УДК 101
Дзюбенко С. Ю. бакалавр
Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и
экономики
РЕДУКЦИОНИЗМ И ХОЛИЗМ. О НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЕ
Аннотация. В статье рассматриваются плюсы и минусы редукционизма. Редукционисты заявляют, что сложные явления объясняются при помощи законов, характерных для явлений простых. Это упрощает картину мира, но редукционизм - безальтернативный метод научных исследований.
Ключевые слова: редукционизм, холизм, научные исследования, философия
Dzubenko S. Y. Bachelor
Saint Petersburg State University of Service and Economics REDUCTIONISM AND HOLISM. ABOUT THE SCIENTIFIC
PARADIGM
Abstract. In article reductionism merits and demerits are analyzed. Supporters of a reductionism say what difficult can be simplified. But it distorts whole. For today, reductionism has no alternative in scientific research.
Keywords: reductionism, holism, scientific research, philosophy
Научная парадигма в состоянии развития. На протяжении столетий вырабатывались подходы, которые считаются общенаучными. В современности самый распространенный - редукционизм. У редукционизма, когда речь идет о научных исследованиях, есть как достоинства, так и недостатки. Стоит их рассмотреть подробнее и проанализировать альтернативное течение - холизм.
Для начала о понятиях. Редукционизм - принцип, согласно которому сложные, труднообъяснимые явления понятны, если исследовать их частично. Можно при помощи аналогий решить вопрос одной науки при помощи другой. Например, перед учеными встает вопрос о том, почему происходит тот или иной социальный феномен. И редукционисты, которые хотят понять истину, но при этом не изучать явление целиком, игнорируют общественные науки и сразу же объясняют общественные проблемы при помощи биологии или даже физики. Например, поведение человека сводится к поведению насекомых.
Другой пример - рассмотрение явления частично. Например, один человек, исследуя растение, изучает одну часть, второй - другую, третий -только свойство отдельной частицы. Каждый из исследователей утверждает, что рассматриваемый объект - ключевой, но никто не изучает растение в
целом.
Такой подход позволяет узнать много нового об отдельной части объекта или даже раскрыть одну из сторон отдельного явления, но при его использовании нельзя узнать полной информации. Такая ситуация вызывает вопросы в научных кругах[1, с. 141], но формального разрешения проблемы нет, потому что редукционизм как методологический принцип в данный момент является главным практически в любых научных учреждениях самых развитых стран.
Теперь об альтернативе. Холизм - принцип «целостности». Как говорил Аристотель, «целое больше, чем сумма его частей». Следовательно, в отдельных ситуациях нужно отказаться от изучения только частей объекта, а рассматривать объект в целом. То же относится к социальному явлению. Социальный феномен стоит рассматривать не в отрыве от прочих факторов, а именно в связи с ними. Процесс непростой, затратный, методологически не вполне последовательный и еще не до конца разработанный, но многие ученые приходят к выводу, что все-таки нужно видеть полную картину, а не только ее части по отдельности.
Несмотря на это, все же вопросов у ученых немало, ведь попытки объяснить сложное явление при помощи исследования какой-то его части (путем смелых аналогий и обобщений) нередко приводит к скандальным «открытиям», распространяется в СМИ, а затем предается забвению.
Знаменитый пример: в середине прошлого века табачные лоббисты добились того, чтобы ученые, которые воспользовались методом редукционизма, добились выгодных для табачной промышленности результатов. Это произошло благодаря тому, что они исследовали табакокурение не объективно, а специально искали доказательства безвредности курения, забывали о вреде.
Редукционизм в данном случае помогает таким образом, что, исследуя состав сигарет, а в составе несколько тысяч химических соединений, ученые найдут безопасные, и именно на их основе заявляют, что раз эти соединения безопасны для здоровья, то и курение безопасно. В 50-х и даже в 60-е годы в США даже в медицинских журналах рекламировались сигареты и указывалось на их безвредность, в научных публикациях говорилось, что курение не вызывает рак легких[2, с. 63].
Опровергли такое утверждение лишь спустя годы, когда все-таки министерство здравоохранения заинтересовалось проблемой и уже начало изучать именно вред сигарет, что привело к маркировке подобной продукции и социальной рекламе о вреде курения. Было доказано, что курение вызывает рак легких. Как отмечают исследователи, более 90% случаев рака легких связаны с курением[3].
Проблема холизма заключается в том, что нет точного понимания, как на таком принципе построить современный научный эксперимент, нет инструментария и программы, есть только желание изменить научную
парадигму для того, чтобы избежать возможных ошибок применяемого в современности метода, с помощью которого ученые действительно смогли совершить много важнейших для человечества открытий.
