Научная статья на тему 'Референдум о Дне Республики Сербской — политический ответ на манипуляции в сфере исторической политики'

Референдум о Дне Республики Сербской — политический ответ на манипуляции в сфере исторической политики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
241
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Республика Сербская / Босния и Герцеговина / историческая политика / межобщинные конфликты / Дейтон / референдум о Дне республики / Милорад Додик / Srpska / Bosnia and Herzegovina / historical policy / ethnic conflicts / Dayton / National Day Referendum / Milorad Dodik

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Георгий Николаевич Энгельгардт

Референдум о Дне республики 25 сентября 2016 г. стал единственной до сих пор реализованной попыткой властей Республики Сербской (РС) провести республиканский плебисцит, притом что от трех попыток проведения таких голосований по более статусным политическим вопросам Баня-Лука под политическим давлением внешних сил была вынуждена отказаться. С одной стороны, это показывает отсутствие прямых политических последствий решения о статусе праздника, но с другой — остроту противостояния боснийских общин на уровне символов и ключевых исторических стереотипов, прежде всего относительно событий новейшей истории (гражданской войны 1992–1995 гг.). Вынесенный в ходе межобщинной борьбы в центр противостояния второстепенный вопрос о выборе праздников тем не менее смог обеспечить президенту РС Милораду Додику проведение референдума как такового, создав прецедент в истории дейтонской Боснии и Герцеговины (БиГ). Поддержанная Западом попытка бошнякских лидеров ущемить интересы боснийских сербов в сфере исторической политики дала лидеру РС шанс закрепить автономию РС. Сочетание жесткого давления со стороны Сараево и Запада и оказанной Россией поддержки было использовано Додиком для национальной мобилизации боснийских сербов, что отразили итоги голосования — 56 % избирателей (при очень высокой явке — 99 %) поддержали празднование Дня республики 9 января. Это стало триумфом Додика, которому впервые удалось наперекор мощному внешнему давлению провести крупную политическую операцию, попутно заложив основы для дальнейших самостоятельных политических действий Баня-Луки. Для последующего политического использования результатов референдума был характерен крайне осторожный и прагматичный стиль Додика, стремящегося балансировать на грани возможного, но никогда не пересекать красную черту эскалации, избегая регионального конфликта или силового ответа Запада

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The referendum on Republika Srpska’s National Day — a political response to the abuse of historical policy

The National Day Referendum of September 25, 2016 has so far remained the only successful attempt of the Republika Srpska’s authorities of holding a plebiscite within the republic. Previously, Banja Luka had been forced by strong international pressure to abandon three such attempts on issues of higher political significance. On the one hand, this shows the absence of immediate political implications of the vote on the status of the National Day; on the other, it demonstrated once again the intense confrontation of Bosnia and Herzegovina’s ethnic communities in the field of symbols and key historical stereotypes, especially with regards to events from their recent history, namely the Bosnian civil war of 1992–1995. However, the relatively insignificant National Day issue gave the President of the RS, Milorad Dodik a chance to establish a precedent in the history of Bosnia of the Dayton agreement by holding a separate referendum at the level of the republic. Supported by the Western powers, the efforts of the Bosniak leader Bakir Izetbegović to tread on the Bosnian Serbs’ interests in the field of historical policy and symbolics in fact afforded the President of the RS an opportunity to strengthen the autonomy of his republic. Milorad Dodik efficiently used the strong pressure from Sarajevo and the West along with the support from Russia for Bosnian Serb national mobilisation that resulted in massive electoral support — 99 % of 56 % voters that took part in the ballot were in favour of 9 January to be proclaimed the Republika Srpska’s National Day. In spite of the strong outside pressure, Dodik triumphed in carrying out a major political action and establishing a base for Banja Luka’s future independent political ventures. He also demonstrated utmost caution and pragmatism as he exploited further the 25 September Referendum. Although engaging in brinkmanship, he never crossed the red line of escalation into a regional conflict and/or direct Western intervention

Текст научной работы на тему «Референдум о Дне Республики Сербской — политический ответ на манипуляции в сфере исторической политики»

ЦЕИ. 2018. 1 (10). С. 143-164 ISSN 2619-0877

Георгий Николаевич Энгельгардт

кандидат исторических наук, научный сотрудник Отдела современной истории Центральной и Юго-Восточной Европы Института славяноведения РАН, Москва, Россия. E-mail: georgi.engelhardt@gmail.com

Референдум о Дне Республики Сербской — политический ответ на манипуляции в сфере исторической политики1

Референдум о Дне республики 25 сентября 2016 г. стал единственной до сих пор реализованной попыткой властей Республики Сербской (РС) провести республиканский плебисцит, притом что от трех попыток проведения таких голосований по более статусным политическим вопросам Баня-Лука под политическим давлением внешних сил была вынуждена отказаться. С одной стороны, это показывает отсутствие прямых политических последствий решения о статусе праздника, но с другой — остроту противостояния боснийских общин на уровне символов и ключевых исторических стереотипов, прежде всего относительно событий новейшей истории (гражданской войны 1992-1995 гг.). Вынесенный в ходе межобщинной борьбы в центр противостояния второстепенный вопрос о выборе праздников тем не менее смог обеспечить президенту РС Милораду Додику проведение референдума как такового, создав прецедент в истории дейтонской Боснии и Герцеговины (БиГ). Поддержанная Западом попытка бошнякских лидеров ущемить интересы боснийских сербов в сфере исторической политики дала лидеру РС шанс закрепить автономию РС. Сочетание жесткого давления со стороны Сараево и Запада и оказанной Россией поддержки было использовано Додиком для национальной мобилизации боснийских сербов, что отразили итоги голосования — 56 % избирателей (при очень высокой явке — 99 %) поддержали празднование Дня республики 9 января. Это стало триумфом Додика, которому впервые удалось наперекор мощному внешнему давлению провести крупную политическую операцию, попутно заложив основы для дальнейших самостоятельных политических действий Баня-Луки. Для последующего политического использования результатов референдума был характерен крайне осторожный и прагматичный стиль Додика, стремящегося балансировать на грани возможного, но никогда не пересекать красную черту эскалации, избегая регионального конфликта или силового ответа Запада.

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-0900163 «Историческая политика в странах бывшей Югославии».

DOI 10.31168/2619-0877.2018.1.7

Ключевые слова: Республика Сербская, Босния и Герцеговина, историческая политика, межобщинные конфликты, Дейтон, референдум о Дне республики, Милорад Додик

Отсутствие объединяющих символов — специфика Боснии и Герцеговины, государства, в составе которого сосуществуют три этнические общины (бошняков, сербов и хорватов) с во многом полярными или сильно отличными интересами и стремлениями2. Частным случаем этого является и проблема праздников. Формально к общегосударственным праздникам страны относятся: Новый год, День независимости (1 марта), День труда (1-2 мая), День Победы над фашизмом (9 мая) и День государственности (25 ноября).

