Редкие звери Коряки и Чукотки: ирбис, тигр, иркуйем Endangered spesies of Koryakiya and Chukotka: irbis, tiger, Irkuyem-bear
Сиволобов Р.Н.
Sivolobov R.
После 30 лет поисков загадочной берингийской снежной кошки в безкрайних пространствах Корякии и Чукотки одна из пяти фотокамер зарегистрировала, наконец, этого зверя ночью в сентябре 2014 г. Это не столько сенсация, сколько настоящее научное открытие, говорящее о том, что очаги расселения популяции ирбиса находятся не в 5000 км от границ основного ареала, а гораздо ближе. Где? - покажут дальнейшие исследования. Кроме снежного барса на Северо-Востоке Азии обнаружены ещё два редких вида крупных млекопитающих: амурский тигр и реликт ледникового периода — медведь-иркуйем. Автор отдал этим животным свою жизнь, об этом — речь в его статье.
After 30 years of searching for the mysterious Beringian snow cat in vast space of Koryakia and Chukotka one of the five cameras finally recorded this beast at night in September 2014. This is not so much a sensation as a real scientific discovery, saying that the hearts of the snow leopard population resettlement are not in 5000 km from the main range boundaries, but much closer. Where? - will show further studies. In addition to the snow leopard in the NorthEastern Asia, two more endangered large mammal species were found: the Amur tiger and the relict of the Ice Age - the Irkuyem-bear. Author has given his life to these animals and his article is devoted to this topic.
Ключевые слова: редкие звери, берингийская снежная кошка, снежный барс, ирбис, амурский тигр, медведь-иркуйем, фотоловушка, Корякия, Чукотка.
Keywords: endangered species, Beringian snow cat, snow leopard, irbis, Amur tiger, Irkuyem bear, camera-trap, Koryakia, Chukotka.
22 сентября 2014 г. одна из пяти моих фотоловушек зарегистрировала снежного барса. Таких фотографий сейчас тысячи. Но мой снежный барс снят на Чукотке, на 620 с.ш., в 5000 километров от северных границ основного ареала в Южной Сибири. Поверить в существование этого зверя почти на широте Полярного круга трудно даже для меня. Но фотография, о которой речь, — результат моих более чем 30-летних поисков, начатых в 1980-х годах.
Снежный барс на Чукотке (фото автора).
История берингийской снежной кошки
Ирбис в переводе с монгольского и есть снежная кошка, или снежный барс. Первые сведения о берингийской снежной кошке я получил в 1982 г. от охотника Валентина Павлухова. Он был самым опытным охотником, переехавшим в Корякию уже в зрелом возрасте из Уссурийской тайги. Про таких говорят: «Родился охотником». В зимний промысловый сезон 1982 г. он рассказывал приехавшему к нему на участок охотоведу: «На днях след видел, похожий на след молодого тигра. Сам понимаю, что кроме рыси из кошек здесь никого не должно быть. Но тогда кто это был?..» Глаза охотоведа полезли на лоб, он покрутил пальцем у виска...
По утверждению Павлухова, след был свежим, чётким, на плотном снегу. Зверь не бежал, шел спокойно. Своеобразный отпечаток лапы и особенность следовой цепочки говорили опытному следопыту: это мог быть кто угодно — только не рысь. У Валентина следы вызвали ассоциацию со следом небольшого тигра. Следы этих полосатых кошек ему не раз доводилось видеть в уссурийской тайге. Но в 1982 г. рассказ меня не заинтересовал. В то время мне хватало проблем с поисками моего первого необычного зверя — медведя-иркуйема. Я пожал плечами: мало ли что кому покажется...
Но пришло лето, и на охотничий участок Павлухова приехали заготовители сена — пять человек. В один из вечеров на склоне террасы появилась большая серого цвета кошка, с длинным, крючковатым на конце, хвостом. Перемещалась грациозно, с кошачьим изяществом, периодически останавливаясь и с опаской оглядываясь на людей. На восторженные призывные крики одного из косарей, первым заметившим необычного для этих мест зверя, сбежалась вся бригада. Наблюдавшим её с 200 м людям она показалась именно серого цвета. Но один человек, обладавший идеальным зрением, утверждал, что на светлом фоне шкуры просматривались тёмные пятна.
