяющихся условиях, люди определяют свое будущее. Налицо явление рефлексивности.
Институты, в рамках которых люди действуют и принимают решения, которые они формируют и изменяют, которые они импортируют, что особенно актуально для переходных экономик, могут формировать такие правила игры в обществе, которые направят развитие по неэффективному пути. Формируются институциональные ловушки. Они могут быть и единичными, и системными. Чем сильнее общество погружается в систему ловушек, тем масштабнее издержки выхода из них. Возможна и ситуация остановки развития, гибели социума. Таким образом, изменяя и развивая институциональную среду, необходимо анализировать ситуацию и тенденции развития с тем, чтобы избегать погружения в ловушки.
Рефлексивность в историческом процессе можно увидеть и в исследованиях нобелевского лауреата по экономике Д. Норта. Норт писал, что переход от феодализма к капитализму обусловлен сменой идеологии, формированием национальных государств и развитием законодательства, защищающего права любого лица на его человеческий и физический капитал. Установление демократии, права собственности обусловили «капиталистическою революцию», результатом стало повышение производительности труда, существенное устойчивое длительное повышение уровня жизни. Индустриальная, а позднее - постиндустриальная, революция стала результатом того, что капитализм «дал возможность индивидам осуществлять инновации и брать на себя риски в больших масштабах, рассчитывая получить вознаграждения в случае успеха и неся бремя потерь при провале»12 .Таким образом, развитие производительных сил стало результатом изменения, пользуясь терминологией Маркса, надстройки и базиса (производственных отношений). В противоположность этому «экономические системы, основанные на принципе равенства и заботе о нуждах каждого, например марксизм, обречены на безудержное «нахлебничество»13.
Из сказанного следует вывод: решая задачу модернизации экономики, в первую очередь, необходимо разработать стратегию развития. На каждом этапе развития достигнутый результат сопоставляется со стратегией. И по результатам анализа стратегия корректируется. Назревшие экономические
8 Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 2. М., 1992. С. 111.
9 Там же. С. 113.
10 Катастрофы с космическими аппаратами в 2011 г. проще объяснить действиями американских военных, а не низкой технологической культурой проектировщиков и изготовителей аппаратов.
11 Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. М., 2002.
12 Боулз С. Микроэкономика. Поведение, институты и эволюция. М., 2011. С.321.
13 Сэндлер Т. Экономические концепции для общественных наук. М., 2006. С.6.
реформы не должны откладываться в угоду политическим и иным соображениям. Население, «втягиваясь» в реформы, становится не только объектом, но и субъектом модернизационного процесса, творцом будущего. Важнейшая задача государства - формирование эффективной институциональной среды, поощряющей инновации, инвестиции, трудовую активность и т.д. Неэффективная институциональная среда способна не только тормозить, но и препятствовать техническому, экономическому и социальному прогрессу.
Экономическая практика дает множество примеров проявления рефлексивности. Отдельные члены общества принимают те или иные решения, руководствуясь своими представлениями, оценками, традициями, рутинами и т.д., но когда аналогичные решения принимает множество людей, то они изменяют будущее семьи, страны, планеты. Но повлиять на будущее могут и отдельные личности, обладающие харизмой. При этом велика роль случайных событий. Так, если бы руководство Казанского университета не исключило студента-первокурсника В.Ульянова за участие в студенческой антиправительственной сходке, возможно, получив систематическое образование, Ленин более трезво, более реалистично воспринимал бы экономику, ее законы, логику истории. И Россия не «умылась бы кровью» в ХХ в.14 Только стечением обстоятельств и ленинской харизмой можно объяснить то, что именно В.И. Ленин, унаследовавший атеросклероз и мигрени от отца, склонный к жестокости, насилию и разрушению, но решительный, азартный и бескомпромиссный, ненавидевший интеллигентность и интеллигенцию, возглавил революцию и государство в 1917 г.