По старой невеселой шутке, единственным общим праздником для всех народов и жителей Боснии остаются Новый Год и Первомай. День Победы при статусе праздника является выходным днем только в Республике Сербской, а в Федерации БиГ — рабочим днем. Возможно, из-за его меньшей привлекательности для части хорватского населения, чьи предки воевали на стороне усташей во Второй мировой войне. Но даже и с этими праздниками «не все в порядке»: для хорватов куда более значимым, чем Новый год, остается католическое Рождество, да и для религиозной части бошняков (прежних мусульман) Новый год теряет свою привлекательность. День государственности (25 ноября) годовщина заседания Краевого антифашистского веча народного освобождения БиГ в 1943 г., выступившего за создание БиГ как составной части югославской федерации, сохраняет значимость для светской части бошняков и практически игнорируется сербами и Республикой Сербской как составной частью БиГ.

Еще более полярное отношение к праздникам современной истории — День независимости БиГ (1 марта) (годовщина референдума о независимости БиГ 28-29 февраля 1992 г.) отмечается как национальный праздник в одной половине страны (ФБиГ), но является рабочим днем в другой (РС). Напротив, День Республики (9 января) отмечается в РС, но игнорируется или воспринимается чуть ли не как траурная дата в Федерации БиГ.

Согласно закону о праздниках Республики Сербской от 2007 г. к ним отнесены Новый год (1 и 2 января), День республики (9 ян-

2 См., например: Энгельгардт 2013; Никифоров (ред.) 2015; Энгельгардт 2017.

варя), Международный день труда (1 и 2 мая), День Победы над фашизмом (9 мая) и годовщина подписания Дейтонского соглашения (21 ноября)3. Помимо них закон установил и праздники религиозные: православные и католические — Рождественский сочельник и Рождество (6 и 7 января и 24 и 25 декабря соответственно), Страстная пятница и Пасха; исламские — Курбан-Байрам и Рамазан-ски Байрам (Ид-аль-Фитр, Праздник разговения)4, причем на Пасху, Курбам-Байрам и Ид-аль-Фитр верующие имеют право на два оплачиваемых праздничных дня5. Столь удивительное для внешнего наблюдателя противоречие обусловлено различием взглядов боснийских общин на новейшую историю страны: сербы считают трагедией отделение республики от Югославии, а бошняки и, в меньшей степени, хорваты — «великосербской агрессией против БиГ» создание Республики Сербской, с которой им приходится ныне сосуществовать в рамках единой БиГ.

Почему 9 января? В этот день в 1992 г. Сербская Скупщина БиГ, образованная сербскими депутатами республиканского парламента, провозгласила создание Республики сербского народа БиГ, ставшей в ходе боснийской войны Республикой Сербской. Окончательно нынешнее название автономии закрепилось в августе 1992 г., получило международное признание по Дейтонскому мирному соглашению в 1995 г., и в таком виде оно вошло в ныне действующую конституцию Боснии и Герцеговины6.

В течение всего постдейтонского периода бошняки и хорваты не высказывали принципиальных возражений против этой даты сербской автономии, но ситуация изменилась в 2015 г., когда в Конституционный суд (КС) БиГ был подан иск о конституционности праздника как дискриминационного в отношении несербских общин РС. Тем не менее до недавнего времени для боснийской политики было характерно сосуществование полярных подходов в рамках своего рода «стеклянной Берлинской стены», незримо, но прочно разделяющей боснийские автономии, жители и политики которых умеют сосуществовать как бы не замечая друг друга. Элементом этого были

3 Закон о празницима Републике Српске, § 3 // СГРС. Бр. 43. Год. XVI. 2007. 30 V. С. 1.

4 Там же. § 7.

5 Там же. § 8.

6 Подробнее см.: Энгельгардт 1997; Энгельгардт 2015.

и параллельные системы праздников и памятных годовщин, отмечаемых каждой из общин отдельно, без особой реакции на действия и риторику соседей. Ситуация заметно изменилась в 2015-2016 гг., что привело к заметному, по боснийским меркам, политическому кризису, вовлекшему даже внешних акторов региональной политики.

Вопрос о проведении республиканского референдума встал в РС в 2006 г. Тогда главным поводом для этого считалось ожидавшееся провозглашение независимости Косово как прецедента для возможного пересмотра статуса другой автономии в соседнем государстве. Будучи политическим реалистом и прагматиком, лидер партии «Союз независимых социал-демократов» (СНСД) и тогдашний премьер-министр РС Милорад Додик все же не рискнул идти в тот момент на открытый конфликт с Западом, властями Хорватии и центральным правительством в Сараево. После одностороннего провозглашения независимости Косова 17 февраля 2008 г. Додик не стал назначать референдум о статусе РС, ограничившись тем, что заблокировал признание независимости Приштины Боснией и Герцеговиной.

Первая реальная попытка проведения республиканского референдума была предпринята Баня-Лукой в 2011 г. и поводом для нее стал не статус РС как таковой, а относительно частный вопрос о признании республикой юрисдикции Верховного и Конституционного судов БиГ. Избранный в 2010 г. президент сербской автономии Додик7 считал, что именно высшие центральные суды станут инструментом централизации БиГ и демонтажа автономных прав РС. В обоих судах сложились коалиции бошняков и поддерживавших их иностранных судей, которые могли выносить решения, невзирая на оппозицию их сербских и хорватских коллег. 13 апреля 2011 г. Народная скупщина РС (далее — НС РС) назначила на 29 мая того же года республиканский референдум, предложив гражданам ответить на вопрос: «Поддерживаете ли Вы навязанные Высоким представителем международного сообщества в БиГ законы о Суде и Прокуратуре БиГ и их неконституционное подтверждение Парламентской скупщиной БиГ?»8 Это решение обосновывалось 29 пунктами, ключевыми из которых являются следующие:

7 О политической риторике М. Додика см.: Тоа1 2013; Majstorovic 2013.

8 Одлука о расписиважу републичког референдума // СГРС. Бр. 45. Год. XX. 2011. 26 IV. С. 1.

• «избирательный подход и двойные стандарты Суда и Прокуратуры БиГ в расследовании, разбирательствах и вынесении приговоров по делам о военных преступлениях, наносящих ущерб сербскому народу и отражающих ясную политическую тенденцию создания крайне отрицательной для сербов картины войны в БиГ»;

• «применение задним числом правовых актов для уголовного преследования почти исключительно сербов»;

• «деятельность Суда и Прокуратуры БиГ разжигает межэтническую нетерпимость»9;

• «создание центральных судебно-прокурорских органов без согласия автономий БиГ, что было узурпацией прав РС и нарушением Конституции БиГ»10;

• «неприемлемость участия в работе суда и прокуратуры представителей иностранных посольств»11.

Более того, почти половина пунктов содержала требование пересмотра практики Высокого представителя и внешнего вмешательства в БиГ вообще, вплоть до упразднения самого поста «международного наместника»12. Реакция Сараево и Запада последовала незамедлительно. Высокий представитель в БиГ Валентин Инцко потребовал от руководства РС в недельный срок отменить решение, угрожая в противном случае задействовать «боннские» полно-мочия13 против лидера РС. В ответ М. Додик заявил о готовности отозвать представителей РС из всех центральных органов власти, а обращение В. Инцко к Совету Безопасности ООН 9 мая 2011 г. не получило поддержки России и КНР. Тогда глава РС нашел эффектный выход из ситуации, прибегнув к посредничеству министра иностранных дел Израиля А. Либермана, способствовавшего внезапному визиту в Баня-Луку комиссара ЕС по внешней поли-

9 Закжучке 1, 3, 5 // Там же. С. 2-3.

10 Закжучке 7-12 // Там же. С. 3.