Подробно я расспросил двоих из пяти очевидцев — Анатолия Сорокина и Владимира Павлова. Сорокин поведал не только о том, кого они видели летом во время сенокоса, но и дополнил рассказ о необычном звере. Анатолий рассказал, что в одном из домиков заброшенного посёлка на участке Павлухова жила супружеская пара пожилых аборигенов. У них такая же кошка (вероятнее всего — та же самая) глубокой осенью того же 1982 г. утащила вначале щенка, а через два дня и взрослую собаку, вытащив её ночью, жутко визжавшую, из-под крыльца. Такое поведение хищника, потерявшего страх перед человеком, говорит только об одном — он испытывал лютый голод.
О третьем эпизоде сообщил бывший оленевод, патриарх олюторских коряков — А.Улей (Уликка). В продолжительной беседе Улей рассказал мне еще об одной необычной встрече. И начал он, без моей подсказки, с потрясающего вопроса: «А что за странный зверь в наших горах живёт, похожий на кошку, но размером с большую собаку?». Я едва не выронил из рук кружку с горячим чаем.
Случай произошёл с Улеем в начале 1960-х годов на Пылгинском хребте. Тогда он был моложе, и ему не составляло труда между дежурствами в табуне поохотиться на снежных баранов. На одной из таких охот, после выстрела по толсторогу, в трёх десятках метров от охотника из расщелины выскочило «что-то» буровато-серого цвета с длинным хвостом и в пять секунд исчезло в складках гор. Но и этого времени Улею хватило, чтобы разглядеть таинственного зверя.
Следующий случай необходимо рассказать с предысторией. В устье реки Култушной, что в 20-ти километрах от села Тиличики, жила еще одна супружеская пара пожилых аборигенов — старик И.Калык со своей «мамушкой». Жили они исключительно охотой и рыбалкой. Весной 1984 г. в их хозяйство забрёл... полярный медведь! (Такое здесь редко, но случается, белые медведи иногда заплывают по весне в залив Корфа с арктическими льдами). Выйдя из лачуги на свирепый лай собак, Калык несколько секунд стоял в оторопи. Белый великан раскапывал яму с заквашенной для прокорма собак рыбой. В нескольких метрах от него с пеной на губах бесновался на привязи пёс - вожак упряжки. Придя в себя, старик сбегал в землянку за карабином и расстрелял грабителя и потенциального убийцу привязанных собак. Об инциденте узнал местный охотинспектор. Калык и не думал ничего скрывать, ведь он понятия не имел о существовании какой-то Красной книги и был уверен в своей правоте. Но когда инспектор пригрозил ему уголовным делом и огромным денежным штрафом, волосы на голове у старика окончательно поседели. К счастью, он отделался всего лишь испугом.
Заходы белого медведя в залив Корфа1
Пришла очередная зима. Однажды февральским утром Калык отправился на собачьей упряжке за берёзой для новых саней. Преодолев многокилометровый путь, он приближался к отрогам Пылгинского хребта. Собачки подустали и плелись шагом, но при подъезде к березняку вдруг резко рванулись вперёд. Наездник не успел затормозить, и упряжка врезалась в густой подлесок. Две собаки оторвались и помчались в лесок. В этот момент он заметил, как что-то серое промелькнуло впереди собак между деревьями. Надежно привязав упряжку, старик пошел за беглецами, прихватив ружьё. После недолгого поиска нашёл их по звонкому лаю. Задрав головы, они вертелись под деревом. А на дереве сидела большая пятнистая серая кошка! Он слышал о рыси, но ни разу не добывал и даже не видел её в природе. Новая закупочная цена на шкуры этого зверя в 1985 г. была просто фантастической — 200 рублей. Недолго думая, поднял ружье...
Упавшая с дерева «рысь» оказалась с длинным хорошо опушённым хвостом. Недоброе предчувствие закралось ему в душу. Но он все же привёз
1(источник:http://usersaccess.appspot.com/upurl=Z3BqLmJxVi0wMid4MDgyMS9lMiVuZS90ZW4ubmRibWQu MXMvLzpwdHRo%0A )
зверя домой и снял с него шкуру. Через пару дней в гости приехал зять — Анатолий Нутан — современный обрусевший абориген со средним школьным образованием и мой однокашник по училищу (эту историю я рассказываю с его слов). Внимательно рассмотрев необычный трофей, Нутан говорит тестю: «Отец, в это трудно поверить, но мне кажется — это снежный барс. Он же в Красной книге!» Услышав два последних слова, ставших с весны прошлого года для Калыка жуткими, старик дрожащими руками снял шкуру с распялки и запихал её в горящую печь...
