Научная статья на тему 'Редакционный менеджмент и редакционая политика современной городской газеты'

Редакционный менеджмент и редакционая политика современной городской газеты Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
607
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Романова В. Н.

Статья посвящена исследованию взаимосвязи редакционного менеджмента и редакционной политики нижегородской городской газеты «Город и горожане» в последние три года ее существования (2009-2011 гг.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Редакционный менеджмент и редакционая политика современной городской газеты»

РЕДАКЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ И РЕДАКЦИОНАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ ГАЗЕТЫ

© Романова В.Н.*

Нижегородский государственный лингвистический университет, г. Нижний Новгород

Статья посвящена исследованию взаимосвязи редакционного менеджмента и редакционной политики нижегородской городской газеты «Город и горожане» в последние три года ее существования (2009-2011 гг.).

Поскольку медиабизнес является видом предпринимательской деятельности, его осуществление невозможно без учета требований редакционного менеджмента.

Орлов А.И. дает следующее определение менеджменту: менеджмент

- руководство социально-экономическими системами для достижения заданных целей в условиях ограниченности ресурсов [5, с. 14]. Гуревич С.М. определяет редакционный менеджмент как деятельность, связанную с экономическим управлением редакцией или компанией [1, с. 47]. Зверинцев А.Б. трактует понятие редакционного менеджмента несколько иначе: это профессиональная деятельность по выявлению и устранению проблем, связанных с редакционными процессами, и эффективному обеспечению деятельности редакции [3]. Такая трактовка понятия представляется наиболее точной, поскольку в ней обозначена цель осуществления редакционного менеджмента - обеспечение деятельности редакции.

На основе приведенных определений, а также учитывая специфику ресурсов, которыми пользуется редакция газеты, выведем собственное определение понятия «редакционный менеджмент»: редакционный менеджмент

- это профессиональная деятельность по руководству редакцией для обеспечения эффективности ее деятельности в условиях ограниченности ресурсов - финансовых и творческих.

Выдвигая такое определение, необходимо учесть отличия редакционного менеджмента от руководства любым другим предприятием (см. рис. 1). Рассмотрим подробнее наиболее важные отличия. Таких отличий несколько, и связаны они со спецификой медиабизнеса в целом и медиакомпании в частности.

- В медиакомпании основные управленческие принципы применяются реже, чем на обычном производстве.

Хотя, безусловно, они работают. Дело в том, что креативные идеи в СМИ имеют намного больший вес, чем в любом промыш-

* Доцент кафедры Культурологии, истории и древних языков.

ленном товаре, что порождает определенный конфликт между стремлением структурировать свои бизнес-процессы и развивать пространство для творчества. Многие медиаменеджеры убеждены в том, что, чем более регламентирован бизнес, тем меньше остается места для творчества. И наоборот. Конфликт между этими полюсами в медиабизнесе намного острее, чем где-либо.

Рис. 1. Факторы, влияющие на принятие решений медиаменеджером

- Процесс руководства медиакомпанией усложнен наличием разнонаправленных сил на рынке СМИ.

Все СМИ работают на рынке с очень сложной структурой, где надо учитывать интересы трех сторон - рынок производителей контента (авторов), рынок рекламодателей и рынок конечных потребителей - читателей.

- Риски инвесторов / владельцев СМИ при запуске нового продукта чрезвычайно высоки.

Срезовые исследования свидетельствуют: медиаиндустрия чрезвычайно изменчива. Доходы компании могут сильно зависеть от удачи. Из-за этого финансовые риски при запуске нового продукта очень высоки, так как аудитория может не принять этот продукт. Как результат, систематический риск делает СМИ непредсказуемым бизнесом [4].

- Обязательства, накладываемые обществом.

СМИ играют чрезвычайно важную общественную роль. Это своеобразный фильтр, передающий и оценивающий качество информации, проводник новостей, распространитель общественного мнения. СМИ пользуются уважением общества. И это накладывает на предприятие определенные обязательства, с которыми прихо-

дится считаться, зачастую балансируя между экономикой и репутацией. Нельзя забывать и о политическом давлении, которое тоже оказывается на медиа [2]. Экономический фактор оказывает сильнейшее влияние на весь процесс редакционного менеджмента.

Руководители редакции в процессе управления ее коллективом исходят из нескольких экономических принципов (см. рис. 2). Первый из них - принцип прибыльности периодического издания. Только получение прибыли может обеспечить существование газеты. Поэтому деятельность всех ее работников подчинена достижению этой цели.

Второй принцип - обеспечение конкурентоспособности издания - также связан с его прибыльностью. Прибыль можно получить лишь в ходе острой конкурентной борьбы с другими периодическими изданиями.

Третий принцип - экономической достаточности (разумной экономии) - определяет стремление менеджеров редакции к достижению своих целей с использованием наименьших средств, сил и энергии.

