УДК 070 (09)
Е. В. Евдокимова
Институт филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета ул. Вилюйская, 28, корп. 3, Новосибирск, 630126, Россия
E-mail: evelven@mail.ru
РЕДАКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЖУРНАЛА «КРАСНАЯ СИБИРЯЧКА»
В 1920-1930-Е ГОДЫ
Рассматриваются основные направления редакционной политики журнала «Красная сибирячка», осуществляемой в 1920-1930-е гг., анализируется опыт печатного издания в организации обратной связи.
Ключевые слова: журнал, 1920-1930-е гг., редакция журнала, редакционная политика, обратная связь.
Редакции большинства современных федеральных и региональных печатных периодических изданий практически перестали интересоваться суждениями представителей их целевой аудитории по острым, злободневным вопросам. Это проявляется в отсутствии интереса у журналистов в работе с письмами и авторскими материалами, в отказе от проведения анкетирования и соц-опросов читателей. Однако привлечение и удержание внимания аудитории печатных изданий с помощью активизации редакционного интереса к ее мнению, несомненно, является одним из важнейших факторов повышения популярности издания. На это и ориентировались советские журналисты в период создания ими печати нового типа. Разумеется, мы не призываем сотрудников современных редакций копировать формы и методы, которые использовались для установления обратной связи с читательской аудиторией в 1920-1930-е гг., однако исторический опыт помогает нам осмыслить процессы, происходящие в современной журналистике. В 1920-е гг. читатели советской периодики, при всем идеологическом прессинге, оказываемом на них со стороны СМИ, тем не менее ощущали себя соавторами, сотворцами газет и журналов. Их мнение было важным для редакции, их произведения публиковались, а вопросы не оставались без ответов.
Данная статья посвящена анализу редакционной политики первого сибирского женского журнала «Красная сибирячка» (19221939), который в этом контексте до сих пор не рассматривался.
Появление новых газет и журналов в Сибири в начале 1920-х гг. сопровождалось непростой ситуацией, характерной для всей печати страны. В период глубокого, главным образом финансового кризиса «продолжительность жизни» тех или иных изданий зависела от ряда факторов, и в первую очередь от их редакционной политики. В трактовке данного понятия мы разделяем точку зрения Л. Н. Кислой, считая, что в нем «отражена сущность явления как комплекса коммуникаций редакции с аудиторией, властью, учредителями, конкурентами и т. д., которые проявляются в форме не только информационной, но и организационной, рекламной, финансовой, кадровой работы» [2009].
Основная цель, которую стремятся реализовать редакционные коллективы, заключается в завоевании и удержании внимания своей аудитории. Редакциям же большинства литературно-художественных и общественно-политических журналов, появившихся в Сибири в 1922 г., эту цель реализовать не удалось. Отсутствие четкой программы издания, случайный отбор материала, смутное представление о целевой аудитории
1818-7919
Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2013. Том 12, выпуск 6: Журналистика © Е. В. Евдокимова, 2013
приводило к появлению журналов-«одно-дневок». Так, после выхода одного-двух номеров прекратили свое существование общественно-политический журнал «Пролетарские побеги» (Новониколаевск), литературно-художественный «Таежные зори» (Новониколаевск), сатирические журналы «Микроскоп» (Омск), «Скорпион (сибирский)» и «Язви-те» (Новониколаевск) и ряд других изданий.
Нежизнеспособность предрекали и журналу «Красная сибирячка», вышедшему в 1922 г. в Новониколаевске в качестве печатного органа отдела работниц и крестьянок Сиббюро ЦК РКП. Первый же его номер подвергся резкой критике со стороны журнала «Сибирские огни», который сам только что появился, но уже успел заявить о себе как о центре литературно-научных сил. В обзоре журналов «Красная сибирячка» критиковалась за отсутствие целенаправленной деятельности, за игнорирование фактора аудитории: «Кто адресат? Зачем 5 тысяч тираж?» Предлагалось немедленно реорганизовать новое издание, так как «физиономия журнала тогда легче определится, он сможет захватить более широкие массы читателей» (Сибирские огни. 1922. № 3. С. 215). Однако в отзыве редакции журнала «Коммунистка» «Красная сибирячка» получила позитивную оценку, приведенную в работе И. В. Гареевой: отмечалось разнообразие журнала, современность материалов, а к недостаткам относились верстка и «плохая печать» [2007]. Прислушавшись к мнению «Сибирских огней», редакция критикуемого журнала сделала верный выбор.
Именно реорганизация «Красной сибирячки», заключавшаяся в изменении редакционной политики (ориентации на аудиторию), позволила не только сохранить печатное издание, но и привела к значительному увеличению тиража журнала (от 2 тыс. экз. в месяц в 1925 г. до 13 тыс. в 1929 г.). Каким же образом «Красная сибирячка» удерживала своего читателя? В первую очередь, привлекательной для большинства аудитории центральной темой публицистических и литературных произведений.