Другим примером рефлексивности является решение семьи о количестве детей. Как показал Г.Беккер, «спрос на детей» отрицательно связан с издержками по их содержанию и положительно с уровнем доходов родителей. По мере роста доходов дорожает и время родителей. В результате эффект цены (затраты на воспитание детей) превышает эффект дохода (дети - благо длительного пользования). При этом «качество» детей (уровень их образования и т.п.) отрицательно сказывается на их количестве. Как итог с ростом доходов рождаемость падает, что демонстрируют все развитые страны и в последнее десятилетие - Россия. Рождаемость становится все больше уделом бедных. Бедность воспроизводится. Наличие «ловушки бедности» и отсутствие эффективно работающих «социальных лифтов» порождает целый ряд негативных последствий как для России, так и для мира в целом. Таким образом, индивидуальное решение семьи, чаще женщины, о том, что лучше: делать карьеру или рожать детей, рефлексивно приводит к уменьшению количества и ухудшению, в глобальном масштабе, качества трудовых ресурсов, с многочисленными, чаще негативными и долговременными последствиями.
Примером рефлексии, когда целенаправленные действия людей изменяют исходные условия, может служить реклама. Воздействуя на покупателя, реклама увеличивает спрос на отдельные блага, перенаправляет потоки инвестиций, влияет на структуру цен и т.д.
На будущие события могут оказать влияние политтехнологи и те, кто оплачивает их работу. Обеспечив победу той или иной партии, депутата, политтехнологи, и не предвидя этого, окажут влияние на принятие законов, на макроэкономическую политику, на реальную экономику.
Другим примером влияния на долговременные процессы в обществе и экономике является стремление наиболее активных, креативных личностей реализовать себя в столице или немногих крупных центрах. Последствия: усиление дифференциации в развитии регионов; формирование глубоко депрессивных районов, укоренение в них пьянства, преступности, нищеты. Сосредоточение в столичных центрах высокодоходного бизнеса формирует стандарты жизни в роскоши и, как следствие, ориентацию на них политиков, чиновников, распространение коррупции и т.д.
События последних месяцев (думские выборы 2011 г. и президентские 2012 г.), развернувшиеся в стране дискуссии свидетельствуют: Россия стоит на пороге реформ. Если в 90-е гг. ХХ в. Россия импортировала политические, экономические и социальные институты из развитых стран, привлекая для их адаптации к местным реалиям международных экспертов15, то сегодня речь идет об эволюции институтов, имеющих уже двадцатилетнюю историю. Если в 90-е гг. в России не было никакой базы для новых институтов, кроме осознания того, что «так жить нельзя», то сегодня реформы проводятся
14 Веселый А. Россия, кровью умытая. М., 1987. (А.Веселый (Кочкуров) - участник революции, репрессирован в 1939 г., - один из зачинателей советской литературы).
15 В 1991-1994 гг. группу экспертов-советников российского правительства возглавили Джеффри Сакс и Андерс Ослунд, ее работу финансировали правительство Швеции и Фонд Форда (Ослунд А. Россия: рождение рыночной экономики. М., 1996).
2012. Вып. 3 ЭКОНОМИКА И ПРАВО
в обществе, уже освоившем жизнь в условиях рынка, свободы, демократии, пусть и далеко не совершенных.
Реформы затрагивают все сферы общества: политику, экономику, правоохранительную систему, социальную сферу, образование и т.д. Сложность в том, что и у властных элит, и у креативного меньшинства (а большинство вообще живет сегодняшним днем) отсутствует единство в понимании путей, методов формирования в России новой инновационной модели экономики.
Модернизируя экономику, следует опираться на формирующийся раздел экономической науки -общую теорию реформ (В. Полтерович), стрежнем которой должна стать институциональная динамика. Академик РАН В.М. Полтерович сформулировал двенадцать основных положений теории реформ16.
1. При разработке плана реформ радикализм неэффективен.
2. При разработке плана реформ необходимо предусмотреть меры, направленные на сдерживание перераспределенных процессов.
3. В период реформ роль государства возрастает. Без ответственной и эффективной бюрократии реформы обречены.
4. Возникновение институциональных ловушек - главная опасность при проведении реформ.
5. При разработке программы реформ необходимо учитывать, на какой стадии институционального и культурного развития находится реформируемая экономика.
6. Для успеха реформ необходимо учитывать политические ограничения и проводить рациональную социальную и промышленную политику.
7. При выборе состава и последовательности реформ надо учитывать их комплементарность.
8. Искусство реформирования состоит в умении строить цепочки промежуточных институтов, соединяющих действующие институты с наиболее передовыми.
