Научная статья на тему 'Реф. кн.: КОППА Ф. ВИДИНГ: ИСТОРИЯ'

Реф. кн.: КОППА Ф. ВИДИНГ: ИСТОРИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
13
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
виддинг / виддер / фэндом / фанвид / фан-видео / фанфик / vidding / vidder / fandom / fanweed / fanvideo / fanfic

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гранин Роман Сергеевич

Франческа Коппа в своей книге рассказывает историю возникновения и развития виддинга – практики фанат-ского творчества в медиафэндоме по созданию музыкальных кли-пов из отснятого материала одного или нескольких визуальных медиаисточников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Гранин Роман Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COPPA F. Vidding: A History. – University of Michigan Press, 2022 – 278 p.

Francesca Kopp, in her book, tells the story of the emergence and development of widdling-the practice of fan art in media fandom of creating music videos from footage of one or more visual media sources.

Текст научной работы на тему «Реф. кн.: КОППА Ф. ВИДИНГ: ИСТОРИЯ»

ЭСТЕТИКА

УДК 32 DOI: 10.31249/rphil/2023.04.07

Реф. кн.: КОППА Ф. ВИДИНГ: ИСТОРИЯ

COPPA F. Vidding: A History. - University of Michigan Press, 2022 -278 p.

Аннотация. Франческа Коппа в своей книге рассказывает историю возникновения и развития виддинга - практики фанатского творчества в медиафэндоме по созданию музыкальных клипов из отснятого материала одного или нескольких визуальных медиаисточников.

Ключевые слова: виддинг; виддер; фэндом; фанвид; фан-видео; фанфик.

Abstract. Francesca Kopp, in her book, tells the story of the emergence and development of widdling-the practice of fan art in media fandom of creating music videos from footage of one or more visual media sources.

Keywords: vidding; vidder; fandom; fanweed; fanvideo; fanfic.

Для цитирования: Гранин Р.С. [Реф.] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3: Философия. -2023. - № 4. - С. 52-56. Реф. кн.: Coppa F. Vidding: A History. - University of Michigan Press, 2022. - 278 p. - DOI: 10.31249/rphil/2023.04.07

Франческа Коппа пишет, что виддинг1 появился в 1975 г., когда Канди Фонг синхронизировала кадры из «Звездного пути»

1 Виддинг (англ. vidding - от видео) - практика фанатского творчества в медиафэндоме по созданию музыкальных клипов из отснятого материала одного или нескольких визуальных медиаисточников, тем самым исследуя сам источник по-новому. Создатель может выбрать видеоклипы, чтобы сосредоточиться на

на слайд-проекторе с музыкой из кассетного плеера. Слайд-шоу Фонг было впервые представлено публично на съезде Бьо Тримбла «Эквикон/Фильмкон» в 1975 г., где оно было отмечено как первый источник «новых» кадров из «Звездного пути» с момента завершения оригинального шоу. Она представляла свои видео с живой нарезкой на фан-съездах, которые продолжают оставаться одним из основных мест для просмотра видео.

Домашние кассетные видеомагнитофоны стали доступны в середине 1970-х годов, виддеры начали производить видеоролики с живыми выступлениями, которые записывались на носители, которые можно было показывать на фан-конвенциях и в дальнейшем распространять среди фанатов. Для нарезки видеороликов были необходимы значительные технические и художественные навыки, часто требовалось, чтобы кадры с нескольких видеомагнитофонов помещались на одну и ту же ленту, с дополнительной проблемой точного времени. На создание типичных видеороликов могло уйти шесть-восемь часов, а на более сложные - значительно больше. Виддеры, преимущественно женщины, передавали эти знания друг другу. Виддеры в 1980-х и 1990-х сформировали коллективы, такие как «Калифорнийская банда» (California Crew), ГлоРо Продакшенс (GloRo Productions), «Кролики из ада» (Bunnies from Hell), «Чикагская петля» (Chicago Loop) и «Медиа-каннибалы» (Media Cannibals). Коллективы использовали совместное оборудование, позволяющее производить более технически сложные видеоролики.

С появлением цифровых носителей, большей пропускной способности и широкой доступности бесплатного, хотя и базового программного обеспечения для редактирования видео, такого как iMovie и Windows Movie Maker, или более профессионального и используемого программного обеспечения, такого как Sony Vegas, уровень навыков, необходимых для видеосъемки, повысился, время сократилось, а количество производственных точек увеличилось. В результате резко возросло как количество видео вообще, так и количество доступных видео. Виддинг стал более индивиду-

одном персонаже, поддержать определенную романтическую пару среди персонажей, критиковать или прославлять исходный текст или указать на аспект телешоу или фильма, который он считает недооцененным.

