УДК 81'1
РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ЯЗЫКОЗНАНИИ
В.Е. Сабитова
Аннотация. В статье освещены основные подходы к изучению теории речевых жанров в России. Автор обращает внимание на исторические предпосылки современного этапа исследования данного вопроса. Приведены примеры актуальных направлений в изучении понятия речевого жанра. Помимо этого, автор упоминает речевые стратегии и тактики как еще один способ системно описать процесс формирования коммуникации и как примеры факторов, влияющих на него.
Ключевые слова: теория речевых жанров, речевые жанры, речевые стратегии и тактики, высказывание, коммуникация
Теория речевых жанров (ТРЖ) стала одним из самых важных направлений лингвистики, а именно теории дискурса. Изучение данного вопроса позволило упорядочить как сведения о функциональной стороне языка, так и системность речи. Несомненно, с течением времени взгляды на эту проблему менялись и продолжают меняться по сей день. Однако на данном этапе развития направления можно сказать, что ТРЖ помогает решать задачи, общие для всех языковых дисциплин (из чего складывается высказывание, почему в определенной ситуации выбираются определенные средства и т.д.) [4, с. 8].
В России изучение речевых жанров началось с М. М. Бахтина. За основу исследования он взял высказывание. Оно более экспрессивно, чем предложение, что позволяет более ясно видеть проявления речевых жанров. Также высказывание имеет автора и адресата, что не может не влиять на определение речевого жанра ситуации. Бахтин рассмотрел три составляющие высказывания: содержание, стиль и композиция. Каждая из них определяется спецификой речевой ситуации, и каждая сфера общения формирует отдельные уникальные устойчивые типы комбинаций составляющих. Эти типы и были определены им как речевые жанры. М. М. Бахтин разделил речевые жанры на устные и письменные, объясняя их разнородность. Также он выделил первичные и вторичные (более сложные) речевые жанры, элементами которых они и являлись. Помимо этого, он указал на связь речевых жанров со стилем речи с одной стороны и с индивидуальными чертами личности говорящего - с другой [1, с. 159-206].
Именно М. М. Бахтин своими исследованиями дал старт коммуникативному изучению РЖ (как одного из признаков коммуникации), а также когнитивному изучению РЖ, без чего невозможны теории современных речеведческих наук. Бахтин описал типичную модель высказывания, фактически, как фрейм. Однако его исследования привели к формированию одной из трудностей современной ТРЖ. Основная часть методики и теории по изучению данной категории коммуникации опирается на его тезисы, тем самым продолжая уже известную теорию.
Другой трудностью современной ТРЖ В. В. Дементьев называет совпадение ее системы понятий с теорией дискурса. Учитывая, что в обоих направлениях используются похожие категории, можно в какой-то степени возвести понятия дискурсивной лингвистики к теории жанров, поэтому само понятие жанра может считаться избыточным [4, с. 9-13].
Также среди трудностей автор отмечает отсутствие системы существующих жанров, несмотря на достаточную изученность некоторых их разновидностей. Более того, отсутствует и понятийная система данной категории, ведь даже само понятие «жанр» до сих пор трактуется учеными по-разному и единой точки зрения по этому вопросу всё еще нет [2].
Другим важным пунктом отечественного изучения речевых жанров являются труды Оксаны Сергеевны Иссерс. В ее исследованиях мы можем видеть понятие «речевые стратегии и тактики», которое схоже с понятием речевых жанров. Появление новых по-
2018, том 2
№ 4 (7)
В.Е. Сабитова РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ЯЗЫКОЗНАНИИ
нятий подчеркивает усиление прагматических подходов к анализу языка и речи. Оно было обусловлено несколькими факторами:
1) коммуникативный фактор. Очевидно, что не всегда результат речевой деятельности достигается путем применения лишь одного средства. Помимо того, что это всегда целый комплекс средств, также мы можем наблюдать, что в процессе общения средства коммуникации постоянно изменяются. Поэтому стало ясно, что такой комплекс мер является не просто средством выражения мысли, а отдельной лингвистической категорией.
