Все другие естественные права представляют собой так называемые вторичные права, исходящие из основных, первичных, либо входящих в первичные в качестве их частей, составляющих. Например, право на охрану здоровья (ст. 41 Конституции России), право на благоприятную окружающую среду (ст. 42) можно считать компонентами права на жизнь. Свобода передвижения (ст. 27), свобода мысли (ст. 29) - составляющие обобщенного понятия свободы. Право на защиту доброго имени (ст. 23) вытекает из права на достоинство личности. Право на неприкосновенность частной жизни (ст. 23), право на неприкосновенность жилища (ст. 25) -части права на личную неприкосновенность. Указанные обстоятельства дают основание выделить естественные права человека на жизнь, свободу, достоинство личности и личную неприкосновенность в качестве фундаментальных человеческих ценностей и поставить их в один иерархический ряд.
Использованные источники:
1. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2002. С. 398.
2. Спиридонов Л. И. Теория государства и права. М., 1995. С. 138.
3. Марченко М.Н. Понятие источника права и его соотношение с формой права // Источники (формы) права: вопросы теории и истории. Материалы научной конференции. Сочи, 2002. С. 80-92.
4. Теория права и государства / Под ред. Н.А. Катаева, В.В. Лазарева. Уфа, 1994. С. 225.
Урбаева А.П., к.филол.н. ст. преподаватель кафедра европейских языков Бурятская Государственная Сельскохозяйственная
Академия им. В.Р. Филиппова Россия, г. Улан-Удэ
РЕДУПЛИКАЦИЯ КАК ХАРАКТЕРНЫЙ ПРИЗНАК АВТОНОМНОЙ ДЕТСКОЙ РЕЧИ (НА ПРИМЕРЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА)
В статье рассматривается функционирование редупликатов в детской речи. Автор определяет редупликацию как неотъемлемую часть автономной детской речи. Выделяются основные тематические группы использования «детских» редупликатов. Затрагивается вопрос использования указанных лексических единиц в речи взрослых.
Ключевые слова: детская речь, редупликация, полные редупликаты, словообразование, словотворчество.
The article discusses the functioning of the reduplication in the child's speech. The author defines the reduplication as an integral part of autonomous child's speech. The main thematic groups among "children" reduplicative words
are singled out. The issues involves the use of these lexical items in the speech of adults.
Keywords: children's speech, reduplication, full reduplicative words, word formation, word creation.
Среди основных характеристик детского языка в первую очередь выделяется - редупликация, представляющая собой «фономорфологическое явление, состоящее в удвоении начального слога (частичная редупликация) или целого корня (полная редупликация). Предельный случай редупликации - повтор, т. е. удвоение всего слова Редупликация свойственна языкам различного строя, её функции многообразны: она может выражать грамматические значения; чаще редупликация выступает как средство варьирования лексического значения, выражая интенсивность, дробность, уменьшительность и т. п.» [2, c. 408].
Слова из так называемого детского языка стоят по отношению к другим группам несколько обособленно и само название «детский язык» носит условный характер. Предпочтительнее использование термина «детская речь». «Детская речь - особый этап онтогенетического развития речи, речь детей дошкольного и младшего школьного (до 8-9 лет) возраста»
[5].
Некоторые «детские» редупликаты широко применяются в молодежном сленге, однако часто с совершенно другим значением:
balla-balla [zu Ball, in Anspielung auf die Kindertümlichkeit dieses Wortes] (salopp, bes. Jugendspr.): nicht recht bei Verstand;
Pipimädchen, das (Pipigirl): junges, unerfahrenes, unreifes Mädchen.
В словарях с пометой Kinderspr. зафиксированы большей частью полные реудпликаты: Aa, Mama, Papa, ata-ata gehen, baba, bäbä, Baba,aua-aua, der Bimbim, killekille, Popo, Wauwau, Töfftöff, Kiki, Lulu, Pipi, Putput, Wehweh, happa-happa, ballaballa, Bobo.
Следует заметить, что «ранние речевые проявления маленького ребенка независимы от социума, идентичны у всех людей мира, как слышащих, так и глухих от рождения. Первые детские слова проявляются как слабо оформленные звукокомплексы на фоне продолжающегося лепета и разговора-пения. По своей акустической форме они обычно близки лепетным проявлениям (типа рус. ма-ма, па-па, ба-ба) и получили название «нянечные слова» [3, c. 66]. Сравним так называемые «нянечные слова» (нем. Lallwörter) в немецком языке: Ma-ma, Pa-pa, A-a.
В словах подобного вида в большей мере употребляется самый легкий для произнесения гласный «а», поскольку при его произнесении ротовая полость находится в естественном открытом положении. Среди согласных доминируют в основном смычные и носовые. Слова такого типа образуются не из односложных слов, а как единства для обозначения предметов, лиц и качеств. В этом случае речь идет о словотворчестве, а не о
словообразовании.
