Научная статья на тему 'РЕФ. СТ. : АНТИСЕРИ Д. ЛЮДИ, ПАНАЦЕЯ СМЫСЛА И СТРАДАНИЯ НЕВИННЫХ'

РЕФ. СТ. : АНТИСЕРИ Д. ЛЮДИ, ПАНАЦЕЯ СМЫСЛА И СТРАДАНИЯ НЕВИННЫХ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
18
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДА / НАТУРФИЛОСОФИЯ / НЕОБХОДИМОСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПАНДЕМИЯ / ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕФ. СТ. : АНТИСЕРИ Д. ЛЮДИ, ПАНАЦЕЯ СМЫСЛА И СТРАДАНИЯ НЕВИННЫХ»

Реф. ст. : АНТИСЕРИ Д. ЛЮДИ, ПАНАЦЕЯ СМЫСЛА И СТРАДАНИЯ НЕВИННЫХ.

ANTISERI D. Noi, medicamente di senso, e il dolore innocente // Vita e pensiero. - Milano, 2020. - A. 103, N 5. - P. 51-56.

Ключевые слова: свобода; натурфилософия; необходимость; ответственность; пандемия; свобода; теория государства.

Для цитирования: Цибизова И.М. [Реф.] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3: Философия. - 2021. - №. - С. 138-140. - Реф. ст. : ANTISERI D. Noi, medicamente di senso, e il dolore innocente // Vita e pensiero. - Milano, 2020. - A. 103, N 5. - P. 51-56.

Видный итальянский мыслитель Д. Антисери интерпретирует драму коронавируса, свирепствующего на планете и возродившего даже в самых отвлеченных умах проблему или тайну зла, обрушившегося на человечество, подобно землетрясению или моровой язве.

Перед лицом трагедии, ворвавшейся во все уголки мира, умы одержимы мыслью о хрупкости всего человечества. Человек претендовал заменить Бога, но он не Бог: его разум не божествен, будущее не в его руках. Опьяненный великолепием судьбы и прогрессом, исполненный гордости за результаты научного исследования и технологических аппликаций, он ощущал себя всемогущим, но ныне ничто уже не представляется гарантированным, данным раз и навсегда. Всё создано и может исчезнуть - от здоровья до тысяч и тысяч жизней, истаивающихся в душераздирающем одиночестве. Массовая гибель людей, предсказуемая экономическая катастрофа, обрушение «ритуальных» аспектов повседневной жизни - апокалиптический сценарий, побуждающий к не столь глупому и порочному бытию. Открыть глаза на действительно

Реф. ст. : Антисери Д. Люди, панацея смысла и страдания невинных

важное и неважное, на то, какие «ценности» и институты необходимо беречь и защищать, не лишившись при этом интереса к жизни (с. 51-52). Понять, что зло встречается повсюду, что самое сильное оружие против трудностей - солидарность. Ярость пандемии без границ и «благоговения» сделала очевидным, что все мы равны, бренны и хрупки, и никому не выйти из нее в одиночестве. Жизнь - мимолетный визит в неизвестный дом (А. Эйнштейн). Страдания детей - скала, о которую нередко разбивается вера и исчезает надежда на всемогущего справедливого Бога (с. 52-53). Иван Карамазов вопрошал о страдании детей ради вечной гармонии, не желая принимать ее. Доктор Риэ заявил отцу Панлю, что никогда не возлюбит сотворенного мира, обрекающего детей на мучения (с. 53). Э. Визель писал, что никогда не забудет обуглившего его веру огня, в котором в Аушвице сжигали новорожденных. Есть Аушвиц, значит, Бога быть не может, - вывел Примо Леви в книге «Человек ли это?». Х. Йонас заключил, что в годы свирепствования Аушвица Бог был нем. Чудеса были исключительно делом рук людей. Идея Бога в эпоху космического прогресса лишила его возможности вмешательства в физический мир (с. 54). Бог не реагировал, так как, создав человека свободным, ограничил свое всемогущество. Радикальный выбор в пользу существования смертных людей, способных к самоопределению -акт бесконечного божественного самоотчуждения. Согласно С. Кьеркегору, верить означает идти путем, где все дорожные знаки указывают назад. Путь узок (Мат. 7, 14). Продвигающийся доро-гой веры останавливается перед фактом убийства невинных и поворачивает назад в ущелья абсурда, ночную тьму «бессмысленности». Он извлекает смысл, не дающийся ни одним объяснением, верит вопреки всем свидетельствам противоположного, цепляется за веру, открывающуюся в надежде на то, что вопреки несправедливости мира, нельзя оставлять последнее слово за ней (М. Хорк-хаймер), как за палачом невинных жертв. На дороге жизни каждый встречал перекресток выбора между абсурдом и надеждой. В такое время наука молчит, не помогая философии. Отягощенный бесполезными «объяснениями», человек приходит к поиску «смысла», о котором молчат научное знание и философия (с. 55). Философия не вмешивается ни в выбор между существованием и несущество-

Цибизова И.М.

ванием Бога, ни в демонстрацию Его существования (Л. Парей-сон). Это экзистенциональный акт принятия или отвержения: человек решает, будет ли его жизнь наполнена смыслом или абсурдом (с. 56).

И.М. Цибизова*

* Цибизова Ирина Михайловна, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела философии Института научной информации по общественным наукам РАН, itsibizova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.