11 Закжучак 29 // Там же. С. 4.

12 Закжучке 13 // Там же. С. 3.

13 «Боннские» полномочия — на встрече Совета по выполнению мира (высшего органа стран и международных организаций, вовлеченных в реализацию Дейтон-ских соглашений) в декабре 1997 г. в Бонн-Петерсберге (Германия) мандат Высокого представителя (ВП) в БиГ был расширен: его наделили правом увольнения любых должностных лиц в БиГ, которых он сочтет мешающими исполнению Дей-тонских соглашений. Наиболее активно Боннские полномочия использовались ВП В. Петричем и П. Эшдауном в 1999-2005 гг., прежде всего в отношении сербских политиков.

тике К. Эштон 10 мая. Встреча с главой дипломатии ЕС позволила М. Додику «сохранить лицо», согласившись воздержаться от проведения референдума под обещание К. Эштон рассмотреть претензии РС к деятельности центральных судов БиГ и начать переговорный процесс по реформе судебной системы страны («структурный диалог внутренних субъектов БиГ и Евросоюза о ситуации в судебной системе БиГ»). 1 июня НС РС отменила решение о проведении плебисцита, особо подчеркнув как добрую волю, так и свое право на назначение такого голосования и на рассмотрение решений органов власти любого уровня14.

27 апреля 2015 г. 5-й съезд правящей партии СНСД принял особую декларацию «Республика Сербская — свободная и самостоятельная. Будущее и ответственность», посвященную дискриминации РС в БиГ со стороны властей Сараево и органов международного управ -ления в БиГ, политике урезания полномочий республики, полученных по Дейтонским соглашениям, и насильственного подчинения ее центральным органам власти. В этом документе СНСД заявлял о стремлении вернуть исходные права и прерогативы РС и провозгласил готовность, «если до конца 2017 г. не начнутся реальные процессы и не будет ощутимых результатов восстановления прав РС по 4-му Приложению Дейтонского мирного соглашения (Дейтон-ской Конституции БиГ — Г. Э.), то в течение 2018 г. НС РС должна назначить референдум о самостоятельности РС. На основании результатов референдума органы власти РС согласно статусу стороны, утвержденному 4-м Приложением Дейтонского мирного соглашения, предложат Федерации БиГ мирное разделение и одновременное взаимное признание»15. Характерно, что видное место среди причин недовольства сербской автономии ее положением в БиГ было отведено именно «исторической политике»:

Тоталитарное сознание в БиГ не ушло в прошлое, его суррогат — стремление навязать всем мнение лишь одной из сторон о прошедшей войне (1992-1995 гг. — Г.Э.). А в БиГ нет и не может быть единой правды, равно как и единого взгляда на войну. Одни видят в ней

14 Закъучци бро^ 01-868/11 // СГРС. Бр. 45. Год. XX. 2011. 26 IV. С. 3.

15 Декларацща Република Српска — слободна и самостанлна. БудуЬност и од-говорност. С. 7 //V Сабор Савеза независних соцщалдемората Источно Сара]ево, 25.04.2015. URL: http://www.snsd.org/images/dokumenti/deklaracija-predsjednik.pdf (дата обращения: 20.01.2018).

агрессию Сербии и, частично, Хорватии, другие — межнациональную и гражданскую войну. Это исключает общеприемлемое для большинства жителей страны возмещение пострадавшим и наказание для виновников. Сребреница как военное преступление ни при подготовке, ни при исполнении не была исключительным делом самих сторон конфликта, а манипуляции с числом жертв осложнили отношения в БиГ и в регионе. В БиГ до сих пор оспаривают равноправность народов и автономий, что тормозит развитие страны и ее продвижение по европейскому пути16.

Следующая попытка провести плебисцит была вызвана делом экс-командира 28-й дивизии Армии БиГ в Сребренице Насера Ори-ча, объявленного Сербией в международный розыск за военные преступления и задержанного 10 июня 2015 г. в Швейцарии, но экс-традированного не в Белград, а в Сараево и вскоре оправданного местным судом. Власти РС обвинили судебную систему БиГ в пристрастности, и 15 июля президент Додик предложил НС РС назначить референдум о признании юрисдикции центральных судов. В тот же день 45 из 83-х депутатов назначили на осень проведение плебисцита по следующему вопросу:

Поддерживаете ли вы неконституционное и необоснованное навязывание Высоким представителем международного сообщества в БиГ законов, прежде всего навязанные законы о суде и прокуратуре БиГ, равно как и исполнение их решений на территории РС?17

Даты его проведения неоднократно переносились — с сентября 2015 г. на 15 ноября, а затем и на февраль 2016 г. — под мощным внешним давлением, пока президент и премьер Сербии Томислав Николич и Александр Вучич не призвали Додика отказаться от его замысла, что и вынудило его заявить об «отсрочке референдума из-за отсутствия консенсуса»18.

Начало борьбе вокруг празднования Дня республики положил член Президиума БиГ от боснийских мусульман Бакир Изетбегович.

16 Там же. С. 3

17 Bosnian Serbs to hold referendum on State Courts. // BIRN 16.06.2015. URL: https://balkaninsight.com/2015/07/16/bosnian-serbs-to-hold-referendum-over-state-judiciary/ (дата обращения: 20.01.2018).

18 Bosnian Serb leader postpones controversial referendum // BIRN 09.02.2016. URL: https://balkaninsight.com/2016/02/09/bosnian-serb-leader-puts-controversial-referen-dum-on-hold-02-09-2016/ (дата обращения: 20.01.2018).

Сын основателя Партии демократического действия (ПДД) и вдохновителя борьбы за отделение БиГ от Югославии Алии Изетбего-вича (1925-2003) 17 января 2013 г. направил в Конституционный суд БиГ запрос о проверке соответствия закона о праздниках РС конституции страны, утверждая, что акт противоречит Конституции БиГ, статье 14, протоколу 12 Европейской конвенции о правах человека и статьям 1 и 2 Международной конвенции о запрещении всех видов расовой дискриминации19. В запросе, в частности, говорилось:

Установление автономией праздников, символизирующих только один или только два из государствообразующих народов БиГ, <...> направлено на разделение, исключение, ограничение или предоставление предпочтения на основе национальной или этнической принадлежности20.

Собственно, «Декларация о провозглашении Республики сербского народа БиГ», по его мнению, выражала стремление «создать государство преимущественно одного народа при полном исключении, дискриминации и попрании прав всех других народов, что позднее проявилось в ходе агрессии против БиГ <...> в совершении систематической и организованной этнической чистки несербского населения». Претензию Бакира Изетбеговича вызвало и совпадение даты Дня республики с Крестной Славой РС — Днем св. Стефана,

что показывает официальную связь РС исключительно с одной религиозной группой — православными, и пренебрежение всеми остальными группами и лицами, проживающими в РС. Православные священники активно участвуют в праздничных церемониях <...>, придавая ему дополнительное значение и показывая представителям несербского народа, что это не их праздник, что он предназначен только представителям сербского народа21.

19 Текст конвенции см.: URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/raceconv.shtml (дата обращения: 20.01.2018).

20 Izetbegovic podnio Ustavnom sudu BiH Zahtjev za ocjenu ustavnosti Zakona o pra-znicima Republike Srpske. 17.01.2013 // URL: http://bakirizetbegovic.ba/novost/3045/ izetbegovic-podnio-ustavnom-sudu-bih-zahtjev-za-ocjenu-ustavnosti-zakona-o-praznici-ma-republike-srpske (Дата обращения: 20 01.2018).