«Принципиальное отличие первых слов от лепета - в их «осмысленности», отмечаемой окружающими. Первые детские слова могут обозначать целую ситуацию, одновременно с этим одно и тоже слово может относиться ко многим ситуациям» [3, с. 66].
Первые детские слова употребляются изолированно, не образуют последовательностей, не имеют словообразовательных форм, в редких случаях используются примитивные аффиксы. Данную особенность можно отнести не только к немецкому, но и к русскому языку. Можно воспринимать повторы в детской речи как своеобразную имитацию языка взрослых, некий упрощенный вариант языковой нормы, поэтому, как было отмечено выше, присущи они не какому-либо определенному языку, а в определенной степени всем языкам.
«Автономная детская речь - это языковая подсистема, которую речевой коллектив считает пригодной в основном для общения с маленькими детьми; она включает в себя интонационные признаки, модификации литературного языка и набор специфических лексических единиц» [4]. Можно выделить несколько групп: термины родства ( Papa, Omama, Opapa), функции тела (aa machen), некоторые простые качества (bäh) и слова, относящиеся к животным (Muhkuh, die Buhkuh, Kikeriki, Putput, Wauwau, Trapptrapp), детские игры, и связанные с ними лексические единицы (hopsasa, killekille, bitte, bitte machen, planschi-planschi machen, winki, winke).
В автономной детской речи удвоение обычно самостоятельно и не соотносится с редупликацией в литературном языке. Наиболее широко представленные семантические поля специфического словаря автономной детской речи, как было упомянуто выше, включают родство, пищу, части тела:
Aa, das; [lautm.] (Kinderspr.): feste menschliche Ausscheidung, Kot;
ata: (Kinderspr.) in der Verbindung a. [a.] gehen: spazieren gehen;
happa-happa, happen [zu Happen] (niederd. veraltend): zubeißen, abbeißen, zuschnappen.
Wehweh, das; (Kinderspr.): schmerzende Stelle; kleine Verletzung, Wunde: ein W. haben;
Как можно заметить, детские слова в основном представляют собой слова звукоподражательного характера (Bimbim, Bimbam, Puffpuff, Ticktack), в особенности, если речь идет об обозначении животных (Muhmuh, Wauwau, Meckmeck, Muschimuschi). Они близки внеязыковым рефлекторным движениям и крикам, а также командам для животных.
Уже было указано на то, что авторами «детских» редупликатов не всегда являются дети. Например, язык мультфильмов и детских телепередач формируется с учетом лингвистических и психологических особенностей речи детей соответствующего возраста. Обращает на себя внимание
использование элементов языковой игры. С одной стороны, это фонетическая игра - аллитерация и ассонанс, редупликация, типичная для детской разговорной речи в целом.
«На редупликации аллитерации построены и имена персонажей: Bim Bam Bino, Li-La-Launebär. Bugs Bunny, Benjamin Blümchen, Bernhard und Bianca, Donald Duck, Dagobert Duck, Fix und Foxi, Micky Maus, Lucky Luke, Max und Moritz, Peter Pen, Paul und Pauline, Regina Regenbogenm Rin Tin Tin» [ 1, с. 1G1].
Слова, имитирующие манеру детского словотворчества, образованные взрослыми для детей, приобретают определенную окраску. Детская речь пользуется более ярким, более «маркированным» способом выражения понятий. При использовании в речи взрослых, детские слова приобретают оттенок не ласкательности, а пейоративности, снисходительности, осуждения, сюсюканья, инфантильности, наивности, детскости.
Таким образом, удвоение встречается на первых этапах «онтогенетического» развития языка - в детской речи. Редупликаты характеризуются своей ситуативностью, многозначностью, в некоторых случаях неопределенностью. Несмотря на то, что редупликаты, как можно подумать, являют собой некие искаженные варианты слов литературного языка, редупликация в автономной детской речи служит обязательным инструментом овладения родным языком.
Использованные источники:
1. Амзаракова И.П. Языковой мир немецкого ребенка: Учеб. Пособие для студентов / И.П. Амзаракова. Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета, 2004. 240 с.
2. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. 2-е изд. M.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 685 с.
3. Ушакова Т.Н. Теоретические основания возрастной психолингвистики. В сб.: Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Под ред. Л.И. Беляковой. M.: «Прометей», 2005, ч. 1, с. 64-71
4. Фергюсон Ч. Автономная детская речь в шести языках. URL: http://www.philology.ru/linguistics1/ferguson-75.htm (дата обращения 10. G3.2G16)
5. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. M.: Советская энциклопедия, 1990. 688 с. [Электронный ресурс] URL: http://lingvisticheskiy-slovar.ru/description/detskaia%2Grech/155 (дата обращения 10. 03.2016)
Усманов А.С., д.э.н.
профессор кафедра «Финансы и кредит» Ташкентский филиал «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»