В начале 1920-х гг. литературный отдел в «Красной сибирячке», в котором помещались рассказы и стихотворения местных авторов, занимал '/3 от всего объема издания. В художественном отношении публикуемые «пробы пера» были далеки от идеала, но они выполняли одну из главных задач журнала. Основная линия, которую проводила «Крас-
ная сибирячка», в первую очередь была связана с тезисом о свободе женщины, о ее полном освобождении от домашних обязанностей. Идея находила реализацию в материалах разных публицистических и литературных жанрах: идеологических статьях, зарисовках, рассказах. В статьях недвусмысленно объяснялись причины несчастливой женской доли, заключающейся в зависимости от мелочей домашнего уклада: «Семья, дети, стирка, починка, квашня, пряжа, горшки, телята, цыплята и т. п. держат ее в плену, забивают ей голову, тяжелыми гирями виснут на ногах. Надо стараться освободить женщину от этих мелочей, дать ей широкую дорогу в общественность» (Красная сибирячка. 1922.
№ 22). Сюжетная линия рассказов строилась на сопоставлении жизни разных семей, живущих «по-старому» и «по-новому», из которого читательницы могли сделать вывод о несомненных преимуществах нового общественного уклада.
С 1923 г. стихийно появляющийся на страницах журнала материал стал оформляться в постоянные рубрики: «Советы агронома», «Слушай советы врача», «Хорошие книги», «Советуем прочитать», что, несомненно, стимулировало внимание аудитории.
Но главным образом редакция журнала поддерживала интерес к своему изданию организацией прочной обратной связи -публикацией заметок работниц и крестьянок. С точки зрения жанрообразующих признаков подобные «заметки» не выдерживали никакой критики, к тому же они, как и большинство селькоровских материалов в других газетах и журналах, зачастую не подлежали тщательной проверке. Аргументация в критических материалах подменялась обилием сниженной, грубой лексики, однако полуграмотному автору и такой же аудитории аргументации и не требовалось, чтобы ясно обозначить «лицо врага». Редакция выбрала верный тактический ход: разговаривать со своим читателем на одном языке.
К 1925 г. произошли изменения в расположении писем на полосах, которые закреплялись за новыми рубриками: «Работа делегаток и выдвиженок», «Перевыборы в сельсовет», «Производство и быт», что позволяло тематически организовать материал, сгруппировать по рассматриваемым проблемам, а следовательно, облегчить его восприятие. Редакция журнала переориентировалась на новую форму взаимодействия
с аудиторией: в первую очередь, «Красная сибирячка» стала советчиком и помощником. Эта роль журнала подчеркивалась в каждом номере, находя реализацию в новых рубриках: «Беседы с делегатками», «Наша веселая страничка».
Редакция не просто публиковала материалы селькоров и рабкоров, но и работала с авторами, пыталась обучать азам профессионального мастерства. Постоянное реагирование редакционного коллектива на материалы внештатных корреспондентов, присланные для публикации, демонстрировала появившаяся и закрепленная на предпоследней полосе рубрика «Почтовый ящик». Анализ заметок рабкоров и селькоров, предлагаемый сотрудниками «Красной сибирячки», не отличался глубиной, но в то же время содержал указание на типичные недостатки в создании журналистского текста. Это могло быть либо отсутствие информационного повода - «Вы пишете только призывы, а надо писать о работе делегаток» (Красная сибирячка. 1926. № 1. С. 35), либо нарушение оперативности -«Ваша заметка не пойдет, она запоздала» (Красная сибирячка. 1926. № 2. С. 32), или достоверности - «Не можем поместить, факт проверить надо» (Там же).
Редакция журнала давала рекомендации по поводу выбора темы и проблемы для создания журналистских материалов: «Селькорки, пишите в летние месяцы о том, где и как организуются ясли, как относятся к ним крестьянки, что нового вводится в сельском хозяйстве. А вы, рабкорки, пишите о вашем участии в производственных совещаниях о вашей работе в деревне во время отпуска» (Красная сибирячка. 1926. № 5. С. 24).
При этом сотрудники журнала, критикуя материалы читателей, сами зачастую не придерживались терминологической точности в отношении журналистских жанров. Так, подвергая критическому анализу материалы селькорок, редакция зачастую допускала неоправданные синонимические замены: «В своей статье вы пишете только о своей личной жизни и ни одного слова о работе своей и других. Такая заметка не интересна для читателей, поэтому она не пойдет. Напишите о вашей работе в кооперации, тогда корреспонденцию используем» (Красная сибирячка. 1926. № 1. С. 36).
