Научная статья на тему 'РЕФ. КН.: ДИ МИКЕЛЕ А. ДВА РАЗНЫХ МУНДИРА. ВЕЛИКАЯ ВОЙНА АВСТРИЙСКИХ ИТАЛЬЯНЦЕВ'

РЕФ. КН.: ДИ МИКЕЛЕ А. ДВА РАЗНЫХ МУНДИРА. ВЕЛИКАЯ ВОЙНА АВСТРИЙСКИХ ИТАЛЬЯНЦЕВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
54
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ЮЖНЫЙ ТИРОЛЬ / ИРРЕДЕНТИЗМ / ИТАЛЬЯНСКИЕ ВОЕННОПЛЕННЫЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Эман Ирина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕФ. КН.: ДИ МИКЕЛЕ А. ДВА РАЗНЫХ МУНДИРА. ВЕЛИКАЯ ВОЙНА АВСТРИЙСКИХ ИТАЛЬЯНЦЕВ»

ДИ МИКЕЛЕ А. ДВА РАЗНЫХ МУНДИРА. ВЕЛИКАЯ ВОЙНА АВСТРИЙСКИХ ИТАЛЬЯНЦЕВ.

DI MICHELE A. Tra due divise. La Grande guerra degli italiani d'Austria. - Roma ; Bari : Laterza, 2018. - 237 p.

Ключевые слова: Первая мировая война; Южный Тироль; ирредентизм; итальянские военнопленные.

Keywords: World War I; South Tyrol; irredentism; italian prisoners of war.

Для цитирования : Эман И.Е. [Реф.] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5: История. -Москва : ИНИОН РАН, 2021. - № 3. - С. 118-122. Реф. кн.: Di Michele A. Tra due divise. La Grande Guerra degli italiani d'Austria. - Roma ; Bari : Laterza, 2018. - 237 p.

Итальянский историк Андреа Ди Микеле (Свободный Университет, г. Больцано) посвятил свое исследование судьбам солдат Первой мировой войны - итальянцам, жителям областей Южного Тироля, призванным в австро-венгерскую армию в связи с мобилизацией 31 июля 1914 г. Речь идет о территориях преимущественно с итальянских населением, входивших до Первой мировой войны в состав Габсбургской монархии. Автор привлек богатый архивный материал, в частности, письма и дневники пленных итальянских солдат, хорошо сохранившиеся благодаря скрупулезным переводам на немецкий язык австрийскими военными властями корреспонденции итальянцев из русских лагерей для военнопленных.

Противоречия между Италией и Австро-Венгрией восходят к эпохе Рисорджименто, когда Италия отстаивала свою независимость в борьбе с Габсбургской империей. После присоединения к Италии в 1866 г. территории Венецианской области остался открытым вопрос об итальянских территориях, оказавшихся за ее

пределами - Южного Тироля (Трентино). В 1870-х годах в Италии сформировалось политическое течение - ирредентизм, требующее присоединения к Италии «^гге irridente» (неискупленных земель) -Триеста и Южного Тироля.

Вопрос обострился с началом Первой мировой войны. За нейтралитет Италии боролись две стороны: связанные союзным договором Германия и Австро-Венгрия, и страны Антанты. На переговорах в марте 1915 г. Австро-Венгрия под нажимом Германии обещала Италии за сохранение нейтралитета передать ей по окончании войны Трентино. На переговорах Италии со странами Антанты в 191 5 г. звучали обещания о передаче Италии Южного Тироля, Триеста, Истрии и других территорий. Переговоры завершились 26 апреля подписанием Лондонского секретного договора о вступлении Италии в войну через месяц на условии передачи Италии части территории Австро-Венгрии.

Автор отмечает, что ирредентистские территории воспринимались в Италии как нечто единое целое, что не соответствовало действительности, поскольку социальные и политические контрасты в итальянской языковой группе, населявшей данные территории, были весьма значительны, в определенной степени даже представляясь непреодолимыми. Об этом свидетельствовала деятельность национальных активистов группировок «Про Патриа» и Национальной Лиги, оказывавших влияние на общественное мнение, особенно на прессу, и пестовавших чувства национального сепаратизма. А. Ди Микеле подчеркивает, что воссоединение с Италией не являлось первостепенной задачей этих движений. Чувствовать себя итальянцем не было тождественно тому, что вкладывалось в понятие «ирредентизм». Национальное самосознание, региональная идентичность, верность Австрийскому государству и императору - эти понятия не находились в противоречии друг с другом. Австрийские итальянцы (как называет их автор), воевавшие в австрийской армии, не были насильственно рекрутированы, однако пошли на войну без энтузиазма, руководствуясь чувством, что они являются подданными империи.