9. Появление возможностей для эффективных вложений в производство является важнейшим фактором институционального развития.
10. В процессе реформ макроэкономическая политика может влиять на развитие институтов.
11. Приватизация не гарантирует реструктуризацию, ее эффективность зависит от социальной политики и рынка труда.
12. Международная помощь: бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
Проектируя реформы, систему институтов, промышленную политику и т.д., надо опираться на концепцию рефлексивности. Управление должно быть рефлексивным, то есть учитывать возможную реакцию населения на принимаемые решения и возможные последствия, с учетом альтернатив. Решения органов власти, не поддерживаемые населением, обречены на провал. Можно сформулировать основные черты рефлексивного управления:
- учет существующих реалий: проекты законов должны опираться на глубокий анализ социально-экономической ситуации, на знание отечественного и мирового опыта;
- проекты фундаментальных решений должны быть изучены основными коалициями, элитами: политическими партиями, союзами предпринимателей, профессиональными сообществами, профсоюзами и т.д. Их аргументированные и четко сформулированные возражения должны быть рассмотрены и учтены;
- любой законопроект имеет своего автора. Авторы должны быть известны общественности, что повысит ответственность (и квалификацию) чиновников и политиков;
- любой закон, постановление устанавливают некоторое правила, ограничительные рамки деятельности. Нельзя вводить правила, исполнение которых невозможно проконтролировать, как и правила, которые никто не будет исполнять;
- введение новых институтов должно быть постепенным и спланированным, то есть желаемый результат должен быть известен, что не исключает корректировки планов;
- необходимо увлечь общество, первоначально креативный класс, новыми перспективами и постепенно расширять социальную базу реформ;
- власть должна слушать и слышать народ, не забывая, что право на управление ей делегировано обществом. Поэтому необходимо изучать мнение даже меньшинства, и уважать тех, кто его высказывает;
16 Полтерович В.М. Обзор теории экономических реформ // Труды Всерос. симпозиума по экономической теории. Пленарные доклады. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2003.
- важная задача органов управления - умение убедить население в правильности принятых решений. Просвещение и пропаганда - важная задача органов власти и управления;
- решения органов власти должны быть прозрачны и понятны, а ветви системы управления (законодательная, исполнительная и судебная власть) независимы друг от друга;
- в постановке задач, в последовательности их решения важно опираться на интересы большинства. Для власти важны престижные, показательные проекты, а для населения - жилье, дороги, вода, тепло, работа: все то, что делает их жизнь комфортной;
- в институциональную ловушку легко попасть, но очень трудно из нее выбраться. Одна из традиционных для России ловушек возникает из недоверия к чиновникам, закрытости, непрозрачности решений, неразвитости механизмов ответственности чиновников перед населением. Результат: отчуждение власти от народа и народа от власти - управление не рефлексивное;
- чем выше уровень централизации решений, тем больше искажается реальность, так как отражает знания, представления одного человека или небольшой группы лиц. Отражение управленческих решений в практике дает результат, далекий от проектируемого;
- местные региональные органы управления наиболее приближены к населению. Возникающее на этих уровнях иерархической лестницы отчуждение народа от власти делает всю систему управления неэффективной;
- важное значение может иметь «прозрачность» доходов депутатов, чиновников, руководителей государственных бюджетных учреждений и т.д. Налогоплательщики смогут оценить эффективность их работы в сопоставлении с расходами на их содержание. Информация об оплате труда таких лиц должна быть общедоступной.
Академик В.М. Полтерович ввел понятие «перспективной траектории» - стратегии реформ, имеющей высокие шансы на успех благодаря выполнению определенных требований. Их выполнение позволит обеспечить запланированное изменение институтов и избежать институциональных ловушек. Таких требований одиннадцать17. С позиций рефлексивности особое значение имеют требования:
- принимать во внимание особенности гражданской культуры и уровень развития человеческого капитала;
- включать эффективные меры по сдерживанию перераспределительной активности;
- формировать институциональные ожидания, стимулирующие движение вдоль траектории.
К этим требованиям - условиям успешности решения задач модернизации, можно, по нашему мнению, добавить еще одно:
- включать меры по усилению созидательной экономической и социальной активности гражданского общества, как и меры по его формированию; соответствующие механизмы должны строиться снизу вверх: от местного самоуправления до управления страной в целом18.
