Научная статья на тему 'Рефлексивность как профессиональное качество банковских работников и педагогов'

Рефлексивность как профессиональное качество банковских работников и педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
590
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО / УРОВЕНЬ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ / REFLEXIVITY / PROFESSIONAL QUALITY / THE LEVEL OF SUBJECTIVE CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пузырева Любава Олеговна

Проводилось исследование рефлексивности как профессионально важного качества банковских работ­ников и педагогов на разных этапах профессионального становления личности. Рефлексия рассматри­валась как один из наиболее важных компонентов профессиональной деятельности. Получены данные о том, что уровень рефлексивности меняется в процессе профессионализации личности и различается в зависимости от типа профессии («Человек-Человек», «Человек-Знак»). Для проверки конструктной валидности определялись связи рефлексивности и уровень субъективного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REFLEXIVITY AS A PROFESSIONAL QUALITY OF BANK WORKERS AND TEACHERS

The investigation of reflexivity as an important professional-quality bank workers and teachers at various stages of professional growth. Reflection is considered as one of the most important components of profes­sional activity. There is evidence that the level of reflexivity changing in the process of the professionalization of the person and depending on the type of profession. Checking the definition of construct validity was carried out through determination of interrelation between reflexivity and level of subjective control.

Текст научной работы на тему «Рефлексивность как профессиональное качество банковских работников и педагогов»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2014 Философия. Психология. Социология Выпуск 1 (17)

УДК 159.9.072

РЕФЛЕКСИВНОСТЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО БАНКОВСКИХ РАБОТНИКОВ И ПЕДАГОГОВ

Пузырева Любава Олеговна

магистрант философско-социологического факультета Пермский государственный национальный исследовательский университет 614990, Пермь, ул. Букирева, 15 e-mail: puzireva.l@gmail. сот

Проводилось исследование рефлексивности как профессионально важного качества банковских работников и педагогов на разных этапах профессионального становления личности. Рефлексия рассматривалась как один из наиболее важных компонентов профессиональной деятельности. Получены данные о том, что уровень рефлексивности меняется в процессе профессионализации личности и различается в зависимости от типа профессии («Человек-Человек», «Человек-Знак»), Для проверки конструктной валидности определялись связи рефлексивности и уровень субъективного контроля.

Ключевые слова: рефлексивность; профессиональное качество; уровень субъективного контроля.

Совершенствование практики подбора и расстановки кадров, стимулирования труда, продвижения работников, повышения квалификации связано с объективной, построенной на научной основе, деловой оценкой работников. Работник должен иметь определенные профессионально важные качества, необходимые в конкретной области деятельности.

Профессиональная рефлексия — это свойство личности, мышления и условие, необходимое для творческой самореализации индивида и достижения высокого уровня профессионального мастерства. Рефлексивность является важным показателем зрелости личности при овладении ключевыми компетенциями.

Рефлексия является содержанием почти всех форм деятельности человека. Таким образом, рефлексию можно назвать одним из наиболее важных компонентов профессиональной деятельности, вследствие того что она направляет деятельность человека, являясь системообразующим компонентом для мобилизации личностных ресурсов в деятельности, профессиональной реализации и становлении человека как профессионала.

Целью настоящей работы является эмпирическое изучение рефлексии как профессионально важного качества банковских работников и педагогов на разных этапах профессионального становления.

Новизна нашей работы заключается в том, что в научной литературы, посвященной проблемам рефлексии, недостаточно обосновано положение

о ведущей роли рефлексии в структуре профессиональной деятельности, недостаточно сведений об изменении уровня сформированное™ такого профессионального качества на разных этапах становления профессиональной деятельности.

Объектом исследования выступает рефлексия как значимый компонент профессиональной деятельности.

Предмет исследования — уровень сформированное™ рефлексивности как профессионально важного качества банковских работников и педагогов на разных этапах профессионального становления.

Г ипотезы исследования:

1. Уровень рефлексивности у человека на разных этапах профессиональной деятельности будет различаться — на начальных этапах становления человека как профессионала уровень рефлексивности будет ниже, чем на последующих.

2. Уровень субъективного контроля будет положительно коррелировать с уровнем рефлексивности и также будет различаться на разных этапах профессиональной деятельности.

3. Уровень сформированное™ и развитости способности к рефлексивности у работников гуманитарной сферы и профессий типа «Человек-Человек» будет выше, чем у работников сферы естественных наук и профессий типа «Человек-Знак».