21 Ibidem.

Этот запрос лежал в русле систематической борьбы ПДД за упразднение всех форм автономии РС, включая и ее символические аспекты и за утверждение бошняцкого видения новейшей истории БиГ как общепринятого всеми общинами страны.

Рассмотрение иска КС БиГ длилось почти три года. Примечательно, что фракции сербов и хорватов в Народной скупщине РС дали КС солидарный ответ в защиту права на национальные и региональные праздники, тогда как фракция бошняков заявила о неприемлемости для них любой коммеморации 9 января 1992 г.22. 26 ноября 2015 г. голосами пяти судей (двух бошняков и трех иностранцев) против четырех (двух сербов и двух хорватов) Конституционный суд БиГ постановил, что 9 января как дата не «символизирует общую для всех память, способствующую укреплению коллективной идентичности как ценности, особо значимой в многоэтническом обществе» и что торжества закрепляют «привилегированное положение только одного сербского народа, представители которого без участия представителей бошняков, хорватов и остальных приняли 9 января 1992 г. Декларацию о провозглашении Республики сербского народа БиГ, ставшую односторонним актом»23. На этом основании КС признал это положение закона о праздниках РС противоречащим основным правам и свободам человека, в том числе нарушающим права меньшинств. Также в решении говорится, что КС «представляется, что в РС и за ее пределами 9 января связано с двумя одновременными событиями: Днем республики, относящимся к светским праздникам, и Днем св. Стефана». Опираясь на практику участия православного духовенства в разбираемых торжествах, суд признал, что это «ставит сербов как один из государство-образующих народов в привилегированное положение относительно бошняков и хорватов как государствообразующих народов, а также остальных и граждан РС», и предписал НС РС в течение полугода привести закон о праздниках в соответствие со своим решением24.

Решение суда немедленно вызвало недовольство сербской общины и властей РС, усмотревших в нем очередную попытку изменения

22 Ustavni Sud BiH. Odluka o dopustivosti i meritumu u predmetu U 3/13. III Za-htjev, d) Pisana misljenja klubova delegata u Vijecu naroda Republike Srpske // Sluzbeni glasnik BiH. Broj 100/15. URL: http://www.sluzbenilist.ba/page/akt/FWB7ZnXZnYo= (дата обращения: 20.01.2018).

23 Ibidem.

24 Ibidem.

status quo в сторону централизации БиГ. Ведущие политики республики: М. Додик и его сторонники (глава НС РС Н. Чубрилович, премьер-министр Ж. Цвиянович, лидеры партий Демократический народный союз (ДНС) М. Павич и Социалистической партии (СП) П. Джокич) и их оппоненты (сербский член Президиума БиГ М. Ива-нич, заместитель председателя Совета министров БиГ М. Шарович, спикер Палаты народов парламента БиГ О. Тадич, главы партий — Сербской демократической партии (СДП) М. Босич, Партии демократического прогресса (ПДП) Б. Боренович и Народно-демократической партии Д. Чавич) подписали совместную декларацию, осудив решение КС БиГ как «неприемлемый политический акт», нацеленный на «ревизию исторических событий», и потому «абсолютно неприемлемый», подтвердив свою приверженность празднованию Дня республики «свободного от какой-либо дискриминации, не угрожающего национальной и религиозной идентичности и равноправию ни одного из государствообразующих народов, и полностью соответствующего универсальным ценностям и европейским тенденциям» 25. Помимо призыва к пересмотру регламента КС БиГ они выступили и за проведение референдума по этому вопросу. 9 января 2016 г. в Баня-Луке демонстративно отметили «отмененный» праздник.

Решение КС стало своего рода выходом для президента Доди-ка, находившегося под жестким внешним давлением из-за очередной попытки провести референдум о признании юрисдикции судов и прокуратуры БиГ, назначенной на февраль 2016 г. За счет изменения вопроса референдума с проблемы судов и прокуратуры на «Поддерживаете ли Вы, что 9 января отмечается и празднуется как День Республики Сербской?» он несколько снизил политическую остроту проблемы, переведя ее из сферы государственного устройства в область символической политики. Решение о проведении референдума о Дне республики НС РС приняла 15 июля 2016 г.26. Реализация решения была поручена учрежденной НС РС Республиканской комис-

25 Парламент Српске да распише референдум о одлуци Уставног суда БиХ // Глас српски. 29.11.2015. URL: http://www.glassrpske.com/novosti/vijesti_dana/Parlament-Srpske-da-raspise-referendum-o-odluci-Ustavnog-suda-BiH/198071.html (дата обращения: 20.01.2018).

26 Одлука о расписива&у републичког референдума. Бр. 68/16 25.07.2016 // URL: http://www.narodnaskupstinars.net/?q=la/akti /odluke/odluka-o-raspisivanju-republckog-referendumaraspisivanjuraspisivanju (дата обращения: 20.01.2018).

сии по проведению референдума во главе с генеральным секретарем президента РС Синишей Караном.

Даже в такой форме действия Баня-Луки вызвали нападки как со стороны властей Сараево, так и держав Запада и структур внешнего управления БиГ. Уже 28 июля зампред НС РС от бошняков Рамиз Салкич обратился к ВП в БиГ В. Инцко и к международному сообществу с призывом не допустить проведения референдума27. 11 августа КС РС отклонил жалобу бошняцких политиков на то, что проведение референдума нарушает жизненно важные интересы их народа28. Затем член Президиума БиГ от бошняков Б. Изетбегович назвал решение НС РС открытым нарушением Дейтонских соглашений и «первым шагом к проведению референдума об отделении РС»29 и вскоре направил жалобу ВП.

Решение парламента было поддержано как правящей коалицией СНСД, СП РС, ДНС, так и ее конкурентами из «Союза перемен»: Сербской демократической партией (СДС), ПДП, Демократической партией (ДП). Глава ПДП Младен Иванич, занимавший пост члена Президиума БиГ, заявил, что «коллегам из Федерации БиГ следует понять, что у нас есть собственные ценности, от которых мы никогда не откажемся». Проект Додика получил негласную поддержку и хорватской общины —глава хорватской фракции в Палате народов НС РС Т. Томлянович не стал накладывать вето на решение парламента30.

Глава структуры внешнего управления БиГ ВП Валентин Инцко, давний и последовательный борец с М. Додиком и его политикой (последний платит ему самой горячей взаимностью), активно выступил против проведения референдума. Он запретил проведение голосования на территории округа Брчко31, 17 сентября поддержал решение КС БиГ о запрете проведения плебисцита, призвав власти РС воздер-

27 Toe 2016а.

28 Toe 2016b.

29 Izetbegovic: Referendum o Danu RS-a je probni balon za referendum o otcjepljenju // Klix.ba. 15.08.2016. URL: https://www.klix.ba/vijesti/bih/izetbegovic-referendum-o-danu-rs-a-je-probni-balon-za-referendum-o-otcjepljenju/160815108 (дата обращения: 20.01.2018).

30 Serb and Croat Leaders Defend RS Referendum // SRNA BiH Dayton Project. 22. 07. 2016. URL: http://www.bihdaytonproject.com/?p=3717 (дата обращения: 20.01.2018).

