Научная статья на тему 'Реферирвание как процесс создания вторичных научных текстов'

Реферирвание как процесс создания вторичных научных текстов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
381
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЗОР / РЕФЕРАТ / БИБЛИОГРАФИЯ / КАРТОТЕКА / КОНСПЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Башилов Н.И.

Работа по написанию обзорных рефератов имеет место на каждом этапе обучения специалистов различного профиля. Развитие практических навыков создания вторичных научных текстов необходимо основывать на опыте передовых технологий. Данный обзор посвящен этапам реферирования, включает практические советы по работе с литературой, созданию вторичных научных текстов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реферирвание как процесс создания вторичных научных текстов»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2018 ISSN 2410-6070_

Asimov purposely makes background more powerful then the plot of the story. The author depict aliens' life, their laws and traditions, while the plot is lost between the lines. As for the 3 rd section, named "Contend in Vain?", it feels rather like a dénouement, but it is less memorable than what proceeds it. It lacks most of the faults of the first section - the characters, the storytelling, the situations and plot, are all reasonable good and engaging in general. It is, in fact, distinctly better than the "Against Stupidity", and is a good, solid Asimov story. The main fault with this section is that it resembles a lunar travelogue.

The "Gods Themselves" is Asimov's personal favorite of all his novels. The novel has complicated structure with the elements of intertextuality. It was his 1st "real" science fiction novel in nearly 20 years, it proved that not only could he still write 1st-rate science fiction, but he could even write it about aliens. It even won both a Hugo and a Nebula. The brilliance of the "Gods Themselves" boosts enormously the impression of the entire novel that is offset to a large extent by the unevenness itself.

Список использованной литературы:

1. Asimov, I. The Gods Themselves. 4th Edition. -New York: Bantam, 2016.

2. Ingersoll, E. A Conversation with I.Asimov. //SFS, №14(1). -LA: SFS, 1987.

© Ахмедов Р. Ш., 2018

УДК 001.891.32

Н. И. Башилов

ФГКУ «321 ВКГ» МО РФ г. Чита, РФ E-mail: nikita.bashilov@gmail.com

РЕФЕРИРВАНИЕ КАК ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ ВТОРИЧНЫХ НАУЧНЫХ ТЕКСТОВ

Аннотация

Работа по написанию обзорных рефератов имеет место на каждом этапе обучения специалистов различного профиля. Развитие практических навыков создания вторичных научных текстов необходимо основывать на опыте передовых технологий. Данный обзор посвящен этапам реферирования, включает практические советы по работе с литературой, созданию вторичных научных текстов.

Ключевые слова обзор, реферат, библиография, картотека, конспект

Создание научных текстов является неотъемлемой частью деятельности каждого обучающегося, научного работника. По мнению Колесниковой: «научный текст - это результат творческого мыслительного процесса, ...» [2, с. 212]. Данный процесс подчиняется определенным «...правилам... <...> требованиям нормативных документов» [2, с. 172], соблюдение которых позволяет автору создать последовательный и связный текст, на основе переосмысления информации первоисточника. Вместе с тем, реферат не должен представлять собой совокупность выдержек из источника [3]. Следовательно, приобретение навыков реферирования жизненно необходимо для думающего и создающего представителя вида «человек разумный», чтобы уметь - как метко заметил Эко Умберт, - «.сделать достойную работу, даже стартовав со слабых позиций...»[5, с. 15].

Процесс создания обзорного реферата является многостадийным. В настоящий момент, существует несколько подходов к разделению реферирования на этапы. Однако в большинстве работ нейролингвистов, филологов, посвященных этой теме, можно найти общие позиции. Все авторы рекомендуют начинать реферирование с выбора темы, формулирования цели исследования, так как «именно они определяют критерии отбора источников для анализа.» [3, с. 128]. Трапезников И.В., обучая курсантов и следуя

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2018 ISSN 2410-6070_

принципам военного менеджмента, рекомендует разрабатывать календарный план работы над рефератом с определением четких сроков выполнения, содержанием действий, что, безусловно, дисциплинирует и повышает организованность творческого научного труда. [4] Следующим этапом реферирования является подбор литературы. Важно при подборе литературы придерживаться определенной последовательности: «...в начале просмотреть новейшие источники, затем более ранние издания...». [4] Эко Умберто на данном этапе рекомендует создавать библиографическую картотеку для рационального изменения списка источников литературы по ходу работы. [5] И как отмечает автор: «.картотека - это капиталовложение. » [5, с. 144] на всю дальнейшую творческую карьеру.

После отбора литературы рекомендуется заняться созданием плана работы. На основе созданной картотеки производится изучение первичных текстов с различными способами фиксации основополагающих материалов, обозначения цитат. Далее происходит написание текста, включающее «написание вступления с указанием общей темы.. изложение основных положений,... формулирование выводов ., редактирование полученного текста» [5, с. 145].