В Петропавловске живёт мой земляк из Корякии — Владимир Тынетегин — чукча, бывший оленевод, до этого проживал в Пенжинском районе. Раньше мы не встречались и познакомились только в 1996 г. Сейчас мы дружим семьями. Я не раз бывал у него в гостях, как и он у меня. В январе 2009 года, в очередной его визит, приглашаю посмотреть на компьютере слайд-шоу сделанных мной в разное время фотографий, в том числе и недавно привезённых с севера. Включаю компьютер, мой гость садится напротив на диван. На мониторе появляется фоновый рисунок — фото молодого снежного барса. Тынетегин спокойно, без эмоций, говорит: «А я видел такого....»
Молодой снежный барс2
(источник: http://vivera.ucoz.ru/ рИ/166/618153975.1ре )
В июне 1974 г., после окончания школы Тынетегин пошёл работать в оленесовхоз «Таловский». В конце лета пастухи продвигались со стадом через центр Корякского нагорья, южнее горы Ледяной, в сторону бухты Наталии. Переваливая Апукский хребет, В.Тынетегин и бригадир Л.А.Акен нашли в истоке одного из горных ручьёв большую, величиной с крупную собаку, мёртвую пятнисто-серую хвостатую кошку. Убита она была, вероятно, волками.
Местные оленеводы рассказывают, что когда олени поднимаются зимой на увалистые горы, на продуваемые ветрами кормовые площадки, на них иногда нападают большие горные рыси. Как оказалось, тех рысей никто из них не видел - такое заключение оленеводы сделали по необычным крупным кошачьим следам. О двух таких случаях сообщил А.Матвиенко — зоотехник Хаилинского оленеводческого совхоза.
След снежного барса на Чукотке, 2015 г.: ширина пятки 6.7 см.
Ещё одно свидетельство я получил летом 2011 г. от В.С.Бондарева — главы администрации Олюторского района. Он рассказал мне необычную охотничью историю, произошедшую глубокой осенью 1979 г. с геологами в подножье Ветвейского хребта. У них в заячью петлю попала большая
пятнистая пепельно-серая хвостатая кошка! Фотография её должна быть у одного знакомого Бондареву геолога, проживающего в селе Пахачи.
В целом я собрал более двух десятков опросных сведений о визуальных встречах снежного барса и его следов, и около десятка следов нашёл лично. Последние два года мои 5 фотоловушек стояли в труднодоступном месте, куда я не мог попасть из-за отсутствия средств, чтобы их проверить. Начиная с 2011 г., эти камеры фиксировали всех животных, распространённых в исследуемой области: бурого медведя, рысь, волка, росомаху, лисицу, зайца, снежного барана, северного оленя и др. Но никогда снежного барса и амурского тигра, также появляющихся время от времени на Чукотке.
Следы тигров на Чукотке. На снимке слева ширина пятки 11.5 см,
для масштаба положен геологический компас (фото геологов Северо-Камчатского
геолого-разведочного управления).
В последнее десятилетие факты заходов тигров в северном
направлении со стороны основного ареала в Приморье и Хабаровском крае настойчиво пробивались в интернете, местной и научной печати. Каждую зиму люди сообщали о появлении тигров у Татарского пролива в Ульчском и Николаевском районах [1, 2]. Тигры заходили на пасеки и в посёлки, нападали на собак, других домашних животных и даже людей. Среди хищников отмечались и самки, и самцы. У одного из зверей ширина пятки равнялась 11.5 см, как на фото 5, что подчёркивает его крупные размеры.
Расширение ареала тигров происходило также в сторону Китая [3, 4] и Забайкалья [5, 6]. На территории Амурской области сотрудниками Норского и Зейского заповедников прослежено перемещение тигра-самца на расстояние свыше 1.5 тыс. км [7, 8].
Обычные обитатели Западной Берингии (фото автора).