31 Supervisor Berton rejects request to allow holding of referendum in Brcko District // Office of High Representative (OHR). 19.08.2016. URL: http://www.ohr. int/?p=96006 (дата обращения: 20.01.2018).

жаться от него как «не имеющего никакой правовой основы и прямо нарушающего решение Суда». Инцко подчеркнул, что «дело идет уже не о праздниках РС, но о прямом вызове центральной судебной власти», что станет «прямым и тяжелым нарушением» Дейтонских соглашений, влияющим на стабильность государства32.

За неделю до дня голосования КС БиГ постановил запретить его и подтвердил собственное решение от 25 ноября 2015 г., а прокуратура БиГ пригрозила привлечь к ответственности организаторов во-леизъявления33. Через несколько дней чиновник снова обрушился на референдум: «Некоторые политики в этой стране все еще игнорируют новую реальность и обращены в прошлое. Шаги, подобные референдуму о Дне РС лишь мешают стране идти вперед, замедляя ее евроатлантическую интеграцию»34.

Позиция Инцко была поддержана послами стран Совета по выполнению Соглашений (СВС) — неформальной организации, руководящей процессом постконфликтного урегулирования в БиГ. В их заявлении от 30 июля говорилось, что составные части БиГ обязаны исполнять решения центральных органов, включая и КС БиГ, а потому референдум «дестабилизирует обстановку, порождает политическую напряженность» и «отвлекает от серьезнейших экономических и социальных проблем». Признавая в принципе право автономий БиГ проводить референдумы по вопросам местных праздников, послы подчеркнули необходимость исполнения решений КС БиГ и назвали политику властей РС «неприемлемой». Они отметили, что их державы поддерживают линию В. Инцко: «Мы не потерпим никакого нарушения ОРСМ35, включая попытки отделения, но не ограничиваясь ими»36.

32 High Representative calls upon all parties to respect decisions passed by the BiH Constitutional Court // OHR. 17.09.2016. URL: http://www.ohr.int/?p=96097 (дата обращения: 20.01.2018).

33 Ustavni sud BiH zabranjuje referendum u RS // В92. 17.09.2016. URL: https://www. b92.net/info/vesti/index.php?yyyy=2016&mm=09&dd=17&nav_category=167&nav_ id=1177835 (дата обращения: 20.01.2018).

34 BiH must turn towards the future // OHR. 17.09.2016. URL: http://www.ohr. int/?p=96185 (дата обращения: 20.01.2018).

35 «Общее рамочное соглашение о мире» — официальное название Дейтонских соглашений.

36 Statement by the Ambassadors of the PIC SB on the Referendum as Decided by the RSNA on 15 July // OHR. 30.08.2016. URL: http://www.ohr.int/?p=96042 (дата обращения: 20.01.2018).

Послы СВС также поддержали и решение КС БиГ от 17 сентября о приостановке референдума, «настаивая, чтобы власти РС не проводили его», и заявив, что никакой плебисцит не повлияет на «окончательный и обязательный статус» решения КС БиГ. Представители держав особо подчеркнули, что РС «останется важной и составной частью БиГ» и «что не будет никакой ревизии карты» БиГ37.

Под давлением Запада крайне осторожную позицию по референдуму занял Белград, главный партнер и внешняя опора Баня-Луки президент Сербии Томислав Николич и реальный лидер страны, премьер-министр Александр Вучич в ходе встреч с президентом РС в Белграде в начале сентября воздерживались от выражения поддержки проекту Милорада Додика, всячески подчеркивая свою приверженность сохранению стабильности и территориальной целостности БиГ38.

Пиком давления на РС стала угроза генерала Сефера Халиловича (в 1992 — середине 1993 г. он возглавлял Штаб верховного командования БиГ) в телеинтервью 20 сентября:

Если они решатся продолжить свой референдум, то они должны знать, что с того момента кончится дейтонская БиГ, а значит, с правовой точки зрения, мы возвращаемся к Республике БиГ <...>, а если дело дойдет до раздела БиГ, то все знают, что это не пройдет мирно. Никто без войны не оторвет ни куска БиГ. <...> Прошу их как следует задуматься. РС не продержится больше 10-15 дней. Милошевич уже мертв, нет больше югославской армии с ее тысячами танков и БТР <...>. Сербия не в силах помочь Республике Сербской39.

При всей интенсивности внешнего давления на М. Додика оно не было тотальным — в обоих упомянутых заявлениях послов стран

37 Statement by the Ambassadors of the PIC Steering Board on the September 17 Decisions of the BiH Constitutional Court // OHR. 21.09.2016. URL: http://www.ohr. int/?p=96142 (дата обращения: 20.01.2018).

38 НиколиЬ и ВучиЬ против референдума у РС // Спутник Србща. 01.09.2016. URL: https://rs.sputniknews.com/politika/201609011107977386-Nikolic-i-Vucic-protiv-referenduma-u-RS/ (дата обращения: 20.01.2018); Додик поновио ВучиЬу да Ье референдум бити одржан // Спутник Србща. 09.09.2016. URL: https://rs.sputniknews.com/ politika/201609091108064688-dodik-vucic-referendum/ (дата обращения: 20.01.2018).

39 Фрагмент интервью С. Халиловича TV1 Sarajevo- Sefer Halilovic "Belaj" prijeti ratom RS ako odrzi referndum. 20.09.2016. 0.20-1.30. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=jyIbh8s4uXM (дата обращения: 20.01.2018).

СВС было отмечено, что они не были поддержаны Россией. Более того, Москва оказала своему балканскому партнеру открытую политическую поддержку — российский посол в БиГ П. А. Иванцов критиковал саму идею запрета празднования Дня республики: «Из политических соображений был искусственно раздут конфликт, <...> остается лишь провести референдум и показать международному сообществу, как видят эту проблему люди в РС». Посол прямо выступил против эвентуального использования ВП его «боннских» полномочий40. Он поддерживал Додика и на встречах с ним в Баня-Луке — например, сразу после решения КС БиГ Иванцов выразил свое разочарование эти шагом, «не способствующим стабилизации БиГ» и подчеркнул право сербов БиГ «выразить свою волю на референдуме»41. Окончательно поддержка России была оказана Баня-Луке непосредственно перед голосованием — 22 сентября Додик был принят в Москве российским президентом В. В. Путиным42, назвавшим, по словам лидера РС, проведение плебисцита «правом народа»43.

В условиях жесткого давления за словом в карман не лез и президент РС, заявлявший, что его «не интересует СВС и его сообщения» и назвавший СВС «неформальным органом, терроризирующим сербский народ и органы власти РС», а его декларацию — не имеющей веса44. На встрече с послами Франции, Италии, Великобритании,

40 Ivancov: Svitrebadanapravejedankorakunazad//Nezavisnenovine. 03.09.2016.URL: https://www.nezavisne.com/novosti/intervju/Ivancov-Svi-treba-da-naprave-jedan-korak-unazad/385623 (дата обращения: 20.01.2018). См. также: Об интервью Посла России в БиГ П. А. Иванцова изданию «Дневни лист» // Посольство РФ в БиГ. 27.07.2016. URL: https://sarajevo.mid.ru/ru/press-centre/news/ob_intervyu_posla_ rossii_v_big_p_a_ivantsova_izdaniyu_dnevni_list/ (дата обращения: 20.01.2018).