В качестве особого свойства индивидуума из-меряемость рефлексивности дает возможность

© Пузырева J1.0., 2014

рассматривать ее как новую количественно представляемую независимую переменную в психологических исследованиях. Тем самым данное свойство становится реальным и полноценным объектом конкретно-научного — психологического исследования [2].

Рефлексивность наряду с другими профессиональными качествами личности влияет на профессиональное становление и успешность человека как профессионала. На сегодняшний день существует множество научных работ, посвященных теме становления личности в профессиональном плане, профессионально важных качеств и черт личности. Различные ученые при рассмотрении данных проблем называют в качестве основных профессиональных черт разные характеристики личности, такие как уровень коммуникативных способностей, способность к творчеству, уровень теоретических знаний, развитость практических навыков и т.д. Выделение ведущего профессионально важного качества личности зависит и от сферы профессионализации, вида работы, профессии человека.

Было выбрано 6 групп испытуемых: работники Центра сопровождения клиентских операций «Парма» ОАО ЗУБ Сбербанка России, студенты 5-го курса экономического факультета (специальность «Менеджмент») ПГНИУ, педагоги начального образования из 6 школ г. Перми, студенты 5-го курса факультета педагогики и методики начального образования ПГГПУ, педагоги физической культуры из 12 школ г. Перми, студенты 5-го курса факультета физической культуры ПГГПУ. Всего 240 человек.

Центр сопровождения клиентских операций Западно-Уральского банка Сбербанка России занимается обработкой, обслуживанием и сопровождением банковских операций. Сотрудники Центра специализируются на выполнении операций валютного контроля, работе со счетами (открытие банковского счета, заморозка, приостановление деятельности, зачисление и снятие средств со счета, возобновление деятельности и т.д.), администрировании кредитных операций, выпуске и работе с банковскими картами и т.д. Группа сотрудников отдела, где было проведено исследование, занималась именно работой с просроченной задолженностью на ранней стадии, т.е. работой со счетами клиентов, непосредственного контакта с клиентами не имела. По системе Климова данный тип профессий относится к типу «Человек-Знак».

В ходе мониторинга занятости выпускников экономического факультета специальности «Ме-

неджмент» удалось выяснить, что многие специалисты данного направления получают должности в сфере банковского дела. Опрос работников ЗУБ «Сбербанка России» показал, что наиболее часто встречающаяся выпускная специальность банковских работников — это «Менеджмент».

У учащихся начальных классов обычно один учитель. Именно он играет главную роль в преодолении детьми первых и очень трудных шагов в школьной жизни. Учитель, способствуя социализации детей, старается развить в них жизненно полезные качества, такие как любознательность, привычку преодолевать трудности и т.д. Учащиеся в начальных классах не только получают знания, но и благодаря успешной работе педагога учатся учиться. Труд педагога предполагает интенсивное общение с учащимися. Педагог начальной школы направлен на работу с людьми, т.е. по системе Климова данная профессия преимущественно относится к типу «Человек-Человек», наряду с типом «Человек-

Художественный образ».

Основное содержание деятельности педагога физической культуры включает выполнение трех функций — обучающую, воспитывающую и организующую. Педагог проводит спортивномассовую и физкультурно-оздоровительную работу, занятия по физической культуре с учащимися образовательных учреждений в группах общей физической подготовки, спортивных секциях. По системе Климова эта профессия полностью относится к системе «Человек-Человек».

Эта выборка дает возможность проследить развитие рефлексивности на разных этапах профессионального становления, а также установить значимые различия в уровне субъективного контроля в зависимости от профессионализации. При обработке и интерпретации результатов планируется выявить значимые различия меры рефлексивности в указанных группах и проследить различия в уровне субъективного контроля в группах опрашиваемых.

Для исследования рефлексивности у групп испытуемых была выбрана «Методика диагностики меры выраженности свойства рефлексивности» А.В. Карпова. В целях подтверждения результатов исследования с помощью методики А.В. Карпова использовалась методика измерения уровня субъективного контроля (УСК). Авторами методики диагностики уровня субъективного контроля являются Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, Л.М. Эткинд. Конструктная валидность проверялась путем определения связи результатов мето-

дики диагностики рефлексивности и результатов методики диагностики уровня субъективного контроля.

В соответствии с задачами исследования были выбраны следующие методы математической обработки данных:

• Описательная статистика.