История реликтового плейстоценового медведя — иркуйема
Намного раньше открытия обоих видов крупных кошек в Западной Берингии я начал поиски реликтового бурого медведя, выжившего с плейстоцена. Коряки называют его иркуйем («волочащий по земле зад»). Задние лапы этого медведя вдвое короче передних и делают его непохожим ни на современных медведей, ни на другого плейстоценового медведя, названного палеонтологами короткомордым (латынь). Сравнение современного бурого медведя с иркуйемом можно видеть на фото. Толчком к целенаправленному сбору информации о странном медведе послужил случайный разговор на берегу реки Тылговаям со старым коряком из села Хаилино И.Елелькивом. Он был уже преклонного возраста, но память у него была прекрасной.
Елелькив хорошо помнил моего отца, когда тот в 1940-х г. заведовал в Хаилино факторией (я тогда ещё не родился). С воспоминаний о прошлом разговор постепенно перешёл на охотничью тему. Счёт добытым мной медведям тогда только начинался. Услышав о желании молодого амбициозного охотника «взять» самого большого косолапого, старик благоразумно предостерёг: «Только медведя с короткими задними ногами не
стреляй - это иркуйем. Того, кто убьёт его, духи начнут преследовать и будут преследовать до тех пор, пока не погубят». Узнав подробности о том, как он выглядит, я засомневался, стал предполагать, что это, мол, обычный бурый медведь — кайнын максимальных размеров и предельного возраста и не более того (кайнын, по-корякски — медведь).
На что он ответил, обидевшись на мою непонятливость: «Старого
с А с _
кайнына можешь стрелять. А на иркуйема при встрече и смотреть-то долго нельзя. Надо сразу же уходить обратным следом». Присутствовавший при разговоре другой пожилой абориген Н.Яплепин добавил, что даже встреча с этим медведем не сулит ничего хорошего. Если повторно прийти на то место и опять повстречаться с ним — жди беды.
Плейстоценовый реликт Западной Берингии — иркуйем (фото Александра Талавлы, 1995)
И понесли меня ноги в самые отдалённые места и на более длительные сроки. Десять лет кряду ежегодные отпуска я проводил в самых дальних медвежьих углах. В те годы ни один абориген, прибывший в Тиличики, не оставался не опрошенным мной о загадочном медведе. Со временем почти во всех населенных пунктах Олюторского района и в некоторых селах других районов Корякии у меня появились помощники. К 1986 г. я уже знал полтора десятка очевидцев, двоим из которых довелось добыть иркуйема.
Одно сведение было получено от геологов (сообщил начальник СевероКорякской геолого-разведочной экспедиции — Ю.П.Рожков): какого-то «медведя — урода» с короткими задними ногами они добыли в 1968 г. на р. Лататыргинваям. Но пока не было вещественного доказательства существования этого медведя, у меня не было желания широко об этом распространяться. Только после приобретения первой шкуры иркуйема с моей подачи появились сообщения о нём в окружной газете, в «Правде», в журналах «Вокруг света» и «Охота» — 1986-1987 годы. В 1988 г. студия документальных фильмов «Киевнаучфильм» сняла фильм о животном мире Камчатки — «Куда ушел иркуйем?». Стержнем его была избрана тема не известного науке медведя.
Автор возле шкуры иркуйема.
Первая приобретенная мной шкура была снята с медведя-иркуйема, убитого оленеводом совхоза «Корфский» И.Игильгиным в верховье р. Вывенки осенью 1985 г. Другого необычного медведя, шкура которого также попала ко мне, добыли пастухи того же оленеводческого совхоза С.Вотгигин и А.Лелькив в ноябре 1987 г. на р. Илирваям. Они стреляли по лежащему в снегу зверю, не поняв, что это иркуйем. В сентябре 1989 г. один из моих помощников — А.Талавла — доставил мне череп медведя (предположительно иркуйема), убитого жителем села Хаилино Н.Кечгичавиным на р. Ветроваям.