41 Русща ]е уз Српску, српски народ има право на референдум // Спутник Ср-бща. 19.09.2016. URL: https://rs.sputniknews.com/regioni/201609191108175243-Rusija-je-uz-Srpsku-Srpski-narod-ima-pravo-na-referendum/ (дата обращения: 20.01.2018).

42 Встреча с Президентом Республики Сербской Боснии и Герцеговины Ми-лорадом Додиком. 22.09.2016 // Президент России. URL: http://kremlin.ru/events/ president/news/copy/52951 (дата обращения: 20.01.2018).

43 Putin tells Dodik referendum is "right of people" // B92. 23.09.2016. URL: https:// www.b92.net/eng/news/region.php?yyyy=2016&mm=09&dd=23&nav_id=99286 (дата обращения: 20.01.2018).

44 Dodik: Ne zanima me PIC i njegova saopstenja // Nezaisne novine. 30.08.2016. URL: https://www.nezavisne.com/novosti/bih/Dodik-Ne-zanima-me-PIK-i-njegova-saopstenja/385193 (дата обращения: 20.01.2018); Додик: ПИК терорише српски народ // Спутник Србща. 31.08.2016. URL: https://rs.sputniknews.com/ regioni/201608311107962559-Dodik-Savet-referendum/ (дата обращения: 20.01.2018).

заместителем посла ФРГ, замглавы миссии ЕС и главой представительства посольства США в Баня-Луке 8 сентября он отклонил их требование отложить референдум45.

Технически организация голосования была затруднена отказом Центральной избирательной комиссии БиГ (ЦИК БиГ) предоставить списки избирателей46. Власти РС вступили в судебную тяжбу с ЦИК БиГ, продолжавшуюся и в 2017 г.47 Зная наперед неспешность судебной системы БиГ, комиссия С. Карана параллельно с этим самостоятельно занялась составлением реестра избирателей на основе данных МВД РС и других республиканских служб. Уже 13 сентября 2016 г. глава республиканской комиссии отчитался о завершении этой работы, подчеркнув, что полученный список оказался точнее, чем данные ЦИК БиГ. Окончательный республиканский список включал в себя 1 219 399 избирателей48, что несколько превосходило численность населения РС согласно данным переписи 2013 г. — 1 170 342 чел.49. Следует отметить, что организация переписи 2013 г. вызывала многочисленные нарекания руководства РС50.

В весьма сжатые сроки комиссия провела всю техническую работу по организации голосования на всей территории республики, создав тем самым задел на случай проведения в последующем эвентуальных самостоятельных плебисцитов и/или выборов в рамках РС.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

45 Додик са амбасадорима и представницима ЕУ: Референдум Ье бити одржан // РТРС. 08.09.2016. URL: https://www.rtrs.tv/vijesti/vijest.php?id=219712 (дата обращения: 20.01.2018).

46 ЦИК не да бирачки списак за референдум // Глас српски. 01.09.2016. URL: https://www.glassrpske.com/novosti/vijesti_dana/CIK-ne-da-biracki-spisak-za-referendum/216762.html (дата обращения: 20.01.2018).

47 Апелацща Комисще за референдум о праву на Централни бирачки списак // РТРС. 15.02.2017. URL: https://www.rtrs.tv/vijesti/vijest.php?id=242510 (дата обращения: 20.01.2018).

48 Снашли се: РС успела да направи сво] бирачки списак // Вечерше новости он-ла]н. 13.09.2016. URL: http://www.novosti.rs/вести/насловна/република_српска.652. html:624961-SNASLI-SE-RS-uspela-da-napravi-svoj-biracki-spisak (дата обращения: 20.01.2018)

49 Републике Српске. Републички завод за статистику // Попис становништва, домаЬинстава и станова у Републици Српско] 2013. године. Резултати пописа. Баша Лука. 2016. С. 12. URL: http://www2.rzs.rs.ba/static/uploads/bilteni/popis/rezultati_ popisa/Rezultati_Popisa_2013_WEB.pdf (дата обращения: 20.01.2018).

50 Подробнее см.: ДурмановиЬ 2016.

Сочетание жесткого давления со стороны Сараево и Запада и оказанной Россией поддержки было эффективно использовано Додиком для национальной мобилизации боснийских сербов, причем ему удалось вынудить поддержать эту позицию и своих заклятых оппонентов из «Союза за перемены», входивших в состав правительственной коалиции на общебоснийском уровне.

В голосовании 25 сентября 2016 г., по официальным данным, приняли участие 680 116 человек, или 55,77 % зарегистрированных избирателей, 677 721 чел., или 99,81 %, из которых, высказались в поддержку сохранения Дня Республики, а 1 291 чел., или 0,19 %, — против51.

Результаты референдума стали триумфом Додика, которому впервые удалось наперекор мощному внешнему давлению провести крупную политическую операцию, попутно заложив основы для дальнейших самостоятельных политических действий Баня-Луки. Этот факт вызвал крайнее недовольство ВП В. Инцко, заявившего:

Я обязан заключить, что РС вышла из-под юрисдикции судебной системы БиГ, тем самым фундаментально отвергнув суверенитет БиГ. Эти действия ставят под серьезное сомнение прочность реализации гражданских аспектов ОРМС и являются прямой угрозой международному миру и стабильности52.

Теперь перед Додиком встала задача не столько развития, сколько сохранения достигнутого успеха. Решал (и решает) он ее путем очень осторожного лавирования, прежде всего в области правового оформления итогов голосования 25 сентября. Официально они были закреплены не в форме декларации или закона, а принятым 11 октября 2016 г. НС РС «Решением о констатации результатов республиканского референдума», четвертый параграф которого подтверждал итоги голосования как «получившие поддержку граждан»,

51 Одлука о констатовашу резултата републичког референдума. Бро]: 02/1-021-/16. 11.10.2016 // Народна Скупштина Републике Српске. URL: http://www. narodnaskupstinars.net/sites/default/files/upload/dokumenti/odluke/cir/0dluka%20 o%20konstatovawu%20rezultata%20republickog%20referenduma.docx (дата обращения: 20.01.2018).

52 Special Report on a Referendum in Republika Srpska against Bosnia and Herzegovina State Constitutional Court Decisions // OHR. 21.10.2016. URL: http:// www.ohr.int/?p=96479 (дата обращения: 20.01.2018)

а согласно пятому они должны были быть опубликованы в «Службе-ном веснике Републике Српске» (официальной газете РС) в 30-дневный срок53. Отдельными решениями парламент распустил комиссию С. Карана и предписал правительству оказать ее функционерам необходимую правовую защиту от преследований со стороны центральных органов БиГ54. Однако официальной публикации итогов голосования не последовало, а сам Додик выражал согласие дать показания прокуратуре БиГ только в Баня-Луке. 1 декабря 2016 г. КС БиГ объявил результаты голосования 25 сентября не имеющими законной силы.

