РЕМЕЗОВА ИИ. Реф. кн.: ВИТАЛЬНОСТЬ ИСКУССТВА. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ. АНАЛИТИКА / ОТВ. РЕД. О.А. КРИВЦУН. DOI: 10.31249/rphil/2022.04.15 Реф. кн.: Витальность искусства. Современные проявления. Аналитика / отв. ред. О.А. Кривцун. - Москва ; Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2022. - 262 с. - (Humanitas).
Аннотация. В коллективной монографии представлена концепция витальности искусства, которая по мнению авторов более адекватно, чем понятие катарсиса, выражает сущность и задачи искусства. Дан всесторонний анализ понятия витальности искусства, показано его проявление в различных видах и жанрах искусства.
Ключевые слова: философия искусства; история искусства; витальность искусства; проблемы творчества; художественное творчество; современное искусство.
The vitality of art. Modern manifestations. Analytics / Ed. by O.A. Kri-vtsun.
Annotation. The collective monograph presents the concept of the vitality of art, which, according to the authors, expresses the essence and tasks of art more adequately than the concept of catharsis. A comprehensive analysis of the concept of the vitality of art is given, its manifestation in various types and genres of art is shown.
Keywords: philosophy of art; history of art; vitality of art; problems of creativity; artistic creativity; contemporary art.
Для цитирования: Ремезова И.И. [Реферат] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3: Философия. - 2022. - № 4 - С. 108-114. Реф. кн.: Витальность искусства. Современные проявления. Аналитика / отв. ред. О.А. Кривцун. - Москва ; Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2022. - 262 с. - (Серия «Humanitas»). - DOI: 10.31249/rphil/2022.04.15
Концепция витальности искусства, представленная в коллективной монографии, является новой для философии искусства и искусствознания. Авторы выдвигают гипотезу о том, что понятие витальности искусства выступает в качестве более точной оценки произведения, чем понятие катарсиса. Как отмечается в Предисловии, «казалось бы, можно с аристотелевским понятием катарсиса работать и сейчас, греческий мыслитель продумал и смог на столетия вперед предложить нам такие инструменты истолкования искусства, которые как будто бы учитывали все невиданные доселе авторские своеволия, нарушения правил, смешение трагического и возвышенного, прекрасного и ироничного, комического и т.п.» (с. 5). Однако, замечается в Предисловии, уже более столетия назад современники столкнулись с сущностными преобразованиями в языке искусства, с новым видением того, что представляет собой пространство художественного произведения. «Восприятие эффекта от такого столкновения и его описание на языке катарсиса сегодня было бы фальшивым и неполным» (там же).
Монография включает в себя 13 авторских статей. О.А. Крив-цун в своей работе «"Сделать по-настоящему негативное искусство невозможно, потому что сам этот процесс позитивен". Дэмиен Хёрст» подчеркивает, что сегодня «высокая амплитуда претворения драматизма, остро явленное трагическое, мотивы "расчеловечивания" личности подрывают возможности художественного катарсиса. Когда художественную форму разбивают намеренные алогизмы, сознательное моделирование хаоса, обостряется и внимание к углубленной разработке феномена витальности искусства» (с. 9). Автор уверен, что современное искусство являет собой кризис классического искусства. «Всё, что было взращено опытом великих мастеров классического искусства, оказывается невостребованным» (с. 11). Как замечает автор, рождение феномена «неклассического искусства» было подготовлено самой логикой исторического движения культуры Нового времени. «Кризис классики наступил как следствие кризиса классического рационализма, вспыхнувшего в европейской культуре начиная с 30-х годов XIX века» (с. 12). По сути, полагает автор, кризис классики был следствием антропологического кризиса, крушением базовых опор, всех устремлений человека. «Человек вступал в эпоху Нового времени окрыленный надеждой, а завершал эту эпоху с чув-
ством отчаяния» (с. 13). В качестве характерной черты современного искусства автор отмечает то, что в искусстве последних более чем ста лет заметно возросла доля негативных образов. Он полагает, что после Второй мировой войны «модус восприятия мира и себя в этом мире кардинально меняется» (с. 18). Отмечая наличие острых, болезненных интонаций в искусстве, он приводит в качестве иллюстрации этого утверждения работы Эгона Шиле, Рене Магритта, Сальвадора Дали, Френсиса Бэкона, Ансельма Кифера, Жана-Мишеля Баскиа и многих других. И хотя их произведения не вписываются ни в какой ожидаемый, привычный «формат», тем не менее они, по словам автора, «полны некоей скрытой витальности» (там же). Искусство в данном случае выступает в качестве зеркала, в котором человек может четко разглядеть приметы своего несовершенства. Таким образом, «посредством искусства может происходить изживание страстей и пороков» (там же). Отмечая важную функцию негативного материала в искусстве, автор конкретизирует ее следующим образом: перемещаясь в художественную реальность, «человек способен прикоснуться к скрытому от глаз беспощадному хаосу, готовому в любой момент взорвать каждую отдельную судьбу» (с. 18-19). Благодаря аффектированным переживаниям негативных образов, происходит приобщение к самым разнообразным, подчас противоположным сторонам бытия, в результате чего осуществляется процесс самоидентификации и социализации человека. «Занимаясь уплотнением и концентрированным выражением больших человеческих страстей, искусство способно выявлять некие сущностные стороны бытия, которые в рутинном, повседневном существовании от нас ускользают. То, что в художественном мире выступает как невероятное, острое, сбивающее с ног, способно приоткрывать скрытые аспекты жизни, "тайны бытия"» (с. 19). Автор уверен: витальность проживается полноценно там, где есть «ощущение предстояния перед смертью. Поэтому само творчество, пока оно плодоносит, способно вытаскивать человека из бездны» (с. 20). В качестве примера он приводит творчество одного из ведущих и эпатирующих современных художников - Дэмиена Хёрста, заявление которого о сущности негативных образов в искусстве вынесено автором в заголовок собственной работы.