• Однофакторный дисперсионный анализ для несвязных выборок в программе STATISTICA 7 (One-way ANOVA).

• Корреляционный анализ Пирсона.

Гипотезы были подтверждены. Обнаружены

следующие статистически достоверные факты:

• уровень рефлексивности у студентов экономического факультета ПГНИУ ниже, чем у работников банка;

• уровень рефлексивности у студентов факультета педагогики и методики начального образования ниже, чем у педагогов начальной;

• уровень рефлексивности у студентов факультета физической культуры ниже, чем у педагогов физической культуры;

• уровень рефлексивности у работников банка ниже, чем у педагогов;

• по показателям рефлексивности между группами студентов различий не обнаружено;

• по показателям рефлексивности между педагогами начальной школы и педагогами физической культуры различий не обнаружено;

• выявлена положительная взаимосвязь рефлексивности с уровнем субъективного контроля.

Использование процедуры дисперсионного анализа дало нам возможность получить статистически достоверные различия между группами испытуемых. По результатам исследования получены данные, подтверждающие положения о том, что уровень рефлексивности меняется в ходе профессиональной деятельности индивидов. Так, уровень рефлексивности у банковских работников значительно выше, чем у студентов 5-го курса экономического факультета ПГНИУ. Аналогичным образом различаются данные между группами педагогов начальной школы и студентами факультета методики начального образования ПГПУ и между группами педагогов физической культуры и студентами факультета физической культуры ПГПУ.

Это можно объяснить тем, что в ходе непосредственной трудовой деятельности развивается способность видеть проблемы собственной профессиональной деятельности, модифицировать ее за счет своих внутренних ресурсов, самостоятельно осуществлять выбор, принимать ответственность за свои решения, т.е. развивается способность к рефлексии. Рефлексия является системообразующим компонентом для мобилизации всех личностных ресурсов при решении жизненных задач, в том числе профессиональных.

Таблица 1. Результаты корреляционного анализа по выборке в целом

Интернальность Интернальность

Общая Достижений Неудач В семейных отношениях В производственных отношениях В межличностных отношениях В отношении здоровья

Общая 1,00

Достижений 0,78* 1,00

Неудач 0,78* 0,67* 1,00

Семейных отношениях 0,75* 0,68* 0,66* 1,00

В производственных отношениях 0,72* 0,65* 0,61* 0,54* 1,00

В межличностных отношениях 0,64* 0,64* 0,56* 0,59* 0,52* 1,00

В отношении здоровья 0,60* 0,59* 0,50* 0,53* 0,45* 0,49* 1,00

Рефлексивность 0,57* 0,58* 0,48* 0,52* 0,48* 0,51* 0,48*

Результаты корреляционного анализа показателей уровня рефлексивности и уровня субъективного контроля показали, что испытуемые, имеющие высокий балл по результатам исследования уровня рефлексивности, имеют также высокий балл по шкалам субъективного контроля. То есть люди с высоким уровнем рефлексивности склонны приписывать ответственность за все происходящее с ними самим себе, что также подтверждает исследования, проведенные С.Н. Морозюк,

А. Л. Рудаковым и Л.И. Адамян [1].

Высокий уровень рефлексивности и высокий уровень субъективного контроля указывают на высокую адаптацию и самооценку, самопринятие, принятие других, эмоциональный комфорт, стремление к доминированию, позитивное отно-

Главным приоритетом педагогического процесса является организация деятельности обучающихся, из чего следует, что первым педагогическим условием развития педагогической рефлексии является специально организованная рефлексивная деятельность педагога. Рефлексивный характер педагогической деятельности заключается в том.

шение к себе. Чем выше уровень рефлексивности и уровень субъективного контроля, тем меньше работники склонны к уходу от проблем. Эти качества очень важны в профессиональном становлении, развитии и реализации личности банковского работника, продвижение по карьерной лестнице в большей степени зависит от того, как развиты эти качества личности.

При сравнении средних показателей по выборкам испытуемых было выделено* что наибольшие значения показателей уровня рефлексивности зафиксированы у групп педагогов начальной школы и педагогов физической культуры, у работников банка средние значения в уровне рефлексивности оказались несколько меньше.