9 января 2017 г. в Баня-Луке был демонстративно отмечен День республики, к тому же оказавшийся юбилейным, — 25-летие РС. В торжествах участвовали: президент Сербии Томислав Николич и патриарх Сербской православной Церкви (СПЦ) Ириней (Гаврилович), частью церемонии стал военный парад, проведенный силами 3-го пехотного полка («Республика Сербская») вооруженных сил БиГ55. Милорад Додик воспользовался этим поводом для заявления о возможном создании республикой собственной части почетного караула, т. е. создания ядра собственных вооруженных сил (ранее существовавшая Армия РС в ходе военной реформы 2003-2006 гг. была слита с армиями бошняков и хорватов в единые ВС БиГ)56. Примечательно, что на этот раз в программу торжеств не была включе-

53 Одлука о констатовашу резултата републичког референдума. Бroj: 02/1021-122/17. 09.02.2017 // Народна Скупштина Републике Српске. URL: http:// www.narodnaskupstinars.net/?q=la/akti/odluke/odluka-o-konstatovanju-rezultata-republi%C4 %8Dkog-referenduma-0 (дата обращения: 20.01.2018).

54 Одлука о престанку мандата члановима републичке комисщеза спрово^еше референдума. Бро]: 02/1-021- /16. 11.10.2016 // Народна Скупштина Републике Ср-пске. URL: http://www.narodnaskupstinars.net/sites/default/files/upload/dokumenti/ odluke/cir/0dluka%20o%20prestanku%20mandata%20komisije%20za%20referendum. docx (дата обращения: 20.01.2018); Заклучак у вези Изв]ешта]а Републичке коми-сще за спрово^еше референдума о резултату републичког референдума на питаше: ''Да ли подржавате да се 9 ]ануар обилежава и слави као Дан Републике Српске?'' Бро^ 02/1-021-1151/16. 11.10.2016. // Народна Скупштина Републике Српске. URL: http://www.narodnaskupstinars.net/sites/default/files/upload/dokumenti/odluke/ cir/zakljucak%20u%20vezi%20Izvjestaja%20o%20referendumu.docx (дата обращения: 20.01.2018).

55 Република Српска прославила ро^ендан (видео, фото) // Спутник Србща. 09.01.2017. URL: https://rs.sputniknews.com/regioni/201701091109549280-srpska-da-obelezavanje-1-parada-/ (дата обращения: 20.01.2018).

56 Судар 2017.

на литургия в кафедральном соборе Баня-Луки57. Праздник 9 января отмечался и в 2018, и 2019 г. как главное государственное торжество республики, хотя процесс в КС БиГ длился все время, завершившись 29 марта 2019 г. очередной отменой закона РС о праздниках58.

Осторожность президента РС проявилась и в его отказе от планов проведения референдума о статусе республики в 2018 г.59. Хотя многим внешним наблюдателям было непонятно, зачем политики Сараево вообще затронули чувствительную и «малозначительную» проблему «производственного календаря»60, но давление на другую общину в сфере исторической или «символической» политики до сих пор остается в арсенале лидеров бошняков. Так, в самом начале 2019 г. в ответ на отказ Додика (на тот момент — председателя Президиума БиГ) поддержать очередной этап интеграции БиГ в НАТО лидер ПДД Изетбегович подал иск в КС БиГ, оспаривая само название «Республика Сербская» как дискриминирующее остальные общины этой автономии61.

Список сокращений

БиГ — Босния и Герцеговина ВП — Высокий Представитель ДП — Демократическая партия КС — Конституционный суд

НС РС — Народная скупщина Республики Сербской ОРСМ — Общее рамочное соглашение о мире ПДД — Партия демократического действия ПДП — Партии демократического прогресса РС — Республика Сербская

57 Republika Srpska. Predsjednik Republike. 08 Januar 2017. Protokol obiljezavawa Dana Republike Srpske, 09.01.2017 // URL: http://www.predsjednikrs.net/протокол-оби.ъежава№а-дана-републике-2/?1а^=зг (дата обращения: 20.01.2018).

58 Уставни суд БиХ поново оспорио 9. ]ануар; Српска Ье и даъе славити Дан Ре-публике // РТРС. 29.03.2019. URL: https://www.rtrs.tv/vijesti/vijest.php?id=331945 (дата обращения: 03.04.2019).

59 Dodik drops plans for holding 2018 Republika Srpska independence referendum // Beta. 10.09.2017. URL: https://beta.rs/en/72751-dodik-drops-plans-for-holding-2018-republika-srpska-independence-referendum (дата обращения: 20.01.2018).

60 Саморуков 2016.

61 Izetbegovic uslovio apelaciju o imenu Srpske ulaskom BiH u NATO // Nezavisne novine. 2019. 9 II. URL: https://www.nezavisne.com/novosti/bih/Izetbegovic-uslovio-apelaciju-o-imenu-Srpske-ulaskom-BiH-u-NATO/521972 (дата обращения: 03.04.2019).

РТРС — Радио-телевидение Републике Српске

СВС — Совет по выполнению Соглашений

СГРС — Службени гласник Републике Српске

СНСД — Союз независимых социал-демократов

СП РС — Социалистическая партия Республики Сербской

СПЦ — Сербская православная Церковь

ФБиГ— Федерация Боснии и Герцеговины

BIRN — Balkan Investigative Reporting Network

OHR — Office of High Representative

Литература

ДурмановиЬ 2016 — ДурмановиЬ С. Статистика или манипулацща — Зашто нема званичних резултата пописа становништва у БиХ. 17.03.2016 // Нова Српска Политичка Мисао. URL: http://www.nspm.rs/savremeni-svet/statistika-ili-manipulacija—zasto-nema-zvanicnih-rezultata-popisa-stanovnistva-u-bih.html (дата обращения: 20.01.2018). Саморуков 2016 — Саморуков М. Зачем Москва в одиночку поддерживает референдум боснийских сербов // Московский Центр Карнеги. 26.09.2016. URL: https://carnegie.ru/commentary/64684 (дата обращения: 20.01.2018).

Судар 2017 — Судар В. Во^ка Српске може да се формира за дан // Спутник Србща. 11.01.2017. URL: https://rs.sputniknews.com/ komentari/201701111109582329-vojska-republike-srpske-formiranje1/ (дата обращения: 20.01.2018). Энгельгардт 1997 — Энгельгардт Г. Н. Республика Сербская по Дейтонским

соглашениям // Славяноведение. 1997. № 3. С. 63-75. Энгельгардт 2013 — Энгельгардт Г. Н. Местные выборы и политический кризис в Республике Сербской (конец 2012 — начало 2013 г.) // Проблемы национальной стратегии. 2013. № 2 (23). С. 24-34. Энгельгардт 2015 — Энгельгардт Г. Н. Босния и Герцеговина // Центральная и Юго-Восточная Европа. Конец XX — начало XXI в. Аспекты общественно-политического развития. Историко-политологический справочник / редколл.: К. В. Никифоров (отв. ред.), Е. Л. Валева, Э. Г. Задорож-нюк и др. М.; СПб.: Нестор-История, 2015. С. 76-106. Энгельгардт 2017 — Энгельгардт Г. Н. Навязываемая интеграция и механизмы ее обхода в политической практике Боснии и Герцеговины // Вынужденное соседство — добровольное приспособление в дипломатических и межнациональных отношениях в Центральной и Юго-Восточной Европе XVIII-XXI вв./ редколл.: М. Ю. Дронов, А. А. Леонтьева, О. В. Хаванова (отв. ред.). М.; СПб.: Нестор-История, 2017. C. 314-328.