ализированным в цифровую эпоху, и коллективы в значительной степени прекратили свое существование. Однако в форме сотрудничества между двумя и более виддерами сохраняются сложные совместные продукты. Аккаунты Ask.fm позволяют продолжать обмен знаниями между виддерами, особенно женщинами.

Из-за опасений, что внешнее сообщество не поймет содержание и контекст видео, а также из-за некоторых проблем с авторскими правами и интеллектуальной собственностью, многие из наиболее опытных виддеров не делают свои видео легкодоступными на публичных площадках, таких как YouTube, хотя в последнее время это меняется.

Копп пишет, что с 2005 г. YouTube стал быстрым и простым (и, по-видимому, бесплатным) способом обмена видео в Интернете, а вскоре за ним последовали и другие видеохостинги и стри-минговые сервисы (потоковое интернет-вещание), такие как Imeem, Vimeo и Blip. Рост онлайн-дистрибуции положил начало интересу к видео типа «сделай сам» и «пользовательский контент». Эти понятия вошли в обиход в 2005 г., хотя большинство людей не понимали и до сих пор не понимают, что многие из этих так называемых видео на YouTube изначально были созданы не для него.

В 2005 г. съезд Vividcon, ежегодно с 2002 г. проводимый в Чикаго, отпраздновал тридцатилетие виддинга, или создания фанатских музыкальных видеоклипов, низовой формы искусства, в которой клипы из телевизионных шоу и фильмов накладываются на музыку как способ интерпретации и переосмысления визуального исходного материала. Два торта, привезенные на юбилейный вечер, свидетельствовали о широте тридцатилетней истории вид-динга, по крайней мере, в технологическом плане: один торт был покрыт глазурью и напоминал кассету VHS, а другой имел форму компакт-диска. Это были два способа, которыми исторически распространялись видео, хотя некоторые виддеры начали предлагать свои видео для скачивания на сайтах, защищенных паролем (лишь немногие пользуются зарождающимися потоковыми - стриминго-выми - сервисами). Все посетители съезда приехали в Чикаго именно для того, чтобы посмотреть видео (одна из секций съезда была посвящена просмотру видеошоу в театральном стиле, в тем-

ной комнате, с изображениями, проецируемыми на большой экран) и обсудить искусство и мастерство с другими виддерами (на другом направлении были организованы дискуссионные секции, которые были тематическими, теоретическими или техническими) (р. 21).

Некоторые виддеры пришли, чтобы показать новые работы (в то время шоу Vividcon Premieres было своего рода Каннским кинофестивалем в мире виддинга, включавшим в себя полномасштабный обзор премьерных роликов на следующее утро после показа. Но съезд, организованный виддерами, не рекламировал себя за пределами фэндома виддинга. Даже его название, Vividcon, не давало никакого представления о том, о чем этот слет, а слово vid было лишь тонким указанием для тех, кто был в курсе. Все это говорит о том, что в 2005 г. виддинг был вполне развитым визуальным искусством, хотя и весьма субкультурным, и скрытым, со своей собственной историей и каноном, а также сложным художественным и критическим языком.

В 2005 г. была проведена конференция Signal/Noise 2 k5: Creative Revolution (Сигнал/шум 2 к5: творческая революция), которая проходила в Центре Беркмана и была посвящена вопросам Интернета и общества в Гарварде. Это была одна из первых конференций, посвященных тому, что мы сейчас называем ремикс-культурой, которая в то время была сформулирована как «творчество аудитории... с помощью цифровых технологий».

Автор пишет, что присутствовала на этой конференции, так как ее коллеги были приглашены выступить там с докладами о фанфикшене как форме ремикса. Это Ребекка Тушнет, профессор права и специалист по интеллектуальной собственности, и Наоми Новик, романист и дизайнер видеоигр, которая также является основателем Vividcon. Они были приглашены выступить в программе форума сотрудницей Беркман-центра Эрикой Джордж, так как та заметила, что в конференции доминируют мужчины. Вмешательство Джордж сыграло решающую роль; в то время такие виды ремикс-искусства, как фанфикшн, фан-арт и виддинг, в которых доминировали женщины, все еще находились в подполье, хотя они и быстро набирали популярность и известность благодаря Интернету. (Однако из 25 докладчиков в программе Гарварда в тот день

было всего шесть женщин, и ни одной не было предоставлено место для сольного выступления.) Тем самым в последнее время наметилась тенденция на феминизацию виддинга (р. 22).

Р.С. Гранин*

Гранин Роман Сергеевич - кандидат философских наук, старший научный сотрудник отдела философии Института научной информации по общественным наукам; grrom@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.