Стремление достигнуть целей редакционного менеджмента сказывается на всех характеристиках печатного издания и согласуется с редакционной политикой газеты.

Кислая Л.Н. в своей диссертационной работе «Редакционная политика районной прессы (на примере газет Новосибирской области)» дает четкое и емкое определение понятию «редакционная политика» - это комплекс коммуникаций редакции с аудиторией, властью, учредителями, конкурентами и т.д., которые проявляются в форме не только информационной, но и организационной, рекламной, финансовой, кадровой работы [3]. Таким образом, редакционная политика характеризует контент (содержание) издания, образ действий коллектива и технологию принятия редакционных решений.

К сожалению, на сегодняшний день редакционная политика изданий зачастую определяется предпочтениями учредителей и массовой аудито-

рии. Издавать любое средство массовой информации - затратный и опасный бизнес, поэтому «спонсоры» имеют объективное право диктовать редакционному коллективу свои условия. Однако в этом случае СМИ лишь играет роль зависимого, ведомого, управляемого, а значит, ни о какой самоорганизации речи идти не может. Если же мы признаем за редакцией СМИ право и возможность определять направление своего развития, то очевидной становится возможность самоорганизации и всей системы СМИ, в том числе системы городской прессы [3].

В этом выражается одна из современных тенденций медиарынка: изменяется природа контента, от креативного он движется к маркетингово-ори-ентированному. Жесткие экономические условия функционирования СМИ приводят к тому, что рыночная доля формат-ориентированного контента увеличивается, в отличие от креативного, «талантливого» контента.

Нижегородская городская газета «Город и горожане» была создана в 1990 году. Главной задачей, стоявшей перед учредителями газеты, было создать издание, которое бы отражало городские новости, но при этом не зависело от власти. Материалы должны были подаваться так, чтобы у читателя не было ощущения официоза.

По словам Г.П. Митькиной (в то время учредителя и главного редактора «Города и горожан»), «первоначальная идея заключалась в том, чтобы сделать газету, находящуюся вне политики, отражающую насущные проблемы рядового горожанина. А более насущных проблем, чем работа городских коммуникационных служб, в ту пору не было. И мы делали газету, говорящую о прорванных трубах, незарытых канавах и худых крышах. Она имела успех: расходилась по баснословной цене 10 копеек за экземпляр (тогда как обычные газеты продавались по две-три копейки) и приносила своим издателям прибыль» [Из интервью Митькиной, взятого автором данного текста].

Однако скоро стало очевидным: долго эксплуатировать идею «коммунальной газеты» невозможно. Время, интересы читателей, возможности полиграфии, финансовые условия - всё стремительно менялось. И «Городу и горожанам» приходилось столь же стремительно подстраиваться под эти изменения: вводились новые рубрики, на первый план выходили материалы социальной направленности, менялись формат газеты, число полос, количество выходов в неделю и т.д.

В середине 1990-х гг. наступил момент, когда в Нижнем Новгороде начало создаваться огромное количество газет. Практически все они шли по коммерческому пути - заполняли свои страницы различными сканворда-ми, дайджестами и т.п. В это время множество изданий закрылось по экономическим причинам. Выжить могли только те газеты, которые либо дотировались из бюджетов, либо имели хороших спонсоров. Газета « Город и горожане» удержалась на плаву. Было даже такое время, когда соучредителем издания был американец.

Перед дефолтом 1998 года газета «Город и горожане» выходила три раза в неделю, а после него стала еженедельником. Именно в тот момент редакция приняла решение о приоритетном исполнении газетой «Город и горожане» своей социальной миссии. Издание должно было стать интересным каждому, при этом не следуя по «сенсационно-бульварному» пути, но сохраняя верность качественности как типологически определяющему свойству СМИ. Редакционный менеджмент принял четкую ориентацию на частных рекламодателей и розничную продажу тиража как главное финансовое условие существование газеты, доминантой редакционной политики издания стала социальная проблематика, доминантой стиля - авторская аналитическая колумнистика.

В начале 2000 годов, однако, Галина Митькина оставила издание.

А в 2010 году газета прекратила свое существование, сохранившись только как бренд, использующийся во время предвыборных кампаний.

Понять причины ухода газеты «Город и горожане» с нижегородского ме-диарынка позволяет анализ общей экономической ситуации издания, его редакционного менеджмента и редакционной политики в последние годы.

На протяжении последних трех лет газета имела три группы источников финансовых ресурсов, а именно:

- выручку от реализации тиража;

- выручку от публикации рекламы и частных объявлений;

- государственное финансирование (мэрией Нижнего Новгорода и Законодательным собранием области).

Все перечисленные источники финансирования (и их сочетание) оказывали первостепенное влияние на редакционную политику газеты. С одной стороны, газета должна была ориентироваться на информационные потребности читателей, с другой - она была вынуждена подстраиваться под вкусы и желания рекламодателей, кроме того, она должна была соответствовать ожиданиям органов власти. Этим объясняется очень высокий уровень самоцензуры внутри издания в этот период.