2) несоблюдение говорящими Принципа Кооперации П. Грайса [3]. Часто коммуниканты для достижения результата пытаются навязать свое мнение собеседнику, уклоняясь от вступления в диалог с ним, что по сути является нарушением кооперации. Это доказывает, что говорящие осознают стратегическое значение дискурса.
3) риторический фактор. Чаще всего в процессе говорения участники пытаются максимально оптимизировать коммуникацию - привлечь внимание собеседника, акцентировать ту или иную информацию, иными словами, средствами регулирования процесса общения пытаются добиться лучшего результата. Яркий пример такой коммуникации мы можем наблюдать в рекламных текстах, где даже намеренные ошибки могут регулировать степень успешного восприятия результата.
4) когнитивный фактор. Средствами коммуникации говорящие могут в какой-то степени влиять на мир собеседника, и такое общение зависит напрямую от сознания адресата и адресанта.
5) социопсихологический фактор. Выбор того или иного средства коммуникации подразумевает его полное соответствие нормам данной речевой ситуации.
6) лингвистический фактор, ведь любой говорящий сможет по-разному осуществить то или иное коммуникативное намерение, если ему предоставить выбор [6].
7) эстетический фактор. Выбор определенной речевой тактики может «создавать впечатление», что иногда необходимо для коммуникантов. И чтобы произвести это самое впечатление, участники общения порой выбирают более осложненные тактики. [5, с. 177-181].
Другое понятие, речевая стратегия, складывается из совокупности речевых действий, используемых для достижения коммуникативной цели. Важной составляющей частью речевой стратегии О.С. Иссерс называет прогнозирование. Чтобы правильно выбрать речевую стратегию, говорящий должен уметь анализировать речевую ситуацию и уметь прогнозировать ее. Для того, чтобы построить стратегию для будущей коммуникации, необходимо обладать тремя видами данных для построения диалога:
• Что предстоит (вид речевого акта)
• Как настроены коммуниканты (на кооперацию или конфронтацию)
• Какими признаками можно описать речевую ситуацию (например, формальное или неформальное общение)
Таким образом, становится ясно, что планирование речевой стратегии - это не просто конструирование высказываний, но и результат восприятия и интерпретации информации коммуникантами [5, с. 181-184].
В целом, можно сказать, что на современном этапе развития теории речевых жанров мы можем охарактеризовать данное направление двойственностью его природы. С одной стороны, это широта изучаемого явления, например, В. В. Дементьев в книге «Теория речевых жанров» выделяет около 250 жанров, при этом указывая на приблизительный характер списка. То есть получается, что речевых жанров на самом деле - бесчисленное множество, которое, разумеется, сложно систематизировать и изучить. С другой стороны, это неизученность речевого жанра как категории, что является логическим продолжением его безграничности. Стоит отметить, что на это указывал М. М. Бахтин уже в середине XX века.
Литература
1. Бахтин М.М. Собр. соч. - М.: Русские словари, 1996. - Т.5: Работы 1940-1960 гг. - С.159-206.
2. Гольдин В. Е. Проблемы жанроведения // Жанры речи. Вып. 2. Саратов, 1999.
3. Грайс П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. М., 1985.
4. Дементьев В. В. Теория речевых жанров. - М.: Знак, 2010. - 600 с. - (Коммуникативные стратегии культуры).
5. Иссерс О.С. Речевое воздействие: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью» / О.С. Иссерс. - М. : Флинта : Наука, 2009. - 224 с
6. Серль Дж. Р. Косвенные речевые акты // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. Теория речевых актов. М., 1986. С. 195-222.
Сведения об авторе
Сабитова Вероника Евгеньевна, Студент магистратуры Казанского (Приволжского) федерального университета, e-mail: [email protected]
SPEECH GENRES AS THE OBJECT OF STUDYING IN RUSSIAN LINGUISTICS
V.E. Sabitova
Abstract. In this article, basic approaches to studying of the theory of speech genres in Russia are reviewed. Author underlines historical background of modern stage of research. Examples of main branches of studying of this issue are given. Besides, author refers to speech strategies and tactics as another way of systemic description of communication formation and as the examples of factors influencing it.
Key words: theory of speech genres, speech genres, speech strategies and tactics, utterance, communication
Data about the author
Sabitova V., Master's Student, Kazan (Volga Region) Federal University, e-mail: [email protected]