Но если при помощи редукционизма можно объяснить природные явления, то возникают большие проблемы, когда такая методология переносится на общество. Научные дискуссии по этому поводу начались уже давно и не прекращаются до сих пор. Сегодня сторонники редукционизма в биологии нередко заявляют, что общественные науки не нужны, потому что все можно объяснить «естественным образом».
Пример: жил орнитолог Виктор Дольник, он изучал некоторые виды птиц. Никто не сомневался в его компетенции, пока он оставался орнитологом. Но затем он вдруг решил, что те данные, которые он собирал на протяжении долгих лет о птицах, также применимы и к обществу. Появилась гипотеза, что у человека есть инстинкты. Даже более, что есть инстинкт земледельца и инстинкт садовода[4, ^ 19]. Таким образом, все процессы в обществе можно объяснить при помощи смелых аналогий. Например, сравнить деятельность рабочих и, допустим, муравьев, называя трудовую деятельность инстинктом.
Надо лишь отметить, что инстинкт - автоматический процесс, который дает о себе знать во время действия внешних раздражителей и вне зависимости от контекста. Инстинкт не зависит ни от прошлого, ни от опыта живого существа. Инстинкт - врожденная схема реагирования, которая не меняется даже в том случае, если возможна более разумная реакция на раздражителя.
Существо, которое живет по определенной программе, действует одинаково в любой ситуации. Если птицу держать годами в неволе, она просто покинет клетку при первой возможности, ничем не будет отличаться от представителей своего вида. А вот человек вне общества - другая история, никаких инстинктов рабочего или садовода такие люди не демонстрируют, а по своей сути ничем не отличаются от дикого животного[5, ^ 430].
Основные потребности человека обязательно проходят процесс социализации, также как и механизмы удовлетворения этих потребностей, следовательно, инстинктов у человека нет, что подтверждает большинство ученых, специально занимающихся этим вопросом[6]. А этология человека -основа для гипотез Дольника - так и не стала наукой.
На данный момент противоречие неразрешимо из-за отсутствия всеобъемлющего подхода с разработанным инструментарием. Поэтому единственный выход в рамках современных исследований - использование редукционизма таким образом, чтобы части могли стать целым, то есть делать вывод об объекте не на основании изучения одной его частицы, а на основании изучения всех возможных частиц, то есть коллективная работа разных специалистов над серьезной проблемой.
Такой подход, применяемый в некоторых естественных науках (например, в физике) помог бы и остальным сферам. А то выходит, что, изучая один объект с разных сторон, люди не только отказываются сотрудничать, но и заявляют, что именно та часть объекта, что изучают они - наиболее важна, и на ее основе можно сделать вывод об объекте в целом.
Использованные источники:
1. Божко Ю. В. Философия науки: методология и история конкретных наук / Ю. В. Божко - М.: Канон+РООИ "Реабилитация", 2007. - 639 с.
2. Кэмпбелл К., Кэмпбелл Т. Китайское исследование: Результаты самого масштабного исследования связи питания и здоровья / К. Кэмпбелл, Т. Кэмпбелл - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 528 с.
3. Stein C. J., Colditz G. A. Modifiable risk factors for cancer. British Journal of Cancer, 2004. v. 90, p. 299—303.
4. Дольник В. Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей / В. Р. Дольник. - СПб.: Издательство Петроглиф, 2009. - 352 с.
5. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста / В. В. Ковалев. - М.: Медицина, 1979. - 608 c.
6. Фридман В. С. Инстинкты (и почему их нет у человека) [Электронный ресурс] // Этология.Ру. 2008. 18 марта. URL: http://ethology.ru/library/?id=314 (дата обращения: 00.00.2017)
УДК 347.62
Дильмухаметова А.Р.
магистрант 2 курса Институт права БГУ Россия, г. Уфа
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУПРУГОВ ПО ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ
Аннотация: Статья посвящена проблеме определения пределов ответственности супругов, разграничению личных и общих долгов ответственности супругов.
Ключевые слова: супруги, ответственность, обязательство, собственность.
Dilmukhametova A.R. Master of 2 course Institute of Law of the BSU Ufa RESPONSIBILITY OF SPOUSES UNDER COMMITMENTS
Annotation: The article is devoted to the problem of determining the limits of the responsibility of spouses, the delineation of personal and general debts of the spouses' responsibility.
Keywords: spouses, responsibility, obligation, property.
Проблема определения пределов ответственности супругов по