Степень доверия аудитории к своему изданию усиливало и появление на его страницах критических заметок в адрес не только классового врага-кулака, но и по
отношению к отдельным представительницам женских крестьянских комитетов: «Делегатка Мостовая Мария устроила гулянку и напилась, как говорят, пальцы не гнутся и черти в глазах летают. Муж Марии принес веревку и начал ее связывать. А Мария каталась по полу и кричала: “Не смейте связывать свободную женщину. Я на собрании с докладом выступать должна”» (Красная сибирячка. 1929. № 2. С. 14).
Литературные произведения авторов (рассказы, стихи и очерки) характеризовались тоже лаконично, однако члены редакционной коллегии пытались критический разбор сделать доступным для понимания малообразованной аудитории: «Стихотворение “Спор” не пойдет. В этом стихотворении вы прямо подражаете Лермонтову: “У Казбека с Шат-горою был великий спор”», «Частушки у вас написаны очень хорошо. Стих вам дается легко. Но вы так увлекаетесь формой, что совершенно забываете о содержании. В результате в частушках есть целый ряд нелепостей... “в ясли деток отдала, чтоб не быть с обузою”. Это уж очень разухабисто, детей в ясли мы отдаем вовсе не для того, чтобы отделаться от лишней обузы...» (Красная сибирячка. 1926. № 3. С. 36).
Особое внимание редакция уделяла распространению журнала. Для привлечения читательниц и расширения их круга в объявлениях о подписке на «Красную сибирячку» в 1926 г. в первую очередь подчеркивалась ее литературная составляющая («помещает интересные рассказы, стихи и песни»), делался акцент на изменении жизни женщины («рассказывает о том, как передовые женщины-крестьянки строят свою новую жизнь»), и лишь потом сообщалось о наличии статей по общественнополитическим и сельскохозяйственным вопросам.
Читательниц, принимающих активное участие в создании журнала, редакция материально стимулировала, о чем и сообщала: «В декабре редакция всем корреспондентам, написавшим по две и более заметки, за последние четыре месяца выслала вознаграждение по почте, начиная с суммы не менее 1 рубля. Тем корреспондентам, стоимость заметок которых расценивается менее 1 рубля, будет высылаться журнал в счет вознаграждения» (Красная сибирячка. 1926. № 1. С. 36).
К 1927 г. активность рабселькорок возросла в 3 раза, о чем и было сообщено в статье, посвященной пятилетнему юбилею
журнала. В 1926 г. корреспонденток было 167 чел., к сентябрю 1927 г. их число увеличилось до 567 чел. Ежемесячно в журнал поступало до 60-70 корреспонденций, а в зимние месяцы количество писем увеличивалось до 150.
Однако к концу 1927 г. наметилось ослабление связи с аудиторией, вызванное следующими причинами: во-первых, участившимися отказами журнала публиковать авторские материалы (по этому поводу редакция замечала, что отчасти корреспондентки виноваты сами, забывая указывать место происходящих событий, а также свои данные), а во-вторых, жалобами подписчиков на несвоевременную доставку журнала (редакция по этому вопросу советовала обращаться в почтовые отделения).
Для того чтобы активизировать обратную связь, «Красная сибирячка» внедрила новую форму работы: пригласила читательниц к обсуждению рассказов, опубликованных в журнале. Такие попытки редакция предпринимала и раньше, однако все они были безуспешными. Тогда «Красная сибирячка» поместила структуру отзыва, представляющую собой перечень вопросов, на которые читательницам предлагалось ответить. Подобная тактика дала неплохие результаты: полторы полосы журнала № 6 за 1927 г. отданы под отзывы читательниц о рассказе О. Тяжельниковой «Мазаная».
Редколлегия просила читательниц присылать отзывы и о самом журнале, сообщать, какие вопросы им плохо освещаются.
В 1928 г. в объявлении о подписке редакция объявила приоритет в журнале статей по политическим вопросам, о хозяйственном и культурном строительстве, о кооперации. Несомненно, уменьшение доли литературного материала (1/9 от общего объема номера) в пользу статей общественнополитического характера повлияло на читательскую активность. Средний тираж журнала за два года претерпел существенные изменения: от 9 500 экз. в 1926 г. до 5 500 экз. в 1928. Для поднятия тиража «Красная сибирячка» объявила о льготах, предоставляемых активным участникам подписки: «Каждая работница и крестьянка, “завербовавшая” девять подписчиков, получит бесплатно номер журнала на тот срок, на который было собрано большее число подписчиков» (Красная сибирячка. 1928. № 1. С. 24).
Редакция издания постоянно акцентировала внимание на том, что выход очередно-
го номера, в частности два раза в месяц, зависит от фактора аудитории: «Чем больше будет подписчиц на журнал, тем больше у редакции будет возможностей для расширения и улучшения журнала» (Красная сибирячка. 1928. № 7. С. 23).
