Научная статья на тему 'РЕФ. СТ.: НДЕРЕБА К.М. МИРОВОЗЗРЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В АФРИКЕ: ПРАКТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ В СВЕТЕ ЧЕТВЕРТОЙ ГЛАВЫ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ИОАННА'

РЕФ. СТ.: НДЕРЕБА К.М. МИРОВОЗЗРЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В АФРИКЕ: ПРАКТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ В СВЕТЕ ЧЕТВЕРТОЙ ГЛАВЫ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ИОАННА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПОЛОГЕТИКА / ХРИСТОЛОГИЯ ИОАННА / ПРАКТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / ПАСТЫРСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕФ. СТ.: НДЕРЕБА К.М. МИРОВОЗЗРЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В АФРИКЕ: ПРАКТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ В СВЕТЕ ЧЕТВЕРТОЙ ГЛАВЫ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ИОАННА»

НДЕРЕБА КМ. МИРОВОЗЗРЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В АФРИКЕ: ПРАКТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ В СВЕТЕ ЧЕТВЕРТОЙ ГЛАВЫ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ИОАННА

Реф. ст.: NDEREBA K.M. Engaging Youth Worldviews in Africa: A Practical Theology in Light of John 41 // Conspectus. - 2021. -Vol. 32. - P. 187-198.

Ключевые слова: апологетика; христология Иоанна; практическое богословие; мировоззрение; молодежь; пастырство.

Для цитирования: Гранин Р.С. [Реферат] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3: Философия. - 2023. - № 2. - С. 138-140. Реф. ст.: Ndereba K.M. Engaging Youth Worldviews in Africa : A Practical Theology in Light of John 4 // Conspectus. - 2021. - Vol. 32. - P. 187-198.

Автор статьи - Кевин Муриити Ндереба, доктор философии Университета Южной Африки. Он читает лекции о молодежном пастырстве, богословии и апологетике в Панафриканском христианском университете (Найроби, Кения), является действительным секретарем Африканского общества евангелистской теологии (Africa Society of Evangelical Theology (ASET)). Ндереба также внес свой вклад в деятельность Международной ассоциации изучения молодежного пастырства (International Association for the Study of Youth Ministry (IASYM)). В настоящее время он служит в Пресвитерианской церкви Восточной Африки (р. 187).

Автор рассматривает проблему взаимодействия мировоззрений в Африке исходя из кенийского контекста. Он предполагает, что пастырское молодежное служение должно подчинить себе

1 John 4 - четвертая глава Евангелия от Иоанна. Большая часть этой главы (стихи 1-42) повествует о беседе Иисуса с самарянкой у колодца в Сихаре. В стихах 43-54 он возвращается в Галилею, где исцеляет сына царского чиновника.

Реф. ст.: Ндереба К.М. Мировоззрение молодежи в Африке: Практическое богословие в свете четвертой главы Евангелия от Иоанна

традиционное (анимистическое), модернистское, атеистическое и постмодернистское мировоззрения. Исследователь подходит к изучению проблемы, используя практическую богословскую методологию, которая делает акцент на взаимодействии теории и практики. В частности, его статья основана на подходе, предполагающем поиск ответов на четыре вопроса. Первый вопрос описательно-эмпирический - «Что происходит?», отсылающий к текущей ситуации касательно африканского молодежного служения. Второй - вопрос интерпретации - «Почему это происходит?»; он раскрывает мировоззренческие проблемы в жизни молодежи. Третий вопрос - нормативный - «Что должно происходить?» - предполагает для поиска ответа на него обращение к христологии Евангелия от Иоанна. Четвертый вопрос - прагматический - «Как мы можем применить это?»; в связи с ним освещаются рекомендации по практическому молодежному пастырству и высшему образованию (р. 187).

Ндереба пишет о необходимости формирования мировоззрения для развития пастырского служения, особенно в контексте молодежной демографической группы Африки (зачастую критически настроенной). До сих пор апологетика служила полезным инструментом для решения соответствующих задач, но африканский контекст отсутствовал в научном дискурсе. Автор указывает на этот пробел и исследует библейский сюжет, описывающий встречу Иисуса с самарянкой в Евангелии от Иоанна. Применяя христоло-гию Евангелия от Иоанна, Ндереба исследует различные богословские последствия этого отрывка. Учитывая проблему мировоззрения, в которой оказалась Африка, и христологию, вытекающую из евангельского текста, он приводит следующие основополагающие положения для богословского образования и христианского служения (р. 196).

(1) Богословское образование как мировоззренческое образование и мировоззренческая трансформация. Богословское образование - это не только ознакомление с богословскими фактами, но и индивидуальная трансформация. Учителя и студенты должны рассматривать богословие не только, как обычное образование, но и как преобразующий жизненный опыт тех, кто думает о Боге и живет coram deo (перед лицом Божиим). Богословское образование должно помочь учащимся увидеть, как мировоззрение влияет

Гранин Р.С.

не только на них самих, но и на их общины, и предлагает им инструменты, чтобы мудро задействовать их связи.

(2) Ученичество в церкви. Ученичество в церкви часто рассматривается с программной точки зрения, когда прихожане переходят с одной программы на другую.

(3) Молодежное служение (пастырство). Руководители церкви должны учитывать уникальные культурные особенности, с которыми сталкиваются молодые люди, рассматривать служение как указание пути к Христу, который сможет ответить на их самые глубокие вопросы и нужды. Учитывая мировоззренческие вызовы, молодежное служение должно быть направлено на то, чтобы предложить Христа как «живую воду» для всех жаждущих. В сфере консультирования молодежи большое количество проблем основано на ошибочных системах убеждений. К таковым относятся проблемы молодежной сексуальности и порнографии; молодым людям нужно проповедовать Христа как благодать как силу, позволяющую справиться с грехом, стыдом и виной.

(4) Практическая или публичная теология. Автор указывает на то, что необходим голос богословов в публичном пространстве. Это может происходить в форме их вовлечения в общественные процессы, написания статей или активности в социальных сетях. Тогда как богословы пишут в основном академические статьи для ограниченной аудитории, наша работа, поясняет Ндереба, должна быть работой по переводу этих трудов в повседневные реалии африканской жизни и африканского общества. Таким образом, теология может влиять на жизнь людей и приносить преобразования, которые они жаждут получить во Христе. Следовательно, богословие должно носить практический характер. Такой практический богословский подход необходим сегодня, ввиду мировоззренческих вызовов, с которыми сталкивается современная Африка, заключает автор статьи (р. 197).

Р.С. Гранин*

* Гранин Роман Сергеевич - кандидат философских наук, старший научный сотрудник отдела философии Института научной информации по общественным наукам. E-mail: grrom@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.