что, управляя деятельностью учеников, учитель смотрит на себя и свои действия (и оценивает их) как бы глазами учащихся. Особенность отношений в педагогическом процессе предполагает, что и преподаватель, и обучающийся выступают субъектами деятельности, когда их общая деятельность протекает синхронно и каждый дополняет и обо-

ф

ч:

н

О

Группа

Соотношение уровня рефлексивности у разных групп испытуемых

гащает деятельность друг друга. Именно в меж-субъектных отношениях и заключены механизмы развития профессиональной рефлексии педагога. В отличие от профессии банковского работника, где все действия строго регламентированы и работники действуют по инструкции, профессия педагога является творческой. Педагог всегда старается найти индивидуальный подход к ребенку, ведь каждый из детей от природы талантлив, и основная задача — помочь раскрыться способностям. Педагог постоянно осуществляет аналитическую деятельность в отношении своей работы, рефлексивность является непременным атрибутом, сопрово-

При апостериорном сравнении средних значений не выявлено достоверных различий между группами студентов экономического факультета и факультета физической культуры, студентов факультета педагогики и методики начального образования и факультета физической культуры. Таким образом, можно сделать предположение, что на начальных этапах профессионального становления личности нет существенных различий по сферам и типам профессий в связи с началом дифференциации по профессиональному пути.

Не обнаружено и значимых различий при сравнении выборок педагогов начальной школы и педагогов физической культуры, что можно объяснить схожими сферами деятельности (общение с учащимися). Исходя из этого, правомерно заключить, что сущность самой профессиональной деятельности педагогов влияет на уровень рефлексивности, а не на преподаваемый ими предмет.

Итак, рефлексивность играет определяющую роль в профессиональном становлении и развитии личности банковских работников и педагогов,

ждающим индивидуальную образовательную траекторию педагога.

Можно предполагать, что именно творческий характер педагогической деятельности, в отличие от деятельности банковских работников, образует предпосылки для большего развития рефлексивности.

То есть у работников гуманитарной сферы и профессий типа «Человек-Человек» уровень рефлексивности выше, чем у работников естественно-научной сферы и профессий типа «Человек-Знак», что подтверждает третью гипотезу исследования.

являясь своеобразной отличительной чертой последних в связи с более творческим характером педагогической деятельности.

Рефлексия является важным показателем профессионализма, зрелости личности банковских работников и педагогов при овладении ключевыми компетенциями.

Список литературы

1. Адамян Л.И. Связь саногенной рефлексии с показателями психологической устойчивости личности // Теория и практика общественного развития. 2012. № 2. С. 125-128.1Ш/ http://www.teoria-practica.ru/ru/2012/2-2012.html (дата обращения: 15.09.2013).

2. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24, № 5. С. 45-57.

3. Ксенофонтова Е.Г. Исследование локализации контроля личности — новая версия методики «Уровень субъективного контроля» // Психологический журнал. 1999. Т.20, №2. С. 103-114.

4. Психологические аспекты профессионального

Таблица 2. Результаты апостериорного сравнения средних по критерию Fisher LSD

по показателям рефлексивности

№ п/п Группа {1} {2} {3} {4} {5} {6}

1 Работники банка 0,000 0,003 0,016 0,718 0,000

2 Студенты экономического факультета 0,000 0,000 0,039 0,000 0,123

3 Педагоги начальной школы 0,002 0,000 0,000 0,302 0,000

4 Студенты ПиМНО ПГПУ 0,040 0,049 0,000 0,039 0,667

5 Педагоги физической культуры 0,041 0,000 0,302 0,039 0,000

6 Студенты факультета ФК ПГПУ 0,013 0,123 0,000 0,667 0,000

становления: сб. материалов Всероссийской межвузовской научной конференции / под ред. Ю.М. Антонян, В.М. Волынкиной,

Е.М. Юрасовой. М.: РИПО ИГУМО и ИТ, 2009. 144 с.

5. Рудаков А Л. Саногенная рефлексия в контексте формирования здорового образа жизни спортсменов // Рудаков А. Л. Школа и личность / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2006. С. 162-164.

THE REFLEXIVITY AS A PROFESSIONAL QUALITY OF BANK WORKERS AND TEACHERS Lubava O. Pousyreva

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Perm State National Research University; 15, Bukirev str.,Perm, 614990, Russia

The investigation of reflexivity as an important professional-quality bank workers and teachers at various stages of professional growth. Reflection is considered as one of the most important components of professional activity. There is evidence that the level of reflexivity changing in the process of the professionalization of the person and depending on the type of profession. Checking the definition of construct validity was carried out through determination of interrelation between reflexivity and level of subjective control.

Key words: reflexivity; professional quality; the level of subjective control.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.