В работе С.И. Савенко «Истоки выразительной музыки и нон-классика. Удержание витальности» отмечается, что музыкальное искусство заключает в себе богатейший потенциал проявлений витальности, «в самом непосредственном, прямом значении этого слова, как синонима самого ее бытия» (с. 28). Музыка, замечает автор, произошла от звука и движения - фундаментальных оснований существования человека. «Сам по себе физический звук, развертывающийся во времени, заключает в себе проявление непосредственной энергии, внушает... чувство витального» (там же). Как именно протекал процесс формирования музыки - вопрос дискуссионный. «Но важно, что в попытках объяснить возникновение музыки значительная роль отводится прямым физиологическим манифестациям» (там же). Согласно исследованиям антропологов и этномузыкологов, первичные звуковые сигналы, необходимые для жизнедеятельности, представляли собой неоформленную артикуляцию, в которой «преобладали подъемы и спады, неустойчивое глиссандирование, вскрики и подвывания, близкие животному миру» (с. 29). Как отмечает автор, подобная «прамузыка» предположительно существовала еще на доречевом уровне. Постепенно в ней формировалось ощущение интервалов между звуками, а также происходила эволюция существования звука во времени, что означало формирование ритмической организации. Автор уверен, что «особая роль временных структур, характерная для некоторых сохранившихся форм первичного фольклора аборигенов, послужила основанием для "ритмической" теории происхождения музыки» (там же). Музыка возникла в неразрывной связи с пластикой тела (танцем), а также в коллективной трудовой деятельности, - «и в том, и в другом случае главным средством организации служил ритм» (там же).
Развивая концепцию витальности музыки, автор отмечает важность мифологических представлений о ее сущности. Легендарный Пифагор Самосский мыслил музыку как явление космологического рода. «Сам феномен звучания выходит за пределы человеческого измерения, распространяясь до вселенских масштабов. Рождение неба и земли, формирование космоса из хаоса имеет началом первозвук, из которого образуется согласное звучание движущихся планет, Солнца и звезд. <...> Таким образом, в системе пифагорейских представлений музыка фактически отож-
дествляется с витальным началом - первопричиной и условием существования окружающего мира» (с. 29-30). Манифестации витальности, пишет автор, можно обнаружить в эволюции профессионального музыкального искусства.
В работе О.В. Беспалова «"Жизнь, несущая смерть, и ею же хранимая". Морис Бланшо» утверждается, что искусство в наше время все чаще осознается как самостоятельная «процедура истины» (с. 43). У подлинного искусства, по словам автора, есть такая существенная фундаментальность, как истина. «В этом ключе витальность может тоже предварительно быть названа еще одной фундаментальностью искусства наряду с истиной-правдой» (там же). Автор задается вопросом, всегда ли витальность является непреложностью для искусства, если учесть, что существует разделение искусства на две глобальные сферы: 1) искусство «счастливое», озаряющее, гармоническое; 2) искусство дисгармоничное, трагическое, даже катастрофическое (он называет его искусством Проблемным, искусством Отчаяния, искусством экзистенциальным). В искусстве первого типа, т.е. в гармоничном искусстве, витальность «просматривается прозрачно» (с. 44). Но как быть с искусством проблемным, дисгармоничным? Как обнаружить в нем наличие витальности? Как полагает автор, у взаимоотношений искусства отчаяния и витальности есть несколько пластов. При восприятии такого рода произведений «нам прежде всего душно, темно, и картина мира кажется все более беспросветной. И все-таки нам еще как-то и смутно тревожно. Эта тревога и предвещает обнаружение какой-то другой краски, кроме самой мрачной» (с. 44). Такую ситуацию связывают с понятием «отложенного катарсиса», которое автор заимствует у Е.В. Сальниковой. Как полагает Е.В. Сальникова, «со временем... та эстетика, которая казалась больше эпатирующей и разрушающей, начинает видеться как необходимая трансформация человеческого и художественного, таящая в себе новую гармонию. И в этом преодолении временных границ своей эпохи - тоже проявление витальности» (с. 45).
