Научная статья на тему 'РЕФ. СТ.: АРРОЯБЕ М.Ф., ШУМАН М., АРРАНЦ С.Ф.А. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМАТИКИ ПУБЛИКАЦИЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОМУ УНИВЕРСИТЕТУ: ПОДХОД ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА'

РЕФ. СТ.: АРРОЯБЕ М.Ф., ШУМАН М., АРРАНЦ С.Ф.А. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМАТИКИ ПУБЛИКАЦИЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОМУ УНИВЕРСИТЕТУ: ПОДХОД ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
19
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА / ТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Лихачев Михаил Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕФ. СТ.: АРРОЯБЕ М.Ф., ШУМАН М., АРРАНЦ С.Ф.А. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМАТИКИ ПУБЛИКАЦИЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОМУ УНИВЕРСИТЕТУ: ПОДХОД ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА»

Реф. ст.: АРРОЯБЕ М.Ф., ШУМАН М., АРРАНЦ С.Ф.А. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМАТИКИ ПУБЛИКАЦИЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОМУ УНИВЕРСИТЕТУ: ПОДХОД ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА. ARROYABE M.F., SCHUMANN M., ARRANZ C.F.A. Mapping the entrepreneurial university literature : a text mining approach // Studies in higher education. - 2022. - OnlineFirst. - P. 1-10. - DOI: https://doi.org/10.1080/03075079.2022.2055318

Ключевые слова: предпринимательский университет; академическое предпринимательство; интеллектуальный анализ текста; тематическое моделирование.

Для цитирования: Лихачев М.О. [Реф. ст.] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 8: Науковедение. - 2022. - № 3. - С. 124-128. Реф. ст.: Арроябе М.Ф. [Arro-yabe M.F.], Шуман М. [Schumann M.], Арранц С.Ф.А. [Arranz C.F.A.]. Определение тематики публикаций, посвященных предпринимательскому университету : подход интеллектуального анализа текста = Mapping the entrepreneurial university literature : a text mining approach // Studies in higher education. - 2022. - OnlineFirst. - P. 1-10.

Авторы из Великобритании и Нидерландов проводят биб-лиометрический анализ статей, посвященных тематике предпринимательского университета, с целью выявить основные рассматриваемые темы.

С принятием в 1980-х годах в США Закона Бэя-Доула университеты перешли от традиционной миссии (преподавания и исследований) к реализации так называемой третьей миссии. Эта миссия заключается в усилении связи университетов с внешней средой и увеличении их вклада в социально-экономическое развитие посредством предпринимательской деятельности. Предпринимательские университеты способствуют развитию знаний и лидер-

ских качеств, которые формируют предпринимательское мышление. В силу своей высокой общественной значимости концепция предпринимательского университета привлекает все большее внимание исследователей в области общественных наук.

Первой публикацией, посвященной теме предпринимательского университета, считается работа Г. Этцковица 1983 г.1 С 2015 г. количество статей на эту тему резко возросло. Это увеличение способствовало созданию богатого и разнообразного свода знаний о предпринимательском университете, однако литература по этой теме стала более сложной и фрагментированной. В настоящее время литература по предпринимательскому университету выходит за рамки публикаций по предпринимательству и менеджменту и охватывает другие области, такие как биомедицинские технологии, вопросы политики в области здравоохранения, гендерные исследования и т.д., в которых предпринимательские академические организации и их агенты являются важными элементами. Это создает серьезные проблемы как для ученых, так и для практиков при навигации в процессе изучения темы. Поэтому авторы статьи поставили своей целью проанализировать литературу по предпринимательским университетам, чтобы определить основные темы и наметить пути для будущих исследований. Их интересовали два вопроса: каковы основные темы в литературе о предпринимательских университетах и каковы те зарождающиеся области исследований, которые имеют больший потенциал в литературе по предпринимательским университетам?

В отличие от библиометрических исследований, в которых используются ключевые слова и особое внимание уделяется сетям соавторов и совместного цитирования, исследование авторов статьи фокусируется на тематическом содержании публикаций о предпринимательских университетах, которое было определено путем анализа их аннотаций. В своем исследовании авторы используют тематическое моделирование - подход к исследованию текста, который раскрывает основную его семантическую структуру. Этот подход помогает выполнить более детальный и всесторонний обзор литературы. Тематическое моделирование позволяет извлекать различные темы из текста статей и определять наиболее

1 Etzkowitz H. Entrepreneurial scientists and entrepreneurial universities in American academic science // Minerva. - 1983. - Vol. 21, N 2/3. - P. 198-233.

125

релевантные термины, связанные с каждой темой. С помощью этого типа анализа авторы стремятся получить общую картину литературы, посвященной предпринимательскому университету, которая поможет ученым ориентироваться в растущем объеме публи-публикаций по этому вопросу.