Среди многочисленных институциональных ловушек, в одну из которых уже попала Россия, следует назвать ловушку необразованности19. Качественное образование - ключевая проблема модернизации экономики, перехода к инновационному развитию.
Очень четко и жестко проблему российского образования сформулировал кинорежиссер Карен Шахназаров: «.С нынешней системой образования в России время наших интеллектуальных ценностей закончилось. При всем своем патриотизме, я вынужден признать, что уровень подготовки российской молодежи очень низок. К тому же наши молодые люди не слишком любят трудиться20. Реформирование системы образования, часто стихийное, неспланированное, не системное, привело к тому, что школы превратились в учреждения по выдаче аттестатов всем и каждому, а вузы - в учреждения по выдаче дипломов. Решающую роль сыграла система финансирования образования: государственного - в зависимости от числа обучающихся, частного - в зависимости от кошельков родителей. Деньги сделали обучение легким и доступным. Фактически нарушается ст. 43 Конституции РФ, а именно п. 1: «Каждый имеет право на образование». Это право превратилось в обязанность школы дать каждому аттестат об окончании средней школы. Нарушается и п. 3: «Каждый вправе на кон-
17 Полтерович В.М. Стратегия институциональных реформ. Китай и Россия // Экономика и математические методы. 2006. №2.
18 Баскин А.С. Рефлексивность в региональном управлении // Труды всероссийского симпозиума по экономической теории. Екатеринбург. 2003. Ч.3.
19 Баскин А.С. Ловушка необразованности //Альманах современной науки и образования. Тамбов. 2008. №3.
20 Российская газета. 2012. 8 февр.
курсной основе бесплатно получить высшее образование...». Обучение на конкурсной основе сегодня привилегия небольшого числа ведущих вузов страны и факультетов. Все остальные стремятся сохранить контингент обучающихся любой ценой. Вузовские дипломы получают и действительные специалисты, и те, кто просто весело провел студенческие годы (а раньше - школьные), и те, кто относится к категории «необучаемых». При этом мы не говорим о псевдовузах, которые вообще ничему не учат, а лишь выдают дипломы государственного образца. Если в сфере бизнеса происходит селективный отбор компетентных специалистов, то в бюджетной сфере (государственная служба, правоохранительная деятельность, медицина, образовании и др.) ситуация иная. В этой сфере занятие должностей и продвижение по карьерной лестнице часто зависит от родственных, клановых, личных связей, подкупа, ловкости, беспринципности и т.п. Необразованные неизбежно воспроизводят себе подобных в расширенном масштабе. Проявлением этого являются провалы в аэрокосмической сфере в 2011 г., громкие факты медицинских ошибок, факты коррупции и беспринципности в правоохранительной деятельности, в работе чиновников. Менее заметны пока провалы в сфере образования. Ведь ошибки учителя проявятся со временем. Выход из ловушки необразованности труден, но возможен при ряде условий.
1. Осознание руководителями государства, политической и бизнес-элитой опасности для будущего страны ловушки необразованности, как и признание самой ловушки.
2. Системный анализ причин низкого качества образования, создание для этого рабочей группы из виднейших специалистов в этой области.
3. Разработка концепции и плана реформ в сфере образования. Разработка проектов соответствующих нормативных актов. Решающее значение должно иметь изменение системы финансирования школ, вузов и других учебных заведений и кадровое обновление органов управления образованием.
4. Переломить негативную тенденцию в сфере образования нельзя одномоментно. Это сложный и длительный рефлексивный процесс. В обществе, начиная с семьи, нужно сформировать уважение к учености и ученым. Не нувориши, махинаторы и приватизаторы, гламурные тусовщики и тусовщицы, а креативные таланты должны стать солью и элитой российского общества.
Поступила в редакцию 18.05.12
A.S. Baskin
Reflexivity in the theory, in economic practice and in management
The article presents the approach to the analysis of economy and management from the position of the concept of reflexivity and the theory of industrial traps.
Keywords: modernization, the reflexivity theory, institutional ignorance trap.
Баскин Аркадий Соломонович, кандидат экономических наук Baskin A.S., candidate of economics
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Udmurt State University
426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) 426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]