В 2008-2010 гг. редакционный менеджмент все более ориентировался на ту часть финансирования газеты, которая обеспечивалась государственными источниками. Это привело к существенному изменению редакционной политики издания.

Проведенный контент-анализ позволил сделать следующие выводы об изменении редакционной политики еженедельника «Город и горожане» в 2008-2010 гг.

- За эти годы практически исчезла со страниц газеты аналитическая авторская колумнистика. Газета стала доминирующе информационной.

- Размер статей в целом сократился - в газете перестали публиковаться прежде характерные для нее материалы объемом в полосу.

Им на смену пришли короткие, преимущественно информационные тексты.

- Изменился стиль текстов: он стал более официальным. Авторы больше не могли позволить себе той фривольности и остроты, которая прежде отличала газету. Строгие требования Нижегородской администрации и зачастую формальный подход рекламодателей вкупе со сложной экономической ситуацией продиктовали свои особенности стиля газеты.

- Резко увеличилось количество текстов, связанных с работой администрации Нижнего Новгорода и Законодательного собрания. Особенно часто стал фигурировать на страницах «Города и горожан» мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов. Не всегда газета давала адекватную оценку его работе, иногда завышая его заслуги, что логично объясняется условиями финансирования издания.

- Со страниц издания практически исчезли проблемные статьи на городскую тему, ранее составляющие основное наполнение газеты. Вместо них появились короткие тексты вопросо-ответной структуры.

- Количество рекламы в издании сильно увеличилось: целые полосы отдавались под рекламу и частные объявления. Особенно это заметно в выпусках конца 2009 года и выпусках 2010 года. Как правило, это реклама сериалов на телеканалах ТНТ и СТС (публикация которой, по мнению редакционного менеджмента, могла привести к привлечению в число читателей телезрителей - поклонников сериалов). Кроме открытой рекламы, в издании стало больше текстов со скрытой рекламой. Статьи могли быть написаны практически на любую тему (финансы, быт, здравоохранение и т.д.). Требуемая законом ремарка «на правах рекламы» под такими материалами не ставилась.

В результате ошибочного редакционного менеджмента и ошибочной редакционной политики, приведшей к полной утрате своеобразия контента, газета «Город и горожане» прекратила существование.

Список литературы:

1. Гуревич С.М. Газета: Вчера, сегодня, завтра. - М.: Аспект Пресс, 2004.

- 288 с.

2. Гуревич С. М. Экономика отечественных средств массовой информации. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 296 с.

3. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. - СПб.: Союз, 1997.

- 198 с.

4. Кислая Л.Н. Редакционная политика районной прессы (на примере газет Новосибирской области) [Электронный ресурс]: автореф. дисс. ... канд. филолог. наук. / Л.Н. Кислая. - Режим доступа: http://elar.usu.ru/bit-stream/1234.56789/1502/1/urgu0610s.pdf. - Загл. с экрана.

5 Данные с официального сайта ООО «Бизнес Медиа Консалт» - консалтинговой компании, специализирующейся на работе с печатными СМИ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.bmconsult.ru/company.

6. Орлов А.И. Менеджмент. - М.: Издательство «Изумруд», 2003. -298 с.

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ СФЕРЫ УСЛУГ

© Хохлова С.В.*

Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, г. Санкт-Петербург

В статье представлены возможные подходы стратегического управления предприятием сферы услуг в период ускоренного развития внешней среды.

Элементами стратегического менеджмента в рамках процессного подхода являются 1) анализ и прогнозирование развития внешней среды; 2) оценка ресурсного потенциала; 3) формирование альтернатив управленческих решений, их оценка и выбор и 4) реализация стратегической программы в пространстве и времени.

Основная задача, выполняемая на начальном этапе, заключается в том, чтобы определить потенциальные угрозы и возможности внешней среды на долгосрочную перспективу, с учетом основных направлений деятельности предприятия и накопленного опыта рыночных отношений.

В настоящее время для предприятий сферы услуг особенно актуальным становится проведение непрерывного и подробного анализа внешней макросреды. Это связано с тем, что на систему услуг оказывает влияние ускоренное развитие научно-технического прогресса. Так, например, новые телекоммуникационные и компьютерные научно-технические разработки способствуют появлению новых технологий и нового оборудования на рынке услуг. Это в свою очередь ведет к неоднократному увеличению предложений по различным видам услуг, делает возможным производство услуг в конвейерной форме, способствует действию «опытной кривой» масштаба производства услуг. К таким услугам относятся розничная торговля, услуги связи, автомойки, гостиничное и банковское обслуживание, где при установке специального автоматически считывающего, компьютерного оборудования работа предприятия может осуществляться и без привлечения человеческих ресурсов, что позволяет снижать себестоимость услуг.

* Доцент кафедры Менеджмента организации, кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.