В конце 1986 г. началась и до 1991 г. продолжалась переписка и телефонное общение по «проблемному» медведю с ленинградским профессором Н.К.Верещагиным — палеозоологом, морфологом, систематиком. Он был основным моим консультантом, единственной направляющей и подбадривающей силой. Но в 1991 г. наука, как и всё в нашей стране, начала разваливаться. Большая часть собранного материала оказалась невостребованной, за исключением фотографии шкуры, пробы шерсти и черепа медведя с р. Ветроваям. Череп того медведя мне так и не удалось получить обратно. Полугодичная переписка и телефонные переговоры с уважаемым профессором по поводу обещанного возвращения черепа ни к чему не привели (все письма трехлетней переписки сохранены). А вскоре наступило такое время, что мне было уже не до этого, надо было думать о выживании в свалившемся, как снег на голову, жутком периоде.
В первых сообщениях о загадочном медведе Корякии журналисты подхватили и раздули самые необычные сведения о нём — невероятную уродливость и гигантские размеры, поставив в один ряд со снежным человеком и чудищем с озера Лох-Несс. Мне тоже хотелось бы увидеть его таким. Но оказалось, что он едва ли крупнее обычного медведя. Правда уродливость, необычность сложения задней части туловища — очевидны и бесспорны. Поэтому местные аборигены чётко разделяют обоих медведей, называя обыкновенного бурого медведя — кайнын, а необычного, с
характерными отличительными признаками — иркуйем, что в переводе с корякского означает «волочащий по земле зад». В Тигильском районе он известен также как кайнын-кутх — «медведь-бог».
Основные отличительные признаки иркуйема: укороченные задние ноги, отвислый живот, отчётливо выделяющиеся жировые ягодицы. Иркуйем очень массивен в задней части туловища даже после вынужденной весенней бескормицы, бегает плохо.
При описании и занесении в систематику нового вида животного наука остаётся консервативной, жесткой и бескомпромиссной. Пока животное не препарировано специалистами, то его как бы и нет. Основное препятствие к новым, более сложным, а потому и более интересным открытиям — косность учёного мира. Доктор Барнар Эйвельманс — основоположник криптозоологии — утверждал: «Секрет неизвестных животных — за тройной оградой недоверия, умственной лени и научного высокомерия». [9].
Трудно с этим не согласиться. За немногие годы существования криптозоологии её методами открыты десятки новых видов животных. И какого-то особого секрета в этом нет. Всё и всегда держится только на энтузиастах. Ярким подтверждением тому может служить доказанное энтузиастами в 1987 году существование в Мексике «онзы» - нового вида крупной кошки, считавшейся давно вымершей и внешне похожей на пуму. К такому же новому виду среди медведей или к новой географической расе (подвиду) относится и иркуйем.
Литература
1. Майстренко Платон, Сергей Колчин, Алексей Олейников. Тигр в рискованной зоне чиновничества. Дебри-ДВ, 11 марта 2012 http://www.debri-dv.ru/article/4846 (дата обращения 18.04.2017).
2. Amur Tigers Moving North https://fundphoenix. org/en/amur_tigers_moving_north/
(дата обращения 18.04.2017).
3. В соседней провинции в Китае видели Амурского тигра.
22 октября 2011 - Hunter (Роман) http://www.amur-ohota.ru/publikaci/novosti/v-sosednei-provinci-v-kitae-videli-amurskogo-tigra.html (дата обращения 18.04.2017)
4. В Северо-Восточном Китае отмечено расширение ареала обитания диких маньчжурских тигров. 9 ноября 2010 г.
http://ru.chinaxinjiang.cn/01/01/201011/t20101109 111180.htm (дата обращения 18.04.2017).
5. В Могочинском районе видели тигра. 11 марта 2008 г. http://guran.ucoz.ru/news/2008-03-11-54 (дата обращения 18.04.2017).
6. Kirilyuk, V. and Puzansky, V. The Amur tiger makes surprise reappearance // Russian Conservation News. — 2000. — No 23, Summer. — 22-23.
7. В Амурской области появился новый тигр-разведчик. Наблюдения за маршрутом его передвижения проводятся при поддержке WWF России. http://new.wwf.ru/resources/news/arkhiv/novyy-tigr-v-amurskoy-oblasti/ (дата обращения 18.04.2017).
8. Колобаев Н.Н., Красикова Е.К., Николаев И.Г., Козлов С.Г.. Амурский тигр в Амурской области // Бюлл. МОИП, отд. биол. — 2005. — Т.110, вып.6. — С.3-11.
9. Бернар Эйвельманс. По следам неизвестных животных. http://www.litlib.net/bk/29409/read (дата обращения 18.04.2017).