В мае 1916 г. Австро-Венгерская армия, прорвав в Трентино итальянскую линию фронта, вступила на территорию Итальянского королевства. Италии удалось избежать разгрома благодаря наступлению русской армии в Галиции, куда были переброшены

австро-венгерские силы. Итальянские солдаты из Трентино, Венеции-Джулии, Фриули, Истрии, Далмации воевали на разных фронтах, но большая их часть была отправлена в Галицию на русский фронт.

Война привела к тому, пишет автор, что прежние модели идентичности перестали работать. Австрийские итальянцы оказались перед выбором: ты итальянец или австриец. Причем этот выбор не был свободным, его приходилось принимать сначала в окопах, а потом в русских лагерях для военнопленных. Выбор встал не только перед почти стотысячной армией австрийских итальянцев-фронтовиков. Вся гражданская жизнь в первые два года войны подверглась массовой милитаризации. Объявленный Италией нейтралитет, а затем ее вступление в войну расценивались австрийскими итальянцами как предательство.

Итальянцы на русском фронте оказались в тяжелой обстановке, в том числе и из-за языковых сложностей при формировании полков, что в свою очередь повлияло на способность к сопротивлению со всеми вытекающими негативными моральными последствиями. А. Де Микеле сравнивает ситуацию с итальянскими солдатами, попавшими в русские лагеря для военнопленных, с военнопленными других национальностей, воевавших в австро-венгерской армии, в частности, с пленными чехами, которых обвиняли в русофобии и считали готовыми, как и итальянцев, к предательству интересов Австро-Венгерской империи. Факторы дезертирства, перехода на сторону врага, по мнению автора, были не столь многочисленны, как это рисует австрийский миф «о предательстве итальянцев».

После разгрома австро-венгерской армии на Восточном фронте большое число австрийских итальянцев оказались размещенными в русских лагерях для военнопленных. Пленные были разделены по языковому принципу, и к ним было различное отношение: к пленным славянам относились лучше, чем к пленным других национальностей. Регистрация по национальностям часто зависела от желания самого военнопленного улучшить свое положение при нахождении в плену, получить возможность освобождения и возвращения домой. Многие пленные итальянцы родом из Адриатики «превращались» в славян, хотя правительство Италии

включало всех жителей Адриатического побережья, в том числе хорватов, в группу «итальянцев».

Итальянцы «ирредентистских земель» в самой Италии считались неблагонадежными, связанными не с Итальянским государством, а со своей региональной идентичностью. Италия не имела большого желания возвращать в страну австрийских итальянцев -военнопленных из русских лагерей. С другой стороны, только небольшая часть военнопленных, свидетельствует автор, захотела вернуться в Италию из-за нежелания служить в итальянской армии и воевать против своих бывших однополчан. Также они опасались, что оставшиеся дома семьи могли стать объектом репрессий со стороны австрийских властей. Помимо прочего Италия предпочитала забирать офицерский состав, желание офицеров служить в итальянской армии считалось показателем патриотизма. Но и относительно австро-итальянских военнопленных офицеров выказывалось большое недоверие, их не призывали в действующую армию. Автор подытоживает, что только 10% австро-итальянских военнопленных из русских лагерей пожелали вернуться в Италию.

Тем не менее итальянская националистическая пропаганда расценила этот факт как значительный успех в деле возвращения Италии «ирредентистских территорий». Однако министр иностранных дел Италии Сидней Соннино в 1916 г. выступил против массового возвращения итальянских военнопленных. Только патриотически настроенные итальянцы, по его мнению, должны вернуться в Италию. Лишь около четырех тысяч человек из русских лагерей для военнопленных были отобраны итальянскими властями и в 1916 г. вывезены в Италию, морским путем - из Архангельска, в обход Скандинавских стран и Англии.

После заключения сепаратного мира между Россией и Центральными державами около 2600 итальянских военнопленных под эгидой Итальянской военной миссии были перевезены через Восточную Сибирь на территорию итальянской военной концессии недалеко от Пекина. Одна часть прибывших, которую составляли пожилые и больные, были отправлены двумя партиями с апреля по май 1918 г. сначала в Сан-Франциско, а затем морем на северное побережье Европы. Другая часть военнопленных вошли в состав Итальянского экспедиционного корпуса, воевали в Сибири на стороне Белого движения. Вместе с сотнями австрийских ита-

льянцев, разбросанных по лагерям России, они смогли вернуться в Италию только в начале 1920 г., морским путем через Индийский океан. Некоторые итальянцы обзавелись семьями и остались в СССР, но они продолжали считаться бывшими австро-итальянскими военнопленными и только в 1930-х годах вернулись в Италию, где к ним было проявлено весьма настороженное отношение как к возможным носителям «большевистской заразы».

И.Е. Эман*

* Эман Ирина Евгеньевна - научный сотрудник Отдела истории Института научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН. РАН). E-mail: mit.semikozov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.