Majstorovic 2013 — Majstorovic D. Comments on Gerard Toal's "'Republika Srp-ska will have a referendum': The rhetorical politics of Milorad Dodik" // Nationalities Papers. The Journal of Nationalism and Ethnicity. 2013. Vol. 41. Issue 1. P. 209-213.

Toal 2013 — Toal G. "Republika Srpska will have a referendum": The rhetorical politics of Milorad Dodik // Nationalities Papers. The Journal of Nationalism and Ethnicity. 2013. Vol. 41. Issue 1. P. 166-204.

Toe 2016a — Toe R. Bosniaks Urge Inzko to Block Serb Referendum // BIRN. 28.07.2016. URL: https://balkaninsight.com/2016/07/28/bosniaks-call-on-international-community-to-avoid-referendum-in-rs-07-27-2016 (дата обращения: 20.01.2018).

Toe 2016b — Toe R. Bosnian Serb Court Rejects Bosniaks' Referendum Challenge // BIRN. 11.08.2016. URL: https://balkaninsight.com/2016/08/11/ rs-constitutional-court-rejects-bosniak-veto-08-11-2016/ (дата обращения: 20.01.2018).

References

Durmanovic, S., 2016. Statistika ili manipulacija — Zashto nema zvanichnih re-zultata popisa stanovnishtva u BiH [Statistics or manipulation — Why there are no official results of the population census in Bosnia and Herzegovina]. Nova Srpska Politichka Misao. 17.03.2016. URL: http://www.nspm.rs/savre-meni-svet/statistika-ili-manipulacija---zasto-nema-zvanicnih-rezultata-po-pisa-stanovnistva-u-bih.html (accessed: 20.01.2018)

Engelhardt, G. N., 1997. Respublika Serbskaya po Dejtonskim soglasheniyam [Republika Srpska under the Dayton Agreements]. Slavyanovedenie, 1997, 3, pp. 63-75.

Engelhardt, G. N., 2013. Mestnye vybory i politicheskij krizis v Respublike Ser-bskoj (konec 2012 — nachalo 2013 g.) [Local Elections and Political Crisis in Republika Srpska (late 2012 — early 2013)]. Problemy nacional'noj strategii, 2 (23), pp. 24-34.

Engelhardt, G. N., 2015. Bosniya i Hercegovina [Bosnia and Herzegovina]. In: Ni-kiforov K. V. (Editor-in-Chief), Valeva, E. L., Zadorozhnyuk, E. G., at al., eds., 2015. Centralnaya i Yugo-Vostochnaya Evropa. Konec XX — nachalo XXI vv. Aspekty obshchestvenno-politicheskogo razvitiya. Istoriko-politologicheskijspra-vochnik [Central and South-Eastern Europe. The late twentieth — the early twenty-first century. Aspects of social and political development. Historical and political manual]. Moscow; St. Petersburg: Nestor-Istoriia, pp. 76-106.

Engelhardt, G. N., 2017 Navyazivayemaya integraciya i mehanizmi eye obhoda v po-liticheskoy praktike Bosnii i Gercegovine [Imposed integration and the techniques of bypassing it in political practice of Bosnia and Herzegovina]. In: Dro-nov, M.Yu., Leontyeva, A. A., Khavanova, O.V. (Editor-in-Chief), eds., 2017.

Vinuzhdennoye sosedstvo — dobrovol'noye prisposobleniye v diplomaticheskih i mezhnatciona'hih otnosheniyah v Central'noy i Yugo-Vostochnoy Evrope [Constraint neighbours — free-will adaptation in the diplomatic and inter-national relations in Central and Eastern Europe in the eighteenth — twenty-first centuries]. Moscow; St. Petersburg: Nestor-Istoriia, pp. 314-328.

Majstorovic, D., 2013. Comments on Gerard Toal's "'Republika Srpska will have a referendum': The rhetorical politics of Milorad Dodik". Nationalities Papers. The Journal of Nationalism and Ethnicity, 41, pp. 209-213.

Samorukov, M., 2016. Zachem Moskva v odinochku podderzhivaet referendum bosnijskih serbov [Why Moscow alone supports the referendum of the Bosnian Serbs]. Moskovskij Centr Karnegi. 26.09.2016. URL: https://carnegie.ru/ commentary/64684 (accessed: 20.01.2018).

Sudar, V., 2017. Vojska Srpske mozhe da se formira za dan [The Serbian Army can be formed during one day]. Sputnik Srbija. 11.01.2017. URL: https:// rs.sputniknews.com/komentari/201701111109582329-vojska-republike-srpske-formiranje1/ (accessed: 20.01.2018).

Toal, G., 2013. "Republika Srpska will have a referendum": The rhetorical politics of Milorad Dodik. Nationalities Papers. The Journal of Nationalism and Ethnicity, 41, pp. 166-204.

Toe, R., 2016. Bosniaks urge Inzko to block Serb referendum. BIRN. 28.07.2016. URL: https://balkaninsight.com/2016/07/28/bosniaks-call-on-international-community-to-avoid-referendum-in-rs-07-27-2016 (accessed: 20.01.2018).

Toe, R., 2016. Bosnian Serb Court rejects Bosniaks' referendum challenge. BIRN. 11.08.2016. URL: https://balkaninsight.com/2016/08/11/rs-constitutio-nal-court-rejects-bosniak-veto-08-11-2016/ (accessed: 20.01.2018).

Georgi N. Engelhardt

Ph.D., Research Fellow at the Department of Contemporary History of Central and South-Eastern Europe, Institute of Slavic Studies, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia. E-mail: georgi.engelhardt@gmail.com

The referendum on Republika Srpska's National Day — a political response to the abuse of historical policy

Abstract. The National Day Referendum of September 25, 2016 has so far remained the only successful attempt of the Republika Srpska's authorities of holding a plebiscite within the republic. Previously, Banja Luka had been forced by strong international pressure to abandon three such attempts - on issues of higher political significance. On the one hand, this shows the absence of immediate political implications of the vote on the status of the National Day; on the other, it demonstrated once again the intense confrontation of Bosnia and Herzegovina's ethnic communities in the field of symbols and key historical stereotypes, especially with regards to events from their recent history, namely the Bosnian civil war of 1992-1995. However, the relatively insignificant National Day issue gave the President of the RS, Milorad Dodik a chance to establish a precedent in the history of Bosnia of the Dayton agreement by holding a separate referendum at the level of the republic. Supported by the Western powers, the efforts of the Bosniak leader Bakir Izetbegovic to tread on the Bosnian Serbs' interests in the field of historical policy and symbolics in fact afforded the President of the RS an opportunity to strengthen the autonomy of his republic. Milorad Dodik efficiently used the strong pressure from Sarajevo and the West along with the support from Russia for Bosnian Serb national mobilisation that resulted in massive electoral support — 99 % of 56 % voters that took part in the ballot were in favour of 9 January to be proclaimed the Republika Srpska's National Day. In spite of the strong outside pressure, Dodik triumphed in carrying out a major political action and establishing a base for Banja Luka's future independent political ventures. He also demonstrated utmost caution and pragmatism as he exploited further the 25 September Referendum. Although engaging in brinkmanship, he never crossed the red line of escalation into a regional conflict and/or direct Western intervention.

Keywords: Republika Srpska, Bosnia and Herzegovina, historical policy, ethnic conflicts, Dayton, National Day Referendum, Milorad Dodik

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.