Завершающим этапом реферирования является оформление реферата в соответствии с предъявляемыми требованиями руководителя, кафедры, института и т.д. В процессе оформления и редактирования реферата Эко Умберто выделяет следующие акценты-стадии: выбор принципа, установка полей и интервалов, пересмотр подчеркиваний и прописных букв, графическое оформление подразделов, работа с кавычками и иными знаками'[5].

Изучение подобранных в соответствии с целями исследования источников литературы -многогранный и личностно-зависимый процесс. Основными принципами работы являются: «...сопоставление, сравнение, обобщение...» [1, с. 228]. Реализация этих принципов может происходить различными способами. Эко Умберто отдает предпочтение созданию тематических картотек, включающих:

«.а) карточки на содержание книг/статей;

б) карточки тематические;

в) карточки именные;

г) карточки на примеры (цитаты);

д) карточки рабочие (связывающие, проблемные, карточки-подсказки)...» [5, с. 138].

Наряду с этим многими авторами описывается конспектирование информации первичных источников. Трапезников И.В. выделяет три вида конспектов: «.систематический, свободный, тематический.»[4]. У. Эко можно предлагает следующую «типовую схему конспекта»:

а) выходные данные;

б) сведения об авторе

в) резюме текста;

г) обширные выдержки,

д) ваши наблюдения:

е) индекс, шифр, цветовая метка [5, с. 147].

Колесникова Н.И. при работе с литературой рекомендует составлять «сравнительно-сопоставительные таблицы, выявляющие общее и различное в исходной позиции авторов, в понимании ими трактовки проблемы, в используемых методах и способах аргументации, в полученных результатах и выводах» [2, с. 216]. При этом автор, предлагает выделять тексты «основные и дополнительные» [2, с. 216] для составления логических схем будущего реферата.

В том случае, когда источник литературы является собственностью автора и не представляет антикварной ценности, рекомендуется применение системы его разметки. По Э. Умберто данная разметка включает:

«1.Системы подчеркиваний разными цветами.

2. Сочетание буквенных шифров с цветовыми

3. Отметку степени важности информации

4. Пометку всех мест, к которым собираетесь вернуться

5. Систему закладок

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2018 ISSN 2410-6070

6. Рациональное отношение к ксерокопированию» [4].

Таким образом, написание реферата является многоэтапным процессом, освоение которого позволяет привить обучаемым «навыки самостоятельной обработки, обобщения и краткого, систематизированного изложения материала» [3, с. 212].

Список использованной литературы

1. Буре Н.А., Быстрых М.В., Вишнякова С.А. Основы научной речи: Учеб. пособие для студ. нефилол. высш. учеб. заведений. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2003. 272 с.

2. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учебное пособие по развитию навыков письменной речи. М.: Флинта: Наука, 2002. 288 с.

3. Морозов В.Э. Культура письменной научной речи. М.: Икар, 2008. 268 с.

4. Трапезников И. В. Инновационные технологии подготовки радио-специалистов ВДВ. Монография. Гл. 4. Организация самостоятельной работы обучаемого. Методика работы над рефератом. [Электронный ресурс] http://trapeznikov-radio.ru/chetvertaya-glava.html#more-61 (дата обращения: 18.12.2017 г.)

5. Эко Умберто Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: учебно-методическое пособие. М.: Книжный дом «Университет», 2003. 240 с.

© Башилов Н. И., 2018

УДК 81

Белякова Л.С.

Английского языка МБОУ СОШ 51 Г. Краснодара, РФ Lsbelyakova51@gmail.com Федчун Л.В.

Английского языка МБОУ СОШ 51 Г. Краснодара, РФ

КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ

НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Аннотация

В настоящее время в массовой средней школе обучению монологическому высказыванию уделяется особое внимание, потому что это требует выполнение устной части ЕГЭ. Именно этот аспект дисциплинирует мышление, учит логически мыслить и соответственно строить своё высказывание таким образом, чтобы довести свои мысли до слушателя.

Ключевые слова Монолог, устная речь, высказывание, овладение

В настоящие время в массовой средней школе обучению монологическому высказыванию не всегда уделяется достаточно внимания.

С расширением международного сотрудничества возникает необходимость в выступлениях (сообщениях, докладах) на иностранном языке специалистов из разных областей знаний. Безусловно, школа не может подготовить в должной степени к такой сфере деятельности, ее функция состоит в том, чтобы заложить основы умений связно и логично излагать свои мысли.

Как показывает анализ практики, в процессе обучения иностранному языку не учитывается такой важный момент, как представление и понимание учащимися того, каких результатов они должны достичь к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.