В ходе своего исследования авторы определили 20 различных тем из всех статей, опубликованных на тему предпринимательского университета до 2020 г. Выявленные темы были разделены на две широкие категории: академическое предпринимательство и предпринимательское образование. В публикациях по академическому предпринимательству основное внимание уделяется коммерциализации университетских исследований и процессу передачи знаний, а в статьях по предпринимательскому образованию рассматривается связь университетского обучения с третьей миссией и развитие предпринимательской компетентности в университете.

Анализ, проведенный авторами, также помог определить наиболее распространенные темы в литературе по предпринимательским университетам. В области академического предпринимательства было показано, что наиболее распространенными темами оказались «коммерциализация изобретений и патентование», «сотрудничество между университетами и предприятиями» и «бизнес-инкубаторы». В области предпринимательского образования тема «оценка предпринимательского образования» была выделена авторами в качестве одной из главных. Тема «идентичность предпринимателей», которая может быть включена в обе широкие категории исследовательской проблематики, также была одной из самых распространенных.

По мнению авторов, не должно вызывать удивления, что большинство статей о предпринимательском университете относится к исследованию процессов в рамках традиционных университетов, занимающих прочные позиции в академической сфере. В контексте экономики, основанной на знаниях, возрастает общественный интерес к тому, что университеты из учебных и исследовательских учреждений превращаются в центры производства и передачи знаний. Все большее внимание привлекает так называемая третья миссия университетов, в рамках которой процесс передачи знаний рассматривается как ключевая сила, способствующая созданию инноваций и социально-экономическому развитию.

Чтобы понять эволюцию популярности отдельных тем и выявить новые темы, авторы использовали метод регрессионного анализа. Этот метод определил «тематические исследования предпринимательского университета», «идентичность предпринимателей», «коммерциализацию изобретений и патентование» и «тройную спираль» как самые популярные темы в литературе по предпринимательским университетам. Более того, анализ выявил некоторые четкие тенденции в изменении популярности тем и определяет некоторые зарождающиеся темы. Во-первых, авторский анализ показывает, что статьи, связанные с темой «коммерциализация изобретений и патентование» и «тройная спираль», как правило, наиболее значимы (что измерялось количеством цитирований) и привлекают большое внимание ученых во все периоды и подпериоды анализа. Эти две темы рассматривают механизмы, с помощью которых научные знания получают практические приложения и становятся объектами обмена между экономическими агентами. Более того, они также подходят для проведения исследований, направленных на оценку эффективности государственной политики в этой сфере, что является крайне важным в свете того, какие большие суммы денег правительства инвестируют в развитие предпринимательских университетов. Это, естественно, вызывает дебаты и вовлекает ученых в обсуждение вопросов более эффективного распределения финансирования предпринимательского университета и лучших практик для повышения эффективности его развития.

Во-вторых, проведенный авторами анализ показал, что тема «примеры предпринимательского университета» в значительной мере потеряла актуальность, о чем свидетельствует снижение ци-тируемости статей по этой тематике в последние годы. Потеря интереса может быть объяснена растущей доступностью (крупномасштабных) данных опросов, которые позволяют анализировать различные аспекты, составляющие деятельность предпринимательских университетов. По сравнению с исследованиями, основанными на крупномасштабных базах данных, тематические исследования затрудняют обобщение по отдельным случаям и контекстам, что снижает потенциал для результативных исследований в рамках данной тематики.

Результаты исследования также позволили определить темы «предпринимательский потенциал» и «портфель альянсов между

127

университетами и промышленностью» как зарождающиеся топики, которые привлекают значительное внимание ученых. Предпринимательские способности можно определить как «способность находить новые возможности и развивать ресурсную базу, необходимую для их использования». Предпринимательские способности включают в себя как предпринимательские способности на индивидуальном уровне (например, научные исследователи или студенты), так и способности на организационном уровне (например, университеты, фирмы или поддержка правительства). Предпринимательские способности становятся все более важной темой, которая используется для определения ресурсов и навыков, необходимых для эффективной предпринимательской деятельности и обеспечения более глубокого понимания предпринимательского процесса. Возникновение темы «портфолио союзов университетов и промышленности» отражает новое явление, которое заключается в том, что университеты и фирмы взаимодействуют с несколькими коммерческими структурами одновременно. Это направление в научной литературе привлекло внимание совсем недавно, поскольку, по сравнению с традиционными альянсами, университет-ско-промышленные (исследовательские) альянсы обычно состоят из университетов и научно-исследовательских институтов, которые поддерживают синергические отношения (а не конкурентные) с промышленностью.

В заключение авторы отмечают, что количество публикаций на тему предпринимательских университетов за последние несколько лет выросло в геометрической прогрессии. В их исследовании представлен всесторонний обзор всех тем, затронутых в статьях по предпринимательскому университету, и с использованием метода интеллектуального анализа текста определены наиболее важные из них. Исследование, проведенное авторами, подтвердило значительный рост интереса ученых к новой тематике исследований - области развития предпринимательских способностей и создания альянсов между университетами и промышленностью.

М.О. Лихачев*

* Лихачев Михаил Олегович - доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.