В качестве примера трагической витальности автор приводит творчество Франца Кафки в литературе, Антона Веберна, создателя атональной музыки, Никола де Сталя - в живописи. В заключение автор ссылается на слова Алена Бадью, который назвал ХХ век веком страсти. «Этот век такой - он Зверь, который несет
смерть и страдание, но он же и есть данная тебе жизнь. Это век двойственности, век страсти этого баланса на грани отчаяния и родства - страсти, которая и рождает чувство витальности» (с. 57).
В работе И.Н. Проклова «О витальности Венского модерна» отмечается, что Венский модерн - явление огромного объема, выходящее за пределы собственно искусства, поскольку «не только включает в себя философскую, научную, общественно-политическую мысль, но также отражает произошедшие на рубеже Х1Х-ХХ веков социальные, культурные и этические трансформации» (с. 95). В статье анализируются взгляды таких исследователей, как Карл Эмиль Шорске и Алоиз Ригль. Подчеркивая особенности социальной реальности конца XIX века как в Австрии, так и во всей Европе, автор утверждает, что «стал общепринятым и традиционным взгляд на то время как на эпоху нестабильную - эпоху полураспада общественных связей и кризиса идентичности, эпоху национальных движений, расшатывающих империю, и невиданной мобильности населения.» (с. 97). Он подчеркивает, что искусство Венского модерна предвосхитило многие художественные стремления, проявившиеся уже во второй половине ХХ века, «являя при этом собой поразительное внутреннее единство, объединяя, или, точнее сказать, подчиняя разнородные тенденции какой-то общей внутренней силе, солидарной интенции» (там же). Отмечая специфику термина «витальность», автор видит ее в том, что он в силу своего происхождения неизбежно отсылает к своему биологическому и психологическому содержанию, но «вводимый в эстетическое поле, он, сохраняя это первоначало, позволяет охватить бытие искусства в его продуктивном и рецептивном форматах. Витальность - это в том числе и то, что объединяет и сам акт творения, и его восприятие.» (с. 98). Рассматривая творчество представителей Венского модерна, особое внимание автор уделяет фигуре Германа Бара и замечает, что он «при всех своих недостатках, хаотичности и непоследовательности, занимался помимо многого прочего поиском и обоснованием витального начала в искусстве. Неудовлетворенность и разочарование в обетованиях натурализма, исходившего из рационального объяснения мира, привели его к поиску такого искусства, которое в большей степени проникало бы в человека, вскрывало бы и исследовало глубины его существа» (с. 103-104). Источником витальных (в том числе творче-
ских) сил Г. Бар называет нервы. Согласно концепции Г. Бара, нервы - это «медиум, посредник между внутренним миром человека и внешним, это орган восприятия, преобразования и пересоздания в творческом акте воспринятого от действительности» (с. 104105).
Помимо упомянутых, книга содержит также следующие работы: Дуцев М.В. Витальность архитектурной среды современного города; Ступин С.С. Искусство и пределы человеческого бытия: возможности витальности творчества; Беликова М.А. Травма и попытки ее преодоления в творчестве художников Веймарской Германии (1918-1933); Лукина Г.У. Живительная энергия музыки. По прочтении Э. Курта, Б. Асафьева, А. Лосева; Мутья Н.Н. Витальность как фактор сохранения произведением искусства вневременных смыслов; Флорковская А.К. Бесстрашие витальности: претворение Возвышенного в живописи Владимира Матвеева, 19802010-е годы; Карпов А.В. Витальность искусства и рынок: о художественном качестве подлинном и мнимом; Сальникова Е.В. Кино под знаком экспрессионизма: предвестие витальности; Андреева Е.Ю. Экранируя откровение: Билл Виола - Андрей Тарковский.
И.И. Ремезова"
* Ремезова Ирина Ивановна - кандидат философских наук, научный сотрудник отдела культурологии Института научной информации по общественным наукам РАН. E-mail: iremez.koz@yandex.ru
114