С начала 1930-х гг. нововведения в области взаимодействия редакции с аудиторией были связаны с созданием групп содействия «Красной сибирячке». Основная задача, стоящая перед каждым объединением, заключалась в продвижении печатного издания в среду сельских активисток, колхозниц и совхозниц. В задачи группы входила не только вербовка подписчиков, но и контроль за доставкой почтой газет и журналов. Сообщения о количестве «завербованных» помещались в журнале: «Делегатки Куликовского района Каменского округа завербовали 386 подписчиков» (Красная сибирячка. 1930. № 4. С. 17).
В 1932 г. с 1 по 15 января редакция объявила двухнедельник распространения печати под лозунгом: ни одной грамотной женщины без подписки на женский журнал, а через год - конкурс на лучшее распространение журнала «Красная сибирячка», с премиальным фондом, состоящим из библиотечек различной ценности.
В 1930-е гг. редакция продолжала определять круг тем, по которым предлагала писать делегаткам: о ликвидации кулака, об отношении к этому беднячек и середнячек, о переходе на сплошную коллективизацию селений и районов. Внимание аудитории «Красная сибирячка» удерживала введением иллюстративного материала: фотоотчетов, фотомонтажей, карикатур, рисунков. Усилилась работа с авторами: журнал публиковал примеры негативных заметок, перегруженных цифровым материалом, анализировал их.
В 1935 г. журнал имел средний тираж 9 тыс. экз. Впервые редакция провела социологическое исследование, поместив в № 9 анкету, в которой читательницам предлагалось ответить на 8 вопросов. Редакцию интересовало мнение своей потенциальной аудитории по поводу содержательной модели издания (что кажется в журнале неинтересным, востребованы ли читательницами существующие рубрики, насколько журнал практически ориентирован, помогает ли он разобраться в основных общественно-политических вопросах) и по вопросам его распространения (своевременно ли журнал попадает к подписчицам). Анкеты не были анонимными, предлагалось указать полные данные респондента.
Результаты анализа анкет нам обнаружить не удалось, нет сведений ни об их количестве, ни о характере высказанных мнений, но с № 18 в «Красной сибирячке» появились «Страничка малышей» и новые рубрики «Советы хозяйкам», «Советы по кулинарии», образцы вышивок, фасоны платьев. Причем редакция просила подписчиц присылать отзывы об узорах, сообщать, для каких предметов они хотели бы их иметь: для подушек, ковров, детских или женских платьев, просила присылать свои рисунки. В 1938 г. журнал представил новую рубрику «Календарь событий», в которой ежемесячно рассказывалось о важнейших мировых событиях, происходивших в определенном месяце.
В том же году «Красная сибирячка» стала издаваться нерегулярно из-за отсутствия фонда бумаги. Сложившуюся ситуацию редакция журнала в № 12 пыталась объяснить следующим образом: «Номер 12 рассылается с запозданием, потому что управление газет и издательств не позаботилось о своевременном обеспечении журнала бумагой» (Красная сибирячка. 1938. № 12. С. 17). От подписчиков начали поступать многочисленные жалобы, временные промежутки между выходами номеров увеличились, что привело к закономерному результату: в 1939 г. вышел последний номер журнала 1.
Таким образом, литературно-художественный и общественно-политический журнал «Красная сибирячка» выходил в течение 17 лет во многом благодаря грамотной реализации редакционной политики, нашедшей
отражение в разнообразных формах работы, связанной с популяризацией издания. Постоянная реорганизация содержательной и композиционной моделей издания (изменение имеющихся рубрик и введение новых), активная работа с внештатными авторами (публикация материалов и их рецензирование), вовлечение аудитории в распространение журнала с применением стимулирующих методов, анкетирование - все это способствовало укреплению обратной связи с аудиторией и, несомненно, выделяло журнал из печатных изданий подобного типа.
Список литературы
Гареева И. В. История возникновения женского журнала «Красная сибирячка» // 150 лет периодической печати в Сибири: Материалы Регион. науч. конф., посвящ. 150-летию издания в Сибири «Губернских ведомостей». Томск: Изд-во ТГУ, 2007. С. 90.
Кислая Л. Н. Редакционная политика районной прессы (на примере газет Новосибирской области): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2008.
Список источников
Красная сибирячка. 1922-1939.
Сибирские огни. 1922. № 3.
1 ГАНО. Ф. 4. Оп. 3. Д. 295. Л. 173. Материал поступил в редколлегию 11.12.2012
Е. V. Evdokimova
EDITORIAL POLICY OF «KRASNAYASIBIRYACHKA» (RED SIBERIAN) MAGAZINE
IN 1920-1930s
The article considers the main directions of «Krasnaya Sibiryachka» editorial policy, implemented in 1920-1930s, the experience of the printed publication in organization of feedback is analyzed.
Keywords: magazine, 1920-1930s, magazine